Что такое шеол в библии
Что такое шеол в библии
Шео́л (ивр. שְׁאוֹל) — в древней библейской традиции так называлась обитель мертвых. Библейские тексты Ветхого Завета описывают шеол как место обитания всех умерших независимо от того, были ли они грешниками или праведниками. Шеол, по сути, является антиподом жизни на земле, «страной» темноты и тления, в которой после смерти оказывается каждый человек.
Читая Священное Писание, мы видим, что шеол был местом упокоения таких ветхозаветных праведников, как патриарх Иаков («Сойду к сыну моему в преисподнюю [в оригинале – шеол]» ( Быт.37:35 ), Иов («Преисподняя [в оригинале – шеол] – дом мой; во тьме постелю я постель мою» ( Иов.17:13 ) и благочестивый царь Иудейский Езекия («В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней [в оригинале – шеол]» ( Ис.38:10 ).
Наименования шеола различны: «преисподняя», «царство смерти», «земля забвения», «страна безмолвия», «царство мрака», «загробный мир», «неизведанная глубина».
Кем создан шеол?
В отличие от рая, о котором сказано, что его «насадил» Бог «в Едеме на востоке» ( Быт.2:8 ), о происхождении шеола в Божественном Откровении никаких сведений нет. Однако Богом созданы разумные существа (Ангелы и люди), свободная воля которых открывает для них возможность или жить в Боге, или отказаться от Него. Разумное существо, захотевшее остаться без Бога, само себя ставит в условия аномального существования. Поэтому шеол появился вследствие отпадения от Бога ангела Денницы. Шеол можно рассматривать как собственный мирок падшего ангела, отчужденный от Царства Добра греховный демонический «мир»: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ).
Справедливо ли называть шеол местом, удаленным от Бога?
Недопустимо говорить о неприсутствии Божием в шеоле и где бы то ни было. Мировладыка – вездеприсутствующий и все проницающий Дух («Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» ( Пс.138:7-8 )), и ни бесы, ни диавол, ни кто-либо еще, не в состоянии создавать лакуны (тайные углы), куда бы не распространялась Божественная власть. Выражаясь иначе, не существует творений (включая изобретателя зла), непричастных Создателю по бытию: (на это собственно, указывает и имя «Вседержитель» (ср.: прп. Иоанн Дамаскин: «Бог – … беспределен… Вседержитель, все назирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть [над всем]» [6, с. 48]): «В Его руке душа всего живущего» ( Иов.12:10 ). С другой стороны, после падения ангелов между Богом и диаволом сохранились и межличностные взаимоотношения: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов.1:6-7 ); «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» ( Иов.1:12 ).
Всегда ли в эпоху Ветхого Завета представления о шеоле были одинаковыми?
В Ветхом Завете нет одного четко выраженного учения о загробной участи человека и в разное время представления евреев могли несколько меняться. Так, в более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго Иерусалимского Храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий, для одних шеол становится местом пребывания именно грешников, которые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» ( Пс.106:10 ); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» ( Пс.17:6 ). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны ( Иов.18:5-21 ); там же находится и «денница, сын зари», под которым «подстилается червь, и черви – покров» его ( Ис.14:9-15 ). Праведники после своей кончины попадают в другое место, которое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παράδεισος – сад, парк). Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в которой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» ( Лк.16:22-23 ).
Чем отличаются шеол, ад и геенна?
В Священном Писании употребляются разные понятия: «ад» и «геенна». «Ад» – слово греческое (ᾅδης, «хадес»), использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова «шеол», означающего гроб или могилу. В эпоху Второго храма, когда представления о шеоле стали меняться, место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна» (речь идет о приложении понятного еврею образа к аду). Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Енном, в которой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей ( Иер.7:31 ). Впоследствии это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать А. «геенной» и составить о нем соответствующие представления, которыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где «червь… не умирает и огонь не угасает» ( Мк 9:47-48 ). Кроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения ада такие слова и определения, как «бездна» ( Лк 8:31 ), «печь огненная», где «будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13:50 ), «озеро огненное, горящее серою» ( Откр 19:20 ) и др. В НЗ только однажды ( 2Петр. 2:4 ) встречается производный от τάρταρος глагол ταρταρόω (низвергать в А.).
Кто такие обитатели шеола рефаимы?
Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения, так как этим словом в Библии обозначаются и мертвецы (что и отражено в синодальном переводе), и грешники (Притч.21:16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в церковнославянском – исполинов)), и один из древнейших народов, некогда обитавших в Палестине ( Быт.14:5 ; Втор.2:11 ; Нав.12:4 и др.).
Что стало с теми, кто находился в шеоле, когда туда пришел Христос?
На этот счет существуют различные богословские мнения. Согласно одним из них, Иисус Христос сошел в шеол, вывел из него души всех ветхозаветных праведников и открыл верующим доступ в Царствие Небесное, как место блаженного обитания для всех благочестивых. А тех, кто стал противиться Ему и в самых глубинах шеола, Ему пришлось там оставить, а еще точнее — они сами отказались выйти из ада и поставили себя вне Жизни. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды», — говорит Апостол Петр ( 1Пет.3:18-20 ). «Ныне же, исхитив из глубин адских человечество, возвел его на небо и в прежнее высокое состояние нетления. Впрочем, нисшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые восхотели уверовать в Него; души же святых, от века насильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса», — говорится в Синаксари на Святую и Великую неделю Пасхи.
Согласно другому мнению, благодаря Своей проповеди ( 1Пет.3:19-20 ) и Своему всемогуществу Христос вывел из шеола не только ветхозаветных праведников, ожидавших пришествия Мессии, но и тех «непокорных», для кого пребывание в там стало периодом их очищения и духовного созревания для принятия обращенного к ним евангельского благовестия.
Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной. Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, см. также Ос. 13:14).
В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:
В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.)» (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)» (Ис. 38:10).
А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:
«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).
В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:
«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе» (Иов 17:13-16).
«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну» (Пс. 87:7).
«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иез. 26:20).
«О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13, см. также Ион. 2:1-3,7, 2 Пет. 2:4, Пл. Иер. 3:6, Пс. 48:18-20, Пс. 93:17, 2 Цар. 22:5,6).
Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.
Ветхий Завет: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10, 3 Цар. 11:43, 3 Цар. 16:6, 4 Цар. 20:21, 2 Пар. 33:20).
«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4, см. также Дан. 12:1,2, Иов 14:12, 4 Цар. 4:31).
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14, см. также 1 Кор. 15:6).
В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5,6,10).
«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4, см. также Иов. 3:11,13, Иов 10:21,22, Пл. Иер. 3:6, Пс. 93:17, Откр. 14:13).
Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:
«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).
«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10, см. также Ис. 38:18,19, Пс. 87:11,13, Пс. 113:25, Пс. 142:7, Пс. 145:2).
«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:11-14).
«Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:24,25, см. также Мар. 5:39).
«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) и возводит» (1 Цар. 2:6).
«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21, см. также Втор. 32:39).
Воскрешения, которые продемонстрировал Иисус, являлись лишь примерами всеобщего предстоящего воскрешения умерших в последний день истории современной земли.
Стоит отметить, что в Библии неоднократно упоминались случаи воскрешения: сын бедной вдовы из Сарепты (3 Цар. 17:17-23); сын женщины Сонамитянки (4 Цар. 4:19-37); человек, коснувшийся костей Елисея (4 Цар. 13:21); Лазарь (Ин. 11:38-44); девица (Мар. 5:38-42); единственный сын вдовы (Лук. 7:11-15); святые после смерти и воскрешения Христа (Мф. 27:52,53); христианка Тавифа (Деян. 9:36-41); юноша Евтих (Деян. 20:9-12); умершие, засвидетельствованные в Евр. 11:35; и Сам Иисус. Все эти герои Священного Писания после воскрешения ничего о посмертном состоянии не рассказывали, а их близкие о потустороннем бытие у них не расспрашивали. Это доказывает, что в те времена никто из верующих даже не думал о посмертном бодрствовании человека.
Историческая справка
Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея»). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.
В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.
Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник, почил, покоится и др.
Что такое шеол в библии
Шеол — в иудаизме место, куда попадали души умерших. Как оно описывалось в допленном иудаизме — известно мало, данные Танаха фрагментарны: это некое мрачное подземелье, иногда олицетворяемое как существо, ненасытное до душ умерших. Праведные и грешные, богатые и бедные, господа и рабы попадали туда — похоже, что безвозвратно. Их состояние — мертвенный покой, хотя в книге пророка Иезекииля души находятся в полном сознании. Что значит слово «шеол», неясно: научного консенсуса нет до сих пор. Были попытки связать это слово с именем аккадского божества загробного мира Шувалу, с ивритским глаголом «(ли)шьол» — спрашивать и множество других версий.
В эпоху Второго Храма появляется множество толкований, слабо основанных на самом тексте Библии. Позже в них будут веровать как в Устную Тору, полученную на Синае параллельно с Письменной Торой. В апокрифах межзаветной эпохи (таких, как книга Еноха), шеол описан почти по-христиански: он разделён на место упокоения праведников (лоно Авраама) и наказания грешников. В талмудических толкованиях подземный загробный мир чаще называется Гехинном, или Геенна, и может представлять собой место наказания грешников либо чистилище, но иногда с геенной отождествляется шеол: основываясь на глаголе «шьол», выводили из него загробное место допроса умерших и наказания за грехи, после чего души наихудших грешников уничтожаются, а остальные идут в Ган Эден (рай, дословно «Сад свежести» или «Сад Эдемский») или на перерождение; в более развёрнутых описаниях ада шеол был одним из семи его отделений.
В христианстве считается, что души умерших оставались там все время (но души грешников уже подвергались мукам, а праведников — нет, см. притчу о богаче и Лазаре), пока умерший Иисус их не вывел.
Будем считать эталоном тропа такую версию загробного мира: попавший в шеол остается в полном сознании, но не наблюдает вокруг себя ничего или почти ничего. Только бесконечная темнота, тишина и холод. Возможно, там есть некие различимые небо и земля, немножко разных оттенков чёрного. Возможно, и того нет. Впрочем, иногда попадаются примеры поинтереснее, например древнегреческое царство Аида: оно довольно разнообразно и там даже иногда специально наказывают, но основная идея та же: сумерки и неизбывная скука.
На самом деле сознание, оказавшееся в таких условиях, скорее всего, полностью угаснет. Во всяком случае, так происходит с людьми, вследствие травмы утратившими всякую связь с внешним миром (не получающими сигналов от органов чувств): мозг впадает в кому или глубокий сон без сновидений. Иными словами, разницы между полным шеолом и абсолютной смертью фактически нет.
При всей мрачности, такое представление может использоваться в качестве гэга в комедиях. Герой оказывается в полной темноте, и вопрошает: «Я что, умер?» Это может перерасти в панику с покаяниями, но в итоге окажется, что герой просто был заперт в каком-то ящике.
Ад, преисподняя – это…
Ад, преисподняя
Ад в представлении религий, мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное место наказания грешников, в котором испытывают муки и страдания. Как правило, ад противопоставляется раю.
Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова Шеол (שאול) и частично в переосмысленном значении перешло в Новый Завет.
В русский язык слово «ад» пришло из греческого языка. Древние греки верили, что после смерти человек уходит в царство мёртвых – обитель вечной тьмы, которое называли «Адэс» или «Гадэс», что по-гречески значило «невидимое».
Перевод слова Ад
Два последних и некоторые другие слова (например, Аваддон) встречаются в тех греческих текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр. 20:13 и следующие стихи).
Ад, преисподняя
Обозначение слова Ад
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(Откр. 6:8)
При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли.
9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
(Иов. 7:9)
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
(Пс. 62:10)
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
18 сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу.
(Иез. 32:18)
Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир,
30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:30-33)
а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар. 28:15, еврейский глагол ала означает движение вверх).
Куда мы попадаем, когда умираем?
Иисус Христос в Аду
В Новом Завете также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Пет. 3:19; 4:6).
Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу, четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует.
35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
(Быт. 37:35)
38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.
(Быт. 42:38)
6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
(3 Цар. 2:6)
13 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою;
14 гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.
15 Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?
16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.
(Иов.17:13-16).
Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует.
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
(Ис. 14:9 и след.).
В царстве мертвых пребывают не только грешники:
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:33)
19 Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников.
(Иов 24:19)
18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.
(Пс. 9:18)
10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
(Ис. 38:10)
Праведники, ожидающие Божьей помощи и новой жизни (Воскресение),
6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
(1 Цар. 2:6)
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
(Пс.15:10)
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
(Пс. 48:16).
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
(Пс. 72:24)
12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».
(Дан.12:12,13).
Ибо и шеол открыт для Бога:
6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.
(Иов. 26:6)
11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
(Прит.15:11)
2 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их.
(Ам. 9:2).
Господь присутствует и там.
8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
(Пс. 138:8)
За все время существования человека, мы всегда задаем себе вопрос, а что там, после смерти?
Статья по теме Лк. 16:22-26: Видят ли нас мертвые?
Только в Лк. 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга.
В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают.
Огненный Ад
Об огненном Аде (греческое слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит:
Огонь Ада предназначен также в наказание дьяволу и его ангелам.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41, сравните с Откр. 19:20; 20:10,15)
Но в Библии нет указаний на Ад как на царство, где властвует сатана.
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
(Еф. 2:2)
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф. 6:12)
Трудно говорить о том, каковы временные границы адских мук.
В библейском контексте Ад связан с окончательным приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан. 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.
2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2)
Победа Иисуса Христа
Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении:
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
(Деян. 2:27-31).
Распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых –
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
(Рим.14:9)
он владеет ключами Ада и смерти:
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)
Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Пет. 3:19; 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Врата Ада не одолеют Церкви Христовой,
18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)
и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил. 1:23)
Смерть попрана победой Христа!
В конце времен, после всеобщего воскресения, царство мертвых опустеет (Откр. 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (стих 15 и 21:8).
А вы признали Иисуса Христа своим Спасителем?