что такое самолюбие в православии

Самолюбие

Самолю́бие — 1) гре­хов­ная страсть, кото­рая состав­ля­ется из пол­ноты всех прочих раз­но­об­раз­ных гре­хов­ных стра­стей; 2) извра­щен­ная, гор­де­ли­вая любовь, замкну­тая на самого себя в ущерб любви к Богу и ближ­ним.

Должен ли хри­сти­а­нин любить себя?

Любовь есть одно из суще­ствен­ных Боже­ских свойств (см. подроб­нее: Сколько у Бога свойств?). Это значит, что Бог от веч­но­сти пре­бы­вает в Любви к Самому Себе. Выра­жа­ясь иначе, все Боже­ствен­ные Ипо­стаси пре­бы­вают во вза­им­ной, про­ник­но­вен­ной любви, и при этом Каждая из Них питает любовь по отно­ше­нию к Себе.

Чело­век создан по образу и подо­бию Божьему (см.: Образ и подо­бие Божии). Спо­соб­ность к любви есть одна из черт этого пре­не­бес­ного образа.

Стало быть, в любви чело­века к самому себе нет ничего предо­су­ди­тель­ного, правда, если речь идёт именно о любви в пра­виль­ном пони­ма­нии этого слова, а не о гор­де­ли­вом, эго­и­сти­че­ском чув­стве, само­лю­бии.

Любовь чело­века по отно­ше­нию к соб­ствен­ной лич­но­сти не просто допус­ка­ется Богом, но и воз­во­дится Им в обра­зец любви к ближ­нему: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ).

Но что озна­чает выра­же­ние «любить себя»? Любить себя — жить пол­но­той бого­по­доб­ной жизни, любить саму жизнь как Боже­ствен­ный Дар, иметь радость о Гос­поде, стре­миться осу­ще­ствить своё высшее при­зва­ние и пред­на­зна­че­ние. Ежели Бог любит чело­века, то неужели сам чело­век вправе отно­ситься к себе с нелю­бо­вью (дей­ствуя напе­ре­кор Все­дер­жи­телю)?

Между любо­вью к себе и любо­вью к ближ­нему (ближ­ним) усмат­ри­ва­ется много общего, в част­но­сти сле­ду­ю­щее.

Как любовь к ближ­нему под­ра­зу­ме­вает жела­ние ему сча­стья, так и любовь к себе под­ра­зу­ме­вает дви­же­ние к сча­стью. Чело­век ведь и создан для сча­стья, причём не крат­ко­вре­мен­ного, как это бывает в усло­виях нынеш­ней жизни, а для веч­ного и непре­стан­ного бла­жен­ства.

Путь к этому бла­жен­ству лежит через при­об­ще­ние своей жизни к жизни Все­лен­ской Церкви, к жизни Христа. Кто не стре­мится к веч­ному сча­стью о Гос­поде, тот не любит себя.

Таким обра­зом, любить себя озна­чает (помимо про­чего) делать то, что спо­соб­ствует при­об­ще­нию к вечной бла­жен­ной жизни. Спо­соб­ствует же этому испол­не­ние Божьих запо­ве­дей, любовь к Богу и Его тво­ре­нию.

Как любовь одного чело­века к дру­гому бывает сопря­жена с жела­нием убе­речь его и не поте­рять, так и любовь к себе под­ра­зу­ме­вает стрем­ле­ние не поте­рять себя для веч­ного Небес­ного Цар­ства: «кто поте­ряет душу свою ради Меня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жёт её» ( Мк.8:35 ).

Как любовь вообще под­ра­зу­ме­вает жерт­вен­ность, так и любовь к себе тре­бует взять свой крест и после­до­вать за Хри­стом ( Лк.9:23 ).

Запо­ве­дью «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ) ука­зы­ва­ется, что в идеале любовь к ближ­нему не должна усту­пать той любви, кото­рую чело­век питает к себе.

Этим отвер­га­ется мысль о любви к себе как о само­лю­бии, ведь само­лю­бие под­ра­зу­ме­вает обрат­ное: эго­и­сти­че­ское, а часто и пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к людям.

Нередко спут­ни­ками само­лю­бия (или его про­из­вод­ными) высту­пают: тще­сла­вие, зависть, пре­воз­но­ше­ние и даже гнев.

«Чтоб воз­лю­бить ближ­него как самого себя, пред­ва­ри­тельно нужно пра­вильно полю­бить себя. Само­лю­бие есть иска­же­ние любви по отно­ше­нию к самому себе. Само­лю­бие — стрем­ле­ние к без­раз­бор­чи­вому испол­не­нию поже­ла­ний падшей воли, руко­во­ди­мой лже­имен­ным разу­мом и лука­вою сове­стью».
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Святые Отцы выде­ляют три основ­ных вида само­лю­бия: среб­ро­лю­бие, сла­во­лю­бие, сла­сто­лю­бие, осно­вы­ва­ясь на словах св. ап. Иоанна о трех иску­ше­ниях мира: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:15-17 ). Отцы сла­сто­лю­бие отож­деств­ляли с похо­тью плоти, среб­ро­лю­бие — с похо­тью очей, а сла­во­лю­бие — с гор­до­стью житей­скою.

Источник

Православная Жизнь

Страсть «самолюбие» по-гречески – филаутия. Слово «филаутия» указывает на сущность этой страсти, и наша задача – посмотреть на это явление, на этот феномен, чтобы увидеть в себе действие этой страсти.

что такое самолюбие в православии. Смотреть фото что такое самолюбие в православии. Смотреть картинку что такое самолюбие в православии. Картинка про что такое самолюбие в православии. Фото что такое самолюбие в православии

Для того чтобы угождать Богу, любить Бога, чтобы познавать Иисуса Христа, нужно научиться смотреть на то, что этому мешает, – на самолюбие. Иисус Христос своей жизнью дает пример преодоления себя и нам говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [Мф 16:24]. Но в нас независимо от нас действует эта страсть – самолюбие, филаутия, и, если мы на нее не смотрим, не видим ее признаки, она вмешивается в нашу жизнь, в наше делание по Богу, и происходит лукавая подмена, когда нам кажется, что мы делаем правильно – по Богу, угодное Богу, угождаем Богу, но на самом деле мы угождаем себе, если мы не видим этого действующего внутри нас врага – самолюбие. Апостол Павел это описал, как «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» [Рим 7:19]. Самолюбие – это когда мы хотим делать по Богу, но у нас не получается, потому что мы привыкли делать по-своему, по своему самоугодию. Самолюбие есть основа всех страстей, и это есть навык, страсть угождать самому себе. Чтобы осознать, что борьба с ней дело тяжелое и долгое, нужно понимать, что страсть – это греховная привычка, это привычка следовать не Богу, а темным силам. И для того чтобы преодолеть эту привычку, нужно, во-первых, увидеть ее в себе, ее признаки, во-вторых – создавать противопривычку, т. е. потихоньку, маленькими шагами, терпеливо и неуклонно делать что-то по Богу, преодолевая свое самоугодие. Сразу, за короткое время самолюбие не преодолеешь, потому что мы привыкли любить себя и угождать себе. Нужно осознать следующий факт: мы часто потакали себе, делали угодное себе, тревожились и заботились только о себе, а если и о других, то для того, чтобы они потакали нашему самолюбию. Человекоугодие связано с самоугодием, когда человек льстит другому, угодничает перед ним, чтобы тот о нем позаботился, делает вид, что любит ближнего, сам же ищет только внимания и любви к себе.

И когда я вижу, что эти мысли не мои и отбрасываю их, тогда я создаю противо-помыслы, т. е. сам в себе усиливаю мысли, противоположные самолюбивым. Это вторая операция в борьбе с помыслами – создание противо-помысла, сотворение мысли, противоположной мысли самолюбивой, сотворение мысли богоугодной, чтобы богоугодная мысль воспротивилась мысли самоугодной. Слово Божье есть источник для мыслей богоугодных.

Третья операция – воевать, отгонять от себя, выгонять из сердца помыслы и страсти Иисусовой молитвой или какой-либо другой молитвой. Если мы впустили в сердце по невнимательности вражескую мысль, пошло умножение самолюбивых помыслов и страсть начинает загораться – тут нужно усиленно творить молитву, лучше Иисусову, чтобы Именем Иисусовым поражать и отгонять врагов, пресекать страсть, греховное душевное движение.

Вот три операции для борьбы с помыслами самолюбия (и вообще всеми вражескими помыслами). Увидеть помысел самолюбия и сказать ему – нет, это во мне не мое, это обман, что помысл мой, он вражеский, который хочет меня умертвить, погубить, мне от него плохо. Осознав это, я его от себя отсекаю и создаю противопомысел, начинаю думать по Богу ( а не по-своему), а общая черта всех противопомыслов – они базируются на Слове Божьем и в отличие от помыслов самолюбия, которые внушают исполнять свою волю, свои желания, направлены на исполнение воли Божьей. Далее творю Иисусову молитву, чтобы духовный огонь молитвы прогнал помыслы и утихомирил страсти, движимые силами тьмы.

Почему важно приобретать опыт борьбы с собой – с самолюбием. Обыкновенный человек чувствует свою беспомощность перед вражескими лукавыми помыслами. Он находится в смятенном состоянии от нападения помыслов и страстей и не знает, что с ним происходит и что с этим делать. Но если он обладает аскетическими навыками и имеет опыт внутренней брани в сердце, то начинает чувствовать, что он не так уж и беспомощен. Даже если идут сильные потрясения, волнения и атаки, но человек видит, что может хоть немного противостоять мысленным врагам, страстям, с ними бороться силою Господа Иисуса Христа, тогда появляется спокойная уверенность, что Господь Иисус Христос с тобой, он тебя защитит и не оставит. Эта вера в Господа Иисуса Христа, любовь к Господу Иисусу Христу, молитвенное устремление к Господу Иисусу преодолевает самолюбие, выводит из слепого потерянного состояния самолюбивой зацикленности на самом себе, из ужаса и беспокойства самовольной богооставленности, дает покой, мир и благодать.

Источник

Гордость, тщеславие и самолюбие

Из наследия Оптинских старцев

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

что такое самолюбие в православии. Смотреть фото что такое самолюбие в православии. Смотреть картинку что такое самолюбие в православии. Картинка про что такое самолюбие в православии. Фото что такое самолюбие в православии
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

что такое самолюбие в православии. Смотреть фото что такое самолюбие в православии. Смотреть картинку что такое самолюбие в православии. Картинка про что такое самолюбие в православии. Фото что такое самолюбие в православии
Брейгель. Гордость

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

САМОЛЮБИЕ

Вы считаете самолюбие благородным чувством и думаете, что из самолюбия делаете добродетели, – а это-то и есть гордость, и я вырастет от сего в высокой мере. Начало премудрости страх Божий ( Притч. 1,7 ), и: страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч. 15, 27 ), – говорит Священное Писание, – а не самолюбием. Оставьте ваше мнение о самолюбии, что оно вам природное, и делайте добро, уклоняясь от зла, – сначала из страха Божия, а потом дойдете и до любви Божией, – а не из самолюбия, противного Богу (I, 148, 301–302).

Самолюбие не есть врожденное, но прибывшее от греха. Не по самолюбию ли пал и первый ангел желав быть равен Богу. Он сам изобрел оное, а не так был сотворен, и тем же прельстил первозданных, внушив им: будите яко бози. Они, приняв сей совет, возлюбили себя, презрев заповедь Божию, вкусили от запрещенного плода; от того помрачили и разум, и волю. Видите, самолюбие не врожденное в человеке, а прибывшее от греха. Святые отцы учат нас: самолюбив не может быть братолюбив; когда мы будем нищи духом и смиренны сердцем, по учению Христову, то далеко прогнано будет от нас самолюбие (I, 396, 688–689).

Через самолюбие и гордость мы отпадаем от Бога

Нельзя этому удивляться, что вы мало знали себя; вы сами сознаете себя в самолюбии, а оно-то и ослепляет, чтобы не видеть своих недостатков душевных, а видеть свои добродетели или стараться таковыми похвалиться пред людьми; но смирение открывает глаза нам, и мы можем видеть даже и малые наши погрешности. Как чрез самолюбие и гордость мы отпадаем от Бога и тьмою помрачаемся, так смирением приближаемся к Богу и просвещаемся. Сам Господь, Царь славы, смирил Себя до рабия образа и нам оставил Собою пример, да последуем стопам Его, и повелел научаться от Него смирению и кротости, где и покой обрящем (I, 396, 686).

Самолюбие закрывает от нас грех

Ты, описывая свои помыслы и чувства при обхождении с нею, с трудом мне оные написала; и тут же меня оклеветала, будто бы я должен чувствовать к тебе за все это отвращение. Когда Господь не отвращался грешников, но с мытари и грешники ял и пил и беседовал с ними, то кто же я, что дерзну отвращаться кого-нибудь. В этом есть твой грех или порок другого рода – самолюбие: не хочешь показаться предо мною с обличением своей немощи. Неужели же описывать только свои исправления, а мне за сие тебя хвалить? Нет, это даже полезно, уловлять себя в таких и подобных мыслях и чувствах; и если в борьбе видим себя побежденными, туг-то и познавать свою немощь, и не смущаться, что во мне есть такие недостатки, но, смирившись, повергать себя пред Богом; а Бог на смиренные призирает и им помогает: потому-то и попущает Господь нам впадать в какие-либо немощи, чтобы, видев свою скверну, были смиренны и имели сердце сокрушенно и смиренно. Никак не думаю, чтобы я отвращался тех, кои находятся в борьбе, сознают себя немощными и каются. Еще больше надобно иметь об них сострадания: не требуют здравии врача, но болящии (I, 247, 476–477).

Самолюбие лишает мира и не дает смирения

Любовь без смирения не может быть прочна и тверда. Я заметил в письмах ваших: обе вы лишались мира, каждая в свою очередь, ни от чего другого, как от самолюбия, а уже смирению тут не только места не было, но и далеко отгонялось (IV, 8,18).

Самолюбие – главная вина грехов

Ты, М. А., находишь в себе вину греха – самолюбия и не можешь его возненавидеть, да оно и во всех нас есть главная вина грехов; все от него: гордость, и тщеславие, и гнев, и сластолюбие, и сребролюбие, и зависть и прочее; но вообще мы называем гордость виною всех грехов; «где воспоследовало падение, там предварила гордость», – пишет св. Лествичник. Так надобно наступать и на гордость и на самолюбие, как на змию и скорпию ( Лк. 10, 19 ), всегдашним самоукорением, видением своей худости, предпочтением ближних, приятием досад и укоризн, хотя и с болезнию, недоверием своему разуму, отвержением своей воли и прочее; на все это надобно иметь подвиг, и Бог поможет (IV, 141, 362).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *