что такое сатуратор в музыке

Красим Звук: Saturation, Теплые Лампы и Аналоговый Саунд

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Поговорим об окраске звука. О фактуре. О мясе, пыли, грязи, звоне, песке, шероховатостях и прочих деликатесах. Сим постом я начинаю небольшой цикл статей. И, пожалуй, начну я с “сатурации” (Saturation или “Насыщение”).

Наши уши (точнее — наше сознание) обожают улавливать в звуках “шершавость”, характерный звук, который как будто можно «потрогать», воспринимается нами более ярко. Прослушивание такой музыки доставляет удовольствие куда сильнее. А вот гладкая и стерильная пластмасса высококачественной и приближенной к реальности записи, они не то, что не любят…. Она проскальзывает из одного уха в другое, не оставляя в сознании слушателя никаких “тактильных” впечатлений.

Эти особенности саунда давно поняли и с успехом используют за рубежом, где школа звукозаписи развита куда сильнее, чем у нас. Особенно выдающимися по “окрашиванию” саунда является такие стили как хип-хоп (в 90-х, особенно), трип-хоп, индастриал, nu jazz, да и рок-инди-группы стоят в первых рядах за вкусным саундом…

Примечание: рекомендую заценить “окрашивание” у раннего Amon Tobin (или у Cujo), у Blockhead, Aesop Rock. Также хорош релиз от Майка Паттона (вокалист Faith No More) “Peeping Tom”. Все перечисленные исполнители большое внимание уделяют саунду и окрашиванию, чтят фактуру, любят аналоговый звук.

Но, ближе к делу. Первым, и одним из наиболее примечательным эффектом “окрашивания” и искажения звука для его читабельности является сатурация! В данной статье я расскажу о ее видах, способах эмуляции программными средствами, дам ссылки на VST-плагины, и поведаю о наиболее частых способах ее применения. Поехали. =)

Немного истории.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыкеSaturation — это эффект насыщения звука дополнительными гармониками (искажениями, но “приятными для слуха”).

Таким образом звук обеспечивается дополнительными гармониками и обертонами, в результате на нижних частотах становится глубоко, на средних — тепло, на высоких — звонко.

Сей эффект долгое время был присущ ламповым и транзисторным приборчикам доцифровой эры, и воспринимался как данность.

С наступлением же цифровой эры звукорежиссеры получили в свое распоряжение совершенно “стерильный” саунд, который не был «подкрашен».

Многие были сбиты с толку, и даже – разочарованы. Новый саунд звучал для них слишком непривычно истерильно. К тому же — «не цеплял». Поэтому большинство звукорежиссеров вновь взяли в руки отложенные на полки старые аналоговые (ламповые, транзисторные, ленточные) приборы и стали все звуки пропускать через них добиваясь «того самого саунда».

Уже позже производство встрепенулось, и в линейках железа появилось множество нововведений и модулей, которые были призваны окрашивать качественный и стерильный цифровой звук в звук более “грязноватый», “тепловатый”, “приятный” (на выбор).

Дорогущие приборы цифровой эры стали учиться выдавать «дрянной” саунд предыдущей эпох. Не правда ли, забавно?

Основные типы сатурации.

Итак, какие типы сатурации у нас есть:

Трансформаторная сатурация связана с магнитной индукцией, и всякой полевой дребеденью, которая возникает в трасформаторных катушках понятно, да? =) Интенсивность искажений зависит от материала, из которого сделан сердечник трасформатора, а многое – от материала обмотки и его свойств.

Специфика трансформаторных сатураций в том, что они могут быть и не очень приятными, особенно на высоких частотах. Но и свой непередаваемый окрас, достойный внимания, и подходящий для разных случаев, у нее есть.

Плагины, эмулирующие различные типы сатурации.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Аналоговыми железками обладает далеко не каждый звукорежиссер, и в таком случае для эффекта сатурации можно использовать VST-плагины, которые им “подражают” — более или менее успешно.

Какие плагины мы можем использовать, чтобы добиться “теплого аналогово звука” или окраса?

Перечислю некоторые из них:

Есть также многие другие плагины. Бесплатные и платные — ищите, и вознаграждены будете!

Дефолтные сатураторы в Ableton Live

Создатели Ableton также не дремали, и внесли в состав своего программного продукта несколько годных для употребления модулей для сатурации:

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Я не стал включать сюда модули, типа Amp, Overdrive, и т.п. Но, в принципе, они тоже могут иcпользоваться для насыщения инструментов не только добавочными гармониками но и нехилыми агрессивными искажениями. Имейте в виду.

И вот я как-то незаметно подошел к вопросу о применении сатурации в миксе. Давайте прикинем – как ее можно использовать.

Совет: щелкнув правой мыши на данных плагинах можно (и нужно) включить «Hi-Quality» режим.

Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Модуль сатурации (exiter, “возбудитель”) есть, к примеру, в великолепном плагине IZotope Ozone. В последней версии Izotope Ozone (5 версия, если я не ошибаюсь) доступны различные виды гармонических искажений. Среди возможных эмуляций не только ламповые, аналоговые, но и магнитные. И даже, по-моему трансформаторные. (см. рисунок выше)

Необходимое предостережение.

Сатурация — это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры. =) Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.

В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.

И — помните об умеренности.

Итоги.

Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить — хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.

Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.

Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным. И обо всем об этом я имею намерение рассказать в следующих статьях.

С вами был Wolfframe! Пишите, пожалуйста ваши отзывы и комментарии! Спасибо за внимание, и до новых встреч. =)

Источник

Что такое сатурация?

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Следующую свою статью я бы хотел посвятить такому понятию, как сатурация звука.

Суть состоит в том, что когда-то звукозапись, точнее ее техника, носила аналоговый характер. Позже, с развитием технологий, мы получили так называемую «цифру». Это самое цифровое звучание сделало звук более прозрачным. Звуковая волна теперь записывалась без различного рода посторонних шумов, без искажений, которые добавляли аналоговые приборы. В этом и состояла суть проблемы, таким образом, звук потерял свою «живость» или как еще не редко выражаются, «шумность».

Для того чтобы добавить звуку объемности и насыщенности, нужно было прогнать его через ревербератор. Все бы хорошо, но далеко не у всех имеется нужная сумма на хороший реверб. Или на иное подобное «железо». Тут выбор невелик: либо копить, либо использовать специально предназначенные для этого vst плагины, которые еще называются сатураторами. Именно за счет работы этих плагинов происходит обогащение звука гармониками, делающих звук более объемным. При сведении и написании трека сатурация используется крайне часто, это факт.

Сатурация делится на 3 вида.

Ламповая.

Используя ламповую сатурацию, можно добиться достаточно высоких результатов, это подтверждено годами. В качестве примера могу привести хороший ламповый сатуратор

Wave arts tube saturator 1.0

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Трансформаторная.

Трансформатор обрабатывает звук, и на выходе мы получаем довольно хорошую обработку. Такой способ встречается реже, но тем не менее также достаточно эффективен в работе с вашим миксом. В качестве примера рекомендую «Tessla pro».

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

-Магнитно-ленточная сатурация.

Насчет этой обработки звука информации не так много, но по сути это такой вид сатурации, который приводит звучание в пленочную составляющую. «Decapitator» отличный плагин, который можно использовать для такого вида обработки

Чтобы получить более «утепленный» звук для ваших работ, я бы посоветовал вам попробовать обрабатывать звук с помощью сатураторов.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Надеюсь, тем, кто не очень ориентировался в данной теме, теперь будет хотя бы немного легче.

Источник

Как эффективно применить сатурацию?

Сатурация часто вызывает недопонимание. Иногда это обусловлено возникновением эффекта перегруза, который наблюдается в большинстве случаев использования плагина.
Это не совсем справедливо, ведь сатурация при правильном использовании позволяет придать «аналоговое» звучание миксу.

Большая часть плагинов сатурации достаточно просты в использовании, но самое важное в использовании эффекта это понять принцип его работы. Давайте рассмотрим процесс в деталях и проанализируем несколько примеров.

Шаг 1. Что представляет собой сатурация?

Насыщением (сатурацией) называется процесс, исходящий из аналоговой области звука. Звукоинженеры, используя магнитную ленту и высокие уровни записи, получали сжатие определенного типа, именуемое ленточной сатурацией.

При проигрывании ленты таким путем, уровень звука доходил до 0 децибел (а в некоторых случаях и превышал этот показатель) и клиппировал, что называлось «мягким клиппингом». В результате наблюдался небольшой перегруз сигнала, отражающий натуральную компрессию и характеристики ограничения звука. Это использовалось инженерами в качестве инструмента в определенных элементах микса.

В цифровых системах, как правило, все более строго с тем, что превышает отметку в 0 децибел. Это считается жестким ограничением. Всё, выходящее за эти пределы, приводит к возникновению искажений. Безусловно, это не проблема для современных DAW и устройств, поскольку во многих из них реализован алгоритм мягкого лимитирования на мастер-шине.

Поэтому вам не стоит опасаться больших проблем, если вы не расслышите небольшое превышение уровня звука в приложении Logic, Cubase или Reason.

В таких случаях программное усечение сигнала предпочтительней, чем цифровые искажения, однако оно не создает требуемого нам эффекта. Если мы хотим получить классический эффект сатурации, нам нужно воспользоваться специальным плагином или аппаратным устройством. Разумеется, их можно просто купить, но давайте поэкспериментируем с цифровыми решениями.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Шаг 2. Насыщение ударных

Насыщение можно использовать при любой комбинации инструментов, однако настоящий эффект оно обеспечивает на специфичных вещах, к примеру, на барабанах.

Великолепное исполнение партии ударных, которое было записано через предусилитель в 24-х битную DAW, может иметь хорошее звучание, но иногда микс может нуждаться в «мясе» и «зернистости»: насыщение может сработать, не окрашивая и не изменяя в сильной степени оригинальную партию.

Принцип работы большей части плагинов весьма прост. Как только вы уловите суть процесса насыщения, вы поймете, когда, где и в какой мере его использовать. В идеале нам нужно отыскать баланс между насыщенным звуком и чистыми элементами с более слабой окраской.

Разумеется, эффект сатурации можно применить для всего микса, но только при необходимости получить звучание аналоговой ленты.

Для демонстрации я воспользовался отличным плагином URS Saturation на части записи акустического барабана с разными параметрами. Надеюсь, вы поймете, что можно делать с помощью разных слоев сатурации. Здесь я использую модель предусилителя Tube с применением около 30 %, которая следует за пленочной моделью около 100 %.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Ударные с сатурацией URS Tape

Любая форма сатурации добавляет звуку гармоники. Кроме того, она способствует поднятию уровня громкости до уровня натуральной компрессии. Совокупность этих эффектов позволяет сделать звук более жирным или теплым, в результате появляется ощущение, можно сказать, аналогового звучания. Как бы это не называлось, оно работает в данных двух примерах.

В этом примере я использовал самые разные плагины, начиная от высокого уровня и заканчивая плагинами уровня встроенных в DAW. Я верю, что в некоторых интересных бесплатных плагинах реализованы отличные функции, поэтому если знаете соответствующие ссылки, делитесь.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Шаг 3. Разогрев партии синтезаторов

Еще одним отличным способом использования плагинов сатурации является их применение к партии синтезатора. Звучание виртуальных аналоговых приборов можно приблизить к более реальным, большинство звуков при этом будут более качественными.

В этом примере плагин SPL TwinTubes применяется к одному из встроенных в Logic Pro звуковых фрагментов. В результате обработки данным плагином получаются действительно удивительные звуки, и вам может показаться, что слушаете вы железное оборудование. Я почти не использую гармонические параметры и просто настроил достаточный объем насыщения.

Конечным результатом является неотчетливый, громкий синтезатор, характеризующийся ретро-звучанием. К этому стремится большая часть любителей синтезаторов, и это зачастую проблематично получить при использовании программных синтезаторов без обработки.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Шаг 4. Применение на вокале

Поразительно, но хорошая степень насыщения придает более выгодное звучание даже записям вокальных партий. Чтобы обосновать это, я использовал плагин Bitcrusher, встроенный в Logic, для получения аналогичного эффекта.

Выключив параметр «Bitcrushing», поставив параметр «Resolution» на максимум и контролируя параметр «Drive», мы присоединяем мягкий оттенок перегруза и насыщения.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Шаг 5. Сатурация на стадии мастеринга

Весьма часто сатурация используется на мастер-шине в миксе. Это может привнести эффект аналогового звучания в весь микс и ввести в заблуждение даже самый придирчивый слух, склоняя его к мысли о применении железного оборудования.

Среди многих плагинов такого типа более всех мне нравится PSP Vintage Warmer. При общении со многими продюсерами выяснилось, что это — удивительный инструмент, который они часто используются для лимитирования и компрессии мастер-шины.

В Vintage Warmer реализовано намного больше возможностей, по сравнению с простым сатуратором, он позволяет сжимать, ограничивать, обеспечивает эффект ленты и даже оснащен функциями простейшей эквализации.

В аудиопримерах ниже продемонстрирована только сатурация и ограничение уровня. Это означает, что общая громкость этих фрагментов существенно выросла, однако эффект насыщения достаточно легко различим.

Чтобы продемонстрировать возможности Vintage Warmer, я запустил весь демо-материал вместе, после чего связал его через мастер-шину в Logic. Тут вы не увидите никаких других эффектов, кроме определенной фильтрации на синтезаторе и плагинов самой сатурации.

Источник

Искусство сведения

Я сам столкнулся с подобной штукой, когда экспериментировал со звучанием. Я просто напросто взял свой трек, записал его на обычную бобину, а потом снял это звучание и загнал снова в цифру. Результат меня мягко говоря удивил: конечно это будет очень пафосно сказано, но композиция сразу зазвучала в духе Portishhead, что меня весьма позабавило. Но это совершенно не означает, что вам нужно в срочном порядке доставать запыленные магнитофоны, или бежать в ближайшую комиссионку в поисках оных.

Сатурацию можно разделить на 2 вида:

Но не думайте, что любой из приборов имеющих в себе лампу обязательно будет нести в себе эффект сатурации. Ламповые микрофоны, например, имею в своей конструкции лампу лишь для того, чтобы свести к минимум любые искажения сигнала.

Ну с теорией мы вроде бы как разобрались, и теперь самое время опробовать на практике все эти дела. При использовании сатураторов пользуйтесь всего лишь одним простым правилом:

Вешайте сатуратор либо на канал инструмента, либо на мастер выход. Если повесите и туда и туда, то звук скорее всего будет слишком грязным и неприятным для слуха.

Что же обрабатывать сатуратором?

Бас-гитара:
Использование сатураторов на бас-гитаре придает в высокочастотном спектре гармоникам больше плотности, генерирует новые гармоники, что положительно сказывается на слышимости инструмента в общем миксе, но при этом стоит помнить, что при обработке сатуратором возможно придется пересмотреть эквализацию инструмента(если она была произведена ранее)

Ferric TDS. Бесплатный плагин, эмулирующий звучание магнитной ленты. Очень качественный, аккуратно обрабатывающий звук. Регулятор «Dynamics» осторожно выравнивает динамику трека. Ручка «Saturation» отвечает за уровень добавляемых гармоник в звуковой сигнал. Колесико «Limiting» контролирует уровень пиков на выходе.

Tessla Pro. Еще один бесплатный плагин, эмулирующий трансформаторную сатурацию.

URS Saturation Native. Превосходный плагин, содержащий множество пресетов, основанных на различных типах сатурации. Очень простой в обращении: есть только регуляторы уровней сигнала на входе и выходе, уровень сатурации, ползунок соотношение Dry \ Wet сигнала. Более десятка, эмулирующих звучание известных микрофонных и инструментальных британских и немецких предусилителей.

Источник

Сатурация (Saturation) – насыщение звука. Теория и студийная практика.

что такое сатуратор в музыке. Смотреть фото что такое сатуратор в музыке. Смотреть картинку что такое сатуратор в музыке. Картинка про что такое сатуратор в музыке. Фото что такое сатуратор в музыке

Чарльз Дай (Charles Dye) в своем видео курсе “Mix it like a record”, который кстати очень рекомендую посмотреть, значительную часть уделил эволюции звукозаписи. С появлением цифровой записи люди получили кристально чистую форму звуковой волны, абсолютно идентичную записываемому инструменту (вокалу шуму и т.д.). Однако, с исключением всех аналоговых приборов, которые применялись в прошлом для записи и обработки звука, люди лишились приятных для звука искажений, которые вносил каждый из этих девайсов в общую картину.

Проблема была не в том, что звук записанный на цифру звучал стерильно, он звучал иначе. Очень непривычно. Поэтому те звукорежиссеры, которые не продали свои ламповые, транзисторные приборчики, достали их с полок и стали пропускать цифровой звук через них, чтобы добавить в него порцию родных искажений. Через некоторое время появились и программные способы разбавить звук порцией эмулирующих аналог примесей. Инженеры-создатели этих программ очень тщательно копировали алгоритмы работы оригинальных компрессоров, эквалайзеров, предусилителей, ревербераторов и т.д. Затем появились программы, которые отвечали лишь за эмулирование аналогового звука, его насыщение. Такие программы (плагины), называются сатураторами.

На сегодняшний день сатураторы являются одним из способов добиться более теплого и яркого звучания композиции на этапе ее сведения. Сатураторы (от анг. Saturation – насыщение) не только изменяют форму звуковой волны, но и добавляют к основной гармонике звука дополнительные. Сатурация может сделать определенный инструмент объемнее, бархатнее, выделить его в миксе. Или наоборот, значительно насытить звучание микса в целом, и придать ему элегантности едва заметным, но приятным уху перегрузом.

Фундаментальной точкой в принятии решения о применении сатураторов в миксе должно стать представление о конечном желаемом стиле и звуке композиции. Если это классический рок, блюз старой закалки, прослушивание которого должно навевать воспоминание о старых, добрых 60х годах, тогда однозначно – да. И наоборот – записывая современные стили музыки, которые появились уже после изобретения цифровой записи, вы должны использовать сатураторы очень осторожно. В конечном счете – дело за вами, в области звукорежиссуры законов нет. Тот же Чарльз Дай в своей видео курсе на этапе сведения современной роковой композиции применял ленточную сатурацию отдельно практически на каждый трек проекта.

Сатурация бывает трех видов:
Ламповая.
Самый распространенный вид. В основе эффекта лежит свойство ламповых, так усилителей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. К слову сказать эффект OVERDRIVE – это очень насыщенная ламповая сатурация, а DISTORTION – полупроводниковая сатурация, у которой в отличии от плавных перегибов звуковой волны при приближении к максимальному значению сигнала – прямоугольники.

Конечно, с помощью грамотно спроектированного устройство на основе ламповой сатурации можно добиться превосходных результатов. Однако не заблуждайтесь на счет того, что если в девайсе находится лампа, то это обязательно приводит к эффекту сатурации. Например, современные ламповые микрофоны проектируются с целью свести на нет любые искажения.

Трансформаторная.
Здесь работает принцип искажения сигнала, проходящего через обмотки трансформатора. Звучит специфично, но может сработать, когда вы хотите придать своим трекам оригинальную окраску.

Какой вид сатураторов использовать решать конечно вам – все звучат по разному, у каждого звукорежиссера свои предпочтения. Однако, при использовании сатураторов необходимо помнить, что saturator ставится либо на мастер выход, либо на отдельные треки. Одновременная установка и на дорожки и на общий выход скорее всего только ухудшит звук.

Плагины.
Waves tube saturator – лучший плагин, основанный на ламповой сатурации. Уровень сатурации регулируется ручкой Drive. Кроме того, имеется двух полосный эквалайзер, который можно отключить, поставив тумблер EQ в положение Off. Переключатель FAT, который отвечает за переключение между использованием плагина в режиме предусилителя или как усилителя мощности, на слух увеличивает звуковую атаку. Хочется так же отметить, что данный плагин очень прожорлив касательно процессорной можности, поэтому логично использовать его на только на мастере.

Ferric TDS. Бесплатный плагин, эмулирующий звучание магнитной ленты. Очень качественный, аккуратно обрабатывающий звук. Регулятор «Dynamics» осторожно выравнивает динамику трека. Ручка «Saturation» отвечает за уровень добавляемых гармоник в звуковой сигнал. Колесико «Limiting» контролирует уровень пиков на выходе.

Tessla Pro. Еще один бесплатный плагин, эмулирующий трансформаторную сатурацию.

URS Saturation Native. Превосходный плагин, содержащий множество пресетов, основанных на различных типах сатурации. Очень простой в обращении: есть только регуляторы уровней сигнала на входе и выходе, уровень сатурации, ползунок соотношение Dry \ Wet сигнала. Более десятка, эмулирующих звучание известных микрофонных и инструментальных британских и немецких предусилителей.

Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?
Басовые партии. Классический прием.
Сатурация используется на басовых партиях для придания ее высоким гармоникам большей плотности. Сатурированная басовая даже на небольших колонках становится более читаемой. Сатурация басовой партии во многих случаях является даже лучшим выходом, чем эквализация.

Вокальные партии.
Иногда в композиции довольно шумно, а потому вокальная партия может начать в ней “теряться”. Шумы перекрывают вокал, и его приходится выводить на передний план – делать громче… а это может привести к другим неприятным ситуациям- вокал начинает выбиваться из микса. В общем, в этом деле снова поможет сатурация.

Сатурация хай-хетов, сплэш и кимбалов.
Сатурация делает барабанное “железо” воздушным, звонким, читаемым. Это – классический прием, которые не стоит игнорировать. Также сатурация часто используется на снейрах барабанных партий.

Сатурация бочки.
Иногда на бочку вешают Tube-сатурацию (ламповую, впрочем, можно и любую другу). Это придает бочке сочности и глубины.

Сатурация и дисторшен гитар.
Иногда эффект overdrive в композиции не нужен, но чтобы гитары не потреялись – можно использовать любую из перечисленных здесь сатураций;

Бас гитара.
Классическим приемом использования сатураторов, искажающих исходный сигнал стало их взаимодействие с партией бас гитары, для придания высоким гармоникам большей плотности. При проигрывании сатурированной партии баса на маленьких колонках улучшается его слышимость. Применение сатурации в данном случае гораздо лучше эквализации, потому что затрагивает частоты басовой партии более равномерно и добавляет отсутствующие в первоначальном варианте сигнала гармоники.

Вокал. Если в композиции звучат перегруженные гитары, то их частоты могут перекрывать вокал, который приходится делать громче, что может привести к выбиванию последнего из микса. Как выход – легкая сатурация, наложенная на вокал повысит его читаемость.

Сатурация всего микса.
Иногда добавление такого модуля является весьма эффективным шагом. Пробуйте, если считаете, что микс звучит все еще блекло и без хорошей окраски.

Мастеринг, сатурация микса в целом.
Назначение сатурации на финальном этапе мастеринга – дать больше сочности и читаемости тем или иным частотным диапазонам.

Сатурация — это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры.

Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.

В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.

И помните об умеренности.
Итоги.
Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить — хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.

Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.

Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *