что такое сенсорная диета
Сенсорная диета – что это такое?
Сенсорная диета у детей
Сложная работа в направлении сенсорной интеграции призвана помочь детям, имеющим трудности с обработкой сенсорной информации (что некоторые специалисты именуют «расстройством сенсорной интеграции»), с помощью структурированного воздействия различных стимулов. Со временем мозг адаптируется, и дети начинают эффективнее обрабатывать стимулы и давать реакцию на них. Если у ребёнка имеются проблемы с обработкой сенсорной информации, то родителям может быть полезно узнать о таком новом типе терапии, он называется сенсорная диета.
Ребёнок и его сенсорная интеграция – сложный процесс, который должен контролироваться специально обученным специалистом в области эрготерапии. Постепенно эрготерапевт усложняет деятельность ребёнка. Смысл в том, что путём многократно повторяющихся действий нервная система ребёнка станет выдавать более организованную реакцию на ощущения и движения.
Дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на окружающую среду несколькими способами. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален, существует лишь несколько способов реакции на ввод сенсорной информации. Некоторые дети слишком остро реагируют на внешнюю стимуляцию и становятся подавленными и гиперактивными. Другие же заторможены. Некоторые малыши могут даже демонстрировать сочетание активных и заторможенных реакций, в зависимости от окружающей среды.
Что же такое сенсорная диета?
Сенсорная диета никоим образом не связана с едой. Это тщательно разработанная серия физических упражнений, выполняемых в специальной среде (например, сенсорной комнате), адаптированных для того, чтобы дать каждому ребёнку необходимый именно ему уровень сенсорной стимуляции. Сенсорные диеты могут быть применены в рамках достижения сенсорной интеграции. Завершение процедуры сенсорной диеты может помочь детям достичь того самого состояния, когда они станут более внимательными в школе, смогут освоить новые навыки и пообщаться с другими детьми. Гиперактивные дети станут более спокойными, а вялые, наоборот, активизируют свою деятельность.
Но не все дети способны определить, когда они не находятся в том самом, «правильном» состоянии. Будучи последовательным в реализации сенсорной диеты, специалист по эрготерапии помогает детям осознать своё «я» и постепенно прогрессировать.
Эрготерапевт подбирает программу занятий специально для каждого ребёнка, чтобы она соответствовала его потребностями и режиму дня. Программу занятий можно также выполнять и самостоятельно.
Пример сенсорной диеты
Сенсорная диета представляет собой комплекс мероприятий, специфичных для потребностей каждого ребёнка и зависит от его сенсорных проблем. Если, например, ребёнок вялый, трудновозбудимый, то его распорядок дня может включать:
Ребёнок должен повторять эту схему заданное специалистом количество раз. Занятие длится 15-20 минут, а эффект от него продолжается несколько часов.
Какие действия могут быть включены в процедуру сенсорной диеты?
Чтобы это понять, необходимо проследить за ребёнком и понять, какой тип сенсорной информации он избегает. Это учитывается специалистом при составлении программы. Вот некоторые виды активности, которые используют для создания программ сенсорных диет:
Дома ребёнок может помогать родителям выполнять домашние дела, например, подметать, вытирать пыль, пылесосить и т. д.
Сенсорная диета также может включать в себя и другие мероприятия, которые направлены на решение конкретных вопросов сенсорной интеграции ребёнка. Существует множество различных методик. Но все они требуют специальной подготовки и без профессионального руководства их лучше не применять.
В дополнение к физической активности, сенсорная диета может также включать в себя и другой сенсорный опыт, который поможет ребёнку почувствовать себя в «том самом, нужном» состоянии здоровой активности. Всё это ребёнку способны обеспечить комплексные занятия в сенсорной комнате.
Сенсорная диета — что это? И с чем ее едят?
Читайте также
Варианты реабилитаций
Приемный папа Сергей Косушкин: «Мы просто люди, готовые заботиться о Свете, как о родной»
Особенное материнство, Или «Скажите, он станет когда-нибудь нормальным?»
Евгения Лапирова-Скобло «Мы приняли малыша со всеми его особенностями»
«В нашей семье — особые дети». Прямой эфир с Ольгой Оводовой
Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки
Наталья Городиская: «Наши друзья не знали, как вести себя с особыми детьми»
«Сенсорная диета» убережет нервную систему малыша. Нужно просто понаблюдать, где ребенку нужно поддать газку, а где ограничить от раздражителей.
Часть 19. Сенсорная диета — что это? И с чем ее едят?
Мы были на детском празднике в развлекательном центре. Море игрушек из цветного пластика. Яркий интерьер. Громкая музыка и развлекательная программа с активными аниматорами.
Заведенные, радостные дети на допинге из сладких угощений. Шум, гам, веселье! Я думаю, нет родителей, которые приходят после таких «корпоративов», полные сил.
А каково же детям? Нормотипичный либо будет капризничать потом, либо ляжет спать, как минимум, не по режиму. Особо чувствительные даже могут закатить истерику, а ля «не хочу домой», «хочу еще торт», «хочу такой же праздник» и тд.
Моя Таня, исследовав комнату, заваленную игрушками, предпочла уединиться в кукольном домике с подзорной трубой. Как и некоторые дети тоже. Когда началась анимация с современными супергероями, пытались привлечь ее к общему процессу, инклюзия же хорошо.
Я наблюдала со стороны с фотоаппаратом. У меня тактика: меньше помощи, и она сама все чаще требует: «Я сама».
Праздник был в 17.00. В этот день в садике был утренник «праздник осени», потом бассейн, а потом день рождения по плану. Но сил уже не хватило, и Таня снова предпочла уединение на диванчике, наблюдая веселое действие. Я тоже наблюдала. Наблюдала ее стеклянный взгляд.
Дело в том, что у ребенка с ДЦП мишень — нервная система. Она функционирует совершенно иначе. Процессы возбуждения и торможения отличаются по интенсивности и скорости затухания. Но работает принцип саморегуляции как основной витальный. Таня ушла в «спящий режим», чтобы сохранить остатки психики того дня. Для нее это было уже запредельно.
Мне было совсем не грустно видеть, что она не участвует. Сочувствующие взгляды мам меня совершенно не задевали. Я констатировала, что моя девочка научилась себя чувствовать и саморегулировать, делать то, что сейчас ей будет лучше всего.
Она подсознательно придерживалась принципа «сенсорной диеты». Извините, ребята, но вот тут я уже как-бы «веган»! Перебор с «салатами удовольствий», посижу на «скамейке запасных».
Следующий эпизод — праздничный торт! Бесподобный по красоте и вкусу. Дети напали на него с разбегу и хотели укусить его прям сразу. Мне тоже не терпелось получить кусочек, если честно.
Таня села на свое место и молча ждала. Она привыкла ждать, когда ее оденут, разденут, подставят скамейку, подадут руку помощи, закончат упражнение. Не могу сказать, что она супертерпеливая, но значительно больше ей уже пришлось потерпеть со своим телом, чем остальным в ее возрасте.
И апогеем вечеринки стал момент, когда начался праздник у мам. Удовлетворенные дети унеслись в самостоятельные игры, и мамы выдохнули, захотели переговорить о своем, о взрослом.
Подходит Таня и с умоляющим взглядом говорит: «Мамочка, пойдем уже домой, пожалуйста!» Ей очень хотелось шарик, который она заприметила на входе/выходе. Ей достаточно было 1 шарика для счастья, а не вот это все!
Спасибо главной маме праздника, что в этот день она исполнила желания не только своего ребенка, но и всех остальных ребят. Ведь желания были такие разные.
Я обняла свою детку и обещала, конечно, шарик. Дома дочка бухнулась спать в обнимку с ним.
Мы стараемся придерживаться в воспитании Тани сенсорной диеты. Что это значит? Ей сложно контролировать границы своего тела и эмоции тоже. В запредельные диапазоны стараемся не заходить, иначе будет срыв. Срыв ее и моих нервов, все это потом разруливать. Лучше не доводить.
Учимся с ней вместе, где эти границы путем разумных ограничений. С возрастом они меняются. И пример с праздником мне показал, что динамика положительная. Ожидала худшего завершения банкета.
Дорогая, моя любимая мамочка — организатор праздника, пожалуйста не обижайся на меня за этот пост, я знаю, ты его прочитаешь! Это лишь информационный повод к рассуждению. Праздник был прекрасен, он показал мне, каких успехов мы достигли. Спасибо!
Наверняка есть родители, которые не задумываются, почему у ребенка такое или эдакое поведение. Или задумываются, но не видят причины и решения.
«Сенсорная диета» убережет нервную систему малыша. Направит ее в спокойное русло развития. Нужно просто понаблюдать, где ребенку нужно поддать газку (выдать сладкое, включить веселую музыку, попрыгать и прочее), а где ограничить от раздражителей.
Для ребят с ДЦП работают специалисты, которые прям расписывают, какую фактуру еды давать в том или ином случае. Какими пользоваться полотенцами и тканями, например, для тактильной чувствительности. Как соблюдать режим возбудителей и угомонителей. Целая система!
Вялый утром? Постелите тактильный коврик в ванной, пока чистит зубы или идет туда, мнет пятки и взбадривается. Дайте хрустящий завтрак. Как примеры.
Надо угомонить? Дайте попить киселя или включите мантру, медленную музыку. Это, поверьте, работает, если использовать системно и регулярно.
Берегите нервную систему малышей. Им быть еще взрослыми и уметь ограничивать себя от соблазнов, а зло сейчас так красиво упаковано!
Согласитесь, это проще, когда понятны свои границы и нужды.
Сенсорная диета для ребенка с расстройством аутистического спектра
Наталья Дунаева
Сенсорная диета для ребенка с расстройством аутистического спектра
Сенсорная диета для ребенка с РАС:
После сна, утром (проприоцептивный ввод): массаж ног и спины
Перед завтраком (проприоцептивный ввод): Делать»сэндвич» (бутерброд) или «буррито» (лепешку с начинкой).Крепко прижмите руки, ноги и спину вашего ребенка, поместив его между подушек («сэндвич») или плотно закатайте его в одеяло («буррито»).
По дороге в детский сад (проприоцептивный ввод): носить тяжести. Ваш ребенок может носить рюкзак или забавную укладку, заполненные игрушками (не слишком тяжелыми).
После детского сада (слуховой ввод): Выйти из дома и послушать. Идите по улице и слушайте дождь, гром и т. д. Если вы слышите пение птиц, попытайтесь определить, в каком направлении находится поющая птица.
На детской площадке (вестибулярный ввод): Вращение. Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели.
Дома (тактильный ввод): Игры с сенсорными коробками.
Вечером во время ужина (вкусовой ввод): Играть в отгадывание вкусов или угадывание продукта на вкус с закрытыми глазами.
Перед сном (обонятельный ввод): Ванна с аромамаслами
Перед сном (слуховой ввод): Успокаивающая музыка или чтение
Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.
Дидактическое пособие «Сенсорная юбка» Для повышения эффективности сенсорного воспитания детей было изготовлено дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Данное пособие рекомендовано.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.
Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.
Сенсорная дидактическая игра «Зимний лес» Представляю вниманию сенсорную дидактическую игру «Зимний лес». «Зимний лес»Что такое зимний лес? Это череда чудес! Снег повсюду здесь.
Сенсорная коробка Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Марии Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим.
Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Сенсорно-двигательный зал «Шалтай-Болтай»
5 февраля 2019
1.Не заставляйте их останавливаться
2. Предложите им безопасный вариант
Дети часто тянутся к ближайшей вещи, которую можно жевать, это могут быть их ногти, костяшки пальцев, воротники рубашки, рукава, карандаши, пульт дистанционного управления и т.д. Мало того, что это дорого продолжать заменять то, что было пережевано, но главное, что это также может быть очень опасно. Некоторые дети будут жевать костяшки пальцев до костей, жевать ногти, жевать что-то с вредными химическими веществами и т.д. Итак, прежде всего, дайте им безопасную альтернативу для жевания. Вот некоторые варианты: https://www.arktherapeutic.com/oral-motor-chewing-tools/
3. Выясните глубинную причину
Одна из лучших вещей, которую вы можете сделать, это выяснить, ПОЧЕМУ они жуют. Так вы сможете помочь облегчить главные проблемы.
Изучите, когда и как они жуют. Ведите дневник, чтобы увидеть, становятся ли какие-либо шаблоны или триггеры понятными (возможно, они жуют больше всего, когда им скучно, они устали, расстроены и т.д.).
Например, если стресс является основным фактором, постарайтесь максимально ограничить стрессовые ситуации. Когда стрессовые ситуации неизбежны, попробуйте предоставить им другие способы лучше справиться с ними.
4. Следуйте сенсорной диете
5. Делайте массаж дёсен
Иногда массаж десен помогает уменьшить потребность в жевании, предоставляя оральное насыщение другим способом. Это очень простая, но зачастую очень эффективная деятельность, которую вы можете выполнять где угодно. Демонстрационное видео:
Вы можете предоставить глубокую стимуляцию щёк / челюстей снаружи, чтобы посмотреть, поможет ли это тоже. Так если ребенок не разрешает делать ему массаж десен во рту, сначала попробуйте начать с щек вдоль линии десен.
6. Добавьте в рацион продуктов, трудных для пережёвывания
Попробуйте добавлять в рацион ребенка во время основных приёмов пищи и перекусов более жесткие продукты (морковь, крекеры, яблоки и т.д.). Так же как и массаж десен, это помогает дополнительно стимулировать челюсть.
Жевательные продукты тоже могут быть полезны, так как они обеспечивают большую сопротивляемость и заставляют челюсть работать. Иногда могут помочь и острые продукты или продукты с ярким, интенсивным вкусом. Как всегда, имейте в виду любые аллергии, оральные моторные навыки ребенка и любые другие ограничения в еде.
7. Включите другие оральные занятия в ежедневную рутину
Попросите ребенка свистеть в свисток, пить через соломинку, сдувать ватные шарики через стол, пускать мыльные пузыри и т.д.
Используйте изогнутые соломинки для напитков, чтобы через них было труднее сосать. Пить сгущенные жидкости через соломинку (например, яблочное пюре, молочные коктейли, йогурт и т.д.) труднее из-за повышенного сопротивления, что заставляет мышцы рта и челюсти рабоать больше.
Пусть они укусят жевательный инструмент и подержат несколько секунд. Или осторожно потяните инструмент для жевания, пока ребенок удерживает его на месте между зубами.
Мало того, что эти действия держат рот занятым, они также обеспечивают оральную сенсорную обратную связь.
8. Использование вибрации
9. Занятия «тяжёлой работой»
10. Знайте, что вы не одиноки
Даже сегодня, когда расстройство сенсорной обработки (SPD) известно и есть много информации в интернете, мы слышим, как родители говорят: «Я понятия не имел, что другие семьи тоже переживают это! Приятно просто знать, что мы не единственные».
Что такое сенсорная диета
Хорошая новость – результаты сенсорной диеты наступают незамедлительно и в совокупности. Воздействия, возбуждающие вашего ребенка или успокаивающие его, эффективны не только на тот момент, они в течение длительного времени фактически помогают перестраивать нервную систему вашего ребенка так, чтобы он мог лучше:
• переносить незнакомые ощущения, быть терпимым в сложных для него ситуациях;
• регулировать настороженность и увеличить объем внимания;
• ограничить сенсорный поиск и уходы в сенсорные поведения (самостимуляции);
• воспринимать любые перемены с меньшим стрессом.
Создание сенсорной диеты: Компоненты
По дростки и взрослые
Поднимать тяжести
Без перенапряжения! Подростки и взрослые могут убирать снег лопатой или поднимать произвольные тяжелые предметы.
Толкать, тащить, носить
Сгребать листья граблями, толкать (заталкивать, запихивать) тяжелые предметы (дрова в тачку), отжиматься в упоре от стены, носить тяжелый ранец (не слишком тяжелый!) или рюкзак, тянуть тележку для перевозки багажа (корзину для продуктов) или косить лужайку косилкой, которую нужно перемещать (толкать или тащить).
Дозированное давление
Делайте специальный массаж, используйте утяжеленный жилет, накладки с утяжелителями из лечебного каталога, или поместите легкие грузики в кармашки одежды типа жилета для рыбалки, спорта или обычного жилета. (Пожалуйста, обратитесь к книге Raising a Sensory Smart Child для получения взвешенных, необходимых рекомендаций и предостережений).
Вестибулярный ввод
Любой тип движения будет стимулировать вестибулярные рецепторы, но вращение, раскачивание и висение вниз головой обеспечивают наиболее интенсивное и наиболее продолжительное воздействие.
Если ваш ребенок имеет вестибулярную чувствительность, пожалуйста, работайте в тесном сотрудничестве с грамотным в сенсорной области специалистом (ОТ), который поможет вам распознавать и предотвращать признаки перегрузки нервной системы.
Малыши и дошкольники
Качание
Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону.
Вращение
Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск Dizzy Disc Jr или офисное кресло.
Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели.
Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус).
Вверх и Вниз головой
Давайте ребенку висеть вниз головой на оборудовании детской площадки, кувыркаться, делать «солнце» на турнике или кататься на американских горках.
Качание, колебание и катание «рулоном»
Поощряйте ребенка использовать все, что может качаться и колебаться (или трястись) на детской площадке, разрешите скатываться «рулоном» вниз с холма по траве или по снегу (это также дает хорошие проприоцептивные ощущения).
Вращение
Поощряйте поездки в луна-парк и на аттракционы, в которых используется вращение, приобретите диск для вращения Dizzy Disc Jr.
По дростки и взрослые
Качание и вращение
Качание в гамаке, на оборудовании плэй-граундов (аттракционы в парке), катание на каруселях (без ограничений по возрасту!).
Движения всем телом!
Кувырки, плавание (делать круговые обороты и кувырки в воде).
Прыжки с использованием разного оборудования, лечебная верховая езда, танцы.
Осязательный (тактильный) ввод
Осязательный (тактильный) ввод – распознавание ощущений от воздействий легкого прикосновения, глубокого давления, текстуры, температуры, вибрации и боли). Область восприятия этих ощущений включает как кожу, покрывающую тело снаружи, так и слизистые оболочки внутри полости рта. Повышенная оральная чувствительность может способствовать избирательности в еде и трудностям с кормлением.
Малыши и дошкольники
Еда и напитки
Давайте ребенку пить чистую простую воду или газированную минеральную воду, чтобы ощутить пузырьки во рту (вы можете разнообразить ее вкус, добавив немного фруктового сока или сока лимона, лайма и т.п.).
«Пачкающие» игры с текстурами
Давайте возможность играть с мыльной пеной или кремом для бритья, добавьте песок для дополнительной текстуры.
Купите пальчиковые краски для рисования пальцами, пластилин, глину, блестящие пасты для лепки, месите густое тесто как для печенья и жидкое, как для торта и т.д.
Позвольте ребенку играть в песочнице на детской площадке или оборудуйте собственную дома, наполните лоток сухими бобами и рисом или другими материалами и маленькими игрушками.
Покройте и сохраните лоток для последующего использования.
Переодевания
Наряжайте ребенка в забавные костюмы, чтобы он получил возможность почувствовать ощущения от непривычной одежды.
Еда и напитки
Давайте вашему ребенку замороженные продукты (фруктовое мороженое на палочке, замороженные фрукты и овощи), смешивайте еду разной температуры (горячий напиток с холодным мороженым, горячая лепешка с холодной начинкой и т.д.).
Контакт с природой
Поощряйте ребенка ходить босиком по траве (не обработанной пестицидами), песку или земле.
Дайте ему возможность работать в саду и пересаживать комнатные растения.
Игры с переодеванием
Поощряйте игры с косметикой (безопасной), разрисовыванием лица и с переодеванием в костюмы для сюжетной игры или для видеосъемки.
По дростки и взрослые
Тактильные хобби
Лепка, шитье, плетение из прутьев и соломы (корзин) или из ниток (кружева, макраме), вязание крючком или на спицах и т.д.
Создание альбомов для фотографий, вырезок и пр. (это предполагает большое количество вставок, работу с материалами различных текстур).
Использование наждачной бумаги, чтобы зачистить поделку из дерева.
Создание изделий из глины, желательно использовать гончарный круг.
Слуховой ввод
Слуховой ввод воспринимает оба вида ощущений: ЧТО мы слышим и КАК мы слушаем, он физиологически связан с вестибулярным аппаратом.
В дополнение к различным типам записанной и живой музыки, здесь приведены рекомендации, которые должны помочь детям и взрослым успокоить и упорядочить слуховое восприятие.
Выйти из дома и послушать
Идите по пляжу или сидите неподвижно и слушайте дождь, гром и т.д. Если вы слышите пение птиц, попытайтесь определить, в каком направлении находится поющая птица.
Слушать аудиозаписи звуков живой природы
Есть множество аудиозаписей звуков падающего дождя, океанских волн, пения птиц и т.д.
Иногда звуки природы бывают записаны в легком инструментальном сопровождении флейты, клавишных и т.д.
Некоторые дети и взрослые находят, что они спят (засыпают) лучше, когда проигрывают такую музыку.
Играть в прослушивание
Сидите с вашим ребенком очень тихо и пытайтесь идентифицировать звуки, которые вы слышите (шумит транспорт на улице, гудит холодильник, хлопает дверь и т.д.), и определить, откуда они доносятся.
Найти музыку, которая действует успокаивающе
Слушайте музыку, специально предназначенную для того, чтобы способствовать расслаблению, сосредоточению, энергетическому подъему или творчеству. Имейте в виду, конечно, что музыкальные предпочтения людей весьма своеобразны, так что потребуются некоторые эксперименты.
Музыка, которую вы любите, может быть невыносимой для вашего ребенка, в то время как музыка, которую он считает такой успокаивающей, может заставить вас биться об стену.
Поощрять музицирование
Предоставьте вашему ребенку возможность трогать музыкальные инструменты и поощряйте его играть на них и даже брать уроки.
Держать ситуацию под контролем
Ребенку с повышенной аудиочувствительностью предсказуемость и контролируемость звуков может очень помочь. Поощряйте его включать пылесос, помогите ему хлопнуть воздушные шарики после дня рождения, предвкушая шум. Попробуйте компакт-дискиSound Eaze and School Eaze чтобы понизить чувствительность ребенка к повседневным звукам, таким как: смыв в туалете, гром, лай собак, тревожная сигнализация и к другим звукам, которые тревожат и пугают многих детей.
Создать приятный звуковой фон (белый шум)
В качестве источника белого шума установите настольный фонтанчик в виде скалы с водопадом или аквариум.
Визуальный ввод
Визуальный ввод часто оказывается чрезмерно стимулирующим для детей с сенсорными проблемами.
Подумайте, каким образом вы сможете упорядочить визуальную среду чувствительного ребенка дома и в школе, с целью достижения успокаивающего, организующего эффекта.
Напротив, если ребенок кажется «ушедшим в себя» и с трудом отвечает на зрительную стимуляцию, добавьте предметы ярких цветов, чтобы привлечь его зрительное внимание.
Например, ребенка, который с трудом откликается на предложение поиграть, может привлечь ярко раскрашенная упаковочная коробка с игрушками привлекательных цветов. Ребенок, который, кажется, неспособен увидеть катящийся шар, может быть в состоянии это сделать, если шар будет зажигаться или шуметь при движении.
Избегать избыточных визуальных стимулов (раздражителей)
Спрячьте лишнее в корзины, или коробки, или за занавеску, или за закрытую дверцу шкафа – простой однотонный занавес, висящий над книжной полкой мгновенно уменьшает зрительный хаос.
В комнате, где ребенок проводит большую часть своего времени, старайтесь использовать одноцветные покрытия вместо узорных. Одноцветные стены в нейтральных или мягких тонах дают меньше зрительной стимуляции, чем оклеенные узорными обоями или выкрашенные в яркие цвета.
Посадить на другое место
Устройте так, чтобы ваш ребенок сидел в классе в первом ряду, где меньше отвлекающих факторов.
Ему может быть необходимо еще сидеть подальше от окна, чтобы избежать уличных соблазнов. Некоторым детям лучше сидеть в последнем ряду, так они могут наблюдать, что делают другие дети, и для этого не надо постоянно поворачиваться. Поработайте с учителем и специалистом ОТ, чтобы выяснить, какое место будет лучшим для работы.
Выбирать цвета
Избегайте игрушек, одежды, полотенец и т.д., окрашенных в цвета, которые вызывают беспокойство у вашего ребенка.
Обонятельный ввод
Пополнять коллекцию запахов !
Изучайте с вашим ребенком ароматы и запахи окружающих вещей, чтобы найти те, которые лучше всего удовлетворяют вашей цели (успокоить ребенка или взбодрить его).
Запахи перечной мяты и цитрусовых, как правило, возбуждают.
Скажем, вашему ребенку необходимо помогать оставаться спокойным и он любит аромат ванили. Вы можете использовать для этого и высококачественное ванильное мыло, и масло для ванн, свечи с ароматом ванили или эфирные масла для проведения ароматерапии перед сном, и ванильный лосьон для тела.
Предостережение:
Избегайте использовать продукты лаванды для мальчиков, поскольку несколько недавних исследований показывают их связь с увеличением груди у мальчиков. Вероятно, лучше также избегать использования этих продуктов и для девочек.
Использовать запахи, чтобы снять напряжение
Если ваш ребенок переутомился в торговом центре и вы знаете запахи, которые могут ему помочь, дайте ему понюхать его любимый аромат или остановитесь в секции, где продают мыло и свечи.
Играть в отгадывание запахов
Поиграйте в ароматную игру с вашим ребенком. Попросите закрыть глаза (или повяжите повязку) и попытаться определить запахи, такие как: цитрусовые, фрукты, цветы, специи, такие как корица и т.д.
Вкусовой ввод
Вкусовые ощущения воспринимаются нашим языком, но то, как мы их интерпретируем или что при этом испытываем, сильно зависит от нашего обоняния. В качестве эксперимента, жуйте жевательную резинку, пока не исчезнет ее аромат, затем поднесите к носу лимон – резинка будет иметь лимонный вкус. Помогите вашему ребенку в расширении вкусов, к которым он относится терпимо или которые любит и используйте насыщенные вкусы, которыми он наслаждается, чтобы помочь преодолеть вялость и расшевелить его.
Давать еду с насыщенным вкусом перед введение новой
Насыщенные вкусы могут стимулировать ротовую полость ребенка с пониженной оральной чувствительностью и делать ее более готовой попробовать новую пищу.
Перед введением новой пищи, пусть ребенок, терпимый к кислому и липкому, пожует одну мятную лепешку или другую еду с сильным вкусом.
Играть в отгадывание вкусов
Если у вашего ребенка отсутствует негативная реакция на рафинированные сахара (он не становится слишком гиперактивным или сонным), возьмите леденцы или мармелад в ассортименте.
Съедайте по одному и просите ребенка угадать, какой у него вкус. Если вы хотите исключить сахар (а также искусственные подкрасители и ароматизаторы в большинстве конфет), вы можете играть в эту игру с кусочками фруктов и другой здоровой едой.
Привлекать к приготовлению еды
Дети более склонны попробовать что-либо, когда они помогают это готовить.
Пусть ваш ребенок помогает вам выращивать фрукты, овощи, зелень, планировать ужин или покупки. Дайте ему возможность выбирать между курицей или рыбой, стручковой фасолью или зеленым горошком, картофелем или рисом. Пусть ребенок положит мясо в лоток для запекания, измельчит и опустит в воду овощи и т.д. Пусть он поможет вам раскладывать еду по тарелкам, так чтобы это выглядело красиво.
Играть с едой
Так называемый привередливый едок может быть более склонен съесть «скалы и деревья», чем фрикадельки и брокколи. Забавные комбинации из нескольких овощных палочек и помидорок черри, уложенных на тарелке в виде смайлика, побуждают ребенка попробовать что-нибудь новое.
Образец сенсорной диеты
• Массаж ног и спины, чтобы помочь проснуться.
• Слушать СD, рекомендованный для терапевтического прослушивания.
• Использовать виброщетку для чистки зубов и виброрасческу.
• Съесть хрустящие крекеры с фруктами и белками.
• Вращение с использованием Dizzy Disc Jr. как указано.
• Прыжки на мини-батуте как указано.
• Пойти на детскую площадку на 30 мин.
• Толкать тележку с продуктами или коляску.
• Вращение как указано.
• Мини-батут. Добавить варианты: играть в мяч или бросать игрушки в корзину во время прыжков.
• Массаж ног для расслабления, использовать терапевтическую смазку, сделать «сандвич», походить, изображая тачку.
• Упражнения с мячом как указано.
• Слушать СD, рекомендованный для терапевтического прослушивания.
• Работа над полостью рта – сосать жидкости через соломинку, есть хрустящие и долго жующиеся закуски, или жевать резинку перед/во время занятий за столом.
• Помогать с приготовлением, смешивать, измельчать и т.д.
• Помогать накрывать на стол, используя обе руки для переноски и балансировки подноса.
• Давать хрустящую и долго жующуюся еду.
• Семейное время: лепка, рисование, прочие занятия.
• Теплая ванна с пузырьками и успокаивающими эфирными маслами.
• Массаж во время чтения на ночь.