что такое сбербанк экосистема

Экосистема Сбера 2021

После ребрендинга компании и запуска цифровой экосистемы, Сбер предоставил клиентам удобные продукты практически во всех сферах.

Что такое экосистема Сбера

Экосистема Сбера — это спектр услуг (набор сервисов), которые направлены на то, чтобы помочь клиенту сэкономить время и деньги. Данная система разработана специально для человека и как утверждают разработчики, именно клиент является центровой фигурой.

Все началось в сентябре 2020 года. Тогда председатель правления банка Герман Греф сообщил, что СберБанк теперь будет «Сбер» и презентовал новые элементы и возможности банковской системы. Постепенно СберБанк шел к таким изменениям и данная трансформация была вполне ожидаема.

Интересно! Среди всех банков России именно Сбер сделал большой шаг вперед и пока занимает лидирующие позиции в технологическом процессе. За 2020 год банк получил более 100 млн. активных клиентов.

Что входит в экосистему Сбера: основные направления

Чтобы максимально удовлетворить потребности клиента, компания подключила качественные и востребованные сервисы, среди которых:

Сбер сервис очень быстро развивается и новые продукты появляются сразу, как только у человека появляется проблема. То есть компания ставит перед собой цель — максимально помочь клиенту справиться с любой задачей, при этом сохранить деньги и время.

В чем взаимосвязь

Все продукты Сбера связаны между собой. Каждый клиент банка, который имеет личный кабинет в системе и ID-номер, может воспользоваться всеми представленными продуктами. За пользование тем или иным сервисом взимается плата, некоторые программы предусматривают бесплатные ограниченные режимы. В таблице ниже представлены основные направления, разработанные именно Сбером, а не сторонними компаниями и тарифы.

ОпцияЧто получить клиентСтоимость в рублях на год
SberBoxПриставка, которая подключается к телевизору. Пользователь может смотреть фильмы, сериалы, слушать музыку и даже играть в игры.3550
СберЗвукБолее 40 млн песен. Возможность слушать и скачивать музыкуот 1199 до 2028 (зависит от сроков подписки)
SberPayСервис, который помогает совершать бесконтактную оплату. Карты больше можно не носить с собой, ведь достаточно смартфона.Бесплатно
СберКлассВозможность обучаться дистанционно с пользой и в удобное для ученика время.Бесплатно
ДомКликПомощь в покупке и продаже недвижимостиБесплатно
СберМобаилНовый оператор сотовой связи. Пополнять счет здесь можно бонусами «СПАСИБО».от 200

Чтобы экономить время на связи с операторами, если появились какие-то вопросы, то есть один единый номер. Менеджер поможет решить вопрос в любой сфере и подскажет, как необходимо действовать в той или иной ситуации.

Почему «Эко»

Экосистема никак не относится к природе. Здесь связь совершенно другая. Проведена параллель, ведь в жизни каждый человек питается, дышит воздухом, пьет воду, то есть использует природные эко-ресурсы. Такая же ситуация и с продуктами банка, клиент заказывает еду, делает покупки, проводит денежные операции и прочие манипуляции, то есть удовлетворяет свои личные потребности. Экосистема — это совокупность сервисов, которые использует человек.

Партнеры Сбера

Экосистема Сбера включает в себя как сторонние компании, так и продукты банка. Сторонние компании получают большую выгоду, сотрудничая с таким крупным участником рынка, и дело не только в деньгах, а скорее в клиентах, которые регулярно пользуются сервисами.

Примечание! В свою очередь сторонние компании предлагают более выгодные условия клиентам, если они пользуются услугами через Сбер. Например, дают льготный период на оплату товаров.

На данный момент партнеров Сбера можно разделить на категории, а именно:

Среди партнеров Сбера есть такие известные компании, как Lukoil, TEZ TOUR, METRO, МегаФон, OBI, 2ГИС, Rambler, Mail.Ru, Яндекс (Яндекс.Деньги, ЯндексМаркет), HeadHunter.

Интересно, что среди всех банков России, именно Сбер может предоставить возможность воспользоваться услугой «Кибербезопасность». Данный сервис актуален для бизнесменов, которые проводят финансовые операции через банк. Отрасль представлена компанией БИЗон.

Перспективы развития экосистемы

На данном этапе экосистема только набирает обороты и пока компания не собирается останавливаться. За последние три года Сбер стал технологической компанией и вышел в топ-банков в России.

В 2021 году был представлен проект стратегии до 2023 года. Есть три главные цели.

Сама по себе экосистема Сбера не является просто продуктом, это скорее целостная система, в которую входит множество сервисов. С помощью новых технологий Сбер смог разработать максимально удобный сервис, который включает в себя огромный спектр услуг. Понимание клиента и его потребностей — приносит неоспоримый успех компании.

Источник

Цифровая экосистема Сбера

Розничные
витрины

Рост ассортимента

Мы связываем бизнесы с розничными маркетплейсами

Прирост аудитории

Мы продвигаем маркетплейсы для клиентов (ФЛ)

Рост конверсии

Мы продвигаем бизнесы (ЮЛ) через наши маркетплейсы

Выручка

Выручка

*выручка нефинансовых сервисов за 9м 2021 г.

ежегодный темп роста (CAGR) выручки нефинансовых сервисов до 2023 года

Электронная коммерция

игрок на рынке электронной коммерции к 2023 году

500 млрд ₽

подписчиков СберПрайм+ к 2023 году

В центре экосистемы — клиент

Электронная коммерция

Включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы.

Фудтех и Мобильность

Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг.

Развлечения

Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы.

Здоровье

Включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

B2B-сервисы

Нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы.

Ещё в Экосистеме

Включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.

ESG проекты компаний Экосистемы

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Кухня на районе

самостоятельно производит и перерабатывает 95% упаковки. Возвращая Кухне контейнеры, вы защищаете окружающую среду от мусора и делаете пожертвование на охрану снежного барса.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Delivery Club

выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. Ремешки сумок использовались повторно — их изготовили из ремней безопасности, снятых с утилизированных автомобилей.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

СитиМобил

приглашает на работу глухонемых водителей. При заказе такси вам придёт уведомление о том, что общаться с водителем можно только в чате.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

помогает отслеживать незаконные свалки. Технологии сервиса передают в Росприроднадзор данные о площади свалок, дорогах, идущих к ним, ближайших стройках и производствах.

Источник

Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы

Что такое бизнес-экосистема

Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.

Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.

Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.

Какие элементы входят в бизнес-экосистему

Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.

Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.

Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.

Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.

Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.

Из чего состоит экосистема Сбербанка

Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой

Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).

Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.

Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.

Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.

Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.

Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.

Что получают бизнес и потребители

Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.

Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.

Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.

Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.

Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.

Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.

что такое сбербанк экосистема. Смотреть фото что такое сбербанк экосистема. Смотреть картинку что такое сбербанк экосистема. Картинка про что такое сбербанк экосистема. Фото что такое сбербанк экосистема

Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.

Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.

Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.

Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.

Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.

Что ждет рынок и пользователей

В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.

Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.

По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.

Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.

Для пользователей тоже многое изменится.

Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.

Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.

Источник

Сбер: банк, строящий экосистему

Сбер (MCX, LSE: SBER) — компания, к которой много раз можно применить слово «самый»: самый крупный банк России, самая дорогая по капитализации компания, самая ликвидная акция на российском фондовом рынке, самый дорогой российский бренд.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор Сбера предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

О компании

Сбер — системно значимый российский банк, крупнейший по размеру активов и множеству других показателей. Банк был основан еще в Российской империи в 1841 году, существовал в СССР в виде сети сберегательных касс. Сейчас это универсальный банк, работающий в России и имеющий дочерние банки, представительства и филиалы в 18 странах мира: Беларуси, Казахстане, Украине, Сербии, Китае, Индии и других.

У Сбера более 98 миллионов физических и 2,7 миллиона юридических клиентов. Сеть отделений состоит из более чем 14 тысяч, расположенных в 83 субъектах России. Бизнес банка состоит из розничного, корпоративного и нефинансового.

Розничный бизнес. Банк предоставляет полный спектр услуг: вклады, кредиты, счета, банковские карты, страховые продукты, негосударственный пенсионный фонд и многое другое. По итогам 2020 года доля банка на рынке потребительского кредитования — 42%, ипотеки — 54%, средств физических лиц — 45%. Сбер занимает первое место на рынках страхования имущества, жизни, обязательного пенсионного страхования и по размеру активов под управлением. Успехи этого сегмента видны по тому, что объем средств и кредитов физических лиц в последние годы уверенно рос. При этом в структуре кредитов более половины — это ипотека.

Как победить выгорание

Нефинансовый бизнес. Здесь объединены более 50 компаний из самых различных сфер: электронной коммерции, доставки еды, такси, развлечений и многих других. Можно сказать, что для банка это венчурные инвестиции, которые должны стать значительной точкой роста в ближайшем будущем. Подробнее о них поговорим ниже.

Основные показатели крупнейших банков России по состоянию на 1 апреля 2021 года, млрд рублей

АктивыКапиталКредитный портфельВклады физических лиц
Сбер35 183485523 42814 383
ВТБ17 360168610 6964628
«Газпромбанк»763280349611375
«Альфа-банк»495060032261391
«Россельхозбанк»399651028001291
МКБ31752972510468
Банк «Открытие»28453501780871
«Совкомбанк»1609214780459
«Райффайзенбанк»1459192846631
«Росбанк»1433191808286

Крупнейшие по капитализации компании Мосбиржи по состоянию на 15 мая 2021 года, млрд рублей

Сбер6816
«Газпром»5890
«Роснефть»5382
«Норникель»4329
«Новатэк»4170
«Лукойл»3943
«Полюс»1999
«Газпром нефть»1769
«Сургутнефтегаз»1618
НЛМК1607

Лидеры по среднему обороту торгов за последний год на Мосбирже по состоянию на 15 мая 2021 года, млн долларов

Сбер, обыкновенная271,61
«Газпром»176,09
«Норникель»159,22
«Лукойл»130,08
Fix Price124,85
«Яндекс»81,88
«Роснефть»60,00
«Татнефть», обыкновенная49,06
«Полюс»47,91
Polymetal35,30

Объем средств и кредитов физических лиц по годам, млрд рублей

СредстваОбъем кредитов
201713 4205717
201813 4956747
201914 2107857
202016 6419255
2021, 1 квартал16 5089613

Структура выручки по новым бизнес-сегментам за первый квартал 2021 года

Банковский бизнес77,4%
Платежный бизнес12,7%
Управление благосостоянием и брокерские услуги3,4%
Рисковое страхование2,7%
Нефинансовый бизнес3,8%

Источник: презентация для инвесторов, стр. 32PDF, 4,8 МБ

Структура кредитов физическим лицам за первый квартал 2021 года

Ипотечные кредиты56%
Потребительские и прочие кредиты33%
Кредитные карты9%
Автокредиты2%

Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ

Объем средств и кредитов юридических лиц по годам, млрд рублей

СредстваОбъем кредитов
2017639414 175
2018740213 650
2019736512 939
2020912514 630
2021, 1 квартал10 49014 692

Структура кредитов юридическим лицам за первый квартал 2021 года

Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ

Структура кредитов по отраслям за первый квартал 2021 года

Физические лица37,9%
Операции с недвижимостью9,1%
Нефтегазовая отрасль9,1%
Металлургия7,6%
Торговля5,4%
Пищевая промышленность и сельское хозяйство5,3%
Транспорт и логистика4,1%
Строительство3,2%
Энергетика3,1%
Телекоммуникации2,9%
Химическая промышленность2,7%
Машиностроение2,5%
Прочие7,1%

Источник: презентация для инвесторов, стр. 28PDF, 4,8 МБ

Построение экосистемы

Со временем Сбер решил, что ему тесно в банковской сфере, и начал активно вкладываться в нефинансовые сервисы, делая это широким фронтом: сначала было создано совместное предприятие с «Яндексом», в рамках которого на основе «Яндекс-маркета» и инвестиций Сбера компании развивали электронную коммерцию, но в 2020 году оно распалось, при этом по соглашению сторон «Яндекс-маркет» был выкуплен «Яндексом», а «Яндекс-деньги» — Сбером.

После разрыва с «Яндексом» активность Сбера не остановилась: также были куплены значительные доли в «Союзмультфильме», «Звуке», Muzlab, «Еаптеке», Goods.ru, «Эвоторе», InSales, «Просвещении», был консолидирован Rambler Group, а совместное предприятие с «Мэйл-ру» купило крупные доли в «Самокате» и «Кухне на районе». Еще Сбер решил войти в игровую индустрию, создав подразделение «Сбер игры».

На конференции в сентябре Сбер окончательно объявил о трансформации: убрал слово «банк» из названия, сменил логотип, представил несколько новых разработок — голосовых ассистентов, мультимедийную тв-приставку, умный экран, сервисы «Сберзвук», «Сбердиск», «Сберкласс», «Сберпэй», а также семейство подписок «Сберпрайм».

А в ноябре была представлена стратегия развития до 2023 года — и в ней значительное место уделено как раз развитию экосистемы. В планах компании — войти в тройку лидеров на рынке электронной коммерции с оборотом около 500 миллиардов рублей, увеличить количество подписчиков «Сберпрайм» до 10 миллионов человек, повысить долю выручки от нефинансовых сервисов до 5% с перспективой выйти на показатель в 30% к 2030 году. Достичь этого предполагается за счет ежегодного удвоения выручки от нефинансовых сервисов.

Финансовые показатели

Чистый процентный доход и чистый комиссионный доход стабильно растут год от года, при этом чистый процентный доход значительно выше: это значит, что банк в основном зарабатывает на процентах по кредитам и долговым ценным бумагам.

Капитал и активы банка также показывают положительную динамику. В структуре активов доминируют кредиты клиентам, немалую роль занимают ценные бумаги. В структуре фондирования банка половину занимают средства физических, еще треть — средства юридических лиц.

Сбер хорошо контролирует качество кредитного портфеля: доля просроченных кредитов стабильна, а стоимость риска, несколько увеличившаяся в кризисном 2020 году, показала рекордно низкие значения за первый квартал 2021 года.

Банк успешно выполняет нормативы ликвидности, хоть их значения и ухудшились начиная с 2020 года. Достаточность капитала на приличном уровне и показывает положительную динамику.

Чистый процентный доход, чистый комиссионный доход и чистая прибыль компании, млрд рублей

Чистый процентный доходЧистый комиссионный доходЧистая прибыль
20171349394749
20181397445832
20191416498845
20201608553761
2021, 1 кв.422134305

Капитал и активы, млрд рублей

КапиталАктивы
2017343627 112
2018385631 197
2019447829 958
2020500936 016
2021, 1 кв.526137 500

Структура активов за первый квартал 2021 года

Кредиты клиентам64%
Ценные бумаги18%
Денежные средства и эквиваленты7%
Прочие активы11%

Структура фондирования за первый квартал 2021 года

Средства физических лиц51%
Средства юридических лиц33%
Средства банков5%
Субординированный долг2%
Прочие обязательства9%

Источник: презентация для инвесторов, стр. 5, 6PDF, 4,8 МБ

Неработающие кредиты и стоимость риска

Доля просроченных кредитов, NPLОтношение резервов для кредитов к общему объему кредитного портфеля, COR
20174,5%1,49%
20183,8%1,15%
20194,3%1,10%
20204,3%1,80%
2021, 1 кв.4,3%0,41%

Нормативы ликвидности ЦБ

Н2 — норматив мгновенной ликвидности (минимум — 15)Н3 — норматив текущей ликвидности (минимум — 50)Н4 — норматив долгосрочной ликвидности (максимум — 120)
2017162%265%58%
2018186%233%64%
2019163%230%57%
202098%128%65%
2021, 1 кв.93%130%65%

Коэффициенты достаточности капитала по стандартам «Базель 3» и «Базель 3,5»

Коэффициент достаточности общего капиталаКоэффициент достаточности капитала первого уровня
201712,8%11,2%
201812,4%11,8%
201913,6%13,4%
202014,7%14,3%
2021, 1 кв.15,3%14,7%

Акционерный капитал

Акционерный капитал состоит из примерно 21,5 миллиарда обыкновенных и миллиарда привилегированных акций. В 2020 году у Сбера сменился контролирующий акционер: вместо Банка России им стало Министерство финансов. Но в общих чертах ничего не изменилось: контрольный пакет акций как был, так и находится у государства. Еще стоит отметить значительную суммарную долю юридических лиц — нерезидентов в капитале компании.

Структура акционерного капитала

Россия в лице Министерства финансов50% + 1 акция
Юридические лица — нерезиденты44,37%
Юридические лица — резиденты1,92%
Частные инвесторы3,71%

Почему акции могут вырасти

Огромный и растущий бизнес. Сбер — это огромная компания, флагман не только банковского сектора, но и ведущая компания всей российской экономики. И при этом бизнес Сбера постоянно и уверенно растет. В прошлые годы этому помогала хорошая конъюнктура: сначала — консолидация банковского сектора, затем — значительное увеличение кредитования, особенно ипотечного, как за счет общего снижения ставок в экономике, так и за счет программы льготной ипотеки.

Но Сбер нашел новую точку роста — построение экосистемы. Оно в основном делается за счет покупки и дальнейшего развития большого количества предприятий в разных сферах: от доставки еды и продуктов до медиаактивов. Конечно, конкуренция во всех этих сферах огромна, но вполне вероятно, что у Сбера получится занять там достойное место, так как для этого у него есть многое: практически стомиллионная база клиентов и огромные финансовые возможности.

Привлекательные мультипликаторы. У Сбера вполне привлекательные мультипликаторы как в динамике по годам, так и в сравнении с конкурентами. И это даже несмотря на то, что сейчас как обыкновенные, так и привилегированные акции компании вблизи исторических максимумов.

У Сбера очень приличная маржинальность: это видно как по ROE, так и по чистой процентной марже — по этим показателям из конкурентов лучше только TCS Group. По мультипликатору P / E банк также стоит вполне скромно: дешевле стоит только МКБ, и это при том, что Сбер — явный лидер отрасли.

Еще стоит отметить, что если у компании будут большие экосистемные успехи, особенно в сервисах, связанных с ИТ и цифровизацией, то это может вызвать переоценку акций банка в сторону более высоких, свойственных технологической сфере мультипликаторов.

Дивиденды. Сбер платит очень приличные дивиденды. Текущая дивидендная политика Сбера, принятая в 2020 году на ближайшие три года, подразумевает выплату 50% чистой прибыли по МСФО с учетом небольших корректировок и при условии соблюдения всех необходимых нормативов по достаточности капитала. В последние годы банк очень существенно увеличил дивиденды как за счет роста чистой прибыли, так и за счет увеличения доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. На нашем рынке их очень любят, так что очень приличная для такой крупной компании дивидендная доходность — хороший драйвер роста котировок.

Почему акции могут упасть

Общеэкономические риски. Как было показано выше, несмотря на весь хайп про экосистемность, Сбер находится только в начале этого пути, а сейчас это банк, при этом крупнейший в стране. Он выдает кредиты, в том числе ипотечные, огромному количеству физических лиц, кредитует огромное количество предприятий. А доходы населения в последнее время падают, одновременно растет инфляция. Если эти процессы вызовут массовые неплатежи по кредитам, это может отрицательно сказаться на финансовых показателях банка и, как следствие, на дивидендах, что вместе может повлечь падение котировок акций компании.

Проблема прокси на российский рынок. Обыкновенные акции Сбера, будучи самой ликвидной и имеющей один из самых больших весов в основных фондовых индексах российского рынка — Московской биржи, РТС и MSCI Russia — голубой фишкой, могут пострадать от распродажи, даже если с самой компанией все будет хорошо, но по каким-либо причинам инвесторы решат, что стоит избавляться от российских активов. Это может быть как напрямую, ведь доля юридических лиц — нерезидентов в капитале велика, так и через ETF на российские индексы. Такое уже бывало: например, 9 апреля 2018 года, когда были введены санкции на «Русал», акции Сбера упали на 17%.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *