что такое сервис контингент
Что такое сервис контингент
Информационный портал о системе ГИС «Контингент» и подключению к ней
Федеральный и региональный сегменты АИС Контингент
На региональном уровне проходит первичное наполнение системы, включая следующие организации:
Федеральный сегмент объединит данные:
Региональные сегменты ГИС Контингент
Региональные сегменты ГИС Контингент создаются в каждом российском регионе. Должны быть также созданы сервисы для интеграции с федеральным сегментом, проведено первичное наполнение данными и организована их актуализация. Плановый срок завершения этих работ определяется для каждого региона дорожной картой внедрения системы.
• Разработка федерального и регионального сегментов. Изменения в законодательство. Срок: Июнь, 2016
• «Стыковка» федерального и регионального сегментов. Принятие подзаконных актов. Срок: Сентябрь 2016 г.
• Внедрение в эксплуатацию ГИС КОНТИНГЕНТ. Развитие сервисов для пользователей. Срок: 30 декабря 2016 г.
Заявка на подключение к ГИС «Контингент»
Основанием для проведения работ являются следующие документы и нормативные акты:
Внедрение регионального сегмента единой системы учета, мониторинга и управления контингентом обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации
Система предназначена для автоматизации процесса сбора актуальной информации из ВИС ОО о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся (контингенте) в образовательных организациях различного типа на территории субъекта РФ, а также:
Основные модули АИС «Контингент-регион»
Схема обмена данными между различными системами по учету контингента
Созданием электронной системы учета «Контингент» в школах и садах займется «Мегафон»
На днях компания «Мегафон» выиграла тендер Минкомсвязи по созданию электронной системы учета в школах. «Мегафону» удалось обойти НИИ «Восход», «Барс Груп» и даже «Ростелеком». Что такое система «Контингент»? Что это за система учета в школах, какие цели ставит программа, какие данные о детях будет содержать система?
Компания «Мегафон» предложила самую выгодную цену – 35,76 млн. против 61 млн у Ростелекома. Однако компания не исключает, что к созданию системы будут привлекаться некоторые участники тендера – например, «Нау-сервис».
Система учета в школах «Контингент»
В России появится единая информационная система учета детей «Контингент». Электронная система будет вести учет детей в школах и детских садах. Система будет агрегировать массу различных сведений о них: информацию о месте и дате рождения, о родителях, об успеваемости в учебном заведении и победах на школьных олимпиадах. Она должна стать настоящим хранилищем данных о детях, начиная от имени и возраста и заканчивая списком достижений.
До 15 декабря «Мегафон» должен разработать федеральную часть, которая объединит между собой работающие сегодня региональные сегменты. Они будут использоваться для учета детей, ведения электронных дневников и пр.
Чиновники рассчитывают с помощью этой системы принимать более эффективные решения, связанные с развитием детского образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Систему «Контингент» разработают, чтобы вести учет детей как в дошкольных, так и в профессиональных образовательных организациях. Если ребенок выиграл Олимпиаду, это также зафиксируют в системе. Ее создание было утверждено правительством еще в октябре прошлого года.
Какие проблемы должна решать система
Отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве детей различных возрастов негативно сказывается на решении задач управления сетью образовательных организаций, говорится в проекте концепции Минобрнауки.
Недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства детсадов и школ, не решена проблема выравнивания нагрузки на образовательные организации. Информация о числе родившихся и зарегистрированных по месту жительства содержится в базах данных различных ведомств и «зачастую недоступна в оперативном режиме».
Еще одна проблема – поддержание в актуальном состоянии реестра образовательных организаций, учитывая, что постоянно происходит их реорганизация, ликвидация и создание новых.
Разрозненна или отсутствует информация об «образовательных траекториях» детей – где, когда и насколько успешно они учились. Не отслеживается влияние образовательного процесса на состояние здоровья, будущую социализацию и профессиональную успешность детей.
Создание ИС «Контингент» позволит повысить «эффективность принятия управленческих решений, связанных с развитием детского образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также других областей, ориентированных на работу с детьми», считают в Минобрнауки.
Какие данные о детях будет содержать система
В ИС «Контингент» будет вестись учет детей, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования. Для этого у каждого ребенка в системе должна будет появиться учетная запись, вокруг которой сформируется его «электронное портфолио».
Портфолио будет содержать ФИО, пол, место и дату рождения, номер записи акта о рождении, серию и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и т.п.), освоенных образовательных программах, документах об образовании.
Кроме того, планируется, что ИС «Контингент» будет собирать информацию о количестве детей, проживающих на различных территориях, об очередях на зачисление в образовательные учреждения, сможет прогнозировать потребности на места в учебных заведениях и садиках.
Как данные будут попадать в систему
ИС «Контингент» будет включать в себя региональный и федеральный сегменты, говорится в документах Минобрнауки. В регионах планируется собирать, хранить и обрабатывать данные о детях и образовательных организациях. Федеральный сегмент системы должен будет консолидировать эти данные, также обеспечивая централизованное хранение, анализировать их и формировать отчетность.
Некоторые данные ИС «Контингент» должна будет получать из других информационных систем, в частности, из систем ЗАГСов (сведения о рождении или смерти ребенка будут являться основным событием для создания или закрытия его учетной записи), из Пенсионного фонда (данные о СНИЛС), ФМС (о регистрации) и др.
«ИРТех», по словам Исайкина, уже сейчас, «понимая важность и востребованность подобной федеральной системы», разработала ее региональный сегмент, который в автоматическом режиме собирает и обрабатывает данные не только из информационных систем собственной разработки, но также имеет сервисы для подключения систем и других производителей, для интеграции в СМЭВ.
Компания «Дневник.ру», по словам ее гендиректора Гавриила Леви, также давно следит за развитием ИС «Контингент», принимала участие в разработке требований к системе и сейчас готова предложить системе образования решения, отвечающие этим требованиям.
Кто и когда будет создавать систему
В проекте концепции, с которым ознакомился CNews, говорится, что ввод системы в промышленную эксплуатацию должен завершиться 30 декабря 2016 г. Источник CNews, близкий к Минобрнауки, уточняет, что концепция предполагает создать систему за три года (в 2014 г., согласно проекту, планировалось провести ее проектирование). Но т.к. утверждение документа произойдет только осенью, то ввод системы может состояться в 2017 г.
Правда, добавляет он, курирующий этот проект вице-премьер Ольга Голодец требует запустить систему за два года.
Предполагаемую стоимость создания ИС «Контингент» источник CNews назвать затруднился, т.к. но заявил, что дополнительных средств (помимо уже запланированных Минобрнауки в рамках госпрограммы «Информационное общество») на нее выделять не планируется.
Общую координацию создания ИС «Контингент» будут осуществлять Минобрнауки и Минкомсвязи, говорится в проекте концепции. Первое будет отвечать за разработку и внедрение федеральных элементов системы и координацию регионов, второе – за связывание ведомственных данных и инфраструктуру межведомственного взаимодействия (при наполнении системы будут использоваться СМЭВ и ЕСИА).
Как организован учет детей сейчас
Полностью в информационных системах в России организован только учет дошкольников, говорит Олег Исайкин. В остальных типах образовательных организаций наиболее полно электронный учет осуществляется в школах, менее – в профессиональных образовательных организациях и совсем мало – в дополнительном образовании, отмечает он.
В России на сегодняшний день нет централизованных решений по учету контингента образовательных организаций, работающих по единым правилам, считает Гавриил Леви: «На все уровнях образования присутствуют системы различных производителей, оперирующих различным не унифицированным составом данных».
Требования по необходимому объему сведений для региональных систем положительно скажутся на информатизации образования, уверен он.
Внедрение региональных сегментов ИС «Контингент» во всех регионах России, по мнению руководителя «Дневник.ру», даст мощный импульс для формирования единого информационного поля.
Что такое сервис контингент
Обзор: Что происходит с АИС «Контингент»: свидетельства очевидцев
CNews: Каким образом сегодня организованы учет и планирование в сфере образования? Какие проблемы существуют в этой сфере?
Олег Исайкин: Существуют утвержденные формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которые определяет Министерство образования и науки РФ. Эти достаточно объемные документы, которые на регулярной основе заполняются учебными заведениями, а в дальнейшем консолидируются и обрабатываются. На основании этих данных, например, происходит планирование открытия новых учебных заведений.
Однако, у существующей системы сбора данных есть существенный недостаток – низкая скорость обновления информации. Внедрение новой федеральной АИС должно повлиять на точность и актуальность всех статистических показателей, а значит и на темпы появления новых учебных заведений именно там, где они больше всего нужны.
Кроме того, уже несколько лет в отрасли действует принцип нормативно-подушевого финансирования. Этот принцип можно коротко описать выражением «деньги ходят за ребенком». Именно поэтому сегодня для любого региона России очень важно сформировать полный и точный перечень образовательных организаций, которые посещает ребенок.
Например, к числу образовательных учреждений относятся не только детские сады, школы, вузы, но и любые организации дополнительного образования. При слабой автоматизации учета может возникать ситуация с «мертвыми душами». Дети могут быть зачислены одновременно в несколько учебных заведений дополнительного образования, но по факту не посещать их. Обычная ситуация – ребенок пошел в кружок рисования, через несколько месяцев его заинтересовала спортивная секция, а в итоге настоящим призванием стала скрипка в музыкальной школе. Однако, если школьник продолжает числиться в трех учебных заведениях, то и бюджетное финансирование нужно направлять в каждое из них. Такая ситуация существует, конечно, не повсеместно, а там, где регионы или муниципалитеты частично финансируют занятость детей в системе дополнительного образования.
CNews: Как вы оцениваете текущий уровень автоматизации управления образованием в России?
Олег Исайкин: Первые шаги в направлении автоматизации управления образованием начали предприниматься в России c конца 90-ых годов. И учет образовательных учреждений и учащихся – лишь одна из задач, первая, но далеко не главная. Конечная цель автоматизации, как и абсолютно любых изменений в этой отрасли, – повышение качества и доступности образования. Приходя на рабочее место, педагог или сотрудник министерства должен иметь возможность непосредственно со своего компьютера управлять всеми административными и образовательными процессами.
Школы, муниципалитеты, регионы все последние годы самостоятельно решали задачи информатизации. Коллектив «ИРТех» работает на рынке с 2002 года, мы фактически стоим у истоков этих процессов. Наша компания была первой, кто реализовал в России на практике такие решения, как «Электронный журнал» и «Электронный дневник», работающие в режиме онлайн через интернет.
На сегодняшний день в каждом регионе учет учащихся организован по-разному. И речь идет не столько о тех средствах автоматизации, которые используются в каждой конкретной школе, сколько об автоматизированной информационной системе уровня региональных министерств образования.
Существуют регионы, где автоматизация управления отраслью практически не применяется, данные собираются произвольно, а затем вручную вносятся в электронные таблицы. Нетрудно догадаться, что при этом непродуктивно расходуется огромное количество человеческих ресурсов и времени, а результат может иметь существенную погрешность.
CNews: Как должна быть организована региональная система учета для того, чтобы избежать этих недостатков?
Олег Исайкин: Если говорить про задачу учета обучающихся с точки зрения архитектуры, то хорошим примером централизованной системы может служить АИС «Сетевой Город. Образование» в Волгоградской области. Здесь на всех уровнях управления – от детского сада до министерства образования – развернута единая информационная среда. Вся система размещена в региональном ЦОД, и пользователи подключаются к ней через интернет при помощи персонального компьютера, ноутбука или телефона – клиент работает в браузере.
Сценарий распределенной системы реализован в Камчатском крае и Сахалинской области. Части системы развернуты на серверах в конкретных учебных заведениях. С определенной периодичностью они синхронизируют данные с головным сервером. Причиной децентрализации является нестабильный доступ в интернет, что обусловлено географическими особенностями этих регионов, однако бывают и другие основания для подобных решений. При этом информационная среда остается единой.
Хочу отметить, что АИС, разработанные нашей компанией, полностью поддерживают принцип нормативно-подушевого финансирования еще с 2008 года, давая тем самым управленцам инструмент эффективного распределения и контроля бюджета. Одной из показательных площадок является городской округ Тольятти, где уже после первого года эксплуатации АИС «Сетевой Город. Образование» для организаций дополнительного образования удалось без увеличения общего объема финансирования получить существенный социальный эффект. Так, число детей, пользующихся услугами дополнительного образования, увеличилось на 10,5%, одновременно на 11,6% возросла доля тех, кто посещает такие учреждения 1-2 года. На 20% повысился интерес детей к научно-техническому творчеству. При этом число учеников, нагрузка на которых превышает предельно допустимые нормы, сократилась на 3%.
Точный учет стимулирует организации дополнительного образования на более качественную работу с родителями и детьми. Да, это конкуренция между организациями, но именно она помогает существенно экономить бюджет и перераспределять его в те учебные заведения, где он действительно востребован и эффективно осваивается.
CNews: Какова структура создаваемой сегодня АИС «Контингент»?
Олег Исайкин: Существует федеральный сегмент системы, оператором которого является Минкомсвязь РФ. Это единая база данных, поддерживающая взаимосвязь с регионами.
Региональные сегменты – это тоже базы данных с набором коннекторов к источникам в ведомственных АИС региона. Здесь происходит получение информации, стандартизация форматов данных, формирование отчетности для нужд региона, и самое важное – дальнейшая передача данных в федеральный сегмент. Источником данных являются все типы образовательных организаций, в том числе к федеральному сегменту планируется подключение вузов.
CNews: Существуют ли регионы, в которых ранее уже были созданы ресурсы, подобные АИС «Контингент»?
Олег Исайкин: Работы по автоматизации системы управления образованием в регионах идут непрерывно, и решения с похожим функционалом, безусловно, есть. Практически любой регион, где внедрена АИС «Сетевой Город. Образование», а их на сегодня уже более 20 по всей России, может служить хорошим примером.
Другое дело, что все существующие системы работают в пределах одного министерства, а новая федеральная система – межведомственная. Идеи, заложенные в проекте АИС «Контингент», приводят к упорядочиванию и унификация процессов. При этом замещения существующих АИС не происходит, они являются источниками данных для «Контингент».
CNews: Какие работы в рамках создания АИС «Контингент» ведет ваша компания?
Олег Исайкин: Наша компания разрабатывает региональные АИС различных уровней. Эксплуатируемые у заказчиков системы «ИРТех», в первую очередь, являются источниками данных для «Контингент». Это электронная очередь в детский сад, запись детей в первый класс, кружки и секции ну и, конечно, основа успешной работы любой образовательной организации сегодня – АИС «Сетевой Город. Образование».
С точки зрения работ по АИС «Контингент» мы являемся поставщиками решения для регионального сегмента в 15 регионах – Волгоградской, Костромской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Ульяновской, Калужской областях, Забайкальском, Камчатском, Алтайском краях, Республиках Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе. В этом году ожидаем поставку еще в несколько регионов. Наш продукт называется «Учет Контингента», он интегрируется как с АИС разработки «ИРТех» (если они уже внедрены в регионе), так и с системами других разработчиков. Гораздо проще осуществлять внедрение в окружении собственных продуктов, но мы изначально формировали архитектуру регионального сегмента АИС «Контингент» так, чтобы сделать универсальное, адаптируемое решение для любого региона РФ.
CNews: Удается ли вам уложиться в сроки, определенные дорожной картой?
Олег Исайкин: На сегодняшний день федеральный сегмент уже работает в режиме опытной эксплуатации, что позволяет нам как разработчику и региону как заказчику успешно решать свои задачи. Практически во всех регионах, где мы работаем, система полностью готова – развернут региональный сегмент, подключены внешние системы, настроена выгрузка данных. Как только будет сдан в промышленную эксплуатацию федеральный сегмент АИС «Контингент», заказчик сможет оценить всю эффективность нашего решения.
Время, необходимое для завершения работ в каждом регионе, сильно зависит от текущего уровня его автоматизации и может варьироваться от недели до месяца. Например, в Республике Саха (Якутия) и Самарской области на реализацию проекта потребовалось около двух недель, так как регионы ранее внедрили полный набор наших решений.
В Тульской области исторически сложилось так, что профессиональные образовательные организации эксплуатируют решение одного из российских вендоров и полностью им довольны. Мы выполнили дополнительную интеграцию и таким образом проект создания регионального сегмента занял около двух месяцев.
CNews: С какими информационными системами происходит интеграция регионального сегмента?
Олег Исайкин: Давайте посмотрим на конкретном примере в Самарской области. Здесь интеграция подразумевает взаимодействие с более чем 700 школами, более чем 900 детскими садами, около 100 учреждений профессионального образования и организациями дополнительного образования.
Задача решилась относительно просто за счет использования в регионе единого решения «Автоматизированная система управления региональной системой образования» (АСУ РСО), созданного на основе АИС «Сетевой Город. Образование». Ядро этого комплекса было развернуто еще в начале 2007 года, далее серьезно модернизировано в 2012 году, а отдельные модули активно внедрялись последние 6 лет. Более 2000 образовательных организаций объединяются в 13 территориальных управлений, с которыми связан региональный модуль АИС «Сетевой Город. Образование».
Таким образом, для запуска регионального сегмента АИС «Контингент» в Самарской области потребовалось подключить к нему АИС «Сетевой Город. Образование» и настроить получение дополнительных данных из информационных систем ЗАГС. Эти работы были успешно выполнены нашей компанией в прошлом году.
CNews: Это облачное решение?
В случае с АСУ РСО сервера, обслуживающие систему, расположены в дата-центре ГКУ СО РЦУП Самарской области. Важно, что владельцем информационной системы является регион, а данные хранятся на серверах в контролируемом заказчиком ЦОД с соблюдением нужных уровней безопасности. На сегодня такой подход, на наш взгляд, – единственное легитимное решение для развертывания любой государственной информационной системы в России. Это наша принципиальная позиция – никаких систем на неконтролируемых регионом серверах, тем более, серверах коммерческих компаний.
CNews: Какие сложности возникают при создании регионального сегмента?
Олег Исайкин: Избежать сложностей в нашей работе практически невозможно. Одним из критичных моментов является количество и качество первичных данных. Например, такие базовые вещи, как номер СНИЛС или номер свидетельства о рождении – это типовые поля учетной карточки ребенка в существующих АИС. Однако далеко не всегда эти данные корректно заполнены, так как ранее мало использовались в реальной работе. Передавать сырой материал в АИС «Контингент» нельзя, а заказчик зачастую даже не имеет представления о том, что первичные данные годами заводились в системы формально. С одной стороны, подобные сложности нетехнического характера мало должны волновать нас как разработчика системы. Однако именно такие ситуации напрямую влияют на сроки сдачи проекта. Мы стараемся помогать заказчику, в том числе и в решении таких задач, особенно, если есть возможность организовать автоматическую выверку или коррекцию по защищенным каналам связи.
Большинство данных в системе классифицируется как персональные, и это вызывает дополнительные организационные расходы. Например, необходимость сбора с родителей согласия на их обработку. Это тоже задача заказчика, но мы стараемся методически помочь даже в таких нюансах.
Путин неожиданно отклонил закон о создании системы учета школьников
Содержание
Заказчиком Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (федеральный сегмент ИС «Контингент») выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в интересах Министерства образования и науки РФ. Оба министерства осуществляют общую координацию деятельности по созданию системы. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ несет ответственность за создание и сопровождение федерального сегмента ИС «Контингент», его технологическое обеспечение, координацию межведомственного электронного взаимодействия и является технологическим оператором системы. Министерство образования и науки РФ занимается методологическим и методическим обеспечением федеральной системы.
2016. Изменение законодательства для создания системы
Путин отклонил закон о создании системы учета школьников
Объясняя свое решение, президент заявил, что в федеральном законе должен быть прописан перечень конкретных сведений, которые будут содержаться в системе. Кроме того, должны быть определены лица, у которых будет доступ к этим данным, и их ответственность.
По сложившейся в России практике, вопросы о составе и защите данных в отраслевых информационных системах – это удел подзаконных актов, где это прописывается, отмечает основатель «Академии системного анализа», научный руководитель Центра урбанистики Политеха Петра Великого Алан Салбиев.
По словам эксперта, одна из причин случившегося – смена руководства в Минобрнауки в самый разгар реализации проекта. Это привело к тому, что в ведомстве стали меняться приоритеты, подход к организации цифровой образовательной платформы, использованию цифровых технологий в образовании, началась более интенсивная работа с президентской администрацией. «Так что было ожидаемо и логично, что потребуются корректировки в саму идеологию системы «Контингент»», – считает Алан Салбиев. Но вовремя согласовать изменившиеся позиции ведомства не смогли, в результате президент отклонил закон.
Кроме того, по «Контингенту» не проводились общественные слушания в полном объеме, отмечает Алан Салбиев. В результате многие общественные деятели не обладают всей полнотой информации, что мешает взвешенности суждений.
Эксперт прогнозирует, что в самое ближайшее время в закон внесут необходимые корректировки и система «Контингент», возможно, будет реализована в полном объеме уже к весне 2017 года.
Совет федерации одобрил закон
23 декабря 2016 года Совет федерации одобрил закон о создании информационной системы учета учащихся и направил его президенту РФ.
Госдума приняла закон о создании информсистемы «Контингент обучающихся»
21 декабря 2016 года Госдума приняла во втором и третьем, окончательном, чтениях закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы «Контингент обучающихся», в которой должны быть сведения об учениках, их успеваемости и образовательных организациях.
Законопроект должен вступить в силу с 1 сентября 2017 года, а система «Контингент обучающихся» должна формироваться «поэтапно в сроки, установленные правительством РФ, но не позднее 1 сентября 2022 года».
2015. Создание системы
Федеральная система для учета школьников создана
В конце декабря 2015 года система была создана. Минкомсвязи и «Мегафон» подписали соответствующие акты о выполненных работах, в том числе акт о готовности федерального сегмента системы к вводу в промышленную эксплуатацию.
«Мегафон» предоставил министерству дистрибутив ПО федерального сегмента системы, исходные коды, альбом экранных форм, и необходимую документацию. Заказчик заплатил подрядчику 35,76 млн рублей.
Выбор подрядчика
Участники тендера разбились по парам. Победил «Мегафон»
Осенью 2015 года Минкомсвязи в интересах Минобрнауки провело открытый конкурс [1] на создание первой очереди единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (ИС «Контингент»).
В каждом регионе для учета детей, а также предоставления сервисов электронных дневников и журналов создаются собственные сегменты ИС «Контингент» (см пример Подмосковья), а федеральная система должна будет объединить эти сегменты.
Технические части заявок «Ростелекома» и «Восхода» также совпадают между собой.
В «Мегафоне» отказались комментировать ситуацию. В «Барс Груп» не смогли предоставить комментариев TAdviser.
ФАС не исключает сговор поставщиков
Ознакомившись с информацией о конкурсе, в ФАС заявили TAdviser, что совпадение частей технических предложений может быть одним из признаков сговора, но делать выводы только на этом основании нельзя.
ФАС готова детально изучить этот вопрос в случае поступления соответствующего заявления, добавили представители антимонопольной службы в разговоре с TAdviser.
Сроки
На разработку первой очереди федерального сегмента межведомственной системы (включая аналитический компонент федерального сегмента) отводится около одного месяца времени (работы стартуют в ноябре и завершатся до 15 декабря 2015 года).
В этот же временной период подрядчик должен опробовать информационное взаимодействие федерального сегмента с региональными сегментами межведомственной системы субъектов Российской Федерации на примере 10-ти пилотных регионов, определенных в рамках госконтракта.
Кроме того, победитель должен будет разработать прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовать взаимодействие системы с сегментом высшего образования.
Ключевыми вопросами, которые решали специалисты компаний «БАРС Груп» и «Нетрика» (выступали субподрядчиками), стали интеграция с различными ведомственными источниками данных, взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Разработаны прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента ИС «Контингент», которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.
Проблемы, решаемые системой
Создание федеральной системы, надеются чиновники, позволит решить «ряд актуальных проблем развития общего, профессионального и дополнительного образования», в частности, приведет к «повышению качества и оперативности принятия управленческих решений, за счет организации эффективного межведомственного электронного обмена информацией».
По состоянию на 2015 год Минобрнауки не располагает достоверной информацией о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на различных территориях и нуждающихся в образовательных услугах, следует из технического задания (ТЗ) на создание системы.
Недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования при строительстве образовательных организаций, отсутствует в актуальном состоянии реестр таких организаций, разрознены или отсутствуют сведения об этапах обучения и соответствующих им достижениях обучающихся. Информации об обучающихся хранится в разрозненных ведомственных информационных системах, подходы к идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах также разрознены.
Задачи
Данные в федеральный сегмент ИС «Контингент» будут поступать из региональных сегментов всех субъектов РФ, сегмента высшего образования, информационных систем федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов. Из новой системы можно будет получать как статистическую, так и аналитическую информацию по различным срезам.
Требования к программному обеспечению
Системное программное обеспечение федерального сегмента ИС «Контингент» должно состоять из операционной системы, СУБД, сервера приложений или веб-сервера, а также сервера по обеспечению информационной безопасности.
Определение «ПО российского производства» дано в федеральном законе «о реестре российского ПО», который был подписан Президентом в июне 2015 года. Правда, закон вступает в силу только с 1 января 2016 года.
Для федерального сегмента ИС «Контингент», помимо портала, разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами,
- к какому аспекту относится вопрос планирования численности и состава работающих
- что такое фюрер на немецком