Что такое шарманка в рассказе белый пудель
А.И. Куприн, «Белый пудель»: в чём смысл рассказа, краткое содержание для читательского дневника
«Белый пудель» – рассказ А.И. Куприна о бродячих артистах. Произведение учит тому, что дружба и преданность – самое ценное в жизни любого человека. Друзей нельзя предавать ни за какие деньги.
«Белый пудель» – краткое содержание по главам
Краткое содержание 1-й главы
По горным тропам Крыма пробирались мальчик Сергей и старый шарманщик Мартын Лодыжкин. Вместе с ними путешествовал белый пудель, который каким-то интуитивным способом угадывал, куда нужно идти дальше.
Компания оказалась цирковыми артистами. Сергея Мартын взял за два рубля в месяц у сапожника, который вскоре умер. Поэтому мальчик остался вместе с дедушкой и псом.
Краткое содержание 2-й главы
Чтобы заработать, они приходили на дачи и устраивали маленькие представления. Этот день был трудным: труппа обошла все дачи в поселке, но их отовсюду выгоняли. В паре мест им заплатили, но этого всё равно не хватало на еду и ночлег. Артисты уже потеряли надежду, как на пути оказалась дача «Дружба», где жила богатая семья.
Краткое содержание 3-й главы
Труппа зашла на дачу и уже собиралась начать выступление, как во двор выбежал мальчик лет восьми. Он громко кричал и не давался в руки слугам, которые должны были напоить его лекарством.
Когда артисты начали представление, хозяева хотели их прогнать, но мальчик захотел посмотреть. Особенно ему понравился Арто (так звали пуделя). Он стал капризничать ещё сильнее и требовать, чтобы ему купили эту собаку. Лодыжкин не стал продавать пуделя, и труппу прогнал дворник.
Краткое содержание 4-й главы
Артисты ушли, но вскоре их догнал тот самый дворник. Он сказал, что ребёнок не успокаивается, и его мать предлагает триста рублей за собаку. Мартын не соглашается даже на такую сумму, и компания уходит. Дворник издалека следит за ними.
Краткое содержание 5-й главы
По дороге артисты остановились, чтобы перекусить. После скудной еды всех троих потянуло в сон, и они задремали на мягкой траве. Проснувшись, Сергей обнаружил, что Арто нигде нет. Рядом были отпечатки собачьих лап и небольшой кусок колбасы. Мартын с мальчиком быстро поняли, что собаку украл дворник.
Краткое содержание 6-й главы
Артисты не стали пытаться вернуть собаку, так как жили по чужим документам и боялись наказания. Они отправились дальше и по пути остановились на ночлег в кофейне. Ночью Сергей вдруг вышел из кофейни и отправился на дачу «Дружба». Он бродил вокруг дома, пытаясь понять, где спрятали пуделя, как вдруг услышал пронзительный вой.
Характеристика главных героев рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»
Описание сюжета и главные герои
История начинается с того, что читателю описываются красоты морского побережья где-то на южных территориях страны. Вдоль берега идёт небольшая труппа бродячих артистов:
Они заходят в каждый богатый дом и предлагают жильцам развлечение. Вот только внешний вид бродяг и отвратительные звуки старой скрипучей шарманки чаще всего отталкивают людей, поэтому зарабатывают артисты немного.
В очередном богатом поместье друзья наблюдают странную картину. Они видят, как несколько взрослых людей всеми силами пытаются успокоить капризного мальчишку. Это был избалованный маленький барин по имени Трилли. Юный хозяин дома ни в чём не знал отказа. По первой просьбе ему доставляли всё, что он захочет: будь то живой пони или настоящая лодка.
Появление бродячих артистов заинтересовало мальчика. Он даже на время перестал кричать. Однако понравилось ему не само представление, а пудель-кобелёк по кличке Арто, который с ловкостью исполнял все команды старика. Трилли захотел его себе. Как ни упрашивала барыня, мать маленького капризника, какие бы деньги ни предлагала, но старый шарманщик наотрез отказался продавать собаку. За это всю труппу выгнали вон, так и не заплатив.
Но юный барчук так был упрям в своём плане заполучить пёсика, что вдогонку за артистами был послан дворник. Мужчина сначала пытался договориться со стариком, а когда у него ничего не вышло, выкрал собаку, пока дед с Серёжей спали.
Проснувшись, друзья поняли, что Арто исчез не по собственной воле. На это указывал недоеденный кусок колбасы, которой дворник прикармливал собаку, когда пытался договориться по-хорошему. Вернуть похищенного пса по закону не представлялось возможным, так как дед жил по поддельному паспорту, а мальчик был ещё слишком мал, чтобы обращаться к представителям правопорядка.
Но Серёжа решил действовать по-своему. Ночью, не сказав ничего деду, мальчик вернулся к даче, куда забрали собаку. Несмотря на опасность и страх быть пойманным, он освободил Арто. К несчастью, это заметил дворник и пустился за ними в погоню по саду. Уже потеряв надежду выбраться, уставший Серёжа увидел невысокую стену. Он подбросил на неё собаку, и цирковой кобелёк с ловкостью вскарабкался наверх. Затем Сережа перелез сам. Так любовь мальчика к собаке победила страх и помогла освободить верного питомца.
Характеристика персонажей
Действующих лиц в истории не очень много, так как по жанру произведение «Белый пудель» — рассказ, больше напоминающий сказку со счастливым концом. Из второстепенных персонажей выделяются:
Если вкратце описать второстепенных персонажей рассказа Куприна «Белый пудель», то анализ их поведения оставляет много вопросов. Возможно, ещё какой-то логике поддаются действия дворника, ведь он человек подневольный и был обязан исполнять приказы хозяев. Однако сама барыня и её сын — люди, избалованные деньгами, и при этом недалёкого ума.
Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.
Характеристика главных персонажей выглядит гораздо положительнее. Даже несмотря на бедность, в них чувствуются сплочённость и искренняя любовь друг к другу.
Старый шарманщик
С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:
Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:
Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.
О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.
Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.
Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.
Юный акробат Серёжа
О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.
Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с ра́звитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.
Смелость — характе́рная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.
Серёжа — положительный главный герой этого детского рассказа. Он как бы создан специально для того, чтобы юные читатели могли брать с него пример.
Пудель Арто
Умная маленькая собачка со смешной стрижкой «подо льва». В рассказе автор несколько раз передаёт мысли пса, как бы подчёркивая, что он такой же полноправный член труппы, как его хозяева:
«Гав!» — брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил ещё два раза: «Гав, гав!».
То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.
Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и напада́ет на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.
Краткий анализ произведения
Рассказ был написан Александром Ивановичем Куприным в 1904 году. Эту историю нельзя назвать вымыслом. Она основана на реальном опыте бродячего артиста, с которым автору посчастливилось побеседовать лично. Если дать краткий анализ произведению при помощи сухого литературного языка, то его разбор будет выглядеть следующим образом:
Через действия героев автор передаёт сразу несколько образов. Мудрость старости показана в описании деда Лодыжкина. Безумство и отвага молодости — в лице мальчика Серёжи. Верность и преданность олицетворяет пудель Арто. В лице капризного барского сына Трилли Куприн как бы показывает читателям разницу между двумя мальчиками практически одного возраста.
Писатель специально закончил историю хорошо. Такая концовка должна дать понять юным читателям, что дружба, любовь и верность не зависят от материальных благ. Это огромное богатство, которое нельзя купить или продать. Обладать им может только человек с добрым сердцем и открытыми мыслями.
Сегодня этот рассказ входит в школьную образовательную программу. Его герои уже давно полюбились юным читателям. Само произведение переведено на несколько языков, а вопросы с именами персонажей часто вставляют в сканворды.
Главные герои белый пудель для читательского дневника. Сочинения по А.Куприну. Знакомство с главными героями
Рассказ Куприна «Белый пудель» обладает небольшим количеством персонажей. Конечно же, одни из них играют в произведении ключевую роль, другие являются второстепенными. Но, несмотря на это, каждый герой поистине уникален и интересен, ведь обладает своими индивидуальными чертами характера и отношением к окружающей действительности.
Старик Лодыжкин — немолодой шарманщик. Он зарабатывает на хлеб выступлениями с труппой. Точнее, подобием ее, состоящим из мальчика Сережи и, собственно, самого белого пуделя, которого зовут Арто. Несмотря на то, что паренек был взят напрокат, Лодыжкин проявляет к нему отцовские чувства – он любит Сережу, заботится о нем. Не безразлична шарманщику и судьба мальчика.
Не чужды Лодыжкину такие черты характера, как сострадание, душевность, отзывчивость. Его нельзя назвать отрицательным персонажем. В отношениях с Сережей старик довольно часто проявляет положительные качества: он всячески поддерживает своего «компаньона», порой даже придумывает «сказки» о счастливом будущем, чтобы мотивировать ребенка. Но Сережа зачастую не верит.
Лодыжкин – достаточно тихий пожилой мужчина. Ругань, склоки, выяснения отношений на повышенных тонах ему чужды. Мало того, в действиях шарманщика наблюдается и мотив «любви к ближнему» — ведь даже если артистов обманывают и не платят за выступление, старик пытается найти этому какое-то объяснение. Он не держит зла на зрителей, не считает их неблагодарными. Но, несмотря на некую тягу к всепрощению, герой также обладает гордостью и чувством собственного достоинства.
Сережа – юный акробат, выступающий вместе с шарманщиком. Несмотря на свой юный возраст, ребенок уже знает цену деньгам и наглядно видит, что одним они словно «падают с неба», а другим, для того, чтобы их заработать, приходится прилагать титанические усилия. Сережа не по годам умен и рассудителен, достаточно трудолюбив, верен своему окружению. Также его можно назвать хорошим другом, ведь он рискует своей жизнью, чтобы спасти собаку, которая для них со стариком является не только способом заработка денег, но и членом их маленькой, творческой семьи. Исходя их этого, он способен на самопожертвование, обладает смелостью и самоотверженностью.
Белый пудель – собака-артист. Она умеет достаточно многое из того, чего не умеют делать «обычные» псы – допустим, обходит зрителей с шапкой в зубах и собирает плату. Достаточно привязан к Сереже и Лодыжкину. Как и все собаки, он предан и верен своим «хозяевам» и недолюбливает дворника, который некогда запер его в подвале.
Дворник – крупный мужчина, мрачноватого вида. Всегда желает выслужиться, ведь надеется, что богатые господа с лихвой отблагодарят его за «успехи». Считает, что все на свете измеряется деньгами и все можно купить. Потому, удивляется, когда бедный, нуждающийся в средствах, Лодыжкин, все же отказывается продавать своего друга и «коллегу». Героя можно назвать хитрым и подлым, ведь он похищает животное, когда понимает, что шарманщик не поддастся на его уговоры.
Трилли – как и многим детям господ, ему свойственны капризность и избалованность. Мальчик считает, что если его родители богаты, то все люди, находящиеся вокруг, ему что-то должны. В отличие от бедного Сережи, которому приходится попотеть, чтобы заработать себе на пропитание, Трилли все достается легко. Мало того, если у него с первого раза не получается добиться желаемого – он идет на хитрость и устраивает истерику. Из всего этого можно сделать вывод, что, несмотря на возраст, мальчишка уже порядочно испорчен.
Дама – мать вышеупомянутого Трилли. Довольно высокомерная женщина – как, впрочем, и бывает у представителей «высшего света». Поскольку она сама привыкла жить в роскоши и ценит деньги больше всего на свете, она приучила к этому и ребенка – допустим, если Трилли не хочет пить лекарство, она предлагает ему все, что он пожелает, лишь бы он проглотил его. Когда сын просит собаку, она свято уверена, что через мгновение пуделя принесут ему.
Можно сказать, что персонажи в произведении делятся на два лагеря – богатых и бедных. Слияние этих миров невозможно. Слишком уж разные ценности и образ жизни у людей, которые никогда не поймут друг друга.
Образы главных и второстепенных героев
Написанный в 1904 году рассказ-сказка повествует читателю о дружеских отношениях между мальчиком и собакой. В произведении не так много главных и второстепенных героев, поэтому легко можно понять историю нелегкой судьбы каждого персонажа. Анализ «белого пуделя» Куприна следует начать со знакомства со всеми действующими лицами:
Взаимодействующие герои сказочного рассказа своим примером показывают, что дружбу не купить даже за самые большие деньги. Произведение учит читателей оставаться преданными близким людям при любых обстоятельствах. И именно здесь как нельзя кстати применима поговорка «мы в ответе за тех, кого приручили».
Характеристика персонажей
Действующих лиц в истории не очень много, так как по жанру произведение «Белый пудель» — рассказ, больше напоминающий сказку со счастливым концом. Из второстепенных персонажей выделяются:
Если вкратце описать второстепенных персонажей рассказа Куприна «Белый пудель», то анализ их поведения оставляет много вопросов. Возможно, ещё какой-то логике поддаются действия дворника, ведь он человек подневольный и был обязан исполнять приказы хозяев. Однако сама барыня и её сын — люди, избалованные деньгами, и при этом недалёкого ума.
Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.
Характеристика главных персонажей выглядит гораздо положительнее. Даже несмотря на бедность, в них чувствуются сплочённость и искренняя любовь друг к другу.
Старый шарманщик
С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:
Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:
Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.
О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.
Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.
Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.
Юный акробат Серёжа
О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.
Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с ра́звитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.
Смелость — характе́рная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.
Серёжа — положительный главный герой этого детского рассказа. Он как бы создан специально для того, чтобы юные читатели могли брать с него пример.
Пудель Арто
Умная маленькая собачка со смешной стрижкой «подо льва». В рассказе автор несколько раз передаёт мысли пса, как бы подчёркивая, что он такой же полноправный член труппы, как его хозяева:
«Гав!» — брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил ещё два раза: «Гав, гав!».
То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.
Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и напада́ет на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.
Краткий сюжет
По Крыму путешествовала небольшая труппа бродячих артистов-циркачей. В ее состав входил старик-шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчишка Сережа, занимавшийся акробатикой, и красивый белоснежный пудель по кличке Арто. Они не были известными, поэтому пытались заработать на кусок хлеба, переходя из одного города в другой. Небольшие представления пользовались популярностью у местной публики. Вырученных денег артистам хватало на то, чтобы сводить концы с концами (покупать еду и платить за ночлег).
В один прекрасный летний денек, когда, казалось бы, можно было выручить немного денег, героям не удалось ничего заработать. Они подходили к домам с богато оформленными фасадами, но никто не желал подкинуть копеечку выступающим. Подойдя к даче «Дружба», герои встретили капризного мальчика Трилли. За ним по пятам следует нянька, тщетно пытающаяся успокоить дитя.
Привыкший получать всегда то, чего хочет, новый знакомый захотел стать хозяином Арто. Больно понравился ему кудрявый пудель. Бродячие артисты прошли в дачный двор, чтобы показать свое представление. Этого избалованному Трилли было мало. Он захотел оставить цирковую собаку себе. В бой за нового питомца вступила мать богатого наследника. Она считала себя важной дамой с большой буквы, предложила Мартыну огромную денежную сумму за пса. Но шарманщик отказался от сделки. Артисты были выгнаны со двора без гроша в кармане.
Но хозяева дачи не стали так легко сдаваться. Они подослали к труппе дворника, снова предложившего вознаграждение за собаку. Героям пришлось спать голодными. Поутру циркачи обнаружили, что Арто пропал. Его выкрал дворник. Но старый музыкант не мог обратиться в полицию, так как владел только поддельным паспортом.
Шарманщик даже представить не мог, как выступать дальше без пуделевого шоу. Публика больше всего любила именно его. Больше всех в этой ситуации пострадал мальчик Сережа, которому пудель был верным другом. Перед героем стоял нелегкий выбор — бросить товарища в беде или спасти его.
Тогда акробат решает пробраться на дачу, чтобы помочь выбраться псу на волю. Что ему с успехом удается сделать. Мальчик догадывается, что столь высокомерные люди не будут держать собаку в доме. Он слышит вдалеке тонкий лай и начинает звать по кличке четвероногого друга. Пес перегрызает веревку и подбегает к истинному хозяину. Вместе друзья спасаются от погони, устроенной владельцами дачи.
Характер собак породы пудель
Характер каждого животного индивидуален. Есть те, кто демонстрирует гордость и достоинство (чаще всего это королевский пудель), существуют и радостные, компанейские собаки. При этом подавляющее большинство владельцев говорит о том, что питомцы обладают интуицией и словно предугадывают желания хозяина и даже команду, которую в следующую минуту он собирается дать.
Рекомендуем прочесть: Может Ли Быть Температура У Кошки Из За Клеща В Ушах
Пудели — очень умные и подвижные собаки, они с большим удовольствием играют и разучивают новые трюки.
Пудель – сангвиник, поэтому он быстро обучается, имеет хорошую память и невероятные способности к трюкам, которые они выполняют с особенным удовольствием.
Важно! Главное, на чем основано обучение, — отсутствие давления на животное и разнообразие. Сделать увлекательными тренировки и ускорить освоение команд поможет элемент игры в методике.
Пудель – позитивная и общительная собака, для нее важно не просто находиться рядом, но и общаться, обмениваться эмоциями и подражать владельцу.
Собака этой породы любит детей, всегда принимает участие в их играх. Умеет ладить с другими животными. Агрессия – это не про пуделя.
При всем этом собаки эти не являются только компаньонами. При необходимости они способны выступить на защиту семьи, проявляя себя настоящим телохранителем. Собак этой породы легко содержать в квартире, если дать ему возможность выплескивать энергию.
Как проходит дрессировка пуделя
Пуделям просто необходима дрессировка, она приносит им радость и удовольствие. Выбирая метод дрессировки, необходимо следить за тем, чтобы каждый правильно выполненный трюк был оценен. Радость хозяина и похвала – вот то, ради чего пудель готов трудится круглыми сутками. Поощрение и доброжелательность – вот наиболее эффективный способ воспитания пуделя.
Если вам нужна психически здоровая собака, ее необходимо воспитывать. Интеллект пуделя требует фундамента, на котором будет выстроена вся дальнейшая жизнь животного. Если собака знает множество команд, ее настроение повышается, поскольку такое образование позволяет ей максимально проявить индивидуальность.
Пудели обожают лыжные или вело прогулки, походы. Уникальность шерсти дает им возможность не бояться ветров, снега и холода. Особенно важны для этой собаки прогулки в воде. Генетически эти животные привязаны к воде, поэтому если поблизости имеется водоем, собака обязательно в него «бултыхнется».
История создания
Александр Куприн очень любил Крым. Ежегодно писатель отправлялся на полуостров с семьей. Во время отдыха в Мисхоре их дачу часто посещали бродячие артисты. Но особо автора произведения заинтересовала группа, состоящая из дедушки с шарманкой за плечами, подростка Сергея и дрессированного пуделя. Так и родился сюжет произведения «Белый пудель» в жанре рассказа.
Та трупа была популярной среди местных жителей. Стоило заиграть музыке, как наемные строители и дачники, маленькие дети с родителями, нянями сбегались посмотреть представление. Александр Иванович всегда был дружелюбен с циркачами и приглашал после выступления к столу. Старик не был разговорчивым, поэтому всегда отказывался садиться за стол. Музыканты просто брали миски и совершали трапезу в тени деревьев. А вот Сережа резво шел на контакт. Он рассказал Куприну, как однажды побывал в цирке. Его поразило выступление акробатов, поэтому мальчик начал заниматься любимым делом.
Именно Сергей подал тему для сюжета произведения. Он поведал писателю историю о богатой барышне, требовавшей продать пуделя ей. Тогда все закончилось хорошо. Артисты просто ушли из города скорее, дабы не лишиться верного друга и не обрести славу воров. Версия, основанная на реальных событиях, была обыграна Александром Ивановичем. Таким образом, родился под пером автора рассказ «Белый пудель».
Анализ произведения
Само произведение разделено автором на шесть глав. Каждая из них имеет свою значимую содержательность и несет смысловую нагрузку. Для удобства анализа рассказа можно:
Такое разделение произведения по плану на важные смысловые части особо удобно при создании краткого описания для читательского дневника в школе. В первой половине рассказа автором рассматривается проблематика поиска заработка. Во второй (после пропажи Арто) появляется чувство тревожности, страха, безысходности, горести от утраты друга.
Это разделение просматривается и в создании авторского пейзажа с использованием игры света, тени (словесной). На пути мимо дач героям светит солнце. Их радуют распускающиеся цветы, шум моря, зеленая трава. Во время же ночного проникновения Сережи на дачу краски сгущаются. На пути освобождения ему встречаются темные кусты, синий лес, видятся черные силуэты.
Анализ рассказа Куприна строится вокруг контраста описываемых красок, противопоставления персонажей и характеров, личностных качеств, природных картин. Это можно понять, если прочитать внимательнее фрагмент спора между богатой барыней и бродячими артистами. В центре повествования стоит именно эта картина.
Для богачки пудель Арто — очередная игрушка, простая вещь, которую можно купить. Для Лодыжкина и Сережи — это верный, преданный друг, спасение которого для мальчика вовсе важнее жизни.