что такое салик у астафьева
Что такое салик у астафьева
(Повесть в рассказах)
Далекая и близкая сказка
На задворках нашего села среди травянистой поляны стояло на сваях длинное бревенчатое помещение с подшивом из досок. Оно называлось «мангазина», к которой примыкала также завозня, – сюда крестьяне нашего села свозили артельный инвентарь и семена, называлось это «обшэственным фондом». Если сгорит дом, если сгорит даже все село, семена будут целы и, значит, люди будут жить, потому что, покудова есть семена, есть пашня, в которую можно бросить их и вырастить хлеб, он крестьянин, хозяин, а не нищеброд.
Поодаль от завозни – караулка. Прижалась она под каменной осыпью, в заветрии и вечной тени. Над караулкой, высоко на увале, росли лиственницы и сосны. Сзади нее выкуривался из камней синим дымком ключ. Он растекался по подножию увала, обозначая себя густой осокой и цветами таволги в летнюю пору, зимой – тихим парком из-под снега и куржаком по наползавшим с увалов кустарникам.
В караулке было два окна: одно подле двери и одно сбоку в сторону села. То окно, что к селу, затянуло расплодившимися от ключа черемушником, жалицей, хмелем и разной дурниной. Крыши у караулки не было. Хмель запеленал ее так, что напоминала она одноглазую косматую голову. Из хмеля торчало трубой опрокинутое ведро, дверь открывалась сразу же на улицу и стряхивала капли дождя, шишки хмеля, ягоды черемухи, снег и сосульки в зависимости от времени года и погоды.
Жил в караулке Вася-поляк. Роста он был небольшого, хром на одну ногу, и у него были очки. Единственный человек в селе, у которого были очки. Они вызывали пугливую учтивость не только у нас, ребятишек, но и у взрослых.
Жил Вася тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. Лишь самые отчаянные ребятишки украдкой заглядывали в окно караулки и никого не могли разглядеть, но пугались все же чего-то и с воплями убегали прочь.
У завозни же ребятишки толкались с ранней весны и до осени: играли в прятки, заползали на брюхе под бревенчатый въезд к воротам завозни либо хоронились под высоким полом за сваями, и еще в сусеках прятались; рубились в бабки, в чику. Тес подшива был избит панками – битами, налитыми свинцом. При ударах, гулко отдававшихся под сводами завозни, внутри нее вспыхивал воробьиный переполох.
Здесь, возле завозни, я был приобщен к труду – крутил по очереди с ребятишками веялку и здесь же в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку…
На скрипке редко, очень, правда, редко, играл Вася-поляк, тот загадочный, не из мира сего человек, который обязательно приходит в жизнь каждого парнишки, каждой девчонки и остается в памяти навсегда. Такому таинственному человеку вроде и полагалось жить в избушке на курьих ножках, в морхлом месте, под увалом, и чтобы огонек в ней едва теплился, и чтобы над трубою ночами по-пьяному хохотал филин, и чтобы за избушкой дымился ключ. и чтобы никто-никто не знал, что делается в избушке и о чем думает хозяин.
Помню, пришел Вася однажды к бабушке и что-то спросил у нос. Бабушка посадила Васю пить чай, принесла сухой травы и стала заваривать ее в чугунке. Она жалостно поглядывала на Васю и протяжно вздыхала.
Вася пил чай не по-нашему, не вприкуску и не из блюдца, прямо из стакана пил, чайную ложку выкладывал на блюдце и не ронял ее на пол. Очки его грозно посверкивали, стриженая голова казалась маленькой, с брюковку. По черной бороде полоснуло сединой. И весь он будто присолен, и крупная соль иссушила его.
Ел Вася стеснительно, выпил лишь один стакан чаю и, сколько бабушка его ни уговаривала, есть больше ничего не стал, церемонно откланялся и унес в одной руке глиняную кринку с наваром из травы, в другой – черемуховую палку.
– Господи, Господи! – вздохнула бабушка, прикрывая за Васей дверь. – Доля ты тяжкая… Слепнет человек.
Вечером я услышал Васину скрипку.
Была ранняя осень. Ворота завозни распахнугы настежь. В них гулял сквозняк, шевелил стружки в отремонтированных для зерна сусеках. Запахом прогорклого, затхлого зерна тянуло в ворота. Стайка ребятишек, не взятых на пашню из-за малолетства, играла в сыщиков-разбойников. Игра шла вяло и вскоре совсем затухла. Осенью, не то что весной, как-то плохо играется. Один по одному разбрелись ребятишки по домам, а я растянулся на прогретом бревенчатом въезде и стал выдергивать проросшие в щелях зерна. Ждал, когда загремят телеги на увале, чтобы перехватить наших с пашни, прокатиться домой, а там, глядишь, коня сводить на водопой дадут.
За Енисеем, за Караульным быком, затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Была она похожа на шишку репья. За увалами, над вершинами гор, упрямо, не по-осеннему тлела полоска зари. Но вот на нее скоротечно наплыла темнота. Зарю притворило, будто светящееся окно ставнями. До утра.
Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно. Она скрывалась в тени горы, сливалась с темнотою, и только зажелтевшие листья чуть отсвечивали под горой, в углублении, вымытом ключом. Из-за тени начали выкруживать летучие мыши, попискивать надо мною, залетать в распахнутые ворота завозни, мух там и ночных бабочек ловить, не иначе.
Я боялся громко дышать, втиснулся в зауголок завозни. По увалу, над Васиной избушкой, загрохотали телеги, застучали копыта: люди возвращались с полей, с заимок, с работы, но я так и не решился отклеиться от шершавых бревен, так и не мог одолеть накатившего на меня парализующего страха. На селе засветились окна. К Енисею потянулись дымы из труб. В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал ее ласковым голосом, то ругал последними словами.
В небо, рядом с той звездой, что все еще одиноко светилась над Караульной речкой, кто-то зашвырнул огрызок луны, и она, словно обкусанная половина яблока, никуда не катилась, бескорая, сиротская, зябко стекленела, и от нее стекленело все вокруг. Он завозни упала тень на всю поляну, и от меня тоже упала тень, узкая и носатая.
За Фокинской речкой – рукой подать – забелели кресты на кладбище, скрипнуло что-то в завозне – холод пополз под рубаху, по спине, под кожу. к сердцу. Я уже оперся руками о бревна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки.
Но из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.
Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.
Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка – скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и…
Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.
Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: «Какая деревня-а-а?» – Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно. И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.
Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.
Урок «Ангелы-хранители в рассказе В.П.Астафьева «Ангел-хранитель»
Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дудинская средняя образовательная школа №7»
Открытый урок по литературе в 6 «А» классе
по литературе на тему :
«Ангелы – хранители в рассказе В.П.Астафьева
провела учитель русского языка
Козицына Татьяна Петровна.
Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева «Ангел-хранитель».
Тема урока: »Ангелы- хранители в рассказе В.П.Астафьева «Ангел-хранитель».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок – размышление.
Совершенствовать навыки работы с текстом
Развитие навыков устной и письменной речи
Развитие логического мышления на основе сравнительного анализа
Развитие способности четко формулировать свои мысли
Способствовать процессу духовного развития
Формирование устойчивых ценностных ориентиров
Воспитание любви к родному краю
Формируемые умения, навыки, знания:
1.Умение определять собственное отношение к проблеме, аргументировать свою точку зрения
2.Умение делать выводы
3.Развитие мотивации к анализу чужих поступков и самоанализу
5.Развивать мировоззренческую позицию
6.Развивать логическое мышление
Оборудование: слайды, проектор, компьютер
Оформление доски: запись темы урока
Оргмомент. Слово учителя.
В далеком 1924 году на берегу Енисея в селе Овсянка родился В.П.Астафьев. В 1930-1933 годы, суровые, голодные годы, Астафьеву было всего лишь 6 и 9 лет соответственно.
Слово учителя. Мотивация к разговору.
Всего два раза звучит словосочетание «ангел – хранитель», «ангел – спаситель» в отношении Шарика, но ведь название рассказа содержит глубокий философский, жизненный подтекст.
Вначале дадим определение: »Кто такие ангелы – хранители?»
Дается индивидуальное задание: по словарю найти значение слова «ангел».
Словарь Ожегова: «Ангел – хранитель – оберегающий человека ангел, вообще тот, кто оберегает, защищает».
Словарь Даля: »Это ангел, приставленный Господом к человеку для охраны его».
Задание получает весь класс. Задание проводится на знание текста.
Распределите цепочку событий по порядку.
Продажа серег – покупка продуктов.
Воспоминания о смерти матери.
Витя ослабел от голода.
Кеша с пайкой чуть не утонул.
«Черненький, мохнатый комочек».
Кольча вернулся с заработка.
Шарика искусали сельские собаки.
«Охотничьи страсти» Шарика.
Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.
Щенка кормят молоком.
Каравай с «начинкой»
Дедушка заработал деньги.
1.Наступил голодный 33 год в сибирской деревне.
2.Витя ослабел от голода.
3.Воспоминания о смерти матери.
4.Продажа серег – покупка продуктов.
5.Дедушка заработал деньги.
6.Каравай с начинкой.
7.»Черненький мохнатый комочек».
8.Щенка кормят молоком.
9.Кольча вернулся с заработка.
10.Кеша с пайкой чуть не утонул
12.Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.
13.Шарика искусали сельские собаки.
14.»Охотничьи страсти» Шарика.
1.Назовите ключевые эпизоды рассказа, вокруг которых развиваются события.
1.Голод в деревне, голодный год в сибирской деревне.
2.»Черненький лохматый комочек», бабушка принесла щенка.
3.С приходом весны «легче сделалось жить»:
Задание всему классу:
В рассказе повествуется о том, как члены большой семьи боролись с голодом. Чтобы выжить, что они делали? Запишите ответы тезисно.
1.Кольча – младший сдает в «торгсин» сережки матери Вити.
2.Кольча нанимается на молотьбу в верхонские села.
3.Дедушка пилит дрова в сельсовете.
4.Бабушка променяла на хлеб хранимую для смертного часа одежду.
5.Алешка ушел к матери на Усть – Ману, где Августа возле себя сможет его прокормить.
А теперь сравним ваши записи с теми, которые есть на таблице.
Вывод, какой напрашивается вывод?
Вывод: все члены семьи боролись с голодом, но все надежды, как пишет Астафьев, были на бабушку.
Задание классу: выборочно прочитайте, как описывает поведение, жесты, потаенные мысли членов семьи относительно бабушки.
«Мужики слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась».
«Но в нашей семье не принято было обсуждать бабушкины действия…»
Всем ходом повествования Астафьев приводит нас к мысли, что спасение человека в единстве, в дружной семье, доброте. Борьба с голодом объединила всех членов семьи.
Кто помог нашим героям оттаять душой?
Ответы: Спасенный щенок.
Бабушка принесла домой щенка, он помогал им на время забывать о голоде.
Рассматриваем слайд, на котором изображен спасенный бабушкой щенок.
Давайте вспомним историю появления щенка в доме.
Эта сцена инсценируется учащимися.
1 вариант: поведение бабушки
2 вариант : поведение дедушки
3 вариант: поведение Вити
Ответы учащихся будут такими:
Учитель ставит проблему:
Почему бабушка поступила так, принеся щенка домой, ведь в доме и так было голодно?
Она мудрая, добрая, у нее щедрая душа, доброе сердце.
Ее обманули на рынке с хлебом, ей самой хотелось найти утешение в чем- то, вот она и приютила щенка.
А как сама бабушка объясняет свой поступок?
Ответы ученики находят в тексте.
«И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому что у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит. Мы вот Шарика отогрели, покормили. Множко ли ему надо – то? А в доме сразу легче сделалось»,
Вывод: бабушка проявила сострадание к животному, преподнесла урок доброты. Это Виктор Петрович Астафьев ценил всю свою жизнь.
В самом начале урока я предлагала вам поразмыслить над словами бабушки: »Вот он, Шарик-то! Знамение мне вышло, в образе его ангел-спаситель явился…!»
Щенок словно дар Божий. Бог его как бы послал, чтобы посмотреть, что сделают люди: пожалеют или останутся безучастны к беспомощному созданию. Герои пожалели щенка, поделились скудной пищей, и он словно спас семью. Дела наладились, все выжили, пережили голодную зиму вместе с Шариком. Добро по отношению к щенку породило добро.
Индивидуальное задание: в словаре символов посмотреть, выписать, сообщить, что значит собака в жизни человека.
Сообщение: Мы знаем, что собака является олицетворением преданности и верности. Шарик следовал за бабушкой повсюду.
В словаре символов отмечено, что значение образа собаки определяется его функцией помощника пастухов. Собаки охраняют и направляют стадо. Шарик выполняет эту функцию: он заставляет и бабушку, и мальчика быть сильными. Действия собаки способствовали поддержанию доброго духа в семье.
Подводим итог разговору:
В рассказе ангелом – хранителем назван Шарик. Так его нарекла бабушка. Он принес в дом доброту. Он способствовал тому, что в людях проявились хорошие качества, лишь на время спрятавшиеся в глубинах человеческой души. Больше всего эти качества оказались присущи бабушке.
Давайте посмотрим на слайд, на котором изображена бабушка В.П.Астафьева.
Вспомните, какова была роль бабушки, что семья не распалась, выжила, не озлобилась?
В качестве домашнего задания ребята получили задание написать сочинение о том, какова роль бабушки в рассказе и в жизни каждого из них. Сочинения зачитываются.
А какую роль в жизни В.П.Астафьева сыграла его бабушка?
Виктор Петрович увековечил имя бабушки в рассказе. Он захотел повиниться перед нею, отблагодарить за любовь, заботу.
В чем заключается идея рассказа?
Ответ: идея рассказа заключается в том, чтобы поклониться бабушке за все.
Что пишет по этому поводу сам писатель?
Читаем слова, записанные на слайде.
Идея рассказа созвучна и со словами, сказанными В.Солоухиным.
«Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян.
Давайте подумаем над сказанным.
О каких семенах идет речь?
Контроль знаний. Проводится тест.
Тест по произведению «Ангел – хранитель».
2.О каком периоде в жизни деревни рассказывает В.П.Астафьев?
3.О ком из героев автор пишет так :»Счастьем бы она посчитала, если б не дожила до этих дней, не видела бы такого жульничества»?
4.К какому художественному средству относится выражение «ангел-хранитель»?
5.Что обозначает слово «мякина»?
2) остатки колосьев, стеблей после молотьбы
2) полоса препятствий
3) приспособление на сеялке
7.Как называется такое высказывание бабушки: «Носи платье, не складывай, терпи горе, не сказывай»?
В качестве домашнего задания : написать сочинение- рассказ о случае из жизни, имеющем нравственный смысл «Добро вознаграждается».