Что такое штатив для фотоаппарата
Все, что нужно знать о штативе
Для начала, давайте разберемся с преимуществами и особенностями использования штатива для съемок.
Зачем мы используем штатив?
Во-первых, штатив применяется в съемках для того, чтобы повысить резкость и глубину резкости в изображениях. Это получается за счет того, что штатив удерживает камеру в статичном состоянии, предотвращая вибрации, когда вы снимаете на длинной выдержке.
Если вы снимаете с большим и тяжелым объективом, наверняка руки быстро устанут. Штатив в таком случае служит в качестве опоры и стабилизатора. Со штативом вы можете понижать ISO, при этом качество будет оставаться высоким.
Со штативом значительно удобнее выстраивать композицию кадра, так как камера устойчива, а горизонт гораздо проще выровнять.
Разумеется, без штатива совершенно невозможно снимать панорамы и HDR фото, которые требуют очень ровного удерживания камеры в одном положении, или в повороте. Съемки на таймере, или ночью так же невозможны без штатива. Точно так же, его использование предпочтительно при съемке макро, использовании внешней вспышки, отражателей и других аксессуаров и в общем-то, во многих других случаях.
Из чего состоит штатив?
Как правило, конструкция штатива весьма проста и очевидна, но давайте рассмотрим ее в подробностях.
Самые бюджетные штативы, как правило не допускают замены головки и наконечников, а у некоторых из них нет центральной штанги. В более дорогих вариантов, напротив, практически все части можно менять, а головка штатива продается отдельно, так что можно приобрести одну или несколько сменных.
Что стоит учитывать при работе со штативом?
Есть и вещи, которые могут показаться неудобными, когда вы снимаете со штатива, но настоящий фотограф, как правило, с ними мирится. Тем не менее, посмотрим на некоторые из них. Штативы добавляют вес и объем ко всему вашему фотобагажу. Путешествовать с ними не всегда просто, хотя есть и удобные варианты чехлов и креплений на рюкзаки. Штативы не так просто использовать, если вы снимаете на оживленной улице или в городе. Стоимость штатива, конечно, тоже скажется на общих тратах на фотооборудование. На установку штатива всегда требуется время, а пользоваться штативом тоже нужно уметь, иначе можно повредить камеру.
9 факторов хорошего штатива
Перед тем, как покупать свой первый штатив, обязательно обратите внимание на 9 основных факторов, которые отличают один штатив от другого, и которые окажутся очень важны, когда вы непосредственно перейдете к съемке.
Какой вес выдерживает штатив
Менять штатив с каждой обновкой окажется слишком дорого и неудобно, поэтому обязательно учитывайте этот показатель.
Если ошибиться в подборе штатива, он может попросту сломаться, повредив и камеру, и объектив. В идеале, штатив должен выдерживать в 1.5 или 2 раза больший вес, нежели у вашей аппаратуры на данный момент. При этом, помните и о том, что иногда вам придется надавливать на камеру и, соответственно на штатив, что тоже добавляет тяжести.
Высота штатива
Если вы приобретете штатив с головкой в комплекте, то высота штатива с головкой должна находиться на уровне подбородка. Если штатив со сменной головкой, то без нее его высота должна быть на уровне плеча.
Высота важна еще и в случае, если вы планируете путешествовать со штативом. Он должен помещаться в машину и багаж.
Вес и конструкция штатива
Удобнее всего, когда штатив без головки весит около 2 кг.
Ноги штатива
Наконечники ножек
Центральная штанга
Центральная штанга есть не у каждого штатива. Она позволяет просто контролировать высоту штатива и, соответственно, камеры. Это довольно удобно, особенно при съемках пейзажей.
Однако, есть у центральной штанги и опасные моменты. По сути, она не так устойчива как ноги штатива и создает эффект монопода, помещенного на штатив. Это несколько противоречит концепции. При съемке на тяжелый телеобъектив штанга может создать нежелательные вибрации, поэтому для такой фотографии больше подойдет штатив без нее. Если вы выбираете штатив со штангой, всегда смотрите, насколько высоко она выдвигается.
Штативная головка
Шаровая головка позволяет только закреплять и ослаблять крепеж. Она удобна и позволяет легко поворачивать камеру. Карданная головка предназначена для очень тяжелых телеобъективов (300мм+). Такие головки подходят для спортивных съемок и очень удобны.
Быстрый съем
Устойчивость
Ну вот мы и подошли к последнему пункту, который, однако, очень важен. Тяжелый штатив вовсе не обязательно более устойчив или крепок. Вам придется снимать в различных условиях, на различных поверхностях и в различную погоду. И все это штатив должен обязательно выдерживать, при этом, удерживая камеру в ровном положении. Проверить это можно только на практике, но всегда перед съемкой старайтесь убедиться в том, что камера стоит ровно и все ноги штатива имеют упор.
Как выбрать штатив и монопод
На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.
Штативы-треноги
Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:
Штатив Falcon Eyes S-021
Штатив Polaroid Flexible
Штатив Falcon Eyes МТ-0024
Штатив Falcon Eyes МТ-0011
Штатив Manfrotto BeFree MKBFRA4-BH
Штатив Manfrotto 475B
Тип головы и назначение штатива
Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:
Штативная голова Manfrotto MHXPRO-BHQ6
Штативная голова Benro HD-38
Такие головы хороши для максимально точного позиционирования камеры. Существуют также головы с редукторным механизмом, позволяющие еще более точно, буквально на градусы, регулировать наклон и поворот.
В конструкцию хорошей видеоголовы может быть включен механизм, называемый контрбаланс, который не позволяет камере самопроизвольно наклоняться и возвращает её в нормальное положение.
Также, у подобных голов присутствует возможность регулировки усилия вращения, для максимальной плавности в конкретной ситуации съемки.
Штативная голова Manfrotto MVH500A
Панорамная штативная голова Sirui PB-10
Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.
Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.
Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.
Штативная голова Sirui G-20KX
Голова штатива Manfrotto Compact Light
Сами площадки могут:
Штативная голова Kingjoy KH-6500
Штативная голова Manfrotto 468MGRC3
Штатив Manfrotto Compact Action
Конструкция штатива
Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.
Фиксация ног штатива на защелках
Фиксация ног штатива на поворотных муфтах
Поворот ног штатива в обратную сторону
Штатив с дополнительными распорками между ногами и центральной колонной
Штатив с центральной колонной, которая поворачивается на 90 градусов
Укороченная центральная колонна у штатива
Штатив с крюком на центральной колонне
Шипы и резиновые наконечники на ножках штатива
Материалы штатива
Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.
Фактура карбона на ножках штатива
Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.
Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:
Размеры штатива
Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.
Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:
Штативы Benro
Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:
Модель | Кол-во секций | Макс. высота | Длина в сложенном вид | Вес штатива | Максимальная нагрузка |
A200FBH00 | 3 | 1315 мм | 540 мм | 1070 г | 2500 г |
A650FKB2 | 4 | 1714 мм | 649 мм | 2300 г | 8000 г |
Моноподы
Моноподы, несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.
Монопод Manfrotto 694CX
Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.
Моноподы для видеосъемки
Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:
Монопод Manfrotto MVM500A
Выводы
Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.
А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.
Необходимость в фотоштативе и как его выбрать
В настоящее время очень многие люди увлекается фотографией. Кто-то просто публикует красивые снимки в своих аккаунтах в социальных сетях, кто-то ведет более профессиональный блог, а кто-то устраивает фотовыставки своих работ. Во всех этих случаях для создания красивого и качественного контента помимо камеры требуются дополнительных средства и аксессуары. Одним из них является штатив. В каких случаях он нужен, и на что стоит обратить внимание при его выборе рассказываем в данной статье.
Что такое штатив?
Конструкция штатива обычно включает следующие части:
В каких случаях нужен штатив?
Штатив обычно необходим в следующих случаях:
Материалы
Сейчас на рынке есть как дорогие, так и не дорогие производители. При чем практически у каждого из них в ассортименте имеются штативы разного ценового диапазона: от бюджетных до премиальных. Сократить стоимость продукта позволяют, прежде всего, используемые материалы.
Самыми бюджетными являются штативы, выполненные из пластика. Но они и наименее надежные, тяжелую камеру не выдержат. Считается, что чем меньше в конструкции пластика, тем она прочнее. Некоторые хорошие недорогие варианты имеют металлическую основу и пластиковую фурнитуру.
Более прочными, но в то же время недорогими, являются штативы из алюминия или его сплавов. Такие устройства по-прежнему легкие, но позволяют использовать камеру с тяжелым объективом.
Более дорогими и более прочными считаются аппараты из композитных материалов (прежде всего, из карбоновых волокон). Карбон — легкий и прочный, он способен выдержать большие нагрузки.
И наконец, самые дорогие устройства изготовлены из стали. Они обеспечивают супер точную фиксацию, люфтить и шататься ничего не будет. Их минусом (помимо высокой цены) является большой вес.
Ноги и количество секций
Выделяют два вида ножек штатива: трубчатые и нетрубчатые. Все ножки из карбона имеют трубчатую форму и оснащены резьбой для закрепления, в то время как металлические штативы могут оснащаться различными формами с откидным замком. В зависимости от максимальной высоты на ножках штатива может быть от 3 до 5 секций. Чем больше секций, тем выше штатив и чуть менее устойчив, но в то же время компактнее в сложенном состоянии. Обычно те, кто перевозят прибор на автомобиле, выбирают более тяжелые стальные штативы из 3 колен. Путешественники же предпочитают более легкие модели из 4-5.
Количество секций также влияет на высоту штатива. Бывают настольные варианты (до метра) и напольные (выше метра). Чем выше штатив, тем он удобнее, поскольку есть возможность выбрать положение от самого низкого до максимального (опять же это увеличивает его габариты). Обычно высоты с человеческий рост достаточно, поскольку выше уже неудобно: для того чтобы поменять настройки камеры, требуется какая-то подставка. На уровне человеческого роста снимаются, например, пейзажи, а с нижнего ракурса осуществляется макросъемка.
У дешевых и дорогих штативов обычно разные типы зажимов для ног. Последние со временем имеют особенность изнашиваться и разбалтываться. Это не относится только к цанговым, которые через какое-то время просто туже закручиваются. Если у штатива обычные защелки, нужно выбирать те, которые регулируются, потому что пластик со временем сотрется и держать уже перестанет. Приятным бонусом могут стать самоблокирующиеся зажимы для ног, поскольку их не нужно удерживать при складывании наверх.
Некоторые продвинутые модели позволяют менять наконечники — их можно просто открутить. Существуют различные типы наконечников для использования в помещении (резиновые или пластмассовые) и на улице (металлические шипы). Если вы не планируете снимать в дождь, снег, на льду или в других экстремальных условиях, стандартных резиновых наконечников, поставляемых в комплекте со штативом, вполне достаточно.
Некоторые модели также оснащены центральной стойкой — ножкой, которая находится посередине штатива и позволяет менять высоту камеры, просто двигая эту ножку вверх или вниз. Однако на наш взгляд, лучше выбирать устройства без нее, поскольку она негативно влияет на устойчивость и создает дополнительные вибрации. Если ваш выбор пал на девайс с центральной ножкой, проверьте, что она может полностью опуститься до того уровня, на котором встречаются ножки штатива. Она никогда не должна колебаться на самом низком уровне.
Высота
Лучше всего приобретать штатив, который соответствует вашему росту. После установки на него камеры, видоискатель должен располагаться на уровне ваших глаз. Нормально, если он находится выше, поскольку есть возможность уменьшить длину, отрегулировав ноги. Если же он намного ниже уровня глаз, вам все время придется нагибаться, что является очень утомительным, особенно если вы постоянно смотрите в видоискатель в ожидании какого-то действия.
Если у вас штатив с несъемной головкой, ее кончик должен находится на уровне челюсти. Если со съемной головкой — ножки должны заканчиваться примерно на уровне плеч.
Другим фактором, на который стоит обратить внимание, является высота штатива в сложенном состоянии, поскольку это влияет на удобство транспортировки.
Устойчивость
Немаловажным фактором при съемке является устойчивость штатива. Установленный штатив должен выдерживать не только ветер, но и случайные порывы. Перед съемкой необходимо убедиться, что камера не перевешивает штатив, в противном случае можно повредить оборудование.
Устойчивость зависит, прежде всего, от двух факторов: веса и ширины ног. Чем тяжелее штатив, тем более он устойчивый. Но поскольку часто его приходится таскать на себе (а это довольно тяжело), лучше выбирать что-то среднее. Кроме того, чем шире расставлены ноги, тем лучше с точки зрения устойчивости. Но широко расставленные ноги ограничивают высоту подъема. Таким образом, пользователь или жертвует высотой и получает максимальную устойчивость, или наоборот.
Головка
Головка штатива является наиболее важной частью системы, поскольку отвечает за надежное удержание камеры и управление ее движением.
Самые дешевые модели оснащаются не съемными головками. Однако если такая головка сломается, штатив придется выкинуть. Штативы чуть дороже уже имеют возможность использовать сменную головку с посадочной резьбой ⅜ дюйма (хотя бывают и четверть дюймовые, но они обычно снабжаются специальным переходником под ⅜). Основных типов таких головок три (у каждого есть свои плюсы и минусы):
Также стоит обратить внимание на то, через что штатив крепится к камере. В более дешевых версиях напрямую вкручивается винт, а в более продвинутых есть специальные площадки, которые всегда остаются под камерой. Благодаря им можно очень быстро снимать и ставить камеру на штатив, не теряя времени. Лучше выбирать площадку для камеры формата Arca Swiss, поскольку под нее выпускается большое количество аксессуаров.
Головка подбирается не только по диаметру под штатив, но и под камеру, только не по максимальному весу фотоаппарата, а по среднему, поскольку максимальный вес головка будет держать не очень устойчиво. Преимуществом всех типов сменных головок является возможность в случае поломки заменить ее на новую с соответствующей резьбой.
Штативы компании Raylab
Одним из производителей, который предлагает недорогие, но качественные штативы, является российская компания Raylab. Вкратце расскажем об особенностях конструкций некоторых моделей из ассортимента бренда.
Raylab MT — компактный штатив, выполненный из прочного АБС-пластика и алюминиевого сплава. Он подходит для использования вместе со смартфонами, экшн-камерами и фотоаппаратами весом до 2 кг. Гаджет оснастили шаровой головкой, которую можно регулировать по всем осям, с винтовыми креплениями и универсальной площадкой. Ноги раздвигаются, что позволяет надежно закрепить камеру в необходимом положении. Рабочая высота находится в диапазоне 16-19 см. При необходимости девайс превращается в монопод, который отлично подходит для репортажных условий и съемки видео в стесненных условиях. Благодаря небольшим габаритам (в сложенном виде 14,5 см в высоту) и малому весу (всего 0,11 кг) устройство можно брать с собой в путешествия.
В отличие от вышеупомянутой модели MTF-SC способен выдержать камеры весом до 3 кг. Он комплектуется держателем для смартфона. Конструкция данного девайса состоит из шаровой головы, встроенной площадки держателя для телефона и гибких ног с прорезиненным покрытием, исключающем скольжение по поверхности. Рабочая высота находится в пределах 12-27 см. Плюсом данной модели является возможность отслеживать правильность позиционирования при помощи пузырькового уровня.
Рейлаб MT-SC также рассчитан для работы со смартфонами, экшн-камерами и фотоаппаратами весом до 3 кг. По сравнению с двумя предыдущими моделями этот штатив имеет ноги с двумя секциями и пятью изменяемыми положениями. Его можно подстроить практически под любые ракурсы и условия.
Переносной штатив Raylab Travel 55, основные компоненты которого выполнены из алюминиевого сплава, предназначен для использования с камерами весом до 4 кг. Полный контроль над процессом съемки обеспечивается благодаря 3D голове с возможностью перемещения в каждой из осей и подвижным ногам, которые можно регулировать в большом диапазоне длин. Среди прочих особенностей, которые оказывают положительный эффект на съемку, можно выделить быстросъемную площадку, обеспечивающую легкость замены камеры, специальный крюк для груза-противовеса, позволяющий добиться необходимых ракурсов, и пузырьковый уровень для контроля наклона камеры относительно линии горизонта.
Основным материалом, использованным при производстве компактного Raylab Travel 63, также является алюминиевый сплав. Как и Travel 55, данный штатив предназначен для использования с камерами весом до 4 кг. Он значительно упрощает съемочный процесс благодаря 3D голове с независимой регулировкой в трех направлениях (камера при этом плавно вращается при помощи удобной ручки), быстросъемной площадке со страховкой от непроизвольного отсоединения, ногам с увеличенной подвижностью, что позволяет устанавливать штатив почти на любую поверхность и пузырьковому уровню. Дополнительным преимуществом является наличие клипсовых зажимов трех секций опор. Они позволяют легко настраивать необходимую высоту штатива, а вместе с выдвижной центральной стойкой обеспечивают съемку с необходимого ракурса.
Грузоподъемность Raylab Pro 65 из алюминиевого сплава также составляет 4 кг. Данную модель оснастили сменной шаровой головой, клипсовыми зажимами и быстросъемной площадкой. Максимально правильную установку камеры гарантируют пузырьковый уровень и специальная шкала позиционирования. Есть возможность использовать Pro 65 в качестве монопода. В этом случае диапазон высот составляет от 48.5 до 165 см. Съемка с минимального расстояния от земли обеспечивается благодаря возможности реверсивной установки камеры. Быструю настройку необходимых высоты и угла обеспечивают ноги с четырьмя настраиваемыми секциями с независимыми клипсовыми зажимами. Штатив можно использовать как на ровных, так и на наклонных поверхностях, горизонтальное положение камеры в обоих случаях сохраняется.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что на цену в первую очередь влияют два фактора:
А тремя основными характеристика, на которые стоит обращать внимание при выборе штатива, являются:
Новичку лучше начинать с дешевых вариантов. Они обычно легкие и компактные, комплектуются чехлом и идеально подходят для путешествий. Если у вас не сложится с фотографией — такой штатив не жалко выкинуть, если сложится — можно будет купить уже другой.