Что такое шпала на япе
О шпалах.
Долго думал, с чего начать?
Сисек нет. А те что есть, не по душе Яповчанам будут.
(Что на них смотреть, волосатые).
Лексикон людей пополнился словом «шпала» уже давно, в тот момент первые железные дороги еще не появились. Голландское слово «spalk» в переводе означает подпорку. Шпалами стали называть опоры для рельсов с момента появления железных дорог.
Шпалами называют брусья, которые играют роль опоры для железнодорожных рельсов. Во время строительства и ремонта железных дорог производится укладка шпал на балластный слой пути. Позже именно шпалы будут принимать на себя давление, которое оказывают рельсы и промежуточные скрепления.
Деревянные шпалы по форме сечения бывают:
обрезными (пропил с четырех сторон);
полуобрезными (пропил с трех сторон);
необрезными (пропил с двух противоположных сторон).
Как правило, при производстве шпал используют твердые породы хвойных и лиственных деревьев. В России шпалы обычно изготавливают из таких пород, как сосна, ель, кедр и пихта, реже используют березу, бук, ольху, осину и лиственницу. Для Америки и Европы характерны деревянные шпалы из клена, дуба и эвкалипта.
Ниже таблица расчета шпал на км/пост.
При неправильной эксплуатации шпалы быстро разрушаются, поэтому сейчас широко используют пропитку их антисептиками. Это является мерой против дереворазрыхляющих грибов и насекомых для продолжительного сохранения прочности древесины.
ЗЫ. Картинки не нашел подходящей.
Добавьте, будте добры.
Добавлено в 18:46
Все.
Спасибо за внимание.
Не мазут, а КРЕОЗОТ.
Креозот (фр. créosote) — бесцветная (иногда желтоватая или жёлто-зелёная), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Растворим в спирте и эфире. Ядовит.
Древесный креозот применяется при туберкулёзе и как антисептик. Каменноугольный креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, в производстве искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении (флотации) руд.
Характерный запах железнодорожных шпал (а также запах в метрополитене) связан с их пропиткой креозотом. Иногда такие шпалы (обычно бывшие в промышленном использовании, т. е. списанные за ненадобностью или по причине выработки срока службы, но в хорошем состоянии) используются частными лицами при постройке не только временных фундаментов и лёгких зданий, например сараев и гаражей, но и для постройки жилых домов или дач, тем самым создавая серьёзную опасность здоровью живущих в них людей, особенно детей.
тока глупые или если вааще не из чего, шпалы креозотом в основно пропитывали а оно ядовитое.
сам интересовался как-то старых шпал подешевке прикупить для сарайчега и курятнега.
шпалерой у нас называют проволку, которую натягивают между столбиками для поддержки виноградной лозы.
Исключительно креозотовые наркоманы
Креозот (фр. créosote) — бесцветная (иногда желтоватая или жёлто-зелёная), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Растворим в спирте и эфире. Ядовит.
Вроде закончил ТС? Вот тебе шпалы. Зелень значит, потому что когда бы я ещё про шпалы почитал.
Молодец.
Цитата |
Неа, сейчас до сих пор используют деревянные шпалы. Широко. Много. Проще, дешевле, в обслуживании в том числе. С жбетонными есть проблемки. |
Дорогой, я работаю на ЖД. Поверь, деревянные шпалы, у нас, можно только в мухосранске увидеть.
Да уж, адский состав.
Родственник, ставил второй этаж в доме из шпал, но покупал те, которые отстояли отлежали немало времени, так сказать в естественных условиях. Запаха не было.
От меня кагобышно, боян. К тому же пиздешь. Но прикольный
а еще по рельсам счет ведут
Из чего делают ж/д шпалы, чем их пропитывают и сколько уходит на 1 км дороги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Железнодорожное полотно состоит из трех основных элементов. Первый – это земляное полотно. Второй – это так называемый балластный слой. Третий – это рельсошпальная часть. Соответственно именно рельсы и шпалы являются важнейшей частью любого железнодорожного полотна. Несложно догадаться, что шпалы во всей этой конструкции выполняют функцию опоры для рельсов. Кстати, с голландского языка слово «spalk» или «шпала» так и переводится – подпорка. Нужны они для плавной передачи динамической нагрузки от поезда к земле.
Изготавливают шпалы из разных материалов. Долгое время самым популярным (во всем мире) материалом было банальное дерево. При этом шпалы могли отличаться своими типоразмерами в зависимости от характеристик железнодорожного полотна. В России типоразмер шпал впервые был законодательно определен и установлен в 1886 году. Согласно изданному тогда циркуляру, всякая шпала должна была быть не короче 2.3 метров и иметь сечение в 0.15х0.25 метров. Помимо дерева шпалы в последствии стали изготавливать из металла (как правило используются при быстром наведении железных дорог военными) и железобетона. В конце позапрошлого века в Англии пытались (и не без успеха) использовать шпалы из камней. Также для их изготовления иногда используют асфальтобетон.
При использовании деревянных шпал, элемент-подпорка в обязательном порядке должен обрабатываться специальным составом. В противном случае дерево гниет или рассыхается, очень быстро теряя свои свойства. Сначала для пропитки деревянных шпал использовали главным образом хлористый цинк, однако в последствии все страны перешли на масляные антисептики, приготовленные из отходов. Пропитка шпал процедура не такая простая как кажется. Для этого в свое время создавались целые заводы. В Российской Империи с не самым плотным железнодорожным покрытием их было сразу шесть штук.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, правильно ли называть ж/д состав поездом : в чем отличие двух понятий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значение слова «шпала»
1. Деревянный, металлический или железобетонный брус, укладываемый поперек железнодорожного полотна как опора для рельсов. По всей линии были уже положены шпалы и рельсы, и ходили служебные поезда. Чехов, Моя жизнь.
2. Разг. Знак различия старшего командного состава Советской Армии (до введения погон в 1943 г.), имеющий форму прямоугольника. В комнату вошел человек невысокого роста, с одной шпалой на петлицах. Симонов, Дни и ночи.
[От голл. spalk — подпорка]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
При прокладке железной дороги Ливерпуль — Манчестер (англ. Liverpool and Manchester Railway) использовались каменные плиты, служившие основанием для укладки рельсов. Позже появились деревянные шпалы, а затем и другие типы шпал; причём именно дерево длительное время являлось наиболее распространённым материалом для шпал.
шпа́ла
1. ж.-д. деревянная, железобетонная или железная поперечина в устройстве ж/д пути, удерживающая рельсы на положенном расстоянии ◆ В Лутугине после распада Союза железную дорогу разобрали: шпалы на дрова, а рельсы на металлолом.
2. разг. военн. истор. один из прямоугольников, обозначавших чин офицера ◆ Тогда погон не было, на петлице у нас была одна шпала, это означало, что мне присвоили звание «военный врач третьего ранга».
3. разг. перен. высокий человек ◆ Четырнадцатилетний Серый — такая шпала. В автобусе стоит — все взрослые ниже его.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова живчик (существительное):
ШПАЛА
деревянный, металл. или железобетонный брус (балка), укладываемый под рельсами для их прикрепления и передачи давления от подвижного состава на балласт. Наиболее широкое распространение получили деревянные Ш. вследствие простоты изготовления и прикрепления к ним рельсов, хороших упругих свойств, достаточной прочности и долговечности при пропитке их антисептиками. На 1 км пути в зависимости от типов подвижного состава, скоростей и напряженности движения укладывается 1 200 1 300, 1 440, 1 600 и 1 840 Ш. Деревянные Ш. изготовляются преимущественно из хвойных пород. По обработке поперечного сечения Ш. делятся на обрезные (5 типов по размерам поперечного сечения), брусковые (5 типов) и прямоугольные (3 типа); последние в настоящее время уже не изготовляются. Первые три типа каждой группы Ш. укладываются на главных путях, а IV и V типы — на станционных. На линиях с очень большим грузооборотом и при реконструкции пути допускаются Ш. только I и II типов. Длина деревянных Ш. 2,70 м. Уложенные на грузонапряженных участках деревянные Ш. подвергаются механ. износу, в большей степени влияющему на выход их из пути, чем гниение (особенно, если Ш. пропитанные), и вместе с трещинами представляющему основное зло шпального х-ва. Для борьбы с износом увеличивают площадь подрельсовых подкладок, применяют предварительное сверление дыр в Ш., забивку свай, препятствующих образованию трещин, а также усиленные скрепления рельсов с Ш. для того, чтобы подкладка не могла по ним двигаться (раздельное скрепление). Металл. Ш. бывают преимущественно коробчатого сечения. В сравнении с деревянными они имеют ряд недостатков, важнейшими из к-рых являются трудность подбивки, сложность прикрепления рельсов и значительный расход металла. Железобетонные Ш. получили нек-рое распространение только в Италии, бедной железом и деревом. Их важнейшие недостатки: образование трещин от динамических воздействий подвижной нагрузки, выкрошивание и скалывание кромок при подбивке, значительный вес, конструктивные затруднения и сложность прикрепления рельсов.
Полезное
Смотреть что такое «ШПАЛА» в других словарях:
шпала — брус, опора, шпалка; запрет, запрещающий знак; дурак, тупица; мужской член; великан Словарь русских синонимов. шпала сущ., кол во синонимов: 13 • брус (86) • … Словарь синонимов
ШПАЛА — (от нидерл. spalk подпорка) опора для рельсов, укладываемая на балласт. Применяют деревянные (пропитанные антисептиками), железобетонные, реже металлические шпалы … Большой Энциклопедический словарь
ШПАЛА — ШПАЛА, ы, мн. шпалы, шпал, жен. 1. Массивный поперечный деревянный или железобетонный брус, на к ром закрепляются рельсы. 2. Неофициальное название офицерского знака различия прямоугольника на петлицах в Красной Армии (с 1924 по 1943 г.). У него… … Толковый словарь Ожегова
ШПАЛА — жен. шпал муж. поперечный лежень, подкладка, подушка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
шпала — Пилопродукция установленной формы и размеров, применяемая в качестве опор для рельсов железнодорожных путей. [ГОСТ 18288 87] Тематики производство лесопильное EN sleeper DE Schwelle FR bois sous rails … Справочник технического переводчика
Шпала — – пилопродукция установленной формы и размеров, применяемая в качестве опор для рельсов железнодорожных путей. [ГОСТ 18288 87] Рубрика термина: Пиломатериал Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ШПАЛА — опора для (см.), воспринимающая давление подвижного состава, распределяющая его на балластный слой и связывающая между собой нитки рельсовой колеи. Наиболее часто используют Ш. деревянные (пропитанные антисептиками), железобетонные, реже… … Большая политехническая энциклопедия
Шпала — Железобетонные шпалы Один из вариантов крепления рельсов к деревянным шпалам (КД) Шпалы (нидерл. spalk подпорка) опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и… … Википедия
Шпала — (Špála) Вацлав (24.8.1885, Жлунице, 13.5.1946, Прага), чешский живописец. Учился в Праге, в Художественно промышленной школе (1902) и АХ (1903 08). Творчество Ш. перекликается с живописью фовизма, но в основном он стилизовал и развивал в… … Большая советская энциклопедия
Шпала
Шпалы — опоры, воспринимающие под поездной нагрузкой вертикальные, боковые и продольные усилия от рельсов и стрелочных переводов, которые равномерно распределяют их на большую площадь и передают на балласт. Кроме того, они обеспечивают связь между рельсовыми нитями.
Содержание
Деревянные шпалы
В пути метрополитена уложены сосновые шпалы, пропитанные неэлектропроводным антисептиком — креозотовым маслом.
Длина шпал — 2,7 м. Количество шпал на 1 км главного пути различное:
Существенными недостатками деревянных шпал, особенно на метрополитене, являются небольшой срок службы (в основном из-за загнивания) и связанные с этим очень трудоёмкие работы по их замене на тоннельных участках, а также подверженность возгоранию. Средний срок службы шпал на поверхности около 15 лет, в тоннеле — 37 лет.
Железобетонные шпалы
На наземных участках некоторых линий Московского метрополитена в путь уложены типовые железобетонные шпалы с предварительно напряжённой арматурой, срок службы которых больше срока службы деревянных шпал. Кроме того, при железобетонных шпалах обеспечиваются большая устойчивость пути и плавность движения поездов.
Недостатками железобетонных шпал являются их большая жёсткость и повышенная электропроводимоость, для уменьшения которых приходится применять упругие прокладки и электроизоляционные детали в опорных узлах.
Стальные шпалы
Стальные шпалы из гнутого стального профиля являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используются для временных подъездных путей на промышленных предприятиях. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены коррозии.
Стальные шпалы используются на железных дорогах Марокко и Алжира. Как известно, в этих странах очень сухой климат (даже на побережьях).
Металлические шпалы применяются также в доменном и сталеплавильном производстве на тех участках, где из-за высоких температур деревянные шпалы горят, а в железобетонных шпалах происходит расслоение бетона. Кроме того, металлические шпалы позволяют устраивать верхнее строение пути при повышенных нагрузках на ось подвижного состава — до 60 т.
Пластиковые шпалы
С 1990-х годов на некоторых скоростных железных дорогах Японии начали укладывать пластиковые шпалы.
Переводные брусья и шпальные коротыши
Стрелочные переводы и глухие пересечения перекрёстных съездов в метрополитене укладываются на деревянные переводные брусья длиной от 2,75 м до 6,75 м, имеющие то же поперечное сечение, что и шпалы. На станциях вместо шпал применяются шпальные коротыши длиной от 0,9 м до 1 м.