что такое сан сиро
Впечатляющие фото легендарного стадиона «Джузеппе Меацца» (он же «Сан-Сиро»)
«Сан-Сиро» – стадион, который узнает каждый любитель футбола. Расположен в Милане и является домашней ареной «Интера» и «Милана».
Он был построен за 13 месяцев и открылся в сентября 1926 года. На тот момент был в собственности исключительно футбольного клуба «Милан», а его вместимость составляла 35 000 зрительских мест.
В 1935 году полюбившаяся миланцем арена была куплена местным советом. И уже в 40-м году на матче между сборными Италии и Германии стадион мог вместить до 65 000 болельщиков.
По окончанию второй мировой войны возобновилась мирная жизнь, а любовь к футболу продолжает расти. В то время стадион «Интера» уступал «Сан-Сиро» буквально по всем показателям. Тогда, в 1947 году, муниципалитет предлагает выступать обеим миланским командам на крупнейшей арене Италии.
Стало ясно, что вместимость на 65 000 мест – маловато. К 1955 году «Сан-Сиро» после очередной реконструкции потрясал своими масштабами: 82 000 зрителей могли одновременно присутствовать на матчах этих команд. А спустя 12 лет (1967 год) стадион дополнило большое электронное табло.
Джузеппе Меацце – итальянский форвард, который успешно проявил себя в обеих миланских клубах, но его главной заслугой стало удачное выступление в сборной на чемпионатах мира 1934 и 1938гг (тогда сборная Италии дважды подряд выигрывала мундиаль). Именно в его честь был переименован стадион в 1979 году. Хотя многие болельщики «Милана» этого не признавали и до сих пор для них существует «Сан-Сиро».
Самая мощная реконструкция намечалась к открытию ЧМ 1990 года. Было потрачено более €70 млн, построен третий ярус и установлено 11 мощных колон.
Помимо футбола «Джузеппе Меацца» может похвастаться проведением боксёрского поединка и огромным количеством концертов.
К 2026 году «Интер» и «Милан» переедут на новый стадион, а на месте «Сан-Сиро» будет расположен многофункциональный спортивный комплекс.
Спасибо за просмотр! Подписывайся на блог Стадионная Лихорадка, если хочешь видеть ещё больше красивых фотографий стадионов мира.
«Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него
Объясняем архитектурную ценность арены, которую скоро снесут.
На днях «Милан» и «Интер» анонсировали снос знаменитого стадиона «Сан-Сиро»/»Джузеппе Меацца». Sports.ru уже писал о примечательных матчах, прошедших на миланской арене.
Теперь автор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Роман Беднов рассказывает об архитектурной ценности стадиона.
«Сан-Сиро» – образец брутализма. Похожий стадион есть в Красноярске, но среди всемирно известных миланский такой один
«Сан-Сиро» – практически хрестоматийный образец интернационализма (ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, выросшее из модернизма и функционализма; основная идея – отказ от этнических черт и акцент на искусственности строений). А обилие бетона и масштаб строения позволяют отнести стадион к ответвлению интернационального стиля – брутализму.
Нам этот стиль знаком по крупным административным зданиям на главных площадях.
Классические примеры – здания городских администраций в Туле и Владикавказе.
В XX веке произошел переход от павильонного модернизма с его легкими формами и множеством стекла, где железобетон и другие материалы служили для создания эффекта невесомости и космичности архитектуры.
Стеклянный модернистский павильон СССР на Всемирной выставке 1967, Монреаль
От всего этого перешли к тяжеловесным бруталистским зданиям-скульптурам, где бетон и другие материалы наоборот подчеркивали значительность сооружений. В этом стиле принято не скрывать строительные материалы, а гротескно выводить их на первый план.
Многие из архитекторов-сторонников брутализма придерживались взглядов, близких социал-реформаторству. Они выделяли среди достоинств брутальной архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля. Брутализм старался противостоять обществу массового производства.
Брутализм ярко представлен в по всему миру:
В Бостоне в середине XX века снесли целый квартал в центре города (привет, Зарядье), чтобы построить комплекс брутальных правительственных зданий.
Вот клиника Эриха Линдеманна в Бостоне. Это кадр из фильма «Отступники» Мартина Скорсезе, в котором здание сыграло роль полицейского участка.
Чандигарх (целый город, построенный Ле Корбюзье с нуля в 1951-56-х годах) в Индии:
«Марсельский блок» (семнадцатиэтажный жилой комплекс на массивных опорах из 337 квартир 23 типов, Ле Корбюзье) во Франции:
Здание Верховного Суда Австралии в Канберре:
В странах бывшего СССР этот стиль распространен повсеместно.
Отлично сохранилось здание Сейма Литовской Республики, построенное по проекту архитекторов Альгимантаса и Витаутаса Насвитиса в 1976—1980 годах. Оно предназначалось для Верховного Совета Литовской ССР. После выхода Литвы из состава СССР здание заняла законодательная власть уже независимой республики.
Модернистские кварталы Ташкента:
Советский брутализм примечателен еще и тем, что не был зажат в рамки конкретной общественной функции. Он в целом характерен для застройки 1970-80-х, в том числе и жилой.
Брутальное жилое здание в Самаре, архитектор Александр Белоконь, фото Константина Антипина
«Сан-Сиро» – безусловно брутальный стадион, главное украшение которого – массивные, но одновременно изящные бетонные формы. В России нечто подобное можно наблюдать в Красноярске на Центральном стадионе училища олимпийского резерва.
Центральный стадион Красноярского училища олимпийского резерва Красноярск, Остров Отдыха, Архитектор Виталий Орехов, 1967, фото Валерия Маслова
Но брутальных стадионов такого же масштаба и известности, как «Сан-Сиро», в Европе нет.
Обратите внимание на конструкцию крыши миланского стадиона. Она состоит из выгнутых наружу (для водоотвода) листов, которые крепятся на красные металлические леса. Те в свою очередь держатся на 4 из 11 колонн. При взгляде сверху вся конструкция вызывает ассоциацию с 4 огромными шурупами, ввинченными в землю.
Крыша стадиона, возведенная к ЧМ-90
Эскиз проекта реконструкции стадиона, сделанный Джанкарло Рагацци
«Сан-Сиро» – не только брутализм. Есть элементы футуризма и метаболизма (объясняем, что это)
Последнее большое обновление «Сан-Сиро» было в конце 1980-х (именно тогда появились колонны, верхний ярус и крыша), когда повсеместная мода на брутализм в Западной Европе угасала, а архитектурный мир все больше вдохновлялся постмодернизмом, футуризмом и метаболизмом.
Скорее всего, архитектор обновления «Сан-Сиро» Джанкарло Рагацци (в 70-е спроектировал целый городской район Милан-2) тоже вдохновлялся именно этими стилями. Если внешний вид спиральных колонн – это скорее постмодернизм и дань футуристичным линиям на фасаде 1955-го года, то дизайн опор внутри стадиона явно отсылает нас к работам Курокавы (Кисё Курокава – японский архитектор, один из основателей метаболизма, впоследствии проектировал стадион на Крестовском острове и аэропорт Астаны). Основная идея метаболизма – постоянное изменение и приспособление уже построенных зданий под нужды среды, людей и времени, поэтому в данном случае сходство просто эстетическое.
Nakagin Capsule Tower в Токио, Кисё Курокава, самый знаменитый шедевр японского метаболизма
Колонна стадиона, вид изнутри
Знаменитые 11 футуристических спиральных колонн были пристроены к стадиону в конце 80-х, когда «Сан-Сиро» подвергся самой серьезной реконструкции в истории.
Футуризм как движение родился именно в Италии, когда Филиппо Томмазо Маринетти 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье опубликовал «Обоснование и манифест футуризма», провозглашающий культ будущего и разрушение прошлого, восхваляющий движение вперед, стремление к скорости, бесстрашие. Колонны «Сан-Сиро» решают чисто функциональную задачу: доставить толпы болельщиков на верхние ярусы стадиона. В эпоху инстаграма они прославили стадион оптической иллюзией: из-за спиральной формы создается ощущение, что колонна крутится вокруг своей оси.
Будем надеяться, что эту историю отыграют на новом стадионе (или хотя бы в дизайне будущих форм «Интера» или «Милана»).
В 90-е и нулевые страсть к брутализму, футуризму и метаболизму немного угасла из-за появления новых строительных материалов и компьютерных технологий, уступив место увлечению изящными гнутыми линиями (например, небоскреб «Эволюция» в Москва-Сити или почти все здания Захи Хадид). В России одной из причин временного затмения стал общий тренд на отрицание всего советского и, как ни парадоксально, рыночная экономика, под нужды которой модернистские здания перестраивались, обвешивались кондиционерами, завешивались рекламой, а интерьер не расценивался как часть общего архитектурного ансамбля.
Ситуация стала немного лучше в 2013-14 годах. Брутализм и другие примеры модернизма стали востребованнее у широких масс из-за появления инстаграма, Tumblr и других соцсетей с красивыми фотографиями. Параллельно стали появляться более серьезные просветительские проекты вроде проекта Sovmod, создающего реестр зданий советского модернизма и пропагандирующего ценность стиля.
Футуристическая «Тарелка» или дом «Футуро» в Домбае (1969), фото Константина Антипина
Бонус: идеальный вид на город
Лучший вид на Милан открывается с верхотуры главного городского собора Дуомо: 100 метров над землей, круговая смотровая площадка, панорамный вид.
Вид на Милан со смотровой площадки Дуомо
Но мало кто знает, что «Сан-Сиро» – единственный достойный конкурент собора. С верхнего яруса западной трибуны открывается потрясающий вид в отверстие между трибуной напротив и крышей. Особенно красиво, когда время игры совпадает со временем заката.
Вид с верхнего яруса западной трибуны
Старые арены проще сносить, чем модернизировать
«Сан-Сиро» – один из величайших стадионов на планете, но в 2019 году стадион должен быть больше, чем просто местом для просмотра зрелища. Именно поэтому время так безжалостно к старым аренам. Яркое исключение – «Лужники», где авторам проекта удалось решить все поставленные задачи (кроме самоокупаемости, но вряд ли такая цель стояла), сохранив исторический фасад.
Встроить старый «Уэмбли», «Делле Альпи» или «Уайт Харт Лэйн» в современную экономику почти невозможно – как и наладить на этих стадионах современную транспортную доступность. Гораздо проще построить новый современный стадион, который будет приносить доход не только от спорта.
Так и с «Сан-Сиро». Он простоит еще минимум три года, успейте получить эмоции не только от футбола, но и от архитектуры.
Название стадиона «Cан-Сиро» – это имя епископа. Почему «Милан» и «Интер» переименовали его в честь футболиста и не переругались
Самая известная аномалия имени в европейском футболе. Смотрите. «Рома» и «Лацио» в Риме играют на одном стадионе – и оба называют его «Стадио Олимпико». «Сампдория» и «Дженоа» в Генуе тоже играют на одном стадионе – и оба называют его «Луиджи Феррарис». Но вот «Милан» и «Интер» в Милане тоже играют на одном стадионе – но называют его по-разному. Первые – «Сан-Сиро». Вторые – «Джузеппе Меацца».
Что такое «Сан-Сиро» и причем здесь библейский сюжет об Иисусе?
Сан-Сиро – район Милана на западе города. Называется он так в честь первого епископа Павии (город в Ломбардии в 35 км от Милана) Сира. Церковный манускрипт XIV века говорит, что Сир был тем самым мальчиком, который подал Иисусу хлеб с водой перед чудом насыщения пяти тысяч человек. Это единственное чудо, которое есть во всех четырех канонических Евангелиях.
Изначально Сан-Сиро был деревней возле церкви Сан-Сиро-алла-Вепра. Со временем Милан разрастался, и Сан-Сиро стал его частью. На данный момент там есть ипподром, несколько концертных залов и самый большой стадион Италии. Он появился в 1926 году – и сразу стал «Сан-Сиро» из-за территории.
Как «Сан-Сиро» стал «Джузеппе Меацца»?
«Милан» основан в 1899 году и переехал на «Сан-Сиро» сразу же после его постройки в 1926-м – все этапы возведения оплачивал президент клуба Пьеро Пирелли.
«Интер» появился в 1908 году и изначально играл на специально построенной для себя арене. Но со временем она не справлялась со спросом, а реконструировать ее нельзя. Поэтому «Интер» переехал на «Сан-Сиро» как на единственный большой стадион в городе. Это сейчас «Интер» и «Милан» – вечные и главные соперники друг для друга. Но тогда «Милан» вообще не препятствовал совместной аренде стадиона. И даже выступал за.
Джузеппе Меацца появился в жизни «Интера» в 1927 году. В первый период он отыграл за клуб более 300 матчей, трижды побеждал в чемпионате, брал Кубок Италии и чемпионат мира в статусе игрока «Интера».
В 1940-м Меацца уехал в «Милан», поиграл там два года и съездил к «Ювентусу», «Варезе» и «Аталанте». И только в 1946-м на годик вернулся в «Интер». Меацца – абсолютная легенда «Интера», но при этом уважаемая «Миланом».
В память о нем в 1980 году «Сан-Сиро» официально переименован в «Джузеппе Меацца». Как один из очень немногих объединяющих факторов для двух враждующих клубов. Эту идею выдвинула Федерация футбола Италии – ее поддержали власти Милана, «Интер» и сам «Милан». Важная дополнительная идея: Меаццу знала и уважала вся Италия, но недооценивал остальной мир. Через переименование стадиона итальянцы хотели усилить популярность своего героя. Тем более «Милан» и «Интер» постоянно играли в еврокубках.
До сих пор название не изменено. Официальный сайт Серии А говорит, что «Милан» играет домашние матчи на «Джузеппе Меацца». Но многие телевещатели и фанаты «Милана» говорят, что стадион клуба называется именно «Сан-Сиро». Просто так привычнее, да и уважительно к истокам.
Кстати, кому вообще принадлежит стадион?
Никому. Изначально арена строилась руководством и акционерами «Милана». Они расширили ее до 35 тысяч, но потом продали городскому управлению в 1935 году. Те подсуетились с увеличением вместимости и через пару лет достроили второй ярус, который позволил установить улучшенное освещение (дальше его еще несколько раз реконструировали).
Формально «Милан» и «Интер» – арендаторы стадиона. Изначально у клубов были настолько дружественные отношение, что они даже делили одну раздевалку (то есть переодевались перед матчами между собой в одном помещении). Но со временем отношения обострились, поэтому «Милан» и «Интер» попросили властей Милана построить две разные раздевалки и оформить их по-разному – в соответствии с клубными цветами.
На стадионе даже есть специальное подразделение стюардов, которые охраняют неприкосновенность раздевалок. Они не позволяют фанатам и игрокам пройти в неправильную версию хозяйской раздевалки. То есть если на стадионе играет «Милан», то сотрудники охраняют пустую раздевалку «Интера». И наоборот.
Паоло Мальдини, который посвятил «Милану» более 25 лет, однажды сказал об игре с «Интером» на одном стадионе:
«Мы уважаем «Интер», но не любим его. Разумеется, иногда фанаты не слишком довольны, что мы играем с нашим самым большим соперником на одной арене. Это вопросы культуры и восприятия. Если в одни выходные туда пришли фанаты в красно-черных цветах и пели песни «Милана», то очень странно видеть через неделю символику «Интера».
Но мы ничего не можем с этим сделать. Это самый большой и самый популярный стадион Италии. Играть на нем – огромная честь. Поэтому мы лишь можем спокойно смотреть на этот вопрос. А в день дерби – настраиваться на победу над «Интером».
У «Интера» и «Милана» будет новый стадион. Они хотят снести «Сан-Сиро», но мэр против
Что делать с легендарной ареной?
Средняя посещаемость чемпионата Италии-2018/19 – 25 с половиной тысяч. «Сан-Сиро» резко выделяется на фоне остальных стадионов. Матчи «Интера» и «Милана» – самые посещаемые в стране (в среднем 61,4 тысячи и 54,7 тысяч). Миланское дерби 22 сентября 2019-го собрало 70 тысяч человек – рекордный показатель на старте сезона. Но через четыре дня СЕО «Милана» Иван Газидис с безапелляционной уверенностью заявил, что «Сан-Сиро» не соответствует требованиям клуба. С ним согласен коллега из «Интера» Алессандро Антонелли. На поле миланские команды – враги, но руководители клубов готовы сотрудничать ради будущего, в котором у «Милана» и «Интера» будет современный функциональный дом, а не легендарный, но безнадежно устаревший стадион.
«Сан-Сиро» 93 года. Реконструкция не имеет смысла
К чемпионату мира-1990 «Сан-Сиро» сильно изменился. Были построены третий ярус и новая крыша, стоимость реконструкции составила 60 миллионов долларов (самым дорогим трансфером тогда был переход Роберто Баджо из «Фиорентины» в «Ювентус» за 14 млн). Стадион построили в 1925-м, это была третья реконструкция в его истории. Возможность четвертой представители обоих клубов отметают – это непрактично и невыгодно.
В официальном документе о строительстве нового стадиона приводятся такие аргументы в пользу его постройки, а не реконструкции «Сан-Сиро»:
– после реконструкции «Сан-Сиро» сможет принять те же 60 тысяч зрителей, что и новая арена;
– на новом стадионе будет 12,5 тысяч премиум мест (вип-ложи, скай-боксы), на «Сан-Сиро» – максимум 6,5 тысяч (сейчас их – 3,8 тысяч);
– на реконструкцию уйдет 5-6 лет, на строительство – 3 года;
– новый стадион обойдется в 650 млн евро, реконструкция – в 510 млн;
– примерно 115 млн евро клубы потеряют из-за необходимости проводить домашние матчи в другом месте. Во время строительства нового стадиона команды продолжат играть на «Сан-Сиро»;
– прибыль от матчей на новом стадионе будет значительно выше.
Прибыль – один из главных факторов в пользу переезда. Cогласно последнему отчету Deloitte, за сезон-2017/18 заработок «Милана» с игровых дней составил 36,9 млн евро, «Интера» – 35,3 млн. В Италии лидирует «Ювентус» (51,2 млн), в мире – «Барселона» (144,8 млн).
«Новый стадион будет гордостью города и клубов, он станет известным на весь мир, – говорит СЕО «Милана» Иван Газидис. – Это будет наше заявление всему миру. В Англии появление новых стадионов изменило Премьер-лигу. Футбол стал безопасным, семьи начали снова ходить на матчи. Футбол – мощный инструмент изменения общества. Я уверен, новый стадион – важный шаг для итальянского футбола и Италии в целом. Важно понимать, что это позволит нам финансово приблизиться к топовым клубам ».
По предварительным подсчетам новый стадион и построенный вокруг него район с зоной досуга будут приносить каждому клубу более 100 миллионов евро в год.
Клубы представили на рассмотрение городского совета два проекта. Оба предполагают снос «Сан-Сиро» и строительство стадиона рядом с ним.
Есть два варианта нового стадиона. Стоимость вместе с районом вокруг арены – 1,2 миллиарда евро
Из предложенных проектов «Милан» и «Интер» выбрали варианты от американских архитектурных компаний Populous и Manica. Manica работает в связке с итальянцами из Sportium.
В обоих случаях на месте «Сан-Сиро» планируется мультифункциональный район, посвященный спорту, развлечениям, шоппингу. Стоимость проектов примерно одинаковая – около 1,2 миллиарда евро. Сумма объясняет идею сотрудничества и строительства одного стадиона, а не двух – по отдельности «Милан» и «Интер» не могут позволить себе такие инвестиции. Детальный финансовый план, правда, пока не был озвучен.
Среди спортивных проектов Populous – десятки бейсбольных стадионов (среди которых «Янки-стэдиум» и еще 21 для клубов МЛБ), арены восьми клубов НБА и 14 клубов НФЛ, «Эмирэйтс», реконструированный «Уэмбли», новый стадион «Тоттенхэма», «Парк Олимпик» «Лиона», «Да Луш», «Казань Арена», главные арены десяти Олимпиад, корты Уимблдона. Компания курировала работу над стадионами для чемпионатов мира 1998, 2002, 2010 и 2014 годов.
У Manica резюме скромнее. Компания проектировала дворец спорта «Гуанчжоу Спорт Арена» в Китае, Национальный стадион в Лусаиле (Катар, там будут проходить матчи ЧМ-2022), «ВТБ Арену» в Москве. Также Manica займется реконструкцией «Камп Ноу», которая запланирована на лето 2020-го.
Проект Populous – «Собор»
По словам Кристофера Ли, который был проджект-директором стадиона «Тоттенхэма», он вдохновлен Миланом, Дуомо (cобор в центре города) и Галереей Виктора Эммануила II (пассаж XIX века рядом с ним). «Стадион должен стать иконой, как нынешний «Сан-Сиро», – говорит Ли. – Люди смогут проводить время около стадиона и на его территории 365 дней в году. Это будет полностью новый квартал с большим парком. На месте нынешнего стадиона будет музей. Цвет фасада арены будет меняться в зависимости от матчей – он может быть красным и синим. Болельщики будут намного ближе к полю, чем сейчас. Внутри все будет как в театре, с идеальной слышимостью. Но никаких проблем с жителями домов рядом – звукоизоляция будет идеальной. Внешне это будет уникальный стадион, такого больше нет нигде в мире».
Проект Manica – «Кольца»
«Мы взяли за основу два кольца, которые пересекаются, как символ двух сотрудничающих клубов, – говорит Дэвид Маника, главный архитектор компании. – Стадион будет расположен в парке, в новом квартале. В нашем проекте – 10 гектаров зеленых насаждений, а поле «Сан-Сиро» полностью сохранится в коммерческой зоне. Трибуны стадиона будут более вертикальными и ближе к полю. Фасад меняет цвет, также на нем будет множество фотографий известных людей и простых болельщиков».
Кроме того, архитектурная группа Principioattivo разработала проект создания на месте «Сан-Сиро» городского кластера с офисами, магазинами, музеем и ресторанами – по примеру лондонского «Хайбери». Идея в том, чтобы сохранить конструкцию стадиона, но полностью поменять начинку. Но это только инициатива, которую клубы пока не рассматривают всерьез.
В отличие от Сильвио Берлускони, Галлиани полностью поддерживает снос «Сан-Сиро»: «Сан-Сиро» – потрясающий. Но когда иностранные инвесторы хотят вложить в город 1,2 миллиарда евро, мне кажется, в любом городе их примут с распростертыми объятиями. Я не понимаю тех, кто против нового стадиона. К сожалению, мы живем в стране, которая занимает 67-е место в мире по бизнес-возможностям. То есть в 66 странах легче делать бизнес, чем в Италии. У нас постоянно сражаются со всем новым ».
Клубы получили добро на строительство, но мэр против сноса «Сан-Сиро»
«Милан» и «Интер» представили проекты городским властям. Власти Милана дали добро на строительство нового стадиона (27 голосов за), но требуют внести изменения в проект и не сносить «Сан-Сиро».
«Проект в его нынешнем виде [имеются в виду и «Собор», и «Кольца»] – неприемлемый, – заявил мэр Сала. – Я проголосовал за новый стадион, но теперь нам предстоит вместе с клубами поработать над вариантами развития событий. Поданный проект – слишком масштабный, его невозможно реализовать. К тому же он был направлен на выгоду для клубов, а мы должны сделать так, чтобы он принес больше пользы городу».
Также в официальном документе отмечается, что от идеи сноса «Сан-Сиро» необходимо отказаться и приспособить стадион под новые функции.
« Мне кажется неправильным сносить «Сан-Сиро», – заявлял мэр Милана Джузеппе Сала чуть раньше. – Я считаю, что намного лучше реконструировать его. Но все-таки мы должны прислушаться к мнению клубов. Также нам крайне важно быть уверенными, что проект нового квартала будет реализован, а не брошен на полпути».
Также требуется одобрение Управления здравоохранения, которое выдвигает два условия: стадион будет использоваться только для спортивных событий и будут предоставлены гарантии, что снос «Сан-Сиро» (если он все-таки случится) абсолютно безопасен.
Так или иначе легендарный «Сан-Сиро», с большой вероятностью, или совсем исчезнет примерно через четыре года, или будет переформатирован. Рисковать не стоит: если вы еще не прикоснулись к истории итальянского и мирового футбола – самое время.