что такое саттва гуна

1. Три типа энергий сознания.

Мы ведем исследования, опираясь, с одной стороны, на современные естественнонаучные методы исследования энергетических объектов, а с другой — на древние философские и религиозные системы, которые свидетельствуют о том, что в древности существовали знания, позволяющие человеку более ясно понимать мир и самого себя. К таким знаниям относится знание о трех гунах природы.

Тема, связанная с энергетическим устройством человека, очень важная и очень трудная. Три типа энергий сознания человека, или Саттва, раджас, тамас, — это одна из труднейших тем, потому что она открывает возможность получить реальные представления о том, в чем сегодня люди меньше всего понимают, — в чем причина периодически появляющихся страданий и болезней, почему все люди такие разные, почему существует такое огромное разнообразие уровней сознаний — от человека-животного до высочайших ступеней сознания, которого достигали Платон, Пифагор, Лао-Цзы, Конфуций, Аполлоний Тианский, Плотин, Ямвлих, Сергий Радонежский, Григорий Сковорода и многие другие, кто обладал знанием Разумности, сегодня утраченным.

Изучая и исследуя различные философские системы, можно увидеть сходство фундаментальных представлений об энергетическом устройстве мира и человека. В соответствии с философией санкхьи (одна из систем классической индийской философии) вся природа есть взаимодействие трех сил, которые на санскрите называются Саттва, раджас, тамас. То есть это три типа энергий, которыми наполнена природа и все существа на земле: «Нет существа на земле, свободного от этих трех гун (качеств, свойств, энергий), рожденных природой», — утверждает философия санкхьи.

Саттва (санскр. — чистота) — это созидательные, чистые, светлые энергии;

Раджас (санскр. — «свойство загрязненности») — это разрушительные энергии, связанные с качествами хитрости, лживости, ярости; они еще обладают такой общей характеристикой, как навязчивость;

Тамас (санскр. — качество тьмы, «загрязненности») — это энергии очень разрушительные, обладают они такой общей характеристикой, как инерция, и проявляются через вялость, тупость, лень.

2. О причинах болезней и страданий.

С позиций энергетического представления о мире и человеке, для того, чтобы понимать механизмы возникновения причин болезней и различных неприятностей, важно понимать двойственность тонкоэнергетического человека, понимать, как, где и почему в нем накапливаются различные типы энергий.

Санкхья утверждает, что накопление во внутреннем тонкоэнергетическом человеке Саттвы ведет к здоровью, к развитию сознания, к восхождению по Ступеням Познания, а накопление в человеке раджаса и тамаса ведет к деградации здоровья и сознания, к несчастьям и страданиям.

Конечно, никто не хочет обрекать себя на страдания. Но ведь страдания возникают! Периодически возникают! А раз они возникают, значит, очень важно установить причины страданий. Потому что, если правильно установить причины страданий, тогда можно осуществить какие-то правильные действия, чтобы не создавать этих причин. То есть нужны правильные воззрения, позволяющие объяснить причины страданий.

Можно сказать, что Саттва соответствует Высшей части сознания человека, а накопления раджаса и тамаса в человеке соответствуют низшей части его сознания.

Если бы люди понимали, что все проблемы, все страдания, все несчастья, все кризисы, все катаклизмы, все болезни, все травмы от того, что проявляется низшее «я», если бы люди могли вместить, что именно свойством их низшей природы является притяжение к тамасу и раджасу, они бы начали строить более разумно свою жизнь, стараясь контролировать и не допускать проявления низшего «я».

Саттва — это активность в добре; раджас — это активность во зле, то есть активность, которая приносит вред и себе, и другим, хотя этот вред может стать очевидным не сразу; тамас — это пассивность, вялость, инертность, состояние человека, опустившегося в своем мироощущении почти до уровня животного.

3. Саттва, раджас и тамас.

Проводя ознакомительные лекции, мы увидели, что одним из препятствий в познании и, соответственно, в применении древнейших и важнейших знаний для улучшения своей собственной жизни является несколько непрактичное отношение к познаниям и утверждениям Великих мыслителей и Мудрецов Древности. Часто считают, что это нечто интересное, не более того, то есть отношение больше отвлеченное, которое вряд ли пригодится в собственной жизни, разве лишь послужит для пополнения багажа представлений и роста эрудиции. Но мы надеемся, что ваш интерес к этим лекциям будет не поверхностный, а более глубокий и практический.

На наш взгляд, наиболее яркое описание важности и значимости знания об устройстве мира и человека можно встретить в великом древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В «Махабхарате» есть часть, которая называется «Бхагавадгита».

Она содержит диалог, в котором Кришна, Великий Мудрец Индии, объясняет своему ученику Арджуне важнейшие понятия высшей духовной философии. Этот труд считается исключительно оккультным и исключительно эзотерическим, но в каком-то приближении целесообразно пытаться его понять и приложить к жизни.

Процитируем небольшой отрывок из перевода академика Смирнова.

«Кришна сказал:
1. Далее возвещу тебе высочайшее знание, превосходнейшее из знаний,
Познав его, мудрецы достигали запредельного совершенства.
5. Саттва, раджас и тамас – вот качества, возникшие из Природы (Пракрити).
6. Из них Саттва – ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет узами счастья и узами Знания.
7. Знай, раджас – страстное качество: от вожделения оно возникает и вяжет воплощенного узами [неразумных] действий.
8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблуждению всех воплощенных, вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном.
9. Саттва привязывает к счастью, раджас к [неразумному] действию, тамас привязывает к беспечности, окутав знание…».
«. Саттва привязывает к счастью. » — т.е. человек, накапливая чистые созидательные энергии, не создает причин для болезней и страданий. Он действует Разумно, проявляя альтруизм, доброжелательность, стойкость.

У Платона в его типологизации личности мы находим соответствие трех типов личности трем гунам природы. Саттвическим сознанием обладает разумная личность, раджасическим — яростная, а тамасическим — вожделеющая. Так что вожделение, которое сегодня воспевается шоу­бизнесом как нечто наиболее ценное для человека, является грубым и примитивным проявлением похоти, что неизбежно создает причины физических и психических страданий.

4. Качества сознания в трех гунах природы.

Адаптируя древние знания к современным представлениям о человеке, можем перечислить некоторые качества характера, определяющие энергетический состав психо-ментального поля человека, соответствующие проявлениям низшей (тамас и раджас), и Высшей природы (Саттва).

Тамас
(качества-состояния статической инерции, пассивные разрушительные энергии):

апатия; безволие; безынициативность; безразличие; беспечность; вялость; глупость; грубость; жадность; жестокость; заносчивость; злопамятство; злобность; леность; лживость; небрежность; невоздержанность; неискренность; неподвижность; неряшливость; неумеренность; неустойчивость; нечувствительность к низкому; обжорство; обидчивость; плаксивость; похотливость; предубежденность; привязанность к чувственным удовольствиям; раздражительность; самомнение; страх; тупость; трусость; тревожность; уныние; утомляемость; эгоцентричность.

Раджас
(качества-состояния динамической инерции, активные разрушительные энергии):

агрессивность; активность в осуществлении эгоистических целей; алчность; амбициозность; бахвальство; болтливость; беспокойство; бесстыдство; бравада; властность; вожделение; воинственность; возбужденность; высокомерие; гневливость; гордость; «дурак с инициативой»; зависть; злорадство; злонамеренность; злотворчество; истеричность; коварство; корыстолюбие; красование; легкомыслие; лицемерие; любопытство; мудрствование; наглость; насилие; насмешливость; неблагодарность; невоздержанность; ненависть; непостоянство; неумеренность; опрометчивость; острословие; поверхностность в суждениях; подверженность низким влияниям; поспешность; предвзятость; привычка к спорам; пустословие; пьянство; развязность; раздражительность; расточительность; самомнение; самовозвеличивание; спесь; сребролюбие; стяжательство; суетливость; тщеславие; умничанье; умствование; упрямство; хитрость; честолюбие; эгоцентричность.

Саттва
(качества-состояния динамического равновесия, благотворные созидательные энергии):

активность в добротворчестве; альтруизм; бережность; бескорыстие; бесстрашие; благодарность; великодушие; верность; воздержанность; гармоничность; глубокомыслие; доброжелательность; искренность; крепость; легкость; любознательность; милосердие; мужество; мягкость; надежность; невреждение; нежадность; ненасилие; непоколебимость; непредубежденность; неприсвоение чужого; незлобливость; ответственность; организованность; основательность; остроумие; подвижность; пытливость; правдивость; разумность; решительность; самоконтроль; самообладание; самообуздание; самоотверженность; скромность; совестливость; соизмеримость; сострадательность; спокойствие; справедливость; твердость; терпение; терпимость; тщательность; умеренность; умиротворенность; упорство; уравновешенность; устремленность: к Истине, к Знанию, к Гармонии, к Красоте, к Самосовершенствованию, к Мудрости; честность; чувство меры; чувство собственного достоинства; щедрость; энергичность.

Именно с проявлениями качеств раджаса и тамаса связаны как самая грубая бездуховность, так и утонченная псевдодуховность. Проявление истинной духовности, то есть Духа, искра которого присутствует в каждом человеке, сковывается раджасом и тамасом и становится возможным лишь на пути самопреобразования сознания в Саттву.

Перечисленные качества Саттвы, раджаса и тамаса – это не просто названия, это энергии, это определенные вибрации. Обладает ли человек этими качествами и в какой степени, определяется только наличием соответствующих вибраций в его тонкоэнергетическом внутреннем человеке, или в его собственном объективно-субъективном психо-ментальном поле.

В свете изложенных представлений возникает возможность говорить о качественной стороне мышления, определяемой тремя типами энергий, пропитывающих сознание человека.

5. О качествах Саттвы.

В качествах Саттвы – уравновешенность, спокойствие. Но Саттва не есть пассивность, напротив, это состояние повышенной, но разумной активности. У индийского философа Вивекананды можно встретить: «Спокойствие – величайшее проявление силы. Легче проявлять [суетливую] активность. Отпустите поводья и кони понесут вас. Это может каждый, но гораздо сложнее остановить разгорячившихся коней». Достигнуть саттвического спокойствия совсем непросто. Если не уметь тщательно анализировать свое состояние, можно принять внешнее спокойствие, достигаемое внутренним раждасическим усилием, за внутреннее саттвическое спокойствие, которое таковым не является. Но и не надо путать Саттву с душевной вялостью или леностью. Саттва – это разумная активность, это готовность к разумному действию, это ясность ума, ведущая человека к мудрости.

Но говорить о качествах Саттвы и быть носителем этих качеств — это, как говорят в Одессе, две больше разницы. Человек может много говорить о доброте, но реально являет только те качества сознания, которые накопил по жизни, а точнее, по многим жизням. Энергетическое Сердце человека и является носителем накопленных энергий добра и зла.

Вот что говориться об этом в книге Нового Завета:

«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Всякое дерево познается по плоду своему [т.е. не по словам, а по делам]. Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его».

Блез Паскаль, философ и ученый 17 века, обладая тонким даром философской интуиции, утверждал: «Чем разумнее и добрее человек, тем больше он замечает добра в людях». То есть чем больше в человеке накоплено Саттвы, тем он лучше понимает, сколько ее накоплено у других людей.

Ведь недаром часто говорят, что человек судит по себе. Например, человек, наблюдая за действиями другого, может подумать: «Я бы на его месте не упустил возможности добиться цели вот такой уловкой, как раз подходящая ситуация схитрить. Значит, и действия этого человека, хоть с виду и благородные, но это он просто такой изощренный хитрец».

Вспомните ставшее «крылатым» выражение Григория Сковороды: «Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам».

«Всяк есть то, чье сердце в нем: волчье сердце есть истинный волк, хотя лицо человечье; сердце боброво есть бобр, хотя вид волчий; сердце вепрево есть вепрь, хотя вид бобров. Всяк есть то, чье сердце в нем».

Какими энергиями человек наполняет свой ум, свое сердце, из каких энергий он формирует свои желания и эмоции, таким он и становится.

Отсюда следует, что можно говорить о правильных и неправильных действиях человека, причем в правильности заинтересован сам человек, а не сторонний наблюдатель, поскольку неправильные поступки, действия, мысли, эмоции, желания ведут к разрушению здоровья и будущим неприятным следствиям. Смысл всех воплощений человека ;— научиться понимать, что есть добро, ведущее по пути развития сознания, а что — зло, толкающее к разрушению и деградации.

Таким образом, в каждой жизненной ситуации у человека есть выбор и возможность поступить в соответствии с одной из гун природы: или Саттвично, или раджасично, или тамасично. И что человек проявляет, то и накапливает в своем сознании, или тонкоэнергетическом теле, в ауре, в сердце.

В этом смысле можно каждую жизненную ситуацию рассматривать как некоторое маленькое испытание — ты сможешь поступить как Человек, то есть Саттвично, или будешь действовать, не задумываясь, по инерции, что свойственно раджасу-тамасу, или низшему «я» человека.

Источник

Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Гуна («качество», «веревка» дословное значение на языке санскрита) – это в индийской философии свойство некоторого объекта, которое сковывает, стягивает этот объект, не давая ему в полной мере проявить себя, свою миссию.

Гуны являются атрибутом только материального мира, поскольку в мире духовном все объекты отражают свою истинную сущность полностью, без возможности внешнего влияния на них.

Кроме того, гуны являются ведущим понятием в Аюрведе, отражающим главные составляющие Природы.

Таких составляющих всего три, они перечислены ниже:

Взаимодействие гун

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаТри материальные гуны Саттва, Раджас и Тамас всегда существуют совместно. Они являются частью некоторого объекта, при этом циклично сменяют друг друга. Объектом может быть человек, какой-либо предмет или событие. Очень важным для объекта является то, какая из гун является доминирующей. Например, у обычного человека преобладает Раджас, у Божества или ангела – Саттва, у животных больше всего Тамаса.

Каждому человеку, если он хочет обрести внутреннюю гармонию и спокойствие, нужно уравновесить все три гуны, присущие ему. Если же баланса не будет, то он будет чувствовать себя либо слишком подавленным и изможденным, либо наоборот слишком раздраженным и взвинченным. Такое состояние дисбаланса со временем приводит к депрессиям и различным болезням.

Существенное влияние на баланс Саттвы, Раджаса и Тамаса в каждом человеке оказывает то, в каком окружении он находится, чем занимается, какую ведет жизнь. Например, если ему приходится жить в окружении людей слишком возбужденных и неуравновешенных, у него увеличивается влияние Раджаса. А преобладание этой гуны в конечном счете приводит к физическому и умственному упадку.

Справка! По словам из Бхагавад Гиты, каждая из трех гун постоянно пытается стать преобладающей, но, не смотря на эти попытки, только одна всегда находится в позиции лидера, время от времени чуть ослабевая или наоборот усиливая свои позиции. И эта законемерность определяет характер человека.

Если мы будем внимательнее к самим себе, проанализируем свой образ жизни, то мы наверняка сможем определить, какая из трех составляющих Природы – Саттва, Раджас или Тамас – является доминирующей.

Тамас

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаЛюди под влиянием Тамаса невежественны, обессиленны, они как будто все время пребывают во сне. Жизнь таких людей – это иллюзорная жизнь, когда они считают, что они деятельны и активны, а на самом деле находятся в состоянии полной прострации. Человек не имеет духовной цели, жизнь пускается на самотек.

Особенности человека при доминировании Тама-гуны:

В пространстве гуна тьмы и невежества реализована в местах со знаком Инь – госпитали, больницы, хосписы, заводы по переработке мяса, места захоронения. Сюда же относят все, что находится под землей – подземные склады, шахты, метро и прочее.

Раджас

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаРаджас побуждает своего обладателя к бесконечной наживе, поскольку является олицетворением корыстолюбия и страсти. Живое существо, в котором преобладает Раджас, становится очень зависимым от материальных благ. Человек пытается стать обладателем как можно большего количества денег, никогда не удовлетворяясь тем, что уже имеет, жаждет материальных наслаждений и с неуемным упорством их добывает.

Тот, в ком доминирует Раджас, свойственно следующее:

В пространстве гуна страсти относится к крупным населенным пунктам, мегаполисам, а также к местам с большим скоплением народа (торговые и развлекательные центры, рыночные площади, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, крупные стадионы во время нахождения на них большого количества людей).

Саттва

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаСамая чистая из всех гун, Саттва дарует просветление материальному объекту, для которого является доминантной. Человек становится чище, если у него доминирует Саттва и он совершает благородные поступки. Ему открываются высшие истины.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Отличительные признаки человека, в котором доминирует Саттва:

Человеку необходимо скрупулезно работать над собой во имя того, чтобы над его душой стала властвовать Саттва гуна. Такая работа должна быть представлена следующими шагами:

Среди людей, находящихся во власти Саттвы, часто встречаются деятели науки, мудрецы и философы.

«Нигде в этом мире – ни здесь, ни на высших планетах – нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния трех гун, порожденных материальной природой». Бхагавад-гита 18.40

В пространстве гуна благости – это божественные дома (церкви, мечети, синагоги), сама природа и ее места силы.

Продукты и питание

Питание в йоге через потребляемые продукты помогает сбалансировать гуны. Для любых продуктов питания характерно наличие всех трех гун, и также как в любом живом существе, одной из гун будет больше, чем двух других. В зависимости от качества и состояния продуктов, доминирующая гуна может меняться. Так, в свежем фрукте преобладает Саттва, но если фрукт испортится или подвергнется термической обработке, преобладать будет Тамас.

Тамасная пища

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаОсобенности пищи, в которой преобладает гуна невежества – она чаще всего несвежая, высохшая или скисшая. Приверженцы йогического питания стараются не употреблять такую пищу, так как она отрицательно воздействует на душу человека. Но, несмотря на это, положительное влияние такой пищи тоже может быть – употребление тамасных продуктов иногда делает человека более уравновешенным.

Примеры тамасичных продуктов:

Если пища с доминантной гуной благости будет термически обработана с использованием масла, она станет относиться к тамасной еде.

Раджасная пища

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаПродукты питания с доминантной гуной страсти имеют ярко выраженные вкусовые качества – они соленые, острые, кислые или горькие.

Человек, находящийся под влиянием Раджаса и употребляющий Раджасные продукты, становится еще более раздраженным и взвинченным. И наоборот, если он ощущает упадок сил, раджасная еда может придать ему бодрости.

Примеры продуктов питания под влиянием Раджаса:

Саттвичная пища

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гунаУпотребление в пищу продуктов с доминантной гуной благости приводит к улучшению как физического, так и духовного проявлений. Организм оздаравливается, душа обретает гармонию.

Примеры продуктов питания под влиянием Саттвы:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Три гуны: саттва, раджас, тамас

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гуна

С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гуна

1. Саттва-гуна

Источник

Как достичь саттва-гуны? Как избавиться от раджаса и тамаса?

что такое саттва гуна. Смотреть фото что такое саттва гуна. Смотреть картинку что такое саттва гуна. Картинка про что такое саттва гуна. Фото что такое саттва гуна

Знания о гунах материальной природы способно дать возможность человеку не только действовать правильно, согласно истинному знанию, но и обретать в ходе такого образа действий истинное счастье. Для разумных людей очевидно, что раджас и тамас не могут стать целью достижения, так как они приводят живое существо к страданию и заблуждению. В то же время, саттва даёт возможность как испытать сильное счастье внутри себя, так и даёт платформу и необходимые качества для начало духовного пути. До тех пор, пока сознание наполнено многими отрицательными качествами раджаса и тамаса, духовный путь практически невозможен. Начало духовного пути, который является высшей целью, сопровождается состоянием саттва-гуны. И поэтому необходимо не только знать чем различаются гуны материальной природы, но и знать как избежать низших и достичь лучшей гуны.

Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

Для того, чтобы понять, как достичь саттва-гуны необходимо понять обрести знание о трёх гунах, а также найти причину, источники, проявления тамаса, раджаса и саттвы. И только сделав вывод из полученных знаний можно уверенно будет двигаться в сторону саттва-гуны.

Причины возникновения и источники саттва-гуны, раджаса и тамаса

Тамас

Причиной возникновения тамаса фундаментально является авидья – изначальное обусловленное состояние живого существа в материальном мире. Попав в материальный мир, душа становится обусловленной материей: ложным эго, разумом, умом и телом. Таким образом, сознание души меркнет, подобно свету свечи накрытой горшком. И живое существо начинает отождествлять себя с материей посредством ложного эго. Основное отождествление – материальное тело. Если моему телу хорошо – значит хорошо мне, если ему плохо – значит плохо мне. Так из авидьи, невежества, возникает вожделение, а из вожделения рождается жадность и гнев. Эти четыре качества обуславливают живое существо полностью без возможности измениться самостоятельно погружая в сансару – круговорот рождения и смерти.

Причиной возникновения тамаса является изначальное невежество обусловленности – отождествление себя с материей. Из этого отождествления исходит и желание и страхи. Желание наслаждения и страх страдания. Так, живое существо погружается в материальное существование. Авидья означает невежество, которое не даёт воспринять знание или почувствовать его. Это подобно незнанию языка, которое не даёт понять речь. Находясь под влиянием авидьи, человек может получать знания, но не может их реализовать. А реализовать он их может только с уровня саттвы, когда приходит гьяна.

Источником невежества являются:

Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни.

Невежество, являющееся источником тамаса, это агьяна, что дословно означает «незнание». В отличие от авидьи, агьяна прямо указывает на то, что человек не только не обладает надлежащим знанием, но и твердо убежден в различного рода заблуждениях, проявляющиеся как в виде различных концепциях, мировоззрениях, так и в виде греховного образа мыслей и поступков

К запрещенной деятельности относиться: викарма и деятельность, которая не соответствует природе человека. Викарма означает греховная деятельность, из собственной прихоти. Это образ действий, при котором человек отказывается действовать исходя из знаний, пренебрегает предписаниями священных текстов и действует так как ему пожелается, только из своего вожделения.

Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.

Отказ от исполнения своего долга и исполнение чужого также является запрещенной деятельностью. В Бхагавад-Гите сказано: «Лучше исполнять свой долг несовершенным образом, чем исполнять в совершенстве чужой. Ибо следовать чужому пути опасно». Отказ от исполнения своего долга также можно приравнять к запрещенной деятельности, а значит это приводит человека только к невежеству.

Все остальные источники тамаса очевидны и не требуют разъяснений. Питание должно быть вегетарианским, потому что в противном случае мы являемся причиной страданий других живых существ, сон ограниченным ночным временем, деятельность должна соответствовать природе и не причинять страданий другим живым существам.

Раджас

Причиной возникновения раджаса, как движущей силы, является вожделение. Вожделение – это всепоглощающее желание наслаждений. Раджас проявляется в виде чрезмерной активности, причиной которой являются сильные желания. Вожделение и обозначает сильные желания, которые занимают живое существо целиком, отворачивая его от Бога и своей духовной энергии. Сильные желания присущи всем живым существам, даже в духовной жизни, но в силу авидьи, эти желания направлены на материю и удовлетворение своих чувств, тогда как в чистой, духовной жизни они направлены на Кришну.

Источниками раджаса являются:

Созерцая объекты чувственного наслаждения в уме человека зарождается желание, в соединении с вожделением, такое желание порождает неудовлетворенность и стремление удовлетворить это желание. Это в свою очередь является причиной активной деятельности и тяжелого труда. А материальная деятельность имеющая корыстные побуждения сама по себе вводит сознание в состояние невежества, так как в ней проявляются гнев и жадность, а они становятся причиной потери разума, который предостерегает от падения в пучину материального существования. Созерцая объекты развивается желание и привязанность к объектам вожделения, что ещё сильнее обуславливает живое существо. Показательный пример привязанности приведет в 11 песне 7 главы Шримад-Бхагаватам, где рассказывается история о голубе, который был чрезмерно привязан к семье. Эта история оканчивается таким стихом:

Врата освобождения широко открыты тому, кто достиг человеческой формы жизни. Но если человек, подобно глупой птице в этой истории, посвящает себя семейной жизни, то он подобен тому, кто добрался до вершины только для того, чтобы споткнуться и упасть.

Сильный, чрезмерно активный или необузданный ум является источником многих желаний, так как даже не созерцая объекты наслаждения они могут просто всплыть в необузданном уме в любую секунду. В то же время слабый разум подобен распахнутым дверям в богатом доме, мимо которого постоянно проходят грабители. Чувства очень сильны, контролируются они разумом, но если разум слаб – то чувства становятся хозяевами человека и управляют им во всем. Так, неконтролируемые чувства и эмоции становятся причиной многих желаний и поступков, которые являются определенно греховными.

Вера в материальные достижения такие как образование, научно-технический прогресс, высокие титулы, власть, почёт, богатство вынуждает человека искать спасение в них. Веря в то, что некое материальное достижение способно спасти его от страданий, он с неустанной верой начинает добиваться его. Но такая вера приводит лишь к разочарованию и неисполненным ожиданиям. Страдания будут сопровождать человека в материальной жизни всегда, до тех пор, пока он не очиститься от обусловленного состояния. И ни одно материальное достижение не способно изменить этого. Страдали нищие и цари. Страдали в прошлом, страдают сейчас и будут страдать в будущем. До тех пор, пока не обретут духовное знание и не очистят своё сознание от невежества обусловленности.

В корне, раджас – это желание посредством достижения, а не посредством наслаждения. Тамас стремиться к удовлетворению «здесь и сейчас», а раджас предполагает, что наслаждение будет в будущем. Но добившийся успеха раджас приводит к тамасу, а не добившийся – к страданиям. Раджас может быть единственно положительным, когда направлен на достижение саттвы или исполнения долга. Во всех остальных случаях, он достаточно вредоносен для сознания живого существа.

Методы достижения саттва-гуны

Говорить о причинах возникновения саттва-гуны достаточно затруднительно, так как в материальном мире нет фундаментальных причин для того, чтобы живое существо прибывало в саттва-гуне. Вопрос возникновения саттва-гуны заключается в труде, дисциплине, знаниях, следованию этому пути, желанию освобождения. Но нельзя найти той точки, когда человек просто оказывается в этой гуне сам по себе. Для тамаса – это авидья, для раджаса – кама. А для саттва-гуны это может быть знание, гьяна. Потому что только приобретя и воплощая знание можно достичь уровня саттвы. Не обладая знанием, действовать саттвично попросту нет причин, так как саттвичный образ жизни с материальной точки зрения являются тяжелыми и лишенным наслаждения.

Источниками саттвы являются:

Праведная деятельность в гуне благости приносит чистые плоды. Поэтому мудрецы, свободные от влияния иллюзии, всегда счастливы.

Комментарий Шрилы Прабхупады к Бхагавад-Гите 14.16.

Знания даруют возможность испытать вкус к праведной жизни и отказаться от низкого вкуса, присущего материальным наслаждениям. Знания воплощаются как в виде понимания, так и виде добродетельных качеств, которые становятся источником счастья и отворачивают человека от порочных поступков и мыслей.

Необходимые для обретения саттвы знания находятся в священных писаниях, таких как Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам. Чтение и изучение этих писаний способно приблизить человека к саттва-гуне, освободив от влияния раджаса и тамаса, тем самым не только избавить от страданий, но и приблизить начало духовного пути.

Как уже было сказано, питание, сон, деятельность и многие другие аспекты жизни человека должны быть подчинены определенным правилам. Сон должен быть ограничен ночным временем, питание – вегетарианскими продуктами и т.д. Эти правила находятся в священных писаниях таких как Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам.

Стремление к духовному осознанию и духовному знанию воплощает возможность начать духовный путь, который не только поможет избавиться от нежелательных качеств, но и дарует высшее благо и достижение высшей цели. Духовное знание содержится в таких священных писаниях, как…ну вы знаете.

Исполнение долга зависит от индивидуальной психофизической природы человека. Соответствие природы и деятельности способно дать все необходимые плоды труда как для поддержания жизни, так и для достижения счастья. Исполнение долга не должно быть корыстным. Знания о каждой психофизической природе и правилах для каждой из них можно найти в этой статье.

Принципы ямы-ниямы:

Четыре регулирующих принципа:

Особенно благоприятно для сознания слушать священные писания из уст авторитетных духовных учителей – вайшнавов. А также воспевание Святых Имён Господа, молитвы, поклонение и служение Ему.

Все эти методы достижения саттва-гуны серьезны и авторитетны. Но, иногда, тот или иной метод может показаться тяжелым или трудновыполнимым. Ведическая философия не призывает следовать сразу всем принципам и правилам, но постепенно отказываясь от недозволенного и прививая положительные качества, выйти на тот уровень внутреннего развития, на котором становится возможно следование этим принципам. Некоторые люди с большой страстью начинают следовать этим правилам и с такой же большой страстью заканчивают следовать им. Энтузиазм важен и он должен соответствовать способностям. Не следует брать слишком большую нагрузку, просто потому что под большой нагрузкой можно оказаться быть раздавленным. Постепенное развитие и очищение – это разумный метод, но не стоит и воспринимать это то, что можно отложить на потом. Необходимо постоянно прикладывать возможные усилия к культивированию положительных и избавлению от нежелательных качеств.

Вспомогательными методами для достижения саттва-гуны могут быть:

Это вспомогательные методы, которые сами по себе не могут поднять человека на платформу саттва-гуны. Для приобретения саттвы необходимо не просто совершать какие-то действия иногда, но постоянно жить чисто, а это требует следованию определенным правилам и отказу от нежелательных качеств и действий. Но эти методы могут помочь, поспособствовать и занять ум саттвичной деятельностью, не оставляя его без дела. Не занятый ум будет естественно склоняться к поиску развлечений, а это приводит к бессмысленным занятиям, которые, в конечном итоге, приводят к апатии и потери драгоценной энергии.

Гуна счастья, знания и света

Саттва-гуна обретается путём приобретения знаний и их реализации. Источником знаний являются священные тексты. Несмотря на то, что мы не способны понять их в полной мере, у нас есть возможность слушать и читать комментарии к ним более авторитетных людей. Подняться до уровня саттвы означает перестать воспринимать мир как источник наслаждений и обратить свой взор внутрь себя, понять себя и обрести знание о своей настоящей природе. И поиск себя и обретение саттва-гуны это трудные и продолжительный процесс, который должен постоянно поддерживаться усилиями и правильными поступками. Это большой труд, но как известно, счастье стяжается трудом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *