что такое семинар в школе
Статья «Урок-семинар в школе»
Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка.
Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.
На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.
На уроке-семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее.
Уроки –семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями.
Традиционные уроки иногда создают у учащихся представление о русском языке как о чем-то бесспорном, бесперспективном для каких-либо открытий. Уроки-семинары являются в этом отношении переломным моментом, переходом от формального отношения к представлению о русском языке как о живом, истинно родном и близком.
В системе вопросов к семинару важен какой-либо проблемный, даже провокационный вопрос, который сразу вызывает дискуссию, заставляет любознательных, лингвистически умных ребят пересмотреть, перечитать чуть ли не всю предложенную литературу.
Всегда ли важен порядок слов в предложении?
Можно ли отменить пунктуацию?
Какой из главных членов предложения главнее?
Можно ли по суффиксу определить часть речи?
Чтобы двухчасовая работа не утомляла учащихся, необходимо, продумывая ход семинара сознательно планировать момент, снимающий напряжение, включая лингвистические фельетоны, шутки, инсценировки.
Учитель на уроке-семинаре не только ведущий, дирижер, но и равный участник. На каком-то этапе урока он предлагает подобранный им материал, включая его в общее рассуждение по теме. Он должен познакомиться со всей рекомендуемой литературой и иметь в запасе какую-то интересную информацию или задачу, чтобы остаться для учеников интересной личностью. Он вместе с учащимися готовит выставку лингвистической литературы, подбирает интересные, эмоционально окрашенные тексты для практического задания. Новая, нестандартная форма урока-семинара включает много привычных традиционных приемов. Именно они становятся своеобразной базой в творческом поиске учителя. Внимание участников семинара стимулирует разнообразие заданий, включающих и синтаксический разбор, и разбор по составу, и этимологический разбор, и работу со словарями.
На уроке-семинаре работа с текстом идет как лингвистический эксперимент. Учащиеся проводят наблюдение за живым русским языком – например, определяют роль причастия в речи, убеждаются, что это книжная форма. Сопоставляют конструкции предложений в устной речи и в письменной (в своих сочинениях), в художественной литературе и в статьях учебников, в научно-популярной и научной лингвистической литературе, к которой они обращались во время подготовки к семинару.
Самостоятельной исследовательской работой учащихся является анализ выбранного текста под определенным углом зрения. Вся совокупность деятельности учащихся на уроке-семинаре способствует формированию речевой компетентности, овладению правилами сочетаемости единиц в тексте, правилами выбора языковых средств, построения текстов разных типов и стилей. Семинар совершенствует монологическую и диалогическую речь учащихся, готовит их к общению на разных уровнях жизни.
Заканчивается семинар обычно вопросом, чье выступление особенно запомнилось и почему. Высказывая свое мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики.
Работа учащихся на уроке-семинаре – это участие в общем процессе познания. Они выступают сами, слушают одноклассников ( в 5-6 классе это является серьезной проблемой: дети слушают и слышат себя, даже когда говорит другой). На таком уроке-семинаре уже в 5-6 классах школьники учатся выделять главное, конспектировать, делать записи в специальных семинарских тетрадях, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей. Готовясь к семинару и работая на самом уроке-семинаре, учащиеся делают краткие конспекты по выбранному вопросу, некоторые пишут рефераты.
Большое значение для всей дальнейшей жизни детей имеет то, что они учатся работать с различной справочной литературой, учатся пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее товарищам.
Внушительные списки рекомендуемой литературы не должны пугать участников семинара: они могут выбрать всего одну книгу для работы, а об остальных услышат от товарищей.
Конечным результатом урока-семинара, как и традиционного урока, остается совершенствование теоретических знаний и практических умений школьников. Поэтому логичным после урока-семинара будет урок-зачет, урок-практикум, диктант.
Таким образом, уроки-семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями, обратиться к проблемам функциональной грамотности учащихся, решать задачи использования языка, учитывая коммуникативный аспект обучения. Каждый учитель, согласившийся с идеей таких уроков, может вносить что-то свое в их понимание и исполнение применительно к классу и своему характеру. Общее одно – работа с лингвистической литературой, сотворчество учителя и учащихся, возрастающий интерес к родному языку, систематизация знаний. Уроки-семинары – один из эффективных путей обучения, не сковывающий, а развивающий ученика, доставляющий много вдохновенных минут ученику и учителю.
Учащиеся должны знать, что на семинаре один работает на всех, а все на одного, что результаты их труда обязательно будут оценены тремя оценками: за устное выступление на семинаре, за подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание, выполненное нас уроке. Каждый должен знать, что конечный результат семинара – орфографическая и пунктуационная грамотность.
Чтобы все вопросы семинара были освещены достаточно полно, можно предложить учащимся при подготовке к нему разделиться на группы и выбрать для основательного исследования один вопрос. Кому-то учитель может дать и индивидуальное задание.
Для подготовки к семинару учитель предлагает вопросы за 7-10 дней. В течение 4-5 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. На стенде «Материалы к уроку» отмечается, какой вопрос выбрал каждый участник семинара.
Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все ученики, чтобы не уверенные в себе ребята получили поддержку и консультацию учителя, а сильные, филологически одаренные ребята – его одобрение.
В течение всех дней подготовки учитель консультирует учащихся, помогает подбирать литературу, предоставляет учащимся литературу учебного комплекса и личную библиотеку, помогает продумать ответ на вопрос. Группы обсуждают форму своего выступления – они могут выделить одного выступающего, который обобщит подготовленный всеми материал, или может высказаться каждый участник семинара.
Результатом семинара будет возросший интерес к родному языку, приобщение к научной, научно-популярной и занимательной литературе, развитие монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительной речи учащихся, пунктуационных и речевых.
После семинара можно провести урок-зачет, урок-практикум, урок-тренировку или контрольную работу. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара.
Урок-семинар как одна из форм организации современного урока в условиях реализации ФГОС
Урок-семинар как одна из форм организации современного урока
в условиях реализации ФГОС
Особенностью ФГОС общего образования является деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы. Это не только предметные знания, умения и действия. Помимо предметных знаний, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий.
Сегодня под содержанием образовательного процесса воспринимается не то, что подлежит усвоению, а то, что способствует развитию личности, ориентируясь на практическую деятельность. Одной из форм, направленных на реализацию развивающего и воспитательного потенциала современного урока является урок-семинар. Он выполняет важные функции в процессе воспитания и образования учащихся.
Понятие и функции семинара
Семинар – это форма обучения, имеющая цель углубить и систематизировать изучение наиболее важных для учащихся тем и разделов учебной дисциплины.
Семинар – метод обучения анализу теоретических и практических проблем, это коллективный поиск путей решений специально созданных проблемных ситуаций.
Семинар – это и важная форма работы, направленная на формирование у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
Образовательная функция семинара состоит в том, что в процессе подготовки к данной форме проведения урока обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, учатся обобщать, отделять существенные моменты от второстепенных. Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять логико-смысловые схемы.
Большое значение семинары имеют в развитии коммуникативных компетенций учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания учащихся. Даже само углубление знаний, движение мысли от простого к более осмысленному содержанию, поднимает учащихся на более высокую ступень.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Содержание воспитательной функции урок-семинара подразделяется на компоненты, соответствующие различным сторонам формирования и развития личности. Это может быть, как взгляды и мировоззрение, нравственное сознание, чувства и эмоции, эстетические отношения, воля, физическое состояние и другое в зависимости от предмета и темы семинара. Виды воспитательных задач семинара определяется как компоненты, заложенные в ФГОС:
— формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;
— формирование чувств и эмоций;
— формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
— формирование волевых качеств личности;
— физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;
— формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе и коллективе.
В каждом из видов воспитательных задач проявляется совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, определив вид воспитательной задачи на уроке- семинаре, следует найти то качество личности, для формирования или совершенствования которого наиболее подходит изучаемый учебный материал.
Возможность реализовать потенциал семинаров предоставляется:
— при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;
— после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
— при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;
— при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений.
На семинарах учащиеся приобретают умения выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.
На семинарах обучающиеся приобретают новые знания, работая с материалом, в который включаются доклады, презентации, с которыми выступают другие обучающиеся.
Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей обучающихся, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом обучающихся. Семинары играют существенную роль в приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы.
Методика подготовки семинара
Она имеет особенности и должна быть направлена на привлечение к активному участию большинства учащихся класса, на реализацию воспитательной и образовательной функций:
1) четкое и точное определение темы и цели семинара;
2) своевременное информирование учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманности плана, внесении корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
3) предварительная система подготовки:
— подбор основной и дополнительной литературы;
— организация работы консультантов;
— организация работы творческих групп;
— составление алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
— разработка системы дифференцированных заданий таких, как подготовка докладов, рецензирование, оппонирование;
— подбор заданий для сбора материалов в музеях, интервьюирование;
— подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций;
— продумывание фронтальных заданий (составление плана, чтение справочной литературы);
— организация групповых заданий (подготовка доклада, вопросов для групповой работы, работа с групповыми заданиями, подготовка стенда, газеты, поиск литературы, распределение ролей в групповой работе);
— разработка индивидуальных заданий (подготовка сообщения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ исследуемой проблемы, темы).
— психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;
— разработка форм стимулирования активности обучающихся и познавательного интереса;
4) определение соотношения деятельности учителя и учащихся:
— краткость и целенаправленность вводного слова учителя;
— уместность и продуманность замечаний;
— организация коррекционной деятельности;
— организации коллективного обсуждения, дискуссии.
В форме семинаров можно организовывать уроки:
— после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
— при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;
— при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;
— при проведении уроков, посвященных реализации модульного, проблемного метода обучения, различным методам решения заданий, задач.
При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания.
В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний.
Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов. Эта группа заранее знакомится с основными положениями выступлений учащихся, готовит вопросы, рецензирует выступления.
На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания.
С этим учитель должен связывать и цели семинаров:
— определение собственной позиции ученика, его личного мнения;
Поэтому семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
— самостоятельным изучением учащимися программного материала;
— обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности школьников.
Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества, способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.
Урок-семинар имеет специфическое содержание:
— его целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усваивает определенные знания, но и находит решение проблемы;
— отличается особым характером деятельности учащихся;
— семинару предшествует основательная подготовительная работа часто исследовательского характера;
— при подготовке к семинару учитель может прибегнуть к правильному распределению труда, где учитываются интересы и способности учащихся.
Семинар отличается от урока:
— большей степенью самостоятельности при подготовке к семинару;
— большей активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки;
— владением навыков работы с литературой;
— изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
В педагогической практике используются различные по классификации семинары.
Различают уроки – семинары по учебным задачам, формам их проведения.
Учитель может ставить учебные задачи, которые будут достигнуты на семинаре, это:
— задачи, предполагающие воспроизведение знаний;
— задачи, предполагающие простые мыслительные операции;
— задачи, предполагающие сложные мыслительные операции;
— задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;
— задачи, предполагающие продуктивное мышление;
— задачи, предполагающие привить навыки научной, творческой работы;
— задачи, предполагающие воспитать самостоятельность мышления;
— задачи, предполагающие прививать вкус к поиску новых идей и фактов.
Исходя из задач, учитель выбирает форму семинара:
— семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
— семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
— семинар-конференция и другие.
Развивающий и воспитательный потенциал различных видов уроков-семинаров
Традиционные семинары – один из наиболее распространенных видов занятий в школе. Эти семинарские занятия предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Семинары помогают учащимся овладеть понятиями и терминами, развивают навыки самостоятельного мышления, устного выступления.
Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение вопросов большую часть учащихся в классе. Для этого учитель использует педагогические средства для их активизации:
— постановка хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему ученику или ко всему классу;
— умелая концентрация внимания учащихся на сильных и слабых сторонах выступлений учащихся;
— своевременное акцентирование внимания и интереса учащихся на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы.
Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.
Семинар-диспут в школе имеет ряд достоинств. Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван педагогом в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает иногда и стихийно. В ходе полемики у учащихся формируется сообразительность, находчивость, быстрота мыслительной реакции, память, внимание, умение слушать и слышать, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное.
Семинар пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. О собенностями урока в форме семинар-конференция является то, что ученики должны иметь багаж знаний и навыков по работе с научной литературой – как традиционной печатной, так и электронной. В противном случае такой семинар будет мало эффективным.
В этой форме урока заложен большой потенциал воспитания и обучения. Он позволяет научить учащихся:
— устанавливать причинно-следственные связи;
— использовать таблицы, схемы, графики;
— выводить простейшие закономерности, делать выводы;
— пользоваться оглавлениями и составлять библиографические списки;
— использовать различные источники информации.
Участие в семинарах, которые проводятся в форме пресс-конференции, позволяет учащимся отрабатывать умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, опровергать чужую, находить выход из трудных коммуникативных ситуаций. Таким образом, семинар-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.
На семинаре может быть использовано комментированное чтение первоисточников. В данном случае преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе учащихся над рекомендуемой литературой. Чаще всего комментированное чтение составляет лишь элемент семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15-20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать учащихся лучше разбираться в учебной теме. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.
Проблемный семинар является активной формой обучения. Такой семинар ведется через дискуссии. Особенностью проблемного семинара является сочетание «мозгового штурма» и «творческой дискуссии», индивидуальной и групповой работы, как на этапе подготовки, так и во время его проведения. На семинаре не только не запрещаются, но и приветствуются критические замечания и вопросы. Основой проблемного семинара является создание проблемной ситуации, которая ставится заблаговременно. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимых сведений по рассматриваемой теме, знакомятся с различными мнениями и вариантами предложений по ее решению. Данный вид семинара направлен на развитие самостоятельности и активности учащихся.
Разновидностью проблемного семинара является семинар- исследование. Во вступительном слове учитель закладывает общую основу исследовательской деятельности обучаемых на семинаре, совместно с ними определяет основные проблемы семинара, пути и методику их раскрытия и исследования.
Основой организации такого семинара становится метод постановки системы поисково-познавательных, исследовательского характера задач и упражнений, решение которых в ходе дискуссии раскрывает методику конкретного исследования, где каждая задача требует от обучаемого освоения в содержательном контексте строго определенных элементов исследовательской деятельности.
В зависимости от характера изучаемой темы, вынесенной на семинар, уровня подготовки учащихся выбираются задачи урока и последовательность их постановки: теоретико-аналитические, логико-методологические, контрольно-практические, прикладные. Отправной точкой на семинаре выступает доклад, который делают учащиеся. В ходе доклада раскрывается проблема, основные ее теоретические положения, ставится конкретные задачи, творческого характера, создаются тем самым предпосылки для развертывания дискуссии вокруг различных аспектов проблемы. Для этого в основу доклада должны быть положены результаты исследований, которые провел ученик, что создает предпосылки для вывода семинарского занятия на исследовательский уровень, уровень решения практических задач.
Исследовательский подход на семинаре предполагает использование познавательных задач в комплексе со схемами, вопросами, доказательствами. С их помощью учащимся представляется материал для коллективного решения общей задачи.
Семинар с использованием видеокейса. В современной педагогической практике используются учебные видеокейсы.
— запись для преподавателя, в которой содержатся рекомендации о том, как лучше организовать работу с видеокейсом,
— авторский анализ ситуации и вопросы для обсуждения,
— дополнительные задания и упражнения по теме.
Видеокейс – инструмент обучения и использование его на школьном семинаре позволяет:
— «погрузить» учеников в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей учебной или даже в дальнейшем профессиональной деятельности;
— повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации;
— повысить эмоциональную вовлеченность учеников в процесс обучения, повысить групповую динамику урока;
— вырабатывать практические навыки непосредственно в учебном классе;
— перенести акцент обучения с передачи сухих знаний на выработку конкретных навыков и компетенций,
— сделать занятие нескучным для учеников, так как на нем будут доминировать интерактивные формы обучения, очень понятные современным детям.
Рассмотрим классификацию семинаров по В.В. Гузееву.
Аналитический семинар. Учащиеся самостоятельно анализируют тексты, конструируют задания для групп, решают задачи, составляют планы, схемы.
Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.
Контрольно – обобщающий семинар проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.
Приведем в качестве примера схему аналитического семинара с использованием групповых технологий.
Содержание работы в классе
Вводный инструктаж: у читель обращает внимание на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек- заданий, немых рисунков.
Практическая работа: к онструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы.
Защита выполненных работ: г руппы обмениваются заданиями и проверяют правильность выполнения заданий других групп, результаты работы оценивают консультанты совместно с учителем, выставляются баллы в листки самоконтроля.
Обсуждение предложенных вопросов в группах: обсуждение проводят ученики – консультанты в каждой группе совместно с учителем, результаты обсуждения заносятся в листки самоконтроля в виде баллов.
Индивидуальная работа: работа «Проверь себя», тестирование (предлагаются тесты разного уровня сложности на выбор ученика).
Подведение итогов: в ыставление оценок в лист самоконтроля (учащиеся сдают листки самоконтроля, выполненные тесты, которые проверяет учитель совместно с консультантами).
1. Асмолов, Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
2. Антипова, М. В. Формы организации обучения. М. : МарГТУ. 2011.
3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М. :Народное образование, 2001.
4. Кульневич С.С. «Современный урок», Изд-во «Учитель», 2005г.
6.Поташник, М.В. Левит, «Как подготовить и провести современный урок», Москва, 2003г.
7.Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008
8. Кульневич С.В. «Анализ современного урока», Изд-во «Учитель», 1999г.
9. Татарченкова «Организация методической работы в современной школе», Изд–во «Каро», 2007г.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2010.