что такое салям в намазе
Салам при выходе из намаза
ОТВЕТ:
С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Произнесение первого салама (ас-саламу алейкум) при выходе из намаза является обязательным рукном, то есть составной частью, без которой намаз не засчитывается. Что касается второго салама, то он желателен. Есть очень много желательных вещей, которые распространяются на оба салама, а также на каждый из них.
Так, суннаты, связанные с обоими саламами, следующие:
1. Произнесение формулы салама полностью – «ас-саламуалейкум ва ряhматуЛлаh»;
2. Соблюдение последовательности между словами салама, то есть сперва сказать «ас-салам», потом «алейкум»;
3. Не растягивать произнесение формы салама;
4. Начинать салам в тот момент, когда лицо обращено к кибле и завершить его одновременно с завершением «салама» и поворачиванием головы;
5. Пауза между саламами должна быть достаточная для произнесения слова «субханаЛлагь»;
6. Если молящийся – маъмум, то желательно начинать салам после полного завершения имамом обоих саламов.
Желательные вещи первого салама:
1. При поворачивании головы правая щека молящегося должна быть видна тому, кто стоит в заднем ряду;
2. Сделать намерение выйти из намаза одновременно с первым саламом;
3. Вознамериться приветствовать ангелов, а также уверовавших джиннов и людей, находящихся с правой стороны.
Желательности второго салама:
1. При повороте головы левая щека молящегося должна быть видна стоящему в заднем ряду;
2. После второго салама сделать дуа: «Асалукаль-фавза биль-джаннати» (прошу тебя, о Аллаh, осчастливить меня раем».
3. Вознамериться приветствовать ангелов, а также уверовавших джиннов и людей, находящихся с левой стороны.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
[¹] См.: Хашият ал-джамаль, т. 1, с. 395.
[²] См.: Бушра аль-карим, с. 242.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как правильно давать салям в конце намаза?
Как правильно давать салям в конце намаза?
Ответ: Салям представляет собой дуа, читаемую для выхода из намаза, при повороте головы направо и налево.
По мнению ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, при произнесении саляма сунной является поворачивать голову так, чтобы сзади была видна щека. Кроме того, по мнению шафиитского и ханбалитского мазхабов, сунной является начинать произносить салям, смотря прямо в направлении киблы.
По мнению маликитского мазхаба, имам и тот, кто совершает намаз в одиночку, начинает произносить салям, смотря прямо перед собой, и слегка поворачивая голову вправо, влево салям не дается. Что же касается тех, кто следует за имамом, точно так же дает салям направо, затем в качестве ответа на салям имама, дает салям прямо перед собой, и затем, если с левой стороны есть джамаат, то дается салям и налево.
Произнесение определенных слов во время последнего сидения в намазе, с поворотом головы направо и налево, именуется салям или таслим. Первый из них называется «ас-салямуль-авваль» (ат-таслиматуль-уля), а второй «ас-салямус-сани» (ат-таслиматус-санийя).
Факихи, принимавшие во внимание слова, которые посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) произносил при выходе из намаза, пришли к единодушному мнению о необходимости саляма в конце намаза. Однако наряду с этим высказывались различные мнения по поводу хукма самого саляма и его формы.
Произнесение двух салямов в конце намаза, по мнению ханафитского мазхаба является ваджибом, тогда как, по мнению ханбалитского мазхаба это является фардом. В маликитском и шафиитском мазхабах фардом является произнесение только первого саляма, тогда как второй салям, по мнению шафиитского мазхаба является сунной.
Для выхода из намаза минимальной формой саляма, по мнению ханафитского мазхаба является произнесение слова «ас-салям», по мнению других мазхабов, минимальной формой является произнесение «ас-саляму алейкум». По мнению ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, в соответствии с сунной, следует произнести «ас-саляму алейкум ва рахматуллах». По мнению же маликитского мазхаба сунной является произнесение только слов «ас-саляму алейкум», а добавление слов «ва рахматуллах» и «ва баакятух» является мандубом.
Салям не является только формальностью, состоящей из определенных движений и слов, в момент саляма человек должен подразумевать приветствие верующих, находящихся справа и слева от него, а также ангелов, записывающих его деяния, желая всем им мира и благоденствия. Кроме того, посредством этого саляма имам приветствует джамаат, а джамаат приветствует имама.
Намаз по сунне | Первый салям
Двенадцатой составной частью намаза является первый салям.
После того, как прочитали ташаhhуд и салават, обязательным и завершающим намаз действием является произнесение первого саляма.
Основой этому является хадис:
عن علي كرم الله وجهه: أنّ النبي ﷺ قال: «مفتاح الصلاة الطّهور، وتحريمها التّكبير، وتحليلها التّسليم» رواه أبو داود والترمذي والحاكم والدارمي وأحمد
От Али, да будет доволен им Аллаh, передается, что Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, сказал: «Ключ от намаза – это чистота, начало – такбир и конец – таслим» [1] .
Минимальная форма
السلام عليكم
Транскрипция: «Ас-саляму гIаляйкум».
Достаточно будет произнести: «ГIаляйкум Ас-салям», но это является нежелательным.
Обязательные части саляма:
— Произносить салям с определенным артиклем
— Произносить с местоимением второго лица во множественном числе «Кум»
Обязательным является произнести слово «гIаляйка» в саляме с местоимением второго лица во множественном числе «кум» (т.е., должно получиться «гIаляйкум» [4] ), недостаточно произнести «Ассаляму гIаляй(гьим)», без «ка», а также «Ассаламу гIаляй(ка)» в единственном числе.
Обязательно произносить салям непрерывно, то есть, без срывов и пауз между «ассаляму» и «гIаляйкум» длительнее, чем нужно для вздоха или зевания.
— Повернуться грудью в сторону Киблы
Намаз нарушается, если отвернуть грудь от киблы. Это касается всего намаза.
— Произносить салям в положении сидя
— Произносить так, чтоб было слышно самому себе
— Не убавлять и не добавлять буквы или слова, меняющие смысл [5]
Совершенная форма
السلام عليكم ورحمة الله
Транскрипция: «Ас-саляму гIаляйкум ва рахIматуЛлаh».
Желательные части:
— Не растягивать произношение саляма
Основой этому является хадис:
عن أبو هريرة رضي الله عنه قال: «حذف السلام سنّة» رواه أبو داود والترمذي وأحمد
От Абу hурайры передается: «Не растягивание саляма является сунной» [6] .
— Произнести салям второй раз
Как мы упомянули ранее, произнести первый салям является обязательным и человек считается завершившим свой намаз при произнесении первого саляма, а второй салям является желательным. Даже если имам оставил произнесение второго саляма, маъмуму желательно его произнести.
Основой этому является хадис:
عن ابن مسعود: «أن النبي ﷺ كان يسلم عن يمينه وعن يساره» رواه مسلم
От Ибну Масъуда передается: «Пророк, мир ему и благословение, произносил салям в правую и в левую сторону» [7] .
Но обратите внимание, если после первого саляма вам стал недозволен намаз, например, у вас нарушилось омовение, открылся аврат, на вас попала нечисть больших размеров и т.д., то обязательным является ограничиться только первым салямом.
— Прождать небольшую паузу между двумя салямами
Желательно между салямами сделать паузу одним небольшим вздохом [8] . В книге «Фатх-уль Алям» пишется ссылаясь на книгу «Бушраль Карим», что желательно, чтоб пауза была продолжительностью, достаточной для произнесения слова «СубхIаналЛаh» [9] .
Основой этому является хадис:
عن سعد بن أبي وقاس قال: «كنت أرى النبي ﷺ يسلّم عن يمينه وعن يساره حتى يرى بياض خده» رواه مسلم
От Саъд бин Аби Вакаса, да будет доволен и Аллаh, передается: «Я видел Пророка, мир Ему и благословение, произносящим салям в правую сторону и в левую, так, что была видна белизна Его щеки» [11] .
— Намерение для выхода с намаза
Желательно в начале произнесения саляма сделать намерение (сердцем) для выхода из намаза. Если сделать намерение в начале второго саляма или же в середине первого, то это не будет считаться за выполненный суннат.
— Сделать намерение на салям
Желательно тому, кто произносит салям, поворачивая голову в правую сторону, сделать намерение дать салям всем тем, кто находится на правой стороне (в мире), из ангелов, уверовавших людей и джинов. Поворачивая голову в левую сторону, произнося второй салям – то же самое.
Имаму, плюс к этому, произнося салям в правую сторону, желательно еще сделать намерение дать салям тем, кто совершает за ним намаз на правой стороне, а также и тем, кто совершает намаз на левой стороне, когда имам произносит второй салям, поворачивая голову в левую сторону, а также тем, кто совершает за ним намаз прямо позади него. Намерение в этом случае можно сделать в первом или втором саляме.
Также, следующему за имамом в намазе желательно, плюс ко всему, сделать намерение ответить на салям имама. Те, кто находятся прямо позади имама, намереваются, когда произносят первый или второй салям. Тем, кто с правой стороны, намереваются, когда произносят второй салям. Тем, кто с левой стороны – когда произносят первый. Также, следующим за имамом желательно сделать намерение ответить на салям друг друга: произнося первый салям (и поворачивая голову вправо), ответить на салям того, кто находится справа от них, произнося второй салям (и поворачивая голову влево), ответить на салям того, кто находится слева. И, произнося первый или второй – тем, кто находится впереди и сзади, но предпочтительно намериться ответить на салям, когда произносят первый салям.
Основой этому является хадис:
وعن سمرة بن جندب رضي الله عنه قال : «أمرنا النبي صلى الله عليه وسلم أن نرد على الإمام ، وأن يسلم بعضنا على بعض» رواه أبو داود والدارقطني والبيهقي
От Самрат бин Джундуба, да будет доволен им Аллаh, передается: «Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, повелел нам отвечать на приветствие (салям) имама и приветствовать друг друга» [14] .
عن علي كرّم الله وجهه: أن النبي ﷺ «كان يصلّي قبل الظهر أربعا، وبعدها ركعتين، ويصلّي قبل العصر أربعا، يفصل كل ركعتين بالتسليم على الملائكة المقرّبين والنبيّين ومن معه من المؤمنين» رواه الترمذي والنسائي وابن ماجه وأحمد
От Али, да будет доволен им Аллаh, передается: «Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, совершал перед обеденным намазом четыре, а после него два ракаата, также перед послеобеденным он совершал четыре ракакта, и каждые два раката он завершал приветствием (салямом) приближенным ангелов (мукаррабун), пророкам (мир им) и тем верующим, которые присутствовали рядом с ним» [15] .
— Прождать, пока имам завершит произнесение второго саляма
Является желательным маъмуму подождать, пока имам завершит произношение обоих салямов, но если произнести после первого саляма имама, это не нарушает намаз. Намаз нарушится, если произнести салям до того, как имам начнет его произносить, но если он произносил этот салям с намерением прервать следование за имамом, то намаз не нарушается, но вознаграждение от коллективного намаза у него уменьшается.
Также масбуку желательно подождать, пока имам не произнесет оба саляма, и только потом продолжить свой намаз, но если он продолжил намаз после первого саляма, это не нарушает намаз, кроме аналогичного случая, который мы привели ранее, т.е., если он продолжил свой намаз до того, как имам приступил к произношению первого саляма и у него не было намерения прервать следования за имамом, его намаз нарушается.
[1] Абу Дауд 15/1, Тирмизи 38/1, Хаким 136/1, ад-Дарими 175/1, Ахмад 123/1.
[2] Проще говоря, без «ас», в слове «ас-салям», получится «салям».
[3] «Мугн-иль Мухтадж» 273/1, «Фатх-уль Муин» с.122.
[4] Т.е. так как мы привели выше, где приводится минимальная форма саляма.
[5] «Ианату-т-Талибин» 205/1, «Нихаят-уль Мухтадж» с хашиятами 625/1, «Хашият Ширвани» 296/2.
[6] Абу Давуд 230/1, Тирмизи 191/2, Ахмад 532/2.
[7] Муслим 582.
[8] «Хашият Кайлюби» 193/1.
[9] «Фатх-уль Алям» 323/2.
[10] «Минhаджу-т-Талибин» с.103, «Хашият Ширвани» 300/2.
[11] Муслим 582.
[12] «Нихат-уль Мухтадж» с хашиятами 629/1, «Мугн-иль Мухтадж» 274/1.
[13] «Ниhат-уль Мухтадж» с хашитом Шабрамаллиси 626-627/1.
[14] Абу Дауд, ад-Даракутни, аль-Байхаки.
[15] Ат-Тирмизи 502/2, ан-Насаи 92/2, Ибну Маджаh 367/1, Ахмад 160/1.
[16] «Тухфат-уль Мухтадж» 212/1, «Хашият Ширвани» 303/2.
[17] Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 273-275/1, «Тухфатуль Мухтадж» 210-212/1, «Хашият Ширвани» 296-303/2, «Ниhаятуль Мухтадж» с хашиятами Шабраммаллиси и Рашиди 625-630/1, «Фатх-уль Муин» с.122-123, «Ианату-т-Талибин» 205-208/1, «Шарх-уль Мафруз» с.315-317, «Муътамад» 299-303/1, «Минхаджу-т-Талибин» с.103, «Фатх-уль Алям» 240-244,323/1.
Что такое салям в намазе
Вопрос: Как нужно отдавать салям в коллективном намазе, вместе с имамом или после имама?
Ответ: По мнению всех четырех мазхабов, человек может отдать салям в намазе после того, как имам отдаст салям в обе стороны. В этом случае намаз не нарушается.
По мнению ханафитского мазхаба отдавать салям в обе стороны, является ваджибом, а по мнению ханбалитского мазхаба, салям в обе стороны является фардом. По мнению шафиитского и маликитского мазхаба фардом является первый салям, а второй салям является сунной.
По мнению ханбалитского мазхаба, если человек намеренно отдаст салям, опередив имама, то в этом случае намаз станет нарушенным. Если же это будет сделано по ошибке, то в этом случае он должен дождаться, когда имам отдаст салям, а после этого, должен отдать салям повторно. В этом случае его намаз будет действительным.
По мнению ханафитского мазхаба, если человек, следующий за имамом, завершит чтение ташаххуда, когда имам станет отдавать салям, то в этом случае отдать салям вместе с имамом будет ваджибом. Если же человек, закончив чтение ташаххуда, отдаст салям раньше имама, то это будет считаться тахриман-макрухом, хотя намаз будет считаться действительным. Наилучшей формой саляма является салям, отданный вместе с имамом. Если же человек отдаст салям после имама, то он будет считаться отказавшимся от того, что является лучшим.
По мнению шафиитского мазхаба, человек, следующий за имамом, не может отдать салям раньше имама, так как в этом случае его намаз будет нарушен. Если масбук (человек, следующий за имамом) отдаст салям вместе с имамом, то это будет считаться макрухом, хотя намаз при этом будет действительным. Масбуку следует отдавать салям после того, как отдаст салям имам.
По мнению маликитского мазхаба, масбук должен следовать за имамом и отдавать салям после того, как салям отдаст имам. Если масбук по ошибке отдаст салям раньше имама, то в этом случае он должен дождаться, когда имам отдаст салям, после чего повторно отдать салям. В этом случае намаз не будет нарушен, если же масбук не повторит свой салям, то тогда его намаз будет считаться нарушенным.
Ас-саляму аляйкум – приветствие мусульман
У каждого народа, в каждой культуре принято приветствовать друг друга, но нет такого универсального приветствия, которым бы приветствовали друг друга все люди. Форма приветствия зависит от обычаев разных народностей, религии, культуры и воспитания. К примеру, в доисламский период арабы приветствовали друг друга словами: «Хайяка-Ллах» (да продлит Аллах тебе жизнь).
Все слова приветствия хороши, но с приходом Ислама приветствие стало более красивым и совершенным. Как же прекрасны звучание и смысл слов «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ».
Значение и мудрость мусульманского приветствия
Слово «АС-САЛЯМ» с арабского языка переводится как «мир», «сохранность», «благополучие», «здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и сохранность», а также «Не имеющий никаких недостатков».
Приветствуя салямом, мы будто говорим: «Я желаю вам благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого». Салям – это договор мусульман о том, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т.д.
Достоинства исламского приветствия
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا
(смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте ему) лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (то есть ответьте также ва аляйкум ас-салям)» (сура ан-Ниса, 86).
Посланник Аллаха (ﷺ) часто побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), сказано, что некий человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)?» Пророк (ﷺ) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь» (Бухари, 5767).
Форма и порядок приветствия
Форм приветствия две: первая – АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ, вторая – САЛЯМУН АЛЯЙКУМ, то есть без артикля определенности «аль»; однако первый вид приветствия достойнее второго.
Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «аляйка-с-салям» и «саляму Ллахи аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых. Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам, сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами ас-саляму аляйкум и салямун аляйкум, то есть обращением с местоимением «кум» во множественном числе, даже если приветствуется только один человек.
Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его деяний двух ангелов.
Лучшим же приветствием считается, если к словам ас-саляму аляйкум добавить следующие слова: «ва рахмату Ллахи ва баракатух».
В тафсире Корана «Хазин» сказано: «Если скажет приветствующий: «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух», то отвечающему следует сказать такими же словами (то есть ва аляйкум салям ва рахмату Ллахи ва баракатух) и не добавлять ничего».
Также сказано, что некий человек поприветствовал Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), словами «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух» и добавил еще что-то. Ибн Аббас ему ответил на приветствие и сказал: «Приветствие завершается на слове «ва баракатух».
Отвечать на приветствие является индивидуальной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один человек, то обязанность ответить на салам отпадает от всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех.
Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же его без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы приветствующий услышал его, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший – глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и тому подобным.
Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, то есть именно салямом следует начинать разговор. Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то, согласно мнению Имама Ан-Навави, если приветствия были сказаны друг за другом, то приветствие второго будет ответом на первое. Если же приветствие обоих будет одновременным, то одному следует ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.
Салям желательно давать и членам своей семьи, то есть приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего Аллаха).
Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую. Даже если не соблюсти эту желательность, то есть если, например, старший поприветствует младшего первым, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и нарушается рекомендуемый Шариатом порядок.
Салям можно передавать и третьему лицу, и отвечать на него тоже обязательно. В таком случае отвечающему желательно начать с приветствия того, кто довёл до него салям, произнеся «ва аляйка ва аляйхи-с-салям». Обязательно отвечать и на салям, дошедший в письменном виде.
Имам ан-Навави сказал: «Если кто-либо поприветствовал человека, а потом спустя немного времени он снова встретил его, то желательно приветствовать и второй, третий и четвертый раз. В этом единогласны шафиитские ученые». В хадисе сказано:
إِذَا لَقِيَ أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فإنْ حالَتْ بَيْنَهُما شَجَرَة أوْ جِدَارٌ أوْ حَجَرٌ ثُمَّ لَقِيَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ
«Если кто-то из вас встретит своего брата, то пусть приветствует его салямом. Если между ними окажется дерево, стена или камень, а потом один снова увидит другого, пусть приветствует еще раз» (Абу Дауд, 5200).
Кого нежелательно или запрещено приветствовать
В шафиитском мазхабе мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то приветствовать желательно. Имам Тирмизи передает хадис: «Пророк (ﷺ) прошел рядом с группой женщин, сидящих возле мечети, и поднял руку, приветствуя их».
Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак (махрамы), то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев. Правила приветствия у женщин между собой такие же, как и между мужчинами.
Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие. Нежелательно также приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего, молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт. Всем, кого нежелательно приветствовать, разрешается не отвечать на приветствие.
Мусульманину не следует приветствовать нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи, если не существует реальной угрозы здоровью или жизни мусульманина. Если увидите людей, играющих во всякие игры, такие как шахматы, играющих на музыкальных инструментах, то их не следует приветствовать.
Приветствие детей
Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике. Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает. Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, (проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста).
Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).
Рукопожатие во время приветствия
Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.
О желательности рукопожатия при встрече существует множество хадисов. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся». (Абу Дауд, 4536).
Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (ﷺ). Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка (ﷺ)?» На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, пожимали». (Тирмизи, 2653).
Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.
Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена!» (Джамиуль-ахадис, № 18237).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!