Что такое шакл автомобильный
Как выбрать шаклы для буксировки внедорожника
Любой внедорожник застряёт всегда! Какой бы ни была подготовка автомобиля и её владельца. И тогда, в большинстве случаев, на помощь приходит другой внедорожник. Ну, или, в крайнем случае, трактор. Буксировочный трос цепляется к фаркопу тягача, и. А к чему же зацепить трос на застрявшей машине?
К пониманию истины о том что каждый внедорожник имеет свой предел проходимости приходят все джиперы. Кто-то понимает это сразу, а кто-то со временем. В любом случае джипы застряют. И тогда приходится их доставать из разных передряг. Самый популярный метод — это буксировка. С тонкостями этого процесса знакомится каждый, кто решается впервые выехать за пределы асфальтированной дороги.
И вот, когда Ваш внедорожник безнадёжно засел в очередной луже, Вы понимаете что Вам нужна помощь. И когда эта помощь, в лице верного товарища или местного тракториста, накинув буксировочный трос на фаркоп своего транспортного средства, по колено в грязи приближается к вашей машине, у Вас появляется искра надежды на освобождение. И вот здесь, очень часто, как гром среди ясного неба, возникает вопрос. «А шакл есть?»
Для чего нужен шакл?
Опытный джипер уже будет держать это предмет наготове, а у новичка в глазах будет лишь растерянность. «А разве буксировочный трос не комплектуется крюком?» Конечно комплектуется! Только если это трос для легкового автомобиля! Но у нас то настоящий внедорожник! И трос нужен тоже настоящий, и желательно динамический.
Потому что достать вашу машину из грязи получится только мощным рывком. И тросы, способные выдержать такие нагрузки действительно не комплектуются крюками, а имеют обычные петли на своих концах. И если у Вас не 469-й УАЗ с крюками на бампере, то такой трос вы сможете закрепить в буксировочной проушине только с помощью такелажной скобы, или шакла.
Что такое шакл?
Вот вам и размер проблемы. Есть тягач и есть трос который нельзя закрепить на застрявшей машине. А всего то нужно иметь при себе устройство, представляющее из себя металлическую скобу с запорным приспособлением в виде винта. Бывают шаклы с гайками и шплинтами, но для внедорожных дел винт будет удобнее. Гайка и шплинт всегда норовят потеряться, а отыскать их в грязной луже практически нереально. Так стоит ли дальше говорить о необходимости комплектации Вашего внедорожника таким простым, недорогим и эффективным приспособлением?
Как выбрать шакл для буксировки внедорожника?
Форма шакла
По своей форме шаклы бывают D-образные (иногда их называют U-образные или прямые) и омега-образные, по форме напоминающие греческую букву Ω. Для внедорожников мы рекомендуем использовать именно омега-образные шаклы. Благодаря своему строению они значительно удобнее в эксплуатации.
Например, коразащитная стропа проденется значительно быстрее и правильнее в омега образный шакл чем в прямой. Также, в омега образный шакл проходит носик реечного домкрата, что позволяет поднимать внедорожник прямо за шакл. Это значительно удобнее и надёжнее, нежели классический вариант «под низ силового бампера».
Прямой шакл, или D-образный, будет удобен лишь при зацепе за крюк лебёдки, когда выполняется лебежение через блок.
Нагрузка на шакл
Максимальная нагрузка которую может выдержать шакл вычисляется исходя из коэффициента запаса прочности. У качественных изделий он составляет 6:1. То есть, у шакла с WLL 3.25 тонны, максимальная нагрузка составит 19,5 тонн! Это часто сбивает с толку автовладельцев, которые хотят купить шаклы с запасом по прочности, и выбирают например для легковой машины шаклы с WLL 4.75 тонны. Прочность лишней не бывает, но тут есть другая проблема.
Толщина шакла и запорного винта
Толщину шакла обозначают в дюймах, а точнее, в долях дюйма. Самые распространённые размеры 5/8″ и 3/4″. Опять же, маркировка строительная. Автомобильные маркетологи уже давно придумали бы что-то более «продающее», но пока что всё всех устраивает. Главное запомнить что 5/8 это меньше чем 3/4. Если перевести в мм, то шакл 5/8″ будет примерно 16 мм толщиной, а 3/4″ около 19 мм.
Можно предположить что и толщина запорного винта будет соответствовать толщине шакла. Однако, изучив тех характеристики и произведя собственные замеры, мы выяснили что эти значения отличаются. Так, у шаклов ТМ Takelag толщина запорного пальца составляет:
Вероятнее всего это связано со слоем краски на запорном винте, тогда как поверхность самого шакла оцинкованная.
Несколько слов о софт-шаклах
Появление этих изделий вызвано необходимостью обеспечить безопасность при буксировке. Часто во время рывка, от машины отрываются буксировочные проушины, которые вместе с шаклом улетают по непредсказуемой траектории с огромной скоростью. Хорошо если на пути такого снаряда никого и ничего не окажется. Но к несчастью, история помнит очень печальные случаи когда в результате обрыва проушины гибли люди.
Софт шакл немного снимает риск. Но нужно понимать, что буксировочные проушины всё равно металлические, и 100% гарантии безопасности добиться не получится. В остальном, у софт шаклов есть преимущества. Они лёгкие и прочные, легко фиксируются на проушинах и стропах. Правда стоимость этих изделий значительно выше чем у металлических аналогов. Особенно это проявляется у фирменных моделей от ARB или Samson.
Для буксировки легковых автомобилей мы рекомендуем применять 2 тонные шаклы. Их прочность вполне достаточна даже для рывковой буксировки, а толщина запорного винта подойдёт практически к любой проушине.
Для кроссоверов и лёгких внедорожников ( Suzuki Jimny, Нива) вполне подойдут шаклы 3,25 тонны, а для тяжёлых подготовленных вездеходов можно использовать модели 4,75 тонны.
При чём, для владельцев подготовленных внедорожников, мы рекомендуем иметь в запасе все основные модели шаклов. Ведь именно такие машины чаще всего приходят на помощь застрявшим в снегу или грязи менее подготовленным транспортным средствам. И как показывает практика, в комплектацию застрявшего автомобиля почти никогда не входит буксировочный трос и, тем более шаклы.
В заключение
Как выбрать шакл для внедорожника?
Тем, кто часто отправляется в поездки по бездорожью, стоит иметь в запасе шакл – крепежную скобу, выполняющую соединение:
Шакл идет в ход, если нужно выбраться из глубокой грязи, когда машина застряла и буксует. В арсенале водителя должно быть как минимум два таких изделия.
В продаже есть много разновидностей шаклов, но информации о них мало. Мы решили ответить на вопрос о том, как выбрать подходящую скобу.
Основные виды шаклов
Первое, что нужно учесть, – это тип строения скобы. Всего их три:
Что нужно учитывать при выборе?
Изделия изготавливаются из нержавеющей стали. Чтобы защитить их от коррозии и увеличить износостойкость, используют два метода.
Продукция без покрытия практически не встречается в продаже.
Для металлических скоб важен диаметр проушины. При покупке сразу подумайте, какой трос будет вставляться внутрь. Лучше, если он не будет деформироваться в процессе использования. Если вы работаете с толстыми, широкими стропами, предпочтительнее омегаобразные шаклы.
При заказе нужно учитывать разрывную нагрузку – предел, при котором металл теряет свою прочность. Лучше покупать с запасом, то есть те изделия, которые выдерживают нагрузку не менее пяти тонн. Многое зависит и от габаритов и веса вашего авто – ориентируйтесь на них при подборе.
Важно осмотреть и сам шакл. Вот несколько важных советов по подбору:
Мы рекомендуем заказать как минимум два шакла. Это позволяет не только получить запас, но и возможность использования с разными тросами и буксировочными проушинами.
Буксировка. Часть 2 Шаклы.
Не особо мне нравится это непонятное слово — «шакл», но оно короче, чем «такелажная скоба».
Крюки, которых у меня после порванных тросов осталось в избытке, для нового троса я не рассматривал, так как насмотрелся на разогнутые, с рваными проушинами и прочими проблемами. Вариант надёжного крепления это безусловно такелажная скоба. На рынке их много разных. Новых китайских, старых советских и непонятные б/у. За пару походов на рынок и ковыряясь в кладовке я насобирал их какое-то количество, так и не определившись, какие лучше. Это шаклы самой разной формы, размера, с винтовым пальцем, нашёлся даже военный с подпружиненным пальцем на тросике.
Шаклы бывают прямые и Омега-образные. Последние считаются лучшим вариантом. Но на самом деле они лучше только если тянуть в бок/разные стороны, не прямо, за счёт своей округлой формы. Стандартная скоба имеет закручивающийся палец. Этот палец рекомендуют не докручивать на полоборота, что бы при нагрузке палец не заклинило в скобе. Но если его не закручивать, то есть вероятность пальцу выкрутиться, подумалось мне. Время есть и я решил пару шаклов модернизировать. Сделать вместо винтового пальца вкладной с фиксацией пружинным шплинтом. Раскручиваться там нечему а за счёт хорошего пальца разорвать его практически не реально.
Вот отличный импортный омего-образный шакл, уже повидавший виды, но вполне работоспособный. Он имеет диаметр пальца в 16мм.
Нахожу в закромах термоупрочнённый палец диаметром 18 мм.
Сначала попробовал просверлить отверстие в пальце под шплинт. А вдруг не получится? Что бы шакл зазря не портить. Получилось.
Рассверливаю скобу на диаметр 18,5 мм. Это самое большое сверло из классических, что могу вставить в сверлилку. Диаметр с запасом на возможную деформацию при его эксплуатации.
Обрезаю палец в размер.
Потом я его покрасил, но фото почему-то не сделал, готовый увидите дальше. ))
Аналогично переделал другой шакл. Он помощнее. Палец там 20 мм, но от какой-то советской скобы. Нашёл ещё один калёный палец в 20 мм толщиной. Не зря я когда-то собирал разные железки. Рука не повернулась выкинуть, а сейчас пригодились. Все то же самое. Сверлю палец. Рассверливаю скобу со стороны резьбы, т.к. старый и новый палец одного диаметра. Рассверливал уже ступенчатым сверлом, т.к. обычных такого диаметра под этот станок нет.
Покрашенная скоба, старый и новый пальцы.
Шплинт в дежурном положении. Места занимает мало, снимается легко.
Шплинт в рабочем положении. Снять уже можно только с заметным усилием.
Нашел большой шакл с пальцем 20 мм. Такой здоровый потому, что я надеваю его на фаркоп. Идея давнишняя и многократно проверенная временем. Так таскать (лично мне) проще и нагрузка на лонжероны для Астры равномернее. Плюс трос не цепляется за задний бампер, как при креплении за стандартное буксировочное ухо. Изолента — чтобы не бряцал по крюку фаркопа, краску не обдирал. ) В шакле просверлил отверстие вдоль скобы, под пружинный шплинт. Что бы можно было на расслабленном пальце зафиксировать его шплинтом. При его размерах я очень сомневаюсь, что я его сильно ослабил.
Прицепом нашёл приличный большой крюк, в запас. Что бы можно было зацепиться там, где шакл не подлезет. Постоянно им пользоваться не собираюсь, но вдруг? Вообще все шаклы, что оставил с большим запасом по прочности. Для Астры он явно избыточен, но зато я не буду переживать, что мне в заднее стекло прилетит разогнутый/разорванный шакл или крюк. При прочих равных условиях всегда лучше использовать такелаж, что массивнее, но иногда тяжело подлезть в проушины на некоторых авто. Такое многообразие в том числе и для этого. Ну заодно можно и несколько тросов соединить, много разных вариантов. ))
Ну и конечно я сшил из всё той же дерюги, что и сумку в нишу запаски дом для своего такелажного набора.
Каждый в своём отделении )))
Сумку можно сложить намного компактнее.
В жизни это совсем небольшой свёрток, который будет лежать в сумке в запаске, а трос идеально помещается вокруг запасного колеса в нише.
Военный шакл — самый лучший в мире.
Давно хотел показать, и вот наконец-то сделаю это.
Одним из самых небольших, но очень полезных аксессуаров джипера является шакл.
Обычно он выглядит вот так:
Это омега-образный шакл, весьма распространенный по всему миру джиперов. Он бывает разных размеров и под разную нагрузку. Хочу обратить внимание, что правильный шакл всегда содержит обозначение предельной нагрузки, на которую он рассчитан. Если обозначения нет — есть большая вероятность что у вас в руках так называемый «из хозмага» — чаще всего китайская фигня, предназначенная для людей, кому жизнь не мила. Не стоит его даже брать с собою в дорогу.
А вот тот шакл, который я и многие мои коллеги не променяют даже на три-четыре-пять омегообразных:
Этот шакл — просто легенда. Во сколько раз кевларовый трос удобнее стального, так и военный шакл настолько же удобнее шакла с пальцем на резьбе.
Источник — Советская Армия. Иногда его называли танковым шаклом, но у танкистов таких не обнаружено. Иногда ссылались на артилеристов или связистов… Но найти и там не удалось.
Может кто опознает данное изделие и подскажет где искать его запасы?
UPD: коллега сказал: «Такие шкалы применяются в транспортной авиации»
Продолжение темы: Военный шакл (а шаклы как птицы, летят и летят…)