что такое серый импорт

Что такое параллельный импорт. Объясняем простыми словами

Практика параллельного импорта опирается на принцип исчерпания исключительного права на товарный знак: если товар уже был однажды введён в оборот (для этого нужно подать сведения о товаре в информационную систему маркировки), компания-правообладатель теряет возможность контролировать то, что происходит с ним дальше (хранение, транспортировка, продажа, перепродажа).

Однако не всё так просто: в некоторых государствах, в том числе и в России, товар не считается введённым в оборот, если он введён в оборот на территории другой страны. Соответственно, на его импорт требуется согласие правообладателя товарного знака.

Пример употребления на «Секрете»

«Внесённые в ГК поправки разрешают параллельный импорт в четырёх случаях: если товары недоступны в России, если их не хватает, если цены на них завышены или если их качество отличается от аналогов. В список таких товаров не входят локализованные товары».

(Из материала про то, как в России собираются узаконить серый импорт.)

Мнения

Вопрос параллельного импорта неоднозначный: так, на Международном таможенном форуме звучали опасения, что легализация этой практики может привести к снижению качества товаров, разорению локализованных производств и трудностям таможенного контроля. В Правительстве РФ однако считают, что введение параллельного импорта для отдельных категорий товаров поможет бороться с некачественной локализованной продукцией, поступающей на российский рынок.

За и против

Плюсы параллельного импорта:

Источник

50 оттенков серого в российской таможне, часть 2

Цель статьи — спуститься в недра «серых» таможенных схем и объяснить, что такое пресловутые доллары за кг. Вторая часть честного гайда про то, как растаможить товар и почему все не так однозначно.

Это продолжение статьи про то как работает таможня в России. Первая часть здесь:

По моему опыту, вообще далеко не все понимают что такое карго.

При этом излишним морализаторством тоже заниматься не буду. У карго есть плюсы и минусы, и кому-то этот вариант подходит. Важно лишь понимать что он из себя представляет

Удивительно что по запросу «что такое китайское карго» выходят статьи с посылом: «Это такая упрощенная схема доставки товаров, но с некоторыми особенностями»

Давайте для начала поясню для тех кто никогда не касался этой темы о чем вообще речь. Есть такая схема работы, при которой не нужно заниматься таможенным оформлением вообще. Работает для импорта как из Китая, так и из Европы.

В нулевые годы такой способ прохождения таможни назывался «таможить айфоны как кирпичи». Как это работает: где-то на зарубежном складе собирается сборка разнородного товара. В ней могут быть и телефоны и автозапчасти и одежда и бижутерия. Товар упаковывается в огромные тюки, либо ставится на палеты с обрешеткой. Все это грузится в одну машину и везется, как правило, через Казахстан. Там весь груз проходит по одной таможенной декларации как стройматериалы и вся партия благополучно едет в Россию (между Казахстаном и Россией границы нет в рамках ЕАЭС). Ранее подобными маршрутами грешил погранпереход в Суйфэньхэ, но последние годы по подобным схемам работает Казахстан в случае поставки китайских товаров и Беларусь в случае Европы.

На сленге это называется «карго». При использовании карго вы не получите официальную ГТД и не сможете поставить товар на учет.

Основных признаков что перед вами карго 3:

1) Вместо подробного расчета вес вашего груза просто перемножат на пресловутые «доллары за кг»

3) Деньги за товар на фабрику вам необходимо будет перевести либо наличными, либо через компанию-прокладку за определенный процент

Важно! Не путайте понятие «карго» применимое к серым схемам импорта и «карго» как составляющую в наименовании компаний, занимающихся обработкой грузов. У нас был пару лет назад клиент, который, наслушавшись историй о жутких китайских схемах, не хотел оплачивать терминальные расходы в «Шереметьево-карго». А ведь это всего лишь официальная компания-оператор в аэропорту.

На этот вопрос можно ответить двумя способами.

Второй. В значении «нормально ли карго работает».

Совет: по максимуму упаковывайте груз. Не отказывайтесь от обрешетке, а, в идеале, от паллетирования. В последнем случае ваш груз хотя бы не будут бросать, а аккуратно перевозить погрузчиком.

Получать груз вы будете в ТЦ Москва, ТЦ Южные Ворота, и это отдельная песня про попытки въехать и организовать погрузку. Приготовьтесь к разводу с платным въездом, грузчиками и дополнительными, не включенными в «доллары за кг» расходами

Совет: берите водителей, знакомых со спецификой рынков и пониманием реальных расценок за работы

В случае карго из Европы последний пункт неактуален, но суть карго-доставки та же.

Самая интересная часть.

По ценам на июнь 2021 года такой товар каргисты привезут вам по 2,5 доллара за кг за 25 дней.

Расчет: 1500*2,5=3750 USD

Собственно, на этом весь расчет закончен. Плюс на рынке в Москве с вас возьмут от 2 до 5 тысяч рублей за выгрузку и погрузку на вашу машину.

Если везти такие мониторы официально, то таможенные платежи составят порядка 8000 долларов + перевозка около 1500 долларов

Теперь давайте сравним с токарными станками из прошлой статьи

Дано: Токарные станки

Взяли товар с той же ценой, той же плотностью, но в 5 раз большим весом.

Расчет: 7500*2,5=18 750 USD

Официальные же платежи у нас выходили на на 9400 долларов + порядка 4500 долларов доставка до Москвы.

На карго нет смысла везти тяжелые и недорогие товары. Практически любое промышленное оборудование и материалы везти на карго невыгодно. И мы здесь еще не затронули стоимость наличных денег по сравнению с безналом.

Как говорится на ютуб-канале «Редакция»: «Все выводы вы делаете сами». А я буду рад ответить на вопросы в комментариях, потому что тема непростая и неоднозначная.

Источник

«Серые» импортеры против корпораций, владеющих брендами с мировой известностью: кто победил?

что такое серый импорт. Смотреть фото что такое серый импорт. Смотреть картинку что такое серый импорт. Картинка про что такое серый импорт. Фото что такое серый импорт

Председатель коллегии адвокатов г. Москвы «Триумф»

специально для ГАРАНТ.РУ

Объем параллельного, или как его еще называют «серого» импорта, то есть ввоза оригинальных товаров без согласия правообладателя товарного знака, растет с каждым годом. Вместе с ним растет и накал страстей в борьбе мировых корпораций, владеющих известными брендами, с представителями российского малого и среднего бизнеса, импортирующего оригинальные товары «в обход» официальных дистрибьюторов на территории России. В наибольшей степени это коснулось рынка автозапчастей, детских товаров и лекарств (в том числе орфанных).

Проблема заключается в том, что правоприменительная практика долгое время была весьма противоречивой по вопросу приравнивания нарушения прав на товарный знак к контрафакту.

Например, оригинальные запчасти BMW, купленные у официального дилера в Германии и ввезенные в РФ без согласия официального дистрибьютора в РФ, – они контрафактные или нет? С одной стороны, товарный знак нанесен правообладателем, им же введен в оборот, то есть товар не контрафактный. С другой стороны, ввоз товара, содержащего товарный знак, является самостоятельным видом использования товарного знака, следовательно, при отсутствии согласия правообладателя, имеет место нарушение прав на товарный знак.

Положения ч. 1 ст. 14.10 КоАП предусматривают ответственность за незаконное использование чужого товарного знака в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 50 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Статья 1252 Гражданского кодекса предусматривает достаточно большую вариативность мер по защите исключительных прав на товарный знак, в том числе предъявление требований о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении убытков или выплате компенсации, об изъятии товара.

Пункт 4 ст. 1252 ГК РФ устанавливает, что в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены кодексом.

Анализируя вышеприведенные нормы, возникают вопросы:

К сожалению, правоприменительная практика в отношении параллельного импорта напоминала качели.

Все началось в 2003 году, когда арбитражный суд подтвердил законность привлечения ООО «К-2» (неуполномоченного импортера) к административной ответственности за импорт косметики NIVEA (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2004 г. по делу № А21-7412/03-С1), фактически приравняв «серый» импорт к контрафакту.

Однако в 2009 году ВАС РФ рассмотрел дело о Porsche Cayenne S (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2008 г. по делу № А40-9281/08-145-128). Суд указал, что ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ наступает только в отношении оборота контрафактного товара, то есть при незаконности нанесения товарного знака.

Вообще это определение фактически породило два вида нарушения прав на товарный знак, разделив их по деликтности:

ВАС РФ последовательно придерживался этой позиции и развил ее в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ». В п. 8 этого постановления указано, что ст. 14.10 КоАП РФ применяется только тогда, когда предмет правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака, то есть к контрафактным товарам.

Однако, позицию ВАС РФ о недопустимости изъятия и уничтожения «серого» импорта суды фактически игнорировали.

При этом суды, опираясь на правовую позицию, изложенной в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 года № 122 о том, что согласно ст. 1484 ГК РФ, ввоз на территорию РФ товара с нанесенным на него товарным знаком является самостоятельным способом использования этого товарного знака, делали вывод о контрафактности «серого» импорта в силу ст. 1252 ГК РФ и, как следствие, удовлетворяли требования правообладателей об изъятии и уничтожении такого товара (постановление ФАС Московского округа от 29 декабря 2011 г. по делу № А40-12515/11-27-104).

Зачастую, помимо требования об изъятии и уничтожении, суды удовлетворяли требования правообладателя о запрете на введение в гражданский оборот в будущем товаров, содержащих принадлежащий истцу товарный знак (постановление ФАС Московского округа от 23 апреля 2013 г. по делу № А41-42709/10).

В абз. 12 п. 2 Справки указано, что ввоз на территорию Российской Федерации товара, на который в стране происхождения законно нанесен товарный знак, не образует состав административного правонарушения, ответственность за что установлена ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, и в том случае, если правообладателем тождественного или сходного до степени смешения товарного знака в Российской Федерации является иное лицо.

Более того, СИП четко сформировал свою позицию о том, что ст. 1515 ГК РФ предусматривает изъятие из оборота и уничтожение товаров, только если товарный знак на них размещен незаконно. В отношении «серого» импорта данное требование правообладателя удовлетворению не подлежит (постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 октября 2014 г. № А41-42585/2012).

Вообще дело № А41-42585/2012 по торговой марке Nissan можно назвать иллюстрацией движения судебной практики навстречу «серым» импортерам. Дело ходило по инстанциям с 2012 года и окончательная точка в нем была поставлена лишь 5 сентября прошлого года (определение ВС РФ от 5 сентября 2017 г. № 305-ЭС14-7669).

Решением Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2013 г. № А41-42585/12 были признаны незаконными действия по ввозу товаров, маркированных товарными знаками Nissan, удовлетворены требования об изъятии и уничтожении товара, взыскано 100 тыс. руб. компенсации. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2013 г. № 10АП-4060/13 решение изменено, удовлетворены требования о запрете обществу осуществлять без согласия компании использование спорных товарных знаков, включая ввоз, а также совершение любых иных действий по введению таких товаров в гражданский оборот на территории РФ.

СИП отменил судебные акты и направил на повторное рассмотрение, указав на недопустимость изъятия и уничтожения оригинального товара (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 октября 2014 г. № С01-915/2014 по делу № А41-42585/2012).

Итогом прохождения еще двух кругов по судам трех инстанций стал отказ в иске. При этом суды мотивировали свое решение следующим:

Требование о запрете действий может быть предъявлено только к длящимся действиям, а доказательств того, что ввоз товара с товарным знаком Nissan являлся длящимся на момент рассмотрения дела не представлено.

Товар не может быть признан контрафактным, поскольку истец признает, что товарный знак нанесен правообладателем либо с его согласия, следовательно, основания для взыскания компенсации согласно п. 4 ст. 1515 ГК РФ отсутствуют.

Смену судебного вектора в сторону «серых» импортеров всячески поддерживает ФАС России, считая попытки правообладателей препятствовать «серому» импорту актом ограничения конкуренции, и регулярно выдает предписания правообладателям о недопустимости недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Арбитражные суды начали поддерживать ФАС России (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 декабря 2017 г. по делу № А40-159212/17)

Что же касается потребителей, то в большинстве случаев «серый» импорт – это способ получить желаемый товар дешевле и в обход санкций.

Таким образом, объективная необходимость в формировании четкой позиции по «серому» импорту назрела давно.

Именно нарушением принципа правовой определенности в вопросе «серого» импорта была мотивирована жалоба ООО «ПАГ» в Конституционный суд Российской Федерации. По результатам рассмотрения жалобы было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 8-П, от которого все ждали четкого окончательного ответа по правомерности «серого» импорта и справедливости применения к нему санкций, как к контрафакту.

Фактически Суд дал арбитражным судам полную свободу в этом вопросе, обозначив лишь некоторые реперные точки:

Обобщая изложенное, можно сделать несколько выводов:

Очевидно движение в сторону разрешения «серого» импорта. Безусловным плюсом для «серых» импортеров стало указание КС РФ на незаконность изъятия и уничтожения такого товара.

КС РФ, указав, что не подлежит судебной защите исключительное право на товарный знак, если используется правообладателем как средства недобросовестной конкуренции или как реализация режима санкций в отношении РФ, так и не указал квалифицирующие признаки того, где проходит граница между реализацией правообладателем исключительного права на товарный знак и злоупотреблением этим правом. Это дает почву для очередной вариативности выносимых судами решений, где одним правообладателям предоставят защиту, а другим откажут.

Источник

«Белая схема» таможенного оформления.

При использовании этой схемы все документы на каждую партию товаров оформляются в полном соответствии с таможенным кодексом, полностью указывая реальную фактическую стоимость товара, код ТН ВЭД и другие сопутствующие данные по поставке.
Это полностью прозрачная, безопасная и самая дорогая схема поставки импортной продукции. Себестоимость ввозимой продукции при такой схеме как правило оказывается довольно высокой. Начинающие предприниматели и небольшие компании вряд ли могут себе позволить нести такие расходы при ввозе импортной продукции без необходимой оптимизации. И к тому же процесс таможенного оформления в этом случае будет довольно трудоемким, так как Покупателю нужно будет предоставить обширный и полный пакет документов необходимых для таможенного оформления о котором упоминалось в начале, корректно и без ошибок оформить которые сможет только специалист в этой области, и услуги которого Покупателю «тоже будут стоить денег».
В связи с этим «белая схема» таможенного оформления подходит только крупным организациям и фирмам, работающим в рамках госконтрактов или крупным сетевым компаниям.

«Серая схема» таможенного оформления.

«Черная схема» таможенного оформления.

Выбор Предпринимателю между «белой» и «серой» схемами доставки поможет сделать следующий пример расчета:

Таможенная стоимость товара складывается из цены товара по Инвойсу + стоимость доставки до границы или пункта пропуска в РФ.
Например, если стоимость транспорта составит 500 usd, таможенная стоимость товара получится 30 500 usd.

При использовании «белой» схемы нужно будет оплатить:
— ввозная таможенная пошлина в размере 5% от таможенной стоимости = 1525 usd.
— НДС 18% от суммы пошлины и таможенной стоимости = 5765 usd.
— таможенный сбор с учетом таможенной стоимости = 65 usd.
Итого платежи составят 7355 usd.

При использовании «серой» схемы логистическая компания указывает заниженную стоимость товара, нижнюю границу которой определяет таможня исходя из профилей риска, в нашем примере это будет 10 000 usd:
— ввозная таможенная пошлина в размере 5% (от 10 500 usd) = 525 usd.
— НДС 18% = 1985 usd.
— таможенный сбор с учетом таможенной стоимости = 25 usd.
Итого платежи составят 2535 usd.

Подводя итоги:
Варианты доставки и таможенного оформления импортной продукции потенциальным покупателям нужно просчитывать заранее и до оплаты Поставщику за товар. В противном случае может оказаться что Вы приняли не самое лучшее решение, но изменить что-либо уже будет поздно.
Наши специалисты готовы помочь Вам с выбором оптимальной схемы доставки импортируемых товаров. Для этого Вам нужно заполнить on-line заявку на расчет стоимости доставки и мы в течении часа предложим наиболее выгодный вариант.

Источник

Пятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме

Существование и применение серых схем в России относятся как к несовершенствам законодательства, так и к уровню общественного сознания. Это тонкий двусторонний процесс и практически философский вопрос. Бизнес хочет зарабатывать побольше и платить поменьше государству, но и народ хочет дешевого продукта, не задумываясь о «высоком».

Полуправда

«Серый» импорт, в отличие от «черного», который проникает на территорию России вообще без всякого оформления, — это торговые операции, которые оформлены на бумаге, но при этом какая-то существенная часть информации не договаривается или замещается другой, более выгодной продавцу. В эту категорию попадают все товары иностранного производства, которые были ввезены на территорию России с нарушениями. С помощью различных действий импортера товар может поменять страну происхождения, значительно потерять в весе, поменять код и существенно подешеветь. Одним словом, в ход идет все, что позволяет минимизировать таможенные платежи.

«Серый» импорт может быть откровенным враньем со стороны импортера, как, например, «белорусские креветки» или смартфон по цене навигатора. Но есть и схемы, которые позволяют облегчить бизнесу нелегкое бремя таможенных платежей вполне легально. Классический пример — дешевизна интернет-магазинов. Торговлю в интернете можно вести разными способами. Можно закупать товар, как это делают обычные торговые компании, оплатив все полагающиеся пошлины и НДС, хранить его на складах и заниматься реализацией онлайн с соблюдением всех норм и правил. Кстати, отличный способ экономии на аренде торговых площадей и содержании большого штата продавцов. На самом деле, эти затраты действительно составляют ощутимую долю в конечной цене для потребителя.

Но есть способ «лучше». Интернет-магазин может продавать товары из-за рубежа через посреднические торговые площадки, вроде Ebay или Alibaba. В этом случае интернет-магазин скорее является просто витриной, где покупатель выбирает, платит деньги, а продавец через сервис экспресс-перевозчика отправляет покупку из-за границы как «товар для личного пользования». Таможенных платежей в этом случае не возникает, как и необходимости платить НДС.

Кроме обычных покупателей, которые просто ищут для себя в интернете товары подешевле, есть и «продвинутые пользователи», приобретающие товары мелкими партиями с корыстными целями. Организуются такие предприниматели и кружки по интересам для массовых закупок. Например, всем известные китайские «помогайки». Есть и компании, которые пользуются этой «дырой» в законодательстве, вооружившись базой паспортов.

Физлицо экономит с помощью беспошлинного ввоза около 30-40%, а сам интернет-магазин экономит на НДС, при массовой торговле выгода доходит до 50%. Этим часто объясняется щедрость бесплатной доставки от некоторых западных магазинов…

Болевой порог

Экспресс-перевозчики не входят в Всемирный почтовый союз и не подчиняются его правилам. Таким образом, в России на них распространяется та же норма, что и на физических лиц — без уплаты пошлины можно ввозить товары на сумму не более 1000 евро и до 30 кг. Согласитесь, порог достаточно высокий — при нынешнем курсе сумма составляет около 70 000 рублей. В случае превышения покупателю придется заплатить пошлину. Кстати, сейчас для этого уже разработаны сервисы, позволяющие платить пошлину онлайн через личный кабинет на сайте экспресс-перевозчика без заполнения таможенных документов. Технически сегодня это так же просто, как оплатить покупку в интернете банковской картой «в один клик». Однако для того, чтобы это стало нормой жизни, нужно нечто большее, чем техническая возможность.

Оттенки серого

Еще одна «дыра» в таможенных платежах и учете импорта — это товары, поступающие через «Почту России». Лимит покупок физическими лицами в месяц в настоящее время «Почтой России» технически не администрируется. В соответствии со стандартами Всемирного почтового союза мелкие пакеты до 2 кг могут относиться к категории нерегистрируемых международных почтовых отправлений. По данным «Почты России» за 2015 год более 50% международных почтовых отправлений являются нерегистрируемыми. Информация об их стоимости, содержимом, а также об отправителе и получателе, отсутствует. Это значит, что таможня вынуждена отпустить этот товар с миром.

Этот серый поток товаров народного потребления мы в изобилии можем увидеть в переходах метро. Большая часть аксессуаров, чехлов для телефонов и планшетов приезжает в Россию по почте. Тоннами, разбитыми на посылки по 2 кг. Кратность доставки «Почта России» тоже не отслеживает.

По данным «Почты России» и Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), объем рынка Интернет-торговли в России за половину этого года вырос на 22% и уже составляет 498 млрд рублей, а к концу года достигнет 1,1 трлн рублей. Львиную долю составляет трансграничная торговля — 178 млрд рублей, а по итогам 2017 года вырастет до 420 млрд рублей. Это как раз та часть, которая сегодня по российскому законодательству не облагается НДС. Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, США — 2%. При этом в денежном выражении на Китай приходятся 52%, Евросоюз — 23%, США — 12%.

Мера ответственности

Серый сектор сегодня является огромным резервом для бюджета России. Минфин в начале года объявил о намерении разработать свод мер по выводу бизнеса из тени, которые войдут в налоговую реформу, стартующую с 2019 года. Одной из главных причин такого решения стал тот факт, что государство ежегодно недополучает громадные суммы налогов и таможенных платежей за товары, ввезенные по «серым» схемам. Достоверно подсчитать эти убытки пока не представляется возможным.

Таможня по мере сил борется с незаконным импортом — система управления рисками, анализируя более 40 информационных ресурсов, выявляет рисковые поставки. Это позволяет проверять товары на этапе оформления с применением до 88 мер по минимизации рисков.

Один из методов борьбы с серым импортом — маркировка товаров радиочастотными метками. Пилотным проектом стали изделия из натурального меха, и результаты были очень значительными. ФТС обещала к концу года представить список из 10 товарных категорий, которые будут маркироваться по аналогии с шубами. Однако маркировка коснется далеко не всех товаров даже в будущем. Минфин и ФТС интересуют либо налогоемкие товары, либо те, которые в случае подделки могут нанести вред, как в случае с лекарствами или алкогольной продукцией.

Так что нельзя говорить о том, что это проблема именно российского законодательства. Основные проблемы — это отсутствие системы прослеживания движения товаров от ввоза до конечного потребителя и должного контроля за реализацией товара. Установлен запрет на пользование, приобретение, хранение и транспортировку незаконно ввезённых товаров. Установлено и наказание за нарушение этого запрета, но система контроля на внутреннем рынке плохо налажена. С другой стороны, уже сейчас любой магазин, приобретая товар, может проявить сознательность — самостоятельно проверить партию на сайте таможни. Бесплатный сервис ФТС позволяет быстро пробить поставку на предмет того, откуда и под каким видом был завезен товар. Очевидно, для того, чтобы в корне изменить ситуацию, требуются усилия и рост ответственности всех сторон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *