что такое самоопределение личности

Самоопределение: поиск своего места в жизни

У каждого человека есть свое место в жизни, но не каждому удается его найти. Как понять свое предназначение? Как определить основные жизненные цели и ценности? Все это происходит только в процессе самопознания, который также называют самоопределением. Важно ступить в этот процесс и попытаться разобраться полностью, так как этот путь ведет к счастью.

Основы самоопределения личности

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

Самоопределение – это сложный и многоступенчатый активный процесс понимания себя и своего предназначения, при котором проявляется сознательность и ответственность. Его результат – формирование жизненного пути.

Есть несколько основных видов самоопределения:

Каждый вид человек осваивает в определенный период жизни, и все они в итоге взаимодействуют друг с другом.

Личностное самоопределение

Личностное самоопределение – это необходимость найти собственную индивидуальность, одна из самых важных задач для любого человека. Личность должна осознать свою индивидуальность, уникальность, соотнести свои возможности и желания и сопоставить их с условиями окружающего мира. В итоге человек должен выбрать основные направления духовного и личностного роста.

Жизненное самоопределение личности

Человек должен определить смысл и цель собственной жизни, выявить главное содержание, понять, ради чего он живет. Цель жизни – это то, чего человек должен добиться, к чему он должен прийти в конце жизненного пути. Поиск смысла в жизни и цели – это сложный и достаточно длительный процесс, но необходимый.

Профессиональное самоопределение

Человек должен осознанно выбрать профессию. При этом нужно учитывать свои качества и особенности, возможности и требования к профессиональной деятельности. Бывает так, что человек понимает, что неправильно выбрал профессию. Но при этом не стоит опускать руки, всегда можно научиться чему-то новому, обрести ценные навыки и сменить профессиональную деятельность. Главное, чтобы это не превратилось в привычку и бесконечный бессознательный поиск себя в профессиональной среде.

Когда человек проходит первые три стадии самоопределения, наступают следующие. Определившись в профессии, с жизненными целями и собственной индивидуальностью, человек находит свое место в социуме. Далее он создает семью или не создает, если это противоречит его целям и принципам. Также существует религиозное самоопределение и еще несколько второстепенных видов.

Связь самоопределения и самореализации

Самоопределение – необходимый этап в процессе становления личности. Кроме того, без него человек не может самореализоваться. Ведь не понимая собственного предназначения, невозможно чего-то добиваться, показывать себя и применять свои умения и знания. Найдя свое место в жизни, человек становится успешным и счастливым, четко знает свои потребности и пытается их удовлетворить. И к этому необходимо стремиться.

Развитие самоопределения может занимать много времени. Чтобы ускорить процесс необходимо научиться разбираться в себе, в своих потребностях и возможностях, в эмоциях и отношениях, во взаимодействиях с окружающим миром. Для этого необходимо развивать мышление. Если человек верно мыслит, обладает осознанностью, он может правильно ставить цели и понимать свои потребности и желания. Научиться правильно мыслить помогает курс Викиум «Развитие мышления». Он станет отличным первым шагом на пути к самоопределению во всех аспектах.

Источник

Самоопределение личности

Это обусловлено тем, что самоопределение напрямую зависит от таких устойчивых личностных характеристик как локус контроля, ответственность, поленезависимость. С точки зрения оценки индивидуальной способности к самоопределению весьма показательны эксперименты С. Милграма по изучению конформности. Сама общая схема этих экспериментов — отсутствие четких поведенческих норм (с одной стороны — согласие следовать инструкциям экспериментатора, с другой, как морально-нравственные, так и официально-общественные нормы, прямо запрещающие причинять вред другому человеку) и однозначно «правильного» решения в сочетании с высокой «ценой вопроса» (здоровье и даже жизнь предполагаемой «жертвы») для испытуемых, позволяют интерпретировать полученные результаты как проявление или, наоборот, отсутсвие личностного самоопределения в экспериментальной ситуации.

Как известно, по результатам всех экспериментальных серий, 65% испытуемых дошли до применения к «жертве» смертельных ударов током (свыше 420 В), хотя уже при ударе в 150 В, сопровождавшемся стоном того, на кого якобы воздействуют, таким образом, абсолютное большинство испытуемых начинало испытывать беспокойство и, более того, протестовать против продолжения эксперимента. Сам С. Милграм следующим образом описывал типичное поведение такого рода: «После применения удара в 150 вольт он (испытуемый — В. И., М. К.) возбужденно заговорил с экспериментатором.

Испытуемый нажимает кнопку 150 вольт. Мне продолжать?

180 вольт. Нет, он не выдержит. Я не собираюсь убивать его. Вы слышите, как он кричит! Ему больно. Он кричит, понимаете, кричит! Вы слышите? Зачем мне все это? Он не выдержит. Тут еще столько тумблеров! Господи, а если с ним что-то случится? Интересно, кто будет отвечать за это?

(Экспериментатор берет ответственность на себя). Ну ладно, смотрите.

195 вольт. Боже, как он надрывается! Вы слышите? Как же так.

Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара.

Да, я знаю, но понимаете. ну. он ведь не знает, через что ему предстоит пройти. Он просто не выдержит.

240 вольт. Нет, с меня хватит. Что? Я должен продолжать? Нет, я не собираюсь убивать его. Тут есть и 450 вольт — это уже слишком. (Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара). — Я знаю, знаю, но ведь он кричит там. »1.

Как отмечает С. Милграм, «несмотря на то, что испытуемый постоянно сопровождал свои действия весьма эмоциональными возражениями, он тем не менее до самого конца подчинялся приказам экспериментатора и в итоге применил самый сильный разряд тока. Мы имеем здесь любопытный пример несоответсвия между поступком и словом. На вербальном уровне испытуемый проявил решительное нежелание продолжать процедуру, но в своих действиях шел на поводу у экспериментатора. Он не хотел подвергать жертву ударам тока, ему было чрезвычайно неприятно делать это, но он не смог достаточно энергично и убедительно сформулировать отказ от дальнейшего участия в эксперименте, который освободил бы его от власти экспериментатора»2.

Подобное расхождение между словом и делом является наиболее отчетливым показателем отсутсвия личностного самоопределения индивида. В этой связи следует отметить, что другим, хотя не столь однозначным, но тем не менее достаточно прогностичным признаком, указывающим на отсутсвие четко выраженной субъектной позиции индивида, наряду с вербально озвученными сомнениями относительно того, как следует поступить в той или иной ситуации (что имело место в рассматриваемом примере), являются клятвенные заверения относительно предполагаемых действий и намерений. В этом случае, перед нами своего рода формула самоопределения, поскольку, всевозможные «клятвы» в широком смысле слова, как правило, адресуются индивидом не только (а в целом ряде случаев даже не столько) партнеру по взаимодействию, сколько самому себе с тем, чтобы преодолеть внутренние сомнения (зачастую не осознаваемые). Это получило подтверждение и в исследовании С. Милграма — те из испытуемых, кто, вопреки внешнему давлению занял четкую позицию относительно продолжения своего участия в эксперименте, т. е. самоопределился, в достаточно лаконичной и недвусмысленной форме заявили об этом: «Тот человек, он стучит там. Он хочет, чтобы его выпустили. Мне очень жаль, но если человек не хочет, я должен остановиться. Я лучше верну деньги (за участие в эксперименте испытуемые получали денежное вознаграждение — В. И., М. К.). Я не хочу причинять ему вред. Извините, но если он хочет выбраться оттуда, я больше не буду наказывать его. Никакие деньги не заставят меня причинить боль другому человеку»3.

Наиболее интересны, с точки зрения проблемы самоопределения личности, результаты экспериментальной серии, по условиям которой решение о величине разряда за неправильный ответ принималось группой из трех «учителей», двое из которых были ассистентами С. Милграма. Согласно инструкции, каждый из «учителей» по очереди вносят свое предложение о силе разряда, при этом применяется минимальный из них. Экспериментальная процедура была организована таким образом, что первыми свои предложения вносили «подсадные» испытуемые, предлагавшие последовательно увеличивать силу тока за каждую очередную ошибку «ученика». Понятно, что в таких условиях реальный испытуемый, с одной стороны, подвергался внешнему воздействию со стороны своих «коллег», при этом сохраняя возможность решительным образом влиять на ситуацию, то есть занимать отчетливо субъектную позицию. В контрольном эксперименте те же самые реальные испытуемые единолично принимали решение о силе удара током.

Как показало сравнение результатов двух проб, большинство испытуемых в контрольной ситуации прибегали к значительно менее жестокому «наказанию», чем действуя в «команде учителей». Хотя традиционно этот разрыв оценивается в логике классической связки конформизм-нонконформизм как показатель влияния группы, представляется совершенно правомерным интерпретировать его и как факт по крайней мере частичного отказа испытуемыми от собственной субъектности под достаточно слабым внешним воздействием в ситуации нормативной неопределенности, что является прямым следствием отсутствия или слабой выраженности их личностного самоопределения.

Обращает на себя внимание практически равный (в рамах статистической погрешности) процент испытуемых, занявших твердые, хотя и диаметрально противоположные в содержательном плане позиции в данной ситуации. Это позволяет предположить, что именно такова (7—10% от всей выборки) представленность индивидов с отчетливо выраженной способностью к личностному самоопределению в рамках обследованного С.Милграмом контингента и при этом именно в заданных экспериментальных условиях. Для интерпретационных целей, по-видимому, немаловажен, например, тот факт, что по результатам классического эксперимента С. Аша (исследование конформной и нонконформной реакции в улосвиях группового давления) примерно такое же число испытуемых — 8—10% — проявили нонконформную реакцию.

В этой связи нельзя, также не отметить, что сама по себе способность к самоопределению не является показателем просоциальной направленности и гуманистической ориентации личности. Интерпретационным ключом, позволяющим соотнести личностную активность индивида, направленную на отстаивание субъектной позиции, с его ценностными ориентациями может служить получивший распространение именно в социальной психологии, «дочерний» по отношению к понятию «самоопределение личности» термин «самоопределение личности в группе».

В специальной психологии, помимо понятия «самоопределение личности», которое характеризует глобально интегральный способ личностной активности, традиционно используется «дочерний» термин, раскрывающий специфику отношений личности в конкретном сообществе — «самоопределение личности в группе». Этим термином, как правило, обозначают вполне осознанное и столь же откровенно дифференцированное отношение личности к предъявляемым ей группой образцам активности, основанием чему выступают сформированные в качестве, прежде всего, нравственных ориентиров нормы, ценности, идеалы, своды правил, кодексы чести, оценки, представления о просоциальности. Именно с опорой на эту базу одни воздействия группы личностью отвергаются, а другие — принимаются. Таким образом, традиционно воспринимаемые как единственно возможная альтернатива, способы конформного и нонконформного поведения оказывается ложной дихотомической схемой (А. В.Петровский) и возникает третий реальный путь личностного становления и развития в рамках конкретной группы и широкого социума в целом — коллективистское самоопределение личности. При этом в экспериментальных исследованиях, проведенных на основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, было показано, что в сообществах разного уровня социально-психологического развития и психологическое содержание, и степень выраженности данного социально-психологического феномена принципиально различны. В общностях высокого уровня развития типа коллектива личность даже в ситуации, когда сама группа демонстрирует (например, в специально созданных экспериментальных условиях) отступление или нарушение выработанных или закрепленных в ее жизнедеятельности норм, продолжает придерживаться именно их и отстаивать необходимость их не нарушать, несмотря на давление группы. Помимо этого, такая личность, личность которую отличает высокая степень коллективистского самоопределения, выступает как бы транслятором тех норм, которые выработаны и закреплены в высокоразвитой общности, даже не контактируя с ней и, более того, покинув ее навсегда. Подобную картину личностной активности крайне редко можно зафиксировать, если речь идет о представителях групп низкоразвитых. Если все же феномен самоопределения личности в них выявлен, то чаще всего базовым основанием такой личностной активности оказываются либо своеобразные индивидуально-психологические характеристики конкретной личности, либо предшествующий опыт ее жизнедеятельности в высокоразвитых сообществах. Экспериментальная схема исследования самоопределения личности в группе и развернутое описание методической процедуры выявления этого социально-психологического феномена наиболее подробно описаны в книге «Психологическая теория коллектива» (М., 1979).

Для практического социального психолога, озаботившегося не столько констатационно-диагностическим изучением интересующей его группы или организации, а ориентированным на реальные психологические поддержку и сопровождение конкретной общности, выявление круга индивидов, способных не только на локальные акты личностного самоопределения, а занимающих эту позицию в логике стиля жизненного существования, — единственная возможность реально опереться на тех, кто является действенными его сторонниками в становлении данной группы в качестве высокоразвитой в социально-психологическом плане общности.

* * *
самостоятельный Выбор человеком своего жизненного пути, своих целей, ценностей, нравственных норм, форм поведения.

сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Источник

Самоопределение личности — как найти свою профессию?

В определенное время каждый из нас начинает задумываться над тем, как занять свое место в жизни, как осознать истинное предназначение, куда направить вектор основных жизненных целей и приоритетов.

Ответить на подобные вопросы можно только познав себя, свой внутренний мир, разобравшись в своих индивидуальных особенностях. Именно для этого так важно запустить процессы самопознания, самоутверждения, ведь от их эффективности зависит эмоциональная состоятельность и уровень жизни человека.

Общее понятие самоопределения

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

Что такое самоопределение личности? Самоопределение – способность человека найти свое место в жизни, следствием которого становится выбор жизненного пути, ценностей, нравственных норм, к которым он будет идти. В основе слова «самоопределение» лежит корень «сам», поэтому, как говорил советский философ П.Г. Щедровицкий: «Смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».

Процесс самоопределения имеет сложную структуру. Он бывает профессиональным, гражданским, политическим, личностным, социальным, семейным, религиозным, жизненным, нравственным и т.д.

Но основными его видами считаются все же жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Причем каждый из этих видов относится к определенному этапу человеческой жизни. Поговорим о каждом из них.

Жизненное самоопределение

Жизненное самоопределение служит не просто одним из многочисленных видов самоопределения. На самом деле по своей сущности оно представляет основу других видов, поскольку выражает выбор человеком его жизненной позиции, позиции к миру, к окружающим, к своей личности. Именно от него зависит жизненная стратегия, выбранная индивидом, главный вектор его поведения, уровень активности и приоритеты.

Найти свой смысл жизни может далеко не каждый, однако без конкретного представления своей миссии в этом мире и, что важнее, жизненной цели, самоопределиться с профессиональной точки зрения, практически невозможно.

Примером жизненного самоопределения может служить момент, когда подростки встают перед выбором своей позиции по отношению к миру, собственной жизненной философии, которая и обуславливает его дальнейшее поведение, порядок мышления и, как следствие, жизненный путь.

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

Однако вопрос жизненного самоопределения имеет глобальное значение не только для подростков. В условиях современного общества, ежедневного развития новых технологий, передовых концепций управления, изменений социально-политических направлений меняются и сами люди, и их взгляды на этот мир и на самого себя. Эта вынужденная адаптация к возникающим преобразованиям заставляет людей искать свой путь в новых течениях, расти и совершенствоваться.

В этом контексте речь уже идет о профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение – объективный и сознательный выбор человеком направления его профессиональной деятельности. Термин «профессиональное самоопределение» применяют как синоним к «профориентации», несмотря на то, что разница между ними все-таки есть. Эта разница в том, что, когда мы даем определение «профессиональной ориентации», человек смотрится безучастным, потому что к нему применяются специальные профдиагностические методики.

Профессиональное самоопределение – это субъективный выбор индивида, который он активно реализовывает в период самоопределения.

Еще учась в школе, дети начинают определяться с вариантами будущей профессиональной деятельности. Перед учениками старших классов стоит задача разобраться и понять для себя, чем он хочет заниматься в будущем.

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

Специалисты по профориентации употребляют понятие «готовность к профессиональному самоопределению». Уровень этой готовности в полном объеме анализируется посредством профдиагностических методик. При этом дается оценка следующим показателям:

Личностное самоопределение

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

Самоопределение личности — это непростой и довольно продолжительный процесс осмысления, трансформации и выстраивания ее целей и приоритетов.

Самоопределение личности берет свое начало еще в детстве, активно развивается в старшей школе и сопровождает человека в течении всей его жизни.

По причине того, что с возрастом личность обретает новые особенные черты и характеристики, а также меняются его жизненные условия и статус, индивид становится все более самодостаточным, свободным, способным ориентировать свою энергию на воплощение в жизнь своих устремлений и целей.

Гармоничному развитию личности в обычной жизни могут препятствовать внутренние конфликты, присущие любому нормальному человеку. В соотнесении с внутренними конфликтами человека, определили классификацию различных вариантов личностного самоопределения:

Самоопределение подростков

Подростковый возраст – один из самых серьезных и динамичных этапов в самоопределении и развитии индивида в целом. В этой ступени формируются личные качества, способствующие адаптации взрослеющих детей в социально-общественной сфере, развивается способность сопротивляться влиянию негативной социальной среды, ведь подростки, как известно, являются наиболее социально незащищенной группой общества.

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

На пороге самостоятельной жизни молодые люди должны подготовить целый сценарий, согласно которому будут идти по жизни. Этот сценарий уже содержит в себе и личностное, и профессиональное и социальное самоопределение. Именно период взросления человека зачастую становится основополагающим в поиске себя и своего будущего.

Личностное самоопределение взрослеющего ребенка находится в прямой зависимости от таких решающих факторов, как индивидуальные черты характера, особенности мировоззрения, самооценка его личности, обстановки, в которой он растет, атмосфере в его семье и отражается на следующих уровнях:

Общие проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи

Для любого индивида профессиональное самоопределение – один из основополагающих выборов, задающих направление всей его жизни. Поэтому этот выбор настолько важен. На профессиональное самоопределение молодежи влияет множество факторов. Приведем основные из них.

Родительское давление.

При выборе своей будущей профессии подростки нередко прибегают к помощи родителей. Однако порой вместо помощи получают давление, которое ограничивает свободу определения их будущей личности. Зачастую взрослые настаивают на пути, по которому в силу различных обстоятельств жизни не смогли пройти сами, забывая при этом, что главная их задача – помочь ребенку проанализировать свои наклонности, сильные стороны своего характера и личности. Подросток ждет поддержки и одобрения со стороны взрослых.

Социальное давление.

Современные дети отдают предпочтение высокооплачиваемым профессиям, обеспечивающим высокий уровень жизни и материальных благ.

Выбор друзей.

Дружеским связям в период взросления придается очень большое значение. Подросток, не совсем уверенный в том, что должно стать делом всей его жизни, зачастую идет учиться и работать «за компанию» с друзьями. Это не самый плохой вариант, но выбирать будущую профессию лучше, руководствуясь своими интересами.

Фактор здоровья.

Некоторые профессии и занятия имеют перечень медицинских противопоказаний, критериев, которые необходимо также учитывать при выборе своего профессионального пути, чтобы избежать нанесения вреда своему здоровью и чувства неудовлетворенности.

Отказ от профессии

Иногда создается впечатление, что профессия, которая нравится, не достаточно серьезная, не модная, не перспективная и человек отказывается от этой идеи. Однако следует помнить, что ненужных профессий не бывает. Любой профессионализм достоин уважения.

Устаревшее представление о профессии.

Под названием профессии давно подразумеваются другой функционал. Необходимо тщательно анализировать информацию о выбранной профессии, прежде чем принять решение связать свою жизнь с ней.

Географический фактор.

Существует такое понятие, как социально-географических особенностей субъекта: города, поселка, где человек планирует осуществлять свою трудовую деятельность и развитие.

что такое самоопределение личности. Смотреть фото что такое самоопределение личности. Смотреть картинку что такое самоопределение личности. Картинка про что такое самоопределение личности. Фото что такое самоопределение личности

Советы психологов

Несмотря на то, что многие не принимают всерьез тесты на профориентацию, они являются достаточно эффективным способом исследования своей личности на определение склонностей и способностей. Почему бы не попробовать?

Источник

Самоопределение личности

Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

Что такое самоопределение личности

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Самоопределение подростков

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.

Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России,
читайте нашу статью «История профориентации в России в инфографике» >>

В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:

      a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.
      b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
      c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.

    2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:

      a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
      b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
      c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.

    3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:

      a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
      b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
      c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.

Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.

Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *