Что такое шкипер на корабле
ШКИПЕР
(1. Skipper. 2. Store keeper) — 1. До издания закона 1902 г. — морское судоводительское звание (шкипер дальнего плавания; шкипер каботажного плавания). 2. На современных больших морских торговых судах и на судах военных — содержатель имущества по палубной части. Однако большинство крупных морских торговых судов в своем штате имеет подшкипера, который является помощником плотника и в то же время заведует материальной частью по палубе. 3. Старший матрос (он же и командир судна) — шкипарь — на различных судах легкой постройки (мариинка, фонтанка и др.). На судах баржевой постройки вместо шкипаря — водолив.
Полезное
Смотреть что такое «ШКИПЕР» в других словарях:
ШКИПЕР — (голл. schipper, от нем. Schiffer) управляющий купеческим судном, на ответственности коего находится товар и самый корабль; на военных судах лицо, в ведении которого находятся запасные рангоуты, такелажи. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
шкипер — капитан Словарь русских синонимов. шкипер сущ., кол во синонимов: 3 • капитан (21) • к … Словарь синонимов
ШКИПЕР — ШКИПЕР, шкипера, муж. (голланд. schipper) (мор.). 1. Капитан коммерческого судна. 2. Должностное лицо на военных судах, ведающее корабельным имуществом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШКИПЕР — ШКИПЕР, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. 1. Капитан несамоходного судна. 2. Капитан коммерческого судна (устар.). 3. На морских судах: лицо, ответственное за палубное имущество. | прил. шкиперский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
ШКИПЕР — муж. шхипер, голланд. корабелыщк, управляющий купеческим судном, капитан, каптен. | мор. классный чиновник на военном корабле, обычно из боцманов, заведывающий запасным рангоутом, такелажем. Шкиперская каюта, где хранятся шкиперские припасы.… … Толковый словарь Даля
шкипер — ШКИПЕР, а, м. Ирон. обращение … Словарь русского арго
Шкипер — лицо, которому вверено управление судном. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ … Официальная терминология
шкипер — шкипер, мн. шкиперы, род. шкиперов и в речи моряков шкипера, шкиперов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Шкипер — В Викисловаре есть статья «шкипер» Шкипер (англ. skipper «капитан» от англосакс … Википедия
шкипер — стар. щипор, шхипор, шкипер, начиная с Петра I; см. Смирнов 329. Из нидерл. sсhiрреr, ср. нж. нем. sсhiрреrе, ср. в. н. schifhërre; см. Мёлен 181; Фальк – Торп 999. Едва ли из др. сканд. skipari, вопреки Горяеву (ЭС 423) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Значение слова шкипер
Словарь Ушакова
шк и пер, шкипера, муж. (голланд. schipper) (мор.).
1. Капитан коммерческого судна.
2. Должностное лицо на военных судах, ведающее корабельным имуществом.
Словарь Ожегова
ШКИПЕР, а, мн. ы, ов и а, ов, м.
1. Капитан несамоходного судна.
2. Капитан коммерческого судна (устар.).
3. На морских судах: лицо, ответственное за палубное имущество.
| прил. шкиперский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. шхипер, голланд. корабелыщк, управляющий купеческим судном, капитан, каптен.
морск. классный чиновник на военном корабле, обычно из боцманов, заведывающий запасным рангоутом, такелажем. Шкиперская каюта, где хранятся шкиперские припасы.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— До введения существующего ныне положения о судоводительских званиях, в торговом флоте существовали два дипломированных звания: Ш. и штурман. Ш. назывался капитан торгового корабля; штурман — помощник и заместитель его. По роду плавания эти звания разделялись на Ш. или штурманов дальнего и каботажного плавания: высшим званием считался Ш. дальнего плавания, затем Ш. каботажного плавания, бывший вместе с тем штурманом дальнего плавания, и, наконец, штурман каботажного плавания. Дипломы на эти звания получали лица, имевшие от роду не менее 21 года, выдержавшие экзамен в особой правительственной испытательной комиссии и совершившие плавания в открытом море в качестве матроса или вообще судового служащего: 1) для штурмана каботажного плавания — не менее 1 6 месяцев; 2) для Ш. каботажного или штурмана дальнего плавания — не менее 24 месяцев; 3) для Ш. дальнего плавания — не менее 12 месяцев в звании штурмана дальнего плавания. Испытательная комиссия назначалась из председателя — офицера военного флота, из двух преподавателей, двух представителей купечества (судохозяев) и двух Ш. дальнего плавания; в комиссию приглашались и другие сведущие лица. Для подготовки лиц, желавших получить эти звания, учреждены были, по положению 27 июня 1867 г., в различных местах Империи мореходные классы (см.).
По действующему ныне положению (закон 14 июня 1902 г.), судоводительские звания несколько изменены. Звание «Ш.» заменено «капитаном», как более понятным. Разделение на две степени: капитан и штурман осталось, но каждая степень получила 4 разряда, сообразно плаванию, которое разделено на малое и дальнее. Малым признано плавание: а) в Белом море с прилегающими к нему водами Ледовитого океана до меридианов: Вардэ — на западе и устья реки Енисея — на востоке; б) в Балтийском море с его заливами, в Бельтах и в Зунде до параллели города Гельзинера; в) в Азовском и Черном морях до Константинополя; г) в Каспийском море и д) в Охотском море, Татарском проливе и Японском море до параллели устья реки Тюмень-улла. Всякое плавание за означенными пределами признается дальним. Права судоводителей по разрядам следующие: капитан I разряда имеет право командовать всякими судами; капитан II разряда — командовать всякими грузовыми судами малого плавания; капитан III разряда — командовать всякими парусными грузовыми судами и быть младшим помощником капитана на паровых грузовых судах малого плавания, а по совершении в этой должности 36 месяцев плавания — старшим помощником на этих судах; капитан IV разряда — командовать парусными грузовыми судами малого плавания. Штурман I разряда имеет право командовать грузовыми судами малого плавания и быть помощником капитана на всяком судне, кроме старшего помощника на паровых пассажирских судах дальнего плавания; штурман II разряда — быть помощником капитана на судне малого плавания и младшим помощником на судне дальнего плавания; штурман III разряда — командовать парусными грузовыми судами малого плавания и быть помощником капитана на всяком парусном грузовом судне, а также младшим помощником на паровых грузовых судах малого плавания; штурман IV разряда — быть помощником капитана на парусных грузовых судах малого плавания и младшим помощником на парусных грузовых судах дальнего плавания. Прежние звания приравниваются к новым следующим образом: а) штурман каботажного плавания — к штурманам II разряда; б) Ш. каботажного плавания — к капитанам II разряда; в) штурман дальнего плавания — к штурманам I разряда; г) Ш. дальнего плавания — к капитанам I разряда. Лица, не имеющие судоводительских званий, могут быть допускаемы к вождению грузовых судов малого плавания полной вместимостью до 100 тонн. Для получения диплома на судоводительские звания требуется, как и прежде, достижение совершеннолетия, выдержание испытания в правительственной комиссии и выполнение плавательного ценза на морских судах. Офицеры флота и корпуса флотских штурманов получают такие дипломы по представлении свидетельств морского министерства в надлежащей их подготовке для получения соответственного звания. Плавательный ценз для судоводительских званий следующий: на звание штурмана II и IV разряда — 24 месяца плавания, из коих 12 месяцев в должности ученика или матроса учебного судна торгового мореплавания или на судах некоторых пароходных сообщений; на звание штурмана III разряда — 18 месяцев плавания с дипломом штурмана IV разряда в должности помощника капитана на судне дальнего плавания или 30 месяцев с таким же дипломом и в такой же должности на судне малого плавания; на звание штурмана I разряда — 24 месяца плавания с дипломом штурмана II разряда в должности помощника капитана на судне дальнего плавания или 36 месяцев с таким же дипломом и в такой же должности на судне малого плавания; на звание капитана IV разряда — 18 месяцев плавания с дипломом штурмана IV разряда в должности помощника капитана; на звание капитана III разряда — 18 месяцев плавания с дипломом штурмана III разряда в должности капитана судна малого плавания или помощника капитана на судне дальнего плавания; на звание капитана II разряда — 18 месяцев плавания с дипломом штурмана II разряда в должности помощника капитана; на звание капитана I разряда — 24 месяца плавания с дипломом штурмана I разряда в должности капитана судна малого плавания или помощника капитана на судне дальнего плавания. Судоводительские звания могут получать только русские подданные. Лица, получившие судоводительские звания, по пробытии полных пяти лет в плавании, могут быть представляемы к награждению званием личного почетного гражданина, если не пользуются высшим званием. По отношению к воинской повинности судоводительским званиям предоставляется прежняя льгота, т. е. они воинской повинности не отбывают, но зачисляются в запас флота и подвергаются лишь учебным сборам через известные периоды. При этом они имеют право держать экзамен на звание прапорщика, подпоручика или поручика запаса флота по морской части. (Свод морских постановлений, кн. VIII, ст. 338 и прил.).
В 1902 г. изменено также и положение о мореходных учебных заведениях (закон 11 июня 1902 г.); мореходные классы преобразованы в следующие учебные заведения: мореходные училища (дальнего и малого плавания), мореходные школы (трехклассные и двухклассные), подготовительные мореходные школы и курсы мореходных знаний. Вне этих учебных заведений стоят: одесское училище торгового мореплавания и архангельское торгово-мореходное училище, имеющие преимущества перед другими в том, что приобретают судоводительские звания без экзамена в испытательной комиссии лишь по выполнении плавательного ценза. Окончившие остальные мореходные учебные заведения подвергаются испытанию в комиссии, состоящей под председательством инспектора мореходных учебных заведений, начальника последнего, преподавателя, представителя морского министерства и члена попечительного комитета училища. Комиссии могут собираться также и в портовых городах, где нет мореходных учебных заведений; в эти комиссии назначаются: капитан I разряда, офицер военного флота, начальник ближайшего мореходного учебного заведения и лица, приглашаемые председателем комиссии.
Права и обязанности судоводителей на судне определяются теперь (1903 г.), впредь до издания нового положения о торговом мореплавании, Уставом торговым (ст. 190—299, в изд. 1893 г.). Начальником всего экипажа судна является капитан (Ш.), который нанимается по договору, свидетельствуемому у нотариуса; весь остальной экипаж нанимается капитаном. При вступлении в управление кораблем капитан обязан удостовериться в прочности и исправности всего судна (ст. 228). Капитан обязан вести ежедневную запись всем происшествиям как на корабле, так и на воде, — так называемый вахтенный или шканечный журнал; в нем отмечаются также: ветер, погода, счисление пути и др. обстоятельства, имеющие отношение к плаванию. Капитан обязан вести строгую отчетность судовым суммам. Обязанный заботиться всеми силами о предотвращении опасности, угрожающей кораблю, капитан ни в коем случае и ни под каким предлогом, даже в минуту крайней опасности, не имеет права оставлять корабля, но обязан всеми мерами спасать и защищать его под страхом уголовного наказания (ст. 232 и 235). По отношению к экипажу капитан имеет право налагать штрафы до величины месячного содержания (ст. 297), а в более важных случаях подвергает телесному наказанию, до 5 ударов (ст. 298). В случае же возмущения число ударов может быть увеличено до 12. В заграничном плавании, в случае различных недоразумений, капитан торгового судна обращается к русскому консулу, а при отсутствии его — к командиру какого-либо русского военного судна (ст. 299).
См. В. Струкгов, «Курс морского торгового законоведения для мореходных классов» (СПб., 1896); Законы 11 и 14 июня 1902 г. (опубликованы в «Русском Судоходстве» от 1902 г., № 8). Проект устава внутренней службы на судах торгового флота (редакционной комиссии по составлению проекта уложения о торговом мореплавании), опубликованный в «Русском Судоходстве» от 1903 г., № 10; Свод морских постановлений, изд. 1899 г., кн. VIII, стр. 231—237.
Яхтенный шкипер. Кто это и как им стать?
Шкипер — капитан яхты
Если мы заглянем в толковые словари русского языка разных авторов или в общедоступную универсальную мультиязычную интернет-энциклопедию Википедию, то прочитаем, что
Шкипер — «капитан» от англосаксонского scip, от schiр — «судно, корабль»:
Сегодня шкипером также называю яхтенных капитанов.
Яхтенный шкипер (капитан яхты) — это человек, профессионально управляющий яхтой.
Что должен знать и уметь яхтенный шкипер?
Чтобы стать профессиональным яхтенным шкипером, нужно понимать какие требования предъявляются к этой профессии, что должен знать и уметь яхтенный капитан и что входит в его обязанности.
Самое важно, что в профессии яхтенный шкипер есть ограничения по здоровью. Если у вас есть такие заболевания, как
если вы подвержены морской болезни, то, к сожалению, шкипером вам не стать. Капитан должен обладать отменным здоровьем, быть сильным, выносливым и хорошо плавать.
На самом деле яхтенный шкипер должен много знать и много уметь, начиная от основ международного морского права и морского этикета, английского языка и оказания первой медицинской помощи, и заканчивая морскими узлами, которые вяжет закрытыми глазами за считанные секунды. Конечно же, сюда входит вся теория и практика парусных яхт, знания навигации, метеорологии, приливов, мастерское управление яхтой, в том числе и в экстремальных условиях и знания техники безопасности.
Главными качествами яхтенного шкипера должны быть ответственность, стресоустойчивость, коммуникабельность, требовательность. Он должен быть лидером и хорошим организатором, настоящим командиром, с задатками «морского волка».
Также нужно четко понимать, что во время плавания шкипер несет ответственность за безопасность плавания, за все, что происходит на борту и за бортом, за команду, пассажиров и груз. Шкипер — это начальник на яхте и ему делегируются полномочия исполнительной власти в любых неординарных ситуациях.
Только при таких входных данных вы сможете стать профессиональным яхтенным шкипером.
Где обучают яхтенных шкиперов?
На сегодняшней день создано множество яхтенных школ, которые предоставляют возможность пройти обучение, сдать экзамены и получить шкиперский сертификат на управление яхтой.
В настоящее время в яхтинге нет единого международного образца обучения по управлению яхтой. Система обучения в разных странах может быть разная, но есть общепризнанные организации, которые работают по трём международным системам:
Royal Yachting Association (RYA)
American Sailing Association (ASA)
International Yacht Master Training (IYT)
Их сертификатам доверяют в большинстве морских стран.
В этих школах выдаются шкиперские лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки.
В яхтенных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:
Шкипер яхты с правом дневного плавания.
Шкипер с правом плавания в прибрежных водах (не далее 20-ти миль).
Шкипер дальнего плавания.
Каждая категория подтверждается сдачей экзамена, состоящего их теоретической и практической части. Конечно же, практике уделяется особое внимание. Для шкипера опыт морского перехода крайне важен.
Сегодня многие российские частные яхтенные школы проводят обучение по системам RYA, IYT, IIC и выдают сертификаты европейского образца. Эти сертификаты годятся, чтобы взять яхту в чартер в большинстве стран мира, но не в России.
В России аттестацией шкиперов занимается Минтранс и Госинспекция по малоразмерным судам, которые выдают права на управление яхтой. В отличие от всех остальных, документы, выданные этими организациями дают право на управление парусным судном на территории Российской Федерации.
Также сертификаты на управление яхтой выдает Всероссийская Федерация Парусного Спорта. Данная организация дает очень качественное обучение, с получением признанного в европейских странах сертификата для участия в парусных спортивных регатах.
В России яхтенные шкиперы становятся все более востребованы, особенно хорошо подготовленные, с признанным сертификатом.
Если вы уже готовы покорять просторы океана, взяв на себя всю ответственность за яхту и команду, то самое время стать профессиональным яхтенным шкипером.
Шкипер — кто это и что он делает на корабле?
С этой профессией часто возникает путаница. В яхтенном спорте шкипер — это командир корабля. Он руководит судном и командой во время парусных гонок. А вот его коллега на военном корабле, тоже шкипер, занимается другими задачами. Другими настолько, что тёзок можно считать двумя разными специалистами.
— Объясните уже кто такой шкипер!
Designed by bublikhaus/Freepik
На яхте. Самое распространённое место работы. Правда, не в России: у нас частные корабли — от мала до велика — явление нечастое, потому и профессия востребована слабо. Карьера специалиста обычно ограничена должностью шкипера парусной яхты в частном клубе, но некоторым всё же удаётся устроиться командирами круизных моторных судов;
На военном корабле. На таких судах шкипер — это уже должность старшего офицера, ответственного за сохранность и исправность имущества. Специальность актуальная и, более того, востребованная;
На торговом судне. На нём слово «шкипер» просуществовало до начала XX века, так называли капитана судна. Должность упразднили больше века назад, но термин прижился — так всё ещё обращаются к командирам на рыболовных и торговых кораблях.
— Получается, обязанности у шкиперов тоже разные?
Конечно! Общего у них, по большей части, — одно название и пять океанов. Объясняем на пальцах:
Что делает | Что знает: | |
Шкипер парусной или моторной яхты |