что такое санджак бей
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое санджак бей
Санджак Анкара-Анкара — один из древнейших городов Малой Азии. Известен ещё с VII века до нашей эры под греческим именем Ангира или Анкира (Αγκυρα, то есть якорь), расположенный на перекрестке оживленных торговых дорог, связывающих Европу и Азию.
В 1071 году, после поражения Византийской армии в битве при Манцикарте, Анкара переходит под контроль сельджуков.
В 1402 году вблизи Анкары между Тимуром и султаном Баязидом I произошла битва, вошедшая в историю как «Ангорская битва». Армия султана была разгромлена, а он сам попал в плен Тимуру. От этих событий пострадал и город, а также его окрестности, во времена правления Мурада II город начал постепенно восстанавливаться и расти.
Анкара-очень милый и светлый город.
Дворец Анкара Санджак.
35 покой,5 хаммамов,1 кухня,3 сада,2 конюшни,20 терасс,2 больших зала и 1 швейный цех.
Санджак Бурса-Бу́рса (тур. Bursa) — крупный город на северо-западе Анатолии, четвёртый по величине в Турции после Стамбула, Анкары и Измира и административный центр одноимённого ила.
С 395 и по 1326 город принадлежал Византийской империи, в 1326, после разгрома византийцев и успешной для турок осады города Бурса переходит Османской империи. В 1326—1365 — столица молодого Османского государства. Во время второй греко-турецкой войны 1919—1922 город был взят греческими войсками летом 1920, возвращён Турции в конце 1922.
Главными достопримечательностями города являются горнолыжные курорты на горе Улудаг, Зелёная мечеть, Зелёный мавзолей (Ешиль тюрбе), мечеть Улу-Джами, а также зелёные скверы и сады, разбросанные по всему городу.
Санджак Бурса-санджак для тех,кто имеется на виду стать вторым Султаном,у кого не получилось с Маниссой.
Дворец Бурса Санджак.
25 покой,3 хаммама,1 кухня,2 сада,23 терассы,1 большой зал.
Санджак Мерси́н-Мерси́н (тур. Mersin) — город, расположенный на юго-восточном побережье Турции (Мерсинский залив), в котором проживает около 850 000 жителей.Административный центр провинции Мерсин. Город известен своими прибрежными бульварами с пальмами, парками, отелями европейского типа, торговыми центрами и зоной свободной торговли.
Местность начала заселяться с 7 тысячелетия до н. э. Во время археологических раскопок на холме Юмюк-Тепе (тур. Yümüktepe), английский археолог Джон Гарстанг обнаружил 23 культурных слоя, самый ранний датируется 6300 годом до н. э. Городские укрепления были возведены в 4500 году до н. э., но основное строительство датируется между 3200 и 1200 годами до н. э.
Город упоминается многими античными авторами. Во времена Древней Греции он носил имя Зефирион (др.-греч. Ζεφύριον). Страбон, древнегреческий географ, упоминает местность Киликию, столицей которой был Тарсус (Ταρσός), а Мерсин, как наиболее близко расположенный порт, являлся «главными воротами» Киликии. После расцвета Константинополя торговля сместилась туда, и Мерсин потерял своё значение. Название города латинизировалось (Зефириум), а позже он был позже переименован в Адрианополис в честь императора Адриана.
На западной окраине города находятся развалины хеттской крепости (XIII—XIV век до н. э.)
Неподалёку от Мерсина находятся развалины античного поселения Солы (др.-греч. Σόλοι, лат. Soli), также бывшего известным под названием Помпейополь (др.-греч. Πομπηϊούπολις, лат. Pompeiopolis), построенного ещё во времена неолита и разрушенного во время землетрясения в 525 году н. э. Сохранились остатки некрополя, театра, аркады, храма и термии.
Тарсус, один из крупнейших городов провинции Мерсин, — место рождения апостола Павла, где в Средние века в его честь был создан храм.
Провинция Мерсин известна также тем, что Марк Антоний подарил Клеопатре в качестве свадебного подарка земли между Мерсином и Аланьей.
«Metrim-Tower» — самое высокое здание в городе Мерсин и одно из самых высоких в Турции (177 м). Пятидесятидвухэтажное здание было построено в 1987 году.
Мечеть Эски (тур. Eski) — один из важных памятников архитектуры османского времени (1870), была реставрирована в различные периоды.
Дворец Мерсин Санджак
40 покой,4 хаммама,2 кухни,4 сада,34 терассы,1 большой зал.
САНДЖАК
Полезное
Смотреть что такое «САНДЖАК» в других словарях:
САНДЖАК — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Большой Энциклопедический словарь
САНДЖАК — САНДЖАК, санджака, муж. (турец. sancak) (ист.). Административный округ в дореволюционной Турции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
САНДЖАК — Знамя, флаг, штандарт. Сохранилось в фамилиях Санджаков, Санзаков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
санджак — сущ., кол во синонимов: 1 • округ (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Санджак — В Викисловаре есть статья «санджак» Санджак (осман. سنجاق, тур … Википедия
санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. * * * САНДЖАК САНДЖАК, основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Энциклопедический словарь
Санджак — (тур. sancak, основное значение знамя, флаг) в султанской Турции административно территориальная единица, часть Вилайета … Большая советская энциклопедия
Санджак — (по турецки знамя, штандарт) в Турции название административного округа, во главе которого стоит каймакам или мутессариф (губернатор). С. делится на несколько уездов, или каз, а несколько С. образуют провинцию, или вилайет, управляемый вали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
САНДЖАК — (тур. sancak, осн. значение знамя, флаг) в султанской Турции: 1) до упразднения (1834) военно ленной системы объединение воен. ленов; 2) с 19 в. до 20 х гг. 20 в. адм. терр. единица, часть вилайета … Советская историческая энциклопедия
САНДЖАК
Смотреть что такое «САНДЖАК» в других словарях:
САНДЖАК — (араб.). Подразделение провинции в Турции; округ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САНДЖАК в Турции, подразделение вилайета (провинции), округ, уезд. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
САНДЖАК — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Большой Энциклопедический словарь
САНДЖАК — Знамя, флаг, штандарт. Сохранилось в фамилиях Санджаков, Санзаков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
санджак — сущ., кол во синонимов: 1 • округ (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Санджак — В Викисловаре есть статья «санджак» Санджак (осман. سنجاق, тур … Википедия
санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. * * * САНДЖАК САНДЖАК, основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Энциклопедический словарь
Санджак — (тур. sancak, основное значение знамя, флаг) в султанской Турции административно территориальная единица, часть Вилайета … Большая советская энциклопедия
Санджак — (по турецки знамя, штандарт) в Турции название административного округа, во главе которого стоит каймакам или мутессариф (губернатор). С. делится на несколько уездов, или каз, а несколько С. образуют провинцию, или вилайет, управляемый вали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
САНДЖАК — (тур. sancak, осн. значение знамя, флаг) в султанской Турции: 1) до упразднения (1834) военно ленной системы объединение воен. ленов; 2) с 19 в. до 20 х гг. 20 в. адм. терр. единица, часть вилайета … Советская историческая энциклопедия
Что это — санжак? история османской империи
Старость Сюмбюля
Хюррем-султан уходит из жизни в 1558 году. Сюмбюлю на тот момент около 60 лет. Гибель хасеки глубоко ранит евнуха, так как он очень сблизился с Хюррем в последние годы и был у неё в большом почёте. На некоторое время он покидает гарем, чтобы прийти в себя, однако затем возвращается к делам по просьбе дочери Хюррем.
Последние годы Сюмбюль проводит рядом с Михримах-султан, которая продолжает враждовать с Нурбану – фавориткой шехзаде Селима. Евнух во всём поддерживает её. Вместе им приходит в голову идея подослать шехзаде Мураду наложницу Сафие, которая в будущем станет валиде Султан.
Михримах-султан принимает решение навсегда покинуть дворец, Сюмбюль же остается служить в Топкапы. На момент конца сериала (а это по истории 1566 год) Сюмбюлю-аге примерно 68-70 лет.
Вот так состарился Сюмбюль-ага. На мой взгляд, старение заметно только в осанке. А вот лицо постарело мало. А как вы считаете, и любите ли героя Сюмбюля-агу?
Если вы любите «Великолепный век» — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи! Мой Инстаграм, Youtube-канал, Vk-группа.
Чем занимались жёны султана
В те времена у жён султана было достаточно развлечений и занятий. Но основное, чему они уделяли кучу времени – это уход за своей внешностью. В особенности много они ухаживали за своими волосами. Поскольку их одежда практически ничем не отличалась от мужской, волосы были единственным их инструментом красоты для привлечения внимания мужа. Поэтому они часами просиживали у зеркала, заплетая волосы. Волосы украшались дорогими лентами и шпильками. На голове они носили вельветовые шапочки, которые были усыпаны жемчугами и бриллиантами. Летом это были шапочки из легкой тонкой ткани или косынка. Летние головные уборы украшались цветком или эгреткой (специальной брошью с драгоценными камнями и перьями).
История термина и явления
Что это — санжак? Ответ на этот вопрос содержится в административном делении Османской империи. После падения Константинополя новое тюркское государство довольно быстро захватило огромные территории, принадлижавшие христианской империи.
Для управления новыми землями была разработана система, сочетавшая в себе административное и судебное управление. Наименьшей административной единицей был кадылык, название которого происходило от арабского слова «кады» — судья. Таким образом, правитель самой мелкой единицы выполнял, главным образом, судебные функции.
Более крупным образованием был санжак, что значит знамя. Термин «знамя» использовался не просто так. Первое время существования этих территориальных образований ими управляли сыновья султана. Однако не сыновья осуществляли фактическое управление санжаками, а их наместники, которым на время их полномочий вручался специальный военный флаг – санжак.
Покои кадын-эфенди
Каждая султанская жена имела свою комнату. Покои второй, третей и четвертой располагались с правой стороны от внутреннего двора гарема. Покои главной жены находились непосредственно во внутреннем дворе Валиде-султан, около зала, в котором находится камин.
Покои второй кадын-эфенди были с деревянной дверью и имели низкие диванчики. В них две комнаты. Первая маленькая комната имела низкий потолок, а стены были украшены фарфоровой плиткой. Оттуда ведёт узкий коридорчик. Туалет находится по правой его стороне, а лестница по левой. Эта лестница ведёт на второй этаж в главную комнату. На стенах этой комнаты тоже фарфоровая плитка, но потолок уже высокой куполообразной формы с каллиграфической росписью. В комнате каждой жены обязательно было несколько полочек на стене, камин для отопления и мойка с кранами для умывания.
Вот ради таких привилегий, богатства и возможности стать в будущем Валиде-султан девушки в гареме стремились стать кадын-эфенди. Некоторые из этих девушек добились своего и навсегда вошли в историю Османской империи.
Административное деление Османской империи
На протяжении всей своей истории империя вела кровопролитные войны за господство в том или ином регионе, которые и диктовали меры по организации государства. С момента создания государства обширные земли управлялись совместно военной и гражданской администрациями. Именно в таком делении и кроется ответ на вопрос о том, санжак – что это.
Поскольку Османская империя была исламским государством, а ее правитель считался покровителем всех мусульман Европы и Азии, то и в языке империи присутствовали многочисленные арабские заимствования. А значит для ответа на вопрос о том, что значит «санжак», следует заглянуть в словарь арабского языка, в котором это слово обнаруживается в значении флага или знамени.
Однако есть мнение, что это скорее арабские страны, когда-то находившиеся под османским правлением, заимствовали тюркский термин. В любом случае слова, обозначающие небольшие административно-территориальные единицы, имеются и в арабском, и в современном турецком языках.
Первые годы империи
В течение первого столетия существования Османской империи ее территория расширялась в основном за счет многочисленных тюркских государств, существовавших на полуострове Малая Азия.
Эти маленькие государства, попадая под власть султана, получали статус бейликов – небольших по территории феодальных владений, бывшие суверенные правители которых, вливаясь в новую административную систему, получали статус вассалов
Отвечая на вопрос о том, что же это – санжак, стоит уделить внимание и людям, которые эти единицы возглавляли
Кроме наименьшей территориальной единицы империи, словом санжак определяли еще и военное формирование, которым руководил санджак-бей наместник султана. Таким образом, становится понятно, что кадылык существовал для осуществления судебных функций государства, санжак – для военной защиты земель. Но остается вопрос о налоговой обязанности населения и о том, на кого обязанность по сбору налогов была возложена.
Молодость Сюмбюля
Сюмбюль-ага стал евнухом в детском возрасте. Свою печальную историю он рассказывает Хюррем-султан после смерти «возлюбленной», от которой он отходил крайне тяжело, несмотря на то, что она была предательницей.
Если основываться на событиях сериала, то Сюмбюль попал в гарем примерно в 1510 году. В это время султаном был Селим Грозный. Сулейман же управлял санджаком.
Всей истории взросления Сюмбюля, к сожалению, не показано. Возраст Сюмбюля приблизительный.
Начало истории
В 1520 году, когда Хюррем попала во дворец, аге было уже около 22 лет. В этот же период султан Сулейман занимает трон Османской империи. Сюмбюль является одним из главных евнухов гарема. Вместе с Дайе-хатун и Нигяр-калфой следит за порядком.
По словам аги, без его ведома и птичка не пролетит. Как и многие другие во дворце, Сюмбюль отдаёт предпочтение Махидевран-султан – матери наследника, не воспринимая всерьёз Александру (Хюррем) и периодически охлаждая её пыл.
Появление соперника
В 1525 году на свет появляется шехзаде Баязид. В этот период евнуху уже около 27 лет. Он преданно служит валиде-султан.
Примерно в это же время во дворце появляется Гюль-ага, который становится главным соперником Сюмбюля. Их постоянные ссоры часто происходят по пустякам. Однако Сюмбюль, не любящий конкуренцию, пытается придумать, как выгнать Гюля-агу из дворца, но все его попытки оказываются напрасными.
Обманутые надежды
В 1531 году у Хюррем рождается последний сын – шехзаде Джихангир. В этот период евнуху около 33 лет. Он активно соперничает с Гюль-агой и всё также находится под большим влиянием валиде-султан.
Евнух ждёт повышения по карьерной лестнице, но, к сожалению, и тут ему не особо везёт, ведь главной в гареме назначают Гюльшах, хоть и ненадолго. Уход Гюль-аги приближает Сюмбюля к Хюррем.
Как жёны султана делили с ним ночи
Жены жили в своих покоях. В специальных апартаментах султан встречался со своими женами по очереди. Свои ночи он мог проводить с любой из них, в том числе и с другими девушками из своего гарема. Однако ночь с четверга на пятницу он должен был проводить только с одной из своих жён. Если же три пятничные ночи подряд султан игнорировал одну из жен, то она могла на него пожаловаться кадию. График посещения покоев султана женщинами вела хазнадер. В истории был случай, когда Гюльфем-хатун продала свою очередь другой девушке, чтобы собрать деньги на строительство мечети. Узнав об этом, разозлившийся султан Сулейман казнил её. Подробнее об этой истории вы можете почитать в нашей статье про Гюльфем-хатун.
Взрослеющие сыновья султана отправлялись для дальнейшего обучения служить в свои санджаки. С ними отправлялись и их матери, кадын-эфенди. Эта традиция сохранялась долгое время, но потом шехзаде были вынуждены всю жизнь проживать в гареме и дожидаться своего часа. Кто-то из них становился султаном, а кто-то погибал от болезни или рук палачей. А жены султана после его смерти или свержения отправлялись в старый дворец и их покои занимали жены нового султана.
Несмотря на то, что султан по очереди проводил ночи со своими женами, нельзя сказать, что он любил всех их одинаково. Истории известны случаи, когда османский султан любил одну женщину из своего гарема больше остальных и, соответственно, уделял ей больше внимания. К примеру, Султан Сулейман, султан Селим и султан Ахмед даже заключили законные браки со своими любимыми жёнами. А между женщинами Сулеймана даже произошла драка – Махидевран-султан избила Хюррем-султан, за что и была выслана из дворца вместе с сыном в санджак.
Некоторым кадын-эфенди удавалось вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику, оказывая влияние на султана. Эту эпоху в Османской империи назвали женским султанатом.
Отношения кадын-эфенди с султаном и в гареме
Летом кадын-эфенди облачались в легкие накидки, а зимой носили шубы. Когда им предстояло пройти мимо султана, они снимали свою верхнюю одежду и передавали её своей служанке. Жены не имели права сесть, пока султан им не разрешал. Ведь перед ними их муж в первую очередь Правитель Османской империи. Без его воли они не могли даже разговаривать.
Другие женщины в гареме обязаны были их уважать и в знак почтения целовали подол её юбки. А если одна кадын-эфенди хотела поговорить с другой, она отправляла к ней свою служанку, чтобы узнать может ли та уделить ей время, чтобы встретиться. Конечно, отношения у них были чисто формальными.
Кадын-эфенди должны были выходить только в сопровождении своих служанок и помощников. Евнух, который сопровождал жену султана, должен был следовать везде за её каретой пешком. Если же кадын-эфенди отправлялись куда-нибудь все вместе, то каждая ехала в своей повозке с соблюдением порядка старшинства.
Зрелые годы
В 1541 году в санджак Маниса отправляется подросший шехзаде Мехмед. Сюмбюль, которому уже около 43 лет, переходит на сторону Хюррем-султан, так как понимает, что теперь вся власть сосредоточена в её руках. Он выполняет все приказы хасеки и участвует в интригах против Махидевран-султан.
Любовное разочарование
В 1544 году после смерти шехзаде Мехмеда в Манису отправляется его брат Селим. А в 1546 году у него и Нурбану рождается сын.
В это время Сюмбюль встречает подосланную к нему по приказу Атмаджы и Явуза Джевхер – торговку тканями, задача которой приблизиться к аге и выведывать у него всё о Хюррем. В период развития этих событий евнуху около 46 лет.
На свободе
После печальных событий с этим связанных, Хюррем дает Сюмбюлю вольную. Тот рад, но растерян. Открывает в столице собственную кофейню. Однако ее после казни Мустафы разгромили янычары, которые узнали, кому она принадлежит. Сюмбюль возвращается в Топкапы.
Таким образом, на воле он прожил, судя по всему, с 1546 по 1553 год, аж 7 лет…
Вновь в гареме
В 1553 году происходит казнь шехзаде Мустафы. На тот момент Сюмбюлю уже около 56 лет. В это время жизнь во дворце трудно назвать спокойной. Фатьма-султан строит козни против Хюррем, желая как можно скорее избавиться от неё. Преданный ага помогает хасеки избежать множества бед и не оставляет её практически ни на минуту.
Феодализм в империи
Поскольку Османская империя была феодальным государством, то о централизованном сборе налогов в первые столетия ее существования говорить не приходится. Также как судебные и военные функции, сбор налогов был делегирован местным правителям.
Однако для того, чтобы уменьшить влияние местных владетелей и предотвратить центростремительные тенденции, размер феодальных владений был ограничен 20 000 акче, т. е. мелких серебряных монет, являвшихся основным платежным средством империи.
Однако после ликвидации Османской империи и халифата прежнее территориальное деление было также упразднено. Говоря о том, что такое санжак в Турции, имея в виду современную страну, стоит отметить, что подобной единицы не существует.
Турецкая республика делится на семь крупных статистических регионов, каждый из которых разделен на илы, которых в современном государстве насчитывается восемьдесят один.
Подводя итог, следует ответить на вопрос о том, санжак – что это. В исторической перспективе это административная единица, занимавшая промежуточное положение между феодальным леном, который назывался тимар, и судебным участком, носившим название «кадылык». Такое деление было актуально только для начального этапа существования государства осман, так как в более позднее время стали проявлять себя тенденции к большей централизации и роль военного правителя санжака заметно снизилась.
В современном мире вопрос о том, что это – санжак, носит исключительно исторический характер, так как в нынешней Турции используется другое территориальное деление.