Что такое шлейф в связи
Что такое шлейф в связи
Понятие «шлейф» в проводной связи сильно отличается от такого же слова используемого в радиотехнике. В описаниях электронных схем шлейф это плоский кабель или гибкая лента с проводниками. В общении связистов понятие шлейф, как правило, обозначает последовательное сопротивление двух жил пары кабеля или кабельных участков. Вероятно упрощено от официального «Электрическое сопротивление шлейфа жил (проводников)» → ОСТ 45.01-98
Чтобы измерить шлейф коротят две жилы кабеля между собой на дальнем конце, а с другой стороны (ближней) производят измерение. Мерят его не простым тестером, а более сложным прибором, способным измерить сопротивление до десятых долей Ома. Точность эта необходима из-за того, что по сопротивлению шлейфа можно судить о длине кабеля или о длине до места повреждения в случае короткого замыкания в линии.
Схема измерения электрического сопротивления цепи (шлейфа) кабеля
Кабеля в связи используют разные, с разным диаметром жил, соответственно и с разным погонным сопротивлением. Но диаметр жил нормирован, соответственно в какой-то мере нормировано и сопротивление шлейфа. Выпускают кабеля с диаметрами жил: 0.32 мм; 0.4 мм; 0.5 мм; 0.64 мм; 0.9 мм; 1.2 мм. Соответственно, для каждого диаметра есть своя норма сопротивления шлейфа. → Справочные данные о кабелях связи.
Сопротивление шлейфа одной и той же линии меняется в зависимости от температуры среды, в которой находится кабель. Нормы сопротивления приведены для температуры 20°С, а лежащий в грунте кабель имеет совершенно другую температуру. Приходится пользоваться дополнительными поправками.
Пример.
Измерен шлейф кабеля ТПП 10х2х0.5, равный 344.8 (Ом)
температура грунта, предположим 3°С. Для расчёта надо использовать формулу:
t – температура кабеля,
Rt – тот, шлейф, который мы померили.
Получается:
Можно воспользоваться для расчётов температурными коэффициентами из общей инструкции по строительству ЛС ГТС 1978 год, размещёнными на отдельной странице сайта.
Измерение шлейфа современными приборами
Все эти расчёты становятся всё менее актуальны. В России, и уж тем более за границей, уже достаточно давно выпускают приборы, в память которых уже внесены все необходимые данные и методы измерений. Всё просто, как в компьютерной игрушке: ввёл тип кабеля, температуру, нажал кнопку, получил ответ. Последовательность действий всё есть в инструкциях к приборам.
Не стоит полагаться на точность этих измерений. Вроде бы всё указывает на погрешность в 1 – 0.5 %, но на практике так бывает очень редко. Причины:
2. Диаметр жилы не всегда соответствует ГОСТам. Не всегда он точно 0,5 или 0,4 мм бывает 0,51 или 0,41. Соответственно, все расчёты уплывают в сторону уменьшения. Курьез по этому поводу.
3. Очень трудно учесть температуру. Какими бы справочными таблицами вы не пользовались её рассчитать очень проблематично. В одном месте кабель идёт по очень глубокой трубе в канализации (скажем, 1,5 метра), в другом в той же канализации он уже сантиметров 30 от прогретого за день асфальта, в третьем вообще выходит на стену и греется на солнышке до 60 градусов.
4. Если основательно вникнуть в особенности повива пар кабеля то даже в одном десятке шлейф разных пар должен отличаться. Как правило в пределах 1 – 2 %. Но если трасса 2 – 3 км, то это ошибка может достигнуть 60 метров.
5. Если вы ищете повреждение и вам вдруг повезло, мерится шлейф, не сильно обольщайтесь. Rповр. может быть несколько Ом. Соответственно, ошибка неизбежна.
Во многих нормативных документах указывается не последовательное сопротивление пары жил кабеля, а погонное сопротивление одной жилы. В этом случае перерасчёт к шлейфу пары следует производить умножением сопротивление жилы на два. При последовательном включении сопротивления складываются, а так как у жил симметричной пары этот параметр одинаковый, то проще его удвоить.
Значение слова «шлейф»
1. Длинный, волочащийся сзади подол женского платья. Разодетые дамы поднимались по лестнице, шелестя длинными шлейфами. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
2. С.-х. Орудие для выравнивания и рыхления пашни, состоящее из деревянных брусков, соединенных цепями.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Шлейф — длинный, волочащийся сзади подол женского платья.
Делювиальный шлейф — в геологии полоса отложений, окаймляющая подножье возвышенности.
Шлейф в сельском хозяйстве — набор навесных и прицепных орудий к сельскохозяйственной машине или трактору.
Шлейф в молочном животноводстве — часть стада молочно-товарного хозяйства, которая находится вне периода лактации. В его число могут входить телята, не достигшие половой зрелости, тёлки до отёла, коровы сухостойных и сервис-периодов и т. д.
В электросвязи и электротехнике — кабель, провод, связывающий несколько элементов:
Шлейф в компьютерной технике — сленговое название ленточного (плоского) кабеля (англ.). Например, шлейфы обычно используют для подключения жестких дисков, оптических дисководов и других узлов к материнской плате компьютера.
Шлейф в электроэнергетике — отрезок провода, соединяющий на анкерной опоре натянутые провода соседних анкерных пролётов воздушной линии электропередачи.
Шлейф в связи — соединённые на другом конце провода одной пары. Сопротивление шлейфа — это суммарное сопротивление двух проводов одной пары.
Шлейф — электрическая цепь, соединяющая выходные цепи извещателей, включающая в себя вспомогательные элементы и соединительные провода и предназначенная для передачи на приемно-контрольный прибор извещений, а в некоторых случаях и для подачи электропитания на извещатели.
Шлейф (англ. stub, жарг. стаб — обрубок, отрезок) в радиотехнике — электрическая цепь, представляющая собой отрезок линии передачи и подключенная одним концом к другой электрической цепи. Шлейф — элемент тракта СВЧ, используемый в согласующих устройствах, электрических фильтрах, антенной технике и др. в качестве емкости, индуктивности, резонатора. Шлейф — элемент с распределенными параметрами, работает в режиме стоячей волны (то есть при полном отражении электромагнитной волны от конца, противоположного подключенному к электрической цепи), в связи с чем не считается шлейфом ответвление линии передачи от электрической цепи, служащее для передачи энергии потребителю.
параллельный, последовательный — подключенный соответственно параллельно или последовательно (например, в разрыв сигнального проводника электрической цепи)
полуволновый, четвертьволновый (например, металлический изолятор) — электрическая длина которого равна соответственно половине или четверти длины волны в линии передачи шлейфа
емкостной, индуктивный — импеданс которого со стороны электрической цепи, к которой шлейф подключен, на указанной частоте или в полосе частот имеет соответственно емкостной или индуктивный характер
разомкнутый, короткозамкнутый, нагруженный — по соответствующему состоянию на конце, противоположном подключенному к основной электрической цепи
двухпроводный, коаксиальный и т.п. — по типу линии передачи, из которой шлейф выполнен
подстроечный — в конструкции которого предусмотрена возможность изменения параметров (как правило, длины)
Шлейф-вибратор (петлевой вибратор, вибратор Пистолькорса) в антенной технике — полуволновая вибраторная антенна, в которой разрезной вибратор подключен дальними от точки питания концами к проводнику, расположенному параллельно ему на небольшом расстоянии.
ШЛЕЙФ, а, м. [нем. Schleife]. 1. Длинный, волочащийся сзади подол женского платья. 2. То же, что волокуша во 2 знач. (с.-х.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шлейф
1. длинный, волочащийся сзади подол женского платья
2. геол. полоса отложений, окаймляющая подножье возвышенности
3. перен. след, полоса от движения чего-либо
5. с.-х. орудие для выравнивания и рыхления пашни, состоящее из деревянных брусков, соединённых цепями
6. спец. комплекс навесных и прицепных орудий к сельскохозяйственной машине, трактору
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пистолетик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
шлейф связи
Смотреть что такое «шлейф связи» в других словарях:
шлейф связи — петля связи — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы петля связи EN coupling loop … Справочник технического переводчика
Шлейф — (нем. Schleife «длинный подол платья», от нем. Schleifen «тащить», «волочить») то, что тянется, стелется за чем либо. Шлейф длинный, волочащийся сзади подол женского платья. Делювиальный шлейф в геологии… … Википедия
Шлейф сигнализации — Шлейф сигнализации: электрическая цепь, соединяющая выходные цепи охранных извещателей, включающих в себя вспомогательные (выносные) элементы (диоды, резисторы и т. п.) и соединительные провода, и предназначенная для выдачи на прибор приемно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Шлейф (в технике СВЧ) — Шлейф (нем. Schleife), 1) реактивный Ш. (в технике СВЧ), отрезок линии передачи (полого или диэлектрического радиоволновода, полосковой линии, коаксиального кабеля двухпроводной длинной линии), включенный в основную линию, по которой… … Большая советская энциклопедия
Шлейф — 9. Шлейф Соединение одного и того же канала связи или системы, обеспечивающее возможность передачи сигналов с прямого направления на обратное Источник: ГОСТ 22515 77: Связь телеграфная. Термины и определения оригинал документа Смотри также… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Шлейф (охранно-пожарная сигнализация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шлейф. Шлейф (охранно пожарная сигнализация) электрическая цепь, соединяющая выходные цепи извещателей, включающая в себя вспомогательные элементы и соединительные провода и предназначенная… … Википедия
Шлейф — I (нем. Schleife) 1) реактивный Ш. (в технике СВЧ), отрезок линии передачи (полого или диэлектрического Радиоволновода, полосковой линии (См. Полосковая линия), коаксиального кабеля (См. Коаксиальный кабель) двухпроводной длинной линии… … Большая советская энциклопедия
шлейф сигнализации адресный (ШСА) (канал связи адресный (КСА)) — 3.12 шлейф сигнализации адресный (ШСА) (канал связи адресный (КСА)): Электрическая цепь, соединяющая ППК с адресными устройствами и предназначенная для осуществления цифрового (или аналогового) обмена данными между ППК и адресными устройствами.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Шлейф путевой — Путевой шлейф: проводники сигнального тока, укладываемые вдоль железнодорожного пути для индуктивной связи с бортовыми локомотивными устройствами, а также используемые в качестве первичных датчиков обнаружения железнодорожного подвижного состава … Официальная терминология
Шлейф блокировки — 10. Шлейф блокировки Токопроводящая цепь, составленная из последовательно включенных охранных датчиков или первичных устройств регистрации электрической охранной сигнализации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
путевой шлейф — 104 путевой шлейф: Проводники сигнального тока, укладываемые вдоль железнодорожного пути для индуктивной связи с бортовыми локомотивными устройствами, а также используемые в качестве первичных датчиков обнаружения железнодорожного подвижного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Классы и стили шлейфов и линий связи. Обеспечение работоспособности.
И. Неплохов, к.т.н., технический директор по ПС компании ADT/Tyco
ЧАСТЬ 1
Отсутствие классификации шлейфов пожарной сигнализации и линий связи в системах пожарной автоматики в отечественных нормах является существенным недостатком, определяющим низкий уровень работоспособности систем пожарной сигнализации, оповещения и систем противопожарной защиты. Принципы построения пороговых, многопороговых и адресно-аналоговых шлейфов уже неоднократно обсуждались в отраслевой печати 7, однако повышение нормативных требований в части обеспечения работоспособности шлейфов и линий связи в условиях пожара привели к необходимости еще раз вернуться к этой теме.
С другой стороны в мануалах зарубежных неадресных приборов и адресных модулей неадресных подшлейфов определена возможность формирования и программирования различных стилей и классов шлейфов и линий связи, но методика их выбора с учетом наших нормативных требований не приводится. В первой части статьи в основном рассматривается классификация шлейфов по NFPA72 [10], а во второй части статьи будет проведен анализ технических характеристик адресных модулей неадресных подшлейфов и адресных модулей управления при программировании различных стилей и классов.
КЛАССЫ И СТИЛИ ШЛЕЙФА ПО NFPA72
Линии связи с исполнительными устройствами, с оповещателями, шлейфы сигнализации с пожарными извеща-телями и так далее могут быть только либо класса А, либо класса В. Шлейфы сигнализации и линии связи с исполнительными устройствами, которые при однократном обрыве либо не одновременно при однократном замыкании на землю любого проводника сохраняют возможность формирования сигнала тревоги от любого пожарного извещателя этого шлейфа или которые обеспечивают работу всех подключенных к той линии связи устройств, определяются как класс А.
Табл. 1. Классы и стили шлейфа с извещателями
Обрыв одного проводника
КЗ проводника на землю
КЗ проводников шлейфа
Шлейфы сигнализации и линии связи с исполнительными устройствами, которые в этих условиях обеспечивают передачу сигнала тревоги только от пожарных извещателей до места обрыва и не обеспечивают работоспособность устройств за местом обрыва или однократного замыкания на землю любого проводника шлейфа сигнализации или линии связи, определяются как класс В.
Причем при обрыве проводника шлейфа или линии связи либо при его замыкании на землю должен формироваться сигнал неисправности в течение 200 секунд. Никакие другие классы шлейфов с другими свойствами, например, которые не обеспечивают работу извещателей не только после места обрыва, но и до него, не классифицируются, и их использование в системах пожарной автоматики не допускается.
Шлейфы класса В подразделяются по стилю на А, В и С. Они все должны обеспечивать обнаружение неисправности при одиночном обрыве любого проводника шлейфа или одиночном его замыкании на землю. При коротком замыкании шлейфов стиля А и В формируется сигнал «Пожар», а у шлейфа стиля С формируется сигнал «Неисправность». В шлейфах стиля В и С неисправность типа одиночного замыкания проводника на землю не должна блокировать формирование сигнала «Пожар» (табл. 1).
Шлейфы класса А подразделяются по стилю на D и Ea. Они должны обеспечивать обнаружение неисправности при одиночном обрыве любого проводника шлейфа или одиночном его замыкании на землю. При коротком замыкании шлейфов стиля D формируется сигнал «Пожар», а у шлейфа стиля Ea формируется сигнал «Неисправность». В шлейфах стиля D и Ea неисправность типа одиночного обрыва проводника шлейфа или одиночного замыкания проводника на землю не должна блокировать формирование сигнала «Пожар» (табл. 1).
Таким образом, с учетом требований ГОСТ Р 53325 о контроле неисправности шлейфа не только при обрыве, но и при коротком замыкании, при программировании стиля шлейфа можно выбирать только стиль С для шлейфа класса В и стиль Ea для класса А. В шлейфах стиля А, В и D при коротком замыкании шлейфа будет формироваться ложный сигнал тревоги.
Чтобы была понятна техническая реализация при выполнении требований относительно шлейфов класса А и В, рассмотрим, какие рекомендации приведены в NFPA72 Приложение С по методике их тестирования.
ПРОВЕРКА ШЛЕЙФОВ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ И СТИЛЕЙ
Функционирование двухпроводных шлейфов класса В (стиль A, B и C) с пожарными дымовыми извещателями рекомендуется проверять следующим образом. Произвести разрыв шлейфа посредством извлечения извещателя из базы либо отключением проводника шлейфа. Активировать детектор дыма, который располагается между приемно-контрольным прибором и разрывом шлейфа, как это рекомендовано производителем данного типа извещателя. После этого установить снятый извеща-тель в базу или восстановить соединение шлейфа либо произвести и то и другое. Приемно-контрольный прибор должен проиндицировать неисправность после разрыва шлейфа и сформировать сигнал тревоги при активации извещателя, несмотря на наличие обрыва шлейфа. Необходимо отметить, что к классу В могут относиться как радиальные шлейфы (рис. 1а), так и кольцевые шлейфы (рис. 1б), при этом все извещатели, оставшиеся подключенными к выходу шлейфа сигнализации, должны быть в состоянии обнаружить пожар, а извещатели, расположенные за обрывом шлейфа, находятся в отключенном состоянии. Кольцевые шлейфы класса В образуются в неадресных пороговых системах при расположении оконечного элемента шлейфа в приемно-контрольном приборе. В этом случае имеется значительно более достоверная информация об изменении состояния шлейфа в процессе эксплуатации посредством анализа изменения напряжения на входе и на выходе шлейфа по сравнению с традиционным радиальным шлейфом с оконечным элементом в конце шлейфа.
Рис. 1. Шлейфы класса В (стиль А, В или С)
Рис. 2. Шлейф класса А (стиль D и E)
Функционирование двухпроводных шлейфов класса А (стиль D и Ea) с пожарными извещателями рекомендуется проверять следующим образом. Произвести разрыв проводника в средней части шлейфа посредством извлечения из-вещателя и отключения проводника от контакта базы. Активировать извещате-ли по обе стороны от разрыва шлейфа (рис. 2). После этого произвести сброс прибора в дежурный режим, восстановить соединение шлейфа и установить детектор. Затем повторить тест при замыкании любого проводника шлейфа на землю в месте, где производилось отключение извещателя. В обоих тестах должна сначала включаться звуковая и визуальная индикация неисправности, а затем индикация тревоги с последующим восстановлением. В отличие от кольцевого шлейфа класса В, кольцевой шлейф класса А при обнаружении обрыва преобразуется в 2 радиальных шлейфа, и все извещатели продолжают функционировать, несмотря на наличие неисправности. Это и проверяется при тестировании.
Аналогичным образом классифицируются линии связи с устройствами любого типа, использующиеся в пожарной автоматике. Для всех типов устройств, включенных в линии связи, сохраняется необходимость выполнения требования обеспечения работоспособности устройств, подключенных до обрыва линии связи у класса В, и сохранение работоспособности всех устройств независимо от их расположения относительно обрыва у класса А. Но для каждого отдельного типа устройств в зависимости от выполнения других требований при различных видах неисправности устройств определены различные стили, которые обозначаются различными буквами или цифрами. Например, линии связи с опо-вещателями класса В (рис. 3), кроме обязательного обеспечения работоспособности оповещетелей до обрыва линии связи, должны удовлетворять дополнительным требованиям, определенным для стиля W или для стиля Y. А линии связи с оповещателями класса А (рис. 4), кроме обеспечения работоспособности всех оповещателей до и после обрыва линии связи, должны удовлетворять дополнительным требованиям, определенным для стиля X или для стиля Z.
Рис. 3. Линии связи с оповещателями класса B стилей W и Y
Рис. 4. Линии связи с оповещателями класса А стилей X и Z
Необходимо подчеркнуть, что приборы с линиями связи или шлейфами, не выполняющие требования для класса А или В, не классифицируются и не могут применяться в системах пожарной автоматики по NFPA72. Например, если при обрыве радиального шлейфа изве-щатели, оставшиеся подключенными к прибору, не в состоянии сформировать сигнал «ПОЖАР», воспринимаемый прибором на фоне неисправности, то такая система не выполняет требования для шлейфов класса В и не может эксплуатироваться, несмотря на работоспособность при отсутствии неисправности. Так и при обрыве кольцевого шлейфа в любом месте не допускается, чтобы хотя бы несколько устройств перестало функционировать в дежурном режиме или в режиме «Пожар».
Рис. 5. Шлейф с извещателями и оповещателями класса В
Рис. 6. Шлейф с извещателями и оповещателями класса А
Кроме того, существует требование, чтобы кольцевые шлейфы или линии связи не проходили через одно помещение два раза. Таким образом, при использовании изоляторов короткого замыкания обеспечивается высокая работоспособность системы как в нормальных условиях при механических повреждениях шлейфа, так и в условиях пожара.
ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 53325-2009
В нашей нормативной базе аналогичные требования по классификации шлейфов полностью отсутствуют, хотя, что очевидно, компенсировать низкую их отказоустойчивость установкой трех извещателей вместо одного невозможно. В ГОСТ Р 53325-2009 п. 7.2.1.1 есть требование, что ППКП должны обеспечивать «преимущественную регистрацию и передачу во внешние цепи извещения о пожаре по отношению к другим сигналам, формируемым ППКП». Несмотря на то что эта же формулировка присутствовала еще НПБ 75-98 прошлого века, на нашем рынке присутствует масса сертифицированных ППКП, у которых извещение о пожаре не регистрируется при наличии сигнала о неисправности шлейфа, даже если у него отключен оконечный резистор и все из-вещатели остаются подключенными к прибору и обнаруживают пожар, то сигнал «Пожар» блокируется.
Кольцевые адресные шлейфы, несмотря на их потенциальные преимущества по сравнению с радиальными неадресными, в нашем исполнении не всегда можно классифицировать по классу А. Методика проверки функционирования устройств при неисправности в наших нормативных документах отсутствует, и проверки на обеспечение работоспособности при обрыве шлейфа не проводятся. Кроме того, выходы петлевого шлейфа могут быть объединены на плате, и тогда одиночный обрыв шлейфа не обнаруживается прибором. Правда, если сечение кабеля выбирается минимальным, то при обрыве падение напряжения может быть значительным и большое количество адресных устройств перестает функционировать.
Иногда инсталляторы даже на зарубежных адресно-аналоговых приборах с раздельными выходами петлевого шлейфа запараллеливают их, чтобы «исключить» неисправность, которая возникает из-за значительного падения напряжения на шлейфе при малом сечении кабеля. Но при обрыве шлейфа эта ошибка проявляется в виде падения напряжения шлейфа ниже допустимой величины и отключения значительной части устройств.
Для наглядности рассмотрим отвлеченный пример: кольцевой шлейф с напряжением 20 В, длиной примерно 1 км, с суммарным током потребления адресных устройств порядка 100 мА. Суммарное сопротивление кабеля при сечении жил 0,2 мм2 составляет около 200 Ом. В предположении равномерного распределения устройств по длине шлейфа ток по каждому выходу запараллеленного шлейфа будет примерно равен 50 мА, и с учетом линейного изменения по шлейфу средний ток в каждой половине шлейфа можно считать по 25 мА. Соответственно, на расстоянии 500 м на сопротивлении 100 Ом напряжение упадет примерно на 2,5 В. То есть шлейф запитывается параллельно, и за счет этого получается сравнительно небольшое падение напряжения. А если отключить один из входов шлейфа от прибора, то средний ток шлейфа будет суммироваться и увеличится примерно до 50 мА. Соответственно, на всем протяжении шлейфа при сопротивлении 200 Ом падение напряжения увеличится в 4 раза и составит 10 В!
Рис. 7. Отказонеустойчивый шлейф
ТРЕБОВАНИЯ ФЗ №123 И ГОСТ Р 53316-2009
С другой стороны, мы уже более трех лет живем под действием Федерального закона №123 [11], где в Статье 82 однозначно сформулированы требования по обеспечению сохранения работоспособности в условиях пожара кабельных линий и электропроводки, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и проти-водымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Для выполнения этого требования повсеместно начал использоваться огнестойкий кабель низкодымный FRLS и даже бездымный и безгалогенный FRHF с огнестойкостью более 3 часов. Однако достаточно скоро выяснилось, что огнестойкость такого кабеля не обеспечивается, если отсутствует механическое крепление при воздействии высокой температуры. Соответственно, огнестойкий кабель должен иметь огнестойкое крепление и уже не допускается, как раньше, класть его в гофре с креплением на полиэтиленовых дюбелях, которые моментально сгорают при температуре 750° С, что приводит к разрушению огнестойкого кабеля.
Был выпущен ГОСТ Р 53316-2009 [12], который определил методы испытаний кабельных линий, к которым предъявляются требования по сохранению работоспособности в условиях пожара. В этом ГОСТе дано определение кабельной линии: «линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная, согласно требованиям технической документации, в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков и в пустотах строительных конструкций или другим способом».
ЧАСТЬ 2
В первой части статьи, опубликованной е № 5 журнала «Алгоритм безопасности» за 2012 год, была рассмотрена зарубежная классификация шлейфов пожарной сигнализации и линий связи в системах пожарной автоматики [1]. Во второй части статьи рассматривается техническая реализация шлейфов разных классов и стилей. Приведены электрические параметры радиальных шлейфов класса В стиля С, обеспечивающие работоспособность извещателей до места обрыва шлейфа и кольцевых шлейфов класса А стилей D и Е, обеспечивающих работоспособность извещателей до и после обрыва. Использование шлейфа стиля D позволяет различать сработку автоматических и ручных пожарных извещателей.
В заключении к первой части статьи было сказано, что отсутствие классификации шлейфов в отечественных нормах является существенным недостатком, определяющим низкий уровень работоспособности систем пожарной сигнализации, оповещения и систем противопожарной защиты. Действительно, к какому стилю и классу можно отнести шлейфы отечественных приемно-контроль-ных приборов? Может быть, у нас и так все прекрасно? Отнюдь, нормативные требования за последнее время изменились не раз, много дополнительных требований было введено для повышения работоспособности систем пожарной автоматики в условиях пожара. В Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности Статья 82. пункт 2 сказано: «Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону».
Для выполнения этого требования в линиях связи и шлейфах пожарной сигнализации стал применяться огнестойкий кабель FRLS и FRHF, но его обрыв все так же переводит шлейф в режим «Неисправность», и сигналы «Пожар» от пожарных извещате-лей блокируются практически во всех отечественных пожарных приборах. Требований по сохранению работоспособности линий связи и шлейфов с извещателями и опове-щателями в условиях пожара не появилось. Зарубежный опыт обеспечения полной (класс А) и частичной (класс В) работоспособности шлейфов пожарной сигнализации при обрыве также не используется. В новой версии ГОСТ Р 53325 [10], как и в НПБ 75-98, указано, что ППКП должен обеспечивать всего лишь «преимущественное отображение и передачу во внешние цепи извещения о пожаре по отношению к другим сигналам, формируемым ППКП». Четкое требование о недопустимости блокировки сигналов «Пожар» любыми другими сигналами в наших нормах отсутствует, и, соответственно, не используются технические решения, обеспечивающие выполнение этого требования.
У нас нет не только неадресных приборов с кольцевыми шлейфами класса А, но и радиальные шлейфы не укладываются в класс В стиля D. Зато практически все ППКП многопороговые, что определяет низкий уровень работоспособности даже при сохранении целостности шлейфа, не говоря уже о работе пожарных извещателей при обрыве шлейфа.
Недопустимо высокая вероятность ложных срабатываний дымовых пожарных из-вещателей из-за отсутствия защиты от электромагнитных помех, регулярного технического обслуживания и по многим другим причинам в результате привела к тому, что сигнал «Пожар» от пожарного извещателя перестал считаться таковым. Как это ни парадоксально, но уже для многих стало привычным, что теперь в отечественных системах пожарной сигнализации уже любой пожарный извещатель формирует только лишь сигнал «Внимание», а сигнал «Пожар» формируется объединенными усилиями двух пожарных извещателей.
Использование данной терминологии привело к выработке соответствующего алгоритма работы приемно-контрольных приборов. Примерный алгоритм функционирования отечественных приборов приведен в таблице 1. Сигнал «Внимание» от первого пожарного извещателя может быть заблокирован сигналом «Неисправность» с соответствующей реакцией на него. Хотя в условиях развития открытого очага пожара имеется высокая вероятность обрыва или короткого замыкания шлейфа до активизации второго пожарного извещателя. Защита от ложных сработок не может обеспечиваться за счет снижения уровня пожарной безопасности. Почему в охранных шлейфах не используются аналогичные способы защиты от ложных срабатываний? Нет ни сигналов «Внимание», ни двухпороговых шлейфов с минимум 3-мя охранными изве-щателями в помещении. Более того, при обрыве, при коротком замыкании шлейфа и даже всего лишь при изменении сопротивления шлейфа вполне логично формируется сигнал «Тревога». Возможно, вероятность кражи значительно выше, но отсутствие защиты от пожара создает реальную угрозу для населения, не говоря уже о несравнимых материальных потерях.
Возможно, у многих читателей, кто ознакомился с зарубежными требованиями по классификации пожарных шлейфов и линий связи, создалось впечатление, что это только теория. Что технически сложно обеспечить определение формирования пожарным извещателем сигнала «Пожар» при обрыве шлейфа. И что кольцевые шлейфы используются только в адресных системах, но уж никак не в традиционных неадресных.
Рассмотрим принципы построения шлейфов класса В стилей В, С и класса А стилей D, Е [1, 11] на примере многофункционального модуля неадресных подшлейфов DDM800 адресно-аналоговой пожарной системы Zettler (рис. 1). Этот модуль может быть запрограммирован для работы в различных режимах, в том числе может поддерживать два радиальных шлейфа класса В стиля С (короткое замыкание шлейфа определяется как неисправность), либо стиля В (короткое замыкание формирует сигнал «Пожар») (рис. 2), либо один петлевой шлейф класса А стиля Е (короткое замыкание шлейфа определяется как неисправность), либо стиля D (короткое замыкание формирует сигнал «Пожар») (рис. 3), с оконечными элементами в виде резисторов или стабилитронов, при использовании баз извещателей с диодами, и работать в режиме протокола 4-20 мА. Программируется различная длительность сброса извещателей и режим прерывания опроса без верификации или с верификацией с различным временем перепроверки подтверждения сигнала «Пожар» в зависимости от типа извещателей (рис. 4). В зависимости от режима работы он может занимать от одного до четырех адресов. Питание неадресных подшлейфов может обеспечиваться либо от адресно-аналогового шлейфа (рис. 2), либо от дополнительного источника питания с гальванической развязкой (рис. 3).
Табл. 1. Алгоритм работы пожарного шлейфа
Рис. 1. Электроника модуля DDM800
Рис. 2. Два радиальных шлейфа класса В с питанием от адресно-анлоговой петли
Рис. 3. Петлевой шлейф класса А с питанием от внешнего источника
Табл. 2. Режимы работы неадресного подшлейфа