Что такое шеол в библии

Что такое шеол в библии

Шео́л (ивр. ‏שְׁאוֹל‏‎) — в древ­ней биб­лей­ской тра­ди­ции так назы­ва­лась оби­тель мерт­вых. Биб­лей­ские тексты Вет­хого Завета опи­сы­вают шеол как место оби­та­ния всех умер­ших неза­ви­симо от того, были ли они греш­ни­ками или пра­вед­ни­ками. Шеол, по сути, явля­ется анти­по­дом жизни на земле, «стра­ной» тем­ноты и тления, в кото­рой после смерти ока­зы­ва­ется каждый чело­век.

Читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы видим, что шеол был местом упо­ко­е­ния таких вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, как пат­ри­арх Иаков («Сойду к сыну моему в пре­ис­под­нюю [в ори­ги­нале – шеол]» ( Быт.37:35 ), Иов («Пре­ис­под­няя [в ори­ги­нале – шеол] – дом мой; во тьме постелю я постель мою» ( Иов.17:13 ) и бла­го­че­сти­вый царь Иудей­ский Езекия («В пре­по­ло­ве­ние дней моих должен я идти во врата пре­ис­под­ней [в ори­ги­нале – шеол]» ( Ис.38:10 ).

Наиме­но­ва­ния шеола раз­личны: «пре­ис­под­няя», «цар­ство смерти», «земля забве­ния», «страна без­мол­вия», «цар­ство мрака», «загроб­ный мир», «неиз­ве­дан­ная глу­бина».

Кем создан шеол?

В отли­чие от рая, о кото­ром ска­зано, что его «наса­дил» Бог «в Едеме на востоке» ( Быт.2:8 ), о про­ис­хож­де­нии шеола в Боже­ствен­ном Откро­ве­нии ника­ких све­де­ний нет. Однако Богом созданы разум­ные суще­ства (Ангелы и люди), сво­бод­ная воля кото­рых откры­вает для них воз­мож­ность или жить в Боге, или отка­заться от Него. Разум­ное суще­ство, захо­тев­шее остаться без Бога, само себя ставит в усло­вия ано­маль­ного суще­ство­ва­ния. Поэтому шеол появился вслед­ствие отпа­де­ния от Бога ангела Ден­ницы. Шеол можно рас­смат­ри­вать как соб­ствен­ный мирок пад­шего ангела, отчуж­ден­ный от Цар­ства Добра гре­хов­ный демо­ни­че­ский «мир»: «Какое обще­ние пра­вед­но­сти с без­за­ко­нием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ).

Спра­вед­ливо ли назы­вать шеол местом, уда­лен­ным от Бога?

Недо­пу­стимо гово­рить о непри­сут­ствии Божием в шеоле и где бы то ни было. Миро­вла­дыка – вез­де­при­сут­ству­ю­щий и все про­ни­ца­ю­щий Дух («Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты» ( Пс.138:7-8 )), и ни бесы, ни диавол, ни кто-либо еще, не в состо­я­нии созда­вать лакуны (тайные углы), куда бы не рас­про­стра­ня­лась Боже­ствен­ная власть. Выра­жа­ясь иначе, не суще­ствует тво­ре­ний (вклю­чая изоб­ре­та­теля зла), непри­част­ных Созда­телю по бытию: (на это соб­ственно, ука­зы­вает и имя «Все­дер­жи­тель» (ср.: прп. Иоанн Дамас­кин: «Бог – … бес­пре­де­лен… Все­дер­жи­тель, все нази­ра­ю­щий, Про­мыс­ли­тель обо всем, име­ю­щий власть [над всем]» [6, с. 48]): «В Его руке душа всего живу­щего» ( Иов.12:10 ). С другой сто­роны, после паде­ния анге­лов между Богом и диа­во­лом сохра­ни­лись и меж­лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния: «И был день, когда пришли сыны Божии пред­стать пред Гос­пода; между ними пришел и сатана. И сказал Гос­подь сатане: откуда ты пришел? И отве­чал сатана Гос­поду и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов.1:6-7 ); «И сказал Гос­подь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не про­сти­рай руки твоей. И отошел сатана от лица Гос­подня» ( Иов.1:12 ).

Всегда ли в эпоху Вет­хого Завета пред­став­ле­ния о шеоле были оди­на­ко­выми?

В Ветхом Завете нет одного четко выра­жен­ного учения о загроб­ной участи чело­века и в разное время пред­став­ле­ния евреев могли несколько меняться. Так, в более позд­ние вет­хо­за­вет­ные вре­мена, осо­бенно в эпоху Вто­рого Иеру­са­лим­ского Храма, в связи с раз­ви­тием у иудеев идеи спра­вед­ли­во­сти и с уси­ле­нием мес­си­ан­ских ожи­да­ний, для одних шеол ста­но­вится местом пре­бы­ва­ния именно греш­ни­ков, кото­рые испы­ты­вают там бес­ко­неч­ные муче­ния. Они око­ваны «скор­бью и желе­зом» ( Пс.106:10 ); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опу­тали» ( Пс.17:6 ). В пре­ис­под­нюю, к «царю ужасов», нис­хо­дят теперь нече­сти­вые, тираны ( Иов.18:5-21 ); там же нахо­дится и «ден­ница, сын зари», под кото­рым «под­сти­ла­ется червь, и черви – покров» его ( Ис.14:9-15 ). Пра­вед­ники после своей кон­чины попа­дают в другое место, кото­рое в ново­за­вет­ные вре­мена полу­чит назва­ние «рая» (греч. παράδεισος – сад, парк). Это пред­став­ле­ние дает притча Иисуса Христа о бога­том и Лазаре, в кото­рой гово­рится, что нищий после своей кон­чины «отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» ( Лк.16:22 ). Богач, после смерти испы­ты­ва­ю­щий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авра­ама и Лазаря на лоне его» ( Лк.16:22-23 ).

Чем отли­ча­ются шеол, ад и геенна?

В Свя­щен­ном Писа­нии упо­треб­ля­ются разные поня­тия: «ад» и «геенна». «Ад» – слово гре­че­ское (ᾅδης, «хадес»), исполь­зо­ва­лось в Сеп­ту­а­гинте для пере­дачи еврей­ского слова «шеол», озна­ча­ю­щего гроб или могилу. В эпоху Вто­рого храма, когда пред­став­ле­ния о шеоле стали меняться, место, где греш­ники пре­бы­вают после смерти, полу­чило назва­ние «геенна» (речь идет о при­ло­же­нии понят­ного еврею образа к аду). Это назва­ние носила рас­по­ло­жен­ная к югу от Иеру­са­лима долина Енном, в кото­рой евреи, зара­жен­ные идо­ло­по­клон­ством, совер­шали язы­че­ские обряды и даже при­но­сили в жертву своих детей ( Иер.7:31 ). Впо­след­ствии это место было пре­вра­щено в свалку для мусора; там же сжи­гали трупы нечи­стых живот­ных и пре­ступ­ни­ков. Поэтому долина всегда изда­вала смрад­ный запах; в ней горел огонь и копо­ши­лись черви. Это и побу­дило евреев назвать А. «геен­ной» и соста­вить о нем соот­вет­ству­ю­щие пред­став­ле­ния, кото­рыми поль­зо­вался и Хри­стос, изоб­ра­жав­ший «геенну огнен­ную» как место, где «червь… не уми­рает и огонь не уга­сает» ( Мк 9:47-48 ). Кроме наиме­но­ва­ния «геенна» ново­за­вет­ные тексты исполь­зуют для обо­зна­че­ния ада такие слова и опре­де­ле­ния, как «бездна» ( Лк 8:31 ), «печь огнен­ная», где «будет плач и скре­жет зубов» ( Мф. 13:50 ), «озеро огнен­ное, горя­щее серою» ( Откр 19:20 ) и др. В НЗ только одна­жды ( 2Петр. 2:4 ) встре­ча­ется про­из­вод­ный от τάρταρος глагол ταρταρόω (низ­вер­гать в А.).

Кто такие оби­та­тели шеола рефа­имы?

Среди оби­та­те­лей шеола биб­лей­ские тексты назы­вают рефа­и­мов (в сино­даль­ном изда­нии в боль­шин­стве слу­чаев пере­во­дится словом «мерт­вецы»). Отно­си­тельно рефа­и­мов среди тол­ко­ва­те­лей нет общего мнения, так как этим словом в Библии обо­зна­ча­ются и мерт­вецы (что и отра­жено в сино­даль­ном пере­воде), и греш­ники (Притч.21:16: «Чело­век, сбив­шийся с пути разума, водво­рится в собра­нии мерт­ве­цов» (в цер­ков­но­сла­вян­ском – испо­ли­нов)), и один из древ­ней­ших наро­дов, неко­гда оби­тав­ших в Пале­стине ( Быт.14:5 ; Втор.2:11 ; Нав.12:4 и др.).

Что стало с теми, кто нахо­дился в шеоле, когда туда пришел Хри­стос?

На этот счет суще­ствуют раз­лич­ные бого­слов­ские мнения. Согласно одним из них, Иисус Хри­стос сошел в шеол, вывел из него души всех вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и открыл веру­ю­щим доступ в Цар­ствие Небес­ное, как место бла­жен­ного оби­та­ния для всех бла­го­че­сти­вых. А тех, кто стал про­ти­виться Ему и в самых глу­би­нах шеола, Ему при­шлось там оста­вить, а еще точнее — они сами отка­за­лись выйти из ада и поста­вили себя вне Жизни. «Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал, неко­гда непо­кор­ным ожи­дав­шему их Божию дол­го­тер­пе­нию, во дни Ноя, во время стро­е­ния ков­чега, в кото­ром немно­гие, то есть восемь душ, спас­лись от воды», — гово­рит Апо­стол Петр ( 1Пет.3:18-20 ). «Ныне же, исхи­тив из глубин адских чело­ве­че­ство, возвел его на небо и в преж­нее высо­кое состо­я­ние нетле­ния. Впро­чем, нис­шедши во ад, Он не всех вос­ста­но­вил, а только тех, кото­рые вос­хо­тели уве­ро­вать в Него; души же святых, от века насиль­ственно задер­жан­ные адом, Он осво­бо­дил и всем им открыл восход на небеса», — гово­рится в Синак­сари на Святую и Вели­кую неделю Пасхи.

Согласно дру­гому мнению, бла­го­даря Своей про­по­веди ( 1Пет.3:19-20 ) и Своему все­мо­гу­ще­ству Хри­стос вывел из шеола не только вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ожи­дав­ших при­ше­ствия Мессии, но и тех «непо­кор­ных», для кого пре­бы­ва­ние в там стало пери­о­дом их очи­ще­ния и духов­ного созре­ва­ния для при­ня­тия обра­щен­ного к ним еван­гель­ского бла­го­ве­стия.

Источник

Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной. Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1 Кор. 15:55, см. также Ос. 13:14).

В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:

В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.)» (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)» (Ис. 38:10).

А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:

«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).

В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:

«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе» (Иов 17:13-16).

«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну» (Пс. 87:7).

«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иез. 26:20).

«О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13, см. также Ион. 2:1-3,7, 2 Пет. 2:4, Пл. Иер. 3:6, Пс. 48:18-20, Пс. 93:17, 2 Цар. 22:5,6).

Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.

Ветхий Завет: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10, 3 Цар. 11:43, 3 Цар. 16:6, 4 Цар. 20:21, 2 Пар. 33:20).

«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4, см. также Дан. 12:1,2, Иов 14:12, 4 Цар. 4:31).

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14, см. также 1 Кор. 15:6).

В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5,6,10).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4, см. также Иов. 3:11,13, Иов 10:21,22, Пл. Иер. 3:6, Пс. 93:17, Откр. 14:13).

Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя (Пс. 6:6).

«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10, см. также Ис. 38:18,19, Пс. 87:11,13, Пс. 113:25, Пс. 142:7, Пс. 145:2).

«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:11-14).

«Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:24,25, см. также Мар. 5:39).

«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) и возводит» (1 Цар. 2:6).

«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21, см. также Втор. 32:39).

Воскрешения, которые продемонстрировал Иисус, являлись лишь примерами всеобщего предстоящего воскрешения умерших в последний день истории современной земли.

Стоит отметить, что в Библии неоднократно упоминались случаи воскрешения: сын бедной вдовы из Сарепты (3 Цар. 17:17-23); сын женщины Сонамитянки (4 Цар. 4:19-37); человек, коснувшийся костей Елисея (4 Цар. 13:21); Лазарь (Ин. 11:38-44); девица (Мар. 5:38-42); единственный сын вдовы (Лук. 7:11-15); святые после смерти и воскрешения Христа (Мф. 27:52,53); христианка Тавифа (Деян. 9:36-41); юноша Евтих (Деян. 20:9-12); умершие, засвидетельствованные в Евр. 11:35; и Сам Иисус. Все эти герои Священного Писания после воскрешения ничего о посмертном состоянии не рассказывали, а их близкие о потустороннем бытие у них не расспрашивали. Это доказывает, что в те времена никто из верующих даже не думал о посмертном бодрствовании человека.

Историческая справка

Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея»). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.

В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.

Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник, почил, покоится и др.

Источник

Что такое шеол в библии

Шеол — в иудаизме место, куда попадали души умерших. Как оно описывалось в допленном иудаизме — известно мало, данные Танаха фрагментарны: это некое мрачное подземелье, иногда олицетворяемое как существо, ненасытное до душ умерших. Праведные и грешные, богатые и бедные, господа и рабы попадали туда — похоже, что безвозвратно. Их состояние — мертвенный покой, хотя в книге пророка Иезекииля души находятся в полном сознании. Что значит слово «шеол», неясно: научного консенсуса нет до сих пор. Были попытки связать это слово с именем аккадского божества загробного мира Шувалу, с ивритским глаголом «(ли)шьол» — спрашивать и множество других версий.

В эпоху Второго Храма появляется множество толкований, слабо основанных на самом тексте Библии. Позже в них будут веровать как в Устную Тору, полученную на Синае параллельно с Письменной Торой. В апокрифах межзаветной эпохи (таких, как книга Еноха), шеол описан почти по-христиански: он разделён на место упокоения праведников (лоно Авраама) и наказания грешников. В талмудических толкованиях подземный загробный мир чаще называется Гехинном, или Геенна, и может представлять собой место наказания грешников либо чистилище, но иногда с геенной отождествляется шеол: основываясь на глаголе «шьол», выводили из него загробное место допроса умерших и наказания за грехи, после чего души наихудших грешников уничтожаются, а остальные идут в Ган Эден (рай, дословно «Сад свежести» или «Сад Эдемский») или на перерождение; в более развёрнутых описаниях ада шеол был одним из семи его отделений.

В христианстве считается, что души умерших оставались там все время (но души грешников уже подвергались мукам, а праведников — нет, см. притчу о богаче и Лазаре), пока умерший Иисус их не вывел.

Будем считать эталоном тропа такую версию загробного мира: попавший в шеол остается в полном сознании, но не наблюдает вокруг себя ничего или почти ничего. Только бесконечная темнота, тишина и холод. Возможно, там есть некие различимые небо и земля, немножко разных оттенков чёрного. Возможно, и того нет. Впрочем, иногда попадаются примеры поинтереснее, например древнегреческое царство Аида: оно довольно разнообразно и там даже иногда специально наказывают, но основная идея та же: сумерки и неизбывная скука.

На самом деле сознание, оказавшееся в таких условиях, скорее всего, полностью угаснет. Во всяком случае, так происходит с людьми, вследствие травмы утратившими всякую связь с внешним миром (не получающими сигналов от органов чувств): мозг впадает в кому или глубокий сон без сновидений. Иными словами, разницы между полным шеолом и абсолютной смертью фактически нет.

При всей мрачности, такое представление может использоваться в качестве гэга в комедиях. Герой оказывается в полной темноте, и вопрошает: «Я что, умер?» Это может перерасти в панику с покаяниями, но в итоге окажется, что герой просто был заперт в каком-то ящике.

Источник

Ад, преисподняя – это…

Ад, преисподняя

Ад в представлении религий, мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное место наказания грешников, в котором испытывают муки и страдания. Как правило, ад противопоставляется раю.

Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова Шеол (‏שאול‏‎) и частично в переосмысленном значении перешло в Новый Завет.

В русский язык слово «ад» пришло из греческого языка. Древние греки верили, что после смерти человек уходит в царство мёртвых – обитель вечной тьмы, которое называли «Адэс» или «Гадэс», что по-гречески значило «невидимое».

Перевод слова Ад

Два последних и некоторые другие слова (например, Аваддон) встречаются в тех греческих текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр. 20:13 и следующие стихи).

Что такое шеол в библии. Смотреть фото Что такое шеол в библии. Смотреть картинку Что такое шеол в библии. Картинка про Что такое шеол в библии. Фото Что такое шеол в библииАд, преисподняя

Обозначение слова Ад

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(Откр. 6:8)

При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли.

9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
(Иов. 7:9)

10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
(Пс. 62:10)

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

18 сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу.
(Иез. 32:18)

Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир,

30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:30-33)

а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар. 28:15, еврейский глагол ала означает движение вверх).

Что такое шеол в библии. Смотреть фото Что такое шеол в библии. Смотреть картинку Что такое шеол в библии. Картинка про Что такое шеол в библии. Фото Что такое шеол в библии Куда мы попадаем, когда умираем?

Иисус Христос в Аду

В Новом Завете также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Пет. 3:19; 4:6).

Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу, четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует.

35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
(Быт. 37:35)

38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.
(Быт. 42:38)

6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
(3 Цар. 2:6)

13 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою;
14 гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.
15 Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?
16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.
(Иов.17:13-16).

Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует.

9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
(Ис. 14:9 и след.).

В царстве мертвых пребывают не только грешники:

33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:33)

19 Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников.
(Иов 24:19)

18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.
(Пс. 9:18)

10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
(Ис. 38:10)

Праведники, ожидающие Божьей помощи и новой жизни (Воскресение),

6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
(1 Цар. 2:6)

10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
(Пс.15:10)

16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
(Пс. 48:16).

24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
(Пс. 72:24)

12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».
(Дан.12:12,13).

Ибо и шеол открыт для Бога:

6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.
(Иов. 26:6)

11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
(Прит.15:11)

2 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их.
(Ам. 9:2).

Господь присутствует и там.

8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
(Пс. 138:8)

За все время существования человека, мы всегда задаем себе вопрос, а что там, после смерти?
Статья по теме Лк. 16:22-26: Видят ли нас мертвые?

Только в Лк. 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга.

В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают.

Огненный Ад

Об огненном Аде (греческое слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит:

Огонь Ада предназначен также в наказание дьяволу и его ангелам.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41, сравните с Откр. 19:20; 20:10,15)

Но в Библии нет указаний на Ад как на царство, где властвует сатана.

2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
(Еф. 2:2)

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф. 6:12)

Трудно говорить о том, каковы временные границы адских мук.

В библейском контексте Ад связан с окончательным приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан. 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2)

Победа Иисуса Христа

Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении:

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
(Деян. 2:27-31).

Распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых –

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
(Рим.14:9)

он владеет ключами Ада и смерти:

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)

Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Пет. 3:19; 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Врата Ада не одолеют Церкви Христовой,

18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)

и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом.

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил. 1:23)

Смерть попрана победой Христа!

В конце времен, после всеобщего воскресения, царство мертвых опустеет (Откр. 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (стих 15 и 21:8).

А вы признали Иисуса Христа своим Спасителем?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *