что такое семиотика определение
Семиотика – изучение систем знаков
Каждый человек считает для себя наиболее естественным язык, на котором он общается. Но традиционные языки – не единственные знаковые системы. Существуют математика, нотная грамота, химические формулы, языки программирования. Еще есть дорожная разметка, знаки отличия в армии, телеграфный код Морзе и прочие системы знаков. Семиотика – это наука, задача которой состоит в изучении и обобщении наборов символов. И именно об этой важной науке пойдет речь в данной статье.
Возникновение, развитие и основы семиотики
Данная наука объединяет усилия различных дисциплин, изучая общие для знаковых систем характеристики и особенности. Этот подход стал востребованным с развитием программирования и автоматических переводчиков. Но также семиотика изучает особенности восприятия символов зрительно или на слух, мифологию, ритуалы и многое другое. К основным знаковым системам относятся:
Все эти системы представлены наборами знаков, выражающих их содержание.
Корни теории семиотики прослеживаются со времен Аристотеля и Августина Блаженного, но впервые научно выражены в работах Лейбница (конец XVII века). В качестве науки отрасль сформировалось к концу XIX столетия. К ее необходимости подошли одновременно и независимо Фердинанд де Соссюр (Швейцария) и Чарльз Пирс (США).
Де Соссюр открыл миру науку о роли символов в социуме, их развитии и влиянии. Пирс изучал, как при помощи знаков объясняются научные знания, которые позволяют понять окружающую реальность. Пирс дал определения работы знаков, выделив триадическую природу – репрезентацию, интерпретацию и референцию, создал первую классификацию, изучил функционирование. В дальнейшем в развитие научных методов, принципов и разделов семиотики внесли вклад и другие исследователи.
Но на сегодня невербальная семиотика – это не единая наука, а, скорее, целостная методология, которая применяется для изучения познавательной деятельности.
Области применения и особенности семиотики
Наиболее полно наука завязана на теорию познания в философских и научных доктринах 20 века. В нынешней парадигме объекты научного познания представлены посредством описания знаками. Поэтому их выбор и толкование становится таким важным процессом.
Сегодня наука не считает инструментами познания интуицию, феноменологию или интроспекцию. Она требует выработки знаков для описания и интерпретации явлений. Семиотика занимается разработкой и интерпретацией символов.
На ее принципах биология строит изучение функционирования популяции и действий отдельных животных. Также обнаруживается сходство с лингвистикой как с системой передачи информации знаками. Такой подход позволяет выявить закономерности общения.
В семиотике выделяется три уровня изучения:
Существуют два направления семиотики – синтактически-семантический и прагматический. Основа первого – способность систем знаков выразить определенное содержание, представляя реальные объекты. Второе же направление исследует коммуникацию в обществе при помощи знаков. То есть, простыми словами – изучает субъекты, которые вводят и интерпретируют символы. Именно эту функцию считал главной Чарльз Пирс. Эти подходы часто понимаются как самостоятельные разделы дисциплины. Подход, предложенный де Соссюром, стал основой структурной лингвистики, а также базой синтаксического метода в прикладных направлениях естественных наук (статистика, теория вероятности, дешифровка древних текстов).
Используется семиотика в лингвистике, психологии, антропологии, литературоведении, эстетике, педагогике, экономике, социологии, прочих науках. В них язык выражен через систему знаков. Теоретическая семиотика работает с формализованными языками (в математических и логических исследованиях, в структурной эпистемологии, логико-познавательных структурах).
Теоретическая семиотика позволяет разрабатывать алгоритмические языки программирования на основе математической логики. Это стало крайне востребованным с развитием кибернетики и вычислительных систем. Знаковые модели наука интерпретирует как фрагменты реального мира. Примером такой модели является то понятие, которое называется «искусственным интеллектом».
Используется семиотика и в гуманитарных науках. Любой феномен из области культуры, искусства или философии выражается и закрепляется, как знаковая форма. Ее значение нужно изучить и объяснить. Каждый знак становится материально-идеальным объектом, выполняющим функцию посредника и несущим конкретное содержание. В этом и состоит отличие семиотики от прочих гуманитарных наук.
Подводим итог
Раскрыть все особенности семиотики в короткой статье невозможно. Самое главное, что нужно отметить:
Семиотика – уникальная наука, которая помогает воплотить результаты других дисциплин. Она должна использоваться при проведении исследований, конструировании приборов и для выражения результатов, становясь инструментом для представления данных и становится средством интерпретации окружающей реальности.
Изучение данной науки способствует пониманию знаковых систем в социуме. А это в свою очередь помогает развивать коммуникативные навыки и налаживать общение. Жесты, мимика и прочие знаки выдают скрытые эмоции людей. Научиться их распознавать можно после прохождения курса Викиум «Эмоциональный интеллект«. После освоения обучающих материалов вы будете понимать людей лучше, даже без слов, и предугадывать их поведение.
Grigor Atanesyan
Завершив два сезона рубрики «Просто о сложном», «Теории и практики» решили перейти от понятий эмпирических к вещам более теоретическим и начать объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В первом выпуске новой рубрики — рассказ о том, как при помощи семиотики разобраться в знаках и приготовиться к контакту с инопланетными цивилизациями, обезьянами, муравьями и пчелами.
Самая очевидная знаковая система — язык, на котором говорят люди. В семиотике его называют естественным, отличая от искусственных знаковых систем, таких как язык жестов, химическая символика, математические языки и языки программирования, азбука Морзе, знаки дорожного движения, знаки отличия военной формы и так далее. Семиотика не только описывает такие языки, но и участвует в их разработке — например, в программировании и создании систем машинного и автоматизированного перевода.
Мы слышим слово, и в нашем сознании возникает его образ: так работает семиотический механизм.
Идеи Соссюра воплотило в жизнь следующие поколение исследователей, увлеченное идеей уравнять гуманитарные науки с точными. Первым был французский этнолог Клод Леви-Стросс. Философ по образованию, он был недоволен своей специальностью и согласился на авантюрное для того времени предложение — преподавать в университете Сан-Паулу в Бразилии. Настоящей его целью были экспедиции к индейским племенам. По итогам работы в Бразилии 1955 году Леви-Стросс опубликовал свой знаменитый травелог «Печальные тропики». В нем впервые методы структурной лингвистики используются при анализе примитивных обществ. Например, автор описал связь между общественной организацией и территориальным делением поселений племени бороро. В следующих исследованиях Леви-Стросс показал, что важнейшие социальные установления первобытных племен (правила браков, системы родства, ритуалы, мифы) функционируют как языки.
За работами Леви-Строссом последовал ряд блестящих теоретических изысканий — в первую очередь, в математической логике и математической лингвистике. Рамки семиотики расширялись, она стала применяться к анализу всех областей культуры. Возникает семиотический подход в изучении кино, фотографии, литературы, фольклора, моды, рекламы. К концу 60-х в Европе образовались две школы семиотики — французская и советская. Поскольку в СССР новую дисциплину клеймили за формализм и отступление от марксистской методологии, ее развитие проходило в основном на периферии, в относительно либеральной атмосфере эстонского университетского центра Тарту.
Французский философ-постструктуралист Ролан Барт, с марксистских позиций презрительно относившийся к буржуазной массовой культуре, применил семиотику к анализу ее стереотипов, клише и мифов. Он выявил механизмы, на которых основана популярность широкого круга явлений: от астрологии до велогонки «Тур де Франс», от стриптиза до НЛО. История искусственных языков началась с попыток придумать универсальный язык для людей. Результат одной из таких попыток — язык эсперанто — и сейчас в ходу. Однако так или иначе основой этих языков были живые европейские языки. Ханс Фройденталь решил создать язык, понятный для существ, не имеющих с нами ничего общего, кроме разума. Дело происходило в те годы, когда все были взволнованы запуском первого спутника и первой попыткой Дрейка принять сигналы внеземных цивилизаций.
Что касается инопланетян, то в образе последних Барт видел излишнее сходство с людьми, выражение вечного мифа о двойнике, и раздраженно писал: «Одной из постоянных черт всякой мелкобуржуазной мифологии является неспособность представить себе Иное».
Но не все разделяли скепсис Барта, у многих ученых существование разумной жизни вне Земли не вызывало сомнений. Характерные заголовки, например, можно встретить в сборнике статей «Будущее науки» от 1966 года: «На повестке дня — лунные лаборатории»; «Космическое общение — задача кибернетики». С этой точки зрения, самой актуальной для гуманитарных наук задачей было конструирование языка для межпланетных коммуникаций, и здесь было не обойтись без семиотики. Таким языком стал Линкос — разработанный голландским ученым Гансом Фройденталем. Вышедшая в 1960 книга Фройденталя «Линкос. Построение языка для космического общения» сразу была признана всем мировым научным сообществом.
В наши дни активно развивается биосемиотика, которая показала, что вне зависимости от вопроса о существовании языка животных, их поведение, основанное на инстинктах, функционирует наподобие знаковой системы. На это указывает описанная советским семиологом Жинкиным звуковая система связи у обезьян, а также широко известные системы «танцев» у пчел или «язык» муравьев.
Неправильно «Виктор, я бросаю вас. Ваше семиотическое поле вызывает у меня идиосинкразию». Правильно говорить — «семантическое поле».
Правильно «Разница реакций на девушек в цветных масках в храме — на самом деле вопрос семиотики».
Правильно «Я не люблю классическую оперу за неестественность, она семиотически перегружена».
ЧТО ТАКОЕ СЕМИОТИКА?
Where is the Life we have lost in living? Where is the wisdom we have lost in knowledge? Where is the knowledge we have lost in information? |
T.S. Eliot. Chorus from «The Rock», I. |
Чай, оцененный в процессе познания как ням-ням, может не оказаться таковым, когда его попробуют. |
Ч.У. Моррис. Значение и означивание. |
Учась в Тартуском университете и затем читая лекции по семиотике в этом же университете, я часто сталкивался с одним и тем же вопросом. От самых разных людей я то и дело слышал: «Скажи, что такое семиотика?» С течением времени, для меня стало очевидно, что это нормальная реакция на само слово «семиотика». Никто в точности не знает, что такое семиотика и чем она занимается. Примечательно, что никто обычно не спрашивает: «Чем занимается математика?» или «Что изучает биология?» Предмет и задачи этих дисциплин кажутся очевидными по интуиции. (Хотя, может быть, это так только из-за того, что их проходят в школе?)
Три определения
Короче говоря, существует множество условий, которые определяют, где и когда мы рассматриваем или не рассматриваем некоторую вещь как знак. Это говорит о том, что знаковость по сути своей относительна, что она ПРОИЗВОДНА от каких-то других факторов (психологических, социальных, культурных и т.д.). Семиотику, однако, интересует феномен знаковости как таковой. Поэтому она обходит эту проблему и трактует знаковость безотносительно к порождающим ее условиям. Проблема ВЕЩЕЙ и, соответственно, проблема соотношения знак/вещь, по сути, не является семиотической проблемой (хотя она и провозглашается иногда основной проблемой семиотики).
Поскольку семиотика не имеет дела с незнаковой реальностью, она неспособна разрешить вопрос о существовании или несуществовании чего-либо помимо знаков. Или, говоря семиотически, не-знак мыслится тоже как знак, хотя и с чисто отрицательным содержанием.
Существует множество теорий, подчеркивающих важность языка как важнейшего измерения человеческого мира. Например, герменевтика в лице Х.Г. Гадамера считает язык (хотя и понимаемый не в таком широком и расплывчатом смысле, как в семиотике) «универсальной средой человеческого существования». Признание центральной роли, которую играет символический аппарат в человеческой деятельности, составляет рабочую основу многих направлений в психологии, социологии, антропологии и т.д. Никто однако, не называет эти науки семиотикой, да и сама семиотика активно противопоставляет себя всем этим дисциплинам. Почему?
Я полагаю, что дело здесь не только в том, что семиотика конституирует себя в качестве некоей метанауки (металогики по Пирсу и металингвистики по Ельмслеву). Метаисследования составляют лишь небольшой процент семиотической продукции, а сама семиотика распадается на множество частных под-дисциплин (См. об этом статью «Semiotics» в «Encyclopedic Dictionary of Semiotics» под редакцией Т. Себеока). Поэтому, как уже отмечалось, для большинства людей остается полной загадкой, чем именно занимается семиотика и каковы ее цели. Даже для университетских студентов семиотика, как она объясняется в книгах, кажется чем-то темным, заумным, переполненным специальными терминами, схемами и формулами.
Конечно, вполне законно на вопрос «Что такое семиотика?» ответить «Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами». Такой ответ, однако, кажется не удовлетворительным даже тем, кто отвечает.
Основные подходы
Кроме понимания семиотики в духе третьего определения, возможно иное, расширительное толкование. Под семиотикой можно понимать такой подход к тексту (а текстом является любая вещь, рассмотренная семиотически), который концентрируется на его знаковой природе и пытается объяснить или истолковать его, как феномен языка. Согласно этому (расширительному) пониманию, семиотика реализуется во множестве различных подходов к тексту. По методологическим соображениям представляется уместным сгруппировать в три широкие категории, согласно тому, как они определяют текст и его связь со значением и/или смыслом.
Первый подход можно обозначить как ИММАНЕНТИЗМ. Текст рассматривается здесь как самодовлеющее и «сложным образом организованное целое» (Ю.М. Лотман), как некая квазипространственная конфигурация, образуемая формальными элементами разного порядка. Текст мыслится как иерархия уровней. Формальное (т.е. структура) и есть то, что порождает значение. Иерархия элементов и отношения между ними мыслятся как реально существующие до всякой аналитической процедуры и независимо от нее. Реципиент или аналитик лишь обнаруживают, выявляют то, что содержится в тексте. С наибольшей отчетливостью такой подход представлен в классическом структурализме.
(Имманентно могут рассматриваться не только отдельные тексты, но и процесс их порождения и функционирования. Ср., например, идею русских формалистов об имманентности литературного ряда или концепцию У. Эко о модельном (образцовом), или имманентном, читателе.)
Имманентное (структуральное) объяснение текста основывается на следующих презумпциях:
Будучи ориентированным на «точные науки», структурализм тяготеет к отрицанию сознания и субъекта. Как заметил еще в 60-х годах Поль Рикер: «Целью структурализма является дистанцировать, объективировать, отграничиться от личного отождествления исследователя со структурой института, мифа, ритуала и т.д.» Значение, обнаруживаемое процедурой структурного анализа, сводится к чистой упорядоченности; смысл, как личная мысль или осмысленное переживание подменяется мыслью, отчужденной от себя в объективности кодов. Как говорит Рикер: «Структуралистская мысль оказывается мыслью, которая не мыслит».
Второй подход может быть назван «ИНТЕРТЕКСТУАЛИЗМОМ». Внимание смещается к отношению между текстами. Само понятие текста универсализируется: более или менее категорически утверждается, что весь мир есть текст.
Элементы, составляющие отдельный текст мыслятся как заимствованные из других текстов или отсылающие к ним. Не имманентная структура, но Отсылка и Цитата становятся главным предметом интереса и генератором текстовых значений. Анализ направляется не на отношение между элементами внутри текста, а на отношение между элементами и их констелляций внутри «семиотического универсума», который содержит в себе все реальные и потенциальные тексты.
Логическим следствием этого факта является понятие нереферентного знака, т.е. знака, который отсылает только к другим знакам. (Ср. также бодрийяровские «симулякры», которые суть знаки, полностью замещающие собою реальность.)
Кроме того, интертекстуальный анализ размывает границы отдельного текста, растворяя его в безграничной «интертекстуальности». Эта тотальная открытость текста оборачивается его семантической пустотой. Она может произвольным образом заполняться читателем, использующим различные интерпретирующие коды, т.е. тексты, через которые он читает текст. Если критерии верификации оказываются размытыми, как это имеет место в деконструктивизме, наступает кризис истины. С утратой ориентации, сопровождающей этот кризис, мир-текст начинает казаться утратившим какой бы то ни было (определенный) смысл. В отличие от структуралистов, носители подобного психотипа описывают свою текстуальную практику не в терминах «науки», а в терминах игры и бегства от власти языка.
Весь «интертекстуализм» основывается на представлении о культуре как резервуаре значений, понимаемых в смысле информации, т.е. натурно данного знания. Поэтому процедура отыскания формальных лингвистических сходств (цитат, парафраз и т.п.) позволяет заключать о сходстве или тождестве смысла сопоставляемых текстовых сегментов. Культура сводится здесь к «уже-готовому знанию», части которого кочуют из одного текста в другой, что и образует «жизнь» культуры.
Третий подход, который можно назвать «СЕМИОГОНИЧЕСКИМ», касается исследования семиозиса, т.е. проблемы возникновения знаковых структур из некоторой не- или до-знаковой реальности. Эта реальность обычно от отождествляется с природой (противополагаемой культуре) и обозначается как «жизнь», «инстинкт», «психика», «желание» и т.п.
Начиная с Бахтина, культурные акты рассматриваются в терминах постоянного взаимодействия, борьбы или диалога между культурой и ее иным. Внимание сдвигается к границам поля культуры, и проблематизация этих границ характеризует «семиогонические» подходы, самым влиятельным из которых остается психоанализ.
(На самом деле, трактовка (бес)сознательного как природного феномена влечет за собой его объектную интерпретацию. Это означает, что, пытаясь наблюдать (бес)сознательное, мы наблюдаем только его объектификации).
Философские основы семиотики
Исторически семиотика была создана представителями узкого круга научных дисциплин, прежде всего, логики, математики и лингвистики. Общим мировоззрением, определявшим построения отцов семиотики, был позитивизм, выступавший в формах прагматизма, утилитаризма, бихейвиоризма, (нео)кантианства и т.п.
Каковы же основные черты позитивизма?
Эта идея, переоткрытая логическими позитивистами и подкрепленная соссюровским настоянием на произвольности языкового знака, марксовым понятием о ложном сознании и фрейдовской концепцией бессознательного, стала рабочим базисом как для структурализма, так и для семиотики, и остается непоколебленной вплоть до наших дней. Даже пост-структурализм и деконструктивизм не осмелились поставить под вопрос эти старые истины.
Возможно, позитивизм являлся весьма прогрессивным мировоззрением, способствовавшим развитию науки XIX века. Времена, однако, меняются и наука меняется вместе с ними. В ходе «сдвига парадигмы», определившего особенности современной науки, было обнаружено, что механистическое и позитивистское мировоззрение является «крайне ограниченным и нуждающимся в коренном пересмотре» (я цитирую предисловие выдающегося современного физика и философа Фритьофа Капры к сборнику «Metaphores of Consciousness», 2-е издание, 1981).
Основные черты новой парадигмы, согласно Капре, таковы:
Семиотика как состояние ума
Юрий Шрейдер в одной из своих работ 1970-х годов предложил считать исходным (хотя также неопределимым) понятием семиотики не знак, а «знаковую ситуацию». Что это такое? Если объектом семиотики может быть все, что угодно, первый вопрос, который следует задать: «При каких условиях нечто воспринимается как знак, то есть семиотически?» Ситуация, когда нечто воспринимается кем-то как знак и называется семиотической ситуацией.
Семиотика, онтологизируя «бинарные оппозиции» в качестве универсальной структуры познания, способна иметь дело только с иллюзорными, или относительно реальными, феноменами. Она отрицает существование более глубокой или высокой реальности, реальности за пределами культурных конвенций, реальности, как она есть. Семиотический ум, занимающий главенствующее положение в Западной культуре, по крайней мере, последние шесть столетий и действующий как почти универсальная «цензура понимания», озабочен тем, что, в действительности, нереально. (Более подробно этот вопрос освещается в превосходной монографии К. Свасьяна «Становление европейской науки». Ереван, 1990).
Претензии семиотики служить универсальным ключом к «тайнам культуры» лежат в русле эволюции западной науки (по крайней мере, вплоть до недавнего времени), подменившей качество количеством, непосредственное видение вещей их «интерпретацией» и утерявшей способность ясного умо-зрения, которое было объявлено «ненаучным» и вытеснено близорукими догмами «позитивного знания».
Ибо, как сказал один индийский учитель: «Мыслить необходимо, но недостаточно. Нужно также уметь жить!» И, как сказал русский философ по поводу «психологической предпосылки семиотики»: «Высказывания типа «мы живем в мире знаков» или «человек живет в мире знаков» являются такими же нереальными, как высказывания типа «человек живет в мире вещей» или «человек живет в мире идей». Более правильным было бы сказать, что «человек живет в мире выбора»». Жаль, что большинство людей, по-видимому, не осознают этот вдохновляющий факт.
Впервые опубликовано в журнале «Радуга», Таллин, 1996. С. 168-175.
Семиотика
Полезное
Смотреть что такое «Семиотика» в других словарях:
СЕМИОТИКА — (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии
СЕМИОТИКА — (от греч. semeiot знак) общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных … Философская энциклопедия
СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, врачебная наука, о признаках болезни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
семиотика — семиология Словарь русских синонимов. семиотика сущ., кол во синонимов: 5 • изучение симптомов (1) • … Словарь синонимов
СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, семиология (от греч. sema, semeion знак, признак), или симптоматика, симптоматология собирание, выявление, изучение и оценка проявлений, признаков, симптомов различных болезненных состояний. Содержание семиотики составляют… … Большая медицинская энциклопедия
семиотика — Этимология. Происходит от греч. sema знак. Категория. Научная дисциплина. Специфика. Посвящена изучению знаковых систем. Подразделы: • семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого; • синтаксис как исследование… … Большая психологическая энциклопедия
СЕМИОТИКА — (от греческого semeion знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры системы мифа … Современная энциклопедия
СЕМИОТИКА — в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Большой Энциклопедический словарь
СЕМИОТИКА — (от греч. semeion знак признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа,… … Большой Энциклопедический словарь
Семиотика — (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1. Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2. Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; … Психологический словарь
СЕМИОТИКА — (греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от… … История Философии: Энциклопедия