что такое сетевая организация электроснабжения
Как стать сетевой организацией? И нужно ли это делать
Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».
В действительности всё не так просто.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям
Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:
При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Пока еще нет. Есть и другие ограничения:
В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.
Критерии моносетевых организаций не применяются к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.
Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:
То есть, экономическая целесообразность получения статуса моносетевой организации отсутствует.
По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее здесь).
Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.
Вывод:
Сетевая организация и ее определение
Термин, который представлен в заголовке, имеет множество различных применений. Мы посмотрим на сетевую организацию и в общем, и в частных смыслах. Выделим исходя из этого ее особенности, основные сферы, где она может быть актуальна.
Общее определение
Таким образом, форма подразумевает юридическую независимость фирм, которые объединились в сеть. Их взаимодействие при этом зиждется на основе договоров. Перед иными формами организаций она выигрывает из-за обладания общей ресурсной базой и единой информационной сетью.
Сетевая форма организации: достоинства и недостатки
Выделим основные достоинства и недостатки сетевой организации.
А теперь перейдем к следующей мысли.
Цели создания сетей
Озвучим основные цели основания сетевых организаций:
На устойчивость созданной сети прямое влияние оказывают следующие факторы:
Основные особенности
Перечислим ключевые особенности сетевой организации:
Территориальная сетевая организация (ТСО)
Чтобы дать исчерпывающее определение, обратимся к ФЗ №35 «Об электроэнергетике». Исходя из этого акта, сетевая организация, энергия могут быть связаны между собой.
Перейдем к определению. Таковым считается учреждение, которое передает электрическую энергию, используя при этом те объекты электросетевого хозяйства, которые не относятся к общероссийской единой национальной сети.
Лишь только в отдельных случаях, допускаемых ФЗ №35, эта организация имеет право использовать для оказания своих услуг объекты (или какую-то их часть), включенные в единую российскую электросеть.
Давайте разберемся, какая форма по российским законам может считаться электрической сетевой организацией.
Что может именоваться ТСО?
Согласно Постановлению российского правительства №184, принятому в 2015-м, ТСО может считаться организация, которая соответствует сразу всем перечисленным ниже критериям:
Сетевое взаимодействие
Перейдем теперь к организациям сетевого взаимодействия. Это тесно сотрудничающие между собой образовательные учреждения, объединившиеся для общего использования студентами культурных, познавательных, научных, спортивных ресурсов.
Цели такой формы воплощения образовательных программ следующие:
Регуляция сетевого образования
Деятельность сетевых образовательных организаций регулирует ФЗ №273 «Об образовании в РФ». Последней редакции он подвергся в декабре 2017 года. Согласно этому акту, сетевыми являются учреждения, которые предоставляют своим учащимся освоение программ на основе ресурсов сразу нескольких образовательных организаций. К последним могут относиться также научные, физкультурно-спортивные, медицинские, производственные и иные центры, где возможно проводить обучение, практику для студентов (учебную и производственную) и осуществлять иную полезную для усвоения знаний деятельность.
Сетевая форма взаимодействия между учебными учреждениями, согласно ФЗ №273, осуществляется на основе договора. Также данные организации должны составить общую образовательную программу.
Что касается соглашения между ними, то оно обязательно должно включать в себя следующее:
Сетевая модель организации данных
В заключение рассмотрим сетевую организацию данных. Так называется логическая модель последних, которая является расширением иерархического подхода (база данных представляется в виде многоуровневого древа). Это математическая строгая теория обработки данных в их сетевых базах.
На основе сетевой модели организации данных построена сетевая СУБД (система управления базами данных). Ее основными терминами считается элемент (узел), связь и уровень.
Таким образом, мы разобрали общее определение сетевой организации. Это одна из новых и эффективных форм ведения бизнеса со своими особенностями, целями, плюсами и минусами. Актуальны сегодня ТСО в электроэнергетике, образовательные учреждения сетевого взаимодействия. Кроме этого, данная форма характерна и для организации моделей данных.
Как стать сетевой организацией
Мысли о том, чтобы создать собственную сетевую организацию посещают многих потребителей, владеющих питающей трансформаторной подстанцией. Чтобы получить этот статус, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.
Однако сделать это совсем не так просто, как может показаться. Получить статус сетевой организации можно только, если владелец объекта электросетевого хозяйства соответствует следующим критериям:
1. владеет подстанциями номинальной мощностью не менее 10 МВА;
3. не имеет претензий со стороны РЭКа относительно качества услуг;имеет телефонный номер для обращения потребителей;
4. располагает собственным интернет-сайтом;
5. во владении или пользовании претендента не должно быть распределительных устройств электростанций.
Требования 1, 2 и 5 должны выполняться в границах субъекта РФ. Это еще более осложняет задачу. Если сети располагаются в пределах двух субъектов, и по раздельности не соответствуют вышеобозначенным требованиям, получить статус сетевой организации не получится.
Допустим все же, что предприятие обладает достаточно крупными ресурсами, и имеет пресловутые 15 км сетей и необходимую присоединенную мощность. Можно создавать сетевую? Подождите, на этом испытания не заканчиваются.
С 2015 году в законодательстве используется определение «моносетевая организация». Так обозначают организации, обслуживающие преимущественно одного потребителя. О моносетевой организации можно говорить, если максимальная мощность и/или объем потребления электроэнергии самого крупного потребителя (монопотребителя) составляют не менее 80% от суммарных максимальной мощности и/или объема потребления всех потребителей сетевой организации. Эти критерии не применяются в отношении ТСЖ, управляющих компаний, потребительских кооперативов, оказывающих коммунальные услуги по электроснабжению.
Если сетевая организация соответствует критериям моносетевой, то затраты на обслуживание монопотребителя не включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии. Монопотребитель оплачивает услуги по единому котловому тарифу и тарифу сетевой организации для обслуживания данного потребителя. Таким образом, экономической целесообразности в статусе моносетевой организации по факту нет.
Не стоит забывать, что существуют стандарты качества обслуживания потребителей, которые должны соблюдаться каждой сетевой организацией. К таковым относятся:
-организация очного обслуживания с соблюдением требований к офисам обслуживания;
-организация заочного обслуживания с использованием телефонной связи и сети Интернет;
-прием и рассмотрение обращений, в том числе с применением электронного документооборота.
Кроме того, необходимо выполнять требования по раскрытию информации. За этим, как показывает статистика возбужденных административных дел, неусыпно следят соответствующие органы.
Таким образом, создать сетевую организацию на базе энергетической службы предприятия — задача практически невыполнимая. Если на балансе имеется питающая подстанция, то целесообразнее сдать ее в аренду, на забыв при этом минимизировать свои риски.
Что такое сетевая организация электроснабжения
Статья 3. Определение основных понятий
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 451-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
Сетевые организации в российской электроэнергетике: понятие, признаки
А.В. СМАГИН
Смагин А.В., магистр частного права.
Наличие в ГК норм, закрепляющих публично-правовые
элементы, отражает не только особенности переходного
периода экономики, но, очевидно, и национальные черты
будущего российского рынка, что сможет обеспечить
Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177.
Федеральный закон закрепил основные положения реформирования отрасли, в том числе разделение видов деятельности в сфере электроэнергетики на конкурентные и неконкурентные, и установил особенности правового регулирования деятельности юридического лица в зависимости от вида объектов электроэнергетики, которые оно использует при осуществлении предпринимательской деятельности в этой отрасли.
В процессе реформирования было создано большое количество субъектов электроэнергетики, среди которых генерирующие компании, организации технологической и коммерческой инфраструктуры и энергосбытовые компании.
Под субъектами электроэнергетики Федеральный закон понимает лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.
Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10.
Сетевые организации Федеральный закон относит к инфраструктурным организациям.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006 (СПС «КонсультантПлюс»).
Часть субъектов электроэнергетики отнесены федеральным законом к субъектам коммерческой или технологической инфраструктуры. К организациям коммерческой инфраструктуры оптового рынка относятся некоммерческое партнерство «Совет рынка», являющееся организатором оптового рынка электрической энергии и мощности, коммерческого оператора оптового рынка, предоставляющего услуги по организации оптовой торговли электроэнергией, мощностью и иными, допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами, а также иные организации коммерческой инфраструктуры.
По данным: Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10; Правительство раскинет сети для инвесторов // Коммерсантъ. 14.03.2011. N 42/П.
Основным принципом использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка является обеспечение наиболее эффективной организации экономических отношений на оптовом рынке.
Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.
Собрание законодательства Российской Федерации. 04.04.2011. N 14. Ст. 1916.
Собрание законодательства Российской Федерации. 11.09.2006. N 37. Ст. 3876.
В настоящий момент Федеральный закон не раскрывает понятие «инфраструктурная организация» и не устанавливает особенности правового регулирования деятельности таких организаций. Отнесение или неотнесение юридического лица к инфраструктурной организации не несет изменения правового регулирования деятельности этого лица. В то же время развитие ЕНЭС и объектов электросетевого хозяйства ТСО является приоритетной задачей сетевых организаций и инвестиционной политики государства в целом. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона целями инвестиционной политики государства в сфере развития ЕНЭС являются повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению ЕНЭС.
Под сетевыми организациями в Постановлении понимались коммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 168 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 02.04.2007, N 14, ст. 1687.
В то же время ранее действующее понятие исключало применение норм Правил к таким организациям, у которых основным видом деятельности являлось не оказание услуг или технологическое присоединение, а, например, производство бумаги, металла и т.п., но в то же время организация на законном основании владела объектами электросетевого хозяйства. Злоупотребление, как правило, выражалось в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения организациями, владеющими объектами электросетевого хозяйства, при этом основным видом деятельности которых передача или технологическое присоединение не являлись.
Исходя из приведенного понятия, законодательство Российской Федерации об электроэнергетике содержит следующие характеристики субъекта электроэнергетики, при наличии которых лицо может быть признано сетевой организацией.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
Исходя из понятия «сетевая организация», раскрытого в Правилах, сетевой организацией может являться только лишь юридическое лицо. Граждане (физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность) не могут быть признаны сетевой организацией. В то же время согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). Федеральным законом прямо не установлены цели введения ограничения, а само ограничение четко юридико-технически не выражено.
Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов, посредством которых цели, намеченные или преследуемые властными органами гражданского общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм. См.: Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 135.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, последовательно излагаемой в Постановлениях от 14 мая 1999 года N 8-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых следует требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, с точки зрения юридической техники в части установления ограничений требуется уточнить нормы законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Третий признак. Юридическое лицо можно отнести к сетевой организации в случае осуществления им следующих видов деятельности с использованием объектов электросетевого хозяйства:
См.: Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526 (Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032).
В настоящее время законодательство Российской Федерации об электроэнергетике не содержит вышеуказанного отграничения, а под услугами по передаче электрической энергии Федеральный закон понимает комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями (ст. 3 Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая сетевыми организациями, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, Федеральным законом «Об электроэнергетике» и иными федеральными законами.
Статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.
Собрание законодательства Российской Федерации. 21.08.1995. N 34. Ст. 3426.
Авилов Г.Е., Белов В.Е., Клейн Н.И., Котов С.Ф., Павлова О.К., Разгуляев Ю.А., Цуканова Н.Ш. Комментарий к Федеральному закону «О естественных монополиях» // Законодательство и экономика. N 19-20(137-138)/96. С. 6.
Ерина Е.Н. Проблемы ценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Законодательство и экономика. 2008. N 4.
Одной из важнейших функций органов регулирования естественных монополий является формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий. Принятие решения о введении регулирования является основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр. Включение субъекта естественной монополии в реестр не зависит от его доли на рынке и от того, допускает ли он нарушения законодательства. В реестр включаются лишь те хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Необходимо отметить, что владелец (не являющийся сетевой организацией) энергопринимающего устройства или объектов электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям третье лицо (иного владельца объекта электроэнергетики) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства и третьим лицом заключается договор об осуществлении технологического присоединения, плата по которому устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Данный признак характерен для организации по управлению ЕНЭС. В настоящее время собственниками объектов электросетевого хозяйства, которые по своим параметрам относятся к объектам ЕНЭС, являются более 60 юридических лиц. Общее число таких объектов, которыми владеют иные собственники, более 400. Как правило, речь идет об объектах электросетевого хозяйства лиц, не входивших в холдинг ОАО «РАО «ЕЭС России», поэтому консолидацию таких объектов через централизованные корпоративные процедуры невозможно было осуществить.
Федеральный закон в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии ограничил собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в осуществлении своих прав в части:
заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров;
использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению ЕНЭС (п. 2 ст. 7 Федерального закона).
Ограниченные Федеральным законом права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.
Организация по управлению ЕНЭС заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.
Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Приведенные четыре признака сетевой организации указаны в законодательстве Российской Федерации об электроэнергетике. В данной статье хотим обратить внимание и на иные признаки, которые характеризуют правое регулирование деятельности сетевых организаций либо отличают их регулирование от иных участников правоотношений в сфере электроэнергетики.
Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 115-О указывается, что отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (пункт 3 статьи 426 и пункт 4 статьи 445 ГК Российской Федерации).
Федеральный закон предусматривает, что иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Так, например, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через:
(1) энергетические установки производителей электрической энергии;
(2) объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии; или
(3) бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций,
такой потребитель заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
По признакам: 1) титульного владения объектами электросетевого хозяйства, входящими или не входящими в ЕНЭС; 2) оказания услуг по передаче электрической энергии на оптовом или розничных рынках, сетевые организации можно разделить на организацию по управлению ЕНЭС и на ТСО.
См.: Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173 // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.06.2011. N 23. Ст. 3316.
Глава II. Направления реформирования электроэнергетики, раздел 2. Реформирование электроэнергетической отрасли, подраздел «Создание федеральной сетевой компании» Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона ЕНЭС представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Собрание законодательства Российской Федерации. 30.01.2006. N 5. Ст. 556.
Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2003. N 9. Ст. 805.
С целью сохранения и укрепления ЕНЭС, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике была создана организация по управлению ЕНЭС.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает, что доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению ЕНЭС по завершении реформирования ОАО «РАО «ЕЭС России» должна быть не менее 75 процентов плюс одна голосующая акция.
Создание организации по управлению ЕНЭС, по мнению реформаторов, должно позволить:
укрепить интегрирующую роль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии;
обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к ЕНЭС;
гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;
осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии;
повысить энергетическую безопасность государства;
способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.
ОАО «ФСК ЕЭС» как организация по управлению ЕНЭС выполняет одну из важных задач, которые призвано решать гражданское законодательство, так как надежная эксплуатация и развитие объектов ЕНЭС обеспечивают единство экономического пространства на территории Российской Федерации.
Организация по управлению ЕНЭС оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС.
Понятие «территориальная сетевая организация» раскрыто в ст. 3 Федерального закона, согласно которой под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС. Исходя из определения ТСО, можно сделать вывод, что это не просто организация, а коммерческая организация. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В частности, существуют два запрета. Первый установлен в п. 4 ст. 8 и в п. 1 ст. 41 Федерального закона, в соответствии с которыми:
организации по управлению ЕНЭС запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика);
территориальным сетевым организациям запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии для цели компенсации потерь в электрических сетях), а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика.
В целях обеспечения реализации указанных требований законодательство Российской Федерации об электроэнергетике с 1 апреля 2006 года не допускает возможности одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Кроме этого, абз. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» устанавливает, что организации, создаваемые при реорганизации ОАО «РАО «ЕЭС России», его дочерних и зависимых обществ, не вправе одновременно иметь на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к ЕНЭС, и объекты электросетевого хозяйства, не относящиеся к ЕНЭС.
Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1178.
Можно указать еще на один, весьма специфический, технологический признак сетевой организации. Как известно, в процессе передачи электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства происходит естественная убыль передаваемой энергии, так называемые потери.
В соответствии с п. 51 Правил сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Инструкция по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденная Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.04.2009. N 16.
Нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации, с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее понятие сетевой организации в Российской электроэнергетике как субъекта гражданского права.