Что такое школьно базовая столовая
Инфраструктура школьных пищеблоков в России
Классификация предприятий ДШП по следующим признакам и типам материально-технической базы
По принципу производства обедов и завтраков:
По форме собственности заготовочных баз и школьных столовых:
По типу снабжения:
По объему производства и по количеству обслуживаемых школ комбинатами школьного питания:
По форме управления производственно- логистическими комплексами:
По форме финансирования:
По форме обслуживания:
По предоставляемым услугам:
По степени развития информационной системы:
По степени автоматизации учета на предприятиях
Порядка 87% школьных пищеблоков в Российской Федерации были оснащены технологическим, торговым, холодильным, нейтральным оборудованием и мебелью еще в советские времена. Степень морального и материального износа данного оборудования по оценкам авторов НИР составляет от 85 до 100% в различных регионах РФ.
Пищеблоки школьного питания подразделяются на два основных вида:
Большинство российских школ оснащено оборудованием отечественного производства образца 60-х, 70-х, 80-х гг. прошлого века.
В структуре оснащения стандартного предприятий ДШП преобладает следующее оборудование:
Большинство российских школьных пищеблоков оснащены морально устаревшими электрическими или газовыми конфорочными плитами российского, украинского и белорусского производства. Данное оборудование не укомплектовано энергосберегающими узлами и потребляет электроэнергии почти в 2 раза больше чем современные пароконвекционные печи и плиты.
Почти все холодильное оборудование имеет материальный износ до 90-95%, холодильные камеры не поддерживают требуемый температурный режим хранения сырья и готовой продукции.
Пекарское оборудование представлено жарочными шкафами старого образца, так же избыточно расходующими электроэнергию. Нейтральное оборудование представлено преимущественно деревянными столами, подтоварные стеллажи выполнены из черных металлов и окрашены масляной краской, либо сделаны из дерева. Моечные из нержавеющей стали имеются только в 10% пищеблоков ДШП. В остальных пищеблоках моечные ванны сделаны из чугуна с поврежденным эмалированным покрытием. Механическое оборудование отсутствует повсеместно. Преобладает ручная нарезка овощей и фруктов, что значительно повышает риск дополнительного обсеменения продукции и передаче продуктам дополнительного бактериального заражения.
Приготовление готовых блюд, каш и супов осуществляется преимущественно в наплитных котлах из алюминиевых сплавов.
Инвентарь, используемый в предприятиях школьного питания имеет 90% износ. Повсеместно используются емкости из пластика и металлических сплавов, не имеющих допуска для контакта с пищевыми продуктами.
Одной из наиболее актуальных задач, связанных с повышением эффективности организации питания в учреждениях образования является техническое перевооружение объектов питания, внедрение современного технологического оборудования на основе прогрессивных технологий приготовления пищи и методов обслуживания учащихся. Важно при этом обеспечить комплексное решение проблемы перевооружения, решение при котором отдельные виды оборудования будут взаимоувязаны по технологическому назначению, типоразмерам, будут обеспечивать ресурсосбережение при эксплуатации.
В современных предприятиях школьного питания (4% от общего числа предприятий в России) используются следующие виды технологического оборудования:
Конвективные и пароконвективные шкафы (конвектоматы и пароконвектоматы)
Пароконвектоматы предназначены для приготовления широкого ассортимента кулинарной продукции, конвектоматы — для выпечки хлебобулочных изделий, запекания бутербродов, пиццы, разогрева замороженной пищи. При этом пароконвектомат является более универсальным аппаратом, включающим в себя как конвекционную печь, так и собственно пароконвектомат.
Для нагрева воздуха в конвектоматах используются специальные ТЭНы, а вмонтированный в камеру вентилятор создает постоянное движение (конвекцию) горячего воздуха. Для оптимального использования равномерно прогреваемого пространства в конвекционных печах на строго заданных расстояниях располагаются противни для выпечки (обычно размерами 600×400 мм), как наиболее часто используемые в специализированных заведениях типа пекарен. В этом оборудовании также возможно использование гастроемкостей GN 1/1- 530×325.
Пароконвектомат объединяет в своей конструкции традиционную пароварку и конвекционный жарочный шкаф. Наличие, кроме тепловыделяющих элементов, парогенератора с форсунками, подающими пар под давлением в рабочую камеру, и вентилятора позволяет реализовать широкий спектр режимов обработки пищевых продуктов: во влажном паре, сухом жаре, перегретым паром, регулируемым паром. Используются и различные комбинированные режимы, когда один продукт проходит несколько стадий обработки в различных режимах, последовательность и продолжительность которых задается в компьютерной программе. Совершенная система управления технологическими режимами — особенность пароконвектоматов. Система позволяет задавать температуру с точностью до долей градуса, влажность — с точностью до 2%, контролировать температуру внутри продукта, обеспечивать сложные технологические режимы с изменяющимися во времени параметрами.
Пароконвектоматы последнего поколения оснащены системами интеллектуального приготовления (IQT). Автоматизированные системы очистки рабочей камеры аппарата позволяют полностью освободить персонал от этой работы. С помощью специальных устройств можно контролировать несанкционированную работу персонала на пароконвектомате с помощью удаленного компьютера (из офиса, например) или по мобильному телефону.
Пароконвектоматы представлены моделями с различных объемов рабочей камеры, работающие как на газе, так и на электричестве.
Основные преимущества пароконвектоматов по сравнению с традиционными жарочными шкафами и другими видами теплового оборудования можно свести к следующему:
Самые простые пароконвекционные печи позволяют применить три основных способа приготовления пищи:
Этот набор функций дает возможность производить до 80% от общего числа всех операций по приготовлению.
Большой практический опыт использования пароконвектоматов в комбинатах школьного питания наработан в Москве. На центральных кухнях комбинатов школьного питания используются пароконвектоматы, рабочая камера которых одновременно вмещает 15-20 функциональных емкостей, устанавливаемых на передвижную тележку. Тележка может перемещаться по цеху, а при работе пароконвектомата вкатывается в рабочую камеру. Для разогрева охлажденной продукции непосредственно в школьной столовой или буфете может использоваться конвектомат меньшей производительности, например, на 6 функциональных емкостей. Те преимущества, которые дает использование этих аппаратов, позволило правительству Москвы принять решение, по которому осуществляется внедрение пароконвектоматов во все школьные столовые, а в новые школы — в обязательном порядке.
Многофункциональные пищеварочные котлы (комби — котлы)
Стационарные пищеварочные котлы являются обязательным видом основного технологического оборудования для организации централизованного производства кулинарной продукции. Как известно, используемые в настоящее в пищеблоках ДШП в России имеют объемом (от 60 до 250 л), и предназначены для осуществления варки супов, напитков, сладких блюд, овощей, круп для гарнира, приготовления тушеных и отварных блюд.
Современные комби-котлы, по сравнению с традиционными пищеварочными котлами, имеют несравнимо большие технологические возможности и обеспечивают существенно более высокое качество приготовления. Объем котла в зависимости от типоразмера варьирует в диапазоне 40-300 л.
Котел имеет встроенное механическое устройство и снабжен следующими функциями:
Использование комби-котлов позволит существенно расширить технологические возможности, а, следовательно, повысить качество продукции, кроме того, уменьшить потребность в производственных площадях и другом технологическом оборудовании, позволит экономить электроэнергию и рабочее время. Возможность охлаждения пищи, конструктивно предусмотренная в комби-котлах, позволяет применять их при централизованном производстве охлажденной кулинарной продукции без использования дополнительных устройств для интенсивного охлаждения.
Открылась базовая столовая
6 декабря в гимназии №6 «Горностай» открылась школьная базовая столовая.
В Новосибирске стартовала областная долгосрочная целевая программа по совершенствованию организации школьного питания. Проект рассчитан на 2012-2016 годы. В Москве и Санкт-Петербурге он уже запущен, а за Уралом наш город станет первопроходцем. Согласно программе, одна из школ оснащается так называемой базовой столовой, для чего проводится модернизация пищевого блока, закупается новое оборудование. Еще несколько столовых в соседних школах становятся своеобразными филиалами, или доготовочными столовыми, и базовая снабжает их полуфабрикатами, готовыми блюдами и кулинарными изделиями.
В нашем районе первая базовая столовая открылась в гимназии №6, а филиалами станут столовые в школах №190, №61 и №5 «Новые надежды».
– Полноценная столовая в каждой общеобразовательной школе экономически невыгодна, – считает директор школы №61 Ирина Харитонова, у которой остался только доготовочный цех. – Такой подход устарел. Постепенно на новую систему перейдут все школы района. Сегодня столовая в «Горностае» – это почти маленькая фабрика, где несколько цехов, в частности, мясной, овощной. Специально оборудованная машина будет развозить блюда по другим школам, меню для всех одно. Конечно, и базовая, и доготовочные столовые теперь оснащены современным оборудованием. Например, в нашей школе летом появились жарочные шкафы нового поколения. Еще одно важное нововведение – расчет в столовых будет производиться только по пластиковым картам, в школе уже стоит терминал. Возможно, позже мы поставим турникеты, и карты будут использоваться в качестве пропуска в школу, но это дело будущего. А сейчас, по отзывам и школьников, и учителей, меню – разнообразнее, а блюда – вкуснее. И, что немаловажно, столовая стала популярнее: теперь на обеды ходит больше детей, чем раньше.
В гимназии «Горностай» открытие отметили песнями, танцами и пышным караваем. Красную ленточку у входа в обновленную столовую перерезали замначальника управления образования мэрии Елена Васильева, директор гимназии Ирина Путинцева и замглавы администрации района Игорь Борисенко.
– Очень приятно, что в областную программу вошло образовательное учреждение, которое по многим направлениям лидирует в районе, – сказала Елена Васильева. – Приятно увидеть столовую после ремонта. Ее смело можно назвать лучшей из двадцати базовых школьных столовых города.
– Проект новый, много было по поводу его реализации беспокойства и сомнений, – отметила главный специалист отдела образования администрации района Валентина Олькова. – Тем не менее коллектив гимназии смело взялся за его реализацию, все удалось закончить в срок.
Игорь Борисенко поздравил «Горностай» не только от своего имени, но и от имени главы администрации района Валерия Шварцкоппа, поблагодарил за работу тех, кто трудился над ремонтом и новым интерьером школьной столовой. Почетными грамотами главного управления образования мэрии наградили Тамару Акимову, шеф-повара столовой гимназии, главного бухгалтера «Горностая» Наталью Антонову, замдиректора школы Александра Зотова и директора Ирину Путинцеву.
Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?
Школьное питание — вопрос всегда актуальный и, зачастую, болезненный. С одной стороны, всем очевидно, что еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и покрывать потребности растущего детского организма. С другой, она должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, а с третьей — вписываться в бюджет, указанный в тендере.
Разбираемся, как закон регулирует обеспечение учеников горячим питанием и контролирует его качество, кто имеет право на льготные обеды и что делать, если ребёнок жалуется на школьную еду.
Содержание:
Питание в школьных столовых: основные законы
Согласно статье 37 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на образовательные учреждения.
В них приведены следующие требования:
Главное новшество — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», он же СанПиН, который содержит перечень недопустимых для школьного питания продуктов, размеры и массу порций, порядок составления меню, требования к оборудованию и гигиене помещений для приготовления пищи, хранению готовых блюд и пищевых продуктов и др.
По сути, СанПиН — это главный документ, с учётом требований которого должно быть организовано питание в школе.
Также на федеральном уровне регулируют качество питания в школах:
Дополнительно порядок обеспечения детей питанием в учебных заведениях формировать могут региональные законы.
Порядок организации питания детей в школах
Образовательное учреждение может иметь собственную столовую и штат работников либо привлечь специализированные предприятия общественного питания с помощью аутсорсинга, то есть передавая полномочия подрядчику путем заключения государственного или муниципального контракта через Госзакупки.
На основании договора компания, которая выиграла тендер, получает школьный пищеблок в аренду, занимается его оборудованием и содержанием и, в рамках установленного контрактом бюджета, обеспечивает питание учеников.
В большинстве школ сейчас действует именно такая (договорная) схема.
В зависимости от режима функционирования образовательной организации и часов нахождения в ней ученика, ему будет предусмотрено разное количество приёмов пищи:
Для приёма пищи в расписании занятий должна быть предусмотрена перемена продолжительностью не менее 20 минут.
Сколько стоит питание школьников?
Стоимость школьного рациона формируется с учётом сложившихся в регионе цен на продукты, рекомендованные для меню законодательством. Также в неё входит оплата за услуги по организации питания.
Бесплатное питание учеников начальных школ и льготников покрывают муниципальные или региональные бюджеты. Заложенные на это тарифы в разных регионах отличаются:
В зависимости от типа льготополучателя (учащийся с ОВЗ, из многодетной или малоимущей семьи, сирота и т.д.) тарифы могут отличаться в большую или меньшую сторону.
Если ребёнку не положена компенсация расходов питания, его ежемесячно должна оплачивать семья ученика. В каждой школе цена будет отличаться, и почти всегда она будет выше установленного на льготника норматива. Например, в Москве в минувшем учебном году завтрак для учеников 5-11 классов стоил порядка 100 рублей, обед — 180. В Уфе расценки начинались от 60 и 70 рублей соответственно.
Периодически возникают скандалы из-за того, что дети, обеспеченные питанием за бюджетный счёт, получали другие блюда, их порции были меньше.
По закону меню для всех школьников, независимо от их статуса и наличия льгот, должно быть одинаковым. Отличия допустимы лишь по медицинским показаниям.
Льготные обеды: кто может питаться в школе бесплатно?
1 марта 2020 года был подписан Закон об обеспечении учащихся в начальной школе бесплатным горячим питанием. Предполагается, что оно появится во всех образовательных учреждениях страны в срок до сентября 2023 года.
К этому моменту для школ вводится обязанность полностью обеспечить каждого учащегося 1-4 классов как минимум одним горячим блюдом и горячим напитком в день. Что именно это будет — каждое образовательное учреждение решит самостоятельно. Средства на обеспечение этих расходов будут выделены из бюджетов муниципального образования или региона.
Что касается предоставления бесплатного питания ученикам 5-11 классов, то на него может претендовать:
Дополнительные категории получателей социальной поддержки формируются органами местного самоуправления.
Чаще всего бесплатно или со скидкой в школе также могут питаться:
Как оформить бесплатное питание для школьника?
Чтобы получить льготное питание, нужно обратиться в службу социальной защиты населения (если вы проживаете в Москве, можно подать заявление через сайт mos.ru) либо напрямую в школу.
Для этого потребуются следующие документы:
⠀⠀
В случае оформления заявления через соцзащиту, полученную справку необходимо передать классному руководителю. Приложите к ней документы о состоянии здоровья ребёнка, чтобы школа могла сформировать ему отдельное меню, когда это требуется.
Как правило, льгота оформляется сразу на весь учебный год.
Всё про школьное меню
Важность здорового питания для детей объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все.
Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд — всё это строго регламентируется. При этом многие родители сталкиваются с жалобами детей на невкусную еду. Разбираемся, как составляют школьное меню.
Кто составляет меню для школьников?
По действующему законодательству ученики обязательно должны получать горячее питание согласно утверждённому основному меню. Интересы детей, которым по состоянию здоровья положено лечебное и/или диетическое питание, также должны быть соблюдены школой.
Для каждой возрастной группы примерное меню разрабатывают минимум на две недели с учётом предусмотренных потребностей в белках, жирах, углеводах и микроэлементах, а также в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности.
Если еда готовится работниками школы, разработкой меню занимается образовательная организация, а утверждает его директор. Когда питание отдано на аутсорсинг, меню утверждает руководитель предприятия общественного питания либо ИП, предоставляющий услугу, и согласовывает с руководителем образовательной организации.
Раньше основное меню также было необходимо утверждать в Роспотребнадзоре, но СанПиН 2.3/2.4.3590-20, введённый с 1 января 2021 года, этого больше не требует.
Требования к пище в школьной столовой
Питание учеников должно соответствовать возрастным нормам и удовлетворять потребности детского организма в условиях интенсивного роста, быстрого метаболизма, а также высоких умственных нагрузок.
Приложение 10 к СанПин 2.3/2.4.3590-20 указывает, какое количество основных веществ должна содержать пища, но этот параметр можно корректировать с учётом климатических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей.
Основные требования к рациону школьника:
Формирование меню происходит в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности по приёмам пищи. Если суточная норма калорий для школьников, в зависимости от возраста, составляет 2370-2520 ккал в сутки, то на школьный завтрак должно приходиться 20-25%, на обед 30-35%, на полдник 10-15%.
Допускается отклонение от этих норм по отдельным приёмам пищи в течение дня в пределах 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным требованиям.
Из чего готовят школьную еду: перечень разрешённых и запрещённых продуктов
Запрещённые продукты и блюда | Разрешённые продукты и блюда |
Окрошки и холодные супы | Говядина |
Яичница-глазунья | Мясо кролика |
Макароны по-флотски (с фаршем) | Мясо птицы (кура, цыплята-бройлеры, индейка) |
Макароны с рубленым яйцом | Конина |
Жареная во фритюре пищевая продукция | Баранина |
Блинчики с творогом | Рыба: треска, лосось |
Блинчики с мясом | Колбасные изделия, в т.ч. сосиски |
Грибы и всё, что из них приготовлено | Картофель |
Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус | Свёкла |
Консервы с нарушением целостности банок и признаками порчи | Капуста белокочанная, цветная |
Паштеты | Морковь |
Субпродукты, кроме говяжьих | Кабачок |
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы | Бобы (фасоль) и зелёный горошек, в том числе консервированные |
Сырки творожные | Фрукты свежие, консервированные |
Изделия творожные более 9% жирности | Сухофрукты: курага, чернослив, изюм |
Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров | Макаронные изделия, крупы |
Острые соусы, кетчупы, майонез, уксус, горчица, хрен, перец острый | Яйцо |
Карамель, в том числе леденцовая | Сыр |
Кремовые пирожные и торты | Хлеб ржаной и пшеничный |
Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности | Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные 2,5-3,2% жирности |
⠀
Помимо этого запрещено приготовление блюд из мяса диких и сельскохозяйственных животных и птицы, а также рыбы, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу.
Что касается напитков, то под запретом находятся морсы без термической обработки из плодово-ягодного сырья, газированные напитки, включая питьевую воду, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные диффузионные, то есть сделанные на основе жмыха и воды.
Полный перечень можно посмотреть в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Что готовят для школьников и почему им это не нравится?
В СССР школьные обеды готовили, опираясь на рекомендации «Книги о вкусной и здоровой пище». Впервые она вышла в 1939 году, и её авторы — главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян — сочли, что детям вредно всё жареное и острое. Основной упор в меню делался на отварное мясо, бульоны и молочные каши.
Спустя десятилетия рекомендации изменились не сильно — согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов. Приемлемы отваривание, запекание, паровая обработка, тушение и припускание. В идеале должно быть вкусно и полезно. На практике это работает не всегда. Действительно ли школьные столовые предлагают детям правильно питание?
Три основные претензии к школьному меню и с чем они связаны:
Нежелание детей есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей, избалованных сладостями и фаст-фудом. Приготовленные на пару котлеты и творожные запеканки проигрывают бургерам и чизкейку. Ещё один аргумент в защиту еды в школе — ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут его привлекать и в школе.
Дети часто жалуются, что в школьной столовой еда остывшая. Еле тёплый суп или постоявшая каша… Эту проблему необходимо решать со школьной администрацией и поставщиком услуг питания. По нормативам супы, соусы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C. Еда может подаваться к столу холодной из-за нарушения температурного режима подачи, а подогревать уже приготовленное блюда нельзя. В итоге получаем голодных детей.
Частая претензия детей и родителей к школьному питанию — скудный набор блюд и продуктов, из которых они готовятся. Хотя перечень разрешённых продуктов достаточно широкий и, казалось бы, даёт пространство для манёвра, здесь нужно помнить, что нормативами разрешена замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на другой с учётом пищевой ценности. Учитывая бюджеты, которые выделяются на школьное питание, не удивительно, что вместо мяса часто у детей в тарелках сосиски, белая рыба и нелюбимая говяжья печень, а гарниры сделаны из того, что в данный момент дешевле.
Как понять, что детские претензии к невкусной еде обоснованы?
О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости» – разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в отходы. Если на выброс отправилось более 50% предложенной еды, значит, с меню явно не всё хорошо и оно требует корректировок.
Контроль качества питания в школах
Передача на аутсорсинг услуг по предоставлению питания не освобождает школьную администрацию от контроля. Закон также разрешает участвовать в проверках и родителям учеников. Рассказываем, как это устроено.
Требования к столовой, пищеблоку и его работникам
Как и любые работники общественного питания, школьные повара должны иметь медицинские книжки. У сотрудников пищеблока, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией и занятых в приготовлении блюд, не должно быть гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также признаков инфекционных заболеваний. Для допуска к работе проводится их ежедневный осмотр школьным медиком либо назначенным ответственным лицом.
Работники столовой обязаны использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов и менять их согласно инструкции.
В пищеблоке для сырья и готовых к употреблению блюд должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь, упаковка и кухонная посуда.
В конце рабочего дня вся посуда, столовые приборы и подносы должны быть вымыты в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, либо вручную с обработкой дезинфицирующими средствами. При этом для мытья кухонной, столовой посуды и разделочного инвентаря должны использоваться разные ёмкости.
Учащиеся могут допускаться к дежурству по кухне, в том числе к чистке и нарезке сырых овощей, хлеба, к сервировке и уборке столов, а также мытью посуды, но под присмотром взрослых. Все обязательно должны работать в фартуках и шапочках или косынках.
Бракераж в школьной столовой
Бракераж готовой продукции — снятие пробы с блюда для проверки его соответствия установленному внешнему виду и вкусу.
Его проведение — обязанность школы. Для этого ежегодно создаётся специальная комиссия минимум из трёх человек. Директор образовательной организации либо его заместитель — всегда в качестве председателя. Также к бакеражу могут привлекаться медицинский работник, педагоги, повара, представители родительского комитета.
Бакеражная комиссия контролирует все аспекты работы пищеблока, качество продуктов, отслеживает правильность составления ежедневного меню, сроки реализации блюд, а также снимает пробы за 30 минут до начала их реализации.
Родительский контроль
В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». Это совершенно новый документ, не имеющий аналогов ранее.
Он официально предусматривает допуск родителей к контролю качества питания в школах, благодаря чему можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости», а также обсудить с учениками их удовлетворённость ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.
Жалобы и предложения необходимо направить школьной администрации.
Что делать, если в школьной столовой есть явные нарушения?
В этом случае обращайтесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребназдора. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, описать, в чём состоит нарушение, приложить фото и видео при наличии.
За нарушение администрации школы грозит административная ответственность согласно статье 6.6. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».
Что делать, если качество питания в школьной столовой плохое?
Когда поставщик услуги систематически допускает нарушения в организации питания, а качество блюд стабильно неудовлетворительное, необходимо воздействовать на подрядчика, привлекая нормативы и законы, или добиваться его смены.
Для начала нужно фиксировать все факты нарушений в школьной столовой – будь то использование некачественных или запрещённых продуктов, реализация просроченных блюд, их несоответствие нормам по выходу и калорийности и т.д. При этом обязательно нужно составлять соответствующий акт в присутствии представителя поставщика услуги.
Затем директор школы должен потребовать устранить нарушения. Если недочёты сохраняются, устраняются не в полном объёме или допускаются систематически, это основание потребовать расторгнуть контракт по соглашению сторон.
С данной инициативой должна выступить администрация школы.
Поскольку это грозит комбинату питания или ИП внесением в реестр недобросовестных поставщиков, на данном этапе улучшения обычно всё же наступают. Когда этого не происходит, а юридическое лицо, осуществляющее школьное питание, отказывается от добровольного расторжения договора, необходимо обращаться в суд.
Можно ли отказаться от питания в школе?
По закону ни учителя, ни администрация школы не могут принуждать вас оплачивать питание ребёнка в школьной столовой, если он не хочет там есть.
Семья имеет право написать заявление в свободной форме на имя директора образовательного учреждения о том, что вы будете самостоятельно обеспечивать питание ребёнка в течение учебного времени. Требование справки от врача о том, что питание на общих основаниях в школе не рекомендовано ученику в связи с каким-либо заболеванием неправомерно.
Роспотребнадзор также не запрещает ребёнку питаться едой, принесённой из дома. В приложении к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сказано, что «пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления не допускается при организации питания детей», и многие ошибочно восприняли это как запрет на употребление в школе любой принесённой с собой пищи. Однако в действительности это значит, что домашние продукты нельзя использовать именно в организованном питании всей школы.
Школьное питание — тема, которая волнует всех родителей. Качество блюд порой вызывает вопросы, да и детские жалобы на эту тему не редкость. Регулируют качество пищи и порядок её предоставления, в том числе бесплатного, множество нормативов, но и сами родители могут подключиться к процессу контроля. Разобраться во всех нюансах на самом деле не так сложно. Законодательство позволяет добиться существенных улучшений в работе школьной столовой, а также вовсе отказаться от её посещения.