что такое секвенсор в музыке
Что такое секвенсор
Секвенсор (вариант написания – секвенсер) – программа или устройство, способное записывать, воспроизводить и редактировать данные формата MIDI. Принцип работы такого устройства состоит в том, что поток MIDI-данных с синтезатора, активной клавиатуры, драм-машины или любого другого MIDI устройства содержит полную информацию о выбранном тембре, темпе, особенностях звуковых эффектов и последовательности звучания (отсюда название, по английски sequence – последовательность). Эти данные записываются во внутреннюю память секвенсора и впоследствии могут быть воспроизведены либо отредактированы.
Аппаратные секвенсоры
По своему функционалу секвенсор напоминает обычный магнитофон, с той разницей, что магнитофон записывает звук, а секвенсор – данные определенного формата. Потому и управление у секвенсора напоминает панель магнитофона.
Аппаратные секвенсоры
Секвенсоры самого простого типа (MIDI-файлеры) способны только записывать либо воспроизводить MIDI-файлы. Более сложные устройства позволяют редактировать такие данные, производить наложение дорожек, добавлять или удалять эффекты, изменять темп звучания или заменять инструменты в нужном музыкальном фрагменте. Если такой секвенсор дополнить синтезатором, то один человек вполне может самостоятельно сочинить и написать, к примеру, оркестровую партию, записать ее инструмент за инструментом, отредактировать и сделать запись результата на кассету, компакт-диск или любой другой аудионоситель для последующего использования.
Программные секвенсоры
С развитием компьютеров большая часть секвенсоров стала представлять собой компьютерные программы. Самые распространенные — Steinberg Cubase VST, Fruity Loops – представляют собой настоящие «музыкальные комбайны», способные не только записывать поток MIDI-данных, но и производить с ним массу различных манипуляций с помощью встроенного богатого функционала.
Секвенсор Fruity Loops
Такие секвенсоры позволяют, к примеру, записывать написанное произведение в виде нот и распечатывать их, накладывать на запись дополнительные аудиодорожки, записывать вокальные и «живые» инструментальные партии, микшировать несколько MIDI-потоков или переносить фрагменты из одного файла MIDI-данных в другой.
Помимо того, программные секвенсоры часто содержат встроенный семплер, программный синтезатор и другие вспомогательные инструменты.
Использование такого секвенсора делает написание музыки намного проще. Например, произведение, играющееся очень быстро и рассчитанное на виртуозного музыканта, можно записать по шагам, нота за нотой, а затем придать ему тот темп, какой сочтете нужным. Если музыкальный фрагмент сыгран неровно, с огрехами, функция квантования (выравнивания) сможет исправить эти ошибки, а обратный процесс деквантования придаст сыгранной в режиме пошаговой записи партии ощущение живого исполнения засчет внесения легких, едва заметных погрешностей в темп.
Тем не менее, программные секвенсоры не полностью заняли этот рынок. Продолжается выпуск и аппаратных секвенсоров, часто совмещенных с драм-машиной или синтезатором – таких, как Arturia Drum Brute и многочисленные модели под маркой Korg.
Что такое секвенсор (DAW)?
Секвенсор – это программа для создания музыки или музыкальных фрагментов (DAW) в виде нотных записей для инструментов и их объединения в трек. Поясняю, что трек (track) — это композиция, состоящая из набора звуковых дорожек. Еще одно назначение секвенсора – возможность работы с аудиофрагментами. Для написания музыки пользуются либо сэмплами – оцифрованными звуковыми фрагментами, – либо MIDI-последовательностями (нотной информацией).
В каждом секвенсоре существует стандартный комплект музыкальных инструментов, а именно пианино, гитара, скрипка, ксилофон, духовые инструменты, синтезаторы, ударные и др.
Традиционный интерфейс секвенсера напоминает клавиши рояля, расположенные, как правило, вертикально с правой стороны экрана. Так называемый PIANO ROLL. Чем выше звук, тем выше он расположен на экране. Линейка в верхней части окна – это шкала, по которой отсчитывается время звучания фрагмента (в долях секунды). Здесь же задаются тона и полутона. В центре Вы видите таблицу, где следует заполнять клетки. Нарисованные линии и будут нотами, которые проигрываются в секвенсоре. Время звучания ноты Вы устанавливаете сами, нарисовав горизонтальную полосу нужной длины.
В данном окне программы набирается мелодия, и таким образом получается MIDI-клип. MIDI-Клип (MIDI-сlip) – это звуковой фрагмент, содержащий, в отличие от аудиосэмпла, нотные данные. Как правило, его длительность – несколько секунд.
На секвенсоре можно не только задать ноты, инструменты и громкость звучания этих инструментов. Ваши возможности гораздо шире: звук инструментов можно несколько изменить, например, добавив эхо, – это украсит композицию.
В секвенсоре имеется возможность упорядочивать в нужной последовательности написанные фрагменты (клипы). Это называется аранжировкой и осуществляется в специальном окне. В результате указанных выше действий у вас получится готовая композиция.
Кстати говоря, с программой справится человек, не знакомый с нотной грамотой – просто наберите примерную мелодию, которую хотели бы услышать, после чего устраните ошибки, удалите лишние или добавьте необходимые ноты. Тем же, кто знает музыкальную грамоту, советую приобрести специальную MIDI-клавиатуру. В этом случае отпадает нужда вырисовывать на экране ноты по слуху.
Лучшие программы секвенсоров
В сети интернет представлено достаточно много различных секвенсоров. Но как выбрать именно ту программу, которая будет отвечать Вашим требованиям? Ниже представлены некоторые из них, достойные вашего внимания:
Steinberg Cubase
Программа, совмещающая в себе многодорожечный секвенсор, позволяющая работать с Midi и аудио. Cubase считается одной из лучших программ для работы с Midi в настоящее время и оптимальной для тех, кто использует одновременно и МИДИ, и аудио.
Steinberg Nuendo
Считается, что у Nuendo качество звука несколько чище, чем у Cubase, и это лучшая программа для сведения в формат 5.1 (т. е для монтажа дорожек фильмов). На ошибки при установке Nuendo жалуются реже, чем на Cubase. По каким причинам, не знаю.
Программы фирмы Steinberg Cubase и Nuendo имеют одинаковое аудио-ядро. Это равнозначные программы. Для работы с Midi советуют выбирать Cubase; для работы с аудио – Nuendo.
Cakewalk Sonar
Это программа-соперник Cubase и Nuendo, имеет тоже многодорожечный Midi-аудиосеквенсор, более приспособлена к работе с Windows, без дополнительных драйверов, т.к. использует встроенный в операционную систему DirectX интерфейс. VST и VSTi подключаются к программе с помощью VST-адаптера, идущего с самой программой. Сонар по своей мощности не уступает Cubase. По некоторым оценкам Cakewalk Sonar – одна из лучших программ по параметрам: качество звука/удобство интерфейса. Может работать на встроенной звуковой карте (с соответствующим «массовым качеством», но стабильно). Выбор между Sonar и Cubase — дело личных предпочтений.
Logic Pro

Программа, работающая на компьютерах Macintosh. Очень мощный секвенсор, с приятным интерфейсом. Большинство профессионалов выбирают этот продукт за его надежность и качественный звуковой движок.
Fruity Loops
Популярная у новичков программа. Она проста в освоении. Во Fruity Loops в комплекте большой набор собственных плагинов программы и плагинов формата VST (VSTi). Есть и комплект сэмплов, что позволяет сразу же начать работать; программа олицетворяет собой принцип
«все в одном» и рассчитана на «массовую аудиторию».
Раньше Fruity Loops имела больше всего нареканий к качеству звука, что отмечали и сами фанаты программы. Хотя снобизм и пренебрежение пользователей других, «серьезных» программ, к этой, очень хорошей, несколько не обосновано – каждому свое. Недаром Fruity Loops в разного рода рейтингах: скачивания, покупок, – ниже 4 места не опускается. Может работать на встроенной звуковой карте.
Propellerhead Reason
Ableton Live
Ableton Live — программное обеспечение для диджеев и музыкантов. Хорошо подходит как для студийной работы (режим Arrangement), так и для работы в реальном времени, то есть для DJ-инга (режим Session). В режиме Arrangement создание композиции происходит путём создания миди и аудио клипов при постепенном продвижении по временной шкале вперёд (аналогично Cubase, Logic Studio, Sonar). Режим Session позволяет не просто свести два трека, а создать целую композицию с нуля в режиме реального времени. Ableton Live поддерживает технологии ASIO, Core Audio, VST, Audio Units и Rewire, а также имеет несколько собственных инструментов и необходимый набор аудио эффектов.
Presonus Studio One
Отличная DAW, объединяющая в себе достоинства Cubase и Ableton. Руководитель проекта – выходец из Steinberg. Отличная организация интерфейса. Удобство работы с лупами и темпом на уровне Ableton. Качественные встроенные эффекты и много-много другого. Хороший редактор и, в первую очередь качественный секвенсор. Studio One имеет отличное звучание после сведения, не требователен к ресурсам PC. Довольно мощный и неплохой выбор для начинающего аранжировщика. Одним из главных достоинств этого секвенсора является то, что движок выдает 32bit и 64bit звук.
Как выбрать секвенсор?
Первая проблема, с которой я столкнулся, начав писать музыку, – это, конечно, выбор секвенсора. Пришлось перепробовать много программ, прежде чем удалось выделить для себя несколько основных. С ними я работаю и по сей день. Далее расскажу, что это за программы, а сейчас вы узнаете, по каким параметрам желательно выбирать секвенсор:
На сегодняшний день современные секвенсоры имеют довольно хорошее качество звучания и существенной разницы между ними нет!
Вы имеете право выбрать наиболее удобный секвенсор. Тот секвенсор, который обладает нужным функционалом. При этом качество звучания может отличаться от других совсем немного, и в большинстве случаев это будет почти незаметно. Опять-таки, смотря какими инструментами и пакетами обработки вы хотите пользоваться. Ибо то, что первоначально не звучит, не зазвучит, как ты его не крась!
Кроме того, обратите внимание на удобство и скорость. Тут уже каждый должен выбрать для себя. Лично мне очень импонирует Ableton Live!
Топ-10 DAW-программ для сведения и микширования
Программы DAW (digital audio workstation) используют для профессиональной записи, редактирования, сведения и микширования аудио. Бесплатные DAW встречаются реже коммерческих и среди топовых их немного – редкие проекты выдерживают конкуренцию. Сам по себе секвенсор не определяет качество записи, но от удобства интерфейса, доступности плагинов и общей гибкости инструмента зависит то, сколько времени и сил вы будете тратить на работу с аудио. В рамках статьи мы рассмотрим 10 лучших на 2021 год вариантов программных DAW для новичков и профи.
Что такое DAW
Прежде чем переходить непосредственно к топу программ, рассмотрим вкратце, что такое DAW. На самом деле DAW – это не программа, а студийный комплект в целом: компьютер, звуковая карта, обработчик и устройства для ввода аудиосигнала, например, микрофон или миди-клавиатура. Но в среде людей, занимающихся созданием и обработкой музыки, непосредственно программы также называют DAW, и все понимают о чем речь.
Простыми словами, DAW – музыкальный редактор. В нем по умолчанию заложены инструменты для работы со множеством звуковых дорожек, а также реализована поддержка плагинов: конвертеров, синтезаторов, всевозможных трансформаторов и прочих обработчиков.
Лучшие DAW-программы
Изначально DAW – инструмент профессионала, поэтому простых программ для новичков в топе не будет. При этом каждый из упомянутых инструментов только кажется сложным, внимательный и целеустремленный пользователь разберется в азах и простых действиях за несколько часов.
Bitwig
Операционная система: Windows, Linux, Mac OS
Стоимость: от 99 долларов
В мультиплатформенным Bitwig вы найдете все, что нужно для записи песни. В нем поддерживается множество дорожек, есть редактор, надстройки для мастеринга и работы с миди. Семплер хоть и реализован немного топорно, но при частом использовании кажется, что удобнее быть не может.
Logic Pro
Операционная система: Mac OS
Стоимость: 18 990 рублей
Большой и достаточно шустрый DAW для Mac с нативным интерфейсом. Локализации нет, но все достаточно интуитивно. Внутри есть все, что надо музыканту: семплеры, драм-машина, плагины для создания битов в лайв-режиме, многофункциональная надстройка для микширования и много других полезных возможностей.
GarageBand
Операционная система: Mac OS
Хоть и бесплатный, но вполне достойный внимания программный секвенсор со встроенной школой для начинающих музыкантов. Разработчики снабдили программу множеством интересных подсистем, например, здесь вы найдете виртуального битмейкера, барабанщика, уникальную драм-машину и неплохую библиотеку семплов для вдохновения.
FL Studio
Операционная система: Windows, Mac OS
Стоимость: 489 евро – версия со всеми плагинами
Самый популярный DAW в мире хип-хопа и электронной музыки. Во Фрути Лупс делают биты звезды мирового шоу-бизнеса. Также в этой программе можно сводить песни и заниматься мастерингом, а поддержка плагинов делает редактор практически всесильным инструментом для обработки аудио. Интерфейс представлен в том числе на русском языке. Уроки по работе с программой есть на официальном сайте, также гайды легко найти в Интернете.
Ableton Live 11
Операционная система: Windows
Стоимость: 749 долларов – за расширенную версию
Профессиональный DAW с отличной репутацией, как среди музыкантов, так и среди режиссеров звукозаписи. Из коробки доступно все, что нужно для работы со звуком в разных его проявлениях: поддержка снятия звука с миди-устройств, звукозапись, микширование, бесконечный запас поддерживаемых плагинов и высокое быстродействие практически на всех совместимых устройствах.
Audacity
Операционная система: Windows, Linux, Mac OS
Кроссплатформенный редактор для музыки, на удивление хорошо реализованный для Linux. Интерфейс местами выглядит странновато, хотя привыкнуть можно. Особенно если вспомнить, что в нем бесплатно работают: редактор, микшер, семплер, плагины для обработки. А еще тут есть библиотека эффектов и опции, скорее ориентированные на новичков, делающих первые шаги в записи или мастеринге.
Cubase
Операционная система: Windows
Стоимость: 581,99 евро – за расширенную версию
Программа позиционируется, как DAW для всех – от новичков до профи. В ней действительно немало возможностей и мастеров – для тех, кто пока только учится азам работы со звуком. Интегрированные возможности подходят для звукозаписи, обработки треков, микширования песен и многого другого. Если встроенных функций окажется недостаточно, всегда можно подобрать плагин с нужными регуляторами – дополнения поддерживаются практически без ограничений.
Presonus Studio One
Операционная система: Windows
Стоимость: 399,95 долларов – за бессрочную лицензию, от 14,95 долларов в месяц – за подписку
Сравнительно молодой, но очень перспективный секвенсор DAW. Его все чаще можно встретить в небольших студиях, профессионалы также часто экспериментируют – судя по отзывам, многим нравится. Функционально редактор мало чем отличается от конкурентов: есть плагины, настройки, сэмплеры, драм-машина, интерфейс для сведения и мастеринга.
Операционная система: Windows
Стоимость: 799 долларов – за самую полную версию программы
Продвинутый аудиоредактор DAW, подходящий практически для любой студии. Для совсем домашней звукозаписи вряд ли подойдет из-за высоких требований к ресурсам и относительной дороговизны лицензии. По функциональности повторяет предыдущие, своей библиотеки семплов нет, зато много синтезаторов с всевозможными регуляторами и свежая библиотека для обнаружения звукоснимающих устройств любого типа.
SONAR
Операционная система: Windows
Стоимость: 499 долларов – бессрочная лицензия, 49,99 в месяц – подписка
Ставший классикой DAW, любимый большинством зарубежных битмейкеров и звукорежиссеров. Инструмент развивается много лет. За это время он оброс полезными функциями, настройками, поддержкой внешних дополнений. Собственная база инструментов способна заменить целый оркестр, а пак для мастеринга избавляет от расходов на покупку отдельных плагинов для этих целей.
Как выбрать лучший секвенсор
Каждый сам решает для себя, какой секвенсор лучше – зависит от привычек и необходимого набора возможностей. Вот несколько советов для тех, кто только подбирает программу для работы со звуком:
Секвенсор DAW – рабочая лошадка, в которой функциональность и плавность работы важнее красивого интерфейса. Тем не менее, если пользоваться функциями неудобно, никакая бесплатная лицензия не может быть аргументом в пользу такой программы. Мы очень кратко рассмотрели программы для звукозаписи и обработки аудио, чтобы не перегружать вас техническими нюансами. А также выделили плюсы и минусы – для наглядности. Ориентируйтесь на них и выбирайте свой лучший DAW.
Когда помимо аудио нужно работать с видео, пригодится Movavi Video Suite
Бывает, что новички скачивают и разбираются с громоздкими DAW, вместо того, чтобы присмотреться к более гибким и не таким сложным инструментам. Например, записать аудиодорожку к видео для YouTube или в TikTok можно в Movavi Video Suite – многофункциональном мультимедийном редакторе. Базовые возможности для обработки звука представлены в модуле Movavi Video Editor Plus. Можно добавить к озвучке различные аудиоэффекты. Также записывать голос с микрофона в этой программе можно параллельно со скринкастингом. Конвертер – Movavi Video Converter – также предусмотрен с поддержкой десятков форматов и всеми нужными для этого кодеками. И все это упаковано в отлично русифицированную оболочку с детальной справкой по каждой функции – все в одном окне и гораздо проще, чем в DAW.
Начало пути — Часть 1. Программные решения.
Краткое содержание.
В этой статье мы познакомимся с пятью типами программ: секвенсеры, аудиоредакторы, VSTi (VST-инструменты), VST-эффекты и семплеры.
Ниже представлен список рассматриваемого ПО:
— Image-Line FL Studio 8.
— Propellerheads Reason 4.
— Ableton Live! 7.
— Steinberg Cubase 4. (прим. – вообще уже 5-ый есть, но я его еще не видел, если кто-то напишет обзор будет здорово ))
— Cockos Reaper 2.
— Adobe Audition 3.
— NI Reaktor 5.
— Izotope Ozone 4.
— NI Kontakt 2.
Некоторые из них мы рассмотрим более-менее подробно, а некоторые только упомянем для примера.
Секвенсеры.
Секве́нсор (или секвенсер, от англ. «sequence» — последовательность) — аппаратное или программное устройство для записи и воспроизведения MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что MIDI-устройство, такое как клавишный синтезатор, MIDI-клавиатура, контроллер, драм-машина и т.д., передает поток MIDI-сообщений, содержащих полную информацию о темпе воспроизведения, выбранных тембрах, сыгранных нотах, настройках эффектов и т.д. Секвенсер записывает эти сообщения во внутреннюю память для последующего воспроизведения. Таким образом, секвенсер по своим функциям полностью аналогичен магнитофону (и чаще всего оборудуется управлением магнитофонного типа), за исключением того, что он записывает не звуковые данные, а команды для различных MIDI-устройств.
Это взято из википедии. Нас в данный момент интересуют программные секвенсеры, о них и поговорим.
Секвенсеры бывают разные, хорошие и не очень, красивые и не красивые, вообщем их много, а вот какой выбрать многие и не знают. На самом деле самый лучший секвенсер — это тот, на котором у вас лучше всего получается делать музыку. К сожалению эта истина приходит к людям не сразу, а к некоторым не приходит вовсе. В этой статье мы мельком пробежимся по четырем самым популярным программам и одной не очень популярной, но тем не менее заслуживающей внимания. Если кто-то в будущем захочет узнать о какой-либо программе по-больше, можно написать обзор.
Image-Line FL Studio 8.
FL Studio, именуемая в народе не иначе как «фрукт» или «фрутилупс», сгубила много начинающих музыкантов. Обладая самым дружелюбным интерфейсом она идеально подходит для новичков, которые со временем теряют тягу к знаниям и забывают что есть другое ПО, которое возможно придется им по вкусу. FL Studio, помимо интерфейса обладает еще рядом приемуществ, хотя и недостатков ей не занимать.
Плюсы:
— Самый «удачный» интерфейс.
— Наличие степ-секвенсера.
— Поддержка VST/VSTi.
— Проста в освоении.
Минусы:
— «Пластиковый» звук. (прим. в принципе это вопрос спорный, кто-то с этим соглашается, кто-то нет)
— Местами плохая поддержка некоторых плагинов. Например у меня ни один плагин от Waves нормально не работал и Reaktor постоянно гнал. И такие проблемы ни у меня одного.
— Не самая удачная реализация ReWire. К примеру с Reason работает из рук вон плохо.
А это у нас интерфейс FL Studio. Картинка кликабельна, на той стороне вас ждет огромный скриншот с описанием на английском.
Propellerheads Reason 4.
Кумир и кровный враг тысяч музыкантов. Одни его обожают, другие от всей души ненавидят. К слову, я его обожаю 😉 Reason является уникальной программой, его интерфейс представляет собой виртуальную рэковую стойку, на которой размещаются различные девайсы. Еще одна особенность Reason — отсутствие поддержки внешних плагинов. Многие не любят его именно из-за этого, это хоть и минус, но решается он очень просто — через ReWire. Да и особой необходимости в этом нет, Reason хоть на данный момент и располагает всего тремя синтезаторами, драм-машиной, двумя сэмплерами и проигрывателем Rex-файлов, может справиться почти с любой задачей.
На картинке ниже показан интерфейс Reason с небольшими комментариями.
Плюсы:
— Уникальный интерфейс, позволяющий творить настоящие чудеса с коммутацией устройств. Про коммутацию, кстати будет отдельная статья.
— Уникальный девайс — Combinator, эдакий мини-Reaktor.
— Отличная поддержка MIDI-устройств.
Минусы:
— Нет поддержки внешних плагинов.
— Нет возможности записывать аудио :'(
Ableton Live! 7.
Еще одна горячо любимая мной программка, которая в свое время заменила мне FL Studio. У Live!, кстати, тоже есть две уникальные особенности! Во-первых, многие почему-то называют его «Аблетоном», а во-вторых он может работать в двух режимах «Session» и «Arrangement». Первый режим, помимо того что является основной «фичей» программы, позволяет проводить живые выступления, и не просто заниматься сведением, а на ходу сочинять музыку! Это конечно можно попробовать и в других программах, но результат скорее всего окажется неудовлетворительный.
Плюсы:
— Возможность проводить живые выступления.
— Отличная поддержка MIDI-устройств.
— Отличная поддержка VST/VSTi плагинов.
— Отличная поддержка ReWire.
Минусы:
— Не самый удачный, на мой взгляд, интерфейс в режиме «Arrangement».
Steinberg Cubase 4.
Монстр «музыкостроения». Я порой уверен что если «куб» не может чего-либо сделать — это невозможно сделать в принципе. Даже теоритически невозможно. К сожалению за обширные возможности пришлось усложнить интерфейс и теперь путь к познанию Cubase доступен только самым усидчивым и упорным. Мало того, чтобы комфортно поработать с Cubase желательно найти второй монитор. Да кстати и системные требования у него не самые маленькие. Про плюсы я писать не буду, т.к. их слишком много.
Минусы:
— Очень недружелюбный интерфейс, но с наличием MIDI-клавиатуры и хорошего MIDI-контроллера, все вроде бы налаживается.
Cockos Reaper 2.
А вот и специальный гость нашей вечеринки, про которого многие наверно и не слышали! Reaper — это совсем молодой (в конце 2005 вышла версия 0.01), но очень мощный секвенсер, который кстати сделал ни кто иной как Джастин Франкель (Justin Frankel)! При весе всего в 3,5 Мб и относительно невысокой цене Reaper является полноценным секвенсером с поддержкой VST/VSTi, записью аудио и неплохой поддержкой MIDI-устройств. Мало того он развивается с огромной скоростью (на данный момент версия 2.55), хорошо работает через ReWire и как клиент, и как сервер. В общем на него как минимум нужно обратить внимание.
На картинке ниже можно посмотреть как выглядит Reaper. Картинка кликабельна.
Плюсы:
— Небольшая цена, небольшой размер, небольшие системные требования.
— Поддержка VST/VSTi.
— Хорошая реализация ReWire.
Про минусы пока не скажу, так как пользоваться «рипером» начал буквально месяца три назад, и ничего существенного пока не заметил.
Аудиоредакторы.
Аудиоредактор — это программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют редактировать музыкальные файлы на компьютере. Редактор позволяет работать со звуком в зависимости от набора инструментов и его возможностей. Наиболее известные аудиоредакторы Adobe Audition, Sony Sound Forge, WaveLab, Audacity, Acid Music Studio и др.
Аудиоредактор на мой взгляд одна из самых важный вещей в арсенале музыканта. Каким бы крутым не был ваш секвенсер, как бы хорошо он не записывал аудио, но лучше чем специализированная программа он не сделает. Рассказывать я буду на примере Adobe Audition (бывший Cool Edit PRO), т.к. работал в основном с ним и немного с Sound Forge.
Во-первых, расскажу зачем нам вообще нужен редактор аудио. Нужен он нам в главную очередь для записи аудио. Еще его некоторые (например я) используют для сведения. Поскольку я пользуюсь ризоном мне порой не хватает некоторых функций мониторинга, да и сводить я больше люблю с помощью сторонних плагинов, а Audition их как раз поддерживает. Еще аудиоредакторами удобно «резать» файлы, порой бывает и такая необходимость.
Во-вторых, хотелось бы рассказать как именно нужно работать с аудиоредакторами, но поскольку универсального ответа на этот вопрос нет, расскажу как это делаю я. Перед тем как я сажусь за Audition, в ризоне уже как минимум сделан набросок будущей композиции, а как максимум — композиция готова полностью. Сохраняем каждую дорожку в отдельный файл, пихаем все это в редактор, вешаем эффекты куда надо и начинаем сводить. Это вариант без записи аудио. Пример может быть не самый удачный, но для наглядности сойдет.
VSTi (VST-инструменты) и VST-эффекты.
Virtual Studio Technology (VST) — это формат ресурсозависимых (native) плагинов реального времени, разработанный Propellerhead и, в последствии, переданный Steinberg. В настоящее время в этом формате существуют сотни плагинов, он стал одним из самых распространенных форматов для звуковых программ. Приложения VST отличаются от плагинов DirectX по нескольким параметрам; в частности, они существуют для Windows, Mac OS X и Linux. Кроме того, в отличие от ранних версий DirectX, плагины VST обладают развитым интерфейсом автоматизации.
VST-плагины подключаются к секвенсерам и некоторым аудиоредактором в роли плагинов и служат как и все плагины для расширения или изменения функционала.
VST-плагины бывают двух видов:
— VST-инструменты (VSTi).
— VST-эффекты.
Думаю всем понятно в чем различия между VST-инструментами и VST-эффектами, поэтому останавливаться мы на этом не будем.
В роли инструмента у нас будет выступать NI Reaktor, а в роли эффекта Izotope Ozone.
NI Reaktor 5.
Возможно для примера я выбрал не самый простой инструмент, но рассказать о нем хочется. Reaktor — это не один инструмент, и не десяток, и даже не сотня и не тысяча. В нем столько инструментов сколько захочется вам. Reaktor представляет собой виртуальную среду для создания собственных инструментов которые собираются из разных «запчастей». Ниже на скриншоте показан интерфейс плагина, по которому можно примерно понять схему его работы.
В будущем обязательно появится цикл статей об этом замечательном плагине.
Izotope Ozone 4.
Izotope Ozone — это «complete mastering system», как его сами называют авторы. Проще говоря программа для мастеринга, одна из моих любимых. Имеет на борту кучу полезных утилит таких как максимайзер, эквалайзер, ревербератор и много чего другого. Выглядит он примерно вот так:
P.S. Кстати некоторые VST-плагины и инструменты имеют standalone варианты.
Семплеры.
Семплер (англ. sampler) — электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки. Отличие от других электромузыкальных инструментов (ЭМИ), например синтезаторов в том, что вместо осцилляторов (генераторов волн) используется записанный в память семпл (оцифрованный звук), который раскладывается по MIDI-клавиатуре, меняя высоту тона по заданным условиям. В настоящее время существует множество таких устройств и их виртуальных аналогов. Часто семплер является опцией или основой ЭМИ. Выход общедоступных цифровых семплеров стимулировал появление новых музыкальных направлений, в первую очередь Hip-Hop, UK Hardcore, Acid house.
Нас то конечно на данный момент «железные» семплеры интересуют мало, но все равно было познавательно 😉
Итак, семплер. Семплер — это программа которая воспроизводит за ранее записанные аудио-файлы. Сам семплер из себя ничего не представляет, звук он синтезировать не умеет, а умеет только воспроизводить уже записанный. Впрочем это его главное преимущество!
Вот захотели вы например добавить в свой трек немного «живых» инструментов, например виолончель. Синтезировать звук такого инструмента на данный момент невозможно, технологии не позволяют. А вот записать в студии на профессиональном оборудовании звук виолончели — это можно. Потом записанные звуки особым образом редактируются и упаковываются в «банки» (sound bank’и). Теперь вставляем «банк» в наш любимы семплер (например NI Kontakt 2) и наслаждаемся звуками любимого инструмента.
Единственный минус семплеров — это размер библиотек к ним. 10-20 Гб нормальный размер для звукового банка, но за качество приходиться платить.
Заключение.
Самое главное что хотелось бы сказать, так это о софте для диджеев. Я с ним практически не работал и сказать ничего толком не могу, поэтому у меня огромная просьба к читателям нашего блога — напишите кто-нибудь крохотный обзор софта для диджеев, строчек на 10-15. Просто чтобы было понятно зачем он нужен и какой бывает.