что такое сайва леса
САЙВА
Смотреть что такое «САЙВА» в других словарях:
Сайва — вост. сиб. срубец на столбах в лесу, в котором кочевники хранят съестные и другие запасы. Связать? … Википедия
Болото Сайва (национальный парк) — Национальный парк Болото Сайва Saiwa Swamp National Park Категория МСОП II (Национальный парк) Координаты: Координаты … Википедия
Шри-Ланки музыка — Муз. культура Шри Ланки имеет древние традиции. Подъём нац. культуры наблюдался в 15 в., когда на территории острова образовалось 3 крупных гос ва: сингальские Котте (на западе и юго западе), Канди (в центр. областях), тамильское Джафна… … Музыкальная энциклопедия
САЙБА — жен., камч. амбаришка на столбах, вдали от жилья, для храненья провесной и мороженой рыбы. Сайва (то же слово) церк. амбарик, житница на столбах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Масаи-Мара — Maasai Mara National Reserve … Википедия
Гора Кения (национальный парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гора Кения. Национальный парк и лесной резерват на горе Кения* Mount Kenya National Park/Natural Forest** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
Амбосели (национальный парк) — Национальный парк Амбосели Amboseli National Park … Википедия
Ворота Ада (национальный парк) — Национальный парк Ворота Ада Hell s Gate National Park Панорама парка … Википедия
Восточный Цаво (национальный парк) — Национальный парк «Восточный Цаво» Tsavo East National Park … Википедия
Что такое сайва в трудно быть богом
САЙВА вост. сиб. срубец на столбах в лесу, в котором кочевники хранят съест. и др. запасы.
Статьи и публикации
вост., сиб. срубец на столбах в лесу, в котором кочевники хранят съест. ·и·др. запасы. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866.
САЙВА. вост. сиб. срубец на столбах в лесу, в котором кочевники хранят съест. и др. запасы. Вы можете поставить ссылку на это слово:.
Снова о загадках книги «Трудно быть богом».
1. «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге…»
2. «Был это, ясно, сам святой Мика еще до приобщения к вере, многоженец, пьяница и сквернослов.»
Румата, как продукт научно-технического общества, видит в вышеприведённых образцах мышления арканарских крестьян всего лишь темноту, примитивность и невежество. Ему намного ближе простой, как двуручный меч, барон Пампа или же строгий логик, учёный Будах. Окружающие его аристократы примитивны, но вполне понятны. Как и монахи-бюрократы. Хотя последнее уже должно было бы насторожить любого настоящего историка: бюрократический стиль мышления с его приоритетом писаных инструкций над реальностью на самом деле является продуктом высокоразвитого общества. В реальной Европе он получил распространение лишь в XIX веке.
Чёрные боевые монахи в представлении современных киношников. Чёрные боевые монахи в представлении современных киношников.
Вернёмся к парадоксам святого Мики из вышеприведённых цитат. Согласно первой, Мика мог умереть и оставить после себя могилу неоднократно — аж до семи раз (как тут не вспомнить крестражи Волдеморта, которых было столько же), и это только на одной дороге. По второй цитате, Мика мог являться не только в виде святого облика, но и в более раннем варианте своей личности. Между тем, обе эти идеи крайне нетривиальны и чтобы их воспринять (не говоря уже о том, чтобы до такого додуматься) требуется не просто высокоабстрактное, но ещё и парадоксальное мышления. Практически, постижение дзена.
Однако в книге эти две идеи принадлежат явно не церковникам, а обычным крестьянам, мышлению которых в реальности свойственна предельная конкретность. Кстати, выходцами из простонародья явно являются такие гениальные арканарские самоучки, как тот самый отец Кабани, которого видели в Пьяной Берлоге, Вага Колесо и пресловутый дон Рэба. Последний, будучи агентом Святого Ордена, разумеется, получил соответствующее образование. Но ведь и природные задатки у него заведомо имелись.
Кстати о Святом Ордене. Он показан как организация, в которую набирают не просто выходцев из низов, но в том числе всяких калек с убогими. Причём не просто кормят их из милости, но относятся к ним так же, как к обычным людям. А вот представителей аристократии среди орденских мы не видим, что крайне странно. В реальной средневековой Европе церковные ордена были в первую очередь аристократическими организациями. Да и церковная иерархия в целом наполнялась выходцами из дворянских семей. Епископом обычно становился какой-нибудь второй сын графа или даже герцога. А вот в якобы феодальном Арканаре ничего подобного нет, церковь там совершенно обособленная структура, и её элита состоит из талантливых выходцев из низов.
То, что реальности Арканара не соответствуют земному Средневековью, что западному, что восточному, отмечалось критиками неоднократно. И очень странно, что историки-наблюдатели с Земли, которые занимаются изучением этого мира уже не один десяток лет, этого почему-то не замечали. По тексту книги, они упорно сводят всё, ими увиденное, к некоей «Базисной теории феодализма». Хотя даже далеко не гениальный Антон-Румата, поварившись в местных реалиях, если не мозгами осознал, то шкурой почуял неладное. Но сформулировать, в чём оно заключается, и донести своё мнение до коллег, не сумел.
Подводя итог вышесказанному. Феодальная «надстройка» арканарского общества мало чем отличается от земного Средневековья. А вот местный крестьянский «базис», и опирающиеся на него религиозные структуры — крайне нетривиальны и прямых земных аналогов не имеют. Нечто общее можно найти разве что на Дальнем Востоке с его дзен-буддизмом и боевыми монахами. Но и эта аналогия будет неполной, поскольку китайские и японские чиновники во-первых думали иначе, чем европейские (а в книге менталитет арканарского чиновничества показан вполне европейским), а во-вторых были вполне светской структурой, жестко завязанной на государство, а не на религию.
Поэтому загадку Арканара приходится признать далёкой от разрешения. Мы по-прежнему не знаем, почему местные крестьяне владеют настолько сложным стилем мышления. Откуда взялась уникальная местная культура. Как развивалась местная церковь, почему она настолько нетипична и почему действует методами, освоенными земными спецслужбами не раньше середины XX века. К сожалению, земных исследователей в книге все эти интереснейшие вопросы совершенно не интересовали, что также вызывает вопросы — как вообще могли профессиональные историки не заметить всех вышеприведённых крайне странных фактов?
Морфология
Трудно ли быть богом? Немного философии от Стругацких.
И от этого контраста действительно становится дурно. Мы можем спросить себя: «А кем были бы мы в этой истории?». И почему-то мне не кажется, что мы бы стали плечом к плечу к богоподобным.
«Трудно быть богом»: история заговора против короля
» Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями…
Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый. Потом тогдашний первый министр был вдруг арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса, ничего не понимающих сановников, и словно на их трупах вырос исполинским бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто. Он ниоткуда. Это не могучий ум при слабом государе, каких знала история, не великий и страшный человек, отдающий всю жизнь идее борьбы за объединение страны во имя автократии. Это не златолюбец-временщик, думающий лишь о золоте и бабах, убивающий направо и налево ради власти и властвующий, чтобы убивать. Шепотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба – совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш… «
Не проверил. Как не обратил внимания и на другие тревожные моменты. К примеру, на трактат прокуратора Патриотической школы, созданной попечением дона Рэбы еще за 2 года до начала действия повести, создать в Арканаре государство наподобие Области Святого Ордена.
Или вот размышления Антона о Будахе:
» Высокоученый доктор Будах. Коренной ируканец, великий медик, которому герцог Ируканский чуть было не пожаловал дворянство, но раздумал и решил посадить в башню. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению . Автор широко известного трактата «О травах и иных злаках, таинственно могущих служить причиною скорби, радости и успокоения, а равно о слюне и соках гадов, пауков и голого вепря Ы, таковыми же и многими другими свойствами обладающих». Человек, несомненно, замечательный и настоящий интеллигент, убежденный гуманист и бессребреник: все имущество – мешок с книгами. Так кому же ты мог понадобиться, доктор Будах, в сумеречной невежественной стране, погрязшей в кровавой трясине заговоров и корыстолюбия? «
Держу пари, что для Антона в характеристике Будаха ключевым словом было слово «медик». А вот должно было стать слово «яд».
Задал ли этот вопрос Антон? Нет. Ему это даже в голову не пришло. Человек, пришедший в Аранар из доброго и светлого мира, оказался не способен заподозрить преступление. Обычное зверство средневекового мира было более или менее понятно, хоть и отвратительно, но вот заговор.
Наверное, это один из самых ярких примеров того, насколько наблюдатели далеки от реалий средневекового мира, насколько им трудно его понять. Но причина заключается не только в том, что они пришли из мира светлого и доброго. Вопрос еще в несоответствии скорости мышления наблюдателей по отношении к скорости изменения окружающей реальности.
Как уверял дон Кондор, единица времени у историков не секунда, а век. И, действительно, в обычных исследованиях историку некуда торопиться, все уже произошло и можно неспешно пытаться понять, что именно случилось. Вот только для наблюдателя нужны умения прямо противоположные. В результате люди, профессиональные навыки которых направлены на неспешное и въедливое исследование, сбор полного спектра источников, должны мыслить и действовать очень быстро при постоянном дефиците времени и информации.
Не получается? А вы как думали! Это и у политиков-то не всегда получается, так что же говорить о людях, у которых такой подготовки просто нет?
Можно приучиться есть из тарелки, вылизанной собаками. Не отворачиваться, когда рядом бьют, пытают и убивают. Но вот научиться быстро думать гораздо трудней. И еще трудней научиться мыслить подло.
Ни Румата за свои пять лет в Арканаре, ни дон Кондор за пятнадцать лет в Соане так и не набрались опыта, чтобы просчитать дона Рэбу. А ведь в повести показан вовсе не мелкий авантюрист и дурак, а умный и страшный человек, который давно и последовательно готовил захват королевства (и вспомните, как просто и быстро он получил от Будаха яд). К тому же мелкий дурак и политический хулиган, как назвал его Румата, который запутался в интригах и бросился спасаться к Ордену, не получил бы от Ордена титул боевого магистра, т.е. главы Арканарской области.
Румата опять ошибся. Даже беседа с Рэбой после ареста, более всего напоминающая избиение младенца (при этом младенцем выступал Румата), не изменила его мнения. Зато тот факт, что именно Рэба подготовил всю операцию по захвату Арканара, и именно он был реальным боевым магистром Ордена, а вовсе не мелким жуликом, должен внушать читателям определенный оптимизм, т.к. опровергал слова Антона: » Через полгода его зарежут, а Орден останется «.
И дело даже не в том, что Рэба погиб через день, а в том, что не будучи жуликом и дураком, он и правда имел немалое влияние и власть в Ордене. Его гибель должна была нанести Ордену серьезный урон и существенно понизить шансы удержаться. Совершенно случайно, но Антон смог поразить спрута если и не в сердце, то куда-то близко.
Болото Сайва (Saiwa Swamp) — самый маленький национальный парк в Кении
Кения — это не только всем известные Масаи Мара, Амбосели и озеро Накуру. Нацпарков там огромное количество. И нам, как натуралистам, было очень интересно посетить лесные парки Какамага и болото Сайва. Ведь это осколки легендарных конголезских лесов, практически таких же пышных и богатых живностью, как и экваториальные леса Малайзии и Индонезии.
Болото Сайва
Болото Сайва (Saiwa Swamp) – самый маленький национальный парк в Кении, его площадь всего 3 километра. Он протянулся тонкой полоской вдоль заболоченной реки. А со всех сторон сельскохозяйственные угодья. Животные зажаты со всех сторон — ситуация напоминает реку Кинабатанган на Борнео, только в Сайва всё куда более катастрофично…
Популяции получаются слишком маленькими и не жизнеустойчивыми — когда-нибудь дрейф генов и накопившиеся мутации сделают своё чёрное дело…
Парк существует с 1974 года и постепенно приходит упадок: посетителей нет, инфраструктура ветшает и не обновляется. В период дождей (май-июль) река выходит из берегов и затопляет многие тропинки в парке, поэтому там сделаны мостики.
Но и мостики тоже топит. К тому же сами мостики часто в аварийном состоянии.
Да, в этом парке нам было весело — есть что вспомнить! Так уж получилось, что посещали мы Кению в самый разгар дождливого сезона. На дворе стоял конец июня 2019 года, поэтому чаще всего на тропе было мокро.
Иногда грязно и очень грязно. Да, это тропа, если кто не понял.
Но и сухие участки в парке тоже были и сильно нас радовали!
Вообще, не смотря на свою малюсенькую территорию, биотопы парка довольно разнообразны: есть там и участки хорошего экваториального леса с большими деревьями, и кусты, и болото, и речка…
Тропа обходит парк по периметру с обеих берегов речки. На тропе есть несколько обзорных башен с видом на болото.
Дело хорошее, но дистанция до животных получается слишком внушительная. Даже с биноклем совсем не айс.
Видели выдр, но снять с такого расстояния не реально ни с какой оптикой.
Поэтому все животные были найдены и сняты с подхода, с тропы.
Болото Сайва знаменито тем, что это чуть ли не единственное место в Кении где можно увидеть полуводную антилопу ситатунга (Tragelaphus spekii). Это средних размеров антилопа, до 110 см в холке и 120 кг весом. Эта антилопа всегда держится возле воды, по заболоченным берегам рек и озёр, уверенно ходит по топям, благодаря удлинённым и расставленным в стороны копытам. Живёт в самых густых зарослях тростника и папируса, где вода примерно полметра глубиной. Там она питается водяными растениями и молодыми ростками тростника. Живут эти антилопы по одиночки и очень осторожны.
Видели мы ситатунгу два или три раза, но получилось сделать только одно фото. Из зарослей она не выходит. Для хороших фотографий нужно сидеть в засидке и караулить часами. Так что Бог с ней, с этой ситатунгой — антилопа не редкая, за пределами Кении её увидеть гораздо проще, ареал довольно широк и охватывает многие страны Центральной и Южной Африки.
Вторая звездочка болота Сайва — мартышка Бразза (Cercopithecus neglectus), названная в честь того самого французского чувака, что путешествовал по бассейну реки Конго и основал Браззавиль.
Очень красивая мартыха! Самцы достигают 7 кг веса, тогда как самки всего 4.
Мы видели несколько групп мартышек Бразза. Держались они скрытно и осторожно.
В Кении этот вид можно ещё увидеть в волшебном лесу Какамега. А так они водятся по всей западной части экваториальной Африки. Любят леса возле речек и обычно не удаляются дальше чем на 1 километр от воды.
Так же в парке были замечены павианы анубисы и колобусы.
По птицам в парке хорошо. Но для полноценного наслаждения бёрдвочингом нужно провести в парке пару-тройку дней.
Синеголовый кукаль (Centropus monachus) – крупная кукушка до полуметра длиной.
Её основной ареал — Западная Африка, Уганда и Эфиопия, в Кению заходит только в пограничные с Угандой территории.
Серогрудый змееяд (Circaetus cinerascens) встретился сильно вдалеке.
Это не крупный орёл, до 115 см в размахе крыльев. Он любит как раз заболоченные территории вдоль рек, где охотится на змей и других рептилий.
Гологлазый турако (Musophaga rossae) – довольно крупная птица до 55 см длиной.
Турако — это интересный отряд пернатых, близкий кукушкам и курам. Их птенцы, так же как и птенцы гоацинов, имеют коготь на крыльях, с помощью которого цепляются за ветки. Турако — древесные птицы, которые почти всю жизнь проводят в кронах, очень ловко перемещаясь даже среди тонких веточек, не смотря свои не маленькие габариты. Питаются преимущественно фруктами. Турако сложно найти в кронах высоких деревьев, лишь громкие крики этих птиц помогают определить их дислокацию.
Возле затопленных тропинок было много жаб Sclerophrys.
Повышенная влажность сказалась на обилии грибов.
Встретили весьма причудливые формы.
Сбылась ещё одна мечта моего попутчика Сергея Степанова — мы увидели гриб звездовик (Geastrum).
По насекомым болото Сайва тоже обещает быть интересным.
Встретили довольно крупного краснокрыла (Lycidae).
Златку средних размеров (Buprestidae).
По сухим участкам леса кочевали бродячие муравьи (Dorylinae).
Очень агрессивные муравьи, типа огненных в ЮВА.
Хорошо хоть только кусаются, а не жалят. Бродячие муравьи не строят гнездо, а устраивают временный бивуак из переплетения своих тел. Таким лагерем они стоят несколько дней или недель, а затем несколько дней кочуют. У солдат очень мощные жвалы, которыми они разделывают свою добычу: насекомых, мелких ящериц, лягушек и мышей.
Термиты тоже очень обычны в тропиках — их гнёзда тут и там.
Интересная маленькая улиточка с волосатой раковиной.
В общем, болото Сайва весьма любопытное место для натуралиста, а вот люди с общими интересами, скорей всего, не поймут его фишки. Ведь здесь нет львов, носорогов и прочего крупняка. Натуралистам же я советую не пожалеть денег и остановиться внутри парка в Sitatunga Treetop House на пару ночей. Тогда у вас будет возможность походить самостоятельно по конголезскому лесу ночью с фонариком. Это очень редкая опция, доступная разве что ещё в лесу Какамега.
Информация для посещения
Сезон: круглый год, но лучше избегать самых дождей в мае-августе.
Входной билет: 22 доллара с взрослого и 13 долларов с ребёнка.
Рабочие часы: с 6 утра до 6 вечера.
Инфраструктура: кемпинг, коттедж на дереве, тропинки, смотровые башни
Местный гид Maurice: 3000 шиллингов с группы за день работы.
Как добраться
Прежде всего нужно добраться до Найроби.
Затем поменять аэропорт и перелететь в Китале (60 долларов и 50 минут полёта). Или ехать на автобусе, который идёт 8 часов и стоит 1000 шиллингов (самый цивильный Easy Coach, на который можно купить билеты в Интернете — 1400 шиллингов) и затем на матату в направлении Капенгурия до поворота на Saiwa Swamp, ещё 100 шиллингов. От поворота до ворот нацпарка ещё 5 км и их можно преодолеть на бода-бода за 100-150 шиллингов.
Добирание от Barnley’s Guest House расписано здесь. Мы ехали на бода-бода туда и обратно, которых организовал наш локал гид Морис. Стоило это, по-моему, 500 или 700 шиллингов с человека туда и обратно.
Где жить и питаться
Лучше всего жить внутри нацпарка — так будет возможность ходить по территории ночью. Кемпинг стоит 20 долларов с палатки.
Но там могут разбойничать павианы анубисы, поэтому лучше заселиться в Sitatunga Treetop House. Это домик на дереве, где могут разместиться трое человек. Стоит 50 долларов за ночь. Есть электричество и кровати с москиткой, а готовить можно в кемпинге по соседству. Эти два варианта лучше бронировать заранее через сайт нацпарков Кении, чтоб их подготовили к вашему прибытию.
Ещё очень хороший вариант Barnley’s Guest House в 11 километрах севернее. Я даже написал про это место отдельную статью.
Ну и любителям комфорта рекомендую остановиться в самом городе Китале — там есть несколько хороших отелей.
Сайва
Сайва
САЙВА вост. сиб. срубец на столбах в лесу, в котором кочевники хранят съестные и другие запасы.
Смотреть что такое «Сайва» в других словарях:
САЙВА — вост., сиб. срубец на столбах в лесу, в котором кочевники хранят съест. ·и·др. запасы. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Болото Сайва (национальный парк) — Национальный парк Болото Сайва Saiwa Swamp National Park Категория МСОП II (Национальный парк) Координаты: Координаты … Википедия
Шри-Ланки музыка — Муз. культура Шри Ланки имеет древние традиции. Подъём нац. культуры наблюдался в 15 в., когда на территории острова образовалось 3 крупных гос ва: сингальские Котте (на западе и юго западе), Канди (в центр. областях), тамильское Джафна… … Музыкальная энциклопедия
САЙБА — жен., камч. амбаришка на столбах, вдали от жилья, для храненья провесной и мороженой рыбы. Сайва (то же слово) церк. амбарик, житница на столбах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Масаи-Мара — Maasai Mara National Reserve … Википедия
Гора Кения (национальный парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гора Кения. Национальный парк и лесной резерват на горе Кения* Mount Kenya National Park/Natural Forest** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
Амбосели (национальный парк) — Национальный парк Амбосели Amboseli National Park … Википедия
Ворота Ада (национальный парк) — Национальный парк Ворота Ада Hell s Gate National Park Панорама парка … Википедия
Восточный Цаво (национальный парк) — Национальный парк «Восточный Цаво» Tsavo East National Park … Википедия