что такое сэб в банке

Что такое сэб в банке

что такое сэб в банке. Смотреть фото что такое сэб в банке. Смотреть картинку что такое сэб в банке. Картинка про что такое сэб в банке. Фото что такое сэб в банке

Автор: Кунин Б.Ф., начальник службы безопасности компании

Как проверяет Вас служба экономической безопасности (СЭБ), когда Вы устраиваетесь на работу или берете кредит. Какие источники информации использует СЭБ. Что делать, если Ваша биография оставляет желать лучшего.

Не секрет, что при приеме на работу или при обращении в банк за кредитом Ваc обязательно проверят по линии СЭБ. Исключение составляет небольшая компания, которая не может позволить себе содержать такое подразделение.

В «черный» список

Во второй этап входит проверка Вашей кредитной истории. При этом, если Вы обращаетесь за кредитом, скоринговая система «отфильтрует» проблемных заемщиков. Во всех банках установлены свои допустимые нормы в части суммы и срока просроченной задолженности. У кого то, кредит не предоставят, даже если у Вас была просрочка более 1 дня более чем 1 раз. Есть банки, где позволяется допустить просрочку длительностью не более 30 дней и не более чем 3 раза. Все индивидуально и зависит от ряда факторов характеризующих клиента – возраст, должность, статус и т.д. Учитывается, как давно была у Вас просрочка (чем больше времени прошло с момента ее возникновения, тем лучше). При этом зачастую сам кредитный инспектор не знает данные нормативы и ограничения. Юридических лиц, которые обращаются в банк, подвергнут такой же экзекуции, но более жестко: была просрочка 1 раз, с большой вероятностью будет отказ. Даже если скоринг Вас пропустит, не факт, что пропустит СЭБ. Так, например, просрочка в 30 дней 5 лет назад может вызвать негатив и как результат – отказ в кредитовании. Задолженность по коммунальным платежам в квартире, в которой Вы прописаны (например, у родителей), также может вызвать массу негатива у СЭБ, и как результат – отказ в кредитовании.

Бюро кредитных историй (БКИ)

Имейте ввиду, что если банк ошибочно подал сведения в БКИ (Бюро кредитных историй), брать от него справку о том, что просрочки не было, бесполезно. Банк-кредитор, не примет ее к рассмотрению и попросит Вас внести изменения в БКИ. Для этого Вы должны обратится в Банк, где зафиксирована просрочка, с заявлением об исправлении ошибки. Как правило, такие «ляпы» допускают банки с процентной ставкой 30% годовых и более. У таких банков кредитный риск максимально заложен в ставку, и кредитование поставлено на поток. Они не особо следят за качеством предоставляемой информации в БКИ, зачастую путая ФИО, паспортные данные и т.д.

Неблагополучные родственники

Обратите внимание, при заполнении анкеты на трудоустройство или кредит Вас просят указать сведения о Ваших ближайших родственниках: ФИО, дата рождения, место работы, должность, степень родства. И даже если Вы прошли проверку СЭБ, не факт что ее пройдут Ваши родные. Так например, в одном крупном розничном банке, если Ваша вторая половина когда-то допускала в нем просрочки, пусть даже кредит уже погашен, Вам навряд ли предоставят там кредит. В других банках Вы легко можете «ответить» за судимость Вашего отца и т.д.

Антипортрет

Итак, подведем итоги. В черный список попадет субъект по следующим показателям:

Советы

Что же делать в той или иной ситуации? Попробуем разобраться.

Внимание! СЭБ в редких случаях может проверить достоверность информации в части оборотов по расчетному счету в другом банке. При этом, указанные обороты должны соответствовать заявленной выручке заемщика.

Курьезные случаи

🙂 Физическое лицо–собственник бизнеса, подал заявку на потребительский кредит. Представитель СЭБ позвонил ему, в результате состоялся следующий диалог:

— Добрый День! Я тут у Вас в офисе сижу, подъедьте пожалуйста поговорить по поводу кредитования в нашем банке
— Как в офисе? Вы же не предупреждали. Я нахожусь в другом конце города.
— Ну так приедьте в течение 30 минут, Вам же кредит нужен, не мне
— Я не могу приехать. Я на важной встрече. Надо было предупреждать о выезде заранее
— Хорошо. До свидания.

Результат – отказ в кредите по линии СЭБ.

🙂 Еще один диалог. Внимание! Вопросы задавались с интервалом в 1-2 минуты. Всего было около 5 звонков подряд:
— Здравствуйте! Вам звонит СЭБ банка «Х». Вы работаете в компании «Х»?
— Да
Положили трубку
— Вы не подделали справку 2 НДФЛ?
— Конечно подделал. Что за вопросы? Зачем мне поделывать справку 2 НДФЛ, если я могу предоставить данную информацию в свободной форме?
— Ну ладно
Положили трубку
— Зачем Вам вообще нужно 750 м.р.? Вам не многовато будет?
— Вы знаете нет, не многовато. Вообще то у меня машина стоимостью 3 000 м.р.
Положили трубку
— А Вы уверены, что если мы приедем по указанному адресу местонахождения фирмы, она там вообще будет?
Здесь терпение заемщика закончилось
— Нет. Не уверен. У нее свободный график работы и она мне не подчиняется, поэтому когда Вы приедете, она может уйти на обед!

Результат – отказ в кредите по линии СЭБ

Внимание! СЭБ и иные лица не имеют права проверять Вас на факт наличия задолженности по налогам, уголовного прошлого и т.д. Это является конфедициальной информацией. Данные действия уголовно наказуемы. Именно поэтому Вам никто никогда не скажет, почему Вы получили отказ в кредитовании или Вас не взяли на работу.

Источник

Служба безопасности банка: что это за структура?

Служба безопасности банка – структура с большой ответственностью. Она обеспечивает порядок и стабильность работы, защищая не только банк, но и клиентов. В обязанности службы безопасности входят следующие функции:

• Предотвращение мошеннических случаев с финансовыми документами;
• Защита личной информации клиентов и банка;
• Контроль работы и проведения операций;
• Охрана имущества и сведений банка.

Работа службы безопасности банка:

Наиболее часто случаи мошенничества возникают в сфере кредитования. Злоумышленники готовы на разные ухищрения, поэтому сотрудникам службы безопасности необходимо всегда быть начеку и обращать внимание на самые мелкие детали.

Служба безопасности выполняет множество сложных задач, в числе которых проверка достоверности предоставленных клиентом сведений и документов. Это позволяет своевременно отреагировать и принять превентивные меры.

Если по кредиту имеется задолженность или просроченный платёж, инспектор связывается с заёмщиком для сбора информации и выяснения причин возникшей ситуации. Также он принимает участие в процессе взыскания задолженности.

Как происходит проверка клиента?

Чтобы оформить кредит, клиент предоставляет банку пакет документов, основными из них являются копия паспорта, справка о доходах и номер ИНН. Для проверки платёжеспособности требуется код ОГРН и ИНН, которые вводятся в специальную базу данных для поиска информации о работодателе или предприятии заёмщика. В поисковой базе можно найти любое зарегистрированное учреждение, его контакты, месторасположение и прочие данные.

Используя дополнительные ресурсы, работники службы безопасности проверяют следующую информацию:

• Стабильность и доходность предприятия или работодателя;
• Законность деятельности и ее регистрация в соответствующих органах власти;
• Наличие арестованного имущества (если таково имеется);
• Присутствие данных о предприятии в каких-либо «стоп-листах»;
• Факт наличия/отсутствия неуплаченных налогов и картотек к расчётным счетам;
• Настоящий размер заработной платы клиента и его официальный статус.

Кроме применения информационных ресурсов инспекторы безопасности банка звонят на место работы для подтверждения предоставленных документов, а также в соответствующую службу для выяснения наличия/отсутствия судимостей у заёмщика и его ближайших родственников.

При её проверке уделяется внимание своевременности исполнения обязанностей перед банком, качество обслуживания долга. Кроме того, если клиент являлся залогодателем или поручителем по займам третьих лиц, изучается информация о просроченных платежах и факты взыскания залога банком.

Убедиться в платёжеспособности и добросовестности потенциального заёмщика можно посредством бюро кредитных историй, которое представляет собой базу данных о людях, оформлявших когда-либо кредит в разных банках.

Если после проведения всех проверок служба безопасности утвердит выдачу займа, то этап рассмотрения заявки считается завершённым.

Кредит для ЧП и предприятий:

Процедура оформления кредита индивидуальным предпринимателем или предприятием практически ничем не отличается, лишь в качестве дополнения информации собираются сведения о контрагентах.

Особое внимание уделяется тем, кому будут перечислены кредитные денежные средства. Это позволяет снизить риск потери ресурсов: в случае их перечисления неблагонадёжному контрагенту может пошатнуться налаженная работа компании, что приведёт к снижению ее платёжеспособности.

Сотрудники службы безопасности выясняют наличие взаимосвязанных предприятий и конечных собственников существующего бизнеса, если есть такая возможность. При наличии взаимосвязанных структур, способных влиять на деятельность заёмщика, банк старается привлечь их к оформлению поручительства по займу. Если по кредитному договору предполагается наличие залогового имущества, то завершающим этапом работы является его проверка.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что служба безопасности выполняет огромный спектр работы, от качества которой зависит безопасность банка и его имущества.

Поэтому сегодня данной структуре кредитные учреждения уделяют особое внимание: снабжают современным оборудованием, постоянно обновляют базы данных и совершенствуют навыки инспекторов.

Источник

Служба экономической безопасности предприятия

Нестеров А.К. Служба экономической безопасности предприятия // Энциклопедия Нестеровых

Цель и задачи службы экономической безопасности предприятия

Цель создания службы экономической безопасности – исключение или минимизация ущерба имущественным интересам предприятия, за счет предотвращения хищения финансово-материальных активов, уничтожения имущества и ценностей, негативного воздействия извне.

Задачи управления экономической безопасностью предприятия:

Управление экономической безопасностью предприятия осуществляется с учетом перечисленных задач, интенсивности конкуренции, сферы деятельности предприятия, следовательно, для каждого предприятия система экономической безопасности будет индивидуальна. Также важен объем материально-технических и финансовых ресурсов, выделяемых руководством предприятия на функционирование соответствующей службы.

Можно определить цель, задачи и направления деятельности службы экономической безопасности предприятия.

Цель службы экономической безопасности предприятия: своевременно выявить и нейтрализовать условия и причины, которые способны нанести предприятию возможный ущерб.

Данная цель достигается путем решения 4 задач:

Защита имущественных интересов предприятия реализуется с помощью разработки в организации режима охраны и учета, при котором уровень контрольных процедур повышается. Сюда же относится и безопасность персонала, что способствует нейтрализации широкого спектра возможных угроз.

Защита коммерческой тайны и безопасность коммерческой деятельности подразумевают внедрение аналитических процедур, связанных с проверкой контрагентов, покупателей, различных посредников, подрядчиков и т.д.,

Основные направления деятельности службы экономической безопасности включают в себя следующие:

Функции службы экономической безопасности предприятия

что такое сэб в банке. Смотреть фото что такое сэб в банке. Смотреть картинку что такое сэб в банке. Картинка про что такое сэб в банке. Фото что такое сэб в банке

Функции службы экономической безопасности предприятия

Административно-распорядительная функция предполагает подготовку решений, которые направлены на непосредственное создание и организацию системы безопасности, включая распределение обязанностей и компетенций.

Учетно-контрольная функция включает определение внешних и внутренних угроз финансовой стабильности предприятия. Сюда же относится контроль негативных факторов, накопление информации о недобросовестных контрагентах и конкурентах.

Хозяйственно-распорядительная функция реализуется в рамках участия службы экономической безопасности в распределении ресурсов компании, подготовке и реализации мероприятий по защите имущественных интересов предприятия.

Социально-кадровая функция подразумевает участие службы экономической безопасности в работе отдела кадров, изучении причин и локализации возможных конфликтов внутри коллектива предприятия, инструктаже сотрудников. Сюда же относится контроль соблюдения правил режима и безопасности.

Организационно-управленческая функция реализуется путем участия соблюдения службы экономической безопасности в формировании структуры предприятия, организации взаимодействия между отдельными подразделениями для достижения целей предприятия.

Планово-производственная функция включает разработку целевой программы обеспечения безопасности предприятия, а также проведение мероприятий по основным направлениям деятельности предприятия, осуществление и поддержку режима безопасности.

Организационно-техническая функция осуществляется путем обеспечения системы безопасности предприятия с помощью специальной техники.

Научно-методическая функция выполняется в ходе накопления и освоения опыта обеспечения безопасности. Сюда же относится комплексный анализ всех возможных проблем обеспечения безопасности и разработка методического сопровождения деятельности подразделений предприятия по вопросам безопасности.

Информационно-аналитическая функция реализуется в процессе сбора и обработки информации, касающейся вопросов безопасности, и организации информационной поддержки подразделений предприятия и отдельных заинтересованных сотрудников сведениями, которыми располагает служба экономической безопасности.

Структура службы экономической безопасности

На практике служба экономической безопасности формируется сообразно потребностям компании, масштабам ее деятельности и специфики хозяйственной деятельности, однако можно представить типовую структуру данного подразделения для производственного предприятия.

что такое сэб в банке. Смотреть фото что такое сэб в банке. Смотреть картинку что такое сэб в банке. Картинка про что такое сэб в банке. Фото что такое сэб в банке

Типовая структура службы экономической безопасности предприятия

Начальник службы безопасности организует охрану имущества предприятия от противоправных действий, стихийных бедствий, аварий и других форс-мажорных обстоятельств. В задачи руководителя службы безопасности входит проведение мероприятий по обеспечению безопасности, разработка и внедрение методов охраны и средств защиты, проверка сотрудников, помощь органам внутренних дел в раскрытии преступлений на предприятий, предупреждение противоправных и незаконных действий сотрудников предприятия и третьих лиц.

Отдел внутренней безопасности осуществляет учет информации и персонала, разрабатывает и поддерживает функционирование пропускного режима, охрану внутренних помещений, наблюдение за обстановкой вокруг и внутри предприятия. На данное подразделение возложены обязанности обеспечения силовой безопасности, в том числе реализация мер по предотвращению несанкционированного физического доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Производит проверки вновь принимаемых на работу сотрудников и уже работающих, а также реализует меры по защите от угроз, обусловленных человеческим фактором (к ним можно отнести шпионаж, воровство, халатность, ошибки и пр.).

Отдел коммерческой безопасности выполняет задачи по защите экономических интересов предприятия от внешних посягательств, в том числе охрана коммерческой тайны, имущественных интересов, репутации предприятия, предупреждения мошенничества и коррупции. Осуществляет юридическое сопровождение текущей деятельности предприятия и консультирует по правовым вопросам, касающимся вопросов правовой безопасности предприятия.

Информационно-аналитический отдел осуществляет широкий спектр исследований: изучение внешней обстановки, в том числе, конкурентов, партнеров, клиентов; сбор сведений о возможных злонамеренных действиях внешних субъектов и со стороны персонала предприятия; анализ и учет фактов несанкционированного доступа на предприятие, к конфиденциальной информации; определение платежеспособности клиентов.

Вопросы обеспечения финансовой безопасности входят в обязанности бухгалтерии и финансового отдела. Обеспечение технической, технологической и экологической безопасности должны быть отнесены к задачам производственных участков и отдела разработок.

Также на предприятиях может быть сформирована несколько упрощенная структура службы:

что такое сэб в банке. Смотреть фото что такое сэб в банке. Смотреть картинку что такое сэб в банке. Картинка про что такое сэб в банке. Фото что такое сэб в банке

Упрощенная структура службы экономической безопасности на предприятиях

Функционирование системы экономической безопасности обеспечивается путем реализации единой политики в данной сфере и системой специальных мер правового, организационного, технического характера.

Взаимоотношения службы экономической безопасности предприятия регулируются положениями специального устава и организационно-распорядительными документами. Работники службы безопасности несут юридическую, дисциплинарную и материальную ответственность.

Специфика работы службы экономической безопасности предприятия подразумевает, что ее сотрудники наделены рядом полномочий:

Отдельным направлением работы службы экономической безопасности предприятия является выявление фактов внутреннего мошенничества и злоупотреблений, что выступает основанием для проведения соответствующих расследований. При установлении достаточных оснований, условий, при которых было совершено противоправное деяние, и на основании полученной в ходе проведенного расследования информации сотрудники службы экономической безопасности инициируют внутреннее разбирательство для установления лица или группы лиц, совершивших данное действие. В результате проведенной работы по каждому такому случаю служба экономической безопасности прорабатывает меры по недопущению таких или схожих по своей природе действий в будущем.

Обнаружение и расследование фактов нарушения экономической безопасности

Под понятие обнаружения факта нарушения экономической безопасности подпадают процедуры выявления и установления таких фактов. При этом учитывается возможность обнаружения как уже совершенного факта, так и потенциально возможного. Расследование установленных фактов представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных лиц в организации для проверки сведений о действиях, бездействии, сокрытии информации, искажении информации, которые имеют признаки, свидетельствующие об угрозе экономической безопасности предприятия. Сюда относится широкий спектр действий и решений, подразумевающих сбор, проверку доказательств и принятие решений относительно обстоятельств и фактов предполагаемых нарушений.

В качестве основной предпосылки инициации конкретных процедур выступает появление информации или сведений об угрозе или нарушении экономической безопасности по ряду причин:

Выявлению внутренних угроз мешают действия злоумышленников, которые, используя свое должностное положение, скрывают или завуалируют следы своей преступной деятельности, чтобы исказить достоверную информацию во внутренней документации предприятия. Следовательно, сбор сведений о реальном положении дел на предприятии имеет наибольшее значение. Одним из возможных способов нейтрализации данного негативного фактора является привлечение стороннего аудитора для проведения проверки, чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, а также для корректной оценки финансовых рисков. При установлении фактов нарушения экономической безопасности необходимо выявить или обнаружить злоумышленника, затем провести всестороннюю оценку его противоправной деятельности, установить размер нанесенного ущерба, определить способы совершения махинаций и выяснить его мотивы. Следовательно, показательное привлечение сотрудника к уголовной ответственности и возмещение ущерба через судебные органы выступает действенной мерой по предупреждению таких действий со стороны других сотрудников в будущем.

Реализация мер по выявлению и расследованию фактов нарушения экономической безопасности внутри предприятия на постоянной основе является приоритетной задачей руководства, поскольку ущерб от хищений активов, организации «параллельного бизнеса», незаконных сделок и махинаций с отчетностью, который в единичном случае может оказаться и незначительным, при непрерывном нанесении в масштабах всего предприятия может быть огромным.

В соответствии с этим следует рассмотреть методику обнаружения и расследования фактов нарушения экономической безопасности в соответствии с алгоритмом, используемым в практике работы служб безопасности предприятий и органов внутренних дел.

Основной этап – организация системы управления рисками с целью предотвращения фактов противоправных и криминальных действий со стороны сотрудников. Непосредственное управление данной системой осуществляет директор или собственник предприятия, функциональные мероприятия осуществляет служба безопасности или служба экономической безопасности.

что такое сэб в банке. Смотреть фото что такое сэб в банке. Смотреть картинку что такое сэб в банке. Картинка про что такое сэб в банке. Фото что такое сэб в банке

Алгоритм обнаружения и расследования фактов нарушения экономической безопасности

Сбор сведений осуществляется службой экономической безопасности или аналитической службой на постоянной основе. При этом источники информации признаются равнозначными, и любые сведения подлежат обязательной проверке.

Полученные сведения из любого источника информации должны быть проверены на подлинность, если она подтвердится, то производится работа по установлению обстоятельств нарушения, произведенных действиях, повлекших ущерб и т.д. В случае установления факта нарушения службой экономической безопасности инициируется расследование данного факта, которое начинается со сбора доказательств и свидетельств. При получении документальных доказательств последовательно производится опрос нейтральных свидетелей, молчаливых свидетелей и предполагаемого злоумышленника. Все полученные сведения объединяются с ранее известной информацией.

В случае, если полностью установлены все обстоятельства нарушения, служба экономической безопасности представляет директору отчет о произведенных мероприятиях, собранные материалы, сведения и доказательства для передачи дела в органы внутренних дел для привлечения злоумышленника к уголовной ответственности.

Если полностью обстоятельства противоправных действий не были установлены, либо остаются невыясненные детали, от имени директора предприятия формируется заявление в органы внутренних дел для проведения следственных действий специально уполномоченными лицами. В этом случае органы дознания и предварительного следствия инициируют расследование в соответствии с уголовно-процессуальным порядком, который предусматривает систему оперативных действий с целью собирания, проверки доказательств и полного раскрытия преступления, привлечения в качестве обвиняемых лиц, их совершивших.

Безусловно, выяснение подробностей уже произошедших хищений не только должно быть произведено в срочном порядке, но и не предаваться излишней огласке без тщательного обдумывания такого решения. Это обусловлено тем, что распространение таких сведений в компании может «спугнуть» злоумышленника и осложнить дальнейшее расследование обстоятельств нарушений экономической безопасности предприятия. Вместе с тем оперативно проведенное расследование поможет предотвратить однотипные сценарии хищений в компании.

Приоритетным доказательством выступает документальный след. Поэтому в компании требуется документировать как можно большее количество операций, которые сопровождают комплекс финансово-материальных отношений. Ключевым аспектом является разработка внутреннего стандарта документооборота, в противном случае может быть утрачено контроль над бизнес-процессами внутри предприятия.

Служба экономической безопасности занимается не только устранением угроз, но и минимизацией их появления.

В основе всех видов мошеннических действий лежит несовершенство отдельных законов, нормативно-правовых документов, сложность и многоступенчатость финансово-экономических связей, некомпетентность и юридическая неосведомленность, беспечность и чрезмерная доверчивость руководителей, бесконтрольность сотрудников. Функционирование службы экономической безопасности преследует в том числе цель минимизации данных причин, выявления, предупреждения, пресечения фактов нарушений, что и определяет комплекс противодействия конкретным угрозам экономической безопасности предприятия.

Источник

Организация СЭБ, ее задачи и функции

Решение о формировании Службы безопасности целесообразно принять задолго до того момента, когда у предприятия возникнут проблемы, связанные с воздействием внутренних или внешних угроз (см. главу 1). Более того, воздействие этих угроз может быть незаметным для предпринимателя в течение длительного времени, достаточного для того, чтобы его последствия на момент обнаружения оказались необратимыми.

Поэтому наиболее правильно поступает тот предприниматель, который задумывается о проблемах обеспечения безопасности своего предприятия на этапе подготовки бизнес-плана. Прав будет и тот руководитель, который, ознакомившись с этой книгой, не дожидаясь неприятностей, приступит к детальному изучению состояния безопасности предприятия (с привлечением специалистов, если их нет на самом предприятии) и планированию первоочередных мероприятий по созданию Службы экономической безопасности.

Целью обеспечения безопасности предприятия является комплексное нейтрализующее воздействие на потенциальные и реальные угрозы, позволяющее ему успешно функционировать в нестабильных условиях внешней и внутренней среды.

Соотнесение угроз экономической безопасности предприятия и задач системы экономической безопасности, приведенных в теме 1, с анализом реальной обстановки на вашем предприятии, отношений с партнерами, поставщиками и клиентами, особенностей конкурентной среды и т.д. и т.п. позволит выявить задачи, которые должна решать СЭБ вашего предприятия для достижения этой цели.

Деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятия включает в себя четыре основных направления: — защиту материальных и финансовых ценностей;

—защиту интеллектуальной собственности (в том числе коммерческой тайны);

—информационное обеспечение коммерческой деятельности предприятия в рыночных условиях.

Таким образом, в самом общем виде основные задачи СЭБ можно определить как осуществление мер по указанным направлениям. Рассмотрим их подробнее.

Защита имущественной и финансовой собственности предприятия:

—разработка и постановка системы охраны предприятия, предусматривающей оптимальное размещение постов! использование технических средств охраны, а также противопожарных систем, сигнализации и связи;

—выделение помещений для хранения материальных ценностей и денежных средств, принятие мер для повышения надежности их физической защиты:

—организация пропускного и внутриобъектового режима (порядок прохода персонала, посетителей, перемещения материальных ценностей, документов);

—разработка документов, регламентирующих административно-правовую основу деятельности по охране имущественных ценностей предприятия (положение об охране, инструкции о порядке обеспечения и сохранности материальных и документальных ценностей предприятия, инструкции о пропускном режиме);

—проведение инструктажей сотрудников предприятия по вопросам охраны, пропускного режима;

—анализ состояния материальных и финансовых ценностей, эффективности охраны и пропускного режима, контроль за их надежностью;

—проведение служебных расследований по фактам нарушений;

—организация взаимодействия с правоохранительными органами по обеспечению экономической безопасности предприятия.

Обеспечение безопасности персонала предприятия:

— организация охраны (личной и средств передвижения, при необходимости — квартир), отработка пропускного и внутриобъектового режима, порядка приема посетителей, работы секретарей-референтов и т. п.;

—обеспечение персонала средствами технической защиты от несанкционированного проникновения в рабочие помещения, автомашины, квартиры;

—определение перечня сведений (не относящихся к категории коммерческой тайны), подлежащих защите от разглашения посторонним лицам;

—сбор информации по признакам, характерным для возможного возникновения конкретных угроз персоналу;

—контроль за проведением на предприятии ремонтных, профилактических работ сторонними организациями; в необходимых случаях после завершения работ — проведение специальных обследований помещений, транспорта, вычислительной техники, средств связи и др. на предмет выявления возможных «закладок»;

—подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях (выработка навыков оценки информации, адекватного поведения, принятия решений);

—обучение сотрудников и членов их семей выявлению признаков, указывающих на возможную подготовку против них нежелательных действий;

—правовое обучение сотрудников: правовые возможности защиты от преступников, пределы необходимой обороны, крайней необходимости;

—выработка практических форм взаимодействия с правоохранительными органами по обеспечению безопасности персонала.

Обеспечение защиты коммерческой тайны (КТ) на предприятии:

—выработка критериев отнесения информации к сведениям, составляющим КТ;

—анализ всех сторон деятельности предприятия с целью определения собственной ценной информации, которую необходимо включить в утверждаемый «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» (возможны «Дополнения к Перечню сведений. »);

—разработка комплекса (программы) постоянно осуществляемых мероприятий по защите КТ. предусматривающих организационные методы защиты, учитывающие все возможные каналы утечки защищаемой информации;

—разработка системы допуска сотрудников к сведениям, составляющим КТ, и учета этих сотрудников, а также порядка доступа к конкретным документам;

—установление правил и процедур присвоения соответствующего грифа документам, содержащим КТ, исполненным на бумаге и других носителях информации, а также порядка их рассекречивания;

—установление надлежащего порядка обращения с носителями информации — во время создания документов, их учета, работы с ними, хранения, пересылки, копирования, уничтожения;

—выделение и оборудование специальных помещений для хранения носителей документов, содержащих КТ, для работы с такими документами, а также для проведения конфиденциальных совещаний и бесед; разработка порядка проведения закрытых совещаний и контроль за его соблюдением;

что такое сэб в банке. Смотреть фото что такое сэб в банке. Смотреть картинку что такое сэб в банке. Картинка про что такое сэб в банке. Фото что такое сэб в банке

—планирование, осуществление и контроль за реализацией необходимых мероприятий при проведении всех работ, связанных с использованием закрытой информации, — совместно с руководителями структурных подразделений и другими сотрудниками, имеющими доступ к документам, содержащим сведения, составляющие КТ;

—разработка и осуществление мер по недопущению разглашения КТ в процессе подготовки материалов для опубликования в печати, для использования на конференциях, в рекламе, для передачи заказчику или партнеру;

—оказание методической и иной помощи руководителям подразделений предприятия в разработке и реализации мер защиты КТ в процессе деятельности этих подразделений;

—разработка и осуществление мер безопасности в процессе использования компьютерных сетей, технических средств передачи информации, средств связи, а также создание системы противодействия техническим средствам промышленного шпионажа;

—организация охраны помещений предприятия, введение пропускного режима, в том числе внутриобъектового;

—на основе анализа уязвимых, с точки зрения безопасности, помещений — выработка предложений по установке технических средств охраны, организация контроля за работами по их монтажу, наладке, эксплуатации и ремонту;

—организация обучения сотрудников соответствующим нормам работы с документами, содержащими сведения, составляющие КТ;

—участие в процессе подбора и расстановки сотрудников, допускаемых к работе с документами, содержащими КТ;

—контроль соответствия существующей на предприятии нормативной базы требованиям защиты КТ, разработка необходимых инструкций, приказов, методик и т. п. как для исполнителей работ, так и для сотрудников СЭБ;

—контроль за исполнением существующих требований режима: проведение аналитических исследований по оценке надежности принимаемых мер защиты КТ и выработка предложений по повышению их эффективности:

—проведение служебных расследований по фактам нарушения режимных требований;

— организация профилактической работы с лицами, допущенными к работе с документами, содержащими КТ.

Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия:

—прогнозирование развития отношений и обеспечение надежности производственных связей, позволяющее избежать состояния односторонней зависимости, исключение деловых контактов с недобросовестными партнерами и посредниками;

—совместно с другими подразделениями предприятия получение информации о фактах или намерениях недобросовестной конкуренции, выработка мер по их нейтрализации;

—выявление организаций и фирм, в том числе иностранных, которые Moiyr быть заинтересованы в овладении КТ или другой конфиденциальной информацией вашего предприятия ;

—планирование и координация сбора, анализа и оценки информации в интересах обеспечения стабильной и эффективной деятельности предприятия (разработка вопросников, распределение обязанностей между подразделениями: кто, где, как, когда собирает информацию);

—разработка системы накопления, хранения, использования, своевременного доведения до исполнителей важной информации, в том числе документов, содержащих конфиденциальные сведения;

—информационное обеспечение деятельности службы безопасности;

—изучение материалов (включая открытые источники информации) по организации деятельности служб безопасности, в том числе — служб безопасности других предприятий, выработка на этой основе предложений руководству;

—изучение, анализ и оценка состояния системы обеспечения экономической безопасности предприятия, разработка предложений, технико-экономических обоснований и необходимой документации в целях ее совершенствования;

—выявление лиц. проявляющих интерес к информации, в том числе составляющей КТ, ознакомление с которой не вызвано необходимостью выполнения служебных обязанностей;

—разработка необходимых инструкций, регламентирующих взаимоотношения с государственными контролирующими организациями для предотвращения возможных преступных посягательств под видом этих организаций.

Для решения такого широкого спектра (в общем случае) разнообразных задач Служба экономической безопасности должна выполнять на предприятии различные функции, наиболее полный перечень которых приведен ниже.

Функции Службы экономической безопасности;

Рассмотрим конкретное содержание этих функций:

Административно-распорядительная — заключается в подготовке решений по созданию и поддержанию системы безопасности: распределению обязанностей, прав, полномочий; установлению ответственности сотрудников предприятия за обеспечением экономической безопасности.

Учетно-контрольная — реализуется выделением наиболее важных направлений финансово-коммерческой деятельности и работой по выявлению внешних и внутренних угроз финансовой стабильности и устойчивости объекта; оценкой их источников: налаживанием контроля за критическими ситуациями-, ведением учета негативных факторов, влияющих на безопасность предприятия; накоплением информации о недобросовестных конкурентах, ненадежных партнерах, лицах и организациях, посягающих на жизненно важные интересы предприятия.

Хозяйственно-распорядительная — предусматривает участие СЭБ в определении необходимых материальных и иных ресурсов; в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению сохранности имущества, финансов, защиты коммерческой тайны и т.д.

Социально-кадровая — подразумевает участие СЭБ в подборе и расстановке персонала: изучении причин и локализации возможных конфликтов; выявлении предпосылок социальной напряженности; в инструктаже сотрудников по вопросам своей компетенции: контроле за соблюдением правил режима и безопасности.

Организационно-управленческая — заключается в участии СЭБ в создании и поддержании эффективного функционирования структуры, управляющей процессом обеспечения безопасности, а также гибких временных структур по отдельным направлениям работы; в организации взаимодействия и координации между отдельными звеньями системы /тля достижения поставленных целей.

Планово-производственная — реализуется в разработке комплексной программы и отдельных целевых планов обеспечения безопасности предприятия; в подготовке и проведении мероприятии по их осуществлению и поддержке режима безопасности;

Организационно-техническая — осуществляется путем материально-технического и финансового обеспечения системы безопасности предприятия; освоением специальной техники.

Научно-методическая — реализуется в накоплении и освоении опыта обеспечения безопасности; организации обучения сотрудников предприятия, в научном анализе возникающих проблем обеспечения безопасности и методическом сопровождении деятельности подразделений предприятия в этой сфере.

Информационно-аналитическая — заключается в целенаправленном сборе и обработке информации, относящейся к сфере безопасности; в создании и использовании необходимых технических и методических средств аналитической обработки информации; в организации информационного обеспечения заинтересованных подразделений и отдельных сотрудников сведениями, имеющимися в Службе экономической безопасности.

Теперь, исходя из ваших приоритетов, финансовых и других возможностей, специфических особенностей вашего предприятия, можно формировать структуру СЭБ. ее состав, определять функциональные обязанности сотрудников.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *