что такое семья в социологии
Социология семьи
Содержание
Чем больше профайлер занимается составлением психологических портретов людей, чем больше общается и углубляется в профайлинг – тем больше он видит влияние семьи на индивидуума. В данной статье мы разберем это феномен.
Семья как социальный институт
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения – социальный институт семьи – в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является “ступень развития” труда, с одной стороны, и с другой – семьи.
Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.
Основные социологические аспекты изучения семьи
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета – это разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как “единство взаимодействующих личностей”. Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются “макротеяденции” изменения семьи.
В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить “мостик” между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить “макроанализ” и “микроанализ” семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению “инструментальных” отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также “экспрессивных” отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой “взаимной привязанности”, которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Эволюция социологии семьи
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:
Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.
Первым нанес по умозрительным схемам швейцарский историк права Иоган Якоб Бахофен (1815 – 1887). Его классический труд “Материнское право” (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату – период главенства женщин в жизни первобытного рода.
Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал “общинный” и “коммунальный” брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.
Теория матриархата подверглась критике со стороны приверженцев теории патриархата. Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке. По мнению Э. Гидденса, большинство антропологических исследований свидетельствует о том, что все в достаточной степени изученные общества были патриархальными, хотя степень и сущность господства мужчины везде различаются. Важное значение имел труд Л. Моргана “Древнее общество” (1887. в рус. перев. “Первобытное общество”, 1900), который оказал существенное влияние на развитие социологии семьи, особенно ее марксистского варианта. Работа Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) целиком основана на работе Л. Моргана. Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма (“Введение в социологию семьи”, 1888), М. Вебера (“Супруга и мать в правовом развитии”, 1907), Ф. Мюллер-Лиера (“Семья”, 1911), У. Гудселла (“История брака и семьи”, 1915), С. Циммерман (“Семья и цивилизация”, 1917) и Ч. Кули (“Социальная организация”). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон “контракции” (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой “супружеской семьи”.
Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и Э. Энгелем считают первооткрывателем семьи. Ле Пле первым предпринял конкретно-социологическое исследование семьи методом анализа бюджетов, а Энгель сформулировал зависимость между доходами семьи к ее расходами на предметы первой необходимости.
Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.
Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов.
Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75 лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс, то более половины ее появилось после 1955 г. Четвертый период – с середины XX века до настоящего времени – характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его “периодом самосознания”. Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте – создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.
Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений и математических областей. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи:семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др. По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции – А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекам-бо.
В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г. В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин. В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до – и послеродовая ситуация, женщины – предприниматели.
Наиболее крупный вклад в развитие социологии семьи внесли: Г. Харчев (теория), М. С. Мацковский (методология и методика), А. Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семья) и другие.
Социология семьи
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленными, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущность семьи через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.
Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата в семье.
Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив.
Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.
Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.
Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент как, общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя принципиальность, ответственность.
Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.
Первой формой общественного регулирования половых отношений считается, дуально-родовой, или групповой брак, характерный для стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). То есть групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.
Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается, дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.
Учет распределения населения по категориям брачного состояния необходим при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимости данных из различных источников.
Для понимания термина брачности необходимо иметь представления о таких понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брачный выбор (т.к. от их наличия и формирования зависит брач-ность).
На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счет лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнеров, т. е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола.
Социология семьи и брака
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социология семьи
Социология семьи является отраслью социологической науки, которая изучает семью и семейные отношения. Сфера исследований в данной области достаточно обширная:
Как специальная социологическая теория, социология семьи берет свое начало в исследованияъ Рилза и Ле Пле еще в середине 19 века. С тех пор брачно-семейные отношения находятся в центре внимания социологов, так как семья – это уникальное образование, «ячейка общества».
Функции семьи
Под функциями семьи исследователи понимают способ проявления жизнедеятельности и активности как всей семьи, так и каждого ее члена в частности. Мы проанализируем следующие функции:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, каждая функция рассматривает свою отдельную, специфическую сторону семьи. Семейные отношения достаточно многогранны, и зависят они от большого количества факторов. Например, численность семьи, количество партнеров (стоит помнить, что на Востоке мужчина может иметь сразу несколько жен, и этот брак называется моногамным), количество детей, наличие в семье не только отца, матери и ребенка, но и других членов (например, родители одного из супругов, братья и сестры).
Понятие брака
Семейные отношения бывают разными. Есть те, кому не нужно фиксировать свои отношения, но если дело касается фиксации, то это называется браком.
Брак – это историческая, постоянно динамически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, которая предполагает упорядочивание и санкционирование их интимной жизни, установление супружеских, родительских или иных родственных отношений и взаимных обязанностей.
Иными словами, браком называют юридически оформленный союз, который направлен на создание семьи и порождение взаимных прав и обязанностей. Брак основан на чувствах любви, дружбы и уважении. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют не только браки между мужчиной и женщиной (традиционные), но и гомосексуальные, то есть между представителями одного пола.
Брак может быть моногамным (брак между одним мужчиной и одной женщиной), полигамным (брак между одним и несколькими индивидами – вышеупомянутый брак, который распространен в восточных государствах), или групповым (брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами).
Существуют также альтернативные браки. Они обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом юридические отношения отсутствуют. Еще стоит упомянуть брак по договору, брак между лицами одного пола, а также фиктивный и гражданские браки.
Церковный брак относят к отдельной категории брачно-семейных отношений, так как он не влечет юридических последствий с точки зрения законодательства, а регулируется лишь нормами канонического (внутрицерковного) права. Нельзя назвать этот брак незаконным, поскольку, в особенности в нашей стране, он считается таким же ответственным шагом, как и брак, оформленный юридически. Нередко, как отмечают исследователи, церковный брак в плане связи между супругами, является более крепким, и разводов после него значительно меньше.
Объект социологии семьи и брака
Анализируя ряд работ, мы можем сказать о том, что социология семьи и брака исследует типы социальных отношений, которые характерны в браке и семье в самых разных регионах земного шара. Так как в мире, особенно учитывать специфику современного развития, существует огромное количество типов брачных отношений, то и объектов также выделено сразу несколько.
Также объектами социологии семьи и брака можно назвать следующие:
Социологи также исследуют мотивацию человека к вступлению в брачно-семейные отношения, причины разводов и конфликтов, а также связь семьи с другими социальными образованиями и сферами общественной жизни.
Таким образом, социология семьи и брака – это специальная многоуровневая, полипарадигмальная и мультитеоретическая наука. Она изучает возникновение, развитие и дальнейшее функционирование брака и специфику брачно-семейных отношений.
Объект социологии семьи и брака – это брак и семья, которые изучаются в историческом контексте и ретроспективе, а также в современном состоянии.