что такое салик у астафьева

Что такое салик у астафьева

(Повесть в рассказах)

Далекая и близкая сказка

На задворках нашего села среди травянистой поляны стояло на сваях длинное бревенчатое помещение с подшивом из досок. Оно называлось «мангазина», к которой примыкала также завозня, – сюда крестьяне нашего села свозили артельный инвентарь и семена, называлось это «обшэственным фондом». Если сгорит дом, если сгорит даже все село, семена будут целы и, значит, люди будут жить, потому что, покудова есть семена, есть пашня, в которую можно бросить их и вырастить хлеб, он крестьянин, хозяин, а не нищеброд.

Поодаль от завозни – караулка. Прижалась она под каменной осыпью, в заветрии и вечной тени. Над караулкой, высоко на увале, росли лиственницы и сосны. Сзади нее выкуривался из камней синим дымком ключ. Он растекался по подножию увала, обозначая себя густой осокой и цветами таволги в летнюю пору, зимой – тихим парком из-под снега и куржаком по наползавшим с увалов кустарникам.

В караулке было два окна: одно подле двери и одно сбоку в сторону села. То окно, что к селу, затянуло расплодившимися от ключа черемушником, жалицей, хмелем и разной дурниной. Крыши у караулки не было. Хмель запеленал ее так, что напоминала она одноглазую косматую голову. Из хмеля торчало трубой опрокинутое ведро, дверь открывалась сразу же на улицу и стряхивала капли дождя, шишки хмеля, ягоды черемухи, снег и сосульки в зависимости от времени года и погоды.

Жил в караулке Вася-поляк. Роста он был небольшого, хром на одну ногу, и у него были очки. Единственный человек в селе, у которого были очки. Они вызывали пугливую учтивость не только у нас, ребятишек, но и у взрослых.

Жил Вася тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. Лишь самые отчаянные ребятишки украдкой заглядывали в окно караулки и никого не могли разглядеть, но пугались все же чего-то и с воплями убегали прочь.

У завозни же ребятишки толкались с ранней весны и до осени: играли в прятки, заползали на брюхе под бревенчатый въезд к воротам завозни либо хоронились под высоким полом за сваями, и еще в сусеках прятались; рубились в бабки, в чику. Тес подшива был избит панками – битами, налитыми свинцом. При ударах, гулко отдававшихся под сводами завозни, внутри нее вспыхивал воробьиный переполох.

Здесь, возле завозни, я был приобщен к труду – крутил по очереди с ребятишками веялку и здесь же в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку…

На скрипке редко, очень, правда, редко, играл Вася-поляк, тот загадочный, не из мира сего человек, который обязательно приходит в жизнь каждого парнишки, каждой девчонки и остается в памяти навсегда. Такому таинственному человеку вроде и полагалось жить в избушке на курьих ножках, в морхлом месте, под увалом, и чтобы огонек в ней едва теплился, и чтобы над трубою ночами по-пьяному хохотал филин, и чтобы за избушкой дымился ключ. и чтобы никто-никто не знал, что делается в избушке и о чем думает хозяин.

Помню, пришел Вася однажды к бабушке и что-то спросил у нос. Бабушка посадила Васю пить чай, принесла сухой травы и стала заваривать ее в чугунке. Она жалостно поглядывала на Васю и протяжно вздыхала.

Вася пил чай не по-нашему, не вприкуску и не из блюдца, прямо из стакана пил, чайную ложку выкладывал на блюдце и не ронял ее на пол. Очки его грозно посверкивали, стриженая голова казалась маленькой, с брюковку. По черной бороде полоснуло сединой. И весь он будто присолен, и крупная соль иссушила его.

Ел Вася стеснительно, выпил лишь один стакан чаю и, сколько бабушка его ни уговаривала, есть больше ничего не стал, церемонно откланялся и унес в одной руке глиняную кринку с наваром из травы, в другой – черемуховую палку.

– Господи, Господи! – вздохнула бабушка, прикрывая за Васей дверь. – Доля ты тяжкая… Слепнет человек.

Вечером я услышал Васину скрипку.

Была ранняя осень. Ворота завозни распахнугы настежь. В них гулял сквозняк, шевелил стружки в отремонтированных для зерна сусеках. Запахом прогорклого, затхлого зерна тянуло в ворота. Стайка ребятишек, не взятых на пашню из-за малолетства, играла в сыщиков-разбойников. Игра шла вяло и вскоре совсем затухла. Осенью, не то что весной, как-то плохо играется. Один по одному разбрелись ребятишки по домам, а я растянулся на прогретом бревенчатом въезде и стал выдергивать проросшие в щелях зерна. Ждал, когда загремят телеги на увале, чтобы перехватить наших с пашни, прокатиться домой, а там, глядишь, коня сводить на водопой дадут.

За Енисеем, за Караульным быком, затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Была она похожа на шишку репья. За увалами, над вершинами гор, упрямо, не по-осеннему тлела полоска зари. Но вот на нее скоротечно наплыла темнота. Зарю притворило, будто светящееся окно ставнями. До утра.

Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно. Она скрывалась в тени горы, сливалась с темнотою, и только зажелтевшие листья чуть отсвечивали под горой, в углублении, вымытом ключом. Из-за тени начали выкруживать летучие мыши, попискивать надо мною, залетать в распахнутые ворота завозни, мух там и ночных бабочек ловить, не иначе.

Я боялся громко дышать, втиснулся в зауголок завозни. По увалу, над Васиной избушкой, загрохотали телеги, застучали копыта: люди возвращались с полей, с заимок, с работы, но я так и не решился отклеиться от шершавых бревен, так и не мог одолеть накатившего на меня парализующего страха. На селе засветились окна. К Енисею потянулись дымы из труб. В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал ее ласковым голосом, то ругал последними словами.

В небо, рядом с той звездой, что все еще одиноко светилась над Караульной речкой, кто-то зашвырнул огрызок луны, и она, словно обкусанная половина яблока, никуда не катилась, бескорая, сиротская, зябко стекленела, и от нее стекленело все вокруг. Он завозни упала тень на всю поляну, и от меня тоже упала тень, узкая и носатая.

За Фокинской речкой – рукой подать – забелели кресты на кладбище, скрипнуло что-то в завозне – холод пополз под рубаху, по спине, под кожу. к сердцу. Я уже оперся руками о бревна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки.

Но из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.

Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.

Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка – скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и…

Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: «Какая деревня-а-а?» – Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно. И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.

Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.

Источник

Урок «Ангелы-хранители в рассказе В.П.Астафьева «Ангел-хранитель»

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дудинская средняя образовательная школа №7»

Открытый урок по литературе в 6 «А» классе

по литературе на тему :

«Ангелы – хранители в рассказе В.П.Астафьева

провела учитель русского языка

Козицына Татьяна Петровна.

Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева «Ангел-хранитель».

Тема урока: »Ангелы- хранители в рассказе В.П.Астафьева «Ангел-хранитель».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок – размышление.

Совершенствовать навыки работы с текстом

Развитие навыков устной и письменной речи

Развитие логического мышления на основе сравнительного анализа

Развитие способности четко формулировать свои мысли

Способствовать процессу духовного развития

Формирование устойчивых ценностных ориентиров

Воспитание любви к родному краю

Формируемые умения, навыки, знания:

1.Умение определять собственное отношение к проблеме, аргументировать свою точку зрения

2.Умение делать выводы

3.Развитие мотивации к анализу чужих поступков и самоанализу

5.Развивать мировоззренческую позицию

6.Развивать логическое мышление

Оборудование: слайды, проектор, компьютер

Оформление доски: запись темы урока

Оргмомент. Слово учителя.

В далеком 1924 году на берегу Енисея в селе Овсянка родился В.П.Астафьев. В 1930-1933 годы, суровые, голодные годы, Астафьеву было всего лишь 6 и 9 лет соответственно.

что такое салик у астафьева. Смотреть фото что такое салик у астафьева. Смотреть картинку что такое салик у астафьева. Картинка про что такое салик у астафьева. Фото что такое салик у астафьева

Слово учителя. Мотивация к разговору.

Всего два раза звучит словосочетание «ангел – хранитель», «ангел – спаситель» в отношении Шарика, но ведь название рассказа содержит глубокий философский, жизненный подтекст.

Вначале дадим определение: »Кто такие ангелы – хранители?»

Дается индивидуальное задание: по словарю найти значение слова «ангел».

Словарь Ожегова: «Ангел – хранитель – оберегающий человека ангел, вообще тот, кто оберегает, защищает».

Словарь Даля: »Это ангел, приставленный Господом к человеку для охраны его».

Задание получает весь класс. Задание проводится на знание текста.

Распределите цепочку событий по порядку.

Продажа серег – покупка продуктов.

Воспоминания о смерти матери.

Витя ослабел от голода.

Кеша с пайкой чуть не утонул.

«Черненький, мохнатый комочек».

Кольча вернулся с заработка.

Шарика искусали сельские собаки.

«Охотничьи страсти» Шарика.

Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.

Щенка кормят молоком.

Каравай с «начинкой»

Дедушка заработал деньги.

1.Наступил голодный 33 год в сибирской деревне.

2.Витя ослабел от голода.

3.Воспоминания о смерти матери.

4.Продажа серег – покупка продуктов.

5.Дедушка заработал деньги.

6.Каравай с начинкой.

7.»Черненький мохнатый комочек».

8.Щенка кормят молоком.

9.Кольча вернулся с заработка.

10.Кеша с пайкой чуть не утонул

12.Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.

13.Шарика искусали сельские собаки.

14.»Охотничьи страсти» Шарика.

1.Назовите ключевые эпизоды рассказа, вокруг которых развиваются события.

1.Голод в деревне, голодный год в сибирской деревне.

2.»Черненький лохматый комочек», бабушка принесла щенка.

3.С приходом весны «легче сделалось жить»:

Задание всему классу:

В рассказе повествуется о том, как члены большой семьи боролись с голодом. Чтобы выжить, что они делали? Запишите ответы тезисно.

1.Кольча – младший сдает в «торгсин» сережки матери Вити.

2.Кольча нанимается на молотьбу в верхонские села.

3.Дедушка пилит дрова в сельсовете.

4.Бабушка променяла на хлеб хранимую для смертного часа одежду.

5.Алешка ушел к матери на Усть – Ману, где Августа возле себя сможет его прокормить.

А теперь сравним ваши записи с теми, которые есть на таблице.

что такое салик у астафьева. Смотреть фото что такое салик у астафьева. Смотреть картинку что такое салик у астафьева. Картинка про что такое салик у астафьева. Фото что такое салик у астафьева

Вывод, какой напрашивается вывод?

Вывод: все члены семьи боролись с голодом, но все надежды, как пишет Астафьев, были на бабушку.

Задание классу: выборочно прочитайте, как описывает поведение, жесты, потаенные мысли членов семьи относительно бабушки.

«Мужики слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась».

«Но в нашей семье не принято было обсуждать бабушкины действия…»

Всем ходом повествования Астафьев приводит нас к мысли, что спасение человека в единстве, в дружной семье, доброте. Борьба с голодом объединила всех членов семьи.

Кто помог нашим героям оттаять душой?

Ответы: Спасенный щенок.

Бабушка принесла домой щенка, он помогал им на время забывать о голоде.

что такое салик у астафьева. Смотреть фото что такое салик у астафьева. Смотреть картинку что такое салик у астафьева. Картинка про что такое салик у астафьева. Фото что такое салик у астафьева

Рассматриваем слайд, на котором изображен спасенный бабушкой щенок.

Давайте вспомним историю появления щенка в доме.

Эта сцена инсценируется учащимися.

1 вариант: поведение бабушки

2 вариант : поведение дедушки

3 вариант: поведение Вити

Ответы учащихся будут такими:

что такое салик у астафьева. Смотреть фото что такое салик у астафьева. Смотреть картинку что такое салик у астафьева. Картинка про что такое салик у астафьева. Фото что такое салик у астафьева

Учитель ставит проблему:

Почему бабушка поступила так, принеся щенка домой, ведь в доме и так было голодно?

Она мудрая, добрая, у нее щедрая душа, доброе сердце.

Ее обманули на рынке с хлебом, ей самой хотелось найти утешение в чем- то, вот она и приютила щенка.

А как сама бабушка объясняет свой поступок?

Ответы ученики находят в тексте.

«И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому что у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит. Мы вот Шарика отогрели, покормили. Множко ли ему надо – то? А в доме сразу легче сделалось»,

Вывод: бабушка проявила сострадание к животному, преподнесла урок доброты. Это Виктор Петрович Астафьев ценил всю свою жизнь.

В самом начале урока я предлагала вам поразмыслить над словами бабушки: »Вот он, Шарик-то! Знамение мне вышло, в образе его ангел-спаситель явился…!»

Щенок словно дар Божий. Бог его как бы послал, чтобы посмотреть, что сделают люди: пожалеют или останутся безучастны к беспомощному созданию. Герои пожалели щенка, поделились скудной пищей, и он словно спас семью. Дела наладились, все выжили, пережили голодную зиму вместе с Шариком. Добро по отношению к щенку породило добро.

Индивидуальное задание: в словаре символов посмотреть, выписать, сообщить, что значит собака в жизни человека.

Сообщение: Мы знаем, что собака является олицетворением преданности и верности. Шарик следовал за бабушкой повсюду.

В словаре символов отмечено, что значение образа собаки определяется его функцией помощника пастухов. Собаки охраняют и направляют стадо. Шарик выполняет эту функцию: он заставляет и бабушку, и мальчика быть сильными. Действия собаки способствовали поддержанию доброго духа в семье.

Подводим итог разговору:

В рассказе ангелом – хранителем назван Шарик. Так его нарекла бабушка. Он принес в дом доброту. Он способствовал тому, что в людях проявились хорошие качества, лишь на время спрятавшиеся в глубинах человеческой души. Больше всего эти качества оказались присущи бабушке.

Дчто такое салик у астафьева. Смотреть фото что такое салик у астафьева. Смотреть картинку что такое салик у астафьева. Картинка про что такое салик у астафьева. Фото что такое салик у астафьеваавайте посмотрим на слайд, на котором изображена бабушка В.П.Астафьева.

Вспомните, какова была роль бабушки, что семья не распалась, выжила, не озлобилась?

В качестве домашнего задания ребята получили задание написать сочинение о том, какова роль бабушки в рассказе и в жизни каждого из них. Сочинения зачитываются.

А какую роль в жизни В.П.Астафьева сыграла его бабушка?

Виктор Петрович увековечил имя бабушки в рассказе. Он захотел повиниться перед нею, отблагодарить за любовь, заботу.

В чем заключается идея рассказа?

Ответ: идея рассказа заключается в том, чтобы поклониться бабушке за все.

Что пишет по этому поводу сам писатель?

Ччто такое салик у астафьева. Смотреть фото что такое салик у астафьева. Смотреть картинку что такое салик у астафьева. Картинка про что такое салик у астафьева. Фото что такое салик у астафьеваитаем слова, записанные на слайде.

Идея рассказа созвучна и со словами, сказанными В.Солоухиным.

«Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян.

Давайте подумаем над сказанным.

О каких семенах идет речь?

Контроль знаний. Проводится тест.

Тест по произведению «Ангел – хранитель».

2.О каком периоде в жизни деревни рассказывает В.П.Астафьев?

3.О ком из героев автор пишет так :»Счастьем бы она посчитала, если б не дожила до этих дней, не видела бы такого жульничества»?

4.К какому художественному средству относится выражение «ангел-хранитель»?

5.Что обозначает слово «мякина»?

2) остатки колосьев, стеблей после молотьбы

2) полоса препятствий

3) приспособление на сеялке

7.Как называется такое высказывание бабушки: «Носи платье, не складывай, терпи горе, не сказывай»?

В качестве домашнего задания : написать сочинение- рассказ о случае из жизни, имеющем нравственный смысл «Добро вознаграждается».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *