что такое сапун на мотоцикле

Сапун двигателя: зачем нужен, как работает и где устанавливается?

Далеко не все автомобилисты, а особенно начинающие, знают о том, для чего нужен и что собой представляет сапун двигателя. Данный элемент нередко упоминается в рекомендациях по эксплуатации транспортного средства. Этот элемент помогает диагностировать важные проблемы, которые связаны непосредственно с мотором авто. Почему? Да потому что зачастую проблемы с этим элементом способны впоследствии привести к неполадкам силового агрегата. И как следствие все это выльется в дорогостоящий ремонт. По этой причине каждый автомобилист должен знать все о таком приборе и иметь хотя бы малейшее представление о том, как можно предотвратить нарушения в его работе.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Для чего нужен сапун и где устанавливается?

Основной задачей сапуна является снижение давления в картере мотора. Поскольку во время работы мотора в его картере собираются газы, со временем они создают высокое давление. и если во время не стравливать их мотор может прекратить свою работу из-за подпирания большим давлением его поршней. В этом случае газ начнет искать пути выхода и будет выходить через любое другое отверстие. Для предотвращения этого и устанавливается подобный клапан. Кроме этого, сапун снижает температуру внутри мотора и осуществляет вентиляцию. Поэтому непосредственно по работе данного агрегата можно судить о наличии проблем с работой двигателя. Если имеются неполадки, то из шланга может исходить серый дым вроде выхлопа. В нормальном режиме такого происходить не должно. А из агрегата должен выходить прозрачный и практически незаметный дым. Устанавливается сапун в самом двигателе, либо внутри конструкции заднего и переднего моста, а также в КПП.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Как работает и зачем его чистить?

Функции сапуна вне зависимости от его месторасположения всегда остаются неизменными. Обычно такое устройство имеет фильтр, который препятствует проникновению в мотор грязи, пыли и частичек влаги. Если говорить более понятным языком, то устройство дает возможность дышать конструктивным узлам и препятствует возможному вытеканию рабочих жидкостей. Что касается принципа работы сапуна, то поскольку во время работы силового агрегата масло в картере нагревается, это приводит к росту температуры. Тогда воздух начинает расширяться и создает давление. Это давление необходимо сбрасывать, иначе масляная жидкость, что внутри начнет вытекать через уплотнители и сальники. А вот при охлаждении совсем наоборот давление в картере быстро падает и воздух начинает выходить сквозь все отверстия. Чтобы хоть как-то это предотвратить, необходимо выровнять давление на мотор. И делается это путем установки сапуна. со временем в нем накапливаются пыль и грязь, из-за чего он перестает нормально работать. Из-за чего с давлением начинаются проблемы и это приводит к утечке масла. Если сапун сильно загрязнен его необходимо заменить на новый. но перед установкой обязательно рекомендуется его очистить и очистить его место установки.

Подробнее о том, что такое сапун будет рассказано в этом видеоматериале:

Источник

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки.

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему?

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой…

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п.

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки».

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки. Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем.

Источник

Сапуны все о них. Теория и практика.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Сапуны. Сегодня речь пойдет о них. Начнем с теории- что это такое и вообще нафига они нужны. Кто знает переходите сразу к практике. Так сложилось что мосты, коробки, раздатки это полости заполненные всякими нужными детальками, которые смазываются маслом ну а свободное место занимает воздух. Масло и воздух, в первую очередь воздух имеют свойство в зависимости от температуры увеличивать либо уменьшать свой обьем, проще говоря расширяться или сжиматься. А вот полость моста к примеру не расширяется настолько, что бы вместить лишний обьем воздуха образовавшийся из-за нагрева моста и его надо куда то девать иначе банально начнет давить масло через сальники полу осей. Так вот сапун и создан, что бы выпускать «на свободу» этот лишний объем. На сурфе все сапуны кроме сапуна автомата работают только на выпуск хотя как показала практика, мои старые сапуны в обе стороны работали, если сильно резко не втягивать воздух через него то сапун не закрывался полностью. Так что при резком охлаждении мост тянет воздух «в себя» через сальники полуосей. На практике получается так, как только разогревается мост и масло в нем, сапун выпускает лишний объем воздуха. Но как только мост резко охлаждается при форсировании брода он начинает втягивать в себя воду из собственно этого брода. Дальше происходит самое не приятное вода попавшая в мост/коробку/раздатку начинает «смешиваться» с маслом образуя пену или правильнее сказать эмульсию. В результате чего масло уже не может нормально смазывать трущиеся детальки и они банально перегреваются и разрушаются. Дабы избежать этого необходимо вывести сапуны мостов/коробок/раздаток по выше избавляясь от клапана сапуна заменяя его к примеру фильтром которые легко в обе стороны пропускает воздух. Чаще всего сапуны выводятся под капот куда по выше, но можно вывести в салон в район задних воздуховодов дабы не дышать парами маслов, хотя даже сапуны поднятые до уровня рамы и спрятанные в ней уже всяко лучше(некоторые авто уже с завода обладают сапунами выведенными в раму). С теорией вроде все. Перейдем к практике.

И так первый вариант сапунов был изготовлен из тормозной металлической трубки от волго газели, которая подсоединялась к мосту через тормозной шланг газели. Вариант для нашего климата совсем не подходящий с первыми же морозами весь конденсат в них замерз и сама трубка перестала продуваться из-за малого диаметра. Надо переделывать.
Зная что на сурфе все сапуны с хитрой резьбой был выкручен сапун и отдан на завод дабы выточили переходники на пластиковый шланг которые можно ввернуть в мосты и раздатку(на автомате особый сапун о нем позже). Но один фиг с резьбой они накосячили так, что вворачивать их пришлось через силу((( Таких переходника нам нужно три штуки(если у вас автомат).

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

так же из необходимого сам шланг(обязательно прозрачный), хомутики и тройники.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Я стал делать по принципу двух магистралей- сапуны мостов через тройник собирал в одну трубку и выводил ее, тоже самое с автоматом и раздаткой. Тут сложно ничего нет, выкручиваем штатные сапуны, на их место ставим переходники предварительно не много смазав резьбу герметиком на всякий пожарный. Хотя с передним мостом придется по развлекаться сапун там в ТАКОМ месте)))

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Все это добро собираем в тройники в удобном месте. Лично я один тройник собрал над баком ибо было прорезан лючок к бензонасосу и там все красиво помещалось а второй над раздаткой

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

сапун автомата. Штука веселая. Это просто трубочка без каких либо клапанов, на конце запаяна с парой отверстий а сама трубочка изогнута вниз.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

стоит это чудо вот тут вот. снимается очень просто откручиваем болтик что держит скобку, снимаем скобку и просто вытаскиваем сапун.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Его доработка минимальна- срезаем запайку трубочки и делаем из нее просто трубочку))) К сапуну цепляем шланг, смазываем герметиком все это дело и затягиваем хомутиком и вуаля все готово. Возвращаем доработанный сапун на коробку и радуемся жизни.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Теперь дело за малым все это вывести куда нибудь. Я выводил в салон под крышу. Ну во первых так сложилось что под капотом и так места мало(первый вариант сапунов выводился именно под капот) да и все трубочки собрались у бензобака а у меня там как писал выше лючок к бензонасосу. Так что сам бог велел)))
Высверливаем отверстие. В качестве уплотнителя я использовал резинку от ксеноновых лампочек коих валялось в избытке. Немного дорабатываем резинку что бы через нее можно было просунуть два шланга, все это дело устанавливаем и обильно смазываем герметиком.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Трубки очень хорошо умещаются по соседству с штатной проводкой

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

И выводим под самую крышу

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Вот и все.
Практика одной зимы показала что в трубке сапуна автомат/раздатка один фиг скапливается довольно много влаги. Может причина в том что авто пол зимы просто простоял без мотора и вода туда просто попала. Если же нет буду менять на трубки большего размера.
И помните что даже выведенные под крышу сапуны не дают 100% гарантии что водичка не попадет в мосты. Воду может загнать в мосты если у вас плохие сальники или банально сильным течением. Так что после продолжительных водных процедур проверка редукторов на предмет «пены» обязательна.
Всем удачного плаванья!

Источник

Сапун двигателя: что это такое

Абсолютное большинство автомобилистов, даже тех, кто за рулём не один десяток лет, затруднятся и не смогут ответить если их спросить о том, что такое сапун двигателя, где он находится и для чего нужен. Это не удивительно, ведь эта небольшая деталь не так часто выходит из строя и многие о ней даже не знают.

Что такое сапун двигателя и зачем он нужен?

Все знают, что двигатель внутреннего сгорания, тот самый, что установлен под капотом вашего автомобиля, работает не на бензине, дизеле или газе, а на их смеси с воздухом. Причём именно воздуха, который ничего не стоит (в отличие от топлива, за которое регулярно оставляем кругленькую сумму на АЗС), требуется во много раз больше. Вот только помимо притока чистого воздуха и вывода отработанных газов через выхлопную трубу при работе ДВС образуются паразитные газы.

Сапун – это ни что иное как дыхательный клапан, постоянно сбрасывающий избыточное давление, образующееся внутри двигателя при работе. Необходимость, нужность этой простой, сравнительно недорогой детали, сложно переоценить.

Где находится сапун двигателя

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

От двигателя к двигателю у разных автопроизводителей сапун может размещаться в разных местах. Но в большинстве случаев он располагается на клапанной крышке, рядом с заливной горловиной. Хотя могут быть варианты: лучше уточнить в инструкции-описании к автомобилю или выяснить на тематических форумах.

На картинке справа система вентиляции картера двигателя ВАЗ 2111, которая включает и сапун:

Но сапун устанавливается не только в ДВС. Он есть в:

Однако даже внешний вид у них зачастую схожий, а нередко идентичный: функцию он выполняют одну и ту же.

Устройство сапуна

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоциклеОбычно, внутренне устройство сапуна очень простое. Разберем его на примере сапуна для КПП/моста.

Хотя этот сапун используется не для моторов, но принцип один и тот же. Элементарный модуль, обойтись без которого просто не получится.

Читайте также: Что такое лямбда зонд и для чего он нужен.

Почему идет дым из сапуна

Неисправность у сапуна может быть только одна: он стал плохо пропускать скопившиеся газы, сравнивая давление внутри двигателя с атмосферным. Но дым, идущий из него, может сказать о многом:

Внушительный список самых разных ситуаций. И можно не сомневаться, что если у вашего авто сапун дымит, вы среди них точно нашли свой случай.

Ремонт и обслуживание сапуна

Из-за незначительной стоимости, а также простоты снятия/установки, почти всегда ремонт сапуна сводится к его замене. Но это даже забывчивым автовладельцам, проводящим его обслуживание от раза к разу, не понадобится, так как там просто нечему ломаться.

Всё его обслуживание сводится к своевременной чистке. Снаружи достаточно протереть ветошью, а если загрязнения давние, то придётся воспользоваться ножом, отвёрткой или скребком.

Чистка изнутри несколько сложнее, но всё равно очень простая. Сапун необходимо снять (он может быть на болтах или жёстко посажен «в натяг») и примитивным шомполом, сделать который можно из куска проволоки, прочистить. Аналогично поступаем с маслоуловительной сеткой: в редких случаях, когда она сильно забита, механической чистки будет недостаточно. И тогда её нужно прожечь, налив совсем немного бензина, или замочить в агрессивной химии на несколько часов.

Сборка, как это вполне предсказуемо, в обратном порядке. Поэтому весь процесс не займёт много времени и не потребует наличия специальных инструментов или навыков.

При этом делать это лучше всего при сезонной замене масла или прохождении очередного ТО. На большинстве автомобилей со средним пробегом проводить эту нехитрую операцию достаточно два раза в год. Но именно сапун мотора подтверждает непреложную истину: в автомобиле, особенно современном, нет мелочей.

Читайте также: Что такое ДМРВ в автомобиле и как оно работает.

Источник

Сапун двигателя: что это такое

Дыхательный клапан, или сапун, предназначен для общения авто с атмосферой. Его задача – пускать газы и уравнивать давление во внутренней и наружной плоскостях. Когда механизмы авто не работают, именно он позволяет проникать воздуху в салон. И эти функции он выполняет несмотря на местонахождение – на одном из мостов, моторе или коробке передач. Но он спасает соответствующие механизмы от неисправностей.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Сапун в двигателе

Дыхательный клапан исключает протечку масла из картера. Сапун выпускает воздух и газы, которые образуют цилиндры головного блока. Происходит это благодаря поступлению воздуха из атмосферы после остановки и выключения зажигания водителем. Также сапун исключает попадание грязи внутрь двигателя, из-за чего они получили широкое применение на внедорожниках.

Подобно другим механизмам, сапуны склонны забиваться и накапливать грязь, а также выходить со строя. Периодически устройства нужно проверять и принимать меры по своевременной замене. Эксплуатация повреждённых или забитых сапунов мотора приводит к ухудшению эффективности работы и перевесу давлений во внутренней плоскости. Масло из картера только этого и ждёт, подготавливая свой побег. А этого допускать нельзя категорически.

Сапун двигателя

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Некоторых начинающих водителей вгоняет в ступор вопрос «сапун двигателя и что это такое», ведь в рекомендациях по эксплуатации и уходу за автосредством часто упоминается этот важный элемент мотора.

Помимо этого, сапун нередко помогает диагностировать важные проблемы, связанные с силовым агрегатом: дело в том, что проблемы с данным элементом могут впоследствии вызвать неполадки двигателя, что затем может привести к дорогостоящему ремонту.

Именно поэтому владельцу авто просто необходимо знать все аспекты и характеристики прибора, а также иметь представление о том, как правильно предотвращать нарушения в его работе, ведь клапан-сапун, не кажущийся на первый взгляд значительной деталью, имеет большое значение для правильной работы силового агрегата.

Место установки

Клапан-сапун в автомобиле обычно находится:

Важно

Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять.

Неисправный клапан может привести к различным нарушениям:

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

Сапун у КПП

Беречь от загрязнения нужно и все разновидности коробки передач. Загрязнённый механизм тормозит её работу и делает невозможными плавность переключения определённых передач. Сапун устанавливают на крышку картера.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Неисправный сапун КПП не сможет противостоять повышению давления внутри корпуса. Это приведёт к разрушению подшипников. Во время каждого техосмотра очищайте сапуны и при необходимости меняйте их.

Что такое сапун двигателя?

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Для функционирования двигателя автомобиля должно соблюдаться ряд условий, среди которых и нормальное давление в картере. И обеспечивает это система отвода картерных газов, одним из основных элементов которой является сапун.

Назначение

Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.

В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.

Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.

Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.

Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.

Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.

Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном. Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.

Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.

При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.

Конструктивные особенности

Ранее сапун представлял собой обычный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтобы исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории движения газов, при этом масло благодаря инерции оседало на стенках маслоотделителя и стекало в поддон.

Система вентиляции картера ВАЗ 2111: 1. Картер двигателя. 2. Сапун. 3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки. 4. Маслоотделитель под клапанной крышкой. 5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки. 6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.

7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

В современных авто, для повышения экологичности, используется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.

Эта система включает в себя:

Примечательно, что в системе отвода картерных газов используется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.

Размещается сапун в самых разных местах нижней части блока двигателя. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.

Сапун – элемент очень простой по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через несколько минут возросшее давление выдавит масло. Если масло выйдет через щуп, тогда достаточно лишь восстановить уровень смазочного материала и вытереть подкапотное пространство. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.

В сапуне нет никаких подвижных частей, поэтому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все же требует. Маслоотделитель не способен уловить все масло и масляные частицы в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и загрязняющими элементами. Постепенно диаметр трубок уменьшается, что ухудшает вентиляцию картера. В зимнее время к грязи на стенках добавляется замерзшая вода.

На некоторых авто система вентиляции картера предусматривает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязью, поэтому пропускная способность снижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Обслуживание

Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.

Загрязненный сапун Skoda Octavia

Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.

После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.

Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.

Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.

Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.

Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.

: Сапун, что это и зачем?

Мостовой сапун

Он отвечает за взаимодействие мостов осей с маслом внутри и внешней среды. Мост очень надёжно защищён от загрязнений, а автомобиль не пострадает из-за разрыва моста вследствие повышения давления масла в нем.

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Большего внимания требует сапун на заднем мосту, который находится справа в верхней части. Из-за него возможно подтекание масла. А это крайне нежелательный побочный эффект.

Как работает и зачем его чистить?

Функции сапуна вне зависимости от его месторасположения всегда остаются неизменными. Обычно такое устройство имеет фильтр, который препятствует проникновению в мотор грязи, пыли и частичек влаги. Если говорить более понятным языком, то устройство дает возможность дышать конструктивным узлам и препятствует возможному вытеканию рабочих жидкостей. Что касается принципа работы сапуна, то поскольку во время работы силового агрегата масло в картере нагревается, это приводит к росту температуры. Тогда воздух начинает расширяться и создает давление. Это давление необходимо сбрасывать, иначе масляная жидкость, что внутри начнет вытекать через уплотнители и сальники. А вот при охлаждении совсем наоборот давление в картере быстро падает и воздух начинает выходить сквозь все отверстия. Чтобы хоть как-то это предотвратить, необходимо выровнять давление на мотор. И делается это путем установки сапуна. со временем в нем накапливаются пыль и грязь, из-за чего он перестает нормально работать. Из-за чего с давлением начинаются проблемы и это приводит к утечке масла. Если сапун сильно загрязнен его необходимо заменить на новый. но перед установкой обязательно рекомендуется его очистить и очистить его место установки.

Подробнее о том, что такое сапун будет рассказано в этом видеоматериале:




Опубликовано: 02 ноября 2021

что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле что такое сапун на мотоцикле. Смотреть фото что такое сапун на мотоцикле. Смотреть картинку что такое сапун на мотоцикле. Картинка про что такое сапун на мотоцикле. Фото что такое сапун на мотоцикле

Сапун в коробке передач

Коробка передач должна преобразовывать крутящий момент в двигателе, а также изменять тяговое усилие. Часто случается, что коробка передач начинает плохо работать из-за того, что сапун коробки передач засорился. Чтобы избежать какой-либо поломки, следует чистить не только сапун в двигателе, но и все остальные, которые установлены в разных частях машины.

В коробке передач перепускной клапан находится на крышке картера коробки. Попадание песка или грязи приведет к заеданию колеса смонтированного на вторичном валу. В результате повышается изнашивание подшипников и синхронизаторов. Необходимо во время каждого технического осмотра, а то и чаще промывать сапун. В случае засорения клапана, будет повышаться давление в коробке передач, что приведет к протеканию масла через уплотнители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *