что такое сенсорные воздействия

Что такое сенсорные воздействия

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

что такое сенсорные воздействия. Смотреть фото что такое сенсорные воздействия. Смотреть картинку что такое сенсорные воздействия. Картинка про что такое сенсорные воздействия. Фото что такое сенсорные воздействия

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Источник

Полисенсорное воздействие на организм в сенсорной комнате

Детская психоневрологическая больница №18, г. Москва

Д.м.н., Сологубов Е.Г., к.м.н. Кожевникова В.Т.

Мысль о создании немедикаментозных методов релаксации — сня­тия нервного и мышечного напряжения и восстановления работоспо­собности занимает многих исследователей. Важность этого направле­ния состоит втом, что мозг и центральная нервная система определяют развитие сердечно-сосудистых, неврологических, психических заболе­ваний.

Под влиянием на человека длительных или патологических раздра­жителей — стресс-факторов (травм, ожогов, эмоциональных воздейст­вий и других) возникает состояние, приводящее к напряжению адапта­ционных механизмов организма — адаптационный синдром, который проходит три стадии — мобилизации исходных сил организма, резистентности и стадию истощения. При функциональной слабости адап­тивных механизмов стадия истощения приводит к тому, что адаптаци­онный синдром приобретает патогенный характер с нарушением меха­низмов гомеостаза, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Исходом стресс-реакций может быть возврат к первона­чальному состоянию организма или возникновению болезни.

К примеру, общеизвестным является тот факт, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием и суммацией, способностью переходить в форму так называемого застойного эмо­ционального возбуждения, которое может сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения соответствующей ситуации. При наличии слабого звена в организме оно оказывает патогенное Сияние на функции головного мозга, способствует снижению сопро­тивляемости организма, нарушениям обмена веществ, возникнове­нию заболеваний сердца, сосудов, так называемых психосоматичес­ких болезней.

Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто мероприятиями «поведенческой медицины», согласно которой используются нелекарственные методы лечения. Учеными до­казано, что мощным антистрессорным фактором являются положи­тельные эмоции. В связи с этим специалисты считают, что профилакти­ка и лечение патологических последствий психо-эмоциональных стрес­сов должны проводиться с учетом так называемого «золотого правила нормы»: периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периода­ми активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями.

Именно этим требованиям отвечают сеансы в Сенсорной комнате — они сопровождаются релаксирующей музыкой и ароматерапией, рас­слаблением на водяной кровати и плаванием в «сухом бассейне». Одна­ко первые и наиболее эмоционально окрашенные впечатления произ­водят неподвижные или медленно передвигающиеся световые и цвето­вые эффекты, переливающиеся «фонтаны» и «водопады». Это тем более важно, поскольку среди различных органов чувств наиболее ответст­венная роль в процессе познания принадлежит органу зрения, через ко­торый мы воспринимаем до 90% информации из окружающего нас ми­ра. По образному выражению одного видного физиолога, глаз является частью головного мозга, вынесенной на периферию для контакта с внешней средой.

Несколько десятков лет назад создатель известного атласа цветов Б.Е.Рабкин предлагал с целью увеличения освещенности и снижения зрительного и общего утомления человека использовать хроматичес­кие цвета при оформлении рабочих мест на предприятиях и окраске зданий, особенно в северных городах. Он писал: «Важнейший принцип цветового оформления — во что бы то ни стало избегать монотонности в окраске». Исследования показали, что окраска рабочих мест в раци­ональные цвета (светло-голубой, голубой, оранжевый и желто-оранже­вый цвета) способствует уменьшению зрительного и нервного напря­жения рабочих и сокращению числа несчастных случаев и невыходов на работу.

В Сенсорной комнате (SNOESELEN) созданы условия для получе­ния положительных эмоций и приятных ощущений: мягкие, светлых тонов покрытия её стен и пола создают ощущение комфорта; пациент имеет возможность принять удобное положение на насыпных сидени­ях, теплом водяном матрасе с подогревом, повторяющем форму поверх­ности тела или в «сухом бассейне» — сыпучей среде, позволяющей принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мы­шечного тонуса туловища и конечностей данного пациента и способст­вует расслаблению.

Медленно передвигающиеся неяркие световые и цветовые эффекты и релаксирующая музыка, созданная композиторами разных стран ми­ра, ароматические масла, имеющие разное назначение, различные так­тильные и вестибулярные ощущения — вот далеко не полный перечень адекватных и необходимых каждому организму ощущений, которые по­лучает пациент в Сенсорной комнате.

На специальных панелях с разноцветными мерцающими огонька­ми, привлекающими внимание, размещены предметы различной фор­мы, изготовленные из разных по фактуре материалов — ткани, дерева, пластмассы и др. Ощупывая их, пациенты с нарушением функции верх­них конечностей учатся различать ощущения: теплый — холодный, мягкий — жесткий. Активно используя для изучения орган зрения, они тем самым развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность кончиков пальцев, осваивают различные виды захва­тов кистью. Передвигаясь по мягким матам, являющимся неустойчивой поверхностью, развивают реакции равновесия, а повороты и вращения в «сухом бассейне», сопровождающиеся возникновением различного рода ускорений, способствуют тренировке вестибулярного аппарата — органа равновесия.

В освоении новых ощущений принимают участие пациенты со сни­женным зрением, слухом, ограничением функции верхних конечностей и даже те, у кого лишь в слабой степени сохранны движения рук, кисти или ног. Они используют специально созданные так называемые Пере­ключающие системы, реагирующие на прикосновение пальца, ладони, сотрясение или вибрацию. Переключающие системы, используемые в условиях Сенсорной комнаты, функционируют по принципу приборов с биологической обратной связью.

Как установлено английскими учеными «оккупация мозга» сенсор­ными стимулами, наступающая после 15-20 минут пребывания в Сен­сорной комнате, способствует достижению состояния релаксации (рас­слабления), на фоне которой нормализуются многие функции челове­ческого организма.

В связи с этим возможности, открываемые Сенсорной комнатой, привлекают внимание специалистов различного профиля — педагогов и воспитателей, логопедов и психологов, работающих как с детьми, так и с взрослыми пациентами и здоровыми людьми, работающими в слож­ных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Состояние расслабления, достигаемое в Сенсорной комнате, явля­ется, с одной стороны, благоприятным фоном для психотерапевтичес­кой, логопедической и другой коррекционной работы с пациентом, а, с другой стороны, различного назначения панели и другие приспособле­ния и эффекты комнаты привлекают внимание пациента, возбуждают его интерес и стимулируют подвижность и исследовательский подход.

Как показывает опыт лечения патологических состояний у детей, объединяемых по доминирующему признаку — патологии в эмоцио­нально-волевой сфере и в области характера, на первом месте стоят ме­дико-педагогические мероприятия. Как правило, такие патологические проявления, как склонность к разрушительным действиям, резкие не­мотивированные колебания настроения, или, наоборот, застенчивость и робость, ранимость, часто двигательная неловкость и повышенная обидчивость ребенка являются следствием гипоопеки и безнадзорнос­ти, черствости и даже жестокости окружающих. Поэтому важное значе­ние имеет изъятие пациента из неблагоприятных микросоциальных ус­ловий, травмирующих психику и предрасполагающих к формированию и закреплению неправильных психопатических реакций ребенка или подростка.

Пребывание в новой, особой среде обитания — Сенсорной комнате с обилием положительных стимулов, эмоций, красочной и травмобезопасной, создающей условия для преобладания процессов торможения в центральной нервной системе, является благоприятным фоном для ра­боты с этими детьми многих специалистов — психологов, педагогов, логопедов и других.

Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие взрослых, в сочетании с мощным положительным эмоциональным влиянием эф­фектов Сенсорной комнаты способствует созданию у таких детей ощу­щения защищенности, спокойной уверенности в себе. С одной сторо­ны, создаются условия для тренировки процессов торможения, необхо­димых при повышенной возбудимости и агрессивности, а, с другой стороны, внимание ребенка привлекается различными вращающими­ся, изменяющими цвет панелями и приспособлениями для изучения. Ими активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует познава­тельную деятельность детей и мотивацию.

Как показывает опыт работы нашей больницы, использующей Сен­сорную комнату более 5 лет, можно сделать предварительные выводы о том, что богатство положительных эмоций в условиях Сенсорной ком­наты способствует развитию внутренних резервов у детей с ограничен­ными возможностями и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общать­ся, делиться впечатлениями. Клинические данные и наблюдения за де­тьми, которым в комплексе реабилитационных мероприятий использо­валась Сенсорная комната, позволяют сделать предварительные выво­ды о её выраженном положительном воздействии, однако этот предмет требует углубленного изучения и научного подтверждения.

Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в со­четании с набором благоприятных воздействий на организм человека делают Сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства оздоровления и профилактики ухудшения состояния здо­ровья людей.

Источник

Что такое сенсорные воздействия

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

— Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
— Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

— «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

— Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

— Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

— Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

— Утяжеленные одеяла и подушки.

— Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

— Развивающие коврики и столы.

— Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Источник

Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)

Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.

В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *