У запорожских казаков есть несколько традиционных внешних особенностей, которые напрямую с ними ассоциируются. Например, казачий чуб, увидев который, сразу понятно кто перед тобой. Другой такой ассоциацией являются шаровары. А откуда они вообще появились у запорожских казаков?
Стоит начать с того, что шаровары — это очень древний вид одежды. Они были распространены в европейских странах, восточных, в Китае. Особенно любили такие штаны кочевые народы, вроде Скифов и Тюрков. Они отлично подходили для походного образа жизни своим удобством. Еще до прихода Монголов на Руси были похожие виды штанов. Вообще, слово шаровары было образованно от двух старых индоевропейских слов skelo и wero, что переводится как покрывать бедра, что вполне логично.
Ну а конкретно к запорожским казакам шаровары пришли от поляков примерно в 16-17 веках. Тогда это был модный вид одежды, распространенный в Европе среди купцов и аристократов. В то время казаки приметили эти штаны по нескольким причинам.
Во-вторых, тонкий материал и свободный покрой обеспечивали отличную вентиляцию, в шароварах не жарко в даже в самую знойную погоду, чего не скажешь о узких штанах.
В-третьих, яркие красные шаровары говорили о статусе своего владельца. Было «круто» носить такие. При этом было легко отличить своих не поле боя.
Таким образом шаровары плотно закрепили себя, как традиционная одежда, которая сразу ассоциируется с запорожскими казаками. Но стоит отметить, что не только казаки использовали их, как удобную боевую одежду. Штаны галифе — это тоже аналог шаровар, но широкие только сверху.
Шаровары – часть традиционной одежды запорожских казаков. С точки зрения обывателя, они выглядят смешно и несуразно. Интересно, а почему казаки носят шаровары?
Шаровары – традиционный предмет одежды многих народов мира. Необыкновенно широкие штаны носят некоторые жители Турции, Индии, Афганистана. Подобие шаровар есть у японцев и китайцев. Однако несмотря широкое распространение, шаровары более всего ассоциируются с запорожским казачеством. Зачем казаки носят эти широкие штаны?
Несмотря на несуразный вид, шаровары очень удобно носить. Они не стесняют движения. Особенно это важно при верховой езде на лошади. Поэтому не случайно, что эта одежда полюбилась предкам запорожских казаков, которые славились, как отличные кавалеристы.
Нельзя сказать, что шаровары это изобретение казаков. Подобие шаровар носили за сотни и даже тысячи лет до образования Запорожской Сечи. Вероятно, впервые их примерили на себя древние племена азиатских кочевников, которые были предками киммерийцев, скифов, гуннов, сарматов, монголов, половцев. От них, в свою очередь, необычного покроя штаны переняли другие народы. Например, население Руси подобие шаровар носило ещё до татаро-монгольского ига.
Надевали «шаровароподобные» штаны и в Западной Европе. В 16-ом веке получили широкое распространение плундры или шаравоны.
В них щеголяли купцы, аристократы, представители королевских семей и солдаты в Испании, Англии, Франции. Плундры носили знаменитые конкистадоры, покорявшие индейские народы Америки.
Ещё относительно недавно в ряде армий Европы, в том числе в Советском Союзе, солдаты облачались в галифе.
Если присмотреться, то это знакомые нам шаровары. Только штанины у галифе широкие не по всей длине ног, а только в области бёдер.
Чтобы легче переносить зной
Запорожская Сечь по большей части располагалась на юго-востоке современной Украины. Лето здесь часто очень знойное. Носить какие-нибудь лосины в таких условиях просто безрассудно. Другое дело – широкие штаны. В них всегда «гуляет ветер».
Не случайно подобие шаровар носили и носят до сих пор, например, индусы. В Индии климат жаркий, влажный. Чтобы лучше переносить его, местные жители надевают широкие штаны, в которых человеческое тело меньше потеет.
Потому что верны традициям
Наконец, третья и самая основная причина – это традиции. Как шотландские горцы носят юбки-килты, так и запорожские казаки, верны своим древним обычаям, поэтому носят шаровары.
Помимо шаровар, казак облачается в жупан и рубашку-вышиванку. А посередине выбритой головы запорожца красуется длинная прядь волос – чуб. Всё это является частью канонического образа запорожского казака.
Первоначально казаки выглядели достаточно живописно: широкие казачьи шаровары, рубаха, сапоги и шапка с меховой опушкой чтобы можно было передвигаться верхом на коне. Каждая деталь в мужском казачьем костюме была продумана до мелочей но широкие казачьи шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже что значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.
Казачьи шаровары представляют собой очень широкие штаны, слегка зауженные к низу. Самая широкая их часть была в области бедер. Это обусловлено тем, что в штанах такого кроя, казаку легче садится на коня. Плюсом является и то, что они довольно свободно скроены и нигде не натрут ноги. Казаки ввели такое новшество во внешний вид шаровар, как пришивание лампасов. Это такие полоски цветной ткани характерные по цвету для каждого казачьего войска отдельно и это позволяло издалека отличить воина-казака от любого другого. По материалам сайта “Википедия”
Подробнее по теме публикации смотрим на видео…
Интересное видео по теме Казачьи шаровары
Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.
Смотрите также:
Казачьи газыри были заимствованы казачьими частями русской армии вместе с шашкой, буркой, папахой и другими деталями военной культуры у народов Кавказа, в процессе завоевания этих…
Черкеску носили народы Кавказа, Терские и Кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная или…
История и значение казачьей папахи Слово «папаха» имеет корни тюркского происхождения. В дословном точном переводе, означаемое — шапка. На Руси, папахами, такие шапки стали называть…
Гетман украинского казачества. Вот так выглядят украинские шаровары. Они должны быть красного цвета. Сорочка должна быть с вышивкой. Обязательно должен быть широкий пояс, завязанный сбоку. Фото с сайта: http://www.aleksejovsij.narod.…
Украинец в национальной одежде запорожского казака. Сабля и трубка (простите, люлька) – для казака обязательны. Ну и длинные опущенные усы и чуб (оселедец) в образе запорожского казака тоже обязательны. Какой казак без чуба, усов и люльки с табаком? Фото с сайта: http://www.diary.ru/
Когда нет красной ткани, то шаровары могут быть и другого цвета. Но все равно что-то (пояс, сапоги) должны быть красного цвета. Фото с сайта: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alex_Demianczuk.jpg?uselang=ru
Военный прием «казачий спас» в бою был полной неожиданностью для противника. В бою запорожский казак мог сделать вот такой прыжок и выбить противника, а то и сразу двух. Вот для этого и нужны были казаку широченные шаровары, которые позволяли делать шпагат – и не на полу спортзала, а в воздухе. Такую «фигуру» делают, когда танцуют национальный танец «гопак». Рисунок с сайта: http://numerologic.ucoz.ru/pub…
Старый запорожский казак. Фото с сайта: http://h.ua/story/295666/
Вольное Запорожское казачество в XVII веке. Репродукция с сайта: http://www.pereprava.org/casac…
В оформлении одежды Центральной Украины обязательна вышивка. Имеются некоторые различия в традиционной одежде между левобережной и правобережной частями Украины. Вышивка белыми, серыми или подсинеными нитками в сочетании с ажурым вырезанием ткани была характерна для левобережья. Орнамент геометрический, растительный, значительно реже зооморфный. На правобережье использовали вышивку двуцветную (красный и синий цвета), а с начала ХХ века – и многоцветную. С конца XIX века получила распространение красно-черная вышивка крестом. Изменился и орнамент: значительное место заняло натуралистическое изображение роз. Для украшения безрукавой и верхней одежды чаще всего использовалась аппликация из хлопчатобумажного бархата – плиса. Кожухи декорировали вышивкой либо аппликацией из кожи. На юге Украины бурное развитие промышленности и приток населения из других регионов формировали особый тип костюма. Тут раньше, чем где-либо в Украине, широкое применение получили фабричные ткани и кружева, вышивка приобрела полихромность. Орнамент чаще всего был растительным, изображения натуралистическими. Одним из характерных мотивов вышивки здесь стали «виноград» и «мальвы».
Западные украинцы шаровары не носят
Но не везде на Украине широкие шаровары являются элементом национальной одежды. Костюм жителей Карпатского региона отличается пышностью и разнообразием декора. Значительное место в отделке тут занимала вышивка, ткачество и аппликация. Колорит одно-, двух- и многоцветный с преобладанием оттенков красного и черного цветов. Местами одежду декорировали цветным бисером, серебряной или золотой нитью, металлическими пластинками. Разнообразие и большое количество отделки сообщало верхней одежде из сукна и меха необычайную живописность. При этом использовались различные техники: вышивка, шнуровка, аппликация из кожи и сукна и т.п. Но самое главное отличие – в том, что здесь не носили шароваров. Шаровары вообще не являются элементом традиционной славянской одежды. Считается, что гуцулы – это древнейший славянский этнос. Однако это вряд ли чистокровные славяне. Даже за последние 2 тысячи лет столько этнических волн прокатывалось по Карпатам! Были здесь и скифы, и гунны, и монголы. И не только стиль и мотивы украшения одежды оставляли здесь пришельцы. Оставляли они в этнических карпатских популяциях и свои гены. Происхождение слова «гуцулы», как и самого этноса, загадочно и спорно. Одни связывают его со словом «гоцалы» (вроде бы так в старину называли Карпаты), другие – с «кочулами» (кочевниками), а кое-кому из ученых в слове «гуцул» слышатся отголоски румынского hocul (разбойник). Строгий подсчет численности этого этноса не ведется, поскольку в официальных отчетных документах не существует и понятия «гуцулы» (при переписи они регистрируются как украинцы, хотя шаровары не носят). Гуцулы считаются автохтонным населением Украинских Карпат. Наверное, гуцулы – один из самых древних и интересных этносов Украины. Благодаря определенной географической изолированности, они смогли уберечь в своей культуре и обычаях славянские черты, давно утерянные жителями долин. Религия гуцулов – католицизм восточного обряда со значительными языческими влияниями. Исторические занятия – овцеводство и лесозаготовки, а в последние годы – строительные работы в сопредельных странах. (Использована информация с сайта: http://otvet.mail.ru/question/27293296). В верованиях гуцулов значительное место занимает демонология, а также пережитки мужского тайного союза «Аркан», а музыка одноименного танца «Аркан» тождественна кельтскому «Ev Sistr». Но гуцульский танец без слов, в то время как кельтский аналог является застольной песней. По-преданию, гуцулов научили этому танцу богатыри, спустившиеся с гор (явный намёк на кельтскую Лука-Райковецкую археологическую культуру Карпат и Прикарпатья).
Гуцулы танцуют национальный танец «Аркан». Фото с сайта: http://otvet.mail.ru/question/27293296
Такие накидки – тоже элемент национальной одежды гуцулов. Фото с сайта: http://all-pages.com/city_photo/11/7/9/224/8.html
Гуцульская свадьба. Репродукция с сайта: http://webmandry.com/evropa/ukraina/kakaya-svadba-u-gutsulov-narodnye-obychai-obryady-i-traditsii-v-stsenarii-svadby.-rezultat-originalnaya-svadba.html
Славяне, русские и германцы шаровар не носят
Одежда населения Полесья отличалась неоднородностью традиционного декора. По характеру внешнего вида костюма эту территорию можно условно поделить на две части: правобережную (Центральное и Волынское Полесье) и левобережную ( Восточное Полесье). В Центральном и Волынском Полесье господствующим способом декорирования являлось ткачество, тогда как для Восточного было характерно равное сочетание вышивки и ткачества. Колорит декора в целом сдержанный, преобладала монохромность. Так, для Центрального Полесья был характерен красный цвет, а для Восточного – белый. Использовались двухцветные сочетания (красный с черным, красный с белым), которые практически вытеснили одноцветный орнамент к началу ХХ века. В целом полесская вышивка отличается четким графическим узором геометрического орнамента. Основные мотивы: восьмилепестковые розетки, ромбы, треугольники, а также растительные мотивы с высокой степенью геометризации. В общем получается, что не славянский это элемент одежды – широкие шаровары запорожских казаков. Чтобы убедиться в этом, посмотрим традиционную одежду словаков и поляков. Уж они-то точно славяне.
Словаки в национальной одежде мало похожи на запорожцев. Фото с сайта: http://www.ethnospb.ru/p4/t11/…
Герой русских сказок Аника Воин шаровар не носил. Рисунок с сайта: http://amaliris.livejournal.co…
Древние германцы шаровар тоже не носили. Рисунок с сайта: http://zontytrislona.ru/drevni…
А вот в самой западной Западной Европе до гуннского нашествия штаны не знали, мужчины носили юбки. Мужские юбки до сих пор носят шотландцы, унаследовав их от кельтов. А греческие гвардейцы и сегодня носят юбки. Такова сила традиции. Фото с сайта: http://www.vokrugsveta.ru/phot…
К истории шаровар
Широкие шаровары роднят запорожских казаков не с Западной Европой, а с Азией, что настолько очевидно, что возразить этому просто невозможно. Давайте посмотрим, откуда же происходят знаменитые украинские шаровары?
А так вот выглядел донской казак в XVI веке. Его одежда мало отличалась от одежды запорожского казака. Донские казаки в XVI веке служили московскому царю Ивану Грозному. Они нередко ссорились с турками, и турецкий паша жаловался тогда русскому царю: «Уйми ты своих донских казаков». Интересно, а кому в то время служили запорожские казаки? Рисунок с сайта: http://www.soldatiki.su/info.p…
Но больше всего одежда запорожских казаков все же похожа на одежду турецких воинов янычар. И это не случайно. Южная часть Украины и Приазовья являлись в XVII веке территорией Османской турецкой империи, которая включила в себя Крымское ханство – осколок развалившейся в XV веке Золотой Орды.
Карта Османской империи с сайта: http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html
Начиная с XIII в., в Золотой Орде, частью которой являлся Крым, среди местного многоконфессионального населения начинает стремительно распространяться ислам. Местное население далеко не всегда с большим рвением принимало ислам. На территории Золотой Орды было немало народу христианского вероисповедания. Крымское ханство (Крымский юрт) было государством, а после вилаятом (с 1475 г.) Османской империи и существовало с 1441 по 1783 годы. Помимо собственно Крыма оно занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. Ханство было аннексировано Российской империей в 1783 году при Екатерине II. В состав Османской империи Крымское ханство вошло по просьбе хана Менгли Гирея. Султан Османской империи Мухаммед очень обрадовался просьбе мусульман Крымского ханства и послал Менгли Гирею с пашами и адъютантами знаки отличия и подарки.
Крымское ханство (красным цветом). Карта с сайта: http://www.snowball.ru/oim/?pa…
Крымское ханство благодаря поддержке Османской империи было очень серьезным врагом Московской Руси. Во время царствования Иван Грозного крымские татары захватили Москву и пожгли ее. Иван Грозный обязался уплачивать ежегодно дань Крымскому хану по списку от семьи хана и его советников. Но уже уже год спустя Крымское ханство утратило существенную часть своей мощи и было вынуждено отказаться от претензий на Поволжье. Кстати, одно время и Польша платила дань Крымскому хану. Выплата Московским государством дани Крыму продолжалась до конца 1700 г. и прекратилась лишь в правление Петра I. (Использована информация с сайта: http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html). Крымский хан Ислям Гирей (1644–1654 гг.) оказывал военную помощь украинскому гетману Богдану Хмельницкому в войне с Польшей. Благодаря участию крымских войск на стороне восставших украинцев, поляки в течение 1648–1653 гг. понесли ряд сокрушительных поражений, что привело к освобождению части земель Украины из под власти Речи Посполитой. Но когда Крымский хан стал претендовать на эти земли и захотел включить их в свое ханство, Богдан Хмельницкий стал проводить скрытые переговоры с Москвой. Москва поддержала украинцев, но тоже при условии вхождения Украины в состав Российского государства. Между мусульманской Турцией и православной Москвой запорожцы выбрали Москву. Это привело к войне Крымского ханства и Турции с Россией, которая шла с переменным успехом более 100 лет. А вто подписание мирного договора Крымского ханства и Турции с Польшей закрепило вхождение в состав Османского Халифата обширных земель Правобережной Украины. (см. на http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html)
История Османской империи началась в ХIV веке, когда Осман пришел к власти в Турции. Так выглядела одежда турок османов. Рисунок с сайта: http://anatoliya.info/history/…
В 1451 году Мехмед II начал готовиться к осаде Константинополя. В этой осаде решающая роль отводилась артиллерии. У Османов тогда в этой осаде участвовало 1420 пушек. Такие осадные орудия смогли проломить стены крепости. Константинополь был взят турками в 1453 году и превратился в столицу Османской империи Стамбул. Христианское предание рассказывает, что в момент появления турок в храме св. Софии там шла литургия. К сожалению, Христос не помог византийцам. Султан Мехмед завоевал Константинополь с помощью Всевышнего Аллаха. Так считают турки. Они превратили великолепно изукрашенные церкви в мечети и исламские школы. Захват древней столицы Восточной Римской империи позволил Мехмеду выставить себя наследником не только героев исламского прошлого, но и наследником Александра Великого и Юлия Цезаря. Итальянский автор того времени записал, что Мехмед «заявляет о том, что он пойдет с Востока на Запад, как в прошлые времена Запад шел на Восток. Мехмед говорит, что в мире должна быть только одна империя, одна вера, одна власть».
Турки осаждают Константинополь. Глядя на эту пушку, трудно поверить, что турки в то время технически отставали от Западной Европы. Рисунок с сайта: http://img301.imageshack.us/img301/1166/picture030ut7.jpg
Турецкие воины янычары. Они тоже носили широкие шаровары и подпоясывались кушаком, любили красный цвет, как запорожцы. Случайно ли такое сходство? Думаю, что нет. Фото с сайта: http://demotivators.org.ua/b/v…
Для неверующих в узость казацких брюк – ссылка на работу Сергея Шаменкова « Запорожский костюм середины XVII века » (с выкройками и реконструкциями).
Если верить всё тому же Сергею Шаменкову и его книге «Піхота українських гетьманів другої половини XVII – початку XVIII століть», то в дальнейшем ширина штанов если и изменилась, то не радикально. Во всяком случае, до среднестатистических вершин фольклорного творчества явно не дотягивает.
Так может блогир macbushin – еретик?! И будет при всем честном народе сумлеваться в существовании шаровар «шырыною в Чорнэ морэ»?!
Свят-свят-свят! Macbushin – сторонник древлего благочестия, без этих ваших постмодернистских штучек.
А посему, как и всегда во дни сомнений и тягостных раздумий, обратится в истинную веру к источнику не менее 50% своего вдохновения. К наследию Дмитрия нашего Ивановича Яворницкого.
Это Яворницкий цитирует воспоминания Ивана Игнатовича Россолоды. Приведенные сведения подтверждаются письменными и изобразительными источниками.
Обратите внимание на слова » Холоши шаровар носились поверх голенищ»
Вот же ж шаровары! Шо ж тебе, харцызяка, еще надо?
Проблема, что все источники, повествующие о широченных штанах, относятся к XVIII веку. Причем, преимущественно, второй его половине.
Т.е. в ы рисовывается такая картина. До начала XVII І века – до гетмана Скоропадского – шаровары не фиксируются. А затем, но уже в во второй-третьей четвертях XVIII века – неизменно производят сногсшибательное впечатление.
«Бывало, каждый год приезжают запорожцы в Смилу на ярмарку, человек по двенадцати, по тринадцати. Разодеты так, что Боже, твоя воля! Золото да серебро! Шапка на запорожце бархатная, красная, с углами, а околыш пальца в три шириною, серый или черный; с-исподи у него жупан из самого дорогого красного сукна, горит, как огонь,просто глаза ослепляет, а сверху черкеска с вылетами, или синяя или голубая; штаны суконные синие, широкие – так и нависли почти на переда сапог; сапоги красные; на ладунке золото или серебро; даже и перевязи в позолоте, а сабля при боку вся в золоте – так и горит. Идет и земли не касается…» (конец цитаты)
Т.е. метаморфоза сечевых штанов приключилась во втором-третьем десятилетии осьмнадцатого столетия. А где в это время пребывали сечевики? В Османской империи!
Алешки – это урочище Алешки в низовьях Днепра, затем – уездный город Днепровского уезда Алешки, затем районный центр Цюрупинск. Вроде, в связи с декоммунизацией должно быть возвращено название Алешки.
И у кого же мог позаимствовать фасон штанов живущий, преимущественно, военным промыслом сугубо мужской коллектив со специфическими, но уже давно и прочно, с 1652 года, как-никак, сложившимися традициями?
Предположим, что у такого же сугубо мужского коллектива, живущего примущественно военной службой и со специфическими, но давно и прочно, сложившимися традициями. Главное же, обладающего неизмеримо более высоким статусом и престижем.
Правда, с шириной (и длиной) янычарских штанов тоже не все гладко. Всё-таки, янычары – это пехтура, со всеми вытекающими. Но… Орт капыкулу было много и функции они выполняли разнообразные, в том числе и такие, каковым ширина традиционных шальвар помешать не должна была.
Кроме того, у крымского хана существовали собственные капыкулу, созданные по образу и подобию (и финансировавшиеся из османского бюджета). Кроме придворной гвардии, были еще и сеймены – полевая пехота «драгунского» образца.
Собственно, в этом утверждении нет ничего нового. Тот же Д.И.Яворницкий писал: «Нет сомнения, что покрой одежды запорожских козаков, в особенности высоких шапок, широких шаровар, длинных кафтанов и широких поясов, восточного происхождения и заимствован ими от татар и турок…» (конец цитаты)
Мне, всего лишь, кажется (крестясь), что заимствование это произошло во вполне определенное время, при вполне определенных обстоятельствах и с вполне определенными целями. А вот, возвернувшись в Российскую империю, сей экзотИк (и комплекс сопутствующих) был использован на полную катушку. И чем ниже становилась боеспособность малороссийского казачества, тем шире становились шаровары гетманского конвоя. Поражая воображение петербургской публики.
А вот теперь о том, чего хотелось бы избежать. Банального хохлосрача с выяснением идиотского вопроса: хто тут больший европеец.
Повторяю, речь идёт всего лишь о происхождении специфического фасона штанов одной-единственной группы жителей фронтира.
Кстати, обратите внимание с какой скоростью преобразились одеяния черноморских казаков
А превращение сего фасона в национальный символ – это совсем другая история. Не имеющая к Сечи и сечевикам вообще никакого отношения. Ибо началась она в эпоху рисования эскизов национальных проектов – в XIX веке.
Пика своего достигла в э поху конструирования 100500 советских наций.
И превратилась в то, чем является сейчас, уже в постнациональную эпоху.