что такое сетевая экономика

География. 10 класс

*§ 14-1. СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Предпосылки появления и основные черты. Развитие глобальной сети Интернет сформировало качественно новую среду для экономической деятельности и мирового хозяйства в целом и привело к появлению электронного рынка. Понятие «сетевая экономика» возникло в период активного развития информационных и коммуникационных технологий в постиндустриальную эпоху. Впервые о возникновении сетевого общества в постиндустриальную эпоху написал испанский учёный М. Кастельс (рис. 104-1) в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» в 1996 г.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Сетевая экономика — это хозяйственная (экономическая) деятельность, которая основывается на длительных взаимосвязях между физическими и юридическими лицами в информационно-коммуникационной среде сети Интернет.

Информационные сети по степени интеграции с экономической активностью делят на корпоративные (интранет); деловые партнёрские сети (экстранет); Глобальную сеть (интернет).

Сетевая экономика характеризуется несколькими отличительными чертами (рис. 104-2).

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

На развитие сетевой экономики в стране влияют ряд факторов (рис. 104-3).

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

С понятием сетевой экономики связывают разработку программного обеспечения, мобильных коммуникаций и других результатов деятельности человека, которые относят к инновационному развитию информационных технологий. Поэтому основными предпосылками для её развития располагают экономически высокоразвитые страны.

Сетевая экономика, с одной стороны, растворяет традиционные черты структуры мирового хозяйства и стирает границы между отраслями, с другой стороны, создаёт качественно новые виды экономической деятельности.

Эти виды деятельности впервые возникли в истории мирового хозяйства, получают быстрое развитие, характеризуются большим разнообразием и свойственны для постиндустриального общества (рис. 104-4).

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Мир и Беларусь. Приведите примеры предприятий сетевого общественного питания, сетевой торговли в Республике Беларусь.

Некоторые виды сетевой экономической деятельности занимают ведущие позиции в глобальных рейтингах ТНК. Например, компания Amazon.com, Inc. (США) является крупнейшей в мире по продажам товаров и услуг через интернет. Второе место в мире в интернет-торговле занимает китайская компания Alibaba Group. Крупнейшей в мире по проведению интернет-аукционов является американская компания eBay.

Доминирующее положение на рынке интернет-поисковых систем занимает американская компания Alphabet Inc.

Крупнейшими в мире компаниями, предоставляющими поисковые и новостные услуги, являются Yahoo! (США), Google (США), новостные — CNN (США).

Подведём итоги. Сетевая экономика возникла как ответ на активное развитие информационно-коммуникационных технологий в эпоху постиндустриализации. На развитие сетевой экономики оказывает влияние ряд факторов, которые являются с позиций экономической географии качественно новыми. Сетевая экономика сформировала в мировом хозяйстве новые виды экономической деятельности. Некоторые виды сетевой экономической деятельности занимают ведущие позиции в глобальных рейтингах ТНК.

Источник

Раздел 1. Основы сетевой экономики

Цель — знакомство с принципами организации экономической деятельности в глобальной сети Интернет, ее целями и задачами, методами и путями их достижения.

Оглавление

1.1. Глобальная сетевая экономика — императив XXI века

Экономика информационных сетей. Интернет-экономика

В начале XXI в. социальная эволюция завершает очередной виток своего развития, возникает тип экономической системы, в котором экономический порядок базируется на сообществе равноправных экономических агентов, находящихся в непосредственном контакте друг с другом через высокоэффективную телекоммуникационную среду. Такой тип экономической системы называется сетевым. С ним связано понятие «глобальная сетевая экономика» (networked economy), или «Интернет-экономика» (Internet economy).

Европейская комиссия дала одно из распространенных определений понятию «Интернет-экономика». Согласно этому определению, Интернет-экономика — это «глобальная электронная среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, обмена идеями и или просто для удовольствия».

Многие исследователи как в России, так и за рубежом, полагают, что Интернет-экономику можно считать статистически зарегистрированным фактом. При этом отчетливо фиксируются процессы, определяющие факторы ее проявления и влияния на мировое экономическое хозяйство. В их числе:

Интернет-экономика (далее — сетевая экономика) объективно развивается в соответствии со своими специфическими целями, задачами и критериями эффективности и с этой точки зрения «может претендовать» на новый тип экономической системы. Вместе с тем между сетевым и рыночным типами экономических систем существует связь, которую профессор Дятлов С. А. определяет термином «методологическая конвергенция» (лат. convergere — приближаться, сходиться). При этом имеется в виду следующее:

Основные понятия, методы и инструменты рыночной экономики в связи с этим не исчезают, а определенным образом через этап конвергенции содержательных параметров трансформируются в понятийный аппарат, методы и инструменты сетевой экономики.

Сравнительная характеристика основных типов экономических систем

В условиях современного состояния общества и мировой экономики сетевая экономика как новый тип экономической системы имеет характеристики, позволяющие говорить о ее особенностях, достоинствах и недостатках, проявляющихся в сравнении с другими типами экономических систем (табл. 1.1).

Характеристика основных типов экономических систем

Тип экономической системы

Приоритет системного подхода

Подчиненность политическим целям

Равноправие отношений экономических агентов

Подчиненность интересам сетевой организации

Размещение производительных сил

Обращение товара и капитала

Определяется административной структурой

Регулируется конкурентными отношениями экономических агентов

Регулируется равноправными отношениями экономических агентов

Адаптивность к изменениям внешней среды

Жесткость связей, большая инерционность

Восприимчивость к изменениям, передающимся через ценовые сигналы

Восприимчивость к изменениям через долгосрочные партнерские отношения с потребителями и через ценовые сигналы

Динамичность модификации и масштабирования

Однонаправленность наращивания организационной структуры

Адаптивная трансформация организационной структуры

Гибкость модификации структуры за счет модульности

Из таблицы видно, что сетевая экономика обладает существенно иными характеристиками в сравнении с командной и рыночной экономиками — как с позиций использования системного подхода, так и с позиций размещения производительных сил, обращения товара и капитала и др. Например, в сетевой экономике размещение производительных сил приобретает социально-экономический характер, что в наибольшей степени соответствует интересам мирового сообщества.

Факторы конкурентоспособности в рыночной и сетевой экономиках

Возникновение сетевых особенностей в рыночной экономике связано с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. «В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях» (Цвылев Р. И.). Одна из точек зрения по этому вопросу заключается в том, что сетевая экономика — это качественно новая форма экономического порядка, которая начинает вытеснять командные и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе.

Например, факторы, определяющие успех продукции, на рынке и в сетевой среде различны и они «работают» в пользу сетевой экономики (табл. 1.2).

Сравнение факторов конкурентоспособности в рыночной и сетевой экономиках

Причинная обусловленность фактора

в рыночной экономике

в сетевой экономике

Существование территориальной (географической) исключительности: ассортимент товарной продукции имеет территориальный характер

Отсутствие территориальной (географической) исключительности: ассортимент товарной продукции имеет глобальный характер

Использование рыночных маркетинговых технологий

Использование сетевых маркетинговых технологий

Потребители ясно и четко понимают, что им нужно и что имеется в продаже

Транзакция приобретения товаров не заканчивается с совершением акта покупки-продажи, а означает возникновение долгосрочных отношений, играющих важную роль при определении потребительской стоимости товара

По сравнению с рыночной в сетевой экономике значительно ослабевает или полностью теряет свою привлекательность для производителя продукции или услуг такой фактор, как исключительность. Состязательность приобретает глобальный характер, на потребительскую стоимость товара оказывают возрастающее влияние долгосрочные партнерские отношения между его производителем и покупателями.

Ценообразование в глобальной сети

Экономических субъектов, вступающих в сетевой рынок и получающих на этой основе преимущества в ценообразовании, можно классифицировать следующим образом:

Сетевая экономика позволяет предприятиям обеспечить конкурентные преимущества за счет выявления новых каналов снабжения и сбыта, привлечения новых потребителей, улучшения качества обслуживания клиентов, расширения сферы деятельности, сокращения затрат, улучшения качества управленческих решений, увеличения инвестиций и др.

В табл. 1.3. приведены основные факторы, определяющие изменения в бизнесе предприятий, обусловленные реализацией Интернет-проектов.

Основные факторы, влияющие на ценообразование в глобальной сети

Изменения в бизнесе

Факторы, определяющие преимущества в ценообразовании

Расширение потребительского рынка

Рост числа заказов, получаемых через Интернет, включая те, которые предприятие не получило бы без Интернета (например, из других регионов)

Отсутствие торговых площадей, уменьшение численности персонала, снижение складских расходов

Активизация рекламно-маркетинговой деятельности

Появление целевой аудитории предприятия — потенциальных покупателей

Повышение качества управления

Улучшение скоординированности и сбалансированности принимаемых решений

Повышение роли интеллектуальной составляющей

Оптимизация использования человеческого капитала за счет распределенной системы информационного обеспечения деятельности предприятия

Интенсификация информационной составляющей

Потенциальный покупатель или партнер получает доступ к деловой информации, объем и качество которой не уступает средней информации, получаемой при личной встрече с менеджером

Улучшение динамики адаптации

Возрастающая скорость восприятия и реагирования системы управления предприятием на изменения информационно-экономической системы

Рост инвестиционной привлекательности предприятия

Использование инновационных бизнес-технологий и воздействие остальных факторов эффективности создают благоприятный инвестиционный образ предприятия

Увеличение информационно-экономического потенциала предприятия

Рост количества агентов, предпочитающих сетевые экономические взаимодействия (обмен информацией, получение услуг, приобретение товаров и т. д.) через Интернет

Рост рыночной привлекательности предприятия

Увеличение капитализации предприятия (или отдельного Интернет-проекта)

Развитие средств телекоммуникаций, средств доступа и обработки данных создает новую стоимость, которая востребована (и будет еще более востребована) Интернет-сектором экономики. И дело не только в том, что совершенствование средств коммуникаций и информационного поля принятия решений снижает затраты и риски, а еще и в том, что на современном этапе рыночной экономики они делают работу рыночных механизмов более эффективной: снижаются транзакционные издержки; уменьшается в силу большей скоординированности хозяйственной деятельности омертвленный в товаре, производственных мощностях и сырье рисковый капитал.

1.2. Электронный бизнес и Сетевая коммерция

Основные понятия Интернет-экономики

С возникновением сетевой экономики на место традиционного бизнеса приходит электронный бизнес ( ), развивающийся на базе высоких технологий.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

Обычно электронный бизнес представляют состоящим из следующих основных составляющих:

В электронном бизнесе наиболее заметную роль в настоящее время играют электронная торговля и электронные закупки.

Электронная торговля (электронная коммерция) — система заключения с использованием электронных средств массовых коммуникаций предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации сделок, направленных на приобретение и осуществление прав и обязанностей (покупка и продажа товаров, предоставление и получение услуг), в том числе в сфере предпринимательской деятельности, а также переговоры в связи с заключением таких сделок, оформляемые путем обмена электронными документами.

Электронные закупки связаны с закупочной деятельностью государственных и иных структур на основе решений электронной торговли. Системы электронных закупок обычно предоставляют предприятиям, организациям, правительственным учреждениям следующие ключевые возможности:

Схема организации электронных закупок, осуществляемых государственными заказчиками, показана на рис. 1.1.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.1. Схема организации электронных закупок
государственными заказчиками

В соответствии с данной схемой на первом этапе осуществляется сбор заявок государственных заказчиков и их последующее размещение в системе. После анонса предстоящих торгов происходит регистрация поставщиков, а затем в течение нескольких дней проходят собственно торги по закупке тех или иных материальных ресурсов, товаров или услуг. Поскольку торги проходят в несколько этапов и на каждом из них объявляются промежуточные результаты, участники тендера могут видеть предлагаемые цены и соответственно корректировать свои собственные. Игра в данном случае идет не на повышение, а на понижение цен. По окончании торгов выявляется наиболее выгодная цена, а с предложившим ее предприятием заключается договор на поставку.

Все более важную социальную роль в электронном бизнесе начинает играть электронное обслуживание служащих, осуществляемое, например, банками. Здесь показателен пример российского АКБ «Менатеп СПб».

Услуги общественного и частного потребления

Электронный бизнес включает в себя следующие типы взаимоотношений между основными экономическими субъектами (агентами):

Сегодня активно начал развиваться также такой вид электронного бизнеса, как продажа через Интернет электронных баз данных (D2G), (D2B), (D2C).

Условия эффективного электронного бизнеса

Необходимыми условиями эффективного электронного бизнеса являются следующие:

Экономическая поддержка и правовое обеспечение электронного бизнеса

Развитие хозяйственной деятельности предприятий в сети Интернет стимулируется различными международными, национальными и неправительственными организациями. Так, в начале 1998 г. Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты и данные, приобретенные и доставленные с помощью Интернет.

В США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5—10 % от цены товара. Комиссия Европейского сообщества утвердила программу по развитию науки и технологий, одной из целей которой является создание в Европе благоприятных условий для использования Интернет-технологий частными лицами и бизнесом.

В России правовая поддержка электронного бизнеса определяется рядом законодательных актов. В их числе:

В этих законах и нормативных актах обосновывается необходимость законодательного закрепления нормативных положений об обязательствах, связанных с использованием сети Интернет для сетевой экономики. В том числе излагаются:

Важным международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов глобальной информатизации, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании «Стран восьмерки» 22 июля 2000 г.

Данная хартия провозглашает принципы, направленные на ликвидацию международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва). Среди основных принципов:

В заключение данного пункта подчеркнем, что сетевая экономика связана сегодня с наличием тех или иных правовых проблем, с невозможностью использования ряда существующих законодательных актов и в связи с этим нуждается во внесении изменений в действующее законодательство, в создании соответствующей полнофункциональной правовой базы.

1.3. Субъекты и инструментарий электронного бизнеса

Классификация субъектов электронного бизнеса

Субъектами электронного бизнеса являются организации, фирмы, компании, учреждения и др. (далее — предприятия), финансовые институты, в том числе банки, биржи, а также покупатели и потребители услуг (рис. 1.2).

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.2. Субъекты электронного бизнеса

Рассмотрение субъектов электронного бизнеса начнем с финансовых институтов, ключевую роль в числе которых играют системы Интернет-банкинга.

Финансовые институты: Интернет-банкинг

Финансовыми институтами сетевой экономики являются системы «» (предоставление банковских услуг предприятиям), системы «home banking» (предоставление банковских услуг частным лицам) и системы межбанковского сектора (на основе стандартов SWIFT или услуг клиринговых компаний).

Системы «» обычно предоставляют следующие основные возможности: удаленное обслуживание клиентов, предоставление персонального банковского офиса; централизованное управление распределенными финансовыми ресурсами клиентов; сопровождение и обеспечение электронных сделок между участниками электронного торгового терминала (ЭТТ); торговля акциями российских предприятий, работа на зарубежных рынках ценных бумаг и др.

Основные возможности электронного обслуживания предприятий в банке следующие (на примере АКБ «МЕНАТЕП СПб»): проведение платежей по России в реальном времени: время перевода средств по филиальной сети исчисляется минутами, скорость обработки платежей составляет четыре транзакции в секунду; обслуживание клиентов ведется круглосуточно 7 дней в неделю; конфиденциальность и защита от несанкционированного доступа; интеграция с финансовыми приложениями клиента.

В рамках системы финансового мониторинга клиент получает комплексную консолидированную информацию об остатках и движениях средств на счетах своих региональных подразделений, филиалов, дочерних структур в реальном времени.

Основные достоинства системы с позиций клиента:

Электронный торговый терминал — практическая реализация электронного бизнеса по типу B2B. В рамках ЭТТ банки осуществляют расчеты в режиме реального времени, гарантируют заключаемые между участниками электронные сделки, хранят коммерческую информацию о переговорах, проходивших перед заключением сделки, сами электронные сделки и этапы их исполнения.

Наиболее важными преимуществами использования ЭТТ являются следующие:

Если говорить о физических лицах, то следует подчеркнуть, что сегодня в российском сегменте сети Интернет действуют свыше сотни банков, использующих различные системы «home banking» («Домашний Банк», «Телебанк», «iBank», «DiasoftBank», «», «Новая Афина», «», «Кворум», «ПрограмБанк», «Инверсия» и др.). Эти системы проводят взаимную аутентификацию банка и клиента, обеспечивают при обработке транзакций гарантированный уровень безопасности: все данные шифруются с использованием сильных криптографических алгоритмов и «длинных» ключей, осуществляется контроль целостности передаваемой информации. Системы содержат механизмы электронной цифровой подписи ЭЦП клиента под всеми финансовыми документами, ведут контрольные архивы и журналы событий. При использовании систем «home banking» юридически четко проработана процедура разрешения возможных конфликтных ситуаций.

Предприятия в сетевой экономике

Современное предприятие является сложной открытой экономической системой, которая функционирует в еще более сложной окружающей среде, имеющей множество параметров разнонаправленного действия и характеристик.

В указанных условиях важную роль играет информационная система предприятия, обеспечивающая его внутренние и внешние бизнес-процессы. Внутренние информационные бизнес-процессы получили название «» (back office). Информационные бизнес-процессы, обеспечивающие связь предприятия с другими субъектами хозяйственной деятельности, называются «фронт-офисом» (front office). Вместе они образуют полную информационную систему, представляющую предприятие как субъект сетевой экономики.

Операции, совершаемые над информационными моделями реальных объектов в сетевой среде, оказывают прямое воздействие на экономику, изменяя состояние материальных объектов, в частности ресурсное и финансовое обеспечение предприятия и его статус на конкурентном рынке.

Одна из основных задач предприятия в условиях сетевой экономики — развитие своего Интернет-предприятия. Первым шагом на этом пути является формирование корпоративной информационной среды. Создаваемые (в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования предприятий) корпоративные информационные сети исторически являются предшественницами глобальной сетевой среды. Удачное использование информационных технологий превращает предприятие в сетевую структуру, что дает ему новое качество, статистически прямо не сопоставимое с ее предшествующей традиционной формой существования. Главный выигрыш от этого состоит в улучшении использования всех ресурсов предприятия, в повышении его гибкости и адаптивности к внешним и внутренним проблемам, в повышении качества принимаемых решений и, как следствие, в более высокой конкурентоспособности (табл. 1.4).

Внутренние и внешние эффекты участия предприятий в сетевой экономике

Экономия на перемещениях (логистический эффект)

Уменьшается воздействие ограничивающих факторов географического распределения участников совместной деятельности

Создаются условия для деятельности международных корпораций с широкой географией отделений и гибкой структурой

Развитие информационного пространства (информационно-маркетинговый эффект)

Действующие сетевые технологии снижают затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды предприятия

Информационное пространство предприятия приобретает свойство «управляемой прозрачности»

Совместное формирование информационных ресурсов (сетевой эффект)

Сотрудники могут иметь доступ к оперативной оценке ситуации, участвовать в ее обсуждении и принятии решений

Формируется единое информационно-экономическое пространство поставщиков, производителей и потребителей

Действенная координация (синергетический эффект)

Изменяется структура затрат: дешевле передавать часть работы временным работникам или внешним компаниям

Использование сетевых обратных связей позволяет имитировать и оптимизировать экономические решения

Возникновение сетевого сообщества на макроуровне ставит на микроуровне перед руководством предприятия задачу адаптации технологии и бизнес-процессов к новым условиям и определения верной инновационно-инвестиционной политики. Изменения затрагивают как иерархические связи предприятия, так и его функциональную организацию. Традиционные бизнес-процессы, такие как снабжение, сбыт, инновационная деятельность и др., в сетевой экономике приобретают новые черты. Рассмотрим некоторые из этих процессов подробнее.

Снабжение. Основной подход к организации взаимодействия с поставщиками ресурсов в сетевой среде сегодня базируется на концепции развития и расширения Интернет-предприятия. С практической точки зрения это означает привлечение рынка поставщиков в информационное пространство фирмы. Например, компания «Microsoft» производит более 90 % своих закупок в рамках собственной корпоративной сети, к которой подключены крупнейшие поставщики, что не только обеспечивает единство форматов, но и способствует конкуренции между поставщиками. Данная система окупилась в течение 1 года за счет сокращения численности персонала и совокупных скидок.

Сбыт продукции. Частью единой методологии организации хозяйственной деятельности предприятия в условиях глобального информационного пространства является организация временных связей с потребителями продукции. Например, существует возможность использования программного продукта без его приобретения: программный продукт остается на сервере производителя, а потребитель получает только результаты его работы. В этом случае все затраты по поддержанию программного продукта полностью лежат на производителе, но зато он приобретает клиента и не несет затрат, связанных с пусконаладочными работами и последующим сопровождением отчужденного продукта.

Другой особенностью взаимодействия в электронной экономической среде является возможность детальной дифференциации спроса как в смысле предлагаемых товаров (известны случаи, когда заказ, например дизайн изделия, передается с Интернет-сервера в заводские цеха, в том числе и напрямую исполнительным автоматам), так и в смысле цены на него.

Инновационная деятельность. В соответствии с действием сетевого эффекта кривая сетевого потребления продукции близка к параболе (рис. 1.3):

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.3. Зависимость сетевого потребления продукции от времени

Изучая это явление, Джеффри Мур ввел четыре условные категории потребителей продукции в глобальной сети:

Практика предприятий, преуспевающих в сетевой экономике (прежде всего, работающих с цифровой продукцией), обнаруживает тенденцию к неприемлемому в классической рыночной экономике решению — выпуску на рынок пилотной версии продукта (β-версии). Более того сетевой рынок с его высокодинамичными связями провоцирует такое решение. В этом случае быстрота реакции производителя на изменение потребностей оказывается более ценной, чем качество их удовлетворения. Выпуск пилотного проекта позволяет правильно оценить стоимость и время разработки проекта, внести коррективы в окончательный проект, а также понять, насколько законченная версия продукта нужна потребителю.

Реструктуризация предприятий. Реструктуризация на основе более тесного взаимодействия предприятий нашла свое воплощение прежде всего в сокращении размеров предприятий, свертывании нерентабельных производств и создании так называемых виртуальных корпораций. Их отличает, в частности, отказ от иерархической структуры управления в пользу сетевой модели организации производства. Реструктуризация предприятий в данном направлении привела к заметным сдвигам в производительности и эффективности. Главным источником эффективности является снижение транзакционных издержек (управленческие расходы, потери от адаптации, затраты на поиск выгодного партнера и пр.), хотя нельзя сбрасывать со счета многие другие эффекты, например экономию на налогах за счет применения механизма трансфертных цен.

Любая созданная система глобальной сетевой экономики предприятия является мощным маркетинговым средством и нацелена не только на корпоративную среду, но и на потенциальных партнеров, находящихся вне Интернет-предприятия. Интернет дает мощный инструмент для целевого воздействия на потенциальных партнеров.

Инструментарий сетевой коммерции: электронные службы

Инструментарий сетевой коммерции образуют электронные службы, электронные платежные системы и бизнес-приложения финансовых институтов и предприятий (рис. 1.4):

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.4. Инструментарий сетевой коммерции

Полноценную систему сетевой коммерции отличает сопровождение в автоматическом режиме всего комплекса торгово-учетных операций. Взаимодействие такой системы с покупателем осуществляется следующим образом.

Для обеспечения торгово-закупочных операций от системы электронной торговли требуется выполнение следующих функций:

, Интернет-магазин

не является полноценным Интернет-магазином. Она содержит виртуальный зал продаж, позволяющий покупателю выбрать (найти) и заказать товар. Оплата товара производится покупателем наличными деньгами в момент получения заказа (например, оплата через курьера). Пример см. на рис. 1.5.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.5. Витрина сетевой аптеки Webapteka.ru

В настоящее время применяются редко, т. к. не обеспечивают сервисных возможностей, предоставляемых другими инструментальными средами сетевой экономики, в частности Интернет-магазинами.

Типовой Интернет-магазин состоит из трех частей:

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.6. Виртуальный зал продаж типового Интернет-магазина

Интернет-магазин позволяет покупателю найти товар, оценить его потребительские свойства, поместить товар в виртуальную корзину и осуществить его оплату в режиме реального времени.

Для оплаты товара используются пластиковые кредитные карты (платежная система «ASSIST»), цифровые деньги (платежная система «Яндекс.Деньги»), титульные знаки (платежная система «WebMoney»). Возможно использование также перевода денег со счета в банке, наличного расчета и других способов оплаты (рис. 1.7).

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.7. Способы оплаты товара в Интернет-магазине

Достоинствами Интернет-магазина по сравнению с являются:

Интернет-магазины широко распространены в глобальной сети. Их число измеряется многими сотнями. Разнообразным является также ассортимент Интернет-магазинов: от цветов, игрушек, книг и ювелирных украшений до крупной бытовой техники и автомобилей. Интернет-магазины особенно эффективны для небольших предприятий и физических лиц.

Торговая Интернет-система и торговая Интернет-площадка

Главный отличительный признак торговой Интернет-cистемы — полная интеграция с корпоративной информационной системой предприятия. Этим обеспечивается возможность управлять содержанием торговой Интернет-системы (например, ассортиментом товаров в ) прямо из корпоративной системы управления и учета, не нарушая сложившихся бизнес-процессов.

На рис. 1.8 показан фрагмент главной страницы торговой Интернет-системы компании MONT — одного из крупнейших дистрибьюторов программного обеспечения.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.8. Фрагмент страницы с описанием торговой Интернет-системы

Система поддерживает полный цикл обработки заказов, поступающих как через Интернет, так и с использованием традиционных способов коммуникации. Она эффективна при использовании предприятиями, взаимодействующими по типу B2B.

Другой электронной службой, ориентированной прежде всего на оптовых покупателей (юридических лиц), взаимодействующих также по типу B2B, являются торговые Интернет-площадки.

1.4. Электронные платежные системы

Для совершения финансовых операций в Интернете используются платежные системы. Платежная система является набором инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками системы. Платежная система сети Интернет — система проведения расчетов между финансовыми организациями, продавцами и покупателями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет.

Типы платежных Интернет-систем

Все платежные системы по используемой схеме платежей можно разделить на две категории: дебетовые и кредитные.

Дебетовые системы платежей построены аналогично их оффлайновым прототипам: чековым и обычным денежным. В схему вовлечены две независимые стороны: эмитенты и пользователи. Под эмитентом понимается субъект, управляющий платежной системой. Он выпускает некие электронные единицы, представляющие платежи (например, деньги на счетах в банках). Пользователи систем выполняют две главные функции. Они производят и принимают платежи в Интернете, используя выпущенные электронные единицы.

Кредитные системы обычно используют пластиковые карточки. Пластиковая карточка — это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Кредитные Интернет-системы на основе банковских пластиковых карт являются аналогами обычных кредитных систем, работающих с пластиковыми картами. Отличие состоит в выполнении всех транзакций через Интернет и, как следствие, в необходимости использования дополнительных средств обеспечения безопасности и аутентификации.

Электронные чеки

Электронные чеки — это предписания плательщика банку перечислить деньги со своего счета на счет получателя платежа.

Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков. Операция перечисления денег происходит в банке при предъявлении получателем электронного чека.

Основные отличия электронных чеков от бумажных:

Схема платежей с использованием электронного чека показана на рис. 1.9.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.9. Схема платежей с использованием электронного чека

Проведение платежей проходит в несколько этапов:

Сравнительные характеристики электронных платежных систем

Различные электронные платежные системы обладают как достоинствами, так и недостатками. В связи с этим в табл. 1.5 приведены сравнительные характеристики платежных систем, наиболее часто используемых в российском секторе сети Интернет.

Характеристика электронных платежных систем

Принцип действия платежной системы

Пример платежной системы

При первой оплате продавцу сообщается номер кредитной карточки, срок ее действия, имя владельца. Эта информация может передаваться по сети как в открытом, так и в шифрованном виде. В дальнейшем большинство систем Интернет-торговли использует базы данных постоянных клиентов, в которой для идентификации покупателя применяется авторизационная пара: имя пользователя (логин) и пароль, в дополнение к которой может запрашиваться номер карточки

Электронные деньги или титульные знаки

На компьютере покупателя в электронном кошельке хранятся виртуальные денежные знаки, которые перемещаются по сети к продавцу. Каждый денежный знак имеет уникальный номер (по аналогии с обычными купюрами)

Основная идея аналогична использованию реального банковского счета, но для совершения операций используются различные схемы авторизации: система открытых и закрытых ключей, цифровая подпись, авторизационная пара

Платежная сисема «WebMoney Transfer»: технология титульных знаков

Платежная система «WebMoney Transfer» обеспечивает проведение расчетов в реальном времени посредством учетных единиц — титульных знаков WebMoney (WM). Управление движением титульных знаков осуществляется пользователями с помощью электронных кошельков WM Keeper.

Системой поддерживается несколько типов титульных знаков, обеспеченных различными активами и хранящихся на соответствующих электронных кошельках:

Для того чтобы стать участником системы «WebMoney Transfer» достаточно установить на своем компьютере клиентскую программу WM Keeper и зарегистрироваться в системе, получив при этом и приняв соглашения системы.

Система «WebMoney Transfer» позволяет:

На рис. 1.10 показана финансовая модель системы «WebMoney Transfer»:

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.10. Финансовая модель платежной системы «WebMoney Transfer»

Как видно из рисунка, система «WebMoney Transfer» использует банк только для операций вывода денег из системы и денежных переводов.

Технология «WebMoney Transfer» разработана c учетом современных требований безопасности, предъявляемых к системам управления информацией через Интернет. Для обеспечения высокого уровня защиты данных и средств пользователей в системе поддерживается, в частности, следующий комплекс мер:

1.5. Платежная система «Яндекс.Деньги»: технология цифровой наличности

Электронные деньги

Электронные деньги (цифровые деньги, цифровая наличность) — обязательства эмитента перед держателем в денежном выражении, хранящиеся на техническом устройстве в электронном виде.

Электронные деньги полностью моделируют реальные деньги. При этом эмиссионная организация — эмитент выпускает их электронные аналоги. Далее они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной подписью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением.

Виды электронных денег:

Хранение электронных денег у клиента может осуществляться двумя способами: в электронном кошельке на жестком диске, во флеш- или иной памяти компьютера; на смарт-картах. Разные системы предлагают разные схемы обмена. Некоторые открывают специальные счета, на которые перечисляются средства со счета покупателя в обмен на электронные деньги. Некоторые банки могут сами эмитировать электронную наличность. При этом она эмитируется только по запросу клиента с последующим ее перечислением на компьютер или карту этого клиента и снятием денежного эквивалента с его счета. При реализации же слепой подписи покупатель сам создает электронные купюры, пересылает их в банк, где при поступлении реальных денег на счет они заверяются электронной подписью и отправляются обратно клиенту. Наряду с удобствами такого хранения, у него имеются и недостатки: порча диска или смарт-карты оборачивается невозвратимой потерей электронных денег.

Технология цифровой наличности PayCash

По технологии PayCash работает популярная электронная платежная система, имеющая торговую марку «Яндекс.Деньги». Технология PayCash представляет собой множество электронных кошельков, у каждого из которых имеется свой владелец (продавец или покупатель). В свою очередь все кошельки соединены с единым процессинговым центром. Здесь и происходит обработка информации, которая поступает из кошельков.

Технология PayCash позволяет переводить цифровую наличность из одного кошелька в другой, хранить ее в Интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на традиционные банковские счета или в другие платежные системы.

Технологии PayCash обеспечивает следующие характеристики:

В качестве инструментов защиты, используются:

Для осуществления операции требуется всего несколько секунд.

При осуществлении тех или иных платежных операций система автоматически протоколирует не только факт совершения платежа, но и факт обмена сторонами юридическими обязательствами. Этот процесс фиксируется в виде контрактов или договоров, подписанных ЭЦП обеих сторон. Договоры сохраняются в электронных кошельках пользователей. Это производится с целью максимальной защиты их прав.

Вследствие этого обслуживание для физических лиц является абсолютно бесплатным, а для юридических лиц стоимость обслуживания составляет всего 1—2 % от суммы транзакции, в зависимости от формы сотрудничества.

Благодаря уникальной технологии, у пользователей есть возможность совершать платежи до 0,001 копейки, что открывает новые возможности для развития различных областей электронной коммерции.

В случае если в момент совершения транзакции по причинам она не была доведена до конца, ни одна из сторон не рискует потерять деньги.

Система может поддерживать бесконечное число различных валют и прочих финансовых единиц (электронные векселя, электронные акции и т. п.) одновременно.

В рамках работы с платежной системой «Cyphermint PayCash System» обеспечены безопасные легальные трансграничные Интернет-платежи из США в Россию. Аналогичная возможность предоставлена пользователям системы «Интернет.Деньги» на Украине и «DramCash» в Армении.

Схема Интернет-платежей в системе «Яндекс.Деньги»

Схема Интернет-платежей, реализованная в электронной платежной системе «Яндекс.Деньги», показана на рис. 1.11 (данный пример соответствует технологии прямого платежа на счет):

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.11. Схема платежей с использованием электронного чека

При совершении платежа выполняются следующие операции:

1.6. Платежная система «ASSIST»: технология платежей с использованием банковских пластиковых карт

Общая характеристика системы

В своей базовой конфигурации платежная система «ASSIST» относится к кредитным системам. Система «ASSIST» — это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через Интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транзакций.

Замечание: В дополнение к стандартному набору карт VISA, и MasterCard система «ASSIST» предоставляет возможность оплаты электронной наличностью — титульными знаками платежной системы «WebMoney», цифровыми деньгами платежной системы «Яндекс.Деньги», электронной наличностью платежных систем «», «Kredit Pilot» в рамках единого пользовательского интерфейса.

Схема Интернет-платежей в системе «ASSIST»

Схема Интернет-платежей, реализованная в электронной платежной системе «ASSIST», показана на рис. 1.12.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.12. Схема платежей с использованием электронного чека

При совершении платежа выполняются следующие операции:

Пояснение: осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания пластиковых карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др.

Пояснение: выпускает электронные карточки, гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг.

В заключение отметим, что расчеты, проводимые с использованием системы «ASSIST», полностью соответствуют законодательству РФ и регулируются соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Платежи с использованием банковских кредитных карточек проводятся по схеме MOTO (Mail Order Telephone Order) в строгом соответствии правилам платежных систем (VISA, Europay и др.).

1.7. Технологии создания Интернет-магазинов

Важнейшей операцией при создании Интернет-магазина является подключение к нему электронного кошелька. Для этого используются различные технологии, основанные на использовании, в частности:

Схема, реализующая технологию прямых платежей системой «PayCash», показана на рис. 1.13.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.13. Иллюстрации технологии прямых платежей

При реализации этой схемы предполагается, что и покупатель, и продавец установили на своем компьютере каждый свой электронный кошелек. Покупатель выбирает в Интернет-магазине товар (услугу) и оплачивает его стоимость с использованием своего электронного кошелька, являющегося в момент оплаты активным.

Далее в соответствии со схемой:

Для поддержки данной технологии Интернет-магазином (рис. 1.14):

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.14. Пример витрины Интернет-магазина

используется следующая настраиваемая (рис. 1.15):

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Наряду с простотой достоинством данной технологии является то, что прямой платеж может быть инициирован покупателем как непосредственно из своего электронного кошелька, так и с продавца.

1.8. Основные модели и проблемы развития информационного общества

Основные модели развития информационного общества

На рубеже тысячелетий проявилось осознание того, что формирование информационного общества происходит в большей степени не по заранее выписанным рецептам, а имеет свою специфику в различных социально-экономических формациях. Эта специфика основана на разнообразии стратегий социально-экономического и культурного развития этих обществ. Один из ведущих специалистов по сетевым сообществам Мануэль Кастельс (Manuel Castells, США) подчеркивает, что существуют общие для мирового сообщества информационные технологии и сетевая экономика, но между ними лежит сфера человеческого многообразия.

В настоящее время известны три основные модели развития информационного общества и связанные с ними концепции вхождения в глобальный сетевой рынок. Это соответственно:

Особый интерес к Финляндии как к одному из информационных обществ обусловлен следующими тремя основными причинами:

Опубликованные данные международных исследований показывают, что Финляндия по индексу технологического развития ООН занимает вместе с США и Сингапуром одно из первых мест. При сравнении конкурентоспособности экономик (индекс IMD) этим странам принадлежат также первые три места.

Существенные различия видны на социальном уровне. Индекс социальной несправедливости (соотношение между доходами 20 % самых богатых и 20 % самых бедных жителей) в Финляндии составляет всего 3,6 при почти в 3 раза больших показателях США (9,0) и Сингапура (9,6). Средний показатель для экономически развитых стран составляет 5,8, а остальной мир показывает еще большую социальную несправедливость (средний индекс равен 13,5).

Необходимо подчеркнуть, что Финляндия наряду с США лидирует по таким показателям, как количество на 1 тыс. жителей и доля пользователей Интернета. По распространению мобильной связи Финляндия устойчиво занимает первое место в мире. В период 1996—2005 гг. финская экономика развивалась темпами, превышающими американский и среднеевропейский уровень. Причем лидерство в росте производительности труда принадлежало именно телекоммуникационному сектору — ежегодный рост составил около 25 %.

Но самой своеобразной чертой явилось сочетание высоких темпов развития современных технологий информационного общества и государства благосостояния. Опыт Финляндии разрушает укоренившийся стереотип о якобы неразрывной взаимосвязи либеральной экономики, основанной на невмешательстве государства в деятельность корпораций, и высоким уровнем технологического развития.

«Сингапурская модель» менее известна. М. Кастельс в сравнительной таблице моделей информационного общества обозначает такие ее характеристики, как высокая доля (58 %) высокотехнологичной продукции в объеме экспорта (в США — 32, а в Финляндии — 27 %), значительный уровень развития электронной торговли, высокий ВВП на душу населения. При этом важными факторами являются существенное расслоения общества по уровню благосостояния и практически полное отсутствие демократических механизмов — в частности, показатель «свобода СМИ» (интервал от 0 до 100, где 0 соответствует полной свободе СМИ) в Сингапуре равен 68, что в 4—5 раз хуже соответствующего показателя для США (15) и Финляндии (14) и в 3 раза хуже показателя других экономически развитых стран (19).

Насколько сказанное актуально для России? Сейчас наша страна подошла к заветной черте — около 10 % населения используют Интернет-технологии. Считается, что после преодоления данного рубежа в стране начинаются необратимые процессы внедрения Интернет-технологий в различные сферы жизнедеятельности. Однако в России зафиксирована стабилизация количества Интернет-пользователей. Связано это с низкими темпами роста уровня благосостояния населения.

В связи с этим очевидным становится вывод: если не решить вопросы существенного повышения уровня реального благосостояния населения, то Интернет-технологии еще долго будут локальным вкраплением «глобального информационного общества» в отдельных регионах России. Соответственно выбор стратегии развития и модели построения информационного общества неразрывно связан со стратегией экономического и социального развития России.

Проблемы вхождения России в сетевую экономику

Создание экономики, основанной на технологиях и знаниях информационного общества и интегрированной в мировое экономическое сообщество, связано с решением целого ряда проблем, имеющих национальный и межнациональный характер, являющихся многоплановыми. В этом контексте основные проблемы вхождения России в сетевую экономику также носят межнациональные и национальные черты.

Краткая характеристика проблем вхождения России в сетевую экономику дана на рис. 1.16.

что такое сетевая экономика. Смотреть фото что такое сетевая экономика. Смотреть картинку что такое сетевая экономика. Картинка про что такое сетевая экономика. Фото что такое сетевая экономика

Рис. 1.16. Характеристика проблем вхождения России в сетевую экономику

Перечислим подробнее некоторые теоретико-практические проблемы, связанные с вхождением России в сетевую экономику (на рисунке они показаны как научные проблемы). В их числе проблемы:

Данные проблемы должны стать предметом самого пристального научного анализа с целью разработки системы взаимосвязанных макропараметров, показателей и индикаторов глобальной сетевой экономики. Это требует активизации исследований по приведенной проблематике, создания специальных институциональных структур, в чьи функции должны входить разработка нового методологического и понятийного аппарата, формирование организационных механизмов и выработки мер по осуществлению практического мониторинга состояния экономики России, включая наиболее динамичный ее компонент — российский сегмент сетевой экономики.

Выводы

По оценкам, в результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивности процессов, формирующих сетевую экономику, к концу первого десятилетия XXI в. почти 90 % предприятий в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками глобальной сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут иметь для основной части бизнеса приоритетный характер.

Глобальный переход к сетевым экономическим отношениям может привести к появлению как позитивных, так и негативных факторов. Можно ожидать, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации человека. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике.

Следует также ожидать появления нового фактора социально-экономического неравенства: тот, кто имеет лучший доступ к сети и лучше адаптирован к ее особенностям, будет иметь преимущества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *