что такое сферический подшипник
Сферические роликовые подшипники
Выбирая размер подшипникового узла, рекомендуется для начала разобраться с ответом на вопрос: что такое сферический роликовый подшипник. Главная особенность данной конструкции заключается в наличии сразу двух рядов с роликами симметричного типа. Кроме того, в конструкции также предусмотрено несколько дорожек: одна общая дорожка качения, что расположена на наружном кольце, и две – на внутреннем. Последние две находятся под определенным углом по отношению к оси подшипникового узла.
При этом важно помнить, что центр сферической поверхности в наружном кольце роликоподшипника обязательно должен совпадать с осью самого механизма. Это свидетельствует о правильной установки модели, а значит – и о правильной дальнейшей эксплуатации.
Характерные особенности узлов
Основные характеристики подшипников позволяют покупателю детально ознакомиться с особенностями конструкции и дальнейшей эксплуатацией всех устройств. Изучая их характеристики, можно более детально разобраться в работе роликоподшипников в разных эксплуатационных условиях и нагрузках в целом.
Сферический подшипник имеет следующий набор характерных особенностей:
• Высокие показатели грузоподъемности. Представленные узлы используются для эксплуатации в особо сложных условиях, когда отмечают влияние радиальных усилий, а также осевых, что действуют сразу в нескольких направлениях.
• Компенсация перекоса. В каталоге представлены самоустанавливающиеся модели, конструкция которых похожа на самоустанавливающиеся шариковые модели или тороидальные роликовые узлы.
• Минимальная сила трения. Характерная особенность самоустанавливающихся конструкций заключается в незначительной силе трения и выделения тепловой энергии. Направляющее кольцо плавающего типа переводит свободные ролики в участок нагружения по заранее выбранной стороне.
• Повышенные показатели прочности и надежности. Сферические двухрядные роликовые узлы укомплектованы сепараторами оконного или же гребенчатого типа.
Одним из преимуществ этой продукции считается продолжительная эксплуатация. Ведь в процессе производства роликов разработчики используют минимальные допуски, которые в наборе практически идентичны. За счет того, что симметричные ролики считаются самоустанавливающимися – это гарантия равномерного распределения усилий вдоль оси. Кроме того, производитель использует соответствующий профиль, за счет которого удается исключить изменение усилий на торцах узла.
Установка подшипниковых узлов на закрепительных втулках
Монтаж сферических роликоподшипников начинается с того, что необходимо выполнить их установку на верстак. Затем рекомендуется произвести проверку зазоров с помощью щупов – проверяется поверху роликовых деталей на поверхности самого узла. Все полученные показатели нужно записать или запомнить.
Далее выполняют следующие работы:
1. Перед началом монтажа потребуется обработать резьбу и боковую часть гайки с помощью специального смазывающего материала или же воспользоваться пастой дисульфида молибдена.
2. Обработать смазкой рекомендуется весь вал и наружный диаметр втулки, при этом используя легкое масло.
3. Далее, втулку немного приоткрывают, вставляя отвертку в паз. Аккуратно поворачивая отвертку – устанавливают на вал втулку.
4. После этого потребуется плавно передвинуть подшипниковый узел, стопорную шайбу и контргайку на втулку. Затем – затягиваем гайку, применяя соответствующий гаечный ключ до того момента, пока не исчезнет весь образовавшийся зазор.
Когда требуется зафиксировать узел на валу, лучше всего обратить внимание на зазор, что находится под роликами внизу узла.
Важно помнить, что зазор не должен быть меньше, чем минимальные показатели допустимого остаточного зазора. Язычок, что находится на стопорной шайбе, нужно совместить с пазом на контргайке, задвигая его в паз. Если же не удается выровнять язычки по отношению к пазу, тогда лучше всего затянуть контргайку таким образом, чтобы один из язычков полностью выровнялся. При этом важно учитывать основное правило – запрещено отодвигать гайку для того, чтобы выровнять язычок вместе с пазом.
Однорядные сферические роликоподшипники
Однорядные сферические роликоподшипники отличаются наличием всего одного ряда роликов и считаются самоустанавливающимися. Такие модели предложены по доступной цене, а их конструкция включает в себя набор сепараторов и колец. Внутреннее кольцо укомплектовано несколькими бортами и имеет отверстия – конического и цилиндрического типа. Наружное кольцо дополнено вогнутой дорожкой качения.
Однорядные устройства принято эксплуатировать в условиях сложных усилий – огромные ударные силы, во время которых потребуется компенсация углового перекоса. При этом показатели осевой грузоподъемности в этих моделях достаточно маленькие.
Характерная особенность однорядных узлов – отсутствие необходимого уплотнения. В качестве смазывающего материала используют жидкое масло или же пластичную смазку.
Двухрядные роликоподшипники
Сферический роликовый двухрядный подшипник дополнен несколькими рядами с роликами, одной дорожку качения, что находится на наружном кольце и несколькими дорожками на внутреннем. Последние две находятся под углом по отношению к оси подшипникового узла.
Все двухрядные модели согласно ГОСТу считаются самоустанавливающимися, благодаря чему они нечувствительны к возможным перекосам вала по отношению к корпусной части, прогибам и различным изменениям с учетом установленных норм.
Такие узлы могут эксплуатироваться в условиях огромных радиальных нагрузок. Их основное отличие от однорядных моделей заключается в возможности восприятия больших осевых сил, что направлены с двух сторон.
Сепараторы одно- и двухрядных конструкций изготавливают из полиамида, латуни или стали, что не поддается негативному влиянию коррозии.
Сферические подшипники. Особенности и преимущества
Современная промышленность предлагает большой выбор разновидностей шариковых подшипников. Это неудивительно ввиду востребованности деталей во многих отраслях производства. Одним из наиболее распространённых подвидов шариковых элементов является такой вот сферический роликоподшипник. Он отличается не только универсальностью применения, но и ценной способностью – самоустанавливаемостью.
Сфера применения
О том, где используют сферический подшипник можно рассуждать долго. Он нашёл применение в разных отраслях производства ввиду своей универсальности. Устанавливать их можно практически везде, в любое устройство. При этом не обязательно строго соблюдать соосность элементов механизма или конструкции, которые нужно соединить. По этой причине монтируют их буквально везде (вплоть до полевых условий), где требуется надёжная фиксация, и нет возможности обеспечить идеальные условия для точного монтажа.
Но в целом основное применение сферического подшипника заключается в использовании их для работы в условиях тяжёлых радиальных и осевых нагрузок (в обоих направлениях). Важно только правильно подобрать изделия в зависимости от рабочих характеристик, которые определяются геометрией роликов, сепараторов и дорожек качения, качеством механической обработки и стойкостью к термическому воздействию.
Особенности конструкции и преимущества
В принципе, подшипники относятся к несложным деталям, но в зависимости от типа могут отличаться друг от друга по строению. Конструкция сферического подшипника предусматривает наличие 3-х дорожек. Одной общей на наружном кольце, и двух внутренних. Последние, дорожки качения, располагаются под углом к оси. Она, в свою очередь, совпадает со сферической поверхностью качения на наружном кольце. Такая конструкция наделила деталь полезным свойством – самоустанавливаемостью. Кроме того, сферические подшипники характеризуются нечувствительностью к перекосам вала по отношению к корпусу, что обеспечивает надёжность их работы даже в условиях высоких нагрузок.
Помимо этих особенностей, преимущества сферического подшипника заключаются и в следующих свойствах:
В дополнение, такие изделия обеспечивают плавность и равномерность рабочего хода, благодаря наличию специальной фаски.
Подшипники сферические. Особенности и преимущества
Сферические подшипники – это детали, благодаря которым обеспечивается опора для вращающегося вала, имеющая минимальный коэффициент трения и допускающая его угловое смещение. Вал удерживает внутреннее кольцо, которое, благодаря особой конструкции изделия, может смещаться относительно основной оси детали и в частности – относительно внешнего кольца.
Подшипники сферические: устройство и варианты исполнения
Функциональные возможности подшипников сферического типа обеспечивает их особая конструкция. Как и другие подшипники качения, они состоят из внешнего и внутреннего кольца, тел качения и сепаратора. Но в отличие от обычных радиальных или упорных моделей, сферический подшипник имеет внутреннюю часть наружного кольца сферической формы. Роль тел качения могут выполнять шарики или сферические ролики (бочкообразные).
Обычно такой подшипник двухрядный и оси роликов (если речь идет о роликовом исполнении), расположенных в разных рядах, находятся под углом друг к другу. Двойной ряд тел качения позволяет детали воспринимать нагрузки, действующие под разными углами, что делает такой подшипник практически универсальным. Встречающиеся гораздо реже однорядные сферические подшипники менее приспособлены к большим радиальным нагрузкам и плохо переносят осевые нагрузки. В связи с этим такой вид продукции встречается в современной механике гораздо реже.
Сферический тип подшипников выпускается производителями в различных исполнениях. В каталогах крупных компаний можно найти модели разных диаметров с корпусами нескольких исполнений: цельными, разъемными, фланцевыми, регулируемыми. Также изделия отличаются материалами, из которого изготовлены кольца, сепараторы и тела, обеспечивающие качение.
Особенности и преимущества
Важной особенностью сферического подшипника является его свойство самоустанавливаться. Изделие эффективно выполняет свою задачу в пределах заданных производителем отклонений вала от оси узла вращения (до 2-3°). При правильно подобранной смазке такой подшипник обеспечивает скольжение на достаточно высоких скоростях, особенно шариковый. Если используются ролики, то деталь отлично справляется с большими нагрузками и хорошо выдерживает вибрации.
Нужно особо отметить, что основной стандарт ISO сферических подшипников четко определяет их габариты, виды воспринимаемых нагрузок и угол, на которую может отклоняться ось вала. Но при этом внутреннее устройство подшипника не имеет стандартизации и поэтому каждый производитель, при выпуске продукции, использует свой конструктивный подход. Среди особенностей, которые можно встретить в изделиях от разных брендов, стоит отметить следующие:
Первой компанией, которая начала выпускать сферические подшипники еще в 1919 году, стала американская фирма SKF. Традиционно этот производитель выпускает самый широкий ассортимент продукции, всех существующих размеров и исполнений. Кроме этого, качественные подшипники сферической конструкции изготавливают несколько известных европейских компаний.
Как купить качественный сферический подшипник?
Если вы сбились с ног, разыскивая качественный и недорогой подшипник редкой конструкции или неходового размера, обращайтесь в наш магазин и мы обязательно вам поможем. В нашем ассортименте есть радиальные, упорные, смешанные, самоустанавливающиеся и самосмазывающиеся подшипники с разными характеристиками и особенностями. Мы предлагаем только оригинальные модели от брендов из США, Европы и Азии, отзывы о продукции которых исключительно положительны. Все наши товары имеют официальную гарантию от производителя. Компания выполняет доставку приобретенных деталей в любой регион страны в самые сжатые сроки.
Если вы затрудняетесь в выборе модели, то наши квалифицированные консультанты всегда к вашим услугам. Свяжитесь с нашим отделом продаж и узнайте максимум полезной информации о каждом представленном в каталоге товаре.
Классификация подшипников: виды и их названия
Классификация подшипников: виды подшипников и их названия
Конструкции узлов могут различаться в зависимости от особенностей, показателей, технических характеристик и назначения. Знать об этих различиях нужно не только производителю, но и пользователю. В статье мы расскажем о классификации подшипников – какие виды деталей бывают (качение, скольжение, роликовые, открытого и закрытого типа) и их назначение.
Основные разновидности и сравнительная таблица
Первое, что нужно различать, это две большие категории – качение и скольжение. Именно они разделяют все запчасти на две группы. Первые используются чаще, потому что у них меньше сопротивление и, соответственно, сила трения. Они необходимы при небольших частотах вращения.
Затем эти подвиды делятся на еще более мелкие ответвления, характеризующиеся качествами и отличиями по назначению.
Также они все отличаются по размерам внутреннего и внешнего кольца, по диаметру отверстия и внутренних шариков, по материалу изготовления. Представим картинку, на которой изображено, как классифицируются изделия:
Качения: рабочие характеристики, достоинства и недостатки
Более инновационные разработки, которые на данный момент используются повсеместно для поддержания и направления вращающегося вала. Они имеют невысокую степень износа, поэтому в машиностроении считается, что это один из самых прочных узлов при условии правильной эксплуатации – регулярном очищении и смазывании.
Обычная структура состоит из двух колец и тел вращения. Они могут быть различные – иглы, шарики ролики. От этого зависит классификация подшипников качения и их степень точности. Различают:
Для начала рассмотрим достоинства и недостатки указанного типа узлов.
Классификация подшипников качения по размерам, таблица
При выборе изделия используются номера, они все прописаны в соответствующих нормативных документах, но для удобства пользователей мы свели их в одну картинку:
Обозначение подшипника | Размеры | Обозначение подшипника | Размеры | ||||
Внутренний диаметр | Внешний диаметр | Ширина | Внутренний диаметр | Внешний диаметр | Ширина | ||
№4 | 4 | 16 | 5 | №207 | 35 | 72 | 17 |
№5 | 5 | 19 | 6 | №208 | 40 | 80 | 18 |
№6 | 6 | 19 | 6 | №209 | 45 | 85 | 19 |
№7 | 7 | 22 | 7 | №220 | 50 | 90 | 20 |
№8 | 8 | 22 | 7 | №211 | 55 | 100 | 21 |
№9 | 9 | 9 | 8 | №212 | 60 | 110 | 22 |
№13 | 3 | 19 | 3 | №214 | 70 | 125 | 24 |
№17 | 7 | 22 | 6 | №215 | 75 | 130 | 25 |
№18 | 8 | 10 | 7 | №220 | 100 | 180 | 34 |
№23 | 3 | 13 | 4 | №303 | 17 | 47 | 14 |
№24 | 4 | 16 | 5 | №305 | 20 | 52 | 15 |
№25 | 5 | 16 | 5 | №306 | 25 | 62 | 17 |
№34 | 4 | 16 | 5 | №307 | 30 | 72 | 19 |
№35 | 5 | 8 | 6 | №308 | 35 | 80 | 21 |
№45 | 4,5 | 7 | 2,5 | №309 | 40 | 90 | 23 |
№62 | 2 | 22 | 2,5 | №310 | 45 | 100 | 25 |
№66 | 6 | 22 | 6 | №312 | 50 | 110 | 27 |
№89 | 9 | 26 | 7 | №316 | 60 | 130 | 31 |
№100 | 10 | 28 | 8 | №403 | 80 | 170 | 39 |
№101 | 12 | 42 | 8 | №405 | 17 | 62 | 17 |
№104 | 20 | 47 | 12 | №406 | 25 | 80 | 21 |
№105 | 25 | 55 | 12 | №407 | 30 | 90 | 23 |
№106 | 30 | 30 | 13 | №700 | 35 | 100 | 25 |
№200 | 10 | 32 | 9 | №703 | 10 | 28 | 8 |
№201 | 12 | 35 | 10 | №705 | 17 | 47 | 12 |
№202 | 15 | 40 | 11 | №709 | 25 | 52 | 10 |
№203 | 17 | 47 | 12 | №710 | 45 | 75 | 11 |
№204 | 20 | 52 | 14 | №802 | 50 | 80 | 11 |
№205 | 25 | 62 | 15 | №906 | 15 | 42 | 11 |
Если вы не знаете порядкового обозначения, то вам понадобится измерить или узнать следующие показатели – диаметры внутреннего и внешнего колец, а также ширину детали.
Чаще случается обратная ситуация. В автосервисе или ином сервисном центре при ремонте вам говорят, что необходим узел с определенным названием. Чтобы узнать, что именно от вас хотят, можно свериться с приведенной таблицей.
Например, какой вид подшипника обозначается цифрой 6? Это тот, у которого внутренний диаметр равен 6 мм, а внешний – 19 мм. Стандартная ширина – 6 мм.
Рабочие характеристики и строение
Форма изделия полностью правильная, круглая. В центре – отверстие. Это место оси, туда может помещаться часть опоры. От правильного подбора зависит то, насколько плотно будет стоять узел.
Это и есть внутреннее кольцо. На ней есть дорожка качения, то есть бортики, благодаря которым остальные элементы не покинут определенного места и будут двигаться вдоль них.
Затем идут сепараторы. Это ячейки из металла, оправа для шариков или роликов. Они направляют их, а также удерживают на своих местах. Без них тела качения сместились бы в одну сторону, начали бы наезжать друг на друга, что увеличило бы трение и привело бы к неравномерному распределению нагрузки на опору. При изготовлении нужно особенное внимание уделить качеству сепараторов. Их разрушение приводит к полной поломке опорного подшипника любого вида. Обычно их изготавливают путем штамповки листового металла. Сталь предварительно обрабатывают от коррозии, а также проверяют на прочность.
Далее следует внешнее кольцо. На нем также внутри есть дорожки качения, то есть рифление, согласно которому происходит переход тел из одной ячейки в другую.
Посмотрим изображение этой разновидности узла:
Скольжение: рабочие характеристики, достоинства и недостатки
Их конструкция отличается от качения, потому что фактически две основные части (кольца) не катятся на роликах, а скользят друг по другу. Результат – увеличенная площадь трения, что, соответственно, делает эту силу намного больше. Это основной минус, который закреплен за изделием. Если будет недостаточное количество смазывающего вещества, то металл будет нагреваться, что может привести к поломке.
Рассмотрим достоинства и недостатки изделия.
Рабочие характеристики и строение
Внутренняя втулка, то есть кольцо меньшего диаметра, обычно создается из материала, обладающего антифрикционными свойствами. У них низкий коэффициент трения, что частично устраняет проблему всех механизмов скольжения. Корпус же создается из стали. Он плотно насаживается на втулку. Небольшой зазор между ними предназначен для того, чтобы туда поступала смазка. Система предполагает автоматическую подачу. Слой этой жидкости определяется в зависимости от показателей давления, температуры и фактического расхода.
По типу подшипников скольжения и их применению можно определить степень трения:
Первые наиболее подвержены скорому износу. Также следует учесть, что при ряде действий, например, при запуске или выключении, при медленном вращении, все изделия относятся ко второй разновидности, то есть находятся на предельных возможностях.
На долговечность узла влияют не только условия эксплуатации, но и характер используемого смазочного вещества. Его функции в следующем:
Еще одна классификация – на виды упорных подшипников скольжения по используемой смазки. Она может быть сухой, классической влажной, газовой или пластичной. Наиболее инновационная разработка – это использование пористого металла. Такой материал имеет поры. Он как-бы пропитан сухим веществом, которое меняет свое агрегатное состояние при нагреве. С первых движений при разогреве конструкции из небольших отверстий в металлическом корпусе ли во втулке начинает сочиться жидкость. После работы происходит остывание, вместе с этим смазка снова принимает порошкообразное состояние.
Посмотрим изображение изделия:
Но предложенная структура с порошком, меняющим свои свойства при нагреве, – скорее исключение из правил. Это трудное устройство, для которого необходимо применять дорогостоящие материалы. Классикой считаются два другие подвида. Виды подшипников скольжения и их назначение, применение, в зависимости от подачи смазывающего вещества:
И последняя классификация является определением конструктивных особенностей. Корпус может вращаться вокруг разных втулок. Подшипники могут быть:
Теперь рассмотрим менее общие классификации изделий.
Шариковые
Шарикоподшипники – самый древний, но до настоящего момента часто употребляемый подвид. Они состоят из двух колец – внешнего и внутреннего – и шариков из металла. Каждый из них находится в ячейке, сепараторе, который предопределяет их местонахождение и то, что они не будут соприкасаться.
Изготавливаются по ГОСТ 7872–89. Начинают работать при действии осевой нагрузки, то есть совсем не подходят для радиальных. Они имеют очень низкую скорость вращения. Используют однорядные и двухрядные, в зависимости от того, в какое направление будут вращаться элементы, если в двух, то лучше сделать второй вариант.
Минус один – ломается при больших оборотах.
Упорные роликовые
Еще один вид подшипников, их названия и параметры мы видим на картинке:
Предназначены для осевых нагрузок, как и все конструкции на роликах. Между двумя кольцами есть тела вращения, которые находятся в сепараторах. Есть две разновидности, в зависимости от формы этих элементов, рассмотрим подвиды.
Роликовые цилиндрические
Ролики имеют форму цилиндра. Они устойчивые и очень плотные, за счет того, что держатся устойчиво на своем месте и предлагают большую долю соприкасающейся поверхности, в отличие от шарикоподшипников, они работают с крупногабаритными деталями.
Аналог предыдущим, но имеет тела катания не цилиндры, а конусы. Это очень практичная конструкция, применяется пока редк. Ее преимущества:
Недостаток в основном в цене, потому что конструкция еще не очень обширно производится.
Двухрядные самоустанавливающиеся
Это неразъемная конструкция, которая состоит из прикрепленных ко внутренней втулке двух рядов шариков. Особенность в том, что при небольших перекосах и сдвигах, тела вращения восстанавливаются на свои места, так как по краям их ограничивают желобки.
Игольчатые
По сути это те же ролики, но очень узкие. Из-за своего малого диаметра они называются иглами. Основная структура такая же, только вместо сепараторов используется просто плотная пригонка тел катания и много смазки.
В статье мы рассказали, какие виды и размеры шариковых подшипников существуют, показали фото. Ориентируйтесь на цену и качество изделия при покупке.