что такое сайдчейн компрессия
Сайдчейн
Содержание
Устройство [ править ]
Сайдчейн широко применяется в устройствах динамической обработки сигнала: компрессорах, экспандерах, гейтах.
Хотя под сайдченом понимается любое управление параметром с помощью боковой цепи, в настоящее время термин сайдчейн используется для обозначения сайдчейн компрессии.
Сайдчейн компрессия [ править ]
Сайдчейн может использоваться для управления уровнем сигнала таким образом, что, когда внешний сигнал усиливается, компрессор также сильнее начинает сжимать сигнал, проходящий через него, уменьшая его громкость. Это очень часто используется диджеями для автоматического подавления громкости музыки при разговоре. Сигнал с микрофона диджея направляется на боковую цепь (сайдчейн) компрессора, чтобы всякий раз, когда диджей начинает говорить, компрессор снижал громкость музыки, проходящей через него. В данном случае голос диджея будет управляющим сигналом.
Стерео компрессоры без sidechain входа могут быть использованы в качестве моно компрессора с sidechain входом. Управляющий сигнал, или sidechain сигнал, подаётся на левый вход стерео-компрессора, а сигнал, который должен быть сжат, проходит через правый канал. Этот метод не следует путать с параллельной компрессией.
Использование [ править ]
Кроме вышеописанного использования диджеями, сайдчейн компрессоры также очень часто используют для решения конфликтов, особенно в низкочастотном спектре. Как правило, управляющим сигналом является бочка, а обрабатываемым (подавляемым) — бас. В момент звучания бочки звук баса приглушается, тем самым бас не мешает бочке. Следовательно, бочка звучит чётче. Таким образом, получается своеобразный качающий (pumping) эффект, пример которого можно услышать в композициях Benny Benassi.
Боковая цепь эквалайзера может быть использована для уменьшения в определенном частотном диапазоне уровня сигнала, который является слишком громким: такой эквалайзер может выступать в качестве деэссера, сокращая уровень вокального шипения в диапазоне 6-9 кГц. Деэссер помогает снизить уровень высоких частот речи, которые, как правило, нежелательны (например, на грампластинках и FM радио).
Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 1.
Сайдчейн сегодня широко применяется при сведении во многих популярных музыкальных жанрах. Этот способ управления сигналом можно встретить в большинстве устройств динамической обработки звука, о которых мы говорили в предыдущих статьях. Рассмотрим его подробнее и определим для чего сайдчейн может пригодиться при сведении в проекте.
Сайдчейн (Side-chain)
Сайдчейн — переводиться как боковая цепь (часто ещё говорят «боковой канал»). На этот канал подаётся основной сигнал, который управляет необходимым параметром в применяемом устройстве. Этот сигнал называют управляющим.
Схема устройства (в данном примере управляющим сигналом является бочка — kick, а изменяемый параметр — порог срабатывания (Threshold):
Применение Сайдчейн
Этот способ управления компрессором с помощью бокового канала стал называться сайдчейн компрессией .
Кроме вышеперечисленного примера сайдчейн компрессия очень часто применяется на излюбленных инструментах современной коммерческой музыки: бочка (kick) и бас (bass). Такая компрессия позволяет решить конфликты в низкочастотном спектре и проблему разборчивости этих инструментов.
Обычно управляющим сигналом является бочка, а бас подавляется в момент звучания kick. В итоге бочка звучит чётко, а бас приглушается и не мешает её звучанию. Этот эффект довольно часто применяется в музыке и называется (pumping). Проявляется он как некий качающий музыку эффект.
Например, боковой канал эквалайзера в деэссере позволяет сократить шипение в определённом частотном диапазоне ( подробнее ).
Сайдчейн может применяться и к различным эффектам (реверберации и другим сигналам, основанным на задержке сигнала).
По сути любое воздействие любого управляющего сигнала на различные параметры другого сигнала (или даже этого же сигнала) может называться сайдчейном. Так что дерзайте и включайте воображение и вы обязательно найдете интересные эффекты, которые можно будет применить в своих проектах.
На этом всё. Подписывайтесь на RSS и новости сайта. Отмечайте если вам понравилась статья.
За репост в социальных сетях буду очень вам благодарен.
А в следующей части, мы от теории перейдем к практике и обязательно рассмотрим различные способы применения в проектах сайдчейн компрессии.
Похожие записи
Лучшие переиздания компрессора 1176, клоны и альтернативы
5/5 — (17 голосов) Несколько недель назад мы опубликовали статью о лучших плагинах для эмуляции компрессора 1176, которые передают звук легендарного…
Лучшие плагины для эмуляции компрессора 1176
5/5 — (26 голосов) Компрессор 1176, несомненно, является одним из самых популярных компрессоров всех времен. Он был легендарным благодаря быстрому отклику,…
Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.
5/5 — (11 голосов) Технология Side-chain широко применяется в современной индустрии музыки, поэтому знать основы её реализации просто необходимо. Facebook…
Динамическая обработка звука. Многополосный компрессор. (Multiband compressor).
5/5 — (11 голосов) В современной музыке многополосная компрессия применяется очень часто, особенно в коммерческой музыки и на радио. В…
Динамическая обработка звука. Деэссер (Deesser). Часть 2.
5/5 — (9 голосов) В прошлой статье мы рассмотрели понятие и основные параметры Деэссера (Deesser). В этой мы подробнее остановимся на…
Немного о Sidechain-компрессии в FL Studio с примером
Пост о принципе работы сайдчейн компрессии. В будущем, возможно, буду ссылаться на него.
В комментах будет на архив с проектом. Бонусом закинул набор плагинов Fabfilter.
В примере будет стандартная FL’овская бочка, бас-луп в 1 такт и компрессор. Но для начала.
Я чаще всего использую сайдчейн для контроля уровня баса при ударе бочки, но также можно использовать для контроля любых инструментов. Например, можно распределить приоритет инструментов, уменьшив комплексный пик; сделать потише гитары или часть микса во время пения. Также этот способ незаменим в электронной музыке, т.к. создаёт пампинг, эффект кача и грува. На примере пампинг-эффекта и будет идти речь.
Подключение дорожек к компрессору.
Вешаем бочку и бас на разные каналы в микшер, грузим компрессор на свободный канал, в моём случае это Send 1.
Далее отправляем сайдчейном бочку на канал с компрессором, это наш Управляющий сигнал и звучать на Send 1 он не будет, в отличии от баса, который также отправляем в Send 1, но снимаем с Мастер канала.
Далее открываем наш плагин. Обычный компрессор со стандартными для него регуляторами. Для работы с сайдчейном жмём кнопку Expert. Если всё распределено правильно, то при запуске бочки в соло, звучать будет только Мастер-канал, а на компрессоре будет работать только осциллограф.
Далее идёт работа как с обычным компрессором.
Громкость баса уменьшается на величину, заданную значениями Ratio и Threshold. Ставьте любые значения, посмотрите как работает.
Кнопка Audition позволяет прослушать наш управляющий сигнал. Фильтр чуть выше обрезает сигнал по определённым частотам.
На этом всё. Надеюсь, что донёс принцип работы сайдчейна до тех, кто этого, возможно, не знал.
Лига музыкантов
1.5K поста 4K подписчиков
Правила сообщества
Пользую «родной» Fruity Limiter, его быстрее настраивать.
Спасибо. Было интересно.
«Кровь» из ушей. Звукореж.
С наступающим новым годом товарищи Звукорежиссеры.
Шумим в коммерческой недвижимости, ч.2
Если кратко: я владелец студии звукозаписи/репбазы в коммерческом здании, я такой не один а нас трое на этаже, принадлежащем полностью одному владельцу, этаж над нами принадлежит другому человеку и его арендовали под хостел и пошло-поехало. Разгорается скандал и мы даже получаем угрозы от местного депутата=)) Более подробно ниже)
Проходит где-то недели полторы и вернувшись из полудневной поездки по делам в Москву, я решаю заскочить на студию днем, немножко поиграть на барабанах (не умею, но нравится)).
Буквально через час на этаж приехал представитель В., которому мы передали всю информацию о сложившейся ситуации. В тот же день он позвонил и сказал, что с у В. и Д. давняя вражда, и мы с хостелом находимся в равных правах и мы можем работать как и ранее, а хостел должен сам решать свои проблемы с шумностью, так как в законе ограничений нет.
Получилось длинно, но без картинки было бы скучно, потому прикрепляю старое фото репетиционной комнаты.
Side-chain компрессия
Этап аранжировки
Предположим, вам нравится, как звучит кик сам по себе, но он недостаточно “пробивает” микс. У вас нет запаса громкости, чтобы поднять кик. Если вы его поднимите, придется лимитировать микс так сильно, что он зазвучит ужасно или придется делать тише остальные элементы. Так что делать? Почему кик теряется в миксе, если он звучит нормально сам по себе?
Иногда нужно, чтобы звуки смешивались и играли вместе, но чаще хочется, чтобы отдельные элементы звучали отдельно. Кик определенно пробивается через микс вместо того, чтобы смешиваться с остальными звуками.
Кик занимает много места в частотном спектре:
И это не говоря уже о дисторшене, когда образуются “песочные” гармоники выше каждого из этих регионов. Из этого следует, что кик содержит нужный контент в преобладающей части частотного спектра.
Что с этим делать?
Помните базовые методы борьбы с маскировкой:
Как это сделать?
Сначала повесим компрессор на канал с басом. Затем переключим его в режим sidechain и выберем канал с киком в режиме pre-FX.
Начинайте с короткой атаки (10 ms), короткого релиза (50 ms) и достаточного ratio (5:1). Затем проиграйте часть композиции, где бас и кик играют вместе. Установите threshold так, чтобы получать 6 dB компрессии баса во время удара бочки.
Еще пара слов о сайдчейне
Применяйте легкую компрессию для натурального звучания. Если Sidechain-компрессия тонкая, бочка пробивается без ущерба звучанию баса.
Применяйте и грубую компрессию. Кроме эффекта освобождения бочки, сайдчейн окрашивает микс современным звучанием.
С сайдчейном трек звучит волнующе. Когда вы слышите громкую музыку (концерт или клуб), слух использует природное «лимитирование» для защиты. Это лимитирование срабатывает на громких частях, например на бочке. Sidechain-компрессия воссоздает этот эффект так, что прослушивая тихий микс, вам покажется, что вы слушаете громкую, экспрессивную музыку.
И еще кое-что.
Предположим, у вас играет длинный луп, состоящий из трех простых частей: кик, играющий первым тактом, малый барабан на третьем и синтезаторный бас, играющий длинную, устойчивую ноту во всем лупе. Само по себе это звучит скучно.
Здесь присутствует много вариантов для оживления партии с помощью обычного сайдчейна. Связка баса с бочкой положительно скажется на созвучии баса с малым барабаном. А если связать бас с малым барабаном, получится эффект раскачки барабаном в центре лупа.
Это полезные техники, но они не выходят за рамки банальности. Слушатель интуитивно поймет, как связаны элементы.
В конце настройте компрессор на басе, подав на вход «призрачный» канал, который вы только что сделали. И вот, бас «плавает», отвечая на грув записанной тройки. В лупе появляется неслыханный ранее ритм.
Попробуйте сайдчейн-компрессию в своем следующем миксе и она вам понравится. Задавайте вопросы об этой технике в комментариях и приводите в пример ваши любимые треки с «тяжелой» сайдчейн-компрессией!
Что такое сайдчейн компрессия
Если эта техника вам в новинку, или же вы просто хотите освежить ее в памяти, вот список основных терминов:
Порог (Threshold)
Великий Разделитель — звуки, громче выставленного уровня, становятся тише согласно коэффициенту соотношения (Ratio), а тихие звуки не изменяются.
Коэффициент соотношения (Ratio)
Это то, как сильно компрессор сжимает волну после пересечения порога. Например, при соотношении 2:1 сигнал, пересекающий порог на 2 дБ, будет сжат на 1 дБ; при значении 10:1, тот же самый сигнал сожмется на 1.8 дБ. Лимитер — это тот же компрессор, но с соотношением бесконечность к одному, т.е. при таком соотношении звук никогда не выбьется за пороговое значение.
Режимы Peak/RMS (Пики / Среднеквадратичное значение)
Эти параметры определяют, как компрессор воспринимает громкость сигнала. Режим RMS отражает среднее значение громкости, а режим Peak незамедлительно реагирует на все пиковые значения. Темно-зеленый участок потенциометра в Live 10 показывает пики, а светло-зеленый участок — среднеквадратичное значение.
Колено (Knee)
Отвечает за проявление компрессии. Абсолютное «жесткое» колено использует порог как включатель-выключатель компрессии, а «мягкое» колено размывает компрессию — значит, что сигнал начнет становиться тише еще на подходе к порогу, а не только при полном его пересечении и достижении значений ratio. Выбрав в компрессоре Live 10 вид «transfer curve», вы увидите линию, по форме которой параметр «колено» и получил свое название.