что такое сатья йога
Сатья: яма номер два
В онтологическом смысле правдивость подразумевает нерасторжимое единство бытия и истины: сатья совпадает с высшим началом — душой или Богом, с бесконечным сознанием — джняной и блаженством — анандой.
Слово «сатья» означает истинность во всех ее проявлениях: мыслях, словах и поступках. Более точной формулировкой считается понятие «воздержание от неправды». Правдивость становится естественной в том случае, если преодолевается само желание искажать истину. Сатья не всегда выступает синонимом истины — если правдивая информация способна причинить вред, то ее невозможно считать истиной в высшем смысле. Когда произнесение правды способно причинить вред, следует практиковать мауну — молчание.
Внутренняя сатья — это проекция мыслей на действия. Ум созерцает, принимает решения и запоминает. Он совершает выбор и рождает решения, оценки и мнения. Когда говорит ум, говорит и сам человек. Поскольку мысленная сатья служит опорой для истины речи и тела, то важно переключать ум с ложной деятельности на истинную. Поэтому сама задача поиска истины должна стать основной целью жизни.
Последствия нарушения сатьи: любая неискренность препятствует достижению гармонии. Ложь в любой своей форме способна разрушить все типы энергий — физическую, ментальную, духовную.
Истинная сатья возможна при точном и последовательном исполнении своих обещаний и обязанностей. Достойно соблюдая сатью, человек может обрести сиддхи — сверхъестественные способности к ясновидению, он получает дар предвидения будущего, знания прошлого и настоящего.
Правда и ненасилие
Важное требование к соблюдению сатьи — это ее соответствие принципу ненасилия: придерживаясь правдивости в речи, поступках, человек должен соблюдать заповедь «не навреди». Правдивость в речи предполагает достижение блага всех существ. Ложная праведность (пуньябхаса — «видимость праведности») способна превратить правдивые слова в зло.
Ум, речь и действие — три формы, через которые реализуется сатья. Соблюдение принципа правдивости в мышлении, речи и действиях начинается тогда, когда все увиденное и услышанное подтверждается через созерцание. Реализация истины через поступки означает соотнесение действий с разумом и речью. Размышления и суждения — это фундамент нравственности, а значит, они должны соответствовать реальности.
САТЬЯ и речь: истина на уровне речи возможна при исполнении трех условий — правдивости, безошибочности и полезности. Контроль над речью ведет к освобождению от злобы, а человек, свободный от злобы, милосерден ко всем.
Незнакомая йога
Блог преподавателя йоги
Сатья
Сатья
Под сатьей обычно понимают правдивость, честность во всём и по отношению ко всем, в том числе и к себе. Также сатья подразумевает строгое соблюдение обетов, неукоснительное выполнение своих обязанностей, выполнение своих обещаний.
Рассмотрим некоторые практические аспекты, связанные с реализацией этого принципа.
В связи с этим вопросом, хочу привести такой пример:
В экспериментах связанных со сбором свидетельских показаний оказалось, что незаинтересованные свидетели выдавали в лучшем случае до 80% достоверной информации. В худшем случае показатель объективной информации составлял 20%. Это при том, что все старались говорить правду.
Почему так происходит?
У обычного человека обязательно присутствует эмоционально-чувственное восприятие информации. Через эту призму информация может очень значительно искажаться. Например, люди склонны оправдывать действия своих друзей и близких и очернять такие же действия людей, которые им неприятны.
Информацию о внешнем мире жизнь регулярно как-то корректирует.
С внутренним миром намного сложнее. Обычно у человека есть хорошо сложившееся мнение о себе, в котором, как правило, избыточное количество розовых красок и пушистеньких материалов. Объективно посмотреть вовнутрь себя, увы, достаточно сложно. Хотя очень полезно.
В некоторых даосских источниках говорится, что для человека существует двадцать одно препятствие к истинной информации.
А как же сатья? Можно ли в таком случае говорить о соблюдении принципа правдивости вообще?
Принцип Сатьи. Практика
Сатья для любого духовного искателя является ключевым принципом. Безусловно, приоритетным является принцип ахимсы (непричинения вреда). Только без сатьи любой Путь ведёт в никуда.
Поясню последний тезис.
Предположим, вы занимаетесь йогой (или буддизмом, или христианством…), живёте соответствующим образом, читаете нужные книги… Это означает, что вы обязательно находитесь в выбранном эгрегоре, который способствует вашему продвижению по Пути.
В таких случаях человек обязательно находится в эгрегоре лгунов. Хочет он этого или нет, добрый он человек или не очень. А этот эгрегор никого не допустит к достоверной информации. Потому что, любой эгрегор работает по-честному и безупречно, строго по своим законам.
Впрочем, всё вышесказанное имеет отношение не только к духовному развитию. Это касается и профессиональной деятельности человека, и быта, и неформальных отношений.
Что такое сатья йога
«Говори приятную правду. Не говори неприятной правды. Не лги, даже если ложь приятна. Это вечный закон дхармы» («Махабхарата»).
Сегодня мы продолжаем разговор о яме и нияме. Хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс в своей книге «Аштанга Йога Ануштхана» хорошо объясняет, чем яма отличается от ниямы: яма — это соблюдение правил поведения, которые регулируют наши взаимоотношения с другими; нияма — это обязательства перед собой и принципы, которым мы должны следовать в повседневной жизни.
Вслед за ахимсой (ненасилием) следует сатья — второй важнейший нравственный принцип, упомянутый в «Йога-сутрах» Патанджали. Значимость этого принципа подчеркивается даже в названии золотого века просветленности — Сатья-юга. Ну, а мы с вами, согласно индуистской системе координат, живем в Кали-югу — в эпоху неведения. Но это вовсе не значит, что мы не можем стремиться к чему-то хорошему.
С санскрита «сатья» переводится как правдивость, честность и истина. Шри К. Паттабхи Джойс в «Йога-мале» дает следующее толкование: «Сатья — это честность. Человек должен быть правдив в мыслях, словах и делах. Но эта правда не должна ранить окружающих: слова горькой правды произносить не следует».
Практика сатьи — это не просто чистота речи, но также чистота ума и действий.
«Человек действует мыслью, речью, телом, и всякое расхождение между этими тремя дробит единую истину и приносит человеку вред, хотя с точки зрения сиюминутной пользы может показаться выгодным, например, скрыть свои мысли, или сказать обратное тому, что думаешь, или же нарушить обещание и поступить не так, как говорил… и т. п. Но совершенствующийся должен стремиться согласовывать свои действия со своими словами и мыслями», — отмечает Борис Мартынов в книге «Нравственность в йоге». Это серьезный контроль над собой.
«До того, как отрабатывать следующие асаны, нужно научиться с легкостью выполнять предыдущие, не теряя дыхания. Это один из принципов Аштанга йоги. Не лгите ни себе, ни другим о том, на какой стадии находится ваша практика. Только так вы сможете наслаждаться ею и избавиться от лишней боли, которая приходит, если делать то, к чему не готов», — советует Петри Ряйсянен на страницах книги «Аштанга йога».
Маленькие признания себе о себе очень важны для продвижения в практике, чего нельзя сказать о потакании своим слабостям. «Сегодня я пропустил практику, но я не оправдываю себя тем, что у меня было много дел. Скорее, я не смог организовать свое время так, чтобы успеть позаниматься. А в прошлый раз мне было просто лень», — такой разговор с собой ближе к сатье.
Принцип сатьи требует от нас быть честными и в отношении своего понимания йоги. Наверное, самое честное, что мы можем сказать — «Я не знаю». И тогда это становится точкой отсчета для нашего развития. Как только мы говорим «Я знаю, что такое йога» — для нас йога закончится. Об этом, кстати, Шарат Джи постоянно напоминает на своих конференциях в Майсоре.
Об этом же говорит Ричард Фриман. «Сатья требует от нас встречать вещи такими, какие они есть, и честно оценивать природу нашего понимания вещей «такими, какие они есть». Это также требует готовности вносить коррективы, когда мы видим, что наша оценка неверна. Практикуя сатью, мы не притворяемся, что знаем то, чего на самом деле не знаем, действуя как бы с претензией на знание. Точно также мы не ссылаемся на незнание и не отходим в сторону, когда у нас достаточно информации для того, чтобы действовать умело», — пишет Ричард Фриман в книге «Искусство виньясы».
«Став правдивым, обретешь уверенность в результатах своих действий», — гласят «Йога-сутры».
Мудрецами сатья воспевается как важнейший принцип для йогина. Шри Рамакришна говорил: «В наше время правдивость — это самая высшая из всех добродетелей аскетизма. Тот, кто твёрд в правдивости, достигает Бога. Недостаток правдивости разрушает всякую добродетель». А Маханирвана-тантра призывает «всем своим сердцем искать прибежища в правдивости», ибо «без правдивости одно твержение священных мантр не дает пользы, а крайности аскезы бесплодны, как брошенное на тощую почву семя».
Каждый из нас — в поиске себя, в поиске ответов на многие вопросы. Иногда какой-то ответ приходит, но мы понимаем — пройдет время, и появится новое осознание. И прелесть в том, что, чем дольше мы практикуем, тем больше ответов сможем почувствовать и пережить. Это и называется трансформацией.
Здоровье и йога
Второй ямой в йоге является сатья – правдивость.
Правдивость является естественной тенденцией человеческого существа, но только с того момента, когда преодолевается желание искажать истину.
Данный принцип несет в себе как тонкий, так и грубый аспект, потому, что «истина» и «факт» не всегда выступают в роли синонимов. Можно правдиво излагать факты, но вовсе не способствовать приближению к истине. Например, находясь в больнице, внешний вид больного определяется его собственным ощущением, и если ты ему скажешь: «Ты выглядишь ужасно» — то твои слова могут значительно ухудшить его самочувствие. И наоборот, если ты с глубоким убеждением произнесешь фразу «Ты выглядишь замечательно!» — то будешь способствовать поднятию его жизненного тонуса и ускорению процесса исцеления.
Сатья в йоге реализуется в том случае, если практик усиленно концентрируя свое сознание на данном принципе и достигает такого состояния ментальных процессов, когда его простое слово становится причиной возникновения объективных событий. Достаточно лишь произнести вслух что-то, чтобы это осуществилось на самом деле.
Замечательные рассказ о данном принципе ямы есть в Рамаяне.
Хануман, царь обезьян, выполняя поручение своего хозяина – принца Рамы, отправился на поиски супруги Рамы. Он достиг Шри-Ланки, где Сита находилась в неволе. В конце своего пребывания на острове Хануман попадает в плен к ее похитителям, и они поджигают ему хвост.
Видя это, Сита воскликнула: «Пусть погаснет огонь!». Огонь немедленно погас, и боль покинула царя обезьян.
Хануман был в растерянности: «Что произошло? Почему огонь больше не обжигает мое тело?».
Ввиду того, что Сита всегда говорила правду, ее слова имели такую огромную силу, что могли погасить огонь. Тот, кто всегда правдив, не видит разницы между словом и делом, все, что он произносит – становится истиной и тотчас же реализуется.
Прямо сегодня внедри этот принцип в свою жизнь, и посмотри, что из этого получится через определенный промежуток времени. Уверен, что ты будешь приятно удивлен результатами практики от такой, казалось бы, банальной вещи, как говорить правду.
Сатья — основополагающий принцип во Вселенной
В данной статье мы коснёмся одного из важнейших принципов йоги — Сатьи, входящей в обязательные Яму и Нияму. Сатья является широко трактуемым понятием, олицетворяющим добродетель. Самое раннее упоминание Сатьи встречается в Ригведе во 2-м тысячелетии до н.э. Дословно Сатья — это истина, которая должна проявляться в честности помыслов, слов и действий. В традиции йоги Сатья — одна из пяти «Я», которая подразумевает под собой условие, позволяющее избежать искажения реальности. В Ведах и более поздних сутрах Сатья обретает также этический оттенок, олицетворяющий истину и призывающий к полному совпадению мыслей, слов и действий. Многие родственные понятия так же имеют корень «сат», что значит ‘истинная сущность’, ‘духовная сущность’, ‘истинная природа себя’. Сатья проходит красной нитью через все ведические тексты, в которых подчёркивается, что без Сатьи, как без обязательного составляющего, невозможно поддержание и правильное функционирование Вселенной.
В Ригведе Сатья рассматривается как форма почитания божественного, а ложь — как форма греха. В Упанишадах Сатью называют средством для Брахмана и самим Брахманом одновременно.
В Шанти-Парве «Махабхараты» говорится, что «Истина —это суть Вед». Утверждается, что даже если люди со скверными намерениями договариваются между собой, то не должно быть обмана между ними, и если он будет, то оба подлежат уничтожению. В «Йога-сутрах» Патанджали сказано: «Когда один прочно утвердился, говоря в правде, плоды действия стали подчиняться ему». То есть говорящий правду подчиняет себе реальность.
Принцип Сатья
Принцип Сатья позволяет двигаться без препятствий на пути самосовершенствования, в то время как его нарушение выстраивает преграды подобно камням, мешающим течению ручья. Современные реалии призывают нас к иллюзорному калейдоскопу «новых» истин и «важных» целей, поставленных светским обществом, свободно трактующим понятие добра в зависимости от стечения обстоятельств. И как дерево, не имеющее корней, теряет листву, так и человек, не наполненный истиной, не способен противостоять порывам ветра и расти на встречу Солнцу. Человек многомерен, то есть состоит из множества тел (вдобавок к физическому), пронизан энергетическими каналами, питающими его, и, как часть целого, способен на развитие при соблюдении общих вселенских законов (принципов). За первым принципом Ямы — Ахимсой (ненасилием) — следует Сатья (правдивость). Кажущиеся для многих философскими и трудно применимыми в повседневной жизни, данные принципы доказали свою эффективность во времена колонизации Индии англичанами.
Что такое сатьяграха
Сатьяграха — ненасильственная борьба, стала понятием известным благодаря Махатма Ганди и обозначает дословно ‘стояние в истине’. Смысл состоит в воздействии на противника через его благоразумие, совесть и последующее преобразование соперника в союзника через его духовный рост. Без силового сопротивления, просто лишь не участвуя в деятельности, противоречащей истине, были нанесены огромные убытки насаждаемому англичанами строю, что и вынудило их отступить.
Принципы Сатьяграхи включают в себя пассивное сопротивление, гражданское неповиновение, несотрудничество. Также приверженец Сатьяграхи даёт обет соблюдать принципы, включённые в Яму и Нияму.
Сатья-йога
Занимающийся йогой «по сути» всегда практикует Сатья-йогу в том числе, поскольку асаны, пранаямы и другие инструменты йоги являются продолжением предыдущих принципов. Мир — зеркало, готовы ли мы видеть его таким, какой он есть, без пелены омрачений и последующих за ними сожалений и разочарований? Любое страдание можно воспринимать как неверное действие, неверное понимание, ложное слово, обозначающее настоящий предмет. Когда мы болеем, наш организм борется с неверно протекающими процессами внутри. Когда мы грустим, мы ищем радости, часто не понимая, что радость — это отсутствие грусти, а грусть — следствие отсутствия истинного взгляда на мир. Истина в том, что всё едино и неделимо, подчинено вселенским законам.
Материалистам посвящается
В современном мире присутствует три значения слова «истина» — логическое, бытовое и метафизическое…
Логическое значение понятия «истина».
Логическое значение истины подразумевает сопоставление определённого утверждения с тем, что мы считаем истинным. На каком основании — до сих пор для меня является загадкой. Например, будем считать, что этот предмет — яблоко (будем так считать, поскольку так считать сейчас удобно), и исходя из этого, будем думать, что всё, что не похоже на яблоко, — это что-то, имеющее другое значение, кратное яблоку, от кунжутного семени до истребителя… На этом принципе строится большинство выводов в нашей «передовой» науке. К примеру, энергия равна массе, умноженной на скорость света в квадрате. Здесь масса и скорость света являются неизменными величинами (как яблоко в предыдущем примере); и хотя доказано, что скорость света может быть превышена и масса задаётся отдельными частицами, поведение которых может меняться (исследования на Андроном коллайдере), данную формулу считают базовой, основополагающей и истинной, поскольку другое «яблоко» ещё не придумали. По логическому значению истины шмель летать не может, не хватает подъёмной силы, но поскольку он плохо разбирается в науке – он летает и делает это отлично… Так же есть эксперименты, показывающие изменение поведения субатомных частиц в зависимости от наличия либо отсутствия наблюдателя процесса. Для сохранения «яблока» наука делит физику на ту, которую преподают в школе, и квантовую, где «правила игры» другие.
Бытовая истина – это «наша» правда. Сомневающийся в утверждаемом снимает с себя часть психологической ответственности, заменяя слово «истина» на слово «правда». Истина одна, а правда у каждого своя. Своя, то есть часто удобная для человека. Так, можно быть правым, оставляя жену с детьми или отдавая детей в приют, можно организовывать концлагеря, убивать, если обстоятельства так сложились, пить спиртное, поскольку «все так делают», и это — «правда жизни». Можно всё, главное — отстоять свою правду. Такая правда идёт в противоречие с совестью, и тут каждый спасается как может. Кто-то затмевает разум с помощью различных веществ, кто-то идёт к психологу, кого-то везут к психиатру. По мнению футурологов, количество психических заболеваний неуклонно растёт и к 2050 году вырвет лидирующие позиции у сердечно-сосудистых заболеваний. Другими словами, «наша» правда приводит к коллективному безумию. Такой мир мы строим для себя и своих детей. Что будет построено ими?
Метафизическая истина, она же философская. Многое сказанное Кантом актуально и по сей день. Понятие «вещь в вещи» или «вещь сама по себе» подразумевает, что мир, окружающий нас, не тождественен нашему восприятию данного мира. То есть возможность воспринимать окружающее нас условна, поскольку всегда зависит от нашей точки зрения («нашей» правды). В современной культуре, приложившей немало усилий для забывания этого, часто объект характеризуют и сравнивают с его описанием. Приводит это к отсутствию взаимопонимания сути вопроса и взаимопонимания между людьми в целом, поскольку утверждается разное об одном и том же вопросе, и каждая точка зрения, особенно подкреплённая весомыми аргументами, не позволяет прийти к согласию. Споры историков, лингвистов, математиков, географов, супругов на кухне и детей в песочнице…
На точку зрения влияет многое: от воспитания в семье до норм, принятых в обществе, также влияет личный опыт, полученный опять же вследствие нашего представления о мире и понятый в соответствии с «нашей» правдой. Другими словами, оценить, насколько лист белый, невозможно, не имея белого листа в наличии, и даже при наличии мы увидим его таким, каким позволит наш глаз и мозг, который будет обрабатывать сигнал от этого глаза. Пример: если предположить, что нервы от глаза могли бы моментально передавать сигнал в мозг, и расположить один глаз на расстоянии визуальной доступности от какой-либо звезды, а второй — на расстоянии несколько световых лет, а при этом звезда разорвётся, будет уничтожена, то один глаз увидит, что звезды больше нет, а другой ещё долгое время будет видеть звезду, свет от которой будет всё ещё идти. В чём здесь истина?
Научно-исследовательский журнал «Nature Neuroscience» провёл исследование по влиянию лжи на так называемый «центр правды», расположенный в миндалевидном теле головного мозга. Было установлено, что малая ложь стимулирует данную зону и со временем притупляет способность человека отличать ложь от правды. Другими словами, лгуны не способны отличить правду от вымысла в реальном мире. Изначально, имея морально-этические устои, испытуемые в процессе ролевой игры допускали маленькую ложь, не получая негативной ответной реакции, с каждым разом понижая порог чувствительности и увеличивая размер вранья. Многие социологи отмечают данное исследование важным, поскольку оно объясняет становление тоталитарных государств и принятие постепенно меняющихся условий в них гражданами, а также во многом объясняет ряд преступлений, совершённых с особой жестокостью. Данный процесс сравним с формированием психологической зависимости и ведёт к различного рода психологическим недугам. Как любая зависимость, ложь разрушает социальные связи в семье и обществе и делает невозможным построение крепкой семьи, дружеских отношений и доверительного диалога в процессе воспитания детей. С «результатами» лжи можно ознакомиться в статистике, показывающей рост стресса в «прогрессивном» обществе, заметно это и по растущему количеству самоубийств среди несовершеннолетних, и по количеству разводов в сравнении с заключёнными браками.