Что такое шкот на яхте
Шкот – это рабочая лошадь парусного вооружения яхты
Учебные пособия по яхтингу сообщают, что шкот – это снасть для растягивания нижних углов паруса по реям или гикам. А эти слова что обозначают? Разберемся подробно и не спеша.
Устройство парусной яхты
Крейсерская, то есть полноценная парусная яхта состоит из следующих элементов:
Корпус создает судну водоизмещение и необходимую жесткость. К корпусу крепятся остальные детали яхты;
Перо руля удерживает судно на заданном курсе. Его положение управляется штурвалом из кокпита;
Плавник – подводное крыло, противодействующее дрейфу и опрокидыванию. Легкий плавник, он же шверт, можно убирать внутрь корпуса для уменьшения осадки. В таком положении он не мешает заходить в мелкие бухты. В тяжелом плавнике размещают балласт. Такая конструкция резко повышает мореходные качества и позволяет яхте курсировать даже в открытом океане при любом волнении;
Парусное вооружение служит для получения тяги из энергии ветра. Он состоит из парусов, рангоута и такелажа. Это основной движитель судна.
Рангоут и такелаж парусных судов
Система балок, к которым крепятся паруса, называется рангоутом. В него входят:
Мачта. Вертикально стоящий столб, несущий паруса на реях;
Реи. Горизонтальный элемент рангоута, в середине жестко закрепленный на мачте. Все они раскреплены к бортам «стоячим» такелажем, то есть тросами из стали или синтетики;
Салинг. Небольшая горизонтальная рама на мачте для крепления к нему бакштагов и вант;
Гик. Горизонтальный элемент рангоута, закрепленный на мачте подвижным соединением. По нему растягивается нижний край треугольного паруса.
Изначально рангоут изготавливали из дерева. Так называемый «строевой» лес был на строгом учете, рубить его разрешали только для строительства кораблей. Особенно ценились прямые деревья без изъянов, пригодные для изготовления рангоута. Сегодня основным материалом стали алюминиевые трубы. Актуальный тренд 2020 года в дизайне парусных яхт – рангоут из углеродистого волокна. Он легок, прочен и не разрушается морской водой и ультрафиолетом.
Это интересно! Бережливые владельцы водных транспортных средств понимают, что следить за чистотой яхты, как корпуса снаружи, так салона внутри, не менее важно, чем проводить техническое обслуживание. Записывайтесь к нам на мойку и химчистку яхт.
Все снасти яхты объединяются в такелаж. Существуют два его типа:
«Стоячий» такелаж удерживает все элементы рангоута в нужном положении. Его важнейшие элементы – бакштаги и ванты, поддерживающие мачты и реи в необходимом положении;
«Бегучий» такелаж служит для постановки парусов и управления ими. Его главная снасть – шкот, которым закрепляют шкаторину, то есть нижний край паруса. Прямые паруса притягивают шкотами к реям. Гика-шкот закреплен к одному углу треугольного паруса и расправляет его вдоль гика.
История шкотов парусных яхт
Название снасти происходит от голландского слова «schoot», как и большинство терминов парусного флота. Они ведь вошли в русский язык с подачи императора Петра I, чьими учителями морского дела были именно голландцы. Столетия материалом для изготовления шкотов служила пенька, волокно из технической конопли. Пеньковые канаты и шкоты не разъедаются морской водой. Вплоть до 19 века лучшую пеньку поставляли из России. Этот экспортный товар был не менее важен, чем меха и мед.
Сегодня шкоты изготавливают из облегченного полипропилена в оболочке из полиэстеровых нитей. Современные яхтенные шнуры нерастяжимы и не боятся морской воды и солнечного ультрафиолета.
Важно! Информацию об обслуживании парусного вооружения яхты читайте здесь.
Интересно знать! В оплетке шкотов часты цветные нити. По легенде, это правило введено британским адмиралтейством для предотвращения воровства ценных снастей с военных судов. При обнаружении такого шкота на гражданском судне его владельца ждала тюрьма.
Работа со шкотами при поворотах
Каждый шкот на парусном корабле имеет собственное название, соответствующее определенному парусу. На яхтах чаще всего используются грота-гика-шкот и спинакер-гика-шкот. Они служат для приведения паруса к ветру под нужным углом.
Парусные суда редко ходят прямым курсом, они непрерывно лавируют, меняя галсы, то есть направление движения. Опасность подобных маневров состоит в том, что при повороте корма яхты пересекает направление ветра и гик вместе с гротом резко перебрасывается на противоположный борт. Это чревато не только травмами матросов, но и повреждениями судна и даже его переворотом.
Ради безопасности перемещение рангоута должно происходить под контролем. За это отвечает шкотовый матрос, его обязанность – непрерывное слежение за поведением паруса. При любом изменении галса их необходимо переустанавливать и заново настраивать. Шкотовому матросу приходится быть постоянно готов начеку, чтобы подтянуть парус при малейших признаках того, что яхта теряет ход.
При неправильном расположении паруса относительно ветра шкаторина, его нижний край, начинает колебаться. Это явление называют заполаскиванием, задача матроса – его предотвратить или ликвидировать. Если яхта уходит от ветра, то шкоты при повороте вытравливают, а на новом курсе как можно быстрее подтягивают, избегая заполаскивания. При приведении к ветру шкоты во время поворота выбирают.
Хорошо иллюстрирует этот процесс поворот фордевинд, то есть пересекая ветер, дующий со стороны кормы. Последовательность работы такова:
Шкипер командует: «Отдать шкоты!» и разворачивает яхту в сторону от ветра. В этом положении паруса могут совсем сложиться;
Следующая команда: «Приготовиться к повороту!». Всем, нужно удвоить внимание и пригнуться. Гик быстро пролетает над палубой к противоположному борту. Шкотовый матрос смягчает рывок, придерживая гика-шкот;
Шкотовый матрос контролирует поворот гика от одного борта к другому, смягчая резкие толчки натяжением гика-шкота. После поворота и приведения к ветру он должен как можно быстрее выбрать слабину;
После поворота шкипер фиксирует румпель в среднем положении, а шкотовый матрос заново настраивает парус.
Это интересно! Работа с гика-шкотами требует больших физических усилий. Поэтому она осуществляется через тали или специальными шкотовыми лебедками. Писатель Александр Грин даже сочинил песню шкотовых матросов.
Словарь яхтсмена – состоит из наиболее употребляемых терминов в морской практике.
Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.
Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.
Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.
Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.
Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контролирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.
Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.
Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета, знак гоночной дистанции и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.
Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.
Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.
Ванты – тросы, поддерживающие мачту.
Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.
Вести прокладку – отмечать местоположение лодки на карте.
Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.
Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.
Вперед – в сторону носа судна.
Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Галс – расположение судна относительно ветра.
Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.
Галфвинд – курс судна относительно ветра, при котором угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.
Генуэзский парус – большой передний парус, простирающийся далеко за грот-мачту.
Гик – элемент рангоута. К нему обычно крепится нижняя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.
Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.
Грот – главный парус на судне, при продольной оснастке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.
Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
Дифферент – разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали.
Дрейф корабля в подветренную сторону – происходящий под действием ветра.
Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.
Истинный ветер – скорость и направление ветра, определяемые без учета движения судна.
Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.
Колдунчики – индикаторы ветра, используются для точной настройки парусов. Тонкие нити (легкие ленточки) длиной 10-25 сантиметров, прикрепляются к парусу там, где необходимо видеть как ведет себя поток воздуха.
Корма – задняя часть судна.
Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.
Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.
Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.
Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.
Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.
Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).
Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.
Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.
Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.
Курс яхты относительно ветра – термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попутном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.
Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.
Лаг – прибор для измерения скорости лодки и пройденного расстояния.
Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.
Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.
Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.
Левый галс – яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.
Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.
Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.
Лечь в дрейф – фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.
Лоция – пособие по навигации.
Мачта – вертикальный элемент рангоута для установки парусов.
Меридиан – воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.
Местоположение – местонахождение судна, определенное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.
Мидель – максимальная ширина судна.
Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.
Мористее – дальше от берега. Выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. Фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега».
Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).
Муринг – так называют “мертвый якорь”.
Наблюдаемое местоположение – координаты, полученные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.
Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.
Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.
Нирал – трос, оттягивающий парус вниз.
Нос – передняя часть судна.
Носовой релинг – перила в носовой части лодки.
Нуль глубин (на карте) – уровень воды при самом низком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.
Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.
Оснастка – мачта, рангоут и паруса.
Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.
Отливное течение – поток воды, понижающий ее уровень.
Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направления и скорости судна.
Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.
Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.
Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.
Передний парус – треугольный парус, установленный впереди мачты.
Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.
Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.
Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).
Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.
Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.
Прибрежный – находящийся на небольшом расстоянии от берега.
Приводить к ветру – идти курсом, близким к направлению ветра.
Приливное течение – поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.
Против ветра – нос судна направлен прямо навстречу ветру.
Рангоут – общее название мачт, гиков, реев и т. п.
Рифить – уменьшать размер (площадь) паруса.
Румпель – рычаг у руля для управления им.
Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.
Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Рыскать – сворачивать в сторону от курса (под воздействием внешних сил). Лодка резко поворачивает, может накрениться под опасным углом.
Свертывать – свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.
Сделать галс – повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.
Спинакер – большой легкий передний парус, используется при попутном ветре.
Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.
Стояние (уровня) прилива – короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.
Стоячий такелаж – неподвижный: ванты и штаги, поддерживающие мачту.
Страховочный трос – трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безопасного движения по палубе.
Сходный трап – главный вход во внутренние помещения, обычно через люк, ведущий к лестнице.
Счисление пути – ведение записей о взятом курсе, ветровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местоположения.
Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.
Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.
Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.
Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.
Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.
Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.
Фал – трос для поднятия парусов.
Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.
Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересекает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.
Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Шверт – доска, расположенная в щели, проходящей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.
Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.
Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косого паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.
Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.
Шпринг – швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.
Штаги – тросы, прикрепленные к мачте для ее поддержки.
Якорная цепь – цепь для крепления якоря.
Якорный трос – используется для швартовки или крепления судна.
Методичка яхтсмена. Шкоты
Шкоты – это часть оснастки, а конкретно – бегучего такелажа, которая нужна для натягивания нижних (шкотовых) углов парусов. Также с их помощью оттягивают назад углы безрангоутных парусов. Их много, а их названия зависят от парусов, которыми они управляют.
Какими они должны быть
Эта часть снастей несет на себе немалую нагрузку, и это становится понятно, едва вы возьметесь за веревки при хорошо натянутом парусе. Именно поэтому их диаметр не должен быть менее ⅜ дюйма, но это если мы говорим о судне не более 25 футов длиной. Если же у нас сорокафутовая лодка, то толщина такелажа уже будет не менее ½ дюйма. Обычно шкоты делают из дакрона – он достаточно прочен и устойчив к растяжению, а для парусов, рассчитанных на небольшое натяжение, подойдет и полипропилен.
Грота-шкоты
Эта часть оснастки контролирует паруса, а точнее их части. Например, гика-шкот грота служит для того, чтобы гик не поднимался и не закручивал полотно, а его верхушка не заворачивалась в подветренную сторону. Чтобы усилить тягу гика вниз, канат привязывают у его середины. Кроме того, контролировать эту часть паруса можно и травеллером с направляющими погонами, движущимся поперек корпуса, т.е. в траверзном направлении. Эту же функцию может выполнять и шкив, закрепленный на каретке, канатный строп или металлический леер.
Стаксель-шкоты
Они обычно двойные, т.е. один конец идет на правый борт яхты, другой – на левый. Для их крепления используют такелажные скобы, но при хлопающем парусе это может быть небезопасно. Не менее надежны, но более безопасны булини.
Проходя сквозь блоки или клюзы на палубе, шкоты стакселя возвращаются к кокпиту, а затем направляются к крепительной утке или лебедке, либо сразу к обеим (на современных яхтах чаще ставят лебедки шпилевого типа). Расположение всех элементов должно продумываться с особой тщательностью, т.к. от этого зависит положение паруса. Если стаксель оборудован гиком, то его можно подтягивать и одним шкотом.
С одной стороны, при наличии гика стакселю гораздо сложнее принимать идеальную форму, и его эффективность при этом страдает. Но, с другой стороны, это дает нам уверенность в его “тонусе” и позволяет ложиться на другой галс лишь при помощи руля.
Что такое шкот на яхте
Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.
Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь: «. Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские названия.
Обещаю сильно постараться и не сделать эти «смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками. J
Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.
Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.
Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.
Знакомьтесь, яхта в профиль
Что у корпуса вверху…
Что у корпуса внутри…
Pulpit (корм. pushpit )
Lengthwise b ulkhead
Как-то так это выглядит …
Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к изучению того, что у яхты над корпусом.
Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.
Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).
Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут – это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.
Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.
Ранго́ут ( spars ) — это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что на гике растут ветки с листьями. Просто так принято называть элементы рангоута. Исторически сложилось с времён, когда рангоут был деревянным.
Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.
С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.
Такелаж ( rig ) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж — standing rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж служит для расчалки мачты.
Чтобы мачта не завалилась ни вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не поменяется.
По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) – это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).
Бегучий такелаж (running rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.
Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.
Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.
Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.
Грота-шкот ( main sheet ) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый у r гол разворачивают грот из рулона в мачте.
Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.
И запомните: только конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом!
Гика-шкот ( boom sheet ) управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.
К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.
Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели «завалить» вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J
А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!