что такое самоходное шасси
Самоходное шасси
Самоходное шасси — моторизированное транспортное средство, предназначенное для размещения на нем различного оборудования (машин, механизмов, орудий). Как правило, выпускается серийно. В зависимости от типа применяемых узлов и агрегатов разичают автомобильное, тракторное и специальное самоходное шасси.
Самоходное шасси обычно используется в тех случаях, когда по соображениям унификации или разделения производства выгодно производить шасси на одном специализированном заводе (автомобильном, тракторном), а оборудование — на другом. При этом одна и таже модель шасси может использоваться с различным оборудованием, а одно и то же оборудование размещаться на различных шасси. Пример — автокраны. В зависимости от условий эксплуатации крановое оборудование может быть установлено на автомобильное шасси дорожного типа (например, МАЗ) или шасси повышенной проходимости (например, «Урал»).
Кроме того, применение универсальных самоходных шасси удобно в сельском хозяйстве, где сезонность работ требует применение сменного оборудования.
Более подробная информация содержится в статьях:
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Самоходное шасси» в других словарях:
самоходное шасси — машина для монтажа различного оборудования, применяемого в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и других отраслях производственной деятельности. Наибольшее распространение самоходные шасси получили в сельском хозяйстве. Для них… … Энциклопедия техники
САМОХОДНОЕ ШАССИ — колёсный или гусеничный трактор, на шасси к рого можно устанавливать разнообразные навесные машины и орудия или трансп. тележку (см. рис.). Самоходное шасси с транспортной тележкой … Большой энциклопедический политехнический словарь
самоходное шасси — самоходное шасси, самодвижущаяся машина для крепления навесного сельскохозяйственного оборудования. Различают С. ш. тракторные и уборочно транспортные, используемые для уборки различных сельскохозяйственных культур навесными комбайном или жаткой … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
САМОХОДНОЕ ШАССИ — самодвижущаяся машина для крепления навесного с. х. оборудования. Различают С. ш. тракторные и уборочно транспортные, используемые для уборки разл. с. х. культур навесными комбайном или жаткой. Наиб. распространены тракторные С. ш. Двигатель и… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
Самоходное шасси — самодвижущаяся машина для крепления навесного оборудования, применяемого в сельском хозяйстве. С. ш. выпускаются на базе с. х. тракторов и отличаются от них тем, что двигатель и силовая передача у многих С. ш. расположены в задней части… … Большая советская энциклопедия
Самоходное шасси транспортного средства — самоходное шасси шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может быть допущено к участию в дорожном движении с ограничениями;. Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от… … Официальная терминология
Самоходное шасси крана — – шасси, предназначенное для установки кранового оборудования самоходного крана. [СТ СЭВ 4473 84] Рубрика термина: Крановое оборудование Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Самоходное шасси крана — 1.9. Самоходное шасси крана Шасси, предназначенное для установки кранового оборудования самоходного крана Источник: СТ СЭВ 4473 84: Техника безопасности. Краны грузоподъемные. Термины и определения узлов и устройств безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Тракторное самоходное шасси — Самоходное шасси Т 16 ремонтно дорожной службы г.Винница Тракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. шассик) серийно выпу … Википедия
Универсальное самоходное шасси — Самоходное шасси СШ 2540 ремонтно дорожной службы г.Винница Самоходное шасси серийно выпускаемое транспортное средство с мотором, разновидность колёсного трактора. Содержание 1 Особенности конструкции 2 … Википедия
Самоходное шасси
Самоходное шасси обычно используется в тех случаях, когда по соображениям унификации или разделения производства выгодно производить шасси на одном специализированном заводе (автомобильном, тракторном), а оборудование — на другом. При этом одна и та же модель шасси может использоваться с различным оборудованием, а одно и то же оборудование размещаться на различных шасси. Пример — автокраны. В зависимости от условий эксплуатации крановое оборудование может быть установлено на автомобильное шасси дорожного типа (например, МАЗ) или шасси повышенной проходимости (например, «Урал»).
Кроме того, применение универсальных самоходных шасси удобно в сельском хозяйстве, где сезонность работ требует применения сменного оборудования.
Более подробная информация содержится в статьях:
* Автомобильное самоходное шасси
* Тракторное самоходное шасси.
Связанные понятия
Бензи́новые электроста́нции — компактные автономные силовые установки для производства электрической энергии. Используются в качестве основного или резервного источника электроснабжения. Виды генераторов.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Marienwagen II — первый германский полугусеничный бронеавтомобиль (тяжёлый по массе), созданный на базе артиллерийского тягача Marienwagen II вскоре после окончания Первой мировой. Выпущен небольшой серией, предположительно в 10 машин.
Tракмобиль (англ. Trackmobile) — модельный ряд самодвижущихся машин, выполняющих транспортные работы с вагонами, перемещающихся между железнодорожными путями на пневматических колёсах и использующих увеличение сцепного веса за счёт переноса части веса вагона на собственные оси. Производится компанией Trackmobile,LLC в США. Тракмобиль стал первым в мире выпускаемым серийно специализированным маневровым устройством (вагонным тягачом) на комбинированном автомобильно-железнодорожном ходу.
Самоходное шасси СШ-75, которого сегодня не хватает
Самоходное шасси – особый вид транспортного средства, которое сегодня переживает второе рождение. Идея создания такой транспортной единицы, которую можно было бы агрегатировать со множеством разных орудий и инструментов, появилась в конце первого послевоенного десятилетия. Самые большие партии выпускал, начиная с 1956 года, Харьковский завод самоходных шасси.
Спустя почти 10 лет более усовершенствованная конструкция была разработана на Таганрогском комбайновом заводе. Первыми моделями «Таганрожца» стали СШ-40, СШ-75, СШ-100 и СШ-150. Они становились своеобразным базовым элементом, на который устанавливался целый ряд навесного оборудования, включая уборочные сельскохозяйственные машины. Идея создания самоходного шасси на базе зерноуборочного комбайна принадлежит удивительному советскому конструктору Ханаану Ильичу Изаксону.
В своё время за разработку опытного образца новых комбайнов СК-3 и СК-4 он стал обладателем Большой золотой медали. А позднее была присуждена и Ленинская премия. Самоходные шасси Х.И. Изаксона выпускались на Таганрогском заводе на протяжении 7 лет.
Особенности конструкции СШ
Тракторные самоходные шасси по своему функционалу принято подразделять на два типа.
Специальные самоходные шасси предназначены для работы с определённой категорией навесного оборудования, которое монтируется на раму непосредственно в процессе производства. Подобное шасси может приводиться в действие колёсным или гусеничным движителем. При этом рама зачастую располагается позади кабины. Наглядным демонстрационным примером может стать специальное гусеничное самоходное шасси, выполненное на базе Т-130, оснащённое траншейным экскаватором ЭТР-204. Мотор расположен впереди, а рама – сзади.
Оснащение универсального самоходного шасси близко соответствует узлам и компонентам базового колёсного универсально-пропашного трактора. Место для установки двигателя предусмотрено за кабиной. Впереди находятся открытая двухбалочная (иногда однобалочная) рама и передний мост.
На раме крепится навесное оборудование, орудие или специальный инструмент. Поскольку технику обслуживает тракторист и водитель в одном лице, то и оборудование для самоходных шасси предусмотрено такое, с креплением которого быстро справится один человек.
«Таганрожец» СШ-75 – универсальное шасси
СШ-75 по своей конструкции является уникальным.
Это специальное и универсальное шасси одновременно. Специальное потому, что данное шасси конструктивно предназначалось для работы с уборочной сельскохозяйственной техникой, причём оборудование имеет ряд существенных отличий. Кроме того, в базовую комплектацию входит самосвальный кузов, наличие которого позволяло использовать самоходное шасси для перевозки грузов.
СШ-75 оснащён четырёхконтактным бескопрессорным дизельным двигателем с водяным охлаждением и вихрекамерным смесеобразованием. Сцепление обеспечивает сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая муфта, которая выключается нажатием педали. Привод навесных машин запускается в действие валом независимого отбора мощности с трёхручьевым шкивом под клиновые ремни, установленным в трансмиссии. В общем корпусе редуктора двигателя находится коробка передач совместно с независимым реверсивным приводом шкива отбора мощности, который приводит в действие навешиваемую на шасси технику. При работе шасси в Г-образной схеме, промежуточный вал соединяет редуктор двигателя дифференциалом через карданный вал.
Для повышения производительности в процессе уборки хлебов был разработан двухступенчатый демультипликатор с прямозубыми шестернями постоянного зацепления. Установка монтируется на редуктор двигателя и позволяет снижать скорость движения самоходного шасси, выполненного по Г-образной схеме.
Управление навесным оборудованием осуществляется за счёт гидравлической системы, рассчитанной на трёх потребителей, имеющих гидроцилиндры одностороннего действия. Управление машиной облегчено гидроусилителем, которым снабжён рулевой механизм.
В итоге
Комбайн уже тогда признавался неэффективной сельскохозяйственной спецтехникой, поскольку эксплуатировался всего лишь один месяц в году. Благодаря конструктивной мысли таганрогских специалистов советские колхозы получили в своё распоряжение возможность механизированной уборки кукурузы, картофеля и силоса. И всё это благодаря созданию уникальных, по тем временам, машин, на которые можно было установить плуг, сеялку, культиватор, а также землеройную или подъёмно-транспортную спецтехнику. И это всё в добавок к тому, что СШ-75 мог стать обычным, но таким необходимым в каждом хозяйстве грузовиком.
Трактор СШ-75
Тракторное самоходное шасси
Тракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. — шассик) — серийно выпускаемое транспортное моторизированное средство, выполненное на базе узлов и агрегатов тракторов.
Тракторные самоходные шасси подразделяют на универсальные и специальные.
Содержание
Универсальные самоходные шасси
Универсальное самоходное шасси является разновидностью колёсного пропашного трактора.
Особенности конструкции
От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед кабиной находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На раму крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал. Благодаря тому, что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Оборудование для универсального самоходного шасси как правило быстронавешиваемое. Навешивание осуществляется потребителем.
Как правило, значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колёсным универсально-пропашным трактором.
Применение
Длинная рама позволяет использовать широкий ассортимент специальных приспособлений и орудий. Наиболее известные области применения:
В сельском хозяйстве:
В лесном хозяйстве:
В коммунальном хозяйстве и дорожно-ремонтных службах:
Производители и модели
Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ)
Проекты разрабатывались в городе Харькове в специальном конструкторском бюро по тракторным самоходным шасси.
Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ, ранее ВТЗ)
Зарубежные производители
В Германии самоходные шасси массово выпускались на заводе Fendt c 1953 года. Первая модель имела двигатель мощностью 12 л.с. и получила широкое признание.
Специальные самоходные шасси
Специальные тракторные самоходные шасси разрабатываются и выпускаются для работы в составе определенных агрегатов. Могут быть как колёсными, так и гусеничными. Оборудование на специальное самоходное шасси навешивается производителем этого оборудования и потребителю поставляется в виде готовой машины.
Челябинским тракторным заводом на базе тракторов Т-100, Т-130 и Т-170 выпускались гусеничные самоходное шасси для землеройных машин: каналокопателей, дреноукладчиков, кабелеукладчиков, тракторных кранов и др. У этих шасси существовало несколько модификаций, отличавшихся расположением двигателя и кабины относительно ходовой части: спереди или сбоку.
На базе тракторов Т-150К и К-700 также были созданы самоходные шасси. Для навески машин используется удлиненная задняя полурама.
См. также
Внешние ссылки
Примечания
Литература
Колёсные широкого применения |
---|