Что такое шкалирование цель
Что такое шкалирование цель
Проблема целей образования актуальна как в психолого-педагогическом, так и в социокультурном плане. При этом взаимодействуют две основные стратегии целеполагания: технологическая (массовая) и гуманитарная (личностная). По ряду причин сама по себе технологизация не может рассматриваться в качестве единственного инструмента модернизации образования. Необходимо сочетание технических решений с психолого-педагогическими инновациями. Статья посвящена теоретико-методологическим основаниям и методическим вопросам определения учебных целей в системе персонализированного образования (в рамках программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования в школе»). Поскольку персонализированное образование предполагает предоставление учащемуся возможностей выбора, возникает необходимость в системообразующих элементах (в отличие от традиционной массовой классно-урочной системы), обеспечивающих целостность процесса обучения. Таким элементом могут служить учебные цели (описание которых формулируется «от ученика», в деятельностной форме, с учётом критериев SMART), структурированные (шкалированные) по уровням сложности учебно-познавательных задач. Рассмотрены подходы к шкалированию на основе известных таксономий целей обучения. Изложены основные характеристики уровней 2.0 (базовый), 3.0 (целевой) и 4.0 (продвинутый). Теоретические положения проиллюстрированы примерами. Представлены основные результаты апробации предложенной методики в рамках образовательной сессии «Ценности и методология персонализированного образования для учителей России» (наиболее часто возникающие у педагогов сложности, связанные с разработкой и использованием шкал учебных целей).
Ключевые слова
Персонализированная модель образования, учебные цели, шкалирование, уровни, дескрипторы.
Мир всё больше приобретает черты VUCA (англ. Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределённость, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность). В связи с этим необходимо найти ответы на следующие вызовы.
Информационный. Происходит цифровизация всех сфер жизни, наблюдается переход к информационному типу общества.
Динамический. Отставание общественного сознания от ускоряющегося роста глобальных проблем, что требует реализации «опережающего» образования.
Адаптационный. Требования «экономики знаний», приоритет инновационных идей по сравнению с обычными факторами производства (труда и капитала) [7]. При этом образование воспринимается уже как стратегическое условие для выживания цивилизации в целом.
Проблема целеполагания столь же важна, сколь и сложна. Государства и региональные правительства, международные и общественные организации, ассоциации работодателей, эксперты определяют для системы образования и её участников многообразные приоритеты в форме нормативных правовых актов, официальных постановлений, рекомендаций, предложений и т. п. Так, в 2015 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая выступает ориентиром для всего мирового сообщества на ближайшие годы. В числе 17 глобальных целей, зафиксированных в резолюции, — «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (№ 4).
При этом современное образование рассматривается и как самоценность, и как инструмент для решения и предупреждения экономических, социальных, экологических проблем [21]. Данное положение обусловливает два основных подхода к целеполаганию [1]. Первый — технологический — направлен на выполнение «социального заказа» и материально-техническое обеспечение жизни общества, ориентирован на социализацию подрастающих поколений, подготовку граждан с некоторым набором ключевых компетенций, специалистов с определённым уровнем знаний и умений. Преимущество заключается в оперативности решения насущных задач, обеспечении устойчивости социальной системы, что достигается за счёт регламентации. Гуманистические же цели (второй подход) ориентированы на развитие личности, её творческих сил, самовыражение в деятельности. Баланс между двумя стратегиями целеполагания определяется культурой [6], призванной реагировать на вызовы времени, — от полного подавления личности в условиях тоталитаризма до выдвижения её на авансцену истории в эпохи ренессанса, «оттепелей» и перестроек.
Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата и пути его реализации. Цель интегрирует действия в систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия [9]. Ответить на вопрос о цели — значит ответить на вопрос «ради чего?». Что есть процесс образования? Что значит образование для каждого человека и человечества в целом? В любом случае переход цели образования из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно практическую, учебно-воспитательную, должен быть предметом педагогического анализа [12]. При этом решение вопроса может лавировать между технократическим и гуманистическим подходами. Первый вариант — алгоритмичный, доступный, рентабельный, массовый, но в то же время единообразный; второй — более индивидуален и вариативен, не сужает, а расширяет возможности развития личности в ходе её жизненного пути [2].
Гуманистическая педагогика исходит из того, что образование призвано не вести человека к единой для всех цели (каким бы прекрасным не являлся образ «светлого будущего»), а создавать предпосылки, условия для достижения человеком выбранных им самим целей [11].
Следует отметить, что в последнее время на образовательные технологии возлагаются большие надежды, но с ними же связаны и серьёзные разочарования. В начале XXI века возникло оптимистическое убеждение, что в образовании вот-вот произойдёт технологическая революция. В начале 2010-х гг. появились многопользовательские онлайн-курсы (MOOC — Massive Open Online Courses), которые добавили оптимизма. Однако революции пока не случилось, происходят лишь отдельные незначительные изменения традиционных образовательных процессов и программ. Предлагаются весьма радикальные инструменты, но не ясно, каким образом учащиеся будут их использовать, потому что многие люди попросту не могут определить свои образовательные цели и средства их достижения. В результате большинство «инноваций» строится по классно-урочному принципу, сохраняет прежнюю систему оценивания и аттестации, воспроизводит прежние взаимоотношения между педагогами и учащимся.
В числе основных причин — отсутствие интегрированных платформ, которые могли бы собрать различные образовательные модули и решения в персональную траекторию; недостаток необходимых нормативно-правовых и управленческих решений; дефицит доверия со стороны работодателей, родителей и общества; низкая доля «самоуправляемых» учащихся, обладающих гибкими навыками группы «учись учиться», а также недопонимание важности грядущих перемен внутри самого педагогического сообщества. В целом технологизацию образования следует рассматривать как важное, но не единственное условие модернизации [8].
На разрешение указанных противоречий направлена программа «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» Благотворительного фонда Сбербанка России «Вклад в будущее». Важно понимать, что технические решения должны учитывать социальный контекст их применения в условиях ограниченных возможностей [5, 16]. В связи с этим трудно переоценить значение целеполагания.
Как известно, ясность целей, понимание уровня своих достижений — одни из важнейших факторов эффективности обучения [13, 17, 18]. Субъектная позиция ученика по отношению к целям образования — один из базовых принципов персонализированной модели образования (ПМО). В центре внимания ПМО находится учащийся, который проявляет инициативу по отношению к обучению, выбирает учебные цели и способы их достижения, планирует свою работу и несёт ответственность за результат, работая в зоне своего ближайшего развития. При этом ведущая мотивация — радость познания (а не долг, страх или награда). Содержание образования атомизируется до уровня отдельной учебной задачи и структурируется по «большим идеям» (а не по отдельным темам, понятиям, фактам).
Цифровая платформа выступает как пространство построения и реализации персонализированной траектории обучения (а не вспомогательное средство обучения, электронное учебное пособие). Она содержит необходимые ресурсы (шкалы, учебные материалы, задания, средства диагностики и оценивания и пр.) для реализации учебных целей на любом уровне с учётом индивидуальных запросов ученика и организации совместной деятельности, а также аналитические и управленческие инструменты для мониторинга и оценки качества образования его субъектами (обучающиеся, родители, педагоги, администраторы). Платформа тиражируется для неограниченного круга пользователей [10].
Ориентация на цели (а не темы), выбор учебных целей, уровня их достижения самим учеником — системообразующий фактор ПМО. Учебная цель — те действия, которые сможет выполнить ученик, класс задач, которые он сможет решить.
Описание цели формулируется:
— «от ученика» — на понятном языке («Чему я научусь?», «Зачем мне это нужно?», «Как это будет оцениваться?»);
— в деятельностной форме — способ достижения образовательного результата, а не указание лишь на предмет деятельности (факты, понятия, знания и т. п.) с опорой на принятые таксономии (см. ниже);
— с учётом критериев SMART (англ. Specific — конкретный, Measurable — измеримый, Attainable — достижимый, Relevant — актуальный, Time-bound — ограниченный во времени).
Шкала измерений широко используется для определения самооценки, измерения развития саморефлексии и самоуправления, через повышение осознанности и ответственности.
Шкалирование помогает определить конечный результат, прописать его критерии и разбить весь путь к цели на более мелкие шаги, которые также определены своими критериями. К тому же этот инструмент дает возможность постоянно сверяться с намеченным путем во время движения к цели, измерить расстояние до конечной точки.
Шкалирование может использоваться в том числе и на малых этапах сессии для оценки конкретных утверждений, отношения к проблематике и общего понимания своих возможностей и желаний. Таким образом, инструмент шкала может использоваться более локально во время сессии:
— в начале, для прояснения запроса и ожидаемого результата,
— в середине, для построения шагов, плана действий, оценки состояния,
— в конце, для сверки с запросом/контрактом.
Выведение шкалы показателей помогает, прежде всего, установить текущие позиции, на которых находиться клиент при прохождении сессии, и, в последствии, дает возможность видеть динамику изменяющейся ситуации. Это, безусловно, помогает в определении поставленных целей и их последующей корректировке.
Шкалирование является очень гибким и адаптивным инструментом. В коучинге и психологии это активно используется. У практикующих коучей, консультантов и других специалистов в ходе постоянной работы с таким инструментом возникли некоторые интересные наблюдения, список которых вы можете дополнить уже самостоятельно на основе вашей собственной практики. Вот некоторые из них:
— Клиент не всегда критично может оценить свое нынешнее положение на шкале (состояние, настроение, и тому подобное). Например, отметив на шкале свое состояние на «8» в ходе сессии клиент понимает, что на самом деле его состояние не выше «4». Причем, что важно заметить, клиент сам проводит переосмысление своей оценки.
— Клиент часто стремится к «квантовому» скачку. То есть, если нынешнее состояние клиент оценивает на «4», то он с готовностью описывает свое состояние на полную «10». Насколько верна эта десятка, можно легко проверить, спросив, например, клиента, а каким будет ваше состояние в позиции «6» или «7»? Если у клиента нет ответа (а его, как правило, и нет), то вряд ли можно говорить о том, что поставленная «10» истинна.
— При использовании шкалирования, у коуча в арсенале всегда есть ряд своих вопросов, которые позволяют понять текущее состояние клиента и его вектор движения. В ходе коуч-сессии, отвечая на поставленные вопросы, клиент более точно осознает свое поведение, более ответственен за свои действия в коучинге.
Добрый день уважаемые коллеги!
Своё выступление я хотела бы начать с объяснения что такое модульное обучение вообще и какие преимущества оно даёт всем участникам образовательного процесса.
По сравнению с поурочным, модульное планирование имеет ряд преимуществ:
l Обеспечивает возможность для манёвра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;
l Позволяет пройти все этапы, необходимые для достижения учебной цели;
l Позволяет педагогу и учащимся лучше увидеть “большие” идеи предмета;
l Позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата. Как раз представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;
l Учебный модуль можно дополнять вариативными материалами.
Давайте рассмотрим структуру учебного модуля. В ПМО модуль составляют следующие элементы:
ü Базовая идея (формулируется самостоятельно в зависти от содержания и темы модуля)
ü Шкалированные учебные цели (ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням; помогают понять куда двигаться, помогают в реализации учебных и гибких навыков)
ü Мотивирующее задание (должно представлять базовую идею модуля или проблемный вопрос)
ü Блок заданий уровня 2.0 (базовый уровень)
ü Блок заданий 3.0 (целевой уровень)
ü Варианты заданий уровня 4.0 (углубление и связь с другими модулями и даже предметами)
ü Инструменты рефлексии и самооценки (обратная связь, рубрикаторы)
Чтобы ребенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, — он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:
1. Чего требуется достичь? (целевой уровень);
2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);
3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).
Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат.
Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики, достижения готовности к работе, мотивации. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с «подсказкой».
2.0 — уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция: например, выучив термин, учащийся может объяснить его значение, привести аналогичные примеры. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.
Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т. п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях.
Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС.
Учащийся не обязан достигать все цели четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития.
Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.
Благодаря модулю и шкалированным целям учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. В персонализированной модели не предполагается заблаговременное построение и документальное описание маршрута каждого ребёнка. Это значит, что ребёнок самостоятельно выбирает задания модуля, которые ему под силу, в дополнение к обязательным, придерживается собственного комфортного темпа работы, распределяет время тоже сам, и несёт ответственность за выполнение заданий. В состоянии безопасности и благополучия ребёнок выбирает из предлагаемых вариантов деятельности те, что входят в зону его ближайшего развития.
Возможны такие варианты, когда ученик потратил больше времени на прохождение модуля. Это нормально. Скорее всего такой ученик не приступит к выполнению заданий уровня 4.0. Задача учителя заключается в том, чтобы он достиг целевого уровня 3.0, пусть и чуть медленнее. Или, наоборот, ученик успешно завершил модуль раньше дедлайна. Тогда у него встаёт выбор выполнять задание уровня 4.0 и принять участие в проекте или создать собственный, или приступить к выполнению модуля по другому предмету.
Время прохождения модуля и выполнения заданий регулирует учитель.
ПЛАТФОРМА — ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Управление выбором, фиксация и предъявление результатов, сбор отдельных элементов содержания в целостные структуры требует адекватной системы управления. Сложность решения этого вопроса «на бумаге», вероятно, тормозило развитие персонализированного образования в массовой практике.
Сейчас эти функции берёт на себя платформа. Здесь учащийся может фиксировать свои краткосрочные и долгосрочные цели, видеть прогресс по их достижении, получить необходимую информацию и обратную связь. Платформа выступает в роли органайзера, или «пульта управления».
Платформа является организатором совместной деятельности учащихся и помогает строить сильное образовательное сообщество, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к образованию. Можно сказать, платформа учит детей за счёт построения новых нейронных связей в социуме, помогая понять базовый принцип работы современного искусственного интеллекта.
Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. ПМО освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ (англ. scaling) — см. Аттитюда измерение, Методы шкалирования, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.
Смотреть что такое ШКАЛИРОВАНИЕ в других словарях:
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
— одна из разновидностей измерительных методов, применяемых в психологии. Существуют две традиции использования термина «Ш.» в психологии. В обиходном смысле под Ш. понимают такой метод вынесения субъективных оценок, когда испытуемому (информанту, эксперту) предлагается оценить какой-то объект по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных градаций или заданных в графической форме. Примером такого рода методик Ш. является «Семантический дифференциал». В более корректном смысле академические психологи определяют Ш. как основанную на определенной психометрической модели (см. измерение) процедуру построения системы количественных оценок психических свойств, параметров процессов или образов. Пример шкалирования в сенсорной психофизике — процедуры измерения порогов абсолютной и разностной чувствительности, установления «психометрической кривой» соответствия стимулов и ощущений.Ш. в этом контексте отличается от единичного измерения тем, что позволяет по отдельным наблюдениям воссоздать целостную кривую отображения (функциональную зависимость) свойств стимула на свойства ощущений. На основании этой построенной шкалы оказывается возможным по величине стимула предсказать интенсивность ощущения (субъективной реакции на стимул). Во второй половине ХХ в. с появлением и распространением компьютерной техники были разработаны более мощные процедуры количественно-статистической обработки субъективных оценок — так называемое многомерное Ш., позволяющее учитывать одновременно не один параметр единичного стимула (внешнего объекта или события), а множество параметров многих стимулов. В узком смысле под многомерным Ш. (multi-dimensional scaling — MDS) принято обозначать экспериментальные технологии, основанные на оценке испытуемым пар объектов по уровню субъективного различия или сходства с последующим восстановлением на компьютере многомерной модели «субъективного пространства», в к-ром образы объектов отображаются в виде точек, местоположение к-рых задано проекцией на оси. Многомерное Ш. стало сегодня ведущим методом экспериментальных и прикладных исследований в области психофизики сенсорного восприятия (например, построены полезные в практике технического синтеза цветовых стимулов MDS-модели цветоразличения), в области экспериментальной психосемантики (моделирование категориальных систем в виде «субъективных семантических пространств»), в области социально-психологических и психолого-экономических, маркетинговых исследований («субъективные пространства восприятия и оценки политических лидеров и партий», «субъективные пространства потребительского восприятия и предпочтения свойств товаров» и т. п.). смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В социальных науках (антропологии, социологии, психологии и др.) Ш. является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, эксперимента, тестирования. Большинство социальных и психологических объектов не может быть строго фиксировано относительно места и времени своего существования и потому не поддается прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, которая могла бы соотноситься с эмпирическими данными такого рода. Различные методы Ш. и представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную. Общий процесс Ш. заключается в конструировании по определенным правилам самой шкалы и включает в себя два этапа. На этапе сбора данных, от методов которого зависит вид психологической информации, осуществляется создание эмпирической системы исследуемых объектов и фиксирование типа отношений между ними. На этапе анализа данных, от методов которого зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначают также как выбор и реализацию метода Ш. Существуют два типа задач, решаемых с помощью методов Ш.: а) числовое отображение совокупности объектов их усредненной групповой оценки; б) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к какому-либо психологическому явлению. В первом случае отображение осуществляется с помощью шкалы оценок, во втором — шкалы установок. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
Карнеол Карло Карла Карл Карина Карен Карел Каре Карав Кара Каон Каолин Канев Канва Канал Кан Калоша Калин Кали Кале Калаш Калан Кал Каир Каин Каверна Каверин Кавалер Кава Ишрак Ишак Иршава Ироник Ирон Ирка Иришка Ириша Ириш Иринка Ирина Иранка Иран Иракли Ирак Ион Иол Иов Инок Иноверка Инкор Инко Инк Инвар Илона Иларион Икра Икона Икар Икание Иена Ивина Ивашкин Ивашина Ивашин Иванка Иванк Иван Ивакин Ершик Ерш Ерник Ерик Ералаш Ера Енол Елкин Елка Елико Евро Еврик Евр Евина Ева Врио Враки Вошка Воришка Вор Вона Вон Волна Волк Волин Волан Вол Вокал Воин Военка Внеш Вне Виши Вишера Вишенка Вирши Вирион Вира Виола Винол Вино Винишко Винил Вини Винер Вилор Вилка Вилен Викин Викар Вика Вие Виан Вешка Вешалка Веш Вершок Вершник Вершинка Вершина Верша Веронка Вероника Веронал Верона Верно Верна Верка Вера Вено Венка Веник Вена Велорикша Великанша Великан Велик Векша Веко Век Ваша Варнак Варна Варка Варин Варенок Варенка Вареник Варан Варакин Вар Вано Валко Валка Валин Валик Валерка Валерина Валериан Валери Валер Валенок Вале Вал Вак Ваер Ашар Аршин Арон Арно Арник Арлекин Аркан Арка Арк Арион Арин Ариан Ареола Арен Арек Ареал Аралиев Арак Аон Анри Анорак Аноа Анклав Анкер Анк Аник Анаш Алкоран Алкин Алкен Алкаш Алкание Алкан Алин Алик Алиев Каролина Алешка Алеш Аленка Ален Алан Акролеин Каша Акрил Акр Акно Кашевар Кашин Кашира Кашне Ква Аклина Акилина Акво Квна Аир Кеа Кевин Кевир Кен Аил Аврал Авок Авионика Авил Авиа Авенир Авар Кенар Авран Кевлар Квиринал Акаев Квело Акан Акарин Аквилон Аки Акие. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
(от англ. scaling – определение масштаба) – метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В конфликтологии Ш. является одним из средств математического анализа изучаемого явления, способом организации эмпирических данных. Различные методы Ш. представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некую количественную переменную. Общий процесс Ш. состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы. В ходе различных опросов предлагается набор утверждений, каждое из которых должны оценить с помощью градуированного набора высказываний. Напр., от «очень одобряю», до «очень не одобряю». Этим высказываниям приписывают различные баллы. Конечный шкальный балл – это сумма полученных баллов по всем признакам. Независимо от выбора метода Ш. исследователь должен обеспечить соответствие составленной им шкалы требованиям надежности и валидности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). В конфликтологии Ш. является более разработанной процедурой, чем в психологии и социологии. Ш. конфликтологической информации способствует получению новой информации, которую без использования Ш. добыть затруднительно. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
(scaling) — метод измерения в социальных науках, который в основном применяется для выявления черт личности и позиций. Центральным в нем является понятие *континуумы*, согласно которому типы личности могут быть размещены или упорядочены с точки зрения дихотомных схем (таких как экстраверсия и интроверсия), а позиции — изменяться в диапазоне от одной крайности к другой. Когда это оказывается невозможным, а для точного описания требуются два или более измерений, на помощь приходит многомерное шкалирование (см. Краксолл и Уиш *Многомерное шкалирование*, 1978). Существует ряд способов построения таких шкал, но все они исходят из предположения, что черты личности или позиции можно оценивать по ответам, данным на высказывания либо вопросы (см. Шкала Ликерта). Важны равное число положительных и отрицательных утверждений и только одно измерение. Проверка внутреннего единства шкал проводится на базе различных статистических методов. Обычной основой для шкалирования служат опросные листы, но иногда прибегают и к контент-анализу. См. также Шкала отношений; Шкала Гутмана; Политические приверженности. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
1) Орфографическая запись слова: шкалирование2) Ударение в слове: шкал`ирование3) Деление слова на слоги (перенос слова): шкалирование4) Фонетическая т. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
Создание и использование шкалы; чаще всего первое. Обычно в социальных науках создание шкалы заключается в оценке субъективного психологического опыта и разработки числовой системы для ее измерения. Если взять в качестве примеров некоторые, по-видимому, тривиальные, но фактически довольно фундаментальные и важные вопросы, ответами на них будут принципы шкалирования. Ощущается ли вес в 20 фунтов как в два раза более тяжелый, чем вес в 10 фунтов? Делает ли удвоение мощности радио звук в два раза громче? Кажутся ли 10 минут в два раза длиннее, чем 5? В каждом случае ответ может быть получен только путем создания шкалы психологического измерения (тяжести, громкости, времени), математически связанной с некоторым известным физическим измерением. Дальнейшее обсуждения терминологии, связанной с этим вопросом, см. в статьях методы шкалирования, многомерное шкалирование, шкапа, измерительная шкала. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ метод моделирования реальных экономических процессов с помощью числовых систем, шкал. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Со. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ см. Шкалы. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970. Синонимы: моде. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
ср.scaling- абсолютное шкалирование- ипсативное шкалирование- косвенное шкалирование- кумулятивное шкалирование- многомерное шкалирование- неметрическо. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
Ударение в слове: шкал`ированиеУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: шкал`ирование
ШКАЛИРОВАНИЕ
– 1) метод применения шкалы измерений, присвоение исследуемым характеристикам цифровых показателей; 2) метод моделирования явлений с помощью числовых систем; 3) способ организации в шкалах измерительных данных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований, анализа объективной информации [10, c. 382; 66, c. 404; 67, c. 449; 80, c. 765]. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
— англ. scaling; нем. Skalierung. Совокупность методов измерения, посредством к-рых эмпирическая система отношений трансформируется в соответствующую числовую систему. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: моделирование. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
(scaling). Процесс упорядочения числовой системы для фиксации совокупности свойств изучаемого (контролируемого) объекта или явления; графическая представленность индивидуальных или групповых результатов тестирования. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон изучаемых явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать вариант из указанных оценок. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ
метод моделирования реальных экономических процессов с помощью числовых систем, шкал.Синонимы: моделирование
ШКАЛИРОВАНИЕ
— метод моделирования реальных экономических процессов с помощью шкал, числовых систем.Синонимы: моделирование
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
измерение степени адаптивности к измененным состояниям сознания посредством последовательности шкаликов (“Старик, меня уже зашкаливает. ”)
ШКАЛИРОВАНИЕ
применение градуированной шкалы в качестве средства получения информации, главным образом количественной, об изучаемом явлении, процессе.
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
метод моделирования реальных экономических процессов с помощью шкал, числовых систем.
ШКАЛИРОВАНИЕ
метод моделирования реальных экономических процессов с помощью числовых систем, шкал.
ШКАЛИРОВАНИЕ
отображение свойств объектов, явлений, процессов в числовом множестве.
ШКАЛИРОВАНИЕ
метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем.
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ (SCALING)
В течение второй половины XIX в. ряд исследователей изучали связь между интенсивностью раздражителя и величиной вызываемого им ощущения. Согласно Г. Т. Фехнеру, напр., сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Л. Л. Тёрстоун показал, что один класс психофизических методов, таких как метод средней ошибки, требует, чтобы экспериментатор имел возможность производить и контролировать физ. измерение интенсивности стимула, тогда как др. класс методов, напр. метод парных сравнений, можно беспрепятственно применять там, где в принципе неосуществимо точное измерение и контролируемое изменение интенсивности раздражителя. Он тж указал на то, что, разрабатывая и используя методы этого типа, мы со временем получим широкий набор мощных инструментов для количественного измерения субъективных качеств, к-рые не поддаются оценке с помощью измерений раздражителей.Измерение можно определить как присваивание чисел для представления некоторых нечисловых свойств множества объектов. Четыре основных типа шкал можно классифицировать по двум основаниям: началу отсчета шкалы (или нулевой точке) и единице измерения.Нет естественного начала отсчета (условный нуль)Есть естественное начало отсчета (абсолютный нуль)Нет единицы измерения (порядковая шкала)IIIЕсть единица измерения (расстояние между двумя точками)IIIIVИллюстрацией шкал I типа — порядковых, с условным началом отсчета, — может служить шкала твердости минералов по Моосу. В качестве примера шкал II типа — порядковых, с естественным началом отсчета, — можно привести шкалу приятности — неприятности (pleasantness —unpleasantness scale). Co шкалами III или IV типа можно встретиться при психол. шкалировании в любой ситуации, когда в отношении каждого набора из трех стимулов, a, b и с, различающихся между собой, допустимо спрашивать, яв-ся ли различие между а и b больше или меньше различия между b и с, как при использовании шкал ценностей или предпочтений.Парные сравнения и закон сравнительного суждения. Осн. методом экспериментирования в области психол.Ш. яв-ся метод парных сравнений, используемый тж в психофизике. Для применения этого метода экспериментатору вовсе не обязательно располагать подходящим средством измерения интенсивности стимула. Достаточно, чтобы он мог предъявлять те же самые стимулы некоторое количество раз, как, напр., в ситуации, когда данное произведение иск-ва или формулировка, обозначающая определенное преступление, многократно предъявляется в комбинации с др. стимулами того же класса. В свою очередь, чтобы использовать закон сравнительного суждения, испытуемому должны быть предъявлены все возможные пары множества шкалируемых объектов, и по каждой паре испытуемый должен вынести суждение относительно свойства, по к-рому проводится Ш. Непосредственной целью яв-ся получение процента случаев, когда один объект в паре оценивается испытуемым (или группой испытуемых) выше др. Этот процент используется в качестве оценки вероятности того, что один объект будет предпочитаться др.Один недостаток парных сравнений как эксперим. метода состоит в том, что сравнение п стимулов требует получения (п — 1) х (n / 2) суждений. Напр., для 10 стимулов требуется получить 45 суждений, а если бы мы захотели шкалировать набор из 50 стимулов, нам потребовалось бы 1225 суждений. В литературе описаны разнообразные приемы, позволяющие сэкономить время при проведении парных сравнений. Один из них — метод множественных ранговых порядков (multiple rank orders method). Ранжирование проводится в подмножествах стимулов, по объему превосходящих пары и выбираемых т. о., чтобы получить информ. по всем парам. Сравнительная экономия выше при работе с большими множествами стимулов. Такие схемы сравнений получили название сбалансированных неполноблочных планов (BIBD).Экспериментально определяемая нулевая точка. Др. недостаток касается рез-тов парных сравнений и состоит в том, что получаемые шкалы относятся к типу Ш., т. е. имеют единицу измерения, но не имеют естественного начала отсчета. Шкалы IV типа имеют естественную нулевую точку, к-рую можно определить воспользовавшись зоной абсолютного суждения.Что касается несимметричных свойств, здесь также возможно применение психофизических методов определения порогового раздражителя для установления нижней границы или нулевой точки (или же построения полной шкалы IV типа). Там, где это допустимо, можно задать прямой вопрос о наличии (или отсутствии) изучаемого свойства у шкалируемых стимулов, затем определить абсолютный порог с помощью стандартных психофизических методов.Полные циклические триады. Одно бесспорное преимущество полной процедуры парных сравнений состоит в том, что она дает полные циклические триады — очень хорошую меру транзитивности, или последовательности суждений испытуемых.Последовательные интервалы и закон категорического суждения. Метод последовательных интервалов подходит для ситуации, в к-рой экспериментатор хочет шкалировать большое количество стимулов и готов пренебречь проверкой транзитивности, или линейности. Разумеется, можно использовать подмножество этих стимулов для проведения эксперимента методом парных сравнений, чтобы получить полные циклические триады как показатель транзитивности шкалы и скрупулезности испытуемых. Каждый стимул предъявляется испытуемому только один раз, и он указывает место стимула на обозначенной шкале, либо отмечая сто точкой на линии, либо присваивая ему некоторое число от 1 до 10, 20 пли, напр., 30, в соответствии с инструкцией экспериментатора. Часто для обозначения некоторых категорий используются описательные наименования. Поскольку эта процедура требует только п суждений для п стимулов, тогда как метод парных сравнений — (п — 1)(n / 2) суждений, выигрыш во времени оказывается для испытуемого весьма существенным. Данные, собранные эксперим. методом последовательных интервалов, анализируются в соответствии с законом категорического суждения.Многомерное шкалирование. Обсуждаемые до сих пор методы подходят для работы с любой качественной характеристикой одномерного множества объектов. Ситуация, в к-рой каждый отдельный испытуемый воспринимает множество объектов, различающихся более чем по одному измерению, требует разработки новых эксперим. методов, называемых методами многомерного Ш.Метод триадических суждений, использованный М. Ричардсоном, заключался в предъявлении испытуемым триады стимулов, a, b и с, и предложении каждому испытуемому при каждом предъявлении тройки стимулов указать одну пару с наибольшим и одну пару с наименьшим воспринимаемым межстимульным расстоянием. С тех пор было внесено множество усовершенствований в эксперим. и аналитические методы, применяемые в области многомерного Ш.Законы, определяемые исследованиями шкалирования. В большинстве исслед. Ш. осн. интерес представляют сами шкалы (точнее, шкальные значения) и то, как они могут изменятся в зависимости от характера стимулов, особенностей испытуемых или времени проведения эксперимента, а тж в рез-те воздействия на судей (экспертов) разного рода факторов, напр., кино или лекции. Однако осн. научная цель измерения — установить законы, связывающие измеряемые переменные. Было выполнено несколько исслед. с разного типа смешанными стимулами (composite stimuli), в к-рых ставилась цель определить эффект объединения разнородных стимулов.Большинство ситуаций до сих пор было связано с линейным Ш. множества объектов группой лиц и многомерным Ш., а потому предполагает анализ матрицы (т. е. двумерной таблицы). Однако появляются разнообразные ситуации, требующие трех способов классиф. для адекватного представления данных. Трех-модальный анализ — подходящий метод для использования в тех случаях, когда данные требуют трех независимых способов классиф.См. также Многомерное шкалирование, ПсихометрикаX. О. Галликсен. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ ГАТМАНА
(для измерения установок) Guttman scaling, (Guttman-)Cornell technique
ШКАЛИРОВАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
ШКАЛИРОВАНИЕ КОСВЕННОЕ
Общий термин, используемый для обозначения тех методов шкалирования, которые основываются на косвенных оценках опыта, таких как деление пополам или метод приспособления. Они противопоставляются более прямым методам шкалирования, таким какоцен-ка величины. См. обсуждение в статье методы шкалирования об описании этих и других процедур. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ КРАСКАЛА ШЕПАРДА
(вариант многомерного шкалирования) Kruskal-Shepard scaling
ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ (англ. multidimensional scaling) — вид шкалирования, которое в большинстве случаев основано на неметрических методах оценки сходства и различия между сигналами (см. Шкалирование неметрическое). Ш. м. занимает особое место среди методов (психофизического) шкалирования. Особенность Ш. м. состоит в том, что с помощью единой процедуры измеряется сразу несколько параметров, по которым различаются сигналы. При этом на исходные оценки накладываются достаточно слабые ограничения: достаточно, чтобы они представляли собой величины на шкале порядка. Напр., испытуемые используют для оценки пар стимулов 10-балльную шкалу — от 0 (нет различия) до 9 (максимальное различие). После соответствующей обработки экспериментальных данных (матриц различия) определяется структура базисного субъективного пространства, которое, как правило, интерпретируют в терминах геометрического (чаще Евклидова) пространства. При этом каждый стимул представлен точкой или вектором в пространстве минимально возможной размерности так, чтобы сохранялась монотонность соответствия межточечных расстояний (различий параметров векторов) исходным оценкам. Одним из преимуществ Ш. м. является то, что 2 неметрических по своему содержанию условия (монотонности и минимальной размерности) позволяют получить полную метрическую информацию из порядковых данных.
Особую трудность в Ш. м. представляет разработка теоретических основ построения многомерных шкал, но, несмотря на это, Ш. м. вполне оправдало себя в исследованиях цветового зрения, вкусового ощущения, восприятия запаха и т. д. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.)
ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ
(англ. multidimensional scaling) — вид шкалирования, которое в большинстве случаев основано на неметрических методах оценки сходства и различия между сигналами (см. Шкалирование неметрическое).Ш. м. занимает особое место среди методов (психофизического) шкалирования. Особенность Ш. м. состоит в том, что с помощью единой процедуры измеряется сразу несколько параметров, по которым различаются сигналы. При этом на исходные оценки накладываются достаточно слабые ограничения: достаточно, чтобы они представляли собой величины на шкале порядка. Напр., испытуемые используют для оценки пар стимулов 10-балльную шкалу — от 0 (нет различия) до 9 (максимальное различие). После соответствующей обработки экспериментальных данных (матриц различия) определяется структура базисного субъективного пространства, которое, как правило, интерпретируют в терминах геометрического (чаще Евклидова) пространства. При этом каждый стимул представлен точкой или вектором в пространстве минимально возможной размерности так, чтобы сохранялась монотонность соответствия межточечных расстояний (различий параметров векторов) исходным оценкам. Одним из преимуществ Ш. м. является то, что 2 неметрических по своему содержанию условия (монотонности и минимальной размерности) позволяют получить полную метрическую информацию из порядковых данных. Особую трудность в Ш. м. представляет разработка теоретических основ построения многомерных шкал, но, несмотря на это, Ш. м. вполне оправдало себя в исследованиях цветового зрения, вкусового ощущения, восприятия запаха и т. д. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.). смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ (англ. nonmetric scaling) — вид шкалирования, которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного параметра стимула) не м. б. однозначно определена — напр., при предъявлении вкусовых веществ или одорантов (запахов) разного качества и т. п. Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно. При этом оценка может даваться в терминах «больше — меньше» либо в баллах по шкале, определяемой инструкцией эксперимента. На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов.
Др. разновидностью Ш. н. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий, объектов), которые в принципе не м. б. метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л. политиков и т. п.). Сюда же м. б. отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности) вкуса, запаха и т. д.
С. Стивенс предложил использовать для шкалирования неметрических атрибутов кроссмодальное сравнение с теми сенсорными модальностями, психофизическая метрика которых заранее известна, однако этот метод не нашел широкого применения в психофизике. Первые попытки метризировать неметрические шкалы суждения (в частности, шкалы предпочтения) были предприняты в 1920-е гг. Л. Терстоуном, который создал для этого достаточно простую и вместе с тем надежную процедуру (см. Шкала Терстоуна). Более сложный вариант математической обработки — это «развертывающая процедура», описанная К. Кумбсом. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.)
ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ
(англ. nonmetric scaling) — вид шкалирования, которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного параметра стимула) не м. б. однозначно определена — напр., при предъявлении вкусовых веществ или одорантов (запахов) разного качества и т. п. Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно.При этом оценка может даваться в терминах «больше — меньше» либо в баллах по шкале, определяемой инструкцией эксперимента. На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов. Др. разновидностью Ш. н. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий, объектов), которые в принципе не м. б. метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л. политиков и т. п.). Сюда же м. б. отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности) вкуса, запаха и т. д. С. Стивенс предложил использовать для шкалирования неметрических атрибутов кроссмодальное сравнение с теми сенсорными модальностями, психофизическая метрика которых заранее известна, однако этот метод не нашел широкого применения в психофизике. Первые попытки метризировать неметрические шкалы суждения (в частности, шкалы предпочтения) были предприняты в 1920-е гг. Л. Терстоуном, который создал для этого достаточно простую и вместе с тем надежную процедуру (см. Шкала Терстоуна). Более сложный вариант математической обработки — это «развертывающая процедура», описанная К. Кумбсом. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.). смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
ШКАЛИРОВАНИЕ ПО ЛАЙКЕРТУ (LIKERT SCALING)
Процедура Ш. Л. названа именем ее изобретателя, Ренсиса Лайкерта, первым применившего этот подход при проведении опросов в области аттитюдов. Главные преимущества его методики заключались в том, что она требовала меньше времени на разработку и легче перенималась, чем ранее использовавшаяся методика Терстоуна, к-рая для создания шкалы требовала привлечения экспертов и оценивания большого количества пунктов. Кроме того, подход Лайкерта не требовал использования негативных формулировок пунктов — преимущество, объясняющее его широкое применение в промышленности.Методика Лайкерта заключается в предъявлении респондентам серии утверждений, на к-рые они реагируют, используя следующую шкалу возможных ответов: «совершенно согласен» (5), «согласен» (4), «не знаю» (3), «не согласен» (2), «совершенно не согласен» (1). Эту 5-балльную шкалу Лайкерта можно расширить до семи и более делений путем видоизменения наречий («абсолютно», «умеренно» и «скорее»). Наиболее широко используются ее 5- и 7-балльные формы.Модификации шкалы Лайкерта включают метод вынужденного выбора по Лайкерту (отсутствует нейтральная категория) и метод лиц (Faces approach); последний рассчитан на неграмотных респондентов и основан на использовании в качестве делений шкалы символических изображений лица: от улыбающегося до выражающего неодобрение. Надежность шкал Лайкерта составляет величину порядка 0,90, а полученные с их помощью рез-ты дают корреляции с соответствующими рез-тами по шкалам Тёрстоуна порядка 0,80.См. также Оценочные (рейтинговые) шкалы, Шкалирование, Шкалирование по ТерстоунуЛ. Бергер. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ ПО ТЕРСТОУНУ (THURSTOUNE SCALING)
Метод Ш. Т., тж известный как метод субъективно равных интервалов (method of equal-appearing intervals), — процедура, разработанная Тёрстоуном для конструирования инструментов количественного измерения аттитюдов.На первом шаге процедуры собирается большое количество утверждений репрезентирующих широкий спектр мнений в отношении объекта аттитюда (напр., смертной казни). Эти утверждения, варьирующие от самых отрицательных через нейтральные до самых положительных, отбираются с использованием для этого респондентов, придерживающихся различных т. зр. или на основе выборки популярной литературы. Затем группа судей (экспертов) распределяет утверждения, независимо от собственного отношения к их содержанию, по 11 категориям «субъективно равных интервалов», варьирующих от (1) наименее благоприятных (в отношении объекта аттитюда) через (6) нейтральные к (11) наиболее благоприятным.Вслед за этим для каждого из утверждений рассчитывается медиана и полумеждуквартильный размах (Q) оценок судей; утверждения с большими значениями Q исключаются из-за своей двусмысленности. Пункты оставшихся утверждений анализируются с т. зр. их внутренней согласованности, и несогласующиеся утверждения отбрасываются как нерелевантные.В рез-те этого процесса остается набор согласованных, недвусмысленных утверждений со шкальными значениями (медианными оценками судей), варьирующими от 1 до 11. Сама шкала аттитюдов затем конструируется путем включения в опросник двух или более утверждений от каждого из И имеющихся интервалов. Респонденты отмечают все утверждения, с к-рыми они согласны; медианные шкальные значения выбранных утверждений яв-ся оценками их аттитюда. Если набор пунктов оказывается велик, на его основе можно сконструировать несколько параллельных шкал и использовать их для определения надежности оценки аттитюда.Процедура Тёрстоуна требует значительных временных затрат и впоследствии была практически вытеснена др., более популярными процедурами разработки инструментов для измерения аттитюдов. Однако Ш. Т. остается важным промежуточным шагом при разработке поведенчески выверенных оценочных шкал, оценочных шкал смешанных критериев и взвешенных контрольных списков (weighted checklists), предназначенных для оценки выполнения трудовой деятельности.См. также Измерение аттитюдов, Оценочные (рейтинговые) шкалыУ. Сосер-мл. смотреть
ШКАЛИРОВАНИЕ ПУТЕМ ПАРНОГО СРАВНЕНИЯ
метод, используемый в контент-анализе для измерения силы оценочных суждений.
ШКАЛИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ШКАЛИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Диагностические количественные способы (критерии) оценки выраженности суицидальной активности (вероятность осуществления суицидальных действий, степень тяжести, серьезности совершенной суицидальной попытки и т. д.). Обычно представляют собой набор признаков, преимущественно в форме анкет, характер которых зависит от позиции исследователя. смотреть