что такое сед в физкультуре
Термины
Хват — способ удержания спортсмена на снаряда в процессе выполнения упражнения. Различают виды хвата: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий.
Вис — положение тела, при котором плечи находятся ниже точки хвата.
Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Подъем — перемещение из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.
Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот — круговое движение тела вокруг гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью.
Перелет — перемещение из виса или упора с одной стороны (части) снаряда в вис или упор на другой стороне (части) снаряда с отпусканием обеих рук.
Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах, колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног.
Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.
Сальто — полный переворот через голову без промежуточной опоры на руки с места, с разбега или в полёте.
Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность (угол между двумя ногами составляет примерно 180º).
Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно.
Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в целостном едином и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.
Переход — перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента.
Выкрут — выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах.
Физическая культура. 10 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.
В теоретической части представлены:
Урок посвящен седу углом и технике его выполнения.
Гимнастика – совокупность упражнений, направленных на развитие физических навыков человека.
Сед – это сидячее положение гимнаста на полу, матах или снарядах с прямыми ногами.
Сед углом упор сзади – положение с поднятыми прямыми ногами под углом 45 градусов, руки находятся в упоре сзади.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
В данном уроке мы поговорим о гимнастических упражнениях на матах – седах.
Сед – это сидячее положение гимнаста на полу, матах или снарядах с прямыми ногами. Руки при этом должны касаться опоры или находиться в каком-либо положении.
Давайте рассмотрим, какие виды седов бывают.
Сед упор сзади – положение с опущенными горизонтально прямыми ногами. Руки при этом находятся в упоре сзади.
Сед углом, упор сзади – положение с поднятыми прямыми ногами под углом 45 градусов, руки находятся в упоре сзади.
Сед согнувшись, упор сзади – похожее положение, как при седе углом. Но ноги здесь нужно поднимать на 180 градусов в вертикальное положение. Руки находятся в упоре сзади.
Сед с захватом – положение, при котором ноги поднимаются вертикально. Руками нужно захватить ноги за голеностопный сустав. При этом упражнении важно ноги подтягивать к туловищу, а голову наклонять к ногам.
Сед на пятках – положение сидя на пятках, туловище находится в вертикальном положении.
Сед на пятках с наклоном вперед – положение сидя на пятках, когда тело опускается к полу. Поднятыми вверх руками нужно касаться пола.
Давайте подробнее рассмотрим технику выполнения седа углом.
Для начала нужно сесть на пол или на гимнастический мат в положение седа. Руки должны принять положение упора сзади, прямые ноги лежат на мате в горизонтальном положении.
Из исходного положения нужно плавно, сохраняя равновесие, поднять прямые ноги в направлении вперед-наверх до положения 45 градусов. Туловище при этом должно отклониться назад не более, чем на 30 градусов. Носки ног должны находиться выше головы.
Такое положение нужно зафиксировать на несколько секунд.
При выполнении упражнения очень важно держать ноги прямо, не сгибая их в коленях. Мышцы пресса должны быть напряжены.
Есть более сложные варианты выполнения седа углом, когда одновременно с поднятием ног руки отводятся в стороны или поднимаются наверх.
Упражнение сед углом очень хорошо тренирует мышцы спины, ног и пресса.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Найдите слова, относящиеся к теме урока.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные и исходные положения
Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах (рис. 28).
Стойка ноги врозь – в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч) (рис. 29).
Широкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги широко разведены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.
Узкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 30).
Стойка ноги врозь правой – стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать (рис. 31).
Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см. при названии слово «Спереди» опускается, например стойка скрестно правой, если правая нога находиться перед левой (рис.32).
Сомкнутая стойка – стойка, в которой ступни сомкнуты (рис.33).
Стойка пятки врозь – стойка, в которой носки сомкнуты. А пятки разведены врозь (рис.34).
Все перечисленные стойки можно выполнять на носке или одна на носке, другая на всей ступне, а также на пятках или одна на пятке. В этих случаях к основному названию стойки добавлять слова – на носках, на пятках, правая (левая) на носке, правая (левая) на пятке.
При наименовании стойки на одной ноге достаточно указывать, например: «Стойка на правой». Дополнительно определяется положение другой ноги, туловища или рук (согнуть вперед левую, левую руку в сторону, правую полусогнутую вверх).
Стойки с согнутыми ногами именуют следующим образом:
Стойка на коленях – стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис.), при выполнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сгибая ноги, указаний о способе выполнения не требуется (рис. 35).
Стойка на правом (левом) колене – при обычном способе выполнения одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре) (рис. 36). Иное расположение ног или способ выполнения указываются. Например: шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например: левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).(1-35)
Присед – положение занимающего, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении (рис. 37). Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.
Присед на колено (наклонный) – присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывать дополнительно. Например: руки вперед (рис. 38).
Круглый присед (полуприсед) – приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис.39).
Присед на правой (левой) – приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки на пояс (рис. 40-а), а иное положение ноги и рук указывается дополнительно. При выполнении с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги называется- «Присед на левой с захватом» (рис.40-б).
Присед пружиня (пружинный) – приседание, выполняемое с добавочными пружинящими движениями после незначительного разгибания ног с последующим их полным сгибанием.(1-37)
Выпад – выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо (рис. 41).
По направлению движения различают:
Выпад правой(левой) – выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу.
Выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки.
Выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т.п.) – выставление ноги назад. если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад (рис. 42). О других направлениях необходимы дополнительные указания. Например: выпад левой вправо (или вправо-вперед и т.п.).
Выпад наклонно (наклонный) – выпад, при котором туловище наклонено в сторону (вперед или назад) по направлению движения и составляет прямую линию с прямой ногой. Обычно руки подняты вверх (рис. 43). Иное положение рук указывается дополнительно.
Рис. 43
Выпад с наклоном – соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например: выпад влево (вправо) с наклоном (рис. 44).
Глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указывается дополнительно. Например: глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 45).(1-38)
Наклон – сгибание туловища в любом направлении. При наклоне головы всегда добавлять слово «головы», например наклон головы вправо.
Наклон – термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например: наклон (рис. 46).
Наклон прямым туловищем – наклон, при котором туловище сохраняет прямое положение. Например, из стойки ноги врозь (вперед) (рис. 47-а) или из стойки на коленях – наклон назад прямым туловищем.
Наклон прогнувшись – выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 47-б).
Наклон вперед-книзу – наклон, при котором туловище наклонено под углом 45° ниже горизонтали (рис. 47-в).
Полунаклон – наклон, при котором туловище наклонено на 45° выше горизонтали (рис. 47-г).
Наклон с захватом – наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы с подтягиванием (голени) снаружи (рис. 48).
Наклон касаясь – наклон назад, при котором руки касаются пола (рис. 49). Можно выполнять, касаясь одной рукой пола. В этом случае указывать: наклон назад, касаясь, например: левой.
Пружинящий наклон – обычный наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами.
Наклон в широкой стойке – наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед (рис. 50).
Наклон расслаблено – наклон, при котором тело гимнаста без напряжения, как бы падая (в силу тяжести), сгибается вперед или в другом направлении, о чем следует указывать дополнительно. Например: наклон расслабленно влево-вперед.(1-40)
Наклон последовательно(последовательный) – наклон, при котором туловище сгибается последовательным включением в движение отдельных суставов (позвоночника). Выполняется в различных направлениях.
Для определения разгибания тела после наклонов установлен термин – «Выпрямиться» (выпрямление).
Сед– положение занимающегося (гимнаста) сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо другом положении (рис. 51).
Существуют следующие разновидности седов:
Сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами.
Сед углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 52). Иные положения указывать дополнительно. Например: сед углом, руки в стороны.
Сед на бедре – сед, при котором тяжесть тела находится на бедре одной ноги; ноги обычно согнуты. При выполнении на полу руки обычно подняты в разноименную сторону.
Сед согнувшись – сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (примерно).
Сед с захватом – то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы притягиваются к туловищу, голова опущена.
Сед на пятках – сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 53). Иное положение рук указывается дополнительно.
Сед на пятках с наклоном– аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола; при выполнении на одной ноге необходимо указывать ногу, на которой выполняется сед, и положение рук. Например: сед на правой пятке с наклоном, руки назад, голова опущена; или сед на правой пятке с опорой рукой, левую вперед (рис. 54).(1-49)
Разновидности положения лежа:
На спине – ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается.
На животе – согнутые руки касаются пола (опоры), сомкнутые прямые ноги лежат свободно.
Прогнувшись – тело максимально прогнуто, руки вверх-наружу, ноги и голова приподняты (рис. 55). Иное положение рук или одной ноги указывается.
На груди с опорой коленом– положение с опорой на грудь и одно колено; другая нога отведена назад; руки обычно подняты в стороны. Иное положение рук и неопорной ноги указывается.
Правым (левым) боком– положение с опорой одним боком. Обычно ноги сомкнуты, прямые руки вверх. Иное положение ног и рук указывается дополнительно. Например: лежа левым боком с опорой предплечьем, правую руку в сторону.
Кольцом– положение лежа с касание ногами головы (рис.56).
Кольцом с разноименным захватом (рис.57).
Упоры делятся на простые – с опорой одними руками и смешанные – с дополнительной опорой какой-либо частью тела, кроме рук (чаще всего ногами).
Упор – положение занимающегося (гимнаста) с опорой одними руками.
Упор стоя – смешанный упор, при котором тело гимнаста ближе к вертикальному положению, т. е. угол больше 45° (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным термином обозначается положение упора согнувшись (рис. 58); слово «Согнувшись» можно опускать, поскольку такой упор представляет собой единственный вариант.
Упор лежа – положение, в котором угол меньше 45° (рис.59).
По отношению к опоре (полу или снаряду) упоры могут быть:
Спереди – когда занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «Спереди» принято опускать, но всегда указывается термин «сзади», когда гимнаст обращен к опоре спиной (рис. 60).
Боком (правым или левым) – при опоре на одну руку, тело обращено боком к опоре, другая рука обычно у тела, о чем указаний не требуется (рис. 61). Иное положение свободной руки указывается.
Упор на коленях – тело опирается руками и коленями. Носки вытянуты (рис.62).
Упор на правом (левом) колене– при наименовании указывается опорная нога, другая отведена назад.
Упор на колене одноименный – опора правой рукой и правым коленом или разноименный – опора правой рукой и левым коленом.
Упор на колене боком – тело обращено к опоре боком (рис.63).
Упор на колене с захватом– упор, при котором неопорная нога захватывается свободной рукой за носок и сгибается в колене.
Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 64). При выполнении на одной ноге указывается название ноги, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например: упор присев на правой, левая сзади на носке; или левую в сторону на носок.
Упор лежа на бедрах – упор, при котором тело максимально прогнуто (бедра касаются опоры или лежат на ней) (рис. 65). При опоре предплечьями именуется упор лежа на предплечьях и упор лежа на бедрах на предплечьях.
Упор лежа сзади на предплечьях(рис. 66). Если аналогичное положение выполняется сидя, то оно называется упор на предплечьях сидя.
Упор лежа кольцом (или кольцом правой, левой) – упор лежа на бедрах, при выполнении с неполной амплитудой называют полукольцом (когда нет касания).(1-51)
Равновесие –положение, в котором занимающийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 67). Для определения этого основного равновесия достаточно двух слов. Например: равновесие на правой (левой), так как положение рук и другой ноги само собой разумеется. Иные положения рук и свободной ноги указываются. Например: равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»).
Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперед-книзу (под 45°), кисти у пола (рис. – пунктир).
Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 68). Иное положение свободной ноги и рук указывается.
Одноименное равновесие – одноименная с опорной ногой рука вперед-кверху, другая назад.
Разноименное равновесие показано на рис. 69. Иное положение рук указывается.
Заднее равновесие – исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.
Фронтальное равновесие – одна нога поднята в сторону (или выше), руки в стороны (рис.70).
Фронтальное равновесие с захватом – аналогичное, но поднятая в сторону-кверху нога удерживается одноименной рукой, другая вверх-наружу (симметрично).
Высокое равновесие (вертикальное) – тело в вертикальном положении (или близком к нему), свободная нога отведена назад, одноименная рука в сторону, другая вперед или вверх (рис. 71). может выполняться на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положением рук, о чем указывается особо.
Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касаясь головы, руки вверх-наружу (рис. 72). Иное положение рук указывается.
Равновесие кольцом – аналогичное равновесие с касанием носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за носок за головой или над ней.
Равновесие на колене – выполняется с опорой коленом (рис.73).
Заднее равновесие на колене – аналогичное, но спина к опоре.
Равновесие на локте – исполнитель уравновешивается, опираясь на локоть (рис. 74). При выполнении боком указывать – «Боковое».
Крестообразное равновесие – выполняется отведением неопорной ноги в сторону с наклоном туловища вперед; одноименная опорной ноге рука в сторону, другая вперед (рис. 75).
Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременном наклоном вперед и захватом (рис. 76).
Большинство описанных равновесий можно выполнять как на всей ступне, так и на носке. Во втором случае необходимо дополнительно указывать – «на носке». Например, высокое равновесие на левом носке, правая слегка согнута назад, левую руку в сторону-назад, правую полусогнутую перед собой (кисть на уровне живота), голову наклонить назад.
Боковое равновесие на правой (левой) руке показано на рис. 77. (1-53)