что такое секуляризация в истории

Значение слова «секуляризация»

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.

2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Секуляризация школьного преподавания.

3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Секуляризация общественной жизни.

[От лат. saecularis — светский]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.

Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

СЕКУЛЯРИЗА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

секуляриза́ция

1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.

2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.

3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав

4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бодание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Секуляризация — что это за процесс и как он влияет на наше сознание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Сегодня на нашем «кругозорном» столе поистине гурманское блюдо – разговор пойдет о том, что такое секуляризация и каково ее значение для эволюции общества.

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

Каковы причины и последствия этого процесса, столь значимого для взаимоотношений церкви с общественными институтами? И почему это так «плохо», когда речь заходит о силе влияния религии (что это?) на социальную жизнь? Разберемся по порядку.

Секуляризация – это.

Со времен образования первых общностей людей, государство строилось на светской жизни и религиозной. Эти два столпа всегда имели практически равное значение, хотя и конкурировали.

Где-то религия имела огромное значение, а где-то – меньшее, но она всегда играла свою роль «формирователя» системы ценностей.

И это понятно, потому что именно вера отражает отношение общества к реальной действительности, а заодно к явлениям или объектам, которые расцениваются наукой как догмы (что это такое?), поскольку их истинность и достоверность воспринимается нами безоговорочно, несмотря на их полнейшую бездоказательность.

Однако в современном мире со всем его рационализмом (что это?) и утрированным (это каким?) здравым смыслом значение веры так или иначе размывается и постепенно атрофируется.

Возможно, это обусловлено в том числе и тем, что наши мировоззренческие позиции становятся все более объективными и прагматичными, а это значительно ослабляет влияние психологических установок, неизбежно присутствующих в любой религии.

Все вышесказанное можно считать основными предпосылками для возникновения процессов, связанных с отчуждением жизни и деятельности общества в целом и отдельно взятого человека от церкви и сферы ее влияния.

При этом отчуждению подвергались не только люди, но и культура, включая семейные институты, и земли, и даже некоторые виды церковного и монастырского имущества.

По сути, это было начало освобождения человека от религиозного сознания, а сам процесс «обмирщения» во всех его проявлениях стали называть секуляризацией.

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

Но что это за проявления (черты, признаки) и какие разновидности секуляризации существуют?

Слово «секуляризация» происходит от позднелатинской основы «saecularis», которую использовали для обозначения производных понятий от слов «мирской» или «светский».

Само понятие в зависимости от сферы употребления может иметь несколько вариативные значения, но они одинаково крепко привязаны к основному смыслу термина.

В России, в частности, начало этого процесса было отмечено на рубеже XIV-XV вв., но только в XVII веке благодаря Уложению «тишайшего» Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых) в этом направлении были предприняты довольно серьезные меры, торжеством которых стал ряд церковных реформ Петра Великого;

Само понятие в русском языке появилось только в XVII веке, тогда как во Франкском государстве, например, этим определением пользовались еще в первой половине VIII века, когда великий майордом Карл Мартелл осуществил очередную секуляризацию и передал изъятые церковные земли особо влиятельным представителям знати.

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

Примечательно, что вплоть до 90-х годов XX века этот термин употреблялся в России исключительно в его историческом понимании.

Столь односторонняя трактовка была связана в первую очередь с политикой правящей партии: коммунистическая идеология, равно как и социализм (что это?) в принципе, не приемлет ни развития религии, ни ее влияния на общественное сознание.

Виды и формы проявления секуляризации

Процесс «обмирщения» начал проявляться еще в эпоху Возрождения (что это?). Общество постепенно отступает от неукоснительных религиозных норм и бесконечных церковных догматов.

Бог, в понимании людей, становится ближе к самому человеку. Появляются понятия «Человекобог», хотя раньше было исключительно «Богочеловек». Само изменение уровня отношений между Создателем и венцом его творения также можно назвать секуляризацией.

Этот процесс может принимать любую форму из нескольких видов:

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

По мере развития государственных институтов и укрепления светской власти человек постепенно отходит от религиозных стандартов в каждом из этих видов.

А поскольку происходит все это на основе естественных предпосылок, роль церкви неизбежно обесценивается и становится не столь значимой, как, например, два-три столетия назад.

Причины и последствия секуляризации

Секуляризация – это процесс, а у каждого процесса есть свои причины. И они практически одинаковы, вне зависимости от особенностей страны, принципов ее государственного устройства и национального менталитета.

В России, в частности, преобладали следующие:

По этим причинам секуляризация проявлялась все чаще в самых разных странах, только в разные времена. Что касается вышеупомянутой эпохи Возрождения, то тогда процесс «обмирщения» был инициирован самой жизнью: католические священники беззастенчиво обогащались, а свое главное дело – служение Создателю – церковь отодвинула на второй план.

Существуют самые разные точки зрения относительно этого социально значимого процесса.

Кто-то говорит о том, что современному государству религия уже не так нужна, как во времена острой необходимости в объединении людей. Другие же скажут, что роль веры всегда будет значимой, ибо без религии не существовало бы ни народа, ни нации, ни вообще государства.

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

Однако и те и другие словно забывают, что вера и церковь – это все же разные вещи, а зачастую – просто радикально разные!

Возможно, поэтому лучше полагаться на мнение тех, кто определенно сведущ в этих темах. Так, большинство именитых экспертов – социологов, философов и культурологов – озвучивают, например, такие последствия секуляризации:

Ницше, кстати, рассуждая о вере и последствиях секуляризации, утверждал, что там, где нет Бога, есть свобода человека. Бердяев говорит, что если человек отказывается от Создателя, то он все равно не обретает свободу, потому что оказывается в рабстве какого-нибудь другого толка.

А Бергер писал, что сами заповеди, которые так рьяно проповедует и защищает религия, закономерно становятся основами для любого общества и без них оно уже существовать не может. Кому верить – личный выбор каждого из нас…

Краткое резюме

Секуляризация – это процесс не только естественный, но и, увы, необратимый.

Судите сами: если у человека отсутствуют понятия «ценность» и «святость», то меняется и его мировосприятие, и в целом понимание жизни. Хотим мы этого или нет, но из-за утраты этих ценностей разрушение моральных и духовных норм будет неизбежным, а раз так, это приведет в конечном итоге и к утрате культуры.

С другой стороны, секуляризация может выступать как один из этапов эволюции религии.

Если церковь будет меняться и адаптироваться под измененные запросы общества, то в результате станет неотъемлемой частью нашей обычной жизни, но никогда не исчезнет до конца. Еще одно экспертное мнение о секуляризации представлено на этом видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

У меня набожность ассоциируется не с высокой духовностью, а с отсутствием достойного образования.

Да и вообще, почему считается, что только религия может дать духовность, а литература, музыка, живопись, разве не делают человека духовно богаче?

Общество вполне может обходиться без религии и при этом быть богатым в нравственном и духовном плане.

Источник

Секуляризация — что это такое, суть и смысл процесса.

Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.

Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:

Процесс и политика секуляризации.

Говоря о политике секуляризации, в первую очередь следует отметить, что это достаточно горячая тема для обсуждения во всем мире. Дело в том, что даже несмотря на весомую убедительность социологической теории секуляризации, далеко не все страны готовы внедрять или содействовать данному процессу.

Теория секуляризации гласит, что с развитием человеческого интеллекта, науки и технологий, религии становятся устаревшими и пустыми. По сути, они теряют свое социальное значение и не должны влиять на жизнь светского общества.

Так к примеру, многие мусульманские страны полностью отказываются от политики секуляризации, и выстраивают исключительно религиозные общества. Стоит отметить, что это не всегда вредит развитию самого государства. В качестве примера, можно привести Саудовскую Аравию, которая показывает довольно высокий уровень жизни и развития в целом. Тем не менее подобных государств с развитой экономикой не так уж и много, что по сути подтверждает смысл теории.

Что касается немусульманского мира, то тут процесс секуляризации развивается достаточно стремительно. Влияние религии во многих странах постепенно снижается, уступая место науке, светской морали, и установленным в обществе законам. Естественно, что прямого давления или искоренения религиозных институтов не происходит, но идет четкое разграничение между духовной и общественной жизнью.

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

Процесс секуляризации выражается в следующих действиях:

что такое секуляризация в истории. Смотреть фото что такое секуляризация в истории. Смотреть картинку что такое секуляризация в истории. Картинка про что такое секуляризация в истории. Фото что такое секуляризация в истории

В итоге можно сказать, что секуляризация – это достаточно полезный процесс для современного общества. Особенно, это заметно в тех государствах, где присутствует множество религиозных течений. Дело в том, что если государство и религия не соприкасаются, а общество живет исключительно по светским законам, то и конфликтов на религиозной почве становится гораздо меньше. В свою очередь, это положительно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности и развития государства в целом.

Источник

Секуляризация (история)

Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению, превращение церковной собственности в государственную. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке. Другие значения [1] :

Содержание

Секуляризация в истории

Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление. Сам процесс проходил и раньше: при образовании централизованных национальных государств с помощью секуляризации светская власть освобождалась от церковного покровительства и укрепляла государственные финансы за счёт духовенства.

Передача церковных земель государству в России

Первые признаки секуляризации замечаются в России в конце XIV века среди представителей самой церкви; это направление развивается в конце XV и начале XVI веков, и одновременно с ним течение в пользу секуляризации заявляет о себе в обществе — в ереси жидовствующих — и в управлении Иоанна III и Василия III. В XVI столетии два первых течения иссякают, а правительственное, напротив, проявляется все настойчивее и чаще. В XVII веке Уложение царя Алексея Михайловича включает несколько весьма серьёзных мер в этом направлении, торжеством которого были церковные реформы Петра Великого и Екатерины II.

Причины

Причины секуляризации в России были почти те же, что и в других странах Европы: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

Внутрицерковная полемика

Секуляризация в XVI—XVII веках

С развитием Московского государства, вопрос о церковных и монастырских вотчинах получит государственное значение: не хватало земель на испомещение служилого класса, а монастырские земли все росли, и испомещенные служилые страдали от ухода крестьян на льготные монастырские земли. Уступка Новгородом Иоанну ряда владычних и монастырских земель в 1478 году не может считаться актом секуляризации в точном смысле; Иоанн «брал по праву завоевателя и в виде наказания провинившемуся духовенству» (митрополит Макарий). Для государства дело секуляризации затруднено было тем, что церковь явно высказалась против него: поэтому оно пошло крайне медленно. На Стоглавом соборе в 1551 году было положено новые вотчины владыкам и монастырям принимать не иначе, как с согласия царя, а в собственно Московской области не принимать вовсе; наличные владения пересмотреть и возвратить в казну или жертвователям те, которые взяты насильством или противозаконно в царское малолетие. Ливонская война вызвала новый собор о вотчинах, в 1580 году. На нем было постановлено возвратить земли, отданные на помин души, родне завещателя, а монастыри вознаградить деньгами; если родственников нет, отобрать за такое же вознаграждение в казну. В 1584 году была попытка уничтожить льготы монастырских земель, но они были восстановлены уже через месяц. Постепенное прикрепление крестьян в XVI—XVII веках вызвано было отчасти этими льготами, ради которых крестьяне от вотчинников-мирян сбегали на монастырские земли. По счету иностранцев, в XVII веке около 1/3 всей территории считалось за церковью; по Котошихину, епископы и монастыри владели 118000 крестьянских дворов. Уложение царя Алексея 1648 года воспретило дальнейшее увеличение церковных вотчин, и часть их была прямо отписана в казну: тяглые люди жаловались, что духовные беломестцы селятся около городов и отбивают у них торги и промыслы; эти-то слободы и были отписаны безвозмездно на государя. При царе Фёдоре Алексеевиче (1676—82) составлена была подробная опись церковным имениям и их доходам, для определения сборов с церковного ведомства и для контроля над его экономией. Этот контроль и временное обращение известной части доходов церковных на государственные нужды вошли в обычай уже давно, ещё с Василия III; при Романовых контроль велся приказом Большого дворца. Кроме того, правительство увеличивало для церковных земель те сборы, которые они несли наравне с прочими: ямские, стрелецкие, полоняничные и др. В XVII веке правительство также стало пользоваться исконным назначением монастырей, как центров благотворительности, посылая туда на содержание увечных и престарелых служилых людей, их вдов и сирот.

Секуляризация в XVIII веке

При Петре Великом страшное напряжение финансовых сил страны поставило ребром вопрос о монастырских имениях. Стефан Яворский назвал однажды Петра «иконоборцем», намекая вероятно на императора Константина V, обращавшего монастыри в казармы, монахов — в солдаты, и конфисковавшего их имущества в пользу войска. Когда синод объявил, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Петр запретил было вовсе постригать вновь в монашество кого бы то ни было. В «Объявлении, когда и какоя ради пользы начался чин монашеский», составленном Феофаном Прокоповичем по поручению Петра, изложены такие взгляды: «А что говорят — молятся, то и все молятся; что же прибыль обществу от сего? Большая часть бегут в монастыри, чтобы даром хлеб есть». Таким образом Петр резко критиковал ту точку зрения на монастыри, под влиянием которой древняя Русь несла в них свои приношения, желая обставить их церкви возможно богаче, а монахам дать возможность безраздельно отдаться молитве за себя и за всю землю русскую. Петр звал монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), как приносящие обществу слишком мало материальной пользы. Уже в 1700 году все льготы, сохраненные ещё монастырями со времен Уложения, были уничтожены; в 1701 году восстановлен упраздненный в 1675 году монастырский приказ и монастыри и архиереи вполне устранены от управления своими хозяйствами и доходами. На содержание их приказу велено выдавать крайне скромные оклады, «без чего пробыть невозможно»; остальное должно было идти на государство, школы и благотворительные заведения. В 20 лет приказ устроил в одной Москве 93 богадельни на 4400 человек и госпиталь на 500 человек. Святейший Синод в первом же своем докладе просил возвратить управление церковным имением духовному ведомству, и в 1724 году монастырский приказ превратился в синодальную камер-контору. Синодальное управление вызвало недовольство и вверху, и внизу — недовольство несправедливое, так как синод не мог ни собрать для казны больше, чем собирал, ни выдавать духовенству больше, чем было позволено. Уже при Петре однажды было приказано задержать жалованье самим членам синода, пока не соберут недоимок. При Анне Иоанновне в 1732 году недоимка с церковных вотчин исчислялась в 81 тысяч рублей; доимочная контора сильно донимала их, и управление ими было передано коллегии экономии при сенате, получившей то же значение, какое имел при Петре монастырский приказ. Дело не поправилось: в 1740 году на одних синодальных учреждениях лежала недоимка в 32000 рублей, и нечем было платить жалованье синоду. Елизавета Петровна закрыла в 1744 году коллегию экономии и передала имения опять духовным властям, но сборы и оклады остались прежние. В 1757 году, на конференции Сената и Синода, императрица заметила, что, так как монастыри употреблять свои доходы иначе, как по положению штатов, не могут, то и управление землями составляет для них «суетное затруднение».

Петр III сделал было распоряжение включить церковные вотчины в общий состав государственных; Екатерина II сперва отменила его, но уже в конце 1762 году поручила рассмотреть вопрос смешанной духовно-светской комиссии, с Дмитрием Сеченовым во главе. Ее доклад Екатерина утвердила в 1764 году; 26 февраля 1764 года был подписан Манифест о секуляризации монастырских земель. Все церковные вотчины (911 тысяч крестьян) были переданы из духовного ведомства в коллегию экономии; на содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам; безвотчинные монастыри отчасти упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе (не внесены в штаты). Из всех поступлений в коллегию экономии на церковные учреждения положено всего 404 тысяч рублей, тогда как одного крестьянского оброка получалось до 1780-х годов 1366 тысяч, а позднее — около 3400 тысяч. В 1786 году секуляризация была распространена на Малороссию и тогда же закрыта коллегия экономии, так что бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Последним архиереем, выступившим за старый порядок и оттого пострадавшим был Арсений Мацеевич. Последствием секуляризации было огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По штатам 1764 года из 954 великорусских монастырей упразднены 569, за штатом оставлены 161; к 1801 году во всей Империи из 1072 осталось всего 452 монастыря.

Секуляризация в 1764 году не распространялась на западные губернии, и была проведена в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях лишь по указу от 10 апреля 1786 года. Указ от 25 апреля 1788 года провёл секуляризацию в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Секуляризация в XIX—XX веках

В губерниях Витебской, Гродненской, Могилевской, Виленской и Минской, Белостокском крае, а также Подолии и Волыни земли архиерейских домов и монастырей были секуляризованы указом от 25 декабря 1841 года, а земли приходов по указу от 10 мая 1843 года.

Окончательную секуляризацию в России провели большевики. После Октябрьской революции декретом о земле 1917 были конфискованы все остававшиеся в собственности духовенства земли (около 3 млн десятин). Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 года церковь была отделена от государства и в её распоряжении оставлены лишь здания для отправления богослужения, и те на условиях безвозмездной аренды у государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *