Название: Шинуазри Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 03:49:28 12 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 127 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
План Введение 1 Причина появления шинуазри 2 Распространение шинуазри 2.1 В изобразительном искусстве 2.2 В оформлении дворцово-парковых ансамблей 2.3 В декоративно-прикладном искусстве 2.4 В костюме 2.5 В литературе, драматургии, балете.
3 Шинуазри в XX веке
Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.
Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Шинуазри — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.
1. Причина появления шинуазри
В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.
(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).
На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.
Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.
2. Распространение шинуазри
2.1. В изобразительном искусстве
«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.
Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.
Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».
2.2. В оформлении дворцово-парковых ансамблей
С возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц). В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду близ Лондона.
Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт). Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаём их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» — полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.
В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры. Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.
2.3. В декоративно-прикладном искусстве
Параллельно с произведениями живописи, возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.
Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.
Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай». Возникшая в первой половине XVIII века мода на фарфоровые статуэтки, породила особый их тип — «китайская пастушка». Интересны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.
Именно в это время возникает мода на «китайские фонарики».
Мода всегда является отражением общих тенденций в искусстве. Увлечение стилистикой шинуазри выразилось, прежде всего, в орнаменте тканей (в особенности, шёлка, также пришедшего из Китая). Это были яркие, сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тенденций рококо, как известно, тяготевшего к пастельным тонам.
· Платье из ткани в стиле шинуазри-1
· Платье из ткани в стиле шинуазри-2
В женском костюме рококо также проявился интерес к далёкой экзотической культуре. В 1730—1760 в моде был рукав «а-ля пагода»: ряды кружев, особым образом спускавшиеся ниже локтя.
В Англии существовала мода на соломенные шляпы, похожие на конусообразный китайский головной убор.
В употребление вошли также неудобные крохотные туфельки — мюли, имитирущие китайскую обувь.
2.5. В литературе, драматургии, балете.
«Китайская тема» была востребована и в других областях искусства. Ярчайшим воплощением стиля шинуазри в драматургии являются пьесы: Карло Гоцци «Турандот» и Вольтера — «Китайский сирота». Сказка Гоцци происходит в несуществующем, фантазийном Китае. Вольтеровский «Сирота» основан на реальном повествовании: основой пьесы послужил переведённый в середине 1730 гг. «Сирота из дома Чжао» Цзи Цзюньсяня.
В начале XVIII века на европейские языки переводится древнейший китайский трактат — «Книга Перемен».
В «галантном», придворном балете также используется китайская тема. Возникают изящные балеты-однодневки «Галантный Китай», «Китайская пастушка», «Мандарин». К китайской действительности они не имеют никакого отношения — это всего лишь экзотическая мишура, дань увлечения Востоком.
3. Шинуазри в XX веке
В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.
· Афиша к спектаклю «Турандот»
В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшем эстетику шинуазри в 1920—1930 годы была венгерская фирма Herend.
· Шинуазри в фарфоре Herend
В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944) были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.
В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.
· Мерцалова М. Н. История костюма. — М.: 1972.
· Иллюстрированная энциклопедия моды. — М.: 1987.
· Мода и стиль. Современная энциклопедия. — М.: 2002.
Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.
Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Шинуазри — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.
1. Причина появления шинуазри
В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.
(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).
На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.
Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.
2. Распространение шинуазри
2.1. В изобразительном искусстве
«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.
Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.
Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».
2.2. В оформлении дворцово-парковых ансамблей
С возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц). В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду близ Лондона.
Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт). Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаём их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» — полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.
В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры. Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.
2.3. В декоративно-прикладном искусстве
Параллельно с произведениями живописи, возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.
Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.
Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай». Возникшая в первой половине XVIII века мода на фарфоровые статуэтки, породила особый их тип — «китайская пастушка». Интересны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.
Именно в это время возникает мода на «китайские фонарики».
Мода всегда является отражением общих тенденций в искусстве. Увлечение стилистикой шинуазри выразилось, прежде всего, в орнаменте тканей (в особенности, шёлка, также пришедшего из Китая). Это были яркие, сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тенденций рококо, как известно, тяготевшего к пастельным тонам.
Платье из ткани в стиле шинуазри-1
Платье из ткани в стиле шинуазри-2
В женском костюме рококо также проявился интерес к далёкой экзотической культуре. В 1730—1760 в моде был рукав «а-ля пагода»: ряды кружев, особым образом спускавшиеся ниже локтя.
В Англии существовала мода на соломенные шляпы, похожие на конусообразный китайский головной убор.
В употребление вошли также неудобные крохотные туфельки — мюли, имитирущие китайскую обувь.
2.5. В литературе, драматургии, балете.
«Китайская тема» была востребована и в других областях искусства. Ярчайшим воплощением стиля шинуазри в драматургии являются пьесы: Карло Гоцци «Турандот» и Вольтера — «Китайский сирота». Сказка Гоцци происходит в несуществующем, фантазийном Китае. Вольтеровский «Сирота» основан на реальном повествовании: основой пьесы послужил переведённый в середине 1730 гг. «Сирота из дома Чжао» Цзи Цзюньсяня.
В начале XVIII века на европейские языки переводится древнейший китайский трактат — «Книга Перемен».
В «галантном», придворном балете также используется китайская тема. Возникают изящные балеты-однодневки «Галантный Китай», «Китайская пастушка», «Мандарин». К китайской действительности они не имеют никакого отношения — это всего лишь экзотическая мишура, дань увлечения Востоком.
3. Шинуазри в XX веке
В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.
Афиша к спектаклю «Турандот»
В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшем эстетику шинуазри в 1920—1930 годы была венгерская фирма Herend.
Шинуазри в фарфоре Herend
В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944) были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.
В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.
Мерцалова М. Н. История костюма. — М.: 1972.
Иллюстрированная энциклопедия моды. — М.: 1987.
Мода и стиль. Современная энциклопедия. — М.: 2002.
Путеводитель по шинуазри: очаровательная «китайщина» в интерьере
Сегодня слово «китайщина» носит скорее негативный оттенок. А в 17-18 веках от него приходила в полный восторг вся Европа. Именно влияние культуры Китая породило создание стиля шинуазри, что в переводе с французского и означает «китайщина».
Далекая история
Слово chinoiserie происходит от французского слова chinois, что означает «китайский». Шинуазри родилось не в Китае. Это европейская интерпретация восточноазиатского дизайна. По мере того как в 17-18 веках расцветала торговля с Азией, популярность китайских товаров постоянно росла. Очень немногим европейцам удалось побывать лично в этой, чтобы понять, как выглядит искусство и дизайн там. Однако впечатленные предметами, рожденными азиатской культурой, которые появлялись в Европе, европейцы создали собственную трактовку восточноазиатского стиля.
Рос экспорт чая, и европейцы быстро переняли культуру и традиции китайского чаепития. Как основная часть общества, аристократические дамы стремились создать подходящую мизансцену в стиле шинуазри для своих чайных ритуалов. Это усилило европейский спрос на шинуазри.
Прекрасно сочетающийся с орнаментальным стилем рококо причудливый шинуазри смело вошел в дома европейцев и даже украсил дворцы короля Людовика XV и короля Георга IV. Российская монархия тоже одобрила «китайщину». Помещения в стиле шинуазри можно встретить в Екатерининском дворце Царского Села, Большом дворце Петергофа, Меншиковском дворце Санкт-Петербурга.
Ключевые элементы стиля
Стиль шинуазри пронизан разнообразными знаковыми элементами:
Дракон играет важную роль в китайском фольклоре. Это мифический зверь, символизирующий силу и удачу. Драконов часто можно увидеть на керамике, шелкографии и других декоративных предметах.
Собаки фу – очень распространенный мотив в стиле шинуазри. Однако это не собаки. Они известны как Ши, что в переводе с китайского означает «лев», и появляются парами, мужчина и женщина. Считается, что они отражают негативную энергию.
Пагода возникла в Индии и прибыла в Китай с распространением буддизма. Эти многоярусные здания служат священными религиозными объектами и являются неотъемлемой частью восточноазиатской архитектуры.
Причудливые природные пейзажи с беседками, птицами и беспорядочными цветочными мотивами – самый популярный принт в стиле шинуазри. Они словно отражают дизайн шелков, которые поступали в Европу по Великому шелковому пути.
Материалы, мебель, декор
Бамбук и лакированное дерево — два самых популярных материала для стиля шинуазри.
Искусство создания традиционных азиатских лаковых изделий — это медленный и кропотливый процесс. Ремесленники покрывают мебель слоями древесного сока. Сок превращается в прочную смолу, которая придает мебели фирменный блеск. Часто ремесленники вручную рисуют сцены, инкрустируют детали или создают замысловатую резьбу, чтобы закончить изделие.
Резьба по дереву – один из отличительных элементов стиля.
А самый узнаваемый предмет обстановки, присущий шинуазри, — это ширма.
Отдельное место в декоре шинуазри занимает керамика. Без китайского фарфора этот стиль просто невозможно представить. Раньше, когда европейцы еще не умели воспроизводить фарфор такого же качества, они копировали дизайн. Мастера использовали традиционный сине-белый стиль Мин на таких предметах, как банки, вазы и чайные сервизы. Керамические и фарфоровые сосуды, такие как банки для имбиря, часто использовались в качестве контейнеров для хранения специй. По мере расцвета торговли с Китаем спрос на керамику рос, но преследовал чисто эстетические цели. Эти ценные предметы размещались по всему дому, заняв свое место в истории, как классический декор стиля шинуазри.
Как получилось, что европейцы в XVIII веке «заболели» Китаем и практически в каждом дворце создавали кабинеты или павильоны в китайском стиле? И даже небогатые модницы стремились иметь в своем гардеробе хоть одну китайскую вещицу. Чем их манила эта далекая страна, почему её так превозносили?
Китайская деревня в Царском Селе, Санкт-Петербург
Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Шелк пользовался огромной популярностью среди знати. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год!
Куколки шелкопряда
Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Китайцы рьяно оберегали свой секрет. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, шила в мешке не утаишь, и постепенно технология изготовления этой удивительной ткани стала распространяться по свету.
Картина на шелке. Пекин
Первой страной, входящей в западный мир, где появилось своё шелководство, была Византия. Произошло это во времена правления императору Юстиниана I (483-565). В VI веке персы освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании. Итальянский шелк берет свое начало, как считается, от двух тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.
В конце XVII века в Европе появился китайский фарфор. Легкие, тончайшие изделия, покрытые искусными росписями, сразу же привлекли внимание знати. К тому же фарфоровая посуда более гигиеничная, нежели золотая и серебряная. Китай стал ассоциироваться с фарфором: не случайно слово china (Китай) также переводится как «фарфор», «фарфоровые изделия».
Изделия из фарфора на антикварном рынке Паньцзяюань в Пекине
В 1708 году в Саксонии был открыт способ производства фарфора, а спустя два года, в 1710 году в Мейсене был открыт первый фарфоровый завод. Однако на первых порах мейсеновский фарфор копировал китайские изделия. Фарфоровое производство во Франции «курировала» фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур.
Вскоре после этого Европу захватила мода на «китайщину» — китайскую живопись, декоративно-прикладное искусство. В королевских резиденциях стали возводить беседки, павильоны и дворцы, выполненные в китайском стиле.
Китайский чайный домик в Сан-Суси, Потсдам, Германия. Фото из Википедии
Большую роль в возникновении интереса к Китаю сыграла Ост-индская компания, посредством которой в Европу из Китая завозились предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, шелк, фарфор, ширмы, обои и многое другое. Китайские изделия были дорогие, и потому появились многочисленные вариации на их тему. Однако китайская философия, лежащая в основе китайского искусства (и всей китайской культуры в целом), осталась в целом непонятой: в XVIII веке было еще слишком мало серьезных исследований, посвященных Поднебесной. Художники, декораторы, архитекторы руководствовались, скорее, собственными представлениями и фантазиями о Китае.
Франсуа Бушэ. Китайский сад
Так появился стиль в европейском искусстве, который получил название шинуазри(или шинуазери, от фр. Chinoiserie), являющийся частью ориентализма и рококо в целом.
В XVIII веке Китай находился на пике своего могущества. Китайская политическая система казалась европейцам разумной и логичной, и была образцом для подражания. Китай в их представлениях был «Страной мудрецов», олицетворением идеала Просвещенной монархии.
Император Цяньлун 乾隆 (1711-1799, правил с 1736 по 1796 год) — могущественный правитель империи Цин. Придворный портрет
В России шинуазри быстро завоевал популярность. Во многих дворцах создавали кабинеты, оформленные в китайском стиле, например, в Екатерининском дворце Царского Села, Большом дворце Петергофа, Меншиковском дворце Санкт-Петербурга и т.п. Многие постройки в «китайском вкусе» были созданы архитектором Антонио Ринальди (1709-1794). Он спроектировал Китайский Дворец в Ораниенбауме, строительство которого продолжалось с 1762 по 1768 годы.
Китайский кабинет во дворце Меншикова, Санкт-Петербург
Большое число построек в стиле шинуазри было возведено в Царском Селе: Большой и Малый Каприз, Китайская деревня, Скрипучая беседка, Крестовый мост, Китайский театр, Китайские мостики, Драконов мост, Большой китайский мост. Их автором был А.Ринальди, а непосредственными исполнителями — архитекторы Ч.Камерон и В.П.Неелов.
Крестовый мост в Новом саду Александровского парка. Царское Село, Санкт-Петербург
Все эти постройки являются, скорее, фантазиями на тему Китая, мало напоминающими аутентичные китайские сооружения.
Стилизованные иероглифы на дверях Скрипучей беседки в Царском Селе, Санкт-Петербург
Большой интерес к Китаю испытывал Вольтер. В таких его произведениях как «Опыт о нравах и духе народов», «Китайский катехизис», а также «Философском словаре» и пьесе «Китайский сирота», мы найдем немало интересных суждений мыслителя о китайской истории, политической системе, философии и религии, нравах и обычаях Поднебесной. Особо Вольтера интересовал Конфуций, главным принципом учения которого он считал естественную мораль, которая была близка идеям Просвещения XVIII века.
Екатерина Великая, которая переписывалась с Вольтером, безусловно была знакома с «китайскими» идеями Вольтера. Возможно, этим можно объяснить, что именно китайский стиль был выбран для оформления парадного въезда в летнюю императорскую резиденцию — Царское Село.
Большой Каприз, Царское Село, Санкт-Петербург
Со временем интерес к Китаю в европейском обществе несколько утих. В XIX-XX веках Поднебесная переживала тяжелые времена: Опиумные войны, Тайпинское восстание, Ихэтуаньское (Боксерское) восстание, Синьхайская революция и свержение династии Цин, японо-китайская война, революция 1949 года и создание КНР, Культурная революция… Китай уже не казался той идеальной страной, которой хотелось бы подражать.
После начала политики реформ и открытости мир снова заинтересовался Китаем. Но уже на новом уровне, с другим, более глубоким пониманием китайской культуры и философии. Сегодня уже не надо фантазировать о далекой неведомой стране. Китай стал намного ближе, чем он был три столетия назад.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать: Дешевые авиабилеты: Aviasales Гостиницы и базы отдыха: Booking Туристическая страховка: Cherehapa Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Китай умеет удивлять до сих пор. Поэтому неудивительно, что в те времена он был так интересен своей культурой, обычаями. Интересная по своему страна.