что такое самость в психологии простыми словами
Самость — внутренняя вечность человека
Самость — это внутренняя вечность человека. Выглядит как прекрасная мандала спроецированная от самой жизни, словно это красивый и неповторимый сгусток бесконечности. Она является самой уникальностью человека.
Самость — это свой подчерк во всём, можно сказать, что самость и есть настоящая подлинность.
Самость — это очень мощный конгломерат психологических сил, связанных непосредственно с силами природы. Естественное бессмертие живёт именно там. Всё в человеке направлено на достижение контакта с самостью. Из самости к нам приходят сны, потому что самость находится в постоянном синтезе истины и никогда не оставит человека в покое, потому в самости находятся самые важные для человека ипостаси счастья: дело жизни, тотальное здоровье и счастливые отношения и многое, многое другое.
Истина, из которой состоит самость, выходит далеко за рамки человеческого понимания потому, что это внутренний безграничный космос, к встрече с которым, к сожалению, почти никто не готов. Более того, всё в человеческом обществе построено так, чтобы исключить контакт с самостью, и в этом даже преуспевают те, кто назвал себя помогающими специалистами. Самость правдива, огромна, непредсказуема, невероятно красива и находится за рамками методов. Всё, что могут делать люди, это с благоговением давать ей дорогу, а не объяснять её. Традиционно же человеческой психикой назвали Эго, которое исторически заменило высшее Я на земное смертное Мы. Эго хорошо изучать, потому что Эго базируется в нервной системе, и его можно пощупать научно. Но всё же настоящей сутью Эго является быть активной творческой частью самости в материальном мире. Но на сей момент Эго — это мощная подмена человека мусором человеческой истории. Эго — это причина смерти внутри нас.
Мир самости хорошо проявлен в природе, в людях, наполненных покоем, в учениях о нравственности, в древних символах. Там, где покой, можно ощущать дыхание самости. Всё, что люди хотят на самом деле — это слияние со своей самостью, потому что в этот момент кончается игра в смертное, и жизнь становится управляемой, человек становится глубоким, и одарённым, и абсолютно непротиворечивым обычной человеческой жизни, вдобавок всё вокруг такого человека словно оживляется. Но в основном люди находят контакт с ней только после смерти.
Наградой человеку, пришедшему к самости, является полное отождествление себя с непрекращаемой жизнью. Это буквально жизнь в своей большой собственной жизни. И только поэтому настоящий смысл жизни человека на земле — это переработка сомнений в вечность.
Человек рождён, чтобы познавать себя в природе вселенной, это доказано опытом бесконечных тяжёлых судеб, войн, бессмысленности, бедности, изнурения от тяжёлой работы, болезней и всей человеческой историей. Сколько ещё нужно доказательств человеку, что такая жизнь не имеет смысла! Смысл только в том, чтобы быть вечным и живым, это истинный капитал человека.
Всё подлинное человеческое в человеке начинается с самости. Человек с самостью просто живой без боли и сомнений!
Контакт с самостью помогает обрести предназначение и, не сомневаясь, пройти свой путь в этой жизни, наполняясь смыслом и истиной — это делает человека человеком.
Феномен самости личности Юнга и в чём его проявления в психологии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
С точки зрения аналитической психологии, архетипы – это образы и идеалы коллективного бессознательного, которые оказывают колоссальное влияние на каждого из нас, хотя и существуют опосредованно от нас. Они устойчивы, встречаются у всех народов, рас и цивилизаций, часто выражаются в мифах и сказках, при этом вызывая у личности сильный эмоциональный отклик.
Карл Юнг выделял множество архетипов, но центральным и одним из самых значимых являлся архетип Самости.
Самость с точки зрения аналитической психологии Юнга
Самость – это важнейший, центральный архетип, через который развертываются все остальные архетипы. Самость парадоксальна и имеет следующие характерные черты:
Наша самость всегда стремиться к целостности, законченности, она имеет образ круга, мандалы, какой-то гармоничной, стройной, цикличной системы, где каждая часть не может существовать сама по себе.
Самость является неотъемлемой частью каждого человека. С одной стороны, ей свойственна постоянность. С другой стороны, самость постоянно меняется, развивается, порождая все новые и новые архетипы.
Самость – целостное ядро личности, хотя выражается в противоположностях каждого из нас: добро и зло, ум и глупость, пессимизм и оптимизм, смелость и трусость, мужское и женское и так далее. Все это есть в каждом из нас, оно как-то уживается, то распадается, то соединяется, но центр всего один – самость.
Самость — как усилить с ней связь?
Самость включает в себя наше сознание, то есть ту часть нашей личности, которую мы знаем о себе. Но также в самость входит и наше бессознательное, ведь оно – тоже часть нашей личности, оно влияет на наши поступки, мышление, решения, которые мы принимаем.
Таким образом в самости воплощается наша индивидуальность, наша неповторимость, самость – это суть нашей личности.
Значение самости для каждого из нас
В современной психологии понятие самости, как ядра, центра личности, часто связывают со многими процессами, требующими рефлексии и осознания себя настоящего, хотя по Юнгу полное осознание самости невозможно. К ней, а точнее, к себе, можно лишь приблизиться, ощутить, частично «подглядеть» и с помощью рефлексии понять о себе чуть больше, чем мы понимали до этого.
С помощью чего мы приближаемся к своей самости? Самопознание, саморазвитие, самоутверждение, самоощущение, самосовершенствование, самоактуализация. Последнее – это высшая потребность человека. По утверждению гуманистической психологии, только через самоактуализацию мы можем полностью реализовать свой потенциал. Стать тем, кем можем стать, а не тем, кем нам сказали быть. Это значит обрести смысл своей жизни.
Саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование – все эти процессы невозможны без ощущения своей самости. Если мы не принимаем себя, своих желаний, своих бессознательных, глубинных сторон, своих стремлений, в том числе к успеху, к счастью, к хорошей жизни, мы не сможем развиваться, не сможем достигать большего, не найдем смысл своей жизни.
Общество, в которым мы живем, наше ближайшее окружение, наша культура, воспитание, нормы морали и этики – все это дает нам много смыслов и много целей:
Мир вокруг нас пестрит общепризнанными в нашем окружении целями. Примеры людей, которые нас окружают, их образ жизни, их образ мыслей. Уклад, по которому жили наши родители, книги, которые мы читали в детстве и разбирались, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Каждая из целей, которые диктуют общество по-своему хороша и правильна. Но иногда человек оказывается в такой ситуации, что он много чего достиг, он играет много важных социальных ролей, у него хорошая профессия, стабильная работа и благополучная семья. Но в момент, когда цели достигнуты, когда закончилась «гонка», он останавливается и у него появляется странное, пугающее ощущение – как будто он живет не своей жизнью.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Жизнь есть, а его в этой жизни как бы и нет. Его настоящего. Так бывает, когда мы выбираем не свой путь, а точнее, когда кто-то другой выбирает это за нас. Мы не самостоятельно принимали решения. Реализовались и самоутверждались не в тех сферах, в которых действительно хотели.
Добивались целей, которые не соответствуют нашим истинным желаниям и потребностям. Отказывались или вытесняли те черты своей личности, которые наш социум считал неприемлемыми. Они могут быть самыми разными: лень, нескромность, нарциссизм, эгоизм, гнев, амбициозность или отсутствие амбиций, все, что угодно.
Как прожить свою жизнь?
Главной задачей в этом является познать себя, приблизиться к своей самости, к ядру нашей личности, в которой мы настоящие. Это схоже с осознанием и принятием Я-реального. Не Я-идеального, того, кем хочу быть и кем стремлюсь быть, не Я-социального, того, кем меня видят или хотят видеть окружающие, а себя настоящего.
Самость – это мы реальные.
С недостатками, с достоинствами, со слабостями и талантами, с высокой степенью осознанности и, в тоже время, принятием своего бессознательного не как враждебной «темной» стороны, которая мешает нам жить, а как ресурс, как помощника, как неотъемлемую часть себя.
Фото автора Sam Lion: Pexels
Принятие своей самости – это отказ от войны с самим собой, обретение себя целостного, любимого и значимого.
Принятие себя реального, помогает:
Только познакомившись с самим собой, человек сможет отказаться от навязанных внешним миром целей и понять, чего же он хочет на самом деле. Это понимание – путь к развитию. Чем лучше мы понимаем себя, тем выше качество нашей жизни. Осознавая и принимая свои недостатки, мы перестает от них убегать, а либо учимся с ними жить и любить себя «неидеального», либо растем над собой, занимаемся саморазвитием и становимся лучшей версией себя.
В своем саморазвитии мы не сравниваем себя с другими, с «дочерью маминой подруги», мы не сравниваем себя с родителями и нас уже не задевает их фраза «вот я в твои годы…». Потому что самосознание помогает нам жить своей жизнью, помогает осознать свою уникальность и научиться гордиться ей.
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
Самость подсказывает нам не только путь саморазвития, она открывает для нас те сферы, где мы хотим самоутвердится, тот социальный статус, который мы хотим приобрести.
Хочешь ли ты быть матерью, или директором крупной фирмы, или заниматься творчеством, или путешествовать по Гималаям. Разобравшись в себе, ты начнешь ставить только те цели, которое принадлежат лично тебе, которые удовлетворяют твои желания и потребности.
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Эзоликбез: самость
Казалось бы знакомое и тихое слово «самость», оказывается, имеет массу значений и даже первооснователи психологии и психиатрии не смогли сойтись во мнениях:
Самость (нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.
Самость по Юнгу – это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида: «С интеллектуальной точки зрения самость – не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом ее можно назвать «богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым способом зарождаются в этой точке, и все высшее и последние цели, кажется, сходятся на ней [2] ».
В теории Юнга самость проявляется в жизни человека в процессе индивидуации, который понимается как процесс психологической дифференциации, осуществляющийся с целью формирования единой, неделимой психики из комплексов и островкового, «инсулярного» сознания: «…в полдень жизни наша удивительная человеческая природа осуществляет переход из первой половины жизни во вторую.
От состояния, в котором человек является лишь орудием инстинктивной природы к другому состоянию, где он не является более чьим-то орудием, но становится самим собой: происходит преобразование природы – в культуру, инстинкта – в дух.
Сравнение теорий самости у Юнга и Фрейда
По мнению Юнга, цель психического развития состоит не в том, чтобы эго «подчинило» себе бессознательное, а в том, чтобы оно признало силу самости и уживалось с ней, приспосабливая свои действия к потребностям и желаниям своего бессознательного партнера. Он утверждал, что самость обладает мудростью, превышающей понимание отдельным человеком себя, поскольку самость одного человека связана с самостями всех остальных человеческих (а возможно, и не только человеческих) существ.
По Фрейду, в состоянии психического здоровья эго является главной действующей силой психики. Активность бессознательного, внедряющегося в сознание, говорит Фрейд, «подкрепляет» деятельность, задуманную эго. Такое сотрудничество возможно лишь тогда, когда энергия, поступающая из бессознательного, может быть преобразована в эго-синтонную. Юнг рассматривает эту взаимосвязь прямо противоположным образом. По его мнению, в основе анализа лежит такое влияние на сознание со стороны бессознательного, при котором сознание обогащается и совершенствуется. Установки эго не подкрепляются, но видоизменяются таким образом, что его погрешности компенсируются за счёт установок бессознательного. Более того, в то время как у Фрейда инициатива всегда принадлежит эго, даже если не осознается им, у Юнга инициатором является самость, которая «хочет» реализовать себя. Д
Подход Юнга принципиально иной: он рассматривает весь клинический материал – сны, психосоматические симптомы, особенности поведения, невротические или психотические проявления, феномены переноса или контрпереноса – как «ангелов», то есть посланников бессознательного, пытающихся донести весточку до сознания. Юнг считал, что задача психоаналитика в том и состоит, чтобы помочь пациенту осознать эти послания, со всеми их содержаниями и смыслами; «посланцы» смогут освободиться от вахты, только когда «письмо» будет доставлено. Вика
Только человек, достигший полного космического сознания своими силами, излучает во всех направлениях во всей вселенной положительную и только положительную энергию. Он живет в Боге, в Монистическом сознании сущности, самости.
Именно самость нам всем сейчас не помешала бы, господа присяжные заседатели!
Самость- наш невидимый «агент» #АрхетипЕдиное
Добрый день. С Вами на связи Евгения Порошина, я психолог, коуч, также руководитель и преподаватель в Европейской Школе Коучинга.
Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с аналитической психологией. Будем говорить о САМОСТИ. В предыдущих статьях мы двигались сверху вниз. Мы рассматривали ЭГО. Эго— это можно сказать наш Архетип Героя, далее мы рассматривали Персону, это та одежда, которую мы «одеваем» в социуме, можно так символически сказать. Это то, что мы хотим показать окружающим. Также мы рассматривали Тень— это то, что мы прячем(это зона нашего ближайшего развития). Также, если представить, что Герой отправляется в путешествие, в котором он преодолевает разных драконов, медуз и т д. Это можно сказать наши страхи, комплексы, травмы. Напомню, что комплексы- это не всегда про личный опыт, комплексы мы можем получить от семейной системы и т д. Далее мы рассматривали такие внутренние структуры как Анима и Анимус. Это мужские и женские качества в психики в бессознательном. У мужчины- это Анима, у женщины- это Анимус. Также Анима и Анимус- это мостик в коллективное бессознательное. Когда у мужчины хорошая связь с Анимой, а у женщины с Анимусом, также можно сказать, что у них хорошая связь с самостью. Есть энергия, творчество. То есть мужчину обогащают эмоции, а женщину- логическое мысление. То есть это можно назвать священным браком (соединение противоположностей). Это ведёт к связи с Самостью.
Как Юнг пришел к этому открытию? Он служил в армии во время первой мировой войны, это было непростое время. Он понял, что психика как бы лежит на ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ. Которая может выдержать: потрясение, отвержение, предательство и т д. Для Юнга,
Понять самость не просто. Вспомните проявление самости в действии. Так мы можем к ней прикоснуться.
Когда клиент приходит к психологу, коучу мы всегда смотрим на однобокость. Ищем всегда второй полюс. Соединение противоположностей дает новую энергию, новую жизнь и т д.
Ещё в этой статье немного затронем тему символов. Про самость. Символ самости- это четверица(мандала). Это про целостность. Во снах это может быть например, драгоценные камни, король, королева, змея, слон, лошадь, бык, медведь, рыба. Смотря какой контекст сна. Это также фигуры: круг или квадрат с центром внутри. Эти символы обозначают целостность. Наапример, всё, что мы пишем, рисуем, лепим и т д-это не случайно, это выражение того, что происходит в бессознательном. Это тоже проявление самости.
Ещё здесь рассмотрим такое понятие, как ось: ЭГО-САМОСТЬ. Если эта связь хорошо налажена, то это залог психического, физического здоровья. Как эту связь наладить? Это любая внутренняя работа. Мы таким образом можно сказать «прочищаем» эту связь.
Также с Архетипом Самости тесно связано поонятие ИНДИВИДУАЦИИ. Это развитие, которое происходит на протяжении всей жизни у каждого человека. Для Юнга, развитие- это непрерывный процесс. В противоположность тем, кто считает, что самые важные события происходят в младенцестве и самом раннем возрасте. Вторая половина жизни больше интересовала Юнга. Он считал что тут начинают происходить более интересные процессы. Такой подход даёт некую свободу от детства.
Это не привязано к возрасту. То есть сначало надо реализовать внешнее, а потом внутреннее. Да, например, если приходит клиент 23 лет и запрос про улучшение отношений, мы работаем с внутренним, но чтобы укрепить внешнее. Лжедуховное развитие(когда мы «перепрыгнули» сразу в духовное)- это тупиковый путь. То есть, есть точки, которые надо пройти. И тогда возвращаем чедовека во внешнее(балансируем).
Компенсация(путь развития)- это психологических механизм, благодаря которому существует индивидуация. Компенсаторная функция психики направляет человека на путь индивидуации. Основопологающие отношения между сознанием и бессознательным- это отношения компенсации. Функция компенсации обеспечивает баланс в психической системе. Там, где еть избыточный потенциал, напряжение, включаются силы компенсации. То есть задача системы прийти в равновесие, баланс. Если мы сознательно это регулируем, то эти процессы могут быть более мягкими. Если мы не обращаем на это внимание, то в жесткой форме компенсация может приходить в нашу жизнь. Где есть избыточный потенциал? Например, мы очень сильно чего-то хотим, сильно..сильно. Какую хорошую технику мы здесь можем применить, чтобы внутри произошел баланс? Представьте, что Вы будете делать, если этого не случится.
Бессознательное компенсирует Эго сознания разные путями: в оговорках, забывании, мистических открытиях, подстраивает несчастные случаи, влюбленности, нежданные удачи, вдохновляющие или ведущие к пропасти мысли и т д. В пожизненном самораскрытии(индивидуации) ведущей силой является самость. И механизм, с помощью которого она проявляется в жизни- это компенсация. Это верно и для первой и для второй половины жизни.
Когда мы сознательно задумываемся о балансе, компенсации, мы добровольно идем путем индивидуации. То есть, когда мы понимаем суть, любая техника работает в сотни раз эффективнее. Эксперимент с горничными(суть: те, кто знал, что от их физической работы улучшается здоровье и т д, те улучшили свои показатели, а те, кто не знали, но также работали- нет).
МЫ должны быть открыты для самости. Принимать её проявления. И тогда эти нежданные вторжения будут мягче.
С уважением, психолог Евгения Порошина. Приглашаю на онлайн-обучение в школу коучинга. Подробнее-здесь.
Также провожу индивидуальные консультации по скайпу и в Москве. Запись на консультацию в разделе-контакты.
САМОСТЬ
Некоторые авторы не проводят различия между Я и Самостью. В концепциях К.Г. Юнга (1875–1961), уделившего особое внимание проблеме Самости, одно не сводится к другому. Самость имеет столько общего с Я, сколько Солнце с Землей. Самость не тождественна Я, которое противостоит ей как часть целому. Если в классическом психоанализе З. Фрейда Я – это центр сознания, а Оно – сосредоточение бессознательного, то в аналитической психологии К.Г. Юнга Самость представляет собой единство сознательного и бессознательного.
Согласно К.Г. Юнгу, Самость можно охарактеризовать как своего рода компенсацию за конфликт между внутренним и внешним. Самость – это центральный архетип (изначальный образ) личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Самость – «верховная личность», целостность личности. Эмпирическая Самость ощущается не только как субъект, но и как объект.
Данный термин был выбран К.Г. Юнгом под влиянием древнеиндийской философии Упанишад, акцентирующей внимание на целостности человека. Поскольку Самость включает в себя наряду с сознательными и бессознательные компоненты, то она «отчасти выражается человеческими фигурами, отчасти же – вещественными абстрактными символами».
Архетип Самости рассматривался К.Г. Юнгом через призму различных символов. Главный из них – мандала, то есть архетипичный образ, существование которого прослеживается на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Его изображали в форме магического круга, олицетворяющего собой древнеиндийское представление о сосредоточении всего сущего. Пластическое образование подобного рода существует и в тибетском буддизме, где фигура мандалы имеет значение культового инструмента, поддерживающего медитацию. В алхимии мандала предстает в виде четырех, расходящихся друг от друга, элементов. Чаще всего мандала характеризуется кругом, четвертицей, квадратурой круга. Если культовые мандалы обнаруживают ограниченное количество типичных мотивов в качестве своего содержания, то индивидуальные мандалы имеют неограниченное количество мотивов и символических намеков. С точки зрения К.Г. Юнга, в целом мандала означает целостность человека, его божественную сущность, божественное начало.
В понимании швейцарского психотерапевта Самость есть точка нового равновесия, которая в силу своего положения между сознанием и бессознательным предопределяет жизнедеятельность человека. Она связана с достижением целостности и единства личности. В этом смысле Самость сродни процессу индивидуации, то есть процессу самостановления, самоосуществления человека. Она является целью жизни.
Для К.Г. Юнга Самость – это психическая тотальность. Ее можно приравнять к древнеиндийскому понятию «атман» или древнекитайскому понятию «дао». Самость не что иное, как психологическое понятие, выражающее сущность человека. Все первопроявления его душевной жизни начинаются в этой точке. Все высшие и последние цели сосредоточиваются в ней.
Являясь высшей точкой духовного развития человека, Самость представляет собой тот общезначимый идеал, который граничит с понятием «Бог». В концепции К.Г. Юнга «Самость» и «Бог» выступают как тождественные понятия. Не случайно, описывая Самость, он замечал, что она в равной степени может быть названа «Богом внутри нас» или «сосудом для милости Божией». Но К.Г. Юнг вовсе не имел в виду обожествление человека или разжалование Бога, у него речь – о некоем парадоксе, а именно о том неустранимом парадоксе, когда человек пытается охарактеризовать то, что превосходит возможности его разума.
Рассматривая традиционную фигуру Христа, К.Г. Юнг говорил о ней как об аналоге психической манифестации Самости. В мире христианских идей Христос, по его мнению, «несомненно, представляет Самость».
Таким образом, Самость в трактовке К.Г. Юнга – это совершенное выражение того, как складывается судьба не только отдельного человека, но и всех людей, когда они дополняют друг друга до целостного образа. Самость охватывает мужское и женское, светлое и темное, духовное и хтоническое (материальное). Будучи «апофеозом индивидуальности», Самость имеет атрибуты единственности и единовременности. Однако поскольку психологическая Самость представляет собой понятие, охватывающее совокупность содержаний сознания и бессознательного, то она поддается описанию только в терминах противоречий, антиномий.
Сама по себе идея Самости, по словам К.Г. Юнга, может быть психологически оправдана, но не может быть доказана научно. Важно иметь в виду и то, что реализация Самости ведет к конфликту между двумя противоположностями, а именно завершением и совершенством. Поэтому терапевтическая цель аналитической психологии К.Г. Юнга состоит в том, чтобы не столько добиться разрешения всевозможных внутрипсихических конфликтов, связанных с обретением Самости, сколько привести пациента к состоянию «приблизительной целостности, лишенной совершенства», поскольку индивид может стремиться к совершенству, но будет страдать от чего-то действующего во имя его завершенности.
Понятие Самости широко используется не только в аналитической психологии, но и за ее пределами. Оно является важной концептуальной частью психологии Самости Х. Кохута (1913–1981), где в отличие от К.Г. Юнга Самость рассматривается не в качестве центрального архетипа, а с точки зрения организационного единства, способствующего формированию психических структур, осуществляющих разнообразные функции (адаптивные, защитные, когнитивные и др.), предопределяющие мышление и поведение человека.
В современной психоаналитической литературе существуют различные представления о Самости. Это понятие используется при описании целостной (телесной и психической) организации человека, личности как таковой, опыта чувствования индивидом себя, субъективного восприятия внутреннего образа Я. Психоаналитические концепции Самости относятся, как правило, к обобщенным представлениям о потребностях человека в создании собственного образа, конкретных механизмах формирования различных аспектов его и внутрипсихических процессах, связанных с переживаниями по поводу несовпадений этого образа с реальным мышлением и поведением индивида.