что такое серф рок
Немного о самом солнечном роке — Surf Rock
Что же из себя представляет серф-рок? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к его истокам.
Дик Дейл – родоначальник этого направления. Ему и принадлежит право называться первым гитаристом, играющим в стиле серфа. Дейл работал с Лео Фендером (Leo Fender), президентом компании Fender Instruments, чтобы набраться опыта и изучить эффект Reverb, который и даёт surf-музыке ее неповторимое таинственное звучание. Он испортил 25 усилителей Fender, пока Фендер наконец не создал Fender Showman Twin Reverb, который мог выдержать чрезмерную громкость звука Дика Дейла).
Ему удалось добиться широкого признания с помощью оригинального гитарного стиля (медиаторное тремоло), поэтому идею подхватили такие музыканты, как Jan & Dean, которые начали играть surf в 1959 году, начав с композиции Baby Talk, продолжив такими произведениями, как Surf City и Deadman’s Curve, в которых отличный вокал сочетается с гитарными темами Chuck Berry. К ним присоединились Beach Boys, The Ventures, Surfaris, которые также помогли сёрф-року стать одним из самых заметных музыкальных течений того времени.
К концу 1963 года surf-музыка стала всеобщим увлечением. The Surfaris записали песню «Wipe Out», которая достигла второго места в национальных музыкальных чартах.
К сожалению, сёрф-рок с конца 60-х годов начал усложняться и усложняться, потеряв былую лёгкость звучания, а вместе с ней и былую привлекательность. Во многом потому, что Surf Rock стал вокальным, а не инструментальным, как раньше. Многие команды перешли в такие жанры, как Rockabilly, Rock’n’Roll и в зарождающийся уже тогда Punk Rock.
Surf Rock, несомненно, внёс свой вклад в историю мировой музыки, чего стоит только поразительный стиль Дика Дейла, «Короля Сёрф-Рока». Многие группы и сейчас имеют в арсенале одну-другую песню в стиле сёрф. U2, к примеру. В стиле surf-rock написан саундтрек к фильму «Криминальное чтиво», в который входит и любимая всеми песня Дика Дейла «Misirlou».
Сёрф-рок
surf-revival, pop-surf, indie-surf, horror-surf
Сёрф (сёрф-рок, сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music ) — популярная американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная, началом сёрфа считается оригинальный гитарный стиль Дика Дейла (англ. Dick Dale ), с которого всё и началось. Первоначально базировавшийся на простых циклических мелодических рисунках, сёрф постепенно становился всё значительнее в музыкальном плане. Благодаря Дику Дэйлу и The Ventures, сёрф-рок совершенствовался и достиг определённых успехов в 60-х. Затем последовали годы сёрф-застоя, когда даже родоначальники жанра (в том числе The Beach Boys) отходили от сёрф-рока.
Однако в 90-х в Америке родился стиль сёрф-ревайвл ( surf-revival ). Интерес к сёрф-року значительно повысился: появляются новые группы, старики сёрфа записывают новые, превосходно звучащие альбомы. Меняется стилистика музыки. Некоторые сдвиги наметились еще в 60-х, когда группа The Trashmen переключилась с традиционной сёрф-тематики (пляжи, машины, девушки) на космические темы — жизнь на других планетах, пришельцы и так далее. Именно этот элемент сёрфа охотно подхватили сразу ряд современных сёрф-групп — Man or Astro-Man?, Los Straitjackets, Shadowy man on a shadowy planet.
Популярность сёрф-рока
Сёрф условно можно разделить на несколько жанров — это и сёрф-рок, классик-сёрф, и хоррор-сёрф, трэш-сёрф, электроник-сёрф, и прочие комбинации. Одни полагают, что сёрф немыслим без саксофона, другие не представляют его без выкрученной на максимум ручки ревербератора. Но это в первую очередь, гитарная музыка. Однако не каждый гитарный инструментал является сёрфом. Сёрф посвящён темам моря, волн и солнечного пляжа. На гитаре воссоздаётся шум моря — характерные стаккато «в никуда» и «из ниоткуда» а ля Дик Дейл известны очень многим. Эффект движения, помимо стаккато, создается также при помощи гармонии — трек начинается с какого-либо аккорда, и после нескольких проигрышей как будто возвращается к началу. Такие «прыжки» создают ощущение волн.
В 90-х годах сёрф снова стал популярен, причем эта популярность грозила затмить популярность сёрфа 60-х. Многочисленные группы прорвались на инди-сцену, что дало сёрфу более широкую аудиторию. Так, группа Man or Astro-Man? считается значительным явлением также и в инди-кругах. Группа придерживается классических сёрф-канонов в музыке, однако часто экспериментирует с лирикой. Музыка группы, по существу инструментальная, периодически включает вкрапления в виде речитативов и куплетов о жизни Космоса, магии внеземных цивилизаций.
Существенное влияние на популярность сёрфа оказал фильм 1994 года «Криминальное чтиво» режиссёра Квентина Тарантино. Сюжет фильма к сёрфу не имел никакого отношения, однако режиссёр вставил в фильм несколько сёрф-шлягеров. Во многом благодаря этим песням Тарантино был признан мастером подбора гамоничного звукового ряда к своим творениям. В фильм вошли композиции: Misirlou — Dick Dale, Bustin Surfboards — The Tornadoes, Bullwinkle Part II — The Centurians, Comanche — The Revels. Абсолютным хитом стала композиция Surf Rider в исполнении группы The Lively Ones (оригинал композиции был записан группой The Ventures), которая играет на последних минутах картины и титрах. Все мелодии, взятые Тарантино, родом из 60-х и являются абсолютными хитами в сёрф-мире.
Последнее время популярность сёрфа снова стала уделом узких кругов, хотя большинство групп, блеснувших в 90-х, продолжают выступать.
Самой основной гармонией музыки сёрф можно назвать следующую гармонию: Am Am Dm Am Em Dm Am, схожую с классической блюзовой гармонией, однако в сёрфе больше, как правило, минорных аккордов.
См. также
НЕМНОГО О МНОГОМ С ЕЖЕВИЧКИНЫМ
Гитары и волны. Краткий путеводитель по сёрфу
29 ноября 2017, 12:45 874
Ведущий нашей познавательной рубрики — историк, колумнист, активный участник сообщества популяризаторов науки «15х4» Рома Ежевичкин.
Если вы еще не видели предыдущих выпусков его колонок — то вот несколько ссылок об интересных и крутых вещах из прошлого: о мобильной связи, о первом спутнике, о фабриках-кухнях, о черных рынках, о самодельных автомобилях, об автоэкспорте, о собаках в космосе.
Под рык и шепот
В конце 50-х Калифорния была местом довольно спокойным. Хиппи ещё не повылазили из своих убогих нор. Будущие IT-гиганты только начали строить Силиконовую долину, а тамошние инженеры ходили на работу исключительно в сорочках и галстуках.
Но за каждым тихим местечком есть болотце с отменными чертями. В нашем случае это было движение любителей хот-родов и серферы.
Хот-род – скоростная машина, переделанная из серийной. Само направление тюнинга появилось ещё во время «сухого закона», чтобы уходить от полиции с полным багажником самогона. Машина при этом была ворованной. Однако после Второй мировой войны на рынке появилось огромное количество новых моделей, а старички из 30-х годов стали настолько дешевыми, что накопить на них можно было со школьных завтраков. Форды модели «Т» определили внешний вид машин, а сама культура из криминальной превратилась в спортивную.
Можно долго описывать хот-роды, но лучше посмотрите картинку. Мы же не на радио, в конце концов.
На другом полюсе находились серферы. Катание на доске было известно американцам ещё с 19 века, благодаря гавайцам, которые приезжали на материк. Но серфинг долгое время оставался штукой локальной, южной. Настоящий прорыв случился с изобретением легкой доски – вместо 70 килограммов она стала весить 30. Потом появилась «хот-род доска» для малых волн.
В 1953 году Associated Press опубликовало фото будущей легенды серфинга Вуди Брауна сотоварищи.
Этот снимок вытащил на пляжи тысячи мальчишек. Индустрия тоже постаралась — и аксессуары для серфинга стали доступны каждому.
Хот-род культура и серферы не враждовали, поскольку часто один и тот же человек мог после гаража отправиться ловить волну. Да и музыку они слушали почти одинаковую – нарождающийся рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Ну, и конечно, Элвиса.
Одним из таких увлеченных был Ричард Монсэр. Большой любитель музыки, он начал учиться играть на ударных, а позже купил укулеле, на котором жарил блюзы и более динамичные композиции. Правда, Дик был левшой и неправильно держал гитару — вверх ногами и с обратным порядком струн. Но это не помешало Ричарду стать виртуозом и начать выступать. Продюсеры заставили сменить имя на Дика Дейла, чтобы быстрее давать автографы.
Дик говорил своим музыкантам, что может сыграть на гитаре любую партию, в том числе ударную, имитируя бочку и тарелки. Эта особенность сыграет большую роль позже.
В 1954 году его семья переехала в Калифорнию, и Дик заболел серфингом. Но оставить музыку было невозможно, потому Дик пытался передать в мелодиях ощущения от набегающей волны, шум прибоя и ритм сердца, когда ты покоряешь гребень. Или расслабленный закат на берегу, когда кажется, что мир вот-вот погрузится в ночную сказку.
Это не поэтическая конструкция – в дальнейшем вся сёрф-музыка будет придерживаться именно этих ритмов. А также сильной партии ударных и гитары.
Взрыв произошел в сентябре 1961 года. Дик выпускает первую известную сёрф-композицию Let’s Go Trippin.
Если боги создали человека из глины и вдохнули в него жизнь, то Дик Дейл вдохнул в гитару страсть. Играл он громко и неистово, и под Дейла компания Fender создавала специальное оборудование, поскольку существовавшие в тот момент усилители и колонки элементарно сгорали. Стереть за одну композицию 5-6 медиаторов было нормой. Разумеется, такой демон должен был прославиться.
Кстати, стоит посмотреть на это.
У Дика Дейла появилось много подражателей, среди которых были и легендарные The Ventures.
Серф стал захватывать США и приобрел бешеную популярность. Правда с сентября 1961 по июнь 1965 всего 7 пластинок этого направления попали в топ 10. Но это не помешало прославиться группе The Beach Boys, которые к инструментальным композициям стали зачем-то добавлять текст. В тот момент появились десятки групп, которые выпускали по альбому или два, а потом исчезали со сцены, хотя они вошли в золотой фонд сёрфа. Кто сейчас вспомнит The Marketts, The Trashmen, The Lively Ones, The Tornadoes?
Тут стоит вспомнить группу одного хита The Surfaris с их композицией Wipeout. Кстати, wipeout – это серферский термин. Означает падение с доски в воду. И начинается он как раз с треска дерева и смеха продюсера.
Сам Дик заболел раком и был вынужден уйти со сцены. Его ученик, некто Джимми Хендрикс, посвятил Дейлу свою единственную инструментальную композицию Are You Experienced. И там есть слова: «Then you’ll never hear surf music again».
К слову, Дик Дейл до сих пор жив, активно даёт концерты и в свои 80 лет продолжает двигаться по сцене, как паровой дьявол, правда с поправкой на возраст. И да, гитару он держит всё также неправильно.
Ирония «британского вторжения» в том, что сёрф-композиции вдохновляли и учили обращаться с гитарой многих захватчиков. Так The Ventures оказали влияние на Джона Этсвила (The Who), Роджера Гловера (Deep Purple), Джорджа Харрисона (The Beatles), Марка Нопфлера и многих других.
В итоге серф-музыка оказалась почти забыта, слилась с хот-род культурой, и они стали взаимно обогащать друг друга рифами и инструментами. Ничего удивительного в этом нет, поскольку родственные связи между ними такие же, как между сметаной и кефиром.
Жива эту культура и сейчас. Часто называется рокабилли и имеет вполне себе законченный внешний вид и образ жизни.
Возможно, ее поддерживают производители пышных юбок и бриолина.
К 90-м остались редкие серф-коллективы, вроде Malibooz или laika and the cosmonauts. Дик Дейл тоже выпустил крайне успешную пластинку и продолжал гастроли.
Однако жанр не умер. В 1994 вышел малоизвестный фильм «Криминальное чтиво». Не обладая высокими художественными качествами, он содержал при этом пять главных серф-боевиков. Режиссер К. Тарантино обожает творчество Дика Дейла и сёрф в целом. Потому однажды пришёл к Дику и сказал, что хочет сделать фильм с таким же настроением, как у композиции Miserlou.
Это подняло волну серф-возрождения, и сейчас групп, которые играют гедонистическую пляжную музыку, едва ли не больше, чем в 60-е. Серф играют по всему миру, даже в Скандинавии. А The Ventures благополучно дают концерты в Японии и выпустили под 60 альбомов.
Найти новые и старые коллективы можно в тематических пабликах ВКонтакте, достаточно вбить в поиск по группам «surf». Перечислять названия решительно невозможно — на той же Яндекс.Музыке по запросу «surf» выдается 1254 альбома, хотя не все относятся к жанру, набрать несколько десятков альбомов и сборников вполне реально.
Проблемы и решения
Сёрф в основной своей массе музыка инструментальная и легкая. Но в некий формат попадают исполнители многих жанров, и в какой-то момент нужно искать выход. Ведь для стороннего слушателя композиции разных групп звучат одинаково. Даже альбомы одного коллектива трудно отделить друг от друга настолько, что непонятно зачем им вообще названия. А треки можно просто называть по номерам. Вроде «группа «Хаос огурцов», альбом два, песня три«. Это применимо не только к серфу, но и к спид-металу, например. Ы.
Что же делать? Первый выход – играть каверы. Почти каждая группа однажды переигрывала какую-либо популярную композицию в сёрф-аранжировке. Так датчане Tremolo Beer Gut («Трясущееся пивное пузо») могут запросто сыграть что-нибудь из ледяного наследия Kraftwerk.
А The Nebulas замахнулись на Петра нашего Чайковского.
Некой вершины достиг коллектив Meshuga Beach Party, который не только исполняет еврейские композиции, но и одевается, как правоверные иудеи. Даже клавишница периодически получает накладную бороду (не в этом видео).
Вообще некое фричество и карнавал – фирменная черта сёрфа. Зачем быть серьёзным, если играешь музыку для веселья? А выйти на сцену или вообще построить свой стиль с помощью масок мексиканских рестрелов — почти традиция. По накалу страстей концерты походят на панковские, только без вырванных кресел и слэма.
Другой вариант – играть серф с добавками. Да, как moloko с ножами, только не молоко. Так появился полумертвый (во всех смыслах) спуки и хоррор-сёрф. Достаточно вклеить в композиции всяких криков и звуков из склепа да терменвокс, чтобы получить эмм… продукт. Наслаждаться этим могут не все. Хотя Мерва Грифиина слышал каждый читатель этой колонки. И не раз.
Другие популярные поджанры – спейс и сай-фай сёрф. Здесь всё немного сложней. Есть коллективы, которые называют себя исполнителями такого направления, например Space cossaks. Но что в ней космического, не очень понятно. Вот яркий образчик — концерт в харьковском планетарии.
Наиболее известны и популярны Man… or Astromen? Да-да, название с вопросительным знаком. Они играют быстрые и жесткие инструментальные композиции, иногда пишут тексты на тему научной фантастики и космических полетов. А на студийные записи добавляют отрывки из фантастических фильмов 50-60-х годов. Звучит чарующе.
Несмотря на то, что сёрф требует высокой технически подготовки, групп, которые его играют, масса, и каждая старается чем-то выделиться.
А что у нас?
А у нас с сёрфом всё не просто хорошо, а отлично. Это прозвучит удивительно, но на нашей сцене было минимум два официальных коллектива, которые исполняли глубоко буржуазную музыку. Причина была проста – играли они отлично и на сцене вели себя прилично, да и музыка без контекста была просто музыкой, а не гимном гедонизму.
Начнем с «Поющих гитар» и медленной сёрфовой композиции «Вечерний город».
Вторыми главными музыкантами стали ВИА «Электрон» из Тульской филармонии. Играли они не только свою музыку, но и популярные зарубежные хиты. И делали это отменно.
Ещё на интернет-форумах стран НАТО периодически всплывает некая girl-band Aigul, играющая ethno-surf-rock. Под этой сложной конструкцией скрывается выдающееся казахское ВИА «Айгуль», состоявшее исключительно из девушек. Они играли популярные мелодии разных стран, исполняли свои песни, но делали это на электрических и народных инструментах. Выйди этот коллектив сейчас, мог бы легко потеснить какой-нибудь там Brazzaville.
Коллектив, к слову, до сих пор иногда выступает золотым составом и собирает полные залы.
Предупрежу сразу – качество звука ужасное. Но общее настроение завораживает.
Дошло до того, что в 1968 году «Мелодия» подготовила экспортный сборник советского сёрфа и начала готовить к выходу пластинку Musique Sovietique. L’ete 1969. Но в 1969 году пленку размагнитили, а сами советские исполнители обратились к другим жанрам.
Русский сёрф воскрес в нулевые, и главным заводилой стал Олег Гитаркин, известный многим по проекту «Нож для Frau Müller». Однако он его свернул, стал называться графом Гитаралукой и с коллективом Messer Chups даёт дрозда на гастролях. Группа популярна в Европе и США, и на фестивалях Гитаркин исполняет отменный хорор-сёрф. И снимает чудовищные (в хорошем смысле) клипы.
Сейчас в России много исполнителей сёрфа, но наиболее примечательным проектом до сих пор остается Gulag Tunes Михаила Архипова. Всё просто – достаточно взять известные блатные песни и сыграть их иначе. Эффект ошеломляющий, проникнуться всей дискографией можно на Яндекс.Музыке.
Есть много громких имен среди молодых групп, вроде Coffin Wheels, «Операция: «Алмазное Бикини» (и ещё и ещё), но пора обратить внимание на Самару. У нас было два коллектива: The Spoon Box и Cold War Party. Живы ли они? Не очень понятно, на афишах их имен нет, группы в социальных сетях не обновляются.
Но кое-какое видео осталось. (Осторожно! Чревато эффектами).
Русский сёрф продолжает прибывать новыми группами, что доказывает – жанр жив и нужен, особенно на фоне засилья электронной музыки и складывания слов под ритм. Вот только недавно о себе заявили Retrocaine с неплохим альбомом Back to 90’s.
Закончить хочется коллективом испанским, но близким нам по духу. The Gagarins выступают исключительно в оранжевых костюмах с нашивкой Роскосмоса, играют собственный жанр soviet-surf. Можно назвать это «клюквой», но не хочется.
Если после прочтения статьи у вас не возникло желания включить вентилятор, встать на гладильную доску и вообразить себя на берегу теплого океана, то я оставлю для вас небольшой плейлист из классики. Аллоха!
Слушайте Surf Music — сборник на Яндекс.Музыке
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook
музыка Surf rock
The Beach Boys
2 805 216 слушателей
The Beach Boys («Бич Бойз») — американская рок-группа, известность которой первоначально принесли их ранние песни о пляжах, море и…
The Drums
1 197 517 слушателей
The Drums — американский музыкальный коллектив, играющий инди-поп. Он был образован в Нью-Йорке в 2006 году участниками группы Elkland…
Dick Dale
320 849 слушателей
Отец всего стиля Surf, его феноменальную игру на гитаре невозможно забыть, услышав хоть раз в жизни. Еще в шестидесятых, благодаря хитам…
The Ventures
384 307 слушателей
Сегодня The Ventures имеет право претендовать на титул старейшей (из числа существующих) рок-команды планеты. Их называют…
The Trashmen
288 817 слушателей
Группа The Trashmen, то есть «Мусорщики», была образована в 1962 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. Некоторые из участников группы уже…
Man or Astro-Man?
Surfer Blood
Beach Fossils
635 039 слушателей
Бруклинские «ископаемые» кажутся всего лишь простаками со своими незамысловатыми аранжировками, ненавязчивыми рифами и ритм-секцией. На…
Real Estate
Dick Dale & His Del-Tones
247 629 слушателей
Вики-статьи пока нет.
The Lively Ones
258 406 слушателей
The Lively Ones нельзя проигнорировать хотя бы потому, что они стояли у истоков surf rock (как и The Expressos) в 1960 году, вместе с Dick…
Link Wray
278 685 слушателей
Линк Рэй (англ. Link Wray, полное имя: Фред Линкольн Рэй младший, англ. Fred Lincoln Wray Jr; 2 мая 1929, Данн, Северная Каролина — 5 ноября…
The Surfaris
Одни из наиболее известных представителей серф-рока, группа THE SURFARIS остались в истории с одним, но…
The Tornadoes
Los Straitjackets
Вики-статьи пока нет.
The Bambi Molesters
«The Bambi Molesters» родом из Хорватии, группа образована в 1994 году под влиянием классиков гаража и сёрфа 60-х и к настоящему времени…
494 817 слушателей
DIIV, раньше известная как Dive — американская инди-рок группа из Бруклина, Нью-Йорк. Первоначально, DIIV была сформирована в 2011 году как…
Laika & The Cosmonauts
Dick Dale & The Del-Tones
Вики-статьи пока нет.
Best Coast
Группа Best Coast основана участницей проекта Pocahaunted Бетани Косентино. Если прошлый проект часто называли как «сестры Олсен, которые…
Satan’s Pilgrims
Satan’s Pilgrims образовались в 1992 году в Portland (Oregon). Группа дебютировали сразу двумя альбомами At Home With Satan’s Pilgrims (Empty,…