что такое рузман в исламе
Ратибат намазы
Ратибаты – это желательные (сунна) намазы, совершаемые до или после пяти обязательных намазов. Время их совершения соответствует времени соответствующего обязательного намаза.
Если ратибаты, которые совершаются до обязательных намазов, по какой-либо причине не были совершены вовремя, то их можно совершать и после, если время данного намаза еще не прошло, и этот ратибат не считается возмещённым, а считается совершённым в срок. В этом случае в нийяте указывают, что это ратибат, совершаемый перед намазом-фарз. Если же время намаза вышло, то в намерении желательно указать, что мы ратибат возмещаем. Возмещение пропущенных ратибатов является желательным.
Может возникнуть вопрос, почему мусульманам рекомендуется совершать ратибаты дополнительно к обязательным молитвам? Дело в том, что дополнительные молитвы смывают мелкие погрешности обязательной молитвы.
Ратибаты, лучше совершать дома, ибо ратибаты, совершённые дома, ценнее, но если человек не уверен в том, что он их дома совершит, то тогда лучше совершать их в мечети.
Ратибат утреннего намаза
Перед утренним намазом совершают два ракаата намаза-суннат. Других намазов-суннат, совершаемых с утренним намазом, нет. Его время наступает с наступлением времени утреннего намаза, т.е. с началом рассвета, и завершается с совершением обязательного намаза, но если по какой-либо причине ратибат не совершен перед утренним намазом, то его можно совершить и после.
Тому, кто совершает утренний намаз в мечети, ратибаты лучше совершить дома и затем отправиться в мечеть, если он успевает по времени.
Два ракаата, совершаемые перед утренним намазом, являются самыми ценными среди ратибатов, это самая настоятельная сунна (суннатун муаккадатун), которой Пророк (мир ему и благословение) уделял больше всего внимания среди ратибатов.
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что любимый Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не пропускал эти два ракаата никогда – ни дома, ни в путешествии, ни будучи здоровым, ни будучи больным.
В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два ракаата намаза-суннат, совершаемые с утренним намазом, ценнее, чем весь мир и все, что находится в нём».
В ратибате утреннего намаза в первом ракаате, после суры «Аль-Фатиха» читают суру «аль-Кафируна», а во втором ракаате читают суру «аль-Ихлас». Передано также, что в них читают суры (аль-Инширах) в первом и (аль-Филь) во втором. Передано: кто постоянно читает эти суры (аль-Инширах и аль-Филь) в данном намазе, то он спасается от болезни геморроя. Желательно объединить в двух ракаатах эти суры, что бы полностью выполнить то, что передано относительно чтения их. Кто прочтёт эти суры таким образом, в этот день будет обережеё от зла, исходящего от других.
После совершения этого ратибата рекомендуется прилечь на правый бок, вспомнив при этом, что придётся лечь в могилу, и прочитать трижды следующую молитву, по мнению большинства молитва читается сидя и после берут позу лежа:
اللهُمَّ رَبَّ جِبْرِيلَ وَمِيكَائِيلَ وَإسْرَافِيلَ وَعِزْرَائِيلَ وَرَبَّ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عليه وسلم أجِرْنِي مِنَ النَارِ
Перевод: (О мой Аллах, Господ Джибриля, Микаиля, Исрафиля, Израиля и Господь Мухаммада сохрани меня от огня Ада).
А если он не желает ложиться, то желательно отделить утренний намаз от его ратибата, к примеру, разговором или переходом с места на место.
Сказано также, кто произнесёт сорок раз между ратибатом и утренним намазом: «
يا حي يا قيوم لا إله إلا أنت
Перевод: (О Вечно Живой, в Котором нуждаются все и Тот, Кто не нуждается ни в ком нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Тебя), то его никогда не покинет иман (вера).
Ратибаты обеденного намаза
Совершение четырех ракаатов ратибата до обязательного обеденного намаза и четырех ракаатов ратибата после него является суннатом. Лучше совершать два намаза по два ракаата, но можно совершать и четырехракаатную молитву сразу. А совершение двух ракаатов из них до намаза-фарз и двух после является настоятельной сунной (суннатун муаккадатун).
Четыре ракаата, совершаемые перед обеденным намазом, Пророк (мир ему и благословение) совершал долго. Он говорил: «Это время, когда открываются врата небесные и на людей нисходят милости Аллаха, и мне хочется в это время находиться в намазе».
В достоверном хадисе, приводимом аль-Имамом ат-Тирмизи, говорится: «Аллах сделал запретным для пламени Ада мясо человека, который старается совершать до и после обязательного обеденного намаза четыре ракаата ратибата». Если ратибат, совершаемый до обязательного обеденного намаза, не был совершен вовремя, то его можно совершить и после него. Если при входе в мечеть прозвучал икамат – призыв к началу обязательного обеденного намаза, то ратибат, совершаемый перед намазом-фарз, оставляют на потом, так как совершение его нежелательно при опасении упуститить вступление в намаз вместе с имамом, и приступают вместе со всеми к намазу-фарз, а ратибат совершает после завершении фарза.
Намерение (нийят) для совершения ратибата до (после) обязательного обеденного намаза произносится так: «Я намерен совершить двухракаатный намаз-ратибат, совершаемый до (после) обеденного намаза во имя Аллаха». Или достаточно сказать, что намерен совершить намаз-суннат до (после) обеденного намаза.
Время ратибатов, совершаемых вместе с обязательным обеденным намазом, совпадает со временем совершения обеденного намаза. Но ратибаты, совершаемые после обязательного намаза, не должны совершаться перед обязательным намазом.
В пятницу, если после пятничного намаза не совершают четырехракаатный обеденный намаз, то в намерении ратибатов пятничного намаза нужно указывать о совершении ратибата до пятничного или после пятничного намаза.
Так как во многих населённых пунктах после пятничного намаза совершают и обеденный, перед совершением первых четырех ракаатов ратибатов произносится намерение совершить ратибат перед пятничным намазом, а перед совершением вторых четырех ракаатов – после обеденного намаза.
То есть вначале совершают четыре ракаата ратибатов, исполняемых перед пятничным намазом, и произносят соответствующее намерение. Затем совершают пятничный намаз, после него – обеденный, а в конце – четыре ракаата ратибата, совершаемого после обеденного намаза, и произносят соответствующее намерение.
Есть еще вариант: «Если после пятничного намаза совершают и обязательный обеденный намаз, то ратибаты, связанные с пятничным намазом, совершаются только перед пятничным намазом. После пятничного намаза совершают ратибаты, исполняемые перед обеденным намазом, затем совершают обязательный обеденный намаз, затем ратибаты, исполняемые после обеденного намаза. То есть, если после пятничного намаза совершают обеденный намаз, из ратибатов совершаются 12 ракаатов: 4 ракаата ратибата до пятничного намаза, 4 ракаата между пятничным и обеденным намазами и 4 ракаата после обязательного обеденного намаза».
Ратибаты предзакатного намаза
Перед предзакатным намазом совершают четыре ракаата ратибатов. Лучше совершать два намаза по два ракаата, но можно совершать и четырехракаатную молитву сразу, так же, как и ратибаты обеденнего намаза. Эта молитва не входит в число настоятельно требуемых суннатов. Но поскольку Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Да смилостивится Аллах над тем, кто совершает четырехракаатный намаз-суннат перед предзакатным намазом», – стоит постараться не пропускать этот намаз. Ведь Аллах не оставляет без ответа ду‘а – просьбу любимого Пророка (мир ему и благословение).
В хадисе, который приводится у ат-Табарани, говорится: «Того, кто совершает четыре ракаата намаза-суннат перед предзакатным намазом, Аллах делает запретным для Ада».
Если ратибат по какой-либо причине не был совершён до намаза-фарз, то его можно совершить и после него. Если же время этого намаза-суннат прошло, лучше его возместить.
Ратибаты вечернего намаза
Совершение после вечернего намаза двух ракаатов намаза-суннат является настоятельно требуемой сунной (суннатун муаккадатун). Лучше совершить два ракаата и до вечернего намаза, если между азаном – призывом намазу – и икаматом – призывом к началу намаза – остаётся какое-то время. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) сразу же после азана спешно направлялись к столбам мечети, чтобы за ними совершить этот двухракаатный намаз-суннат.
(Хадис приводят аль-Имам аль-Бухари, Муслим и другие).
В хадисе, который передает аль-Имам Ахмад и другие, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Между каждым азаном и икаматом есть намаз, – это тем, кто хочет совершить его».
Есть имамы, которые говорят, что перед вечерним намазом нет никакого намаза, и что это даже не одобряется. Имам ан-Навави говорит, что совершать молитву-суннат перед вечерней молитвой желательно, и все хадисы об этом достоверны.
Но если время обязательного вечернего намаза проходит, или если другие ждут вашего присоединения к намазу, или звучит икамат, то в этих случаях не следует совершать намаз-суннат до обязательного вечернего намаза.
Ратибаты ночного намаза
Совершение двух ракаатов намаза-суннат после ночного намаза является настоятельной сунной (суннатун муаккадатун). Совершение же двух ракаатов перед ночным намазом является просто сунной. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) трижды повторил, что между азаном и икаматом есть два ракаата, затем добавил: «Для тех, кто хочет их совершать».
Двухракаатные намазы-суннат, совершаемые перед вечерним и ночным намазами, являются легкими, то есть их совершают быстро, читая после «аль-Фатихи» маленькие суры.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АРАБСКИХ ТЕРМИНОВ
Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских эквивалентов.
Исламские термины, взятые в основном из арабского языка, имеют как правило, более широкое и, вместе с тем, более глубокое значение, чем их эквиваленты-переводы на другом языке. В связи с этим использование русской транскрипции вместо прямого перевода, пусть и не всегда оправдано, но все же единственный выход в этой ситуации.
Мы сделали подборку самых часто используемых фраз и терминов:
ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АРАБСКИХ ТЕРМИНОВ
Муслим مسلم мусульманин
Му’мин مؤمن верующий
Мувахид موحد монотеист, верующий в Одного Единого бога
Мутасиб مُتَعَصِّب фанатик
Фасик فاسق грешник, нечестивец
Кафир كافر неверующий в Аллаха
Джахиль جهل невежда
Зиндик زِنْدِيقٌ еретик
Ахль аль-китаб اهل الكتاب люди Писания (иудеи и христиане)
Зимми أهل الذمة люди договора (немусульмане, проживающие на мусульманской территории)
Мульхид مُلْحِد атеист
Мунафик منافق лицемер
Муртад مرتد вероотступник
Мушрик مشرك многобожник
Джамаат جامعة община, собрание
Умма أُمَّة сообщество
Ахль Фитра أهل الفطرة люди фитры (первозданного человеческого естества)
Кади قاضي судья
Муаллим معلم учитель
Муэдзин مُؤَذِّنٌ призывающий на молитву
Дар аль-Ислам دار الإسلام земля ислама
Дар аль-Амн دار الأمن земля безопасности
Дар ас-Салам دار السلام земля мира
Дар ат-Таухид دار التوحيد земля единобожия
Дар аль-Ахд دار العهد земля перемирия
Дар ад-Даават دار الدعوة земля призыва
Дар аль-Харб دار الحرب земля войны
Дар аль-Хийад دار الحياد нейтральная земля
Дар аль-Худна دار الهدنة земля спокойствия
Дар ас-Сульх دار الصلح земля договора
Магриб المغرب Запад, закат
Сират الصِّرَاطُ путь, мост
Сур الصُّورِ труба
Мизан الْمِيزَانُ весы
Джаннат الجنة Рай
‘Адн عدن Эдем
Мава المأوى приют
На’им النعيم благодать
Фирдаус الفردوس райский сад
Каусар الكوثر изобилие
Ма’ин معين райская река
Сальсабиль سلسبيل нектар
Тасним تسنيم райская река
Гурия حورية райская дева
Джаханнам الجحيم ад
Джахим جحيم геенна
Нар النَّار огонь
Са’ир السَّعِير пламя
Сакар سَقَر преисподняя
Хавийа الْهَاوِيَة пропасть
Забур زبور Псалтырь
Инджиль الإنجيل Евангелие
Кур’ан قرآن Коран
Сухуф الصُّحُف свитки
Таурат توراة Тора
Аят آية знамение, стих
Джуз جزء часть
Манзиль 7 равных частей
Сура سورة глава
Хизб حزب сторона, партия
Таджвид تجويد интонация
Тартиль ترتيل распев
Тафсир تفسير толкование, смысл
●Шариат и Фикх
‘Адат عادات обычаи, традиции
Далиль دَلِيل доказательство
Кияс القياس аналогия суждения
Манхадж منهج метод
Мустахабб مستحب желательное
Мандуб مَنْدُوب рекомендуемое
Муштабих مُشْتَبِه сомнительное
Фард فرض обязательное
Ваджиб واجب необходимое
Суннат سنة желательное
Мубах مباح допустимое
Халяль حلال разрешённое
Макрух مكروه нежелательное
Харам حرام запрещённое
●Грехи
Куфр كفر неверие
Нифак نفاق лицемерие
Ширк شرك многобожие
Бухтан بهتان наговор
Гыйба غيبة обсуждение, сплетня
Зина الزنا прелюбодеяние
Риба ربا ростовщичество
Рия الرِّيَاء показуха
Казф قذف поношение, оскорбление
●Виды наказания
Дийя دية компенсация
Кисас قِصَاص месть
Раджм رجم камень
Тазир تعزير осуждение
Хадд حد предел
●Степени достоверности хадисов
Даиф ضَعِيف слабый
Мутаватир متواتر согласованный
Сахих صَحِيح достоверный
Хасан حسن хороший
Шазз شاذ аномальный
Мавду’ موضوع сфабрикованный
●Молитва в Исламе
Дуа دعاء мольба
Фаджр الْفَجْر рассветная
Зухр الظُّهْر полуденная
‘Аср عصر предвечерняя
Магриб المغرب вечерняя
‘Иша عشاء ночная
‘Ид намаз صلاة العيد праздничный
Джум’а-намаз صلاة الجمعة пятничный
Джаназа-намаз جنازة похоронный
Витр وتر молитва с нечётным количеством ракатов
●Желательные молитвы
Духа الضحى утро
Истиска اِسْتِسْقَاء просьба о ниспослании дождя
Истихара اِسْتِخَارَة верное решение, мольба об испрашивании благословения на то или иное дело
Намаз-тасбих صلاة التسابيح намаз раскаяния
Тахаджуд تهجُّد намаз после сна
Таравих تراويح перерыв, отдых
Кусуф كسوف солн. затмение
Хусуф خسوف лун. затмение
Намаз-вуду صلاة الوضوء намаз омовения
Хаджат حاجة намаз нужды
●Формы молитвы
Каср-намаз قصر الصلاة сокращённый
Джама’ат намаз صلاة الجمعة коллективный
●Элементы намаза
Рака’ат ركعة последовательность действий в молитве, цикл
Киям قيامة стояние
Суджуд سجود земной поклон
●Элементы мечети
Минарa منارة маяк
Минбар منبر кафедра
Михраб محراب ниша
●Исламская одежда
Хиджаб حجاب покрывало
Абайя أباءة платье
Джильбаб جلباب халат
Изар الأزار покрывало
Никаб نقاب завеса
Химар خمار вуаль
●Исламская экономика
Мурабаха مرابحة торговое соглашение
Мушарака مشاركة совместное долевое предприятие
Такафул التكافل система страхования
Мудараба المضاربة партнерство
●Прочее
‘Абд عبد слуга, раб
Адаб أدب этикет
‘Адль عدل справедливость
Азан أَذَان призыв к молитве
Аманат أمانة вверенное, то, что доверили на хранение
‘Арш العرش Трон
Вакуф وقف остановка
Дин الدين религия
Ислам إسلام покорность
Када قَضَاءُ возмещение
Мавлид مَوْلِدُ рождение, празднование
Маджлис مجلس собрание
Медресе مدرسة школа
Муджаз مُجَاز разрешение
Ният نیّة намерение
Ризк رزق продовольствие
Сабр صْبِرْ терпение
Саваб ثواب вознаграждение
Сакина سكينة спокойствие
Сафар صفر путешествие
Сира السيرة биография
Сифат صفات атрибут
Таваккуль توکُّل упование
Тагут طاغوت идол, тиран
Таква تَقْوَ страх
Такия تقيّة благочестие
Тауба تَوْبَة покаяние
Таухид توحيد единобожие
Фитна فتنة смута
Хидаят هداية руководство
Хиджама حجامة кровопускание в медицинских целях
Хитан ختان обрезание
Шукр شكر благодарность
Шура شورى совет
●Общие выражения
Алейхи ас-салам عليه السلام мир ему
Аминь آمين да будет так
Ахи أخي мой брат
Ихва الإخوة братья
Ухти أختي моя сестра
Бисми-Ллях بسم الله с именем Аллаха
Валлах والله (Клянусь) Аллахом
Аллаху Алим الله عالم Аллах Всезнающий
Ид мубарак عيد مبارك благословенный праздник
Ин шаа-Ллах إن شاء الله как пожелает Аллах
Рахимаху-Ллах رَحِمَهُ الله да помилует его Аллах
Фи сабили-Ллях في سبيل الله на пути Аллаха
Ярхамука-Ллах يرحمك الله да помилует тебя Аллах
Баракаллаху фикум بارك الله فيكم да благословит вас Аллах
Джазака-Ллаху хайран جَزَاكَ اللهُ خَيْرا Да воздаст тебе Аллах благом
Ма шаа-Ллах ما شاء الله как (хорошо, что) пожелал Аллах
Радиа-Ллаху анху رَضِيَ اللهُ عَنْهُ да будет доволен им Аллах
Садака-Ллаху ль-Азим صدق الله العظيم Истину сказал Аллах
Субханаху ва Тааля سبحانه و تعالى Свят Он и Велик
Адат – обычай, обычное (нерелигиозное народное) право
Акида – основа вероучения, догма
Акика – жертвоприношение при первой стрижке волос у ребенка, имянаречение
Аллаху Акбар – Аллах Велик
Аль – Кадр – предопределение.
Аль – Кисва – черный покров Каабы
Ансары – помощники Пророка из Медины. Те, кто поверили ему как пророку и помогли ему в его борьбе, пригласив в Медину и защитили его от нападок Мекканских язычников.
БАРАКЯТ – приумножение блага по воле Господа, благодать.
БИД’А – любое нововведение. В религии – это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Священного Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), что соответствует целям и задачам шариата; и новшество схождения с правильного пути (бид‘ату ад-даляль), что противоречит целям и задачам шариата.
ДА‘ВА (да’ват) – призыв к вере
Джихад – усердие, рвение во имя Бога, борьба со своими страстями. В узком смысле также священная война ради защиты Ислама и мусульман.
ДИН – религия.
ДУ‘А – молитва-мольба, в отличие от намаза, произносимая в свободной, произвольной форме.
ЗАКЯТ – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем.
ЗИКР – поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.
ИДЖМА’ – единодушное мнение мусульманских ученых (муджтахидов) одного временного периода по какому-либо богословскому вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет явного ответа.
ИКАМАТ – призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарда), который произносится непосредственно перед ее выполнением.
ИМАМ – предстоятель на молитве, духовный наставник. В широком смысле – духовный руководитель.
ИМАН – вера. Основами веры в Исламе являются: вера в Единого Бога, в ангелов, во все Священные Писания, в пророков и посланников Бога (пророчество), в Судный День, в справедливость Бога и в то, что Всевышний предопределил всё на основе Своего всезнания, люди же выбирают плохое или хорошее по своему желанию, за что и будут спрошены.
Иджтихад – разработка принципов ислама
Ихрам – посвящение. Ритуальная одежда паломника, совершающего Хадж – паломничество в Мекку. Состоит из двух кусков белой материи, одним оборачивают всю нижнюю часть тела, вторым всю верхнюю.
Ихсан – нравственность, доброе дело, совершаемое безвозмездно ради Аллаха.
КААБА – первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Высокочтимой Мекке.
КИБЛА – направление на Каабу, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).
КОРАН (араб. – чтение) – главная священная книга мусульман. По мусульманскому догмату, Коран как божественное слово существует вечно, он никем не сотворён, ниспослан и передан Аллахом Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах) через ангела Джабраила. Коран разделён на 114 глав (сур), каждая глава имеет своё название и состоит из аятов (стихов). Главы Корана различны по размеру, наиболее длинные находятся в первой части. Суры делятся на мекканские и мединские, означая, что они ниспосланы Аллахом Пророку в Мекке или Медине между 610 и 632 гг. При жизни Пророка текст Корана передавался в основном в устной форме, хотя существовали записи Корана у его сподвижников. Главная тема Корана – утверждение исламских принципов, предписаний, касающихся обязанности мусульман по отношению к Аллаху. Коран основной источник исламского вероучения. Его основные принципы касаются вероучения, нравственных проблем, истории человечества, науки, философии, взаимоотношении Аллаха с человеком. Социальная справедливость, экономика, политика, законодательство, право, международные отношения и другие вопросы также отражены в Коране. На русском языке впервые Коран был издан в 1716 году.
МУДЖТАХИД (араб. – старающийся, усердствующий) – наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих, имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.
МУСУЛЬМАНИН (муслим) – покорный Богу, уверовавший в миссию Пророка Мухаммада.
МУХАДЖИР – переселенец, дословно «совершивший хиджру». Мусульманин, переселившийся вслед за Пророком Мухаммадом из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад дал слову мухаджир расширенное толкование – «тот, кто «покидает», удаляется от запрещенного Всевышним».
Нафс – душа. Используется в основном для обозначения низшей души, призывающей к пороку.
РАМАДАН – месяц обязательного поста.
САВАБ – вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его установлений, удаление себя от запретного и благодеяния.
САДАКА (араб. – подаяние) – добровольная милостыня, предписанная законами шариата имущему мусульманину, для помощи нищим, беднякам, сиротам, участникам войны и передающаяся прямо дарителем или через авторитетных лиц. Садака бывает нескольких видов: как акт благотворительности, как вид искупления (каффара) и.т.д. Садака может даваться деньгами, пищей, одеждой, прощением долга, предоставлением услуг и жилья и т.п. В мусульманских государствах садака собирается централизованным способом и вместе с отчислениями от заката, также называемыми садака, составляет вид средств, распределяемых среди нуждающихся.
САЛАВАТ – испрашивание у Господа благословения для Пророка Мухаммада и его рода.
САЛЯТ (намаз) – ежедневная обязательная пятикратная молитва. Кроме обязательных молитв существуют дополнительные, праздничные и другие.
САУМ (араб. – пост) – пост – одно из пяти основных предписании ислама. Обязателен для взрослых, здоровых, ритуально чистых мусульман в течение месяца рамадан. Заключается в полном воздержании от пищи, питья, супружеской близости и курения в светлое время суток, с закатом солнца все запреты снимаются. От поста освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, дети, престарелые, все кто не может соблюдать его по объективным причинам (н-р, воины, участвующие в военных действиях, люди находящиеся в пути и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней.
СУРА – название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. Первоначальное слово. С. означало отдельные, обычно короткие «божественные откровения». Впоследствии оно приобрело значение: «часть коранического текста», «глава» Корана.
Сухур – принятие пищи на рассвете во время Рамадана.
ТАКБИР – возвеличивание Господа словами «Аллаху акбар» (Аллах велик).
ТАСБИХ (тасбихат) – восхваление Всевышнего Творца.
ТАФСИР (араб.) – комментарий, толкование Корана. Многие аяты текста были непонятны новым обращенным. Сочинения, посвященные толкованию Корана, получили название Тафсир Аль–Коран. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Тафсир, сопровождающие его текст подробными комментариями на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком. О методике комментирования Корана непрерывно идет полемика среди различных направлений ислама.
ТАУХИД (араб. – единение, единобожие, монотеизм) – догмат о единственности и единстве Аллаха, выраженный в формуле – «нет никакого божества, кроме Аллаха». Доказательство единства бога, которое было необходимо совместить с учением о множественных атрибутах Аллаха, занимало большое место в трудах мусульманских законоведов.
Таджвид – искусство правильного произношения.
Тайаммум – сухое ритуальное омовение песком.
Таква – богоосознание.
Таравих – желательные молитвы в месяц Рамадан.
Тасбих – молитвенные четки.
Тахара – очищение.
Тилава – внимательное чтение.
УММА (араб. – народ, нация, община) – мусульманская община, нация правоверных. Канонический ислам не признает понятие «нация» в этническом смысле слова, для него существует лишь «умма» мусульманская община, объединенная верой в Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада.
УРАЗА (перс.) – пост.
Улем – знаток богословия и права.
Умра – малое паломничество.
ФЕТВА – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с точки зрения шариата.
Фикх – исламское правоведение.
ХАДЖ – паломничество в Мекку, один из столпов ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Хадж, а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя.
ХАДИС (араб. – новость, рассказ, известие) – предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна; они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.
ХАДИС КУДСИ – прямая речь Бога, изложенная словами Пророка Мухаммада.
ХАДИС САХИХ – хадис, имеющий высокую степень достоверности.
ХАЛЯЛЬ – канонически дозволенное для мусульман.
ХАРАМ (араб. – запретное) – запретные действия охватывают большой круг вопросов в жизни мусульман, в торговле и финансах, в мусульманском посте, в области искусства (запрет изображения божества, коранических персонажей и т.д.), в семейно-брачных отношениях, пищевые запреты, запреты иноверцам вступать в священные места ислама и т.д.
ХАТЫБ (араб.) – духовное лицо, читающее проповедь в мечети во время праздничной молитвы и праздников. Часто является одновременно и имамом мечети.
Халиф – преемник.
Хамр – любое одурманивающее вещество.
Хафиз – знающий Коран наизусть.
Чадра – длинное одеяние женщин, покрывало во весь рост
ШАРИАТ (араб. – правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Шариат считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторов.
Шахада – свидетельство о единстве Бога, об истинности пророчества Мухаммада.