что такое сергек в казахстане

Как камеры «Сергек» ловят за превышение скорости

«Гроздья», «яйца», «виноград» — как только не называют водители камеры интеллектуальной системы видеоконтроля, анализа и прогнозирования «Сергек». Они отличаются от всего, что было раньше на дорогах. Кажется, в Астане они повсюду.

Как работает «Сергек»? Чтобы задать эти волнующие водителей вопросы, развеять мифы и узнать, можно ли увернуться от наказания, kolesa.kz отправились к руководителю компании-разработчика, директору ТОО «Коркем-телеком» Асету Ахметову. Разговор состоялся в стенах Ситуационного центра. Интерьер едва ли не полностью состоит из мониторов. По паре из них установлено на каждом столе, центральная стена — это тоже один большой монитор. На каждом экране — пазл из фрагментов изображений. Глаза разбегаются. На одном из экранов нам показали, как всё устроено.

Почему камер «Сергек» так много? Какая за что отвечает?

— Потому что одна камера просматривает две полосы на дороге. Чтобы распознать номер автомобиля, нам нужно 1 000 пикселей на полосу. Разрешение камеры Full HD составляет 1 980 пикселей по горизонтали, хватает на 2 полосы. Чтобы просматривать четыре полосы, нужно две направленные камеры — две «виноградинки». Плюс две обзорные: одна смотрит в одном направлении, вторая — в другом. Получается, комплекс один, а камер в нём уже четыре. На перекрёстке и того больше. Если сходятся две 4-полосные дороги, нам понадобится комплекс из 12 камер — 8 «виноградин» и 4 обзорных. Это нужно, чтобы работала автоматическая фиксация.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстанеЗдесь город как на ладони. А ведь камер будет ещё больше!

Как работает автоматическая фиксация?

— Очень много нарушений можно распознать автоматически. Нарушение правил поворота. Или когда кто-то влезает в ряд перед перекрёстком. Выезд на занятый перекрёсток. Физически за всеми уследить ведь невозможно, когда там стоит один регулировщик. Но любое нарушение согласовывается с ДВД.

Автоматически система фиксирует пока три нарушения: превышение скорости, проезд по автобусной полосе и пересечение стоп-линии. Для этого нами разработаны специальные алгоритмы, которые выявляют нарушения по видео, получаемым с камер.

Картинка с камер сразу превращается в штрафы?

— Нет. Сначала их проверяют операторы, т. к. есть нарушения, кроме превышения скорости, которые можно совершить по уважительной причине. К примеру, выехать на красный на перекрёсток, освобождая дорогу скорой. На баслейн можно выехать, объезжая аварию. По обзорным фото оператор оценивает ситуацию. Чтобы разобраться в происходящем, он может даже видео посмотреть, но при спорном случае отправить на проверку инспектору.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстанеСистема фиксирует превышение скорости, проезд по выделенной полосе для общественного транспорта и пересечение стоп-линии

А кто проверит инспектора?

— У каждого инспектора своя учётная запись. Помимо этого ведутся логи, кто и что нажимал. То есть все действия каждого инспектора можно очень легко отследить.

Как определяется скорость автомобиля?

— По видео. С точностью до миллионных долей секунды вычисляется время, за которое автомобиль проходит известное расстояние. Этот алгоритм можно установить на сотовые телефоны и с очень высокой точностью измерять скорость. Кстати, для этого не нужна даже камера Full HD.

А какие у системы есть погрешности?

— У каждого измерительного прибора есть погрешность, у вашего спидометра тоже. При ограничении 60 км/ч водителям можно ехать 69. Даже при условии, что мы даём фору 2–4 км/ч, очень многие водители всё равно попадают на штраф. К тому же наш прибор через определённые промежутки времени проходит поверку, а спидометр в машине — нет.

На каком расстоянии камеры видят нарушения?

— Как правило, камера успевает увидеть нарушителя раньше, чем водитель её замечает. В среднем это от 30 до 80 метров.

Почему нет предупреждающих щитов?

— Предупреждения, которые вешали раньше, были необходимы потому, что камеры работали со вспышкой. Сейчас нет опасности быть ослеплённым вспышкой и в итоге совершить ДТП.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Бояться ли мотоциклистам системы «Сергек»?

— По мотоциклам у нас есть одна идея — шум выхлопа мерить сертифицированными микрофонами. Это даже легче, чем скорость. Если в этом есть необходимость, то нам ДВД должны поставить такую задачу. Сейчас комплексы не оснащены микрофонами, но инфраструктура позволяет это сделать.

А велосипедистам и пешеходам?

— Если у транспортного средства нет госномера, мы не фиксируем его нарушения. «Сергек» по фотографии пешехода или велосипедиста не сможет идентифицировать человека, определить его ИИН и выписать предписание. Но если оператор увидит совершение нарушения на мониторе, он сможет оповестить патруль, и дальше будет работать полиция.

Что ещё умеет «Сергек»?

— У нас есть алгоритм действий по предотвращению ДТП. Если одна и та же машина за короткий промежуток времени несколько раз подряд грубо нарушает ПДД, то на планшет дежурным полицейским придёт ориентировка с информацией, откуда она выехала, о направлении движения, госномере и с описанием машины, для того чтобы они как можно скорее смогли её остановить. Косвенно это поможет предотвратить ДТП той категории, которые происходят, когда кто-то чувствует себя супергероем. Зачастую ночные ДТП — они такие.

Что ещё: «Сергек» считает количество автомобилей, проезжающих по участку в единицу времени. Это даёт очень хорошую статистику по загруженности дорог. Мы можем служить источником информации для системы интеллектуальных светофоров, поскольку знаем не только то, что из посёлка Косшы выехало 10 000 автомобилей, но и куда они приехали. На каждом участке фиксируются номера всех проезжающих автомобилей.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстанеКамера считывает всех в потоке. Но если водитель не нарушает, то системе он не интересен

А это нельзя назвать тотальной слежкой?

— Камера не крутится, чтобы кому-то в окно заглянуть. Она фиксирует нарушение и движение, но ей неважно, кто вы и куда дальше поехали. Все данные хранятся в обезличенном виде, и если вы не нарушили, то информация не соотносится с персональными данными. После сильного ветра камера может сдвинуться на пару сантиметров, но она автоматически возвращается в рабочее положение.

Водитель сможет получить запись, например, в случае ДТП?

— Записи хранятся месяц по умолчанию. Если вы нарушили, то вырезается кусочек, обычно 15–20 секунд достаточно, чтобы зафиксировать нарушение от начала и до конца. Вот он может храниться годами. Но обратиться за видео к нам напрямую пока нельзя. Для этого ещё только будет определяться соответствующая процедура.

Количество нарушений уменьшилось?

— Мы видим, что количество штрафов в Астане непрерывно снижается. Уменьшается до сих пор. Cтоп-линий стали бояться, выехали с баслейнов. Сейчас рано говорить насколько, пусть пройдёт хотя бы месяц.

Существующие скоростемеры интегрированы в «Сергек»?

— Имеющиеся камеры подключены к полиции, мы не интегрировали их в свою систему, это не имеет смысла. Наша система поглотит старые комплексы, их просто невыгодно уже обслуживать. Скажем, у Red Speed только полоса в дороге стоит 5 млн тенге. У нас весь комплекс дешевле.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Насколько выгоден «Сергек»?

— Работая в сфере безопасности, мы видим, что закупаются иностранные системы, знаем, сколько они стоят. Мы просчитали своё — получилось в разы дешевле. К тому же мы максимально упростили установку. К примеру, корейские комплексы ставятся на горизонтальные опоры — над дорогой нужно строить большую ферму. В Алматы под развязками стоят такие комплексы. Установка опоры зачастую в два-три раза дороже самого комплекса, который, в свою очередь, в два-три раза дороже комплекса «Сергек». Мы сделали продукт, получили сертификацию и в итоге подключились в Астане, хотя изначально планировали сначала запуститься в каком-нибудь небольшом городе.

Чем «Сергек» отличается от конкурентов?

— Когда приходит любой производитель, он говорит: вот вам скоростемер, обеспечьте его стабильным питанием, Интернетом — и всё заработает! Мы знаем, сколько проблем возникает в итоге у ДВД и акимата. Чтобы протянуть кабель, нужно что-то сломать, брусчатку поднять. Это время и деньги. У нас же в каждый комплекс входят инверторы, которые ночью заряжают встроенные батареи от опор освещения. Днём, когда свет выключается, комплекс работает от батарей. Это решение мы испытывали в Астане на протяжении трёх лет, в сильные морозы зимой и короткие ночи летом. Так же со связью. «Оптику» (оптоволоконную сеть. — Прим. ред.) не возьмёшь где попало у дороги. Поэтому мы включили в свой комплекс антенны и оборудование, которые обеспечивают беспроводные каналы связи.

Значит, камеры могут появиться в самых неожиданных местах?

— Наш комплекс может быть смонтирован на любой опоре освещения. Мы не привязаны к определённым местам. Можем в течение четырёх часов комплекс демонтировать и на 200 метров перенести в сторону.

Какова всё-таки главная цель? Собрать побольше штрафов? Что изменится?

— Любое нарушение будет замечено. Неотвратимость наказания очень сильно дисциплинирует. И тот, кто нарушал раньше, будет понимать, что, если лёгкие нарушения на 100 % фиксируются, крупное нарушение будет зафиксировано тоже. Этот эффект наблюдается по всему миру после установки камер общественного видеонаблюдения. Люди на Западе неспроста такие воспитанные. Есть причины на то. Думаю, мы уже через пару месяцев увидим последствия. Не те, что сейчас: все с баслейнов выехали и пробки начались. Хотя это тоже результат, скоро положительный эффект появится. Где-то, возможно, и скоростной режим увеличат. Аварийность и травматизм уменьшатся. И полицейские пересмотрят свои процедуры.

До конца 2017 года на территории Астаны в единую систему будут объединены 13 000 камер фото- и видеофиксации и видеонаблюдения, включая 3 000 видеокамер, уже установленных в торгово-развлекательных центрах, театрах, музеях и так далее, плюс 4 000 дополнительных камер в местах массового скопления людей и 6 000 камер фото- и видеофиксации на 300 линейных участках и 400 перекрёстках города.

Источник

Что видят, а что не видят камеры «Сергек»

1 января в Алматы заработали 400 новых «зорких глаз», сообщает zakon.kz со ссылкой на kolesa.kz.

— А для чего камеры вешают этакими гроздьями?

— Каждая камера фиксирует по две полосы движения. Чем больше полос на перекрестке, тем больше, соответственно, аппаратуры. камеры фиксируют нарушение скоростного режима или же игнорирование требований разметки, но их показания не являются полноценным доказательством нарушения ПДД водителем. Случается, что человек нарушает вынужденно. Например, на светофоре горит красный, но выходит регулировщик и начинает всех прогонять через перекресток. Прояснить, что именно происходило на дороге, помогают камеры с широким углом. Видео с нескольких точек получает сотрудник процессингового центра и после анализа выносит решение о виновности.

— То есть камеры не на автомате оформляют предписание?

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

— Камеры, кстати, смотрят только вперед?

— В основном вперед. Заставить их смотреть назад нас просят обычно после какого-то резонансного ДТП с мотоциклистами. (У тех номера расположены сзади.) В Алматы же камеры пока видят только подъезжающий к ним транспорт.

— Каждая из них вычисляет какой-то определенный вид нарушения ПДД или все сразу?

— Камера видит все. К примеру, неоднократно были случаи, когда водители, двигаясь по выделенке, получали штраф и за нарушение требований разметки, и за превышение скорости. В целом наши камеры сегодня фиксируют скоростной режим, выезд на выделенную полосу, пересечение стоп-линии и выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Теоретически видят они и выезд на встречку. Но по данному нарушению нужно процессуальное решение в тот же момент принимать. А полицейские частенько сделать это не успевают. Поясню более подробно: по закону за выезд на встречную полосу наказывается лишением прав водитель. То есть именно тот, кто сидел в данный момент за рулем. А, например, за превышение скорости — владелец авто, независимо от того, кто данное нарушение совершил. Доказать, кто управлял авто и выехал на встречку, с помощью камер невозможно.

Не менее странная ситуация, кстати, складывается сегодня с выездом на занятый перекресток. Согласно КоАП РК, в первый раз за это нарушение полагается только предупреждение, лишь за повторное игнорирование правил — штраф. Но камеры не могут различить, впервые водитель нарушил или повторно, так как не видят, кто именно сидит за рулем. Получается, что нет так называемой накапливаемости нарушения.

— То есть в борьбе с пробками «Сергек» не поможет? Ведь большинство заторов на дорогах возникает именно из-за того, что водители выезжают на занятый перекресток.

— Часть проблемы, как нам кажется, все-таки снимется. Ведь остальные нарушения камеры видят. К примеру, перед стоп-линией, как вы знаете, прерывистая меняется на сплошную. Пересекать ее запрещено, но некоторые водители это делают, перескакивая из ряда в ряд и создавая помехи для других участников движения. Причем нередко это заканчивается мелкими авариями. Штраф за подобное нарушение небольшой, тем не менее по опыту Нур-Султана могу сказать, что, получив предписания несколько раз, многие граждане становятся более дисциплинированными.

— А научить камеры выявлять какие-то новые нарушения можно? К примеру, видеть непристегнутый ремень или разговор по телефону?

— Все, что связано с заглядыванием в салон авто через стекло, сложно осуществить. Мешают блики, а в некоторых случаях — тонировка. Стандартными камерами многие вещи не определить и стопроцентных доказательств виновности не добиться.

Да и полицейский никогда в жизни не станет подписывать предписание о выплате штрафа, если он полностью не уверен в нарушении ПДД. Ведь в случае чего ему придется по несколько дней ходить по судам, доказывая правильность вынесенного решения.

Чтобы этого избежать, то есть чтобы наказывались только явные нарушения, все и всегда, во всем Казахстане комплексы настроены немножко в сторону водителя. Допустим, в случае с выездом на выделенку строго по букве закона нарушением считается пересечение сплошной линии двумя колесами. Но наши камеры реагируют, только когда на спецполосу вылезет чуть больше половины машины. А в некоторых местах полицейские даже просят нас настроить технику так, чтобы она реагировала на выезд на выделенку всего автомобиля. Также и со стоп-линией. По закону достаточно пересечь ее хоть немного бампером, чтобы получить штраф. Но камеры в зависимости от расстояния до пешеходного перехода дают водителям некий запас. Аналогично при переключении сигналов светофора иногда дается опоздавшим водителям до секунды.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

— То есть новых нарушений ПДД «Сергек» не увидит? Или все-таки есть какие-то наработки?

— Мы сейчас готовим проект по грузовому автотранспорту. По занесению в базы данных и определению тоннажности и нагрузки на ось. Ведь не секрет, что во многих местах грузовикам ездить запрещено, чтобы не портить дорожное покрытие. А они заезжают груженые. Разрабатываем мы также датчики шума и анализаторы выхлопа, которые будут устанавливаться на перекрестках и проверять все проезжающие мимо авто. Но многие вещи закон пока не позволяет измерять в автоматическом режиме. Так что когда наши новинки запустим, неизвестно.

— Но ведь проверка звука или дымности довольно сложные процедуры. Можно ли будет доверять анализу на бегу?

— Да, но в случае коврового покрытия камерами и датчиками больших пространств все упрощается. На одном перекрестке мы можем показать результат с точностью 50×50. А собрав информацию на следующих, добьемся точности уже 99 %. В перспективе камеры, зная, что вы каждый день ездите на работу, будут поджидать вас на вашем маршруте и проводить измерения.

— А каковы гарантии точности работы камер? Влияет ли на их показания темнота, дождь, туман?

— Камеры видят все, что замечает человеческий глаз. И даже лучше! Фантастики, конечно, нет, и если ГРНЗ залеплен снегом, его не определишь. Но в темноте госномера очень даже хорошо отражают свет. Неплохо их видно также в дождь или туман. Исключение — если туман будет слишком густым. Но такие случаи крайне редки. В туман обычно люди не нарушают, едут аккуратно.

С номерами нас больше беспокоит иная проблема: в Казахстане неудачно придуманы символы для ГРНЗ: O похожа на Q, P легко переделать в R и т. д. Алфавит наш красив, но нефункционален, чем пользуются иногда некоторые водители. Мы вышли с предложением к МВД РК, и в следующем году стандарт изготовления ГРНЗ, возможно, претерпит изменения. Написание некоторых букв станет другим.

— Влияют ли на показания ваших камер электрические поля, к примеру от троллейбусных линий, или присутствие в их зоне действия каких-то крупных металлических предметов?

— Электрические поля никак не влияют. Не мешает и металл. Часть функционала камер мы можем отключить лишь во время снегопада, когда не видна разметка.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

— Если уж мы снова заговорили о разметке, как на примере столицы у «Сергека» решается вопрос с выездом на выделенку такси и другого общественного транспорта?

— В Нур-Султане управление транспорта формирует этакий белый список, который передают департаменту полиции, а ДП загружает его в базу процессингового центра. Инспекторы видят номера в списке и штрафы не оформляют. Все это легко контролируется проверяющими. Кстати, в столице сегодня наказывают даже полицейских, нарушающих правила, к примеру проезжающих на красный без включенной мигалки.

В Нур-Султане все намного проще. После установки камер там практически все ездят 60 км/ч. Люди не превышают скорость, чтобы кого-то обогнать, вклиниться перед кем-то. В Алматы же стоит только отпустить хоть немного машину, идущую впереди, как тут же между вами пытается втиснуться десяток водителей. В Нур-Султане в последнее время на дорогах образуется этакая стена безопасности, как мы ее назвали. То есть когда загорается зеленый свет, с перекрестка стартуют 30 автомобилей, и все они едут 60 км/ч. Не нарушая. И их никто не может обогнать, дистанция между ними очень короткая, и никто не играет на дороге «в шашки». «Особо умные» водители, конечно, иногда находятся и все-таки пытаются эти «стены» обойти, но когда понимают, что похожие препятствия встречают их на каждом светофоре, рано или поздно бросают это неблагодарное дело. Они просто видят, что дергаться, моргать фарами, просить кого-то пропустить, бесполезно: везде камеры и никто нарушать ради них не будет.

Источник

Что видят камеры Сергек и за какие нарушения штрафуют

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Отслеживание дорожно-транспортных нарушений и происшествий — одна из главных проблем регионального и городского управления. Поток автомобилей с каждым годом увеличивается, и на помощь человеческим ресурсам приходят аппаратно-программные комплексы (АПК). К ним относится система СЕРГЕК. АПК предназначен для фиксации превышения скорости, проезда на красный свет, нарушения правил ПДД. Система позволяет наблюдать за пешеходной частью улицы и может использоваться для раскрытия краж, нападений, угонов.

Что собой представляет комплекс СЕРГЕК

Проект СЕРГЕК был разработан в Казахстане. Это интеллектуальная система видеоконтроля включает камеры, детекторы движения и специальные радары, устройства записи звука, модули распознавания, передачи изображения, обработки и анализа информации. Отслеживание ситуации на дорогах в режиме реального времени позволяет предотвратить создание заторов в час пик, аварии.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Система отслеживает автомобили по конкретным номерам. И фиксирует нарушения, наблюдая за перемещением ТС на дороге. На основании этих данных выписываются штрафы конкретному автомобилю. Но автовладелец не сможет доказать, что за рулем был не он, т. к. визуальная идентификация водителя не производится. Блики, легкая тонировка мешают опознать человека за рулем на видео.

Технические характеристики комплекса

Базовая комплектация аппаратно-программного комплекса включает:

Модуль видеофиксации — это не только камера. В него также входят коммутационный блок, ИБП, беспроводной передатчик. Камера СЕРГЕК работает круглосуточно. При отключении света модуль автоматически подключается к ИБП. Мощности источника питания хватит приблизительно на 2 дня.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Камеры размещаются на опорах уличного освещения. Визуально их расположение напоминает виноградные грозди. Такая особенность размещения камер связана с тем, что они способны охватывать одновременно всего две дороги. Поэтому на сложных перекрестках требуется устанавливать несколько видеомодулей.

Принцип действия и особенности системы СЕРГЕК

Камеры СЕРГЕК круглосуточно передают данные в информационный центр. При возникновении нарушения система записывает данные (время, номер автомобиля, фото, видео) и отправляет их сотруднику правоохранительных органов. Если уполномоченное лицо уверено в виновности водителя, оно подтверждает нарушение с помощью ЭЦП. После этого на имя гражданина начисляется штраф.

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Удалить из базы данных нарушение, которое попало на АПК СЕРГЕК камеры, нельзя. Сотрудник органов обязан заполнить протокол с указанием причины принятого решения. При необходимости доступ к этому делу могут получить сотрудники ГИБДД и проверить правильность решения.

Возможности комплекса

Основная цель работы системы — фиксация различных нарушений ПДД. Комплекс отслеживает состояние транспортного потока и выявляет автомобили, которые превышают установленный скоростной режим или создают опасную ситуацию на дороге для других водителей. Кроме выявления различных нарушений АПК, СЕРГЕК может:

Какие нарушения фиксирует комплекс

Водители считают, что штрафы СЕРГЕК выписывает в автоматическом режиме за не пристегнутые ремни безопасности, разговоры по смартфону во время езды. Но это не так. За подобные нарушения оштрафовать водителя могут только сотрудники ГИБДД. АПК СЕРГЕК фиксирует:

Водитель может обжаловать штраф, назначенный с помощью данного программного комплекса. Например, в результате ДТП машину развернуло, и она пересекла двойную линию. Это правонарушение можно оспорить в ГИБДД, т. к. автолюбитель фактически не мог предотвратить эту ситуацию. Если водитель виноват, но успеет внести оплату не позднее 20 дней с даты постановления, величина штрафа уменьшается на 50 %.

Современные радары с GPS обнаружат СЕРГЕК при условии постоянного подключения к Интернету. Устаревшие устройства, работающие от локальных баз данных, неспособны быстро и точно определить расположение камер.

Источник

Кто стоит за «Сергек»? В Казахстане уже давно сформировались бизнес-империи, точных границ которых не знает никто

что такое сергек в казахстане. Смотреть фото что такое сергек в казахстане. Смотреть картинку что такое сергек в казахстане. Картинка про что такое сергек в казахстане. Фото что такое сергек в казахстане

Судя по всему, пандемия короновируса в Казахстане закончится нескоро, в первую очередь из-за неспособности авторитарной политической системы работать в авральном (чрезвычайном) варианте относительно долгое время. И если карантины по стране сохранятся несколько недель (месяцев), неизбежен существенный рост протестных настроений в обществе.

Другое дело, что вряд ли этот рост приведет к кардинальным политическим изменениям в республике. Тем не менее, по нашей оценке, он способен повлиять на внутриполитический расклад в правящей элите. Уверены, что у части элитных групп появится желание перенаправить растущее негодование граждан на оппонентов и конкурентов, чтобы подвинуть или отодвинуть их от «кормовых баз», пишет kz.expert.

В качестве варианта мы, например вполне допускаем выдвижение лозунгов «деДаригизации», «деТимуризации» и «деБолатизации» экономики, направленных соответственно против кланов Дариги Назарбаевой, Тимура Кулибаева и Болата Назарбаева, экономические интересы и сферы влияния которых куда более обширны, чем это представляется внешнему наблюдателю на первый взгляд.

Дело в том, что в таких кланах каждый «клиент», помимо участия в проектах своего шефа (покровителя), имеет свой бизнес (большой, средний, малый – нужное подчеркнуть).

В результате в Казахстане уже давно сформировались бизнес-империи, точных границ которых не знает никто, кроме непосредственных «вассалов» и их оппонентов в данном конкретном секторе рынка.

Что касается глав кланов, то обычно они узнают о том, что на самом деле «крышуют», только в трех случаях: а) когда возникает конфликт и требуется личное вмешательство (покровительство); б) с «клиента» можно получить доход (долю) представляющие интерес; в) необходимо обеспечить безопасность и интересы очень близкого человека, например детей и внуков.

В свою очередь «олигархи» (те же упомянутые нами Дарига Назарбаева, Тимур Кулибаев и Болат Назарбаев) прекрасно осознают опасности и давно пытаются спрятать свои бизнесы, бизнес-интересы и зоны влияния внутри страны, как правило, используя доверенных лиц, которые их «фронтят» (причем зачастую в два, три и больше эшелона).

Число таких доверенных в каждой группе (клане) исчисляется даже не десятками, а сотнями, другое дело, что большинство из них практически неизвестно широкой публике, в отличие от тех немногих, кто числятся в списках казахстанской версии «Форбс».

Проиллюстрируем наше предсказание на бизнес-проекте, известном каждому казахстанцу, которому приходится садиться за руль автомобиля. Мы имеем в виду систему общественной и дорожной безопасности «Сергек».

Цитируем информацию с сайта sergek.kz, принадлежащем компании Open Technologies Group:

«Сергек – это интеллектуальная система видеоконтроля, анализа и прогнозирования, включающая:

Претензий к данной системе у казахстанских водителей много, но в нашем случае важно другое – этот бизнес-проект был реализован только благодаря тому, что, по инсайдерской информации, его конечным совладельцем является не кто иной, как Алтай Кулибаев, сын Тимура и Динары Кулибаевых и соответственно внук Нурсултана Назарбаева.

Схема выстроена так. У ТОО «Open Technologies Group», зарегистрированного 4 ноября 2010 года и перерегистрированного в последний раз 26 декабря 2019 года, пятеро учредителей: Ауельбек Токжанов, Асет Ахметов, Алия Ахметова, Серикбол Кудайбергенов, Багдат Мусин. Но ТОО «Open Technologies Group» оперирует не одно, а в консорциуме с ТОО «Коркем Телеком».

Процитируем недавнее интервью Кайрата Ахметова, руководителя этого консорциума, интернет-изданию «Digital Kazakhstan» (выделения сделаны kz.expert):

«В Казахстане тоже очень много молодых специалистов, создающих различные IT-проекты. Один из них – Кайрат Ахметов, руководитель консорциума Open Technologies Group/«Коркем Телеком» («Сергек»). Он является создателем интеллектуальной системы видеоконтроля, прогнозирования и анализа «Сергек». В ходе Speaker Night, организованного Astana Hub, Кайрат рассказал гостям вечера о своем профессиональном опыте, о взлетах и падениях проектов, за которые ему доводилось взяться.

«Целью создания системы «Сергек» является обеспечение безопасности и снижение количества нарушений на дорогах. Сейчас в Астане 6000 камер на дорогах, 4000 камер в местах массового скопления людей и еще 3000 камер в торговых и бизнес центрах города. Также, совместно с прокуратурой города Астаны мы разработали мобильное приложение для оформления протоколов. Мы раздали полицейским планшеты, в которых и работает данное мобильное приложение. В этом приложении находятся должники по налогам и штрафам.

Камеры «Сергек» фиксируют и вносят в базу все проезжающие машины, а не только те, которые нарушают. Если за рулем должник, который когда-то нарушил, либо не платил алименты, то полицейские видят их в этой базе. Они с планшетами стоят примерно через 100 метров после «Сергек» и им приходят push-уведомления о тех или иных нарушителях, которых нужно остановить», – объяснил Кайрат Ахметов».

Другой известной фигурой в проекте Сергек является Асет Ахметов. Желающие узнать об этом человеке (возможно брате Кайрата Ахметова) могут поискать информацию в Интернете или воспользоваться следующими ссылками – этой и этой.

Как всегда в таких случаях, у бизнес-проекта Сергек есть и оппоненты, их мнение также доступно в Интернете, например, по этой ссылке.

Так вот, у ТОО «Коркем Телеком» (как оно задействовано в схеме, смотрите выше), зарегистрированного 4 марта 2011 года и в последний раз перерегистрированного 23 августа 2011 года, два учредителя: ТОО «CaspianEnergy» и ТОО «Open Technologies Group». В свою очередь ТОО «CaspianEnergy», созданное 26 августа 2005 года и в последний раз перерегистрированное 14 ноября 2019 года, является собственностью Айман Сарсеновой и Салтанат Карабалиной.

По инсайдерской информации, именно за этими двумя представительницами известных в Казахстане фамилий и скрывается Алтай Кулибаев.

Информации о сыне самых богатых казахстанцев Динаре и Тимуре Кулибаевых в Интернете достаточно, причем не только в русско- и казахскоязычном секторах, другое дело, что пока он не в казахстанском списке «Форбс». Но, судя по тому, как внедряется в стране «Сергек», и какие он, по слухам, приносит доходы, вполне может в скором времени туда попасть.

Между тем, в Казахстане предлагают национализировать банк Тимура Кулибаева и Динары Кулибаевой. Почему, читайте здесь.

Ранее внук Назарбаева Айсултан Назарбаев обвинил Тимура Кулибаева в переводах больших сумм своей «второй жене».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *