что такое садананда в йоге
Садхана
“Что такое Садхана? Это практика самодисциплины, которая позволяет человеку проявлять Бесконечность внутри себя. Вы делаете ее, чтобы через принятие обязательства победить свою лень, свое эго, свою глупость. Это не то, что делается в угоду кому-то или с целью получить что-то. Садхана это личный процесс, в котором проявляется все лучшее, что есть в вас”.
Йоги Бхаджан
Садхана означает ежедневную духовную практику. Это – основа силы нашего духа. Садхана – наш личный, индивидуальный духовный учитель. Это главный инструмент, который мы используем, чтобы работать над собой и достичь своих целей в жизни. Садхану можно делать в одиночку или в группе практикующих кундалини йогу. Перед тем, как вступить в новый день, сделайте себе одолжение и настройте себя, соедините свое сознание со своим Высшим Я. Чтобы работать на всех уровнях вашего существа, включите в ежедневную практику упражнения, медитацию и мантры.
Во время так называемых «часов утренней амброзии» (два с половиной часа до восхода Солнца), когда Солнце находится под углом 60 0 к Земле, энергия, которую мы вкладываем в Садхану, принесет максимальный эффект. В это время на Земле преобладают самые совершенные вибрации для медитации, гипофиз наиболее активен.Окружающий мир еще погружен в тишину. Вам будет легче медитировать и сосредотачиваться, пока не начался новый день со своим шумом и суетой. Если вы вообще не можете вставать так рано утром, чтобы сделать Садхану, то сделайте ее в другое время! Выполнение Садханы в любое время дня и ночи принесет вам пользу.
Делайте Садхану регулярно и контролируйте свою жизнь! Встречайтесь со своим Высшим Я каждое утро, и решения, принимаемые вами, да и вся ваша жизнь станет лучше. От вас будет исходить свет и сияние. Каждая ваша Садхана – маленькая победа над собой. Ощущая эти радости побед, все вызовы, которая бросает вам судьба, будут вам нипочем.
Обычно Садхана состоит из настройки, выбранного вами комплекса упражнений Кундалини йоги, глубокой релаксации и специальной медитации для Садханы Эпохи Водолея.
Утренняя Садхана расписание (пример):
Йоги Бхаджан дал Садхану Эры Водолея 21 июня 1992 года, чтобы помочь нам перейти в Эпоху Водолея. Эта Садхана помогает нам приспособиться к новым вибрациям Земли и энергиям, которые нас окружают. Садхана Эпохи Водолея готовит наши гуны, чакры и наш разум к происходящим изменениям. Нам нужна интуиция, выносливость, как физическая, так и психическая, самосознание, и новый калибр духовного опыта, которые смогут укрепить личность в условиях глобальных изменений, неустанной конкуренции, информационной перегрузки и все больших экологических проблем.
Также Йоги Бхаджан отметил, если он до ухода из своего физического тела не даст нам другую Садхану, то мы должны пользоваться этой постоянно.
Почему мы встаем на утреннюю Садхану? Потому что нам нужно прожить весь предстоящий день, а мы не можем это сделать без энергии. Люди уважают нас за три вещи: мудрость, обязательство и последовательность.
Мудрость в определенном смысле – интуиция, которая позволяет нам давать правильные ответы на поставленные вопросы. На каждый вопрос у нас уже есть ответ.
Целеустремленность это наша способность выполнять принятые на себя обязательства. Тогда люди смогут нам доверять.
Последовательность – это устойчивость во времени, жизнь в согласии со временем.
Все это дает нам ежедневная практика Садханы.
Садхана Эпохи Водолея
Садхана Эпохи Водолея практикуется Кундалини йогами по всему миру. Выполнение Садханы в группе развивает групповое сознание. Групповая практика усиливает и преумножает воздействие медитаций и мантр на человека.
Садхана дает нам возможность знать, чувствовать и ощущать. Групповая Садхана, по мнению Йоги Бхаджана, это «все за одного, один за всех».
Наше тело является храмом Божьим, а Душа – Божественным Гуру внутри. Итак, мы встаем утром, делаем упражнения, управляем дыханием, медитируем, повторяем мантры, обращаемся к своей Душе, и объединяемся в групповом сознании. Таким образом, мы помогаем друг другу. Групповое сознание на Садхане призвано помочь каждому практикующему. Например, если один засыпает, то другой не спит. Если из всей группы хотя бы один человек откроется Богу только один раз, мы все будем благословенны. Вот это и имеет значение… В конце Садханы энергии всех практикующих смешиваются в единую, люди оказываются «на одной волне» друг с другом. Это способствует лучшей коммуникации и объединению нас внутри сообщества людей, практикующих эту замечательную кундалини йогу.
Отчаяние, депрессия, нужда приходят к тому, у кого нет дисциплины, нет личной Садханы. Садхана – самое эгоистичное, в хорошем смысле, действие из всех, что совершает человек, потому что это самоочищение. В это время человек принадлежит только себе… Если вы хотите блаженства, счастья и процветания, у вас должен быть чистый ум, ум через который может сиять ваша Душа.
Садхана
Однажды один человек сказал о Садхане: «Если вы сделали Садхану, ничего с вами уже не случится». Я ответил: «Нет, когда Садхана происходит, всё должно случиться с вами, и вы должны выйти победителем!» Вот что даёт вам садхана. Она не даёт вам письменную гарантию от Бога. Тот, кто делает Садхану, строит такую сильную личность, которая сможет всё победить! Вот почему я делаю свою собственную Садхану. Я делаю её в течение многих лет. Я делаю её даже сейчас. Некоторые люди спрашивают меня: «Вы же Учитель, почему вы делаете Садхану? Я говорю: «Чтобы оставаться учителем!» — йоги Бхаджан.
Что такое Садхана?
Садхана — это ежедневная духовная практика. Если вы стремитесь узнать как можно больше о Кундалини йоге, то Садхана — это самое важное. Если вы спросите любого учителя, какая самая важная часть Кундалини йоги, он скажет: «Садхана». Садхана — это самостоятельная работа ученика над своим умом и телом, чтобы они служили душе. Девиз эпохи Водолея: «Я знаю, поэтому я верю». А для того чтобы узнать, нужно говорить из личного опыта, и поэтому все йогические знания, упражнения, медитации, откровения и т.д., должны основываться на практике Садханы. Вы должны испытать на себе учение Кундалини йоги. (Не верьте мне на слово!)
Три шага к мастерству являются: Садхана, Арадхана, и Прабубхати. Это означает: дисциплина, отношение и мастерство. Садхана требует дисциплины, чтобы делать её каждый день, развития отношений открытости по отношению к универсальному себе, которое происходит в этом состоянии, и это приводит вас к овладению самим собой. Садхана на самом деле это отношения с собой, которым вы посвящаете каждый день.
Насколько рано утром нужно делать Садхану?
Утренняя Садхана является специфической практикой в Кундалини йоге. Садхана может относиться к любой духовной дисциплине, которую можно делать в любое время в течение дня. Однако в Кундалини йоге чаще всего это практика, сделанная в течение 2,5 часов до восхода солнца. Почему 2,5 часа? Это минимальный срок, предложенный в Кундалини Упанишадах. Он действует в соответствии с принципом кармы: чтобы вы ни совершили, это вернётся к вам в десятикратном объёме. Поэтому если в день 2,5 часа уделять Божественному, то весь день будет благословенен. В это время особенный угол Солнца до Земли, и наши биоритмы наиболее благоприятны для чистки. Мало кто бодрствует в эти часы, поэтому легче взять тайм-аут для себя и не отвлекаться на постороннее.
Учителя делают Садхану?
Да. Учителя Кундалини йоги должны делать Садхану. «Лучший способ иметь мощную проекцию как учителя — это развивать собственную Садхану» — йоги Бхаджан.
А групповая Садхана?
Делая Садхану в группе, развивается групповое сознание. Когда Садхана начинается, все имеют различные вибрации, но на протяжении практики наши внутренние струны настраиваются друг на друга. Наши индивидуальные ауры сливаются в одну групповую ауру. Если группа хорошо настроена на Садхану, то общая аура будет цвета радуги, с голубоватым оттенком.
Что делать, если у вас нет группы для Садханы?
Представьте себе вот что. Йоги Бхаджан говорил: «Если вам приходится делать Садхану одному, то во время пения представляйте себе миллион других людей вокруг вас. Слушайте их пение, сидя в самом центре и не двигайтесь. Почувствуйте, что вы не поёте физически, а руководите песней, и позвольте пению привести вас. Когда вы это представите, продолжайте пение».
Подготовка к Садхане
Если это возможно, то комната, где вы делаете Садхану, должна быть местом, где хранятся священные вещи и воспоминания.
Во время Садханы энергия места, где вы находитесь будет влиять на вас, так что делать Садхану лучше в специальном месте. Может быть, перед алтарём. Это будет очень полезно. В комнате должно пахнуть свежестью, хорошо проветрено, температура должна быть умеренной, чтобы медитировать было легко. Сядьте на натуральную шкуру, так как её нестатические свойства будут отделять ваше электромагнитное поле от электромагнитного поля Земли. В идеале помещение должно быть свободным от отвлекающих шумов.
Чтобы подготовить себя, лучше просыпаться, совершая несколько физических упражнений. Потом принять холодный душ и выпить несколько стаканов воды. Надеть свободную, чистую одежду, лучше белого цвета.
Начинаем с Джап Джи
Многие Кундалини йоги начинают свою утреннюю Садхану с чтения Джап Джи. Джап Джи является стандартной частью Садханы Эпохи Водолея и это, несомненно, красивая и мощная духовная практика. Но вам не обязательно читать Джап Джи как часть утренней Садханы. Садхана — это отношения между вами и вами, так что выбирайте мудро, что вам делать. Чтение Джап Джи традиционно начинается между 3:45 или 4 утра.
Физические упражнения
Физические упражнения являются важной частью садханы. Крийя помогает кровообращению, снимает напряжение и отпускает эмоциональные блоки. Она очищает органы, стимулирует систему желёз и пробуждает волю. Для всего этого Кундалини йога является подходящей практикой. Это больше, чем просто физическая нагрузка, Садхана даёт вам духовную тренировку и возможность работать вне своего ума. Поэтому в оставшейся части дня единственное над чем вам придётся работать — это ваша жизнь.
Физические йоговские упражнения, как правило, занимают около 30 минут, затем следует релаксация.
Пение мантр Садханы Эпохи Водолея
Многие Кундалини йоги на утренней Садхане делают свои собственные медитации. Однако если вы хотите более длинную практику, делайте Садхану Эпохи Водолея, которую дал нам йоги Бхаджан в 1992 году. После чтения Джап Джи, 25–30 минут упражнений йоги (с последующей релаксацией), все вместе мы поём мантры Садханы Эпохи Водолея.
Эк Он(г) Кар Сат Наам Сири Вахе Гуру.
Перевод: Един творец, истина — его имя. Великолепна и неописуема его бесконечная мудрость.
Сделайте шейный замок, вдох; Эк — коротко, втягивая живот, Онг и Кар — долгие, равные по длительности. Вдох: Сат — коротко, втягивая живот, Наам — долгое, Сири — с остатком воздуха, — короткий вдох верхушкой лёгких — Вахе Гуру.
Эта мантра поднимает Кундалини.
Ва Янти Кар Янти Джаг Дут Пати Адак Ит Ваха?Брахмадэв Трейша Гуру Ит Вахе Гуру.
Перевод: Великое универсальное я, созидательное я, творение происходит во времени, и всё это есть великое единое, три аспекта Господа: Брахма, Вишну и Шива — всё это в мантре Вахе Гуру.
Эта мантра, слова из Патанджали, соединяет нас с тысячелетней молитвой.
Эк Онг Кар, Сат Наам — един творец — истина его имя.
Карта Пуркх — деятель, создающий всё.
Нирбхо, Нирвэр — вне страха, вне враждебности.
Акаал Мурат, Аджуни — неумирающий, нерожденный.
Сэйбхонг, Гур Прасад — самосущий, милость Гуру.
Ад Сач, Джугад Сач, Хе Бхи Сач, — истина жива и сейчас.
Нанак Хоси Бхи Сач — О Нанак, истина пребудет вечно.
Эта мантра даёт вам опыт переживания вашего глубинного сознания. Она продвигает вас вперёд к вашей судьбе.
Поётся в течение 7 минут.
Сат Сири, Сири Акал-великая истина, великая неумирающая.
Сири Акал, Маха Акал — великая неумирающая, великая бессмертная.
Маха Акал, Сат Наам — великая бессмертная, истина — имя.
Акал Мурат, Вахе Гуру — бессмертный образ Господа, мудрость, ведущая к блаженству.
Эта мантра говорит о том, что мы находимся вне времени, напоминает о том, что мы являемся бессмертными существами. Поётся в течение 7 минут.
Ракхе раканхар ап убариан?
Гур ки пэри паэ кадж савариан?
Хо аап дайал манахо на висариан?
Садх джана ке санга бхаваджал тариан?
Сакат ниндак душт кхин маэ бидариан?
Тис сахиб ки тэк Нанак манэ маэ?
Джис симрат сукх хоэ сагалэ дукх джаэ
Перевод: Спаситель сам спасает всех? Он ведёт нас к лотосным стопам Гуру и исполняет необходимое. Когда он милостив и сострадателен. Он не забывает о своих преданных. Он спасает нас от океана материального существования, дав нам общество истинных святых. Он уничтожает неверующих, клеветников и грешников во мгновение ока. Нанак говорит: «Я принимаю прибежище Господа в своём уме. Памятование о нём приносит блаженство и изгоняет все скорби».
Эта мантра защищает от всего негативного. Поётся в течение 7 минут.
Сядьте на левую пятку, правое колено — перед грудью, ладони вместе перед грудью, взгляд — на кончик носа.
Перевод: блаженство вне слов и описаний ведёт нас от тьмы к свету.
Эта мантра об экстазе. Поётся 22 минуты.
Эта мантра воспевает Гуру Рам Даса и наполняет нас смирением. Поётся в течение 5 минут.
Окончание Садханы Эпохи Водолея.
Обычно Садхана завершается песней the «Long Time Sun song» и пением завершающей мантры Сат Нам.
Словарь йоги. Садхана
Д ля достижения любой цели необходимо прикладывать усилия. В соответствии с законом кармы, чтобы получить последствия — надо создать причину. И чтобы достичь успеха в йоге, следует неустанно практиковать. В «Йога-сутрах» Патанджали рассматривает такой термин, как «Садхана». Описанию Садханы посвящена вся вторая глава — «Садхана-пада».
Дословный перевод слова Садхана означает ‘средство для достижения чего-то’. Традиционно под Садханой следует понимать духовную практику. Это может быть и медитация, и хатха-йога, и начитка мантр, и карма-йога. Всё, что содержит в себе либо элемент аскетизма, либо элемент служения живым существам, является духовной практикой. Причём важно понимать, что оба этих аспекта важны и являются двумя важными условиями для успешного продвижения по пути духовного развития. В самой первой сутре второй главы кратко описываются главные элементы Садханы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Йога действия, ведущая к единению с душой, — это огненное устремление, духовное чтение и преданное служение Ишваре». Тапас, свадхьяя и ишвара пранидхана — вот три главных аспекта на пути Садханы.
Другую грань этой сутры раскрывает перевод Кришнамачарьи: «Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков». В данной версии перевода речь идёт о том, что аскетизм в разумных пределах очищает наше тело и ум и открывает путь к Вичаре — самоисследованию. Также Кришнамачарья упоминает о том, что не следует привязываться к плодам действий, посвящая их Ишваре — высшему сознанию, или в другой трактовке — на благо всех живых существ — так как Ишвара проявлен во всём.
Вторая сутра данной главы описывает плоды практики. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Цель этих трёх — вызвать душевное видение и устранить препятствия». Другую версию перевода предлагает Свенссон: «Йогическая дисциплина практикуется с целью достижения Самадхи и устранения причин страданий (клеши)». О том, что это за препятствия на пути Садханы описано в сутре третьей этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Которые являются трудностями, создающими помехи — авидья (невежество), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности». В версии Загумёнова сутра звучит так: «Клеши — это неведение, эго, страсть, ненависть и страх смерти».
В последующих сутрах этой главы Патанджали подробно описывает эти пять клеш, рассказывает, как они влияют на ум. О том, как их устранить, описано в сутре десятой этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Эти пять помех, когда они тонко познаны, можно преодолеть противоположным умственным настроем». Немного иной смысл сутры раскрывает перевод Кришнамачарьи: «Когда кажется, что помехи отсутствуют, очень важно оставаться бдительным». Также интересный перевод предлагает Загумёнов: «Эти тонкие клеши следует уничтожить противодействием (прати-прасава)». О том, чем является это противодействие, Патанджали пишет в сутре 11 этой главы. В версии перевода Загумёнова сутра звучит так: «Дхьяна устраняет эти видоизменения». В следующей сутре Патанджали поясняет, почему важно устранить эти клеши. В версии перевода Свенссона сутра звучит так: «Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях». Очень важное пояснение — пять клеш формируются не просто так, они сформированы благодаря наличию самскар — кармических отпечатков, обусловленных прошлыми действиями. И именно в процессе Дхьяны, медитации, происходит устранение самскар, которые, в свою очередь, и формируют клеши. Важно понимать, что самскары не устраняются одной лишь Дхьяной — она лишь запускает процесс их уничтожения. Однако, если причина для переживания страдания создана, то страдание будет пережито. Но процесс Садханы позволяет, во-первых, ускорить процесс отработки кармы, а во-вторых, карма в этом случае будет проявляться наиболее мягким способом.
Таким образом, уничтожая накопленную карму, Садхана уничтожает и клеши. О важности разрушения оков кармы в процессе Садханы сказано в сутре 13 этой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Пока эти корни (санскары) существуют, их результатом будет рождение, жизнь и переживания, вызывающие удовольствие или боль». Речь о том, что накопленная нами карма приводит к невежеству, потому что именно через призму своих кармических отпечатков — самскар, мы видим объективную реальность, которая в процессе этого искажается. Пока не уничтожена вся накопленная карма, омрачения будут сохраняться и влиять на наше мировоззрение и поведение. Далее во второй главе описывается, как действует карма и как от неё можно освободиться, разрушив Авидью — невежество. В сутре 28 Патанджали указывает на то, что регулярная практика йоги приводит к очищению и Освобождению. А в следующей 29 сутре этой главы Патанджали излагает последовательность практик йоги, так называемую «восьмиступенчатую систему» — Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Перевод этой сутры версии Кришнамачарьи довольно подробно раскрывает суть всех ступеней: «Существует восемь компонентов йоги. Это Яма — наше отношение к окружению. Нияма — наше отношение к себе. Асана — упражнения с телом. Пранаяма — упражнения с дыханием. Пратьяхара — ограничение наших ощущений. Дхарана — способность направлять наш разум. Дхьяна — способность развить взаимодействие с тем, что мы стремимся понять. Самадхи — полная интеграция с объектом, который мы намерены понять».
Далее в этой главе Патанджали подробно описывает все восемь ступеней йоги, а также сиддхи (мистические способности), обретаемые в процессе безукоризненной практики этих ступеней. Яма и Нияма являются опорой на пути йоги, так как позволяют не создавать новой негативной кармы, которая является главным препятствием на пути духовного развития. Также Патанджали указывает на то, что овладение каждым из качеств Ямы и Ниямы гармонизирует сознание человека и мир вокруг него. Так, к примеру, совершенство в ахимсе — ненасилии прекращает и процессы проявления насилия в отношении человека, а совершенство в Сатье — благожелательной правдивости позволяет человеку силой слова менять реальность. И все сиддхи, обретаемые посредством совершенствования в Яме и Нияме, также обусловлены кармой. Если человек не причиняет вреда никому — значит, и ему вред причинён быть не может, а если его слова никогда не противоречат реальности, то реальность всегда будет синхронизирована с его словами, поэтому всё, что он скажет — сбывается. Гармонизация взаимоотношений с окружающим миром — это плоды лишь первых двух этапов Садханы: Ямы и Ниямы. Под Асаной Патанджали понимал не физические упражнения, а лишь «устойчивое положение тела», которое нужно для дальнейших медитативных практик. Пранаяма описана Патанджали как «управление праной», энергией в теле. Прана и ум неразрывно связаны. Если прана гармонично движется по телу — это кардинальным образом влияет на ум. И только после обретения контроля над праной, Патанджали рекомендует приступать к практикам работы с умом. Пратьяхара — формирование индифферентного отношения к внешним раздражителям. Дхарана — концентрация на объекте медитации. Дхьяна — полное слияние ума с объектом медитации. Самадхи — состояние, которое сложно поддаётся словесной интерпретации и постигается лишь на личном опыте.
Таким образом, Садхана — это духовная практика, ведущая к Освобождению. В «Йога-сутрах» Патанджали подробно описано пошаговое продвижение по этому пути, а также плоды практики на каждом её этапе.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Значение Садханы в практиках йоги
В переводе с санскрита «Садхана» означает «регулярная практика». Садхана является центральным элементом философии кундалини-йоги и инструментом достижения духовного совершенства. Однако ею можно пользоваться и для обретения определенных материальных благ и получения желаемого (стремление похудеть, исцелиться от недуга, избавиться от вредной привычки, получить повышение по службе, заключить выгодную сделку, встретить достойного мужчину, забеременеть и т.д.) Суть Садханы состоит в регулярных практиках одного и того же набора действий с нацеленностью на определенные результаты. Есть даже мнение, что каждый день, когда мы не делаем Садхану – это день, когда мы теряем себя по отношению к самому себе.
В этой статье мы постараемся доступным языком рассказать вам о сути Садханы, о порядке действий, которые она включает, и о значении каждого из них для достижения духовных вершин.
Итак, регулярные действия Садханы включают следующие элементы:
1. Подъем до восхода солнца, т.е. в зависимости от времени года до 4-7 часов утра. Такое раннее пробуждение является определяющим. Все последующие действия теряют свой смысл, если вы начинаете делать их с комфортным для вас пробуждением, скажем в 8.00 или позже. Почему Садхану нужно начинать делать так рано? Время до восхода солнца – особенное. Йогины его называют временем нектара. Это час, когда мир вокруг вас спит, а, значит, в такой тишине и изоляции вам легче будет услышать свою душу. Кроме того, в предрассветный час вы максимально расслаблены и свободны от влияния отрицательных сил, контроль подсознания слабый, открыты все энергетические каналы. Это значит, что все ваши старания по самосовершенствованию и духовному развитию дадут максимальный результат. Вы получаете шанс освободиться от собственных штампов, узлов и шор. Результат такого освобождения – жизнь, свободная от предрассудков, осознанность и удовлетворенность.
2. Ишнаан, т.е. прием холодного душа. О том, как лучше себя приучить к этой полезной практике, мы уже говорили на йога-страницах нашего интернет-журнала. Температура воды, как и ранний час пробуждения, имеет ключевое значение. Чем она ниже, тем выше ставки. Принимая холодный душ в предрассветное время, вы не только совершаете акт закаливания и дарите себя заряд бодрости, но и «смываете» тонкое тело, т.е. имеете уникальную возможность избавиться от «плохой» карму, качественно улучшить вектор своей жизни.
3. Чтение священного текста «Джап Джи». Это творение основателя сикхизма Гуру Нанака. В переводе с санскрита «джап» означает «повторять», а «джи» – душа. В этих текстах заложена мудрость многих вероисповедований и поэтов. Считается, что эти чтения развивают ум. Также можно слушать «Джап Джи» на языке оригинала. Это создает особую вибрацию, вызывающую ассоциации со звуками живой природы (пением птиц, журчанием ручья, рычанием диких животных) и настраивающую вас на высшие частоты своего сознания. Весь текст состоит из 37 отрывков – паури. Каждый паури развивает определенный аспект бытия. Вы можете выбрать наиболее актуальные для вас аспекты и многократно повторять именно эти паури для достижения своих жизненных задач и целей.
4. Крийи и медитации. Эта часть Садханы считается заботой о теле. Вы можете каждый раз выбирать разные связки асан, а можете практиковать одни и те же в течение 40, 90 дней. Такие сроки выделены не случайно. Дело в том, что формирование новых привычек, просветление как раз и происходит приблизительно после 90 дней занятий. Поэтому, если для Садханы вы выбрали крийю или медитацию, нацеленную на определенный перелом в вашей жизни, регулярно практикуйте ее на протяжении упомянутого срока.
5. Пение мантр. Это заключительная духовная часть Садханы, которой следует уделить около часа. Один из самых влиятельных йогов ХХ века Йоги Бхаджан подобрал для этой части Садханы особые мантры, которые призваны подготовить сознание к эпохе Водолея. Эти мантры также настраивают семь энергетических центров – чакр – и ауру. В идеале такие мантры петь под живой аккомпанемент, если вы делаете Садхану, к примеру, в группе. Если же такой возможности нет, можно петь мантры под музыку с дисков.
Таким образом, в общей сложности Садхана длиться около двух с половиной часов. На первый взгляд кажется, что это очень долго. Но, учитывая, что вы встаете рано, это практически не отнимает у вас световой активный день. Отдавая же это время на развитие духовности, вы получаете высокую продуктивность в течение дня.
Конечно, в идеале начинать Садханой нужно каждый свой день. Но даже, если вы будете практиковать ее хотя бы один раз в неделю, это подарит вам новую себя. Кроме одиночных практик, обязательно попробуйте и групповую Садхану, например, во время выездных йога-туров. Это дает возможность участникам обменяться энергией и достичь еще больших результатов.
«Встать до восхода солнца и принять холодных душ – это же какая самодисциплина нужна! И где ее взять?», – возмутитесь и спросите вы. Безусловно, усилий потребуется немало, но и результат, который обещает Садхана не «копеечный». Задумайтесь о том, что вы можете очистить свою карму, получить новую, энергичную, осознанную, самодостаточную и вдохновленную себя и даже, возможно, узнать о своем предназначении в этом мире! Если вы можете контролировать себя до рассвета, вы никогда не будете неуспешным, неудовлетворённым и несчастным. Ради такого итога стоит хоть раз попробовать! Вы не представляете, какое воодушевление принесет вам уже даже самая первая победа над собой! Садхана окрыляет, заставляет поверить в себя, в свои безграничные возможности. Садхана даёт интуицию, день ясности и благополучия. Регулярно практикуя Садхану, у вас не остаётся ни вопросов, ни ответов. Словом, ее результат превосходит все ваши ожидания от подобных практик. Это как рождение ребенка – вы никогда не поймете, каково это, пока не попробуете!