что такое рынок тим
РЫНОК ТИМ: ОРИЕНТАЦИЯ НА НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ
Рынок теплоизоляционных материалов переживает сегодня не лучшие времена. Сокращение объемов строительства закономерно ведет к снижению спроса на продукцию ТИМ. Как организуют свою работу отечественные производители в условиях общего кризиса строительной отрасли?
О тенденциях развития отрасли, рассказывает директор по маркетингу и коммуникациям компании Paroc Таисия Селедкова.
– Как изменилась ситуация на рынке теплоизоляционных материалов за последний год?
– В результате сокращения производства в товарном объеме и снижения цены на продукцию в 2015 году теплоизоляционная отрасль России потеряла до 20–22% выручки. Текущий 2016 год для производителей теплоизоляционных материалов также складывается непросто, поскольку строительных объектов, дошедших до стадии утепления, немного. Утепление – это более поздняя стадия строительства, как и отделка, так что объемы заказов здесь во многом зависят от количества объектов, запущенных в строительство последние один-два года. Если в 2015 году производители работали с объектами, старт которым был дан в 2013–2014 годах, то в 2016 году, как впрочем, и в 2017-м, таких проектов на стадии утепления окажется гораздо меньше. По итогам этого года мы ожидаем сокращения объема рынка теплоизоляции. Восстановления рынка при сохранении текущей относительно стабильной экономической ситуации, по нашим прогнозам, можно ожидать начиная с конца 2017 года.
– Изменились ли спрос и предпочтения покупателей за это время? При выборе ТИМ каким свойствам потребитель сегодня отдает предпочтение?
– Покупатель в любом случае ищет качественный продукт, конечно, обращая внимание и на его стоимость. За счет перераспределения линейки продуктов нам удалось удержать цены на уровне 2014 года и сохранить свою рентабельность. На фоне ухудшающегося рынка мы не стали идти на компромиссы по качеству, а, наоборот, реализовали целый ряд улучшений в процессах производства и логистики. Мы верим, что на рынке есть потребители, которые готовы приобретать продукцию только самого высокого качества. Это и есть наши клиенты.
– Ведутся ли сегодня новые разработки в сфере теплоизоляционных материалов?
– Думаю, что все крупные производители продолжают вкладывать средства в создание новых продуктов с улучшенными эксплуатационными характеристиками и более низкой себестоимостью. Стратегия Paroc, как одного из ведущих европейских производителей, остается неизменной: мы по-прежнему будем уделять пристальное внимание качеству и развитию ассортиментной линейки, делая ставку на инновации. Наши продукты – это теплоизоляция на основе каменной ваты, основным преимуществом которой является огнестойкость. Новые продукты компании Paroc – это профессиональные решения в области строительной, технической, а также судовой изоляции, где предъявляются высокие технически требования, такие как долговечность, энергоэффективность, быстрота и простота монтажа и легкость в эксплуатации. Все больше и больше наших клиентов ценят качество и время, а также считают экономию, поэтому остаются лояльными нашему бренду и доверяют нам свой бизнес. Мы, в свою очередь, чутко отзываемся на потребности наших клиентов, поэтому создаем уникальные продукты для конкретных отраслей.
– Расскажите о реализации программы импортозамещения в сегменте ТИМ. Участвует ли в этом процессе ваше предприятие?
– Что касается импортозамещения, то в нашей отрасли этот процесс начался еще несколько лет назад, и уровень локализации мы оцениваем как очень серьезный. Однако остаются еще позиции (например, техническая изоляция) для разных сегментов рынка, где доля импорта по-прежнему есть. Также нужно иметь в виду, что многие производители работают на зарубежном оборудовании, имеют в своей рецептуре импортные составляющие или сырьевые компоненты. Так что, в силу объективных причин, определенная доля импорта в структуре производства теплоизоляционных материалов в России сохраняется. Что касается производства Paroc, то к настоящему моменту наше производство полностью локализовано. Мы работаем на отечественном сырье.
Особое мнение:
Генеральный директор ROCKWOOL Russia Марина Потокер:
– В области частного домостроения потребители постепенно меняют свой подход к инвестированию. Планируя строительство дома, они прежде всего думают о долгосрочном вложении и отдают предпочтение долговечному и безопасному материалу. Цена в этом случае также является важным фактором, но не определяющим. Эти клиенты ставят на первое место надежность и безопасность. И здесь, конечно же, особенно востребован наш лидер продаж – ЛАЙТ БАТТС СКАНДИК. Продукт очень популярен в России и отвечает всем требованиям, которые предъявляются к качественной теплоизоляции.
Если говорить о профессиональном сегменте, то инвесторов в первую очередь интересуют инструменты, позволяющие минимизировать стоимость работ. И здесь речь идет об эффективных материалах, которые позволяют ускорить монтаж и в то же время добиться, чтобы конструкция выполняла изначально поставленные задачи. Для этих целей ROCKWOOL предлагает уникальные продукты двойной плотности. Монтаж утеплителя в один слой дает ощутимую экономию на расходных элементах и трудозатратах, не уступая по эффективности двухслойному решению. Они применимы как для штукатурных и вентилируемых фасадных систем, так и для кровельных систем.
Что касается реализации программы импортозамещения в сегменте ТИМ, то, по сравнению с другими отраслями, строительный рынок в наименьшей степени зависит от импорта строительных материалов, в том числе и теплоизоляции. Это связано с тем, что стоимость транспортировки значительно влияет на итоговую себестоимость продуктов. Поэтому большое количество компаний, которые обеспечивают материалами российский рынок, имеют собственные производственные площадки на территории нашей страны. Доля импорта незначительна.
Например, компания ROCKWOOL снабжает российский рынок теплоизоляцией из каменной ваты более 20 лет, из которых более 15 лет материалы производятся на собственных заводах в России.
Что ждет рынок ТИМ в 2019?
Ассоциация РОСИЗОЛ приняла участие в Национальном отраслевой форуме «Отечественные строительные материалы-2019: итоги, вызовы, перспективы».
Три дня форума собрало в этом году представителей строительной отрасли со всех городов России. Ключевыми темами стали перспективы развития отрасли промышленности в строительной индустрии, первые итоги введения обязательного декларирования теплоизоляционных материалов и проблемы в области технического регулирования.
Исполнительный директор ассоциации РОСИЗОЛ Евгения Свиридова выступила спикером на секции, посвященной декларированию соответствия ТИМ и рассказала о работе, которую провела ассоциация в преддверии нововведений: «Ассоциация РОСИЗОЛ выступает за цивилизованное развитие рынка, все участники очень серьезно относятся к качеству выпускаемой продукции, поэтому мы всячески поддерживали введение обязательного декларирования соответствия.
Например, в 2017 году завершены круговые испытания материалов всех участников с контролем в независимой аккредитованной лаборатории. Результаты данной работы подтвердили соответствие выпускаемой продукции заявленным характеристикам. Более того, высокое качество продукции на основе минеральной ваты подтверждает Знак Качества «РОСИЗОЛ». В дополнении к этому 27 декабря 2018 г. все производители- участники ассоциации зарегистрировали и опубликовали декларации соответствия минераловатной теплоизоляции ГОСТу 32314».
Не смотря на то, что на рынке минеральной изоляции фальсификат не выявлен, присутствуют недобросовестные производители как в отрасли минеральной изоляции, так и других утеплителей, заявленные характеристики материалов которых могут не соответствовать действительности. Это продемонстрировала акция «Проверь свой утеплитель», которая позволила каждому желающему проверить теплоизоляционный материал по двум характеристикам: теплопроводность и пожаробезопасность.
В общей сложности были проверены четыре теплоизоляционных материала, двое из которых не прошли испытания на пожарную опасность- оказались горючими, а некоторые виды полимерных утеплителей занизили показатели теплопроводности практически в 20 раз.
Введение обязательного декларирования позволит дистанцировать рынок ТИМ от такого рода производителей и повысить компетентность лабораторий, выдающих сертификаты соответствия с недействительными характеристиками.
В свою очередь, ассоциация РОСИЗОЛ продолжает свою деятельность по защите прав потребителей и в ближайшее время будет анонсирован запуск акций «Проверь свой утеплитель» и «Проверь свою квартиру на акустический комфорт».
Переход на ТИМ
В рамках Российской строительной недели, Михаил Викторов, Председатель комиссии по цифровизации строительной отрасли общественного совета Минстроя России, в интервью федеральным и отраслевым СМИ рассказал о преимуществах перехода строительной отрасли к технологии информационного моделирования.
Руководством страны принята стратегическая установка на перевод стройки и ЖКХ в цифровую форму. Это означает, что в течение очень короткого срока мы должны не просто уйти от бумажных носителей информации, а перейти к формированию так называемой ТИМ – технологии информационного моделирования. Она позволяет проектировщику, заказчику, генподрядчику, субподрядчику использовать объемное изображение объекта с четко прописанной кодификацией всех элементов. При этом степень детализации может быть очень высокой, вплоть до болта, характеристик материала, технологии изготовления того или иного элемента, например, инженерного оборудования, срока его службы.
Этой же моделью будут пользоваться специалисты эксплуатирующей организации. ТИМ-модель нужна и потенциальному покупателю жилья. Он должен видеть не просто свою будущую квартиру с набором оборудования, но и отследить все заявленные застройщиком пункты спецификации. Мало того, владелец жилья может увидеть всю инженерную начинку дома – тепловые узлы, лебедки лифтов, оценить состав оборудования.
Это очень важно, потому что системы жизнеобеспечения дома – существенная часть стоимости тех квадратных метров, за которые будет платить их владелец. В последующем через личный кабинет он может не просто получать информацию об учете воды, тепла, но и отслеживать все ситуации с гарантийными сроками и то, как управляющая компания их соблюдает. Вся эта информация будет доступна на смартфоне или на планшете.
Неоднократно отмечалось, что переход на ТИМ однозначно обеспечит сокращение сроков строительства объекта и его удешевление, уменьшит расходы на последующую эксплуатации. Однако следует отметить, что ТИМ-проектирование несколько более дороже традиционного. Сейчас государство вводит нормативы, которые определяют степень удорожания на 17–22%, и это нормально.
Выигрыш в том, что детально проработанный цифровой двойник объекта позволяет генподрядчику, застройщику строить строго в соответствии с временным графиком, соблюдать все пункты утвержденной спецификации оборудования и исключать любые ошибки. В моей проектной практике были, к сожалению, многочисленные примеры, когда на ходу приходилось дорабатывать проект из стадии П в рабочую фазу.
В ходе такой доработки выявлялись ошибки, их исправление приводило к удорожанию комплектации объекта, заказу дополнительного оборудования или к полной замене уже поставленного. Удорожание стройки в данном случае это, к сожалению, норма, а от практики заключения различных допсоглашений между заказчиком и генподрядчиком необходимо отходить.
Опыт передовых стран, где ТИМ внедряется на обязательной основе, выявляет экономию до 30%. В Великобритании принято решение об обязательности применения ТИМ (в англоязычной версии – BIM), потому что реализация первых пилотных проектов показала значительную экономию средств.
Опыт общения с российским промышленным сегментом, с предприятиями газо- и нефтеперерабатывающего комплекса показал, что в течение двух лет эксплуатации одного завода цифровой двойник позволил сократить количество людей, задействованных в его обслуживании, избежать многочисленных ошибок, аварий, ремонтов, как плановых, так и внеплановых.
На сегодняшний день такой ТИМ-модели для эксплуатации жилых объектов пока нет. Но дома с применением ТИМ строятся и для жилищной сферы внедрение цифровых двойников в процесс эксплуатации – перспектива 2022–2023 гг. С 2022 года все заказчики по государственным контрактам должны перейти на ТИМ модель.
Необходимо отметить проблему нехватки кадров. Для Госэкспертизы, Стройнадзора и даже для заказчиков разного муниципального уровня, требуется несколько десятков тысяч специалистов в области ТИМ. Думаю, что рынок труда в данной сфере сформируется быстро. Для этого нужны соответствующие образовательные программы, как для повышения квалификации в экспресс-режиме, так и базовые. Они позволят готовить квалицированных бакалавров и магистров. Повторяю, темпы заданы очень высокие и тема информационного моделирования в российском стройкомплексе является одной из главных.
Что касается 2021 г., то предстоит решить ряд организационных задач. Нельзя допустить, чтобы Россия превратилась в некое раздробленное цифровое феодальное государство, в котором действует множество информационных баз, систем, классификаторов строительной информации. Это те средства, которые формируют ТИМ-модель и ведут к надзору, стройке и последующей эксплуатации. Следовательно, Россия должна сохранить цифровое равенство и единство. Это та задача, которую Минстрой России, Общественный совет, наша комиссия четко видят и готовятся к ее решению.
Мы активно участвуем в формировании пилотных проектов, пытаемся уже в этом году собрать пакет из не менее десятка объектов разного назначения, включая социальные – садики, школы, жилье, а также промышленного и транспортного назначения. Нужно «обкатать» классификатор Минстроя России в части применения к различным целевым моделям. Параллельно ведется большая координирующая работа. Ее результатом будет соединение на базе Общественного совета, Минстроя опыта разных передовых субъектов федерации – Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга.
Сегодня мы очень плотно и эффективно взаимодействуем с Ханты-Мансийским округом с тем, чтобы появившиеся там наработки были приняты, учтены на федеральном уровне. Нужно добиться, чтобы в процессе подачи материалов на Госэкспертизу, продвижения в инспекцию Стройнадзора они не претерпели существенного изменения или ломки. Важно, чтобы то лучшее, что сделано субъектами федерации, было использовано и тиражировано во всех регионах России.
В заключение – о конкурсе «BIM- технологии». В прошлом году, несмотря на тяжелую ситуацию с пандемией, удивило огромное количество участников конкурса.
Самым отрадным для меня было то, что победителями стали авторы, проекты или реализованные объекты которых отличаются высоким качеством архитектуры. Есть ощущение, что в этом году наметился определенный прорыв в архитектуре. Если так пойдет дальше, то, надеюсь, слово «архитектура» в нашей стране зазвучит по-новому. Кроме того, отмечаю очень высокий уровень квалификации членов жюри – экспертиза отработала блестяще!
Меня не покидает чувство, что конкурс имеет очень широкие перспективы и в этом году на суд Экспертного совета будут представлены еще более интересные и масштабные работы.
Состояние на рынке теплоизоляционных материалов
В мире постоянно ведется поиск новых более эффективных способов использования ресурсов для обогрева помещений. Однако все усилия пропадают зря, если в зданиях происходят значительные потери тепла.
В результате исследования состояния зданий по всему миру было выявлено, что по усредненным данным теплопотери происходят:
Все эти элементы зданий нуждаются в утеплении специальными материалами, которые способны предотвратить утечки тепла и позволяют с минимальными затратами энергоресурсов поддерживать комфортную температуру. Именно поэтому спрос на теплоизоляционные материалы (ТИМ) повышается.
Теплоизоляционные материалы позволяют сократить выброс парникового газа, экономить энергию в рамках личных домохозяйств, соблюдать экологические стандарты и получать налоговые льготы.
Ситуация на мировом рынке ТИМ
Объем рынка ТИМ в 2015 года в мировых масштабах составил:
Если оценивать объем долей рынка ТИМ 2015–2020 гг. по регионам, то складывается следующая картина:
Планируется, что прирост объемов рынков с 2015 г. до 2020 г. составит 3,8% по Северной Америке, 4,7% по Азиатско-тихоокеанскому рынку, 2,7% по Европе и 3,8% по остальным регионам.
Прогноз роста потребления ТИМ уже в 2015 г относительно крупных стран мира говорит, что в Канаде будет применено 3,5% ТИМ от объема всего мирового рынка, в США – 4%, Мексике – 2,4%, Польше – 3,7%, Германии – 2,3%, а в Китай потребление вырастет на 5,1%.
В странах Северной Америки используются разные виды теплоизоляционных материалов. При этом на долю полимерных ТИМ приходится 35%, на долю ваты – 64%, и на долю всех остальных 1%.
На европейском рынке соотношение ТИМ другое:
На рынке ТИМ Азиатско-Тихоакеанского региона в 2014 году своя ситуация:
Мировой рынок ТИМ находится в развитии, при этом компании выбирают стратегии развития методом слияния и поглощения в 28% случаев, методом расширения – 29%, организацией новых предприятий в 31% случаев.
Ситуация на мировом рынке ТИМ
Российский рынок ТИМ также развивается, поскольку эти материалы позволяют экономить энергию в личных домохозяйствах и минимизировать последствия роста цен на энергоносители.
В 2014 году в России использовались следующие материалы:
Прогнозируется, что в 2020 году соотношение изменится, что отражено на рисунке 1.
Благодаря проведенному анализу можно сделать выводы, что:
При составлении анализа в качестве источников информации были использованы данные российского «Агентства строительной информации», РАПЭКС (Россия), EXIBA (Бельгия) и MarketsandMarkets (США).
Рынок полимерной изоляции существенно пострадал в результате кризиса
Только в 2015 году с рынка XPS полимерной изоляции ушли 5 производителей. В 2016 году падение продолжается
В своем докладе на конгрессе Строительная изоляция 2016 директор Ассоциации РАПЭКС Кирилл Иванов озвучил основные цифры развития рынка изоляции из пенополистирола. Продемонстрированные цифры показывают весьма негативную динамику рынка ТИМ.
Кирилл Иванов
То есть общее падение рынка ТИМ за 2 года составит по меньшей мере 20%.
Увеличение стоимости различных видов ТИМ в 2015 г составили: ватные материалы – 0%; XPS – 10%; EPS – 7%.
В итоге, только в 2015 г рынок ТИМ России, в сегменте XPS, покинули:
— PRIMAPLEX (150 000 куб.м, Тверская область);
— ТИМПЛЕКС (150 000 куб.м, Татарстан);
— Гринплекс (75 000 куб.м, Московская область);
— Плэнекс (75 000 мкуб., Тюмень);
— Европлэкс (75 000 куб.м, Воронеж);
— Теплэкс (75 000 куб.м, остановлена 1 линия, Нижний Новгород).
Кирилл Иванов приводит данные Павла Ляховича, члена Правления, Управляющего директора, дирекции пластиков, эластомеров, органического синтеза ПАО СИБУР Холдинг: «Весь рынок теплоизоляционных материалов РФ в 2015 году продемонстрировал падение, по оценкам СИБУРа, на 17-18% по сравнению с предыдущим годом. Примерно так же в процентах сократился и сегмент вспенивающегося полистирола (ПСВ-С)».
Также было отмечено, что по оценкам директора Ассоциации производителей и поставщиков ПСВ-С Юрия Савкина, в 2015 году было произведено около 7,5 млн куб. м. пенополистирола (ППС), то есть по сравнению с 2014 годом снижение объемов составило примерно 15-18%.
Негативным фактором, тормозящим развитие отрасли, является качество спроса на строительные материалы. Сформировались условия, при которых критерий стоимости продукции доминирует над критериями ее качества, долговечности и энергоэффективности.
Что необходимо сделать?
Кирилл Иванов отметил, что для изменения ситуации необходимо:
Выводы