что такое сбо в школе
Что такое СБО?
Вы слышали о таком школьном предмете – СБО? Многие наверняка ответят отрицательно. Действительно, такого предмета нет в большинстве общеобразовательных учреждений. И только в одной из школ нашего района он имеется в учебной программе. Полное его название – социально-бытовая ориентировка, а изучают его учащиеся Шаховской специальной (коррекционной) школы-интерната.
Преподаватель СБО должен научить ребят, которые находятся в обособленной среде, жить в современном мире: общаться с самыми разными людьми, оформлять деловые бумаги, обращаться в официальные организации, пользоваться услугами связи и т.д. Словом, учитель в данном случае выступает в роли родителей.
Как за столько лет сохранить интерес к работе, лю бовь к детям – это, видимо, профессиональный секрет учителя.
А вот что думает по этому поводу директор школы Инна Львовна Холоднова:
Конечно, школа-интернат – это не семья, но в силах педагога сделать так, чтобы ребенок хотя бы на какое-то время почувствовал себя тепло и уютно, как дома. Для этого в предмете СБО предусмотрены уроки ведения домашнего хозяйства. Дети знакомятся с продуктами, посудой, санитарно-гигие ническими нормами, правилами поведения за столом. Но, конечно, уроки приготовления пищи у ребят – самые любимые. И не только потому, что в это время можно вкусно поесть. Здесь мальчики и девочки и готовят по заданным рецептам, и изобретают что-то свое – совсем, как дома. Особенно им удаются блины и пельмени – здесь и веселье, и соревнование – кто больше сделает, кто больше съест, здесь и желание угостить товарища, в общем – маленький семейный праздник.
Так Татьяна Михайловна готовит ребят к будущей семейной жизни – чтобы каждый захотел сделать для другого что-то хорошее.
Недавно Татьяна Михайловна за долголетний плодотворный труд была награждена Почетной грамотой Московской областной Думы. Но все знают, что на самом деле это очень скромный человек, который работает уж точно не для наград, а просто верен своему педагогическому призванию.
Поздравляем вас, Татьяна Михайловна, от всей души с Днем учителя! Побольше бы таких учителей.
«Социально – бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционной школы» Кислицына Л.В.
« Социально – бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционной школы»
УЧИТЕЛЬ КОГОБУ ШИ ОЗВ пгт Арбаж
В нашей школе большая часть детей проживает в школе-интернате. Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети проводят в отдалении от своей семьи, общества.
Изучение СБО начинается с 5 класса. Классы не стали делиться на 2 группы, что затрудняет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
В школе оборудован кабинет СБО. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения становится актуальным принцип зонирования пространства.
В кабинете учебное оборудование располагается по зонам: «Кухонная», «Жилая комната».
1 зона – «Кухонная» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электроплита. По правилам техники безопасности плита и мойка разделены небольшой тумбой, в которой хранится посуда. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.
Перед учащимися специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида ежедневно стоит необходимость решать какие-то задачи. Каждый день они сталкиваемся обстоятельствами, которые испытывают терпение и характер. В этой ситуации очень большое значение имеют социально значимые ценности, которые служат маркерами и позволяют убедиться, что ребята двигаются в правильном направлении. Когда все слова и действия приведены в соответствие с социально- значимыми ценностями, жизнь кажется правильной и содержательной, а учащиеся уверены и довольны собой.
Итак, какие могут быть социально-значимые ценности?
Презентация к уроку социально-бытовой ориентировки «Что такое СБО?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что значит «социальный»? ОБЩЕСТВЕННЫЙ
Что значит «бытовой»? ПОВСЕДНЕВНЫЙ
Что значит «ориентировка»? ПОИСК ПУТИ
социальный бытовой ориентировка общественный повседневный поиск пути
На уроках СБО мы готовимся к самостоятельной жизни.
Соедини стрелочками: социальный бытовой ориентировка поиск пути общественный повседневный
социальный бытовой ориентировка поиск пути общественный повседневный
Выбери верный ответ: 1.Что такое СБО? А. Специи, батон, омлет. Б. Специальный опрос. В. Социально-бытовая ориентировка.
2. Зачем нужен урок СБО? А. Не знаю. Б. Учиться самостоятельной жизни. В. Учиться читать и писать.
3. В кабинете СБО разрешено: А. Включать электрические приборы. Б. Прилежно учиться. В. Рисовать на партах.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-140088
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Виды и структура уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Виды и структура уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Виды и структура уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е. предусматривается планирование различных типов уроков. При этом необходимо учитывать, что в школе для детей с психофизическим недоразвитием часто не представляется возможным выдержать «в чистом виде» тот или иной тип урока.
На одном и том же уроке педагог повторяет пройденное, объясняет новый материал, проверяет выполнение самостоятельной работы, проводит наблюдения, делает вместе с детьми выводы и т.п. Все же необходимо выделить основные типы уроков.
Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания.
Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:
Вводный урок —подготовка обучающихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников опорные знания по изучаемой теме и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;
комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов.
Каждый урок имеет свою структуру, которая определяется соотношением и последовательностью частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.
В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура.
Общими элементами урока являются:
Организация начала урока;
Проверка домашнего задания;
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний;
IV. Постановка цели и задачи урока;
Объяснение нового материала;
VII. Повторение изученного;
VIII. Подведение итогов урока, оценка знаний;
IX. Сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.
Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Организационному моменту на уроке СБО уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. Во время организационного момента, учитывая недостаточную переключаемость детей с интеллектуальной недостаточностью с одного вида деятельности на другой, необходимо снять у них излишнее возбуждение, например, после перемены, уроков физкультуры и переключить их внимание на предстоящий урок.
Проверка домашнего задания (актуализация знаний) — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. На этапе проверки внимание учащихся, прежде всего, сосредоточивается на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Учитель проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.
Если к данному уроку не было домашнего задания, то подготовленная учителем серия вопросов помогает учащимся актуализировать сведения, которые будут использованы в процессе объяснения нового материала. От этой части урока непосредственно зависят познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.
Постановка цели и задач урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования перво¬начального интереса к изучаемому предмету.
Объяснение нового материала (научное изложение содержания учебного материала) — важнейшая часть в структуре урока. Доступная для учащихся с интеллектуальной недостаточностью логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, процесс закрепления), когда материал не понят некоторыми учащимися и требует повторного объяснения на более доступном уровне.
Закрепление — данному этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала. В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе особенно важно осуществлять дифференцированный подход к учащимся, в связи с чем, педагог использует разнообразные формы закрепления изученного материала в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Такими приемами могут быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение нужной формулировки в тексте, ответ на заранее подготовленный и написанный на доске вопрос, работа с дидактическим материалом и т. п.
Повторение изученного — это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Сложность данного этапа урока в специальной школе заключается в том, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их познавательной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой — пользуясь литературой; какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.
Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько возможно, разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картинкам, сюжетные и ролевые игры, демонстрацию видео-сюжетов, слайдов, диапозитивов и т. п.).
Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недооценивать этой части урока. За несколько минут учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.
Знания учащихся специальной школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ специальной школы и психофизические особенности учащихся, для которых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся, принять меры к устранению этих пробелов, предупредить неуспеваемость учащихся.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних, практических работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программ-ному материалу.
Текущие контрольные работы проводятся с целью проверки усвоения изучаемого материала; содержание их определяется учителем.
Итоговые контрольные работы на основе объективных данных показывают уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении, их социально-бытовую ориентировку.
Используя оценку как стимул учебной деятельности, работы некоторых учеников в порядке исключения можно оценивать более высоким баллом.
Сообщение домашнего задания. Учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача данного этапа урока в том, чтобы помочь ученикам перенести полученные на уроке СБО знания и умения в решение задач в естественных бытовых условиях.
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов социализации является социально- психологическая адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Изучение СБО начинается с 5 класса. Классы разделены на 2 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
В Шкуринской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида оборудован кабинет СБО. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства.
В кабинете учебное оборудование располагается по зонам оборудования, которое располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Жилая комната».
I зона – «Учебная». Здесь находятся столы и стулья для практических работ; классная доска, рабочее место учителя.
II зона – «Кухонная» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электроплита. По правилам техники безопасности плита и мойка разделены небольшой тумбой, в которой хранится посуда. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.
III зона –«Жилая комната» оборудована набором современной мебели: диван, телеаппаратуры, шкаф для посуды, ковер. Зона используется при изучении тем, «Приём гостей», «Деловые встречи».
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.
На уроках СБО используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой, А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой, Е.Д. Худенко и др. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д.
Все ученики на время становятся мастерами по ремонту обуви или портными. Учащиеся 7 класса на уроках СБО учатся, как можно оказать помощь воспитателям и учителям в уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры, а затем помогают первоклассникам в одевании на прогулку, проводят с ними игры на динамической паузе. Изучая тему «Жилище», учащиеся в игровой форме в роли работников фирмы «Чистый дом» ухаживают за школьной мебелью, убирают классы, кухню кабинета СБО, чистят раковины в кабинете и т.д.
Лучшим показателем адаптации учащихся учителю служат отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности за то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда. Очень любят дети тему «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, учатся делать заготовки на зиму.
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Зарплаты выпускников специальных коррекционных школ VIII вида всегда низкие, конкурентоспособность на рынке слабая. Поэтому уроки СБО очень необходимы для социально-экономической подготовки выпускников. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» у учащихся постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда. В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихся более чем решение обычных задач на уроках математики. Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. В ходе экскурсии ребенок усваивает учебный материал и сформирует представления об окружающем мире.
Учащиеся Шкуринской школы – интерната в рамках учебных экскурсий посещают различные предприятия: почту, телеграф, различные магазины, рынок. В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий, общаются с бывшими выпускниками школы-интерната, так как многие выпускники нашей школы-интерната работают на данных предприятиях, интересуются о возможности устроиться на работу после окончания учебы.
Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки детей помогает воспитательная работа.
3. Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.