Что такое шпигель на телевидении
ТЕРМИНЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Адресный план – телевизионные планы, по которым понятно, где происходит событие: указатели населенных пунктов, центральные площади, здания администрации, парки.
Акустика передачи – звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе соответствия акустической перспективы с масштабом изображения.
Анонс – краткое сообщение о материалах, запланированных далее в программе. Выходит, как правило, перед рекламным блоком. Главная цель анонса – не столько проинформировать, сколько заинтриговать зрителя, заставить его оставаться с каналом (программой).
БЗ (без звука) – видеоряд с интершумом, но без закадровой начитки корреспондента. Информационное сообщение, текст которого читает ведущий в студии. Бывает с синхроном(ами) (в этом случае иногда используется аббревиатура БЗСХ) или без него.
Блинцы – фрагменты, короткие отрезки прямой речи нескольких людей, которые идут, как правило, в склейке, подряд.
Бэкграунд (от англ. background – «фон», «задний план»): 1. История, подоплека, подноготная какого-либо события, явления, рассказанная корреспондентом. 2. Происхождение, биографические данные героя программы.
Верстка – сборка воедино всей программы с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого материала и возможного сокращения того или иного материала, необходимости перебивок (заставок).
Ветрозащита – поролоновая насадка на динамический микрофон, предотвращающая задувание микрофона ветром.
ВМЗ (видеомонтажная заметка либо видеомагнитная запись) – малый по хронометражу сюжет, текст которого читает не корреспондент, а сам ведущий. Часть такого сюжета, как правило, перекрыта картинкой. Бывает с синхроном и без него. Иногда в таком случае используют аббревиатуру БЗ. В некоторых редакциях термин ВМЗ употребляют как синоним сюжета («в монтаже и звуке»).
Воздух – свободное пространство над головой объекта в кадре.
Выгородка – декорация эфирной студии.
Драматургия телевизионного произведения предполагает развитие действия, события, показ характера героя или его мысли по четырем стадиям: экспозиция (обоснование темы, интриги); развитие действия, мысли, ведущее к кульминациии, затем к развязке. Драматургия присуща и событийному репортажу.
Закадровый текст (наговор, начитка) – голос корреспондента, звучащий за кадром; корреспондент в видеоизображении отсутствует, его голос «прикрыт» видеорядом с информацией, дополняющей ту, которая содержится в начитке.
Залить – перегнать видеоматериал с кассеты (цифрового носителя) в компьютер.
Интершум – естественный шум съемочной площадки. Записывается (в отличие от синхрона и стенд-апа) обычно на микрофон-«пушку» во время съемок.
Кадр – изображение части пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в каждый данный момент. В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие «кадр» подразумевает и протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры.
Картинка – видеоряд.
Композиция кадра – отбор деталей и предметов и такая их расстановка в рамках кадра, которая позволяет максимально наполнить его визуальной информацией и выразить основную мысль авторов.
Консервы – снятый впрок на случай информационного дефицита (обычно наступает в первую декаду января или летом в разгар отпусков) сюжет.
Копирайт – знак, который выглядит как буква «с», заключенная в круг. И обозначает защиту частной интеллектуальной собственности от незаконного копирования. То есть, ставя этот знак в конце передачи или фильма, вы заявляете свои права.
Ладушки – аплодисменты и прочие виды реакции аудитории в студии. Записываются, как правило, в начале съемок, пока публика еще не устала.
Лайв (Лайф, от англ. live – «живьем») – единица журналистского материала, в которой жизнь показана такой, какая она есть, т.е. с естественным звуком, без закадрового текста и прочих профессиональных ухищрений.
Лайв-ту-тейп (ЛТТ) – особый вид съемки сюжета, когда журналист постоянно находится в кадре и участвует в событиях, о которых рассказывает.
Лид – главная, ведущая новость информационного выпуска.
Линейка – выстроенный по дням недели и времени выхода график эфира программ.
Линия – микрофонный кабель.
Микроплан – брак при видеомонтаже, при котором во время смены одного плана на другой «проскакивает» короткий план с исходника.
Монтажный лист – план монтажа видеосюжета с тайм-кодами и хронометражем.
Накамерный свет – осветительный прибор, закрепленный на видеокамере.
Нарезка – смонтированная последовательность разрозненных материалов, дающая представление о сути происходящего, либо иллюстрирующая прописанный в сценарии текст.
Нейтральные кадры – видеокадры города, местности, где происходило или происходит событие, о котором повествует видеосюжет.
Ньюсмейкер – человек, являющийся или потенциально способный стать источником новостной информации.
Озвучка – аудиооформление сюжета, программы.
Опрос – общение журналиста со случайно выбранными людьми, где главный инструмент – заранее сформулированный вопрос. Цель опроса – выявить мнение, отношение, осведомленность общей массы населения по той или иной проблеме.
Отбивка – звуковое и графическое отделение одной части выпуска от другой.
Отводка – текст ведущего новостей, завершающий репортаж, закадровый комментарий, либо другой фрагмент программы.
Паркет («Паркетные съемки») – съемка официальных мероприятий, «паркетный сюжет» – сюжет об официальном мероприятии. Визиты, переговоры, заседания, совещания и т. п. То же, что и протокол.
Перебивка – тип кадра, содержащий объекты или детали, которые отсутствуют в предшествующем и последующем кадрах при монтаже непрерывно развивающейся сцены: крупные планы глаз интервьюируемого, рук, часов, микрофона, интерьера и т.д.
Петличка – микрофон, прикрепляемый к одежде.
Пилот – пробный выпуск программы, который снимается для того, чтобы обкатать технологию создания передачи.
Плазма – монитор телевизора, который используется в студии для расположения видеоэлементов или графики, создающих информационный фон для подводок, БЗ, рубрик и других элементов передачи.
План – масштабно-пространственное изображение, привязанное к фигуре человека.
• дальний план (объект и окружающая его обстановка);
• общий (объект в полную величину);
• средний грудной план;
• средний поясной план;
• крупный план (голова человека);
• деталь (например, глаза).
Плашка – электронная подложка под титр.
Подводка – информация ведущего программы, предваряющая видеосюжет.
Поливать – снимать на камеру все подряд в случае, когда съемочная группа является к кому-либо (обычно к чиновнику, не желающему давать комментариев) без предупреждения.
Прямое включение – прямой репортаж с места событий.
Пушка – микрофон, встроенный в камеру.
Ракурс – любой угол (в том числе и прямой), образуемый оптической осью объектива и плоскостью объекта съемки.
Режиссерский сценарий – сценарий с «левым рядом», где помимо журналистского текста есть описание действия, происходящего в кадре. Выполняется в форме таблицы из двух столбцов.
Рендеринг – процесс получения изображения с применением всех наложенных на него эффектов и графических изображений.
Рыба – предварительно собранный и подготовленный журналистский материал, заготовка.
Рэпэраунд – использование интершума в качестве самостоятельного выразительного средства.
Синхрон – синхронный показ лица человека со звуком его голоса или изображение говорящего человека в кадре, фрагмент интервью, комментария героя.
Склейка – соединение двух кадров видеоматериала (или аудиозаписи).
Слаг-лайн – заголовок новости на плашке, передающий ее краткую суть, расположен в нижней трети экрана (не путать с бегущей строкой).
Стендап – та часть сюжета, во время которой корреспондент появляется в кадре.
Сценарная заявка – форма литературного сценария, отображающая основные драматургические элементы материала, хронометраж, рабочее название, место и время съемки.
Тайм-код – цифровые данные о времени, записываемые совместно с изображением и звуком для их последующей синхронизации на отдельных носителях.
Телесуфлер – дисплей, отображающий текст речи или сценария для диктора или актера незаметно для зрителя.
Титр – графическое пояснение личности говорящего (имя, фамилия, должность либо принадлежность к организации), указывается на плашке в нижней трети экрана.
Тракт – это канал, по которому подаются сигналы изображения и звука.
Трактовая репетиция – это канал, по которому подаются сигналы изображения и звука. Трактовая репетиция проводится в студии (либо с места события с использованием ПТС) с использованием всех технических средств, которые будут задействованы в передаче.
Трансфокатор видеокамеры – устройство в объективе, позволяющее изменять в заданных пределах фокусное расстояние (приближение–удаление объекта съемки без изменения положения самой камеры).
Удочка (журавль) – микрофон на длинной штанге.
Ухо – наушник, через который сценарист или шеф-редактор передает нужную информацию ведущему программы.
«Хромокей» – технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции: объект помещается на однотонный цветной фон (как правило, синий или зеленый), который при записи или монтаже заменяется другим изображением.
Хронометраж – продолжительность видеоматериала (аудиозаписи) или законченного журналистского произведения.
Цветокоррекция – внесение изменений в цвет оригинального изображения. При монтаже видео используют цветокоррекцию, в основном для изменения баланса белого.
Шапка – графическая заставка с названием программы.
Шпигель – элемент новостного выпуска, предваряющий его основную часть и представляющий собой заголовки, краткие анонсы основных тем.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Прицепить петлю и отсинхронить: на каком языке говорят телевизионщики?
«Нацепим петлю, отойдем к дороге и отсинхроним»: смысл этой фразы понятен, пожалуй, только тем, кто работает на телевидении. У людей, которые снимают и показывают новости, есть свой язык, который может напугать обычного человека. Например фраза «выстави героя так, чтобы задник был размыт», звучит весьма сомнительно. На самом же деле, ни журналисты теленовостей, ни операторы, ни другие профессионалы с этой «тэвешной кухни» не хотят никого напугать или обидеть. Просто они такие и работ а у них такая. Во всемирный день телевидения, который отмечается в субботу, 21 ноября, ИА «Амител» составило словарь телевизионщиков, чтобы ликвидировать проблемы коммуникации.
Фото Владимира Савченко
Мы поехали на три буквы: БПС. Расшифровка у этой аббревиатуры простая: большой политический сюжет. Этот формат используют в итоговой программе. Для обычного выпуска новостей он слишком большой. Хронометраж БПС от 5-ти минут и больше. Когда как обычный сюжет длится примерно 2,5 минуты.
БЗ — сокращенно «без закадра». Небольшая новость, которую читает ведущий новостей. В ней должны быть только факты и никакой тебе лирики или авторской позиции. Короткий формат, когда необходимо сообщить что-то срочное и важное. Также бэзэшку используют, если информации не хватает на сюжет, а проигнорировать новость нельзя. В некоторых студиях БэЗэ также называют картинкой или инсертом.
К джинсовой ткани этот термин не имеет никакого отношения. Так обычно называют скрытую рекламу, которая выходит без подписи «на правах рекламы».
Это естественный звук, который «пишется» камерой во время съемок. Гул болельщиков на стадионе или шум в школьной столовой. Часто операторы ругаются на своих журналистов, которые забывают, что разговоры на отстраненные темы портят интершум. И получается производственный брак.
«Вот у тебя вчера кирпич в эфир вышел!» — такая фраза может быть воспринята как оскорбление. Кирпич — большой, тяжелый, занудный и не интересный сюжет. Так что автор, естественно, не обрадуется такому отзыву о своем творчестве.
Лайв — это один из инструментов, который может использовать журналист для написания своего сюжета. Живой фрагмент, который украсит любой ТВ-продукт. Лайвом может быть десять секунд видео с рок-концерта. Ну или им могла бы стать знаменитая фраза Юрия Гагарина «Поехали!».
Мохнаткой называют насадку для микрофона. Свое название она получила за внешний вид. Съемочная группа использует «мохнатое приспособление» во время съемок на улице, когда записи звука может помешать сильный ветер.
Это особый вид построения сюжета. Журналист находится в кадре, на месте комментирует происходящие вокруг него действия.
Так обычно ставит задачу журналист перед оператором. «Набрать картинки на инсерт или сюжет». То есть снять видео на 30 секунд или две минуты.
Напиханкой называется сюжет, в котором очень много различных, иногда «разношерстных» эпизодов на одну тему.
Напузник, он же набрюшник он же титр. Надпись, которая появляется внизу экрана. Титр представляет человека в кадре: имя, фамилия, должность. Также есть геотитр: указание района, города¸ страны, которую в тот самый момент показывают на экране.
Паркетом журналисты называют съемку официальных мероприятий. Главными героями таких сюжетов являются высокопоставленные люди.
Петля или петличка
Микрофон, который «цепляют» на одежду ведущего или комментатора.
Такими словами журналисты говорят про неинтересную и не самую важную съемку, на которую приходится ехать.
«Поливай все подряд» — эта фраза означит, что оператор должен снимать все, что происходит. Так обычно поступают, когда съемочная группа «вваливается» в кабинет какого-нибудь чиновника без предупреждения. Или во время ЧС, когда некогда «выставлять» план, а необходимо набрать как можно больше картинки и ничего не упустить.
Прямиться — это значит вести прямое включение с места событий. Есть такое понятие, как псевдо включение. Последнее пишут заранее, а журналист только делает вид, что событие происходит именно «в эти минуты».
Стендапом называют появление журналиста в кадре, который сообщает информацию по теме сюжета.
Это тоже телевизионный жаргон. Синхроном принято называть говорящего в кадре человека, который дает комментарии по теме. Это одновременный или синхронный показ лилица со звуком голоса эксперта. Если совсем просто, то СНХ — это маленький кусочек интервью, который длится в эфире примерно 20 секунд.
Тракт или трактоваться
Все очень просто, коротко и понятно. Трактоваться это пробовать себя на роль ведущего.
Удочкой называют микрофон на длинной палке. Используется во время пресс-подходов, когда журналистов слишком много и нет возможности близко подойти к спикеру.
Ухо или наушник, через который ведущему передается информация. Например, «осталось две минуты времени» или «пора прощаться».
Хрипушка, хрипун, нахрипеть
Сообщение, которое передается по телефону. Фраза «нахрипеть на вечерний выпуск» значит, что журналист сообщит важную информацию по телефону. «Записать хрипун» то же самое, что и записать разговор с экспертом. Свое название получило за плохое качество звука.
Мини-словарь журналиста (длиннопост)
Было ли у Вас такое, что на улице к Вам подходят люди с камерой и микрофоном и начинают задавать странные вопросы? Это называется «Соц опрос». Вы чувствуете себя некомфортно, когда эти люди начинают кидаться странными терминами? Для уничтожения данного чувства я решила составить небольшой словарик. Начнем с самых распространенных терминов:
p.s. Соц-опросы и мнение общественности саму общественность не интересует. Так что, если на улице к Вам подходит съемочная группа и задает вопрос (если конечно Вы не Джеймс Хетфилд), то почти наверняка, журналисту не хватило хрона для сюжета, и он его набирает вот таким способом.
Удочка это палка к которой пришпандолен микрофон. :Р
Теперь я любого журналиста на улице за пояс заткну с такими знаниями =)
20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу
Все главные интеллектуальные игры на нашем телевидении — долгожители. «Что? Где? Когда?» выходит с 1975 года, «Брейн-ринг» — с 1990-го, «Умницы и умники» — с 1992-го, «Своя игра» — с 1994-го, а «Кто хочет стать миллионером?» — с 1999 года. Многие другие развлекательные передачи открывались, переживали свой расцвет и закрывались, а к этой пятерке интерес зрителей не угасает до сих пор.
Мы решили разузнать, как снимаются эти передачи, что за люди в них играют и выигрывают, а также какие закулисные секреты скрывают от телезрителей.
За все время существования программы (с 1975 года) она всего лишь 5 раз транслировалась в записи.
Голос Бориса Крюка специально делают ниже. Изначально хотели сохранить интригу: некоторое время после смерти Ворошилова никто не знал, кто пришел ему на смену. Сейчас искажение голоса тоже присутствует, но не такое сильное, как в начале. С 2001 года Борис Крюк всего 7 раз выходил к знатокам.
Волчок, который используют в игре, — это самая обычная, слегка усовершенствованная детская игрушка. Первый волчок купил Владимир Ворошилов, тот был изготовлен на заводе «Красный пролетарий». Раньше волчок раскручивали сами знатоки — ровно до того случая, когда Андрей Козлов, обидевшись на ведущего, делал это целых 45 секунд. После этого раскручивание волчка вменили в обязанность распорядителям.
Общая площадь Охотничьего домика, в котором проходят съемки передачи, — 75 кв. метров, 28,8 из них занимает зал. На экране помещение выглядит гораздо просторнее, чем на самом деле. Бывает, что в тесном в зале умещается до 100 зрителей. А вот гримерки для игроков и артистов, выступающих во время музыкальной паузы, находятся во временных помещениях на улице.
«Бриллиантовая сова» выполнена вручную из серебра и хрусталя. Для украшения птицы использовано 70 рубинов, а ее вес — более 8 кг.
Готовые команды могли попасть на передачу только на заре существования программы. В конце 90-х стали отбирать отдельных игроков. Команды формируются путем многоступенчатых отборов. Редакторы смотрят, как претенденты обсуждают вопросы, взаимодействуют друг с другом, как выглядят в кадре. В общем, кого взять в команду, а кого выгнать — решают вовсе не капитаны. Зато именно они определяют рассадку за столом.
Ведущий вместе с помощниками находится в кабинете за стеной и видит на своем мониторе примерно то же, что и телезрители. Корреспондент Дарья Ивашкевич передает Крюку карточки с выпавшими вопросами. А Наталья Стеценко, генеральный директор телекомпании «Игра» и мать Бориса Крюка, в случае необходимости пишет сыну записки, ведь разговаривать во время эфира нельзя. Однажды, несогласная с решением сына засчитать вопрос, она устроила с ним перепалку и покинула дикторскую.
В клубе жестко борются с подсказками. Удалить могут за жесты, кашель, кивки головой. Одно из самых распространенных нарушений — постукивание по спинке кресла. Это означает, что знатоки-зрители знают ответ и игроки могут взять помощь клуба. Кстати, одним из самых яростных критиков этого нововведения 2004 года выступал Ровшан Аскеров: «Ребята, ни одна команда в клубе не сыграет 0:6. Проигрывая 0:5, любая команда возьмет помощь зала. А я сказал, что не возьму. Я с самого начала говорил, что помощь зала — какое-то идиотское правило. „Я проигрываю, ребята-конкуренты помогите мне!“ Это как „Сити“ играет с „Ливерпулем“ и Клопп говорит: „А можно Агуэро выйдет за нас и гол забьет? Спасибо“».
Эмоциональное напряжение в зале стоит нешуточное. 2 года назад известный знаток и капитан команды Андрей Козлов даже стал героем международных мемов после того, как один из пользователей выложил на американском сайте Reddit gif-изображение с его реакцией на правильный ответ. Самым популярным комментарием к тому посту была фраза: «Что, черт возьми, здесь происходит?».
Несмотря на то что знатоки — люди по большей части интеллигентные, некоторые из них с завидной регулярностью становятся героями разных скандалов. Бывали и ссоры в прямом эфире, и нецензурные перебранки в соцсетях, и даже семейные драмы. Красотку Алену Повышеву не раз упрекали в неуместном эротизме: она приходила на игру в слишком откровенных нарядах и надевала неоднозначные украшения.
Члены команды зачастую живут в разных городах и даже странах. В таком случае знатоки регулярно проводят онлайн-тренировки. А вместе собираются за неделю до эфира — на игру команды, которая играет перед ними. Затем за пару дней до собственного эфира — чтобы провести тренировку перед игрой.
С участниками элитарного клуба заключают договор, в котором прописано, что все свои публичные выступления и появления на телеэкранах они обязуются согласовывать с руководством «Что? Где? Когда?». Известный знаток Борис Бурда именно по этой причине перестал появляться в передаче: «Все свои интервью, все свои передачи, даже кулинарные, я должен согласовывать с дирекцией. Я же все-таки себя не на помойке нашел и решил, что такого отношения мне не надо».
Полный эпизод конфликта:
Программа-долгожитель российского ТВ снимается по франшизе. Ее прототип Jeopardy! в 1969 году придумал медиамагнат Мерв Гриффин. Первые выпуски «Своей игры» критики разнесли в пух и прах, назвав передачу скучным кроссвордом. Российская версия игры существенно отличается от западного аналога: у нас на 1 раунд больше, есть «Вопрос-аукцион», «Кот в мешке» и другие нововведения, а игроки облачаются в мантии.
Петр Кулешов рассказывал: «Мы начинали в тяжелые времена. Приходили люди, очень скверно одетые. Я до сих пор помню потрясающих, энциклопедически эрудированных людей, которые приходили в кроссовках без шнурков, а шнурки использовались в качестве подвязки для подошвы. И мы придумали мантии. А потом они стали символом передачи».
Участником «Своей игры» стать непросто. Раньше для этого проходили телефонный отбор. Сейчас он заменен онлайн-тестом. Претендент отправляет заявку на электронную почту и получает ссылку, которая действительна 24 часа. Нужно правильно ответить минимум на половину из более чем 20 вопросов из самых разных областей.»Проверить себя можно здесь» >>> https://alex-utah.livejournal.com/267087.html
Успешно прошедших онлайн-отбор приглашают на очный этап, и тут многие отсеиваются, потому что играть в студии с реальными соперниками оказывается намного сложнее, чем дома на диване.
Передача построена так, чтобы интрига сохранялась до самого конца. При грамотной ставке в финальном раунде даже у игрока, который был аутсайдером на протяжении всей игры, есть шанс выйти победителем. Существует калькулятор финальных ставок, который может просчитать оптимальный вариант. Правда, на игре пользоваться им нельзя.
Выигрыш переводится на карту победителя после выхода передачи в эфир — часто через несколько месяцев после съемок.
Участники передачи приезжают из самых разных уголков страны и представляют самые разные профессии. Среди гроссмейстеров передачи преобладают работники IT-сферы и журналисты. Но есть среди успешных игроков и люди не самых типичных профессий — к примеру, сантехник из Бурятии Чимит Дармаев, который с первого раза выиграл 3 игры подряд.
Рекордсмен передачи по количеству набранных очков — известный знаток Александр Друзь. В 2003 году он заработал ₽ 120 001. Организаторам передачи пришлось приклеить бумажку с надписью маркером «+100 000», так как табло могло отобразить только 5 цифр.
Женщин среди игроков намного меньше, чем мужчин, поэтому их берегут: в тройке участников игры, как правило, присутствует только одна дама.
Если игрок невысокого роста, его просят встать на специальную подставку, чтобы в кадре вся троица выглядела ровно. В студии подставок несколько — разной высоты. Перед игрой участников гримируют. Людмила Губаева пишет, что разочаровалась в студийном макияже: «В итоге на экране ты голливудская королева, а в жизни — героиня советского фильма про Морозко».
У каждого игрока есть свой проверенный способ настроиться на игру: кто-то медитирует, кто-то пропускает рюмочку для храбрости, а об Анатолии Вассермане говорят, что перед началом записи он спит час-полтора на диване в студии, а во время игры съедает 3 плитки шоколада.
Декорации «Своей игры» возводят для каждого нового цикла съемок, а после демонтируют, так как в том же павильоне снимают и другие передачи. На экране и вживую декорации выглядят совершенно по-разному. «Меня несколько удивила студия, в которой проходили съемки. На экране выглядит красиво. На самом деле декорации выполнены из дешевого пластика, но благодаря профессиональной работе осветителей и операторов это смотрится совсем иначе», — рассказал в интервью Чимит Дармаев.
«Кто хочет стать миллионером?»
Первыми передачу «Кто хочет стать миллионером?» увидели британские зрители в сентябре 1998 года. В России передачу снимают по франшизе. Дмитрий Дибров поначалу не желал быть ее ведущим, считая себя слишком интеллектуальным для народного шоу.
Пилотные выпуски программы руководству НТВ очень не понравились. Участники были чрезмерно серьезны и вели себя скованно, поэтому перед съемками их учили, как двигаться и улыбаться на камеру. Репетиции занимали больше времени, чем непосредственные съемки игры, и к концу сил уже ни у кого не оставалось. Участницы перед съемками первых выпусков несколько дней провели на «Мосфильме», где им предлагали различные варианты одежды и макияжа.
Принципиальное отличие нашей версии заключается в том, что с 2013 года у нас играют только известные люди, в то время как в других странах их приглашают только по особому поводу. Именно поэтому у нас исчез за ненадобностью отборочный тур. Кстати, наши звезды еще и играют дуэтом, что для заграничных площадок тоже большая редкость.
Рейтинги передач, в которых играют звезды, существенно выше. «Зрителям интересно узнать не только новые факты из биографии Достоевского или императора Веспасиана, но и то, насколько умны любимые ими знаменитости», — говорит Дмитрий Дибров.
В Великобритании на игре однажды произошел скандал: игрок по имени Чарльз Ингрэм сговорился со своим знакомым, который также присутствовал в студии в качестве претендента на игру, и тот кашлем подавал ему сигнал о верном ответе. Таким образом Ингрэм выиграл миллион фунтов. Однако один из операторов случайно заметил на записи слишком «своевременный» кашель. Организаторы заявили в полицию, виновные были наказаны. Викас Сваруп, вдохновленный этой историей, написал роман «Вопрос-ответ», который стал основой для оскароносного кинофильма «Миллионер из трущоб».
Купюры, которые используются для съемок передачи, фальшивые. Иначе организаторам пришлось бы платить еще и охраннику. Сумма выигрыша за вычетом 35 % налога переводится участникам передачи на карту после выхода игры в эфир.
Вопросы для передачи в целом несложные, и, чтобы ответить на них, не нужно никаких специальных знаний — достаточно школьной программы и широкого кругозора. А вот блестящая эрудиция вовсе не обязательна. Анатолию Вассерману она не помогла выиграть даже первую несгораемую сумму: однажды он не взял вопрос за ₽ 25 тыс.
«Под каким названием известно число со 100 нулями? Варианты ответов: А) Гугол, B) Мегатрон, C) Гигабит, D) Наномоль».
«Брейн-ринг» называют «экшен-версией „Что? Где? Когда?“». Владимир Ворошилов придумал его в 1980 году, но первый выпуск вышел только в 1990-м. Андрей Козлов стал вести «Брейн-ринг» в 1993 году. За годы существования передача транслировалась на разных телеканалах и даже на радио, меняла ведущих и несколько раз закрывалась. При этом существование спортивной версии игры не прекращалось никогда.
Борис Крюк признался, что в начале 90-х сам хотел вести «Брейн-ринг», а Андрей Козлов видел себя в роли ведущего «Любви с первого взгляда», но Ворошилов решил иначе и поменял их местами.
Антураж решили устроить как в боксе: Козлов предложил рассадить зрителей на высокие трибуны, как на боксерском стадионе. Столы изначально планировали сделать красного и синего цветов, как углы на ринге, но оператор Александр Фукс был против: синяя лампочка окрашивала бы лица игроков в неестественный оттенок. Так что цвет заменили на зеленый (в начале он был почти желтым).
Ввиду того что передача динамичная, а соперники играют практически лицом к лицу, возникает немало конфликтов. Чаще и заметнее всего скандалили Ровшан Аскеров и Александр Друзь. Первый вскакивал со своего места и до хрипоты спорил с ведущим, так что другие игроки были вынуждены силой возвращать его на место. А второй как-то раз показал неприличный жест в адрес соперника и однажды не ответил на вопрос, потому что не смог вспомнить цензурный палиндром.
Алексей Капустин — давний друг ведущего и редактор программы — пишет большую часть вопросов для игры. Он рассказывал, что источником вдохновения хорошего вопроса для игры может стать что угодно. Так, он написал несколько вопросов, прочитав, что написано на обычной пачке соли: ее калорийность, срок годности и ряд других параметров.
Съемки цикла передач идут 3 дня (раньше это растягивалось на 10 дней). Команды, которые желают принять в них участие, должны заранее отправить свои заявки с указанием сведений обо всех участниках команды. Анкета включает в себя множество личных вопросов: от хобби и любимого фильма до перечисления поименно всех членов семьи.
Формой игроки обеспечивают себя сами, предварительно согласовав ее дизайн с редакторской группой. Организаторы не оплачивают игрокам ни дорогу, ни проживание, а также не гарантируют, что команде удастся поиграть.
Юрий Вяземский придумал передачу в 1992 году. Он работал в МГИМО и знал, как сложно талантливым, но небогатым детям туда поступить. Передача давала такую возможность: в случае победы школьники становились студентами без экзаменов.
Чтобы попасть на передачу, нужно написать эссе на тему, которую ведущий предлагает в конце выпуска. Темы Вяземский придумывает с таким расчетом, чтобы кандидат на участие в передаче показал свои знания в самых разных областях, например: «В какую эпоху вы бы хотели жить?».
За день или два до съемок Юрий Павлович и творческая группа проводят с будущими участниками собеседование, чтобы понять, сами ли они написали эссе и достаточно ли эрудированны, чтобы не оплошать на всю страну. Бывший участник передачи поделился своими воспоминаниями на Pikabu: «Спросить могут абсолютно обо всем: столицах, морях, датах исторических сражений, кратких биографиях полководцев и так далее».
К москвичам и провинциалам на собеседовании предъявляют разные требования: к москвичам — более суровые. Потоки участников из столицы и регионов разделены и не пересекаются до финала. Юрий Вяземский не раз говорил, что дети из провинции ему интереснее.
Съемки идут 3 дня по 12 часов в день. Все это время 11-классники при параде должны терпеливо сидеть и ждать своей очереди стать «агонистом».
Финал снимают в апреле, и ректор тут же отдает приказ о зачислении победителей. Раньше проигравшим в финале давали льготы при поступлении, но позже их отменили. Студенты, которые поступили с помощью программы, находятся в институте на особом счету, потому что руководство знает их в лицо.
Юрий Вяземский неоднократно заявлял, что не смог бы выиграть в собственной передаче — несмотря на то что сам пишет для нее вопросы. Также он утверждает, что поступить в МГИМО, сдав экзамены, намного проще.