что такое рус в самолете
О системе РадиоУлоувителе Самолетов типа РУС-1. О радиолокаторах типа РУС-2 и типа «РЕДУТ»
Управление самолетом может осуществлять только человек, прошедший обучение пилотированию. Управление пассажирскими самолетами выполняет экипаж, состоящий из командира воздушного судна и второго пилота. Управление истребителем осуществляет военный, служащий по контракту и обладающий офицерским званием. Стоит отметить, что в военной авиации термин «пилот» не применяется, самолет управляется летчиком.
Основные органы управления
Все самолеты (гражданские и военные) имеют общие органы управления, среди которых выделяют:
Главным органом управления в любом самолете считается штурвал. Посредством штурвала осуществляется управление судном по оси крена и тангажа.
1 — Пространственное положение самолета; 2 — Навигационный дисплей; 3 — Дублирующий прибор пространства и положения самолета и навигации; 4 — Часы; 5 — Бортовой компьютер; 6 — Ручка выпуска и уборки шасси; 7 — Садстик; 8 — Кнопка отключения автопилота; 9 — Педали торможения; 10 — Противопожарная система; 11 — Кнопки включения топливных насосов; 12 Ручка открытия окна; 13 — Автопилот; 14 — Рычаг управления двигателем; 15 — Тумблер управления спойлерами; 16 — Ручка управления закрылками; 17 — Кнопки включения аккумуляторных батарей; 18 — Кнопки управления температурой воздуха в кабине и салоне самолета; 19 — Планшетный компьютер; 20 — Панель управления самолетом
Системы управления гражданским самолетом подразделяется на ручную, полуавтоматическую, автоматическую и комбинированную. Первые воздушные судна обладали только ручной системой управления, работа которой зависела от усилий пилота.
Управление многими гражданскими летательными аппаратами осуществляется в комбинированном режиме. В пассажирских лайнерах присутствует автопилот, который позволяет перевести полет в автоматический режим.
Если человек хочет получить лицензию частного пилота, то ему потребуется изучить все органы управления самолетами. Помимо этого, потребуется пройти ряд тестов, иметь достаточное количество часов налета и пройти медицинскую комиссию.
Штурвал
Посредством поворота штурвала в стороны осуществляется регулирование крена. Тяга на себя и от себя позволяет управлять тангажом. Повороты ручки управления самолетом воздействуют на крыльевые элероны. Тяга на себя и от себя позволяет регулировать рули высоты и элевоны. В итоге при повороте штурвала влево или вправо судно начинает крениться. Притягивание ручки управления самолетом на себя — задирает нос летательного аппарата, а отталкивание приводит к пикированию. Стоит отметить, что передача сигналов на элероны и рули высоты осуществляется в механическом, электродистанционным или гидравлическом режиме.
Чтобы управлять истребителем для начала нужно изучить функции и виды штурвалов. На штурвальном органе управления могут находиться дополнительные переключатели, ответственные за радиосвязь или включение специализированных режимов.
Педали
Педали в летательных аппаратах используются для воздействия на руль контроля. В кабине находится две педали. От нажатия на них зависит поворот самолета вправо и влево без крена (так называемое рысканье). Пилот должен тонко чувствовать работу педалей, чтобы правильно регулировать положение судна.
Стоит отметить, что изменение курса посредством педалей осуществляется на разбеге и пробеге. Руль управления позволяет незначительно корректировать установленный курс. Поворот штурвала позволяет быстрее изменять направление полета посредством крена.
Для управления летательными аппаратами будущий пилот изучает теорию и проходит практику в течение длительного периода времени. Даже для управления частным маленьким самолетом потребуется налетать не менее 25 часов с инструктором и соответствовать другим требованиям.
От настроек управления самолетом и конкретного судна зависит сложность полета. Стоит отметить, что на большинстве лайнеров большая часть полета может проходить в автоматическом режиме. Маленькие гражданские самолеты не обладают автопилотом, поэтому на протяжении всего полета потребуется контролировать положение самолета, скорость и другие параметры вручную.
Рычаги
Главными рычагами на воздушном судне считаются рычаги управления двигателем (РУД). Посредством воздействия на рычаг изменяется тяга двигателя. Увеличение тяги приводит к ускорению аппарата, уменьшение — к замедлению. При увлечении тяги увеличивается расход топлива. Если человек хочет знать, как осуществляется настройка управления самолетами, потребуется изучить оптимальные положения рычага и тяги самолета при различных ситуациях.
При полете рычаг контроля двигателя практически всегда переведен в положение малого газа для экономии топлива. Корректировать положение рычага нужно исходя из показаний приборов. Управление истребителем осуществляется тем же образом, что и управление частным или многоцелевым летательным аппаратом. На боевых суднах очень часто можно обнаружить форсажный режим, который активируется при переводе рычага контроля в положение полного газа.
Приборы
Приборы отображают параметры полета. Неполадка приборов представляет серьезную опасность, поэтому при обслуживании судна обращают внимание на работу отдельных датчиков. Среди приборов самолета выделяют:
На приборной доске отображается множество различных показателей. При виде самолетных приборов в первый раз человек сталкивается с большими сложностями. Чтобы управлять судном, необходимо знать расположение и назначение каждого прибора.
Приборная панель СУ-25
Изучение информации о приборной панели — часть обучения пилотированию. Независимо от того, каким именно пилотом человек собирается стать, требуется знать расположение всех датчиков. Стоит отметить, что опытный специалист способен посадить самолет в условиях нулевой ведомости, ориентируясь только по приборам.
Комплекты рукояток управления самолетом и двигателями КРУСиД и Кнопка
Комплекты рукояток «КРУСиД», «Кнопка» установлены на самолетах типа Су.
Комплект аппаратно-программных средств состоит из:
РУС и РУД обеспечивают:
Головка РУС имеет минимальные габариты, что практически исключает затенение оперативных зон обзора приборной доски.
Элементы коммутации могут быть выполнены в бесконтактном исполнении.
Блок сопряжения ООУ обеспечивает:
Электропитание блока осуществляется от сети постоянного тока номинальным напряжением 27 В в соответствии с ГОСТ 19705-89.
Принцип действия оперативных органов управления
Оперативные органы управления «Гашетка-М», «4П-С», «ПС3-М» и «КНМ» являются электромеханическими переключателями контактного типа и предназначены для выдачи разовых команд.
В основе кнюппеля «КУ-С» положен вихретоковый чувствительный элемент. Принцип основан на том, что если в магнитное поле, создаваемое катушками индуктивности, внести проводящее тело из неферромагнитного материала, оно создаст магнитный поток, направленный встречно магнитному потоку катушек, что приведет к изменению сопротивления катушек и величине протекающего в них тока. Данные изменения являются полезным сигналом и подвергаются дальнейшей аппаратно-программной обработке блоком сопряжения оперативных органов управления БС ООУ.
Орган управления с исполнительной головкой плавающего типа в виде «стадиона» (или другой формы по требованию заказчика), с одновременной выдачей двух аналоговых сигналов пропорциональных вертикальному и горизонтальному углу отклонения исполнительной головки относительно ее начального положения с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Четырехпозиционный переключатель «4П-С»
Переключатель электромеханический с тактильным эффектом, контактного типа, с исполнительной головкой в виде «осесимметричной ступенчатой усеченной пирамиды» (или другой формы по требованию заказчика), с выдачей по одной разовой команде в каждом из четырех крайних положений, а так же, с функцией выдачи разовой команды при нажатии на исполнительную головку с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Трехпозиционный переключатель контактного типа «ПС3-М»
Переключатель электромеханический с тактильным эффектом, контактного типа, с прямоугольной выгнутой исполнительной головкой (или другой формы по требованию заказчика) с коммутацией разовых команд в каждом крайнем положении с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Кнопка нажимная «КНМ»
Кнопка электромеханическая с тактильным эффектом, с автоматическим возвратом в исходное положение, с функцией выдачи разовых команд. Форма и цвет исполнительной головки могут быть заданы заказчиком.
Вопросы и отзывы (0)
Остальные органы управления
Помимо главных органов контроля, судно обладает дополнительными. Они присутствуют не во всех летательных аппаратах. Среди таких органов выделяют:
В современных воздушных суднах встречается большое количество электроники. Навигационный дисплей и пилотажный прибор отображают главную информацию о полете, положении самолета, скорости и других важных параметрах. Для расширения кругозора желательно знать о новых органах контроля аппарата. Пилот гражданской авиации перед началом пилотирования изучает информацию об особенностях и уникальных чертах самолета, которым он будет управлять.
Основной пилотажный прибор. 1 — FMA (Flight Mode Annunciator). Указывает режимы работы автомата тяги и системы траекторного управления самолётом; 2 — Блок указателя скорости; 3 — Авиагоризонт; 4 — Указатель работы автопилота; 5 — Блок указателя высоты; 6 — Указатель вертикальной скорости; 7 — Указатель курса и путевого угла.
Управление электроникой выполняется командиром воздушного судна и вторым пилотом. После взлета авиалайнера часто включают автопилот посредством переключения режима полета на панели выбора.
А Вы бы хотели научиться управлять самолетом?ДаНет
Пошаговая инструкция управления самолетом
Управление летательным аппаратом осуществляется только после длительного обучения. Однако в экстренной ситуации человеку может потребоваться взять контроль над авиалайнером в виде второго или главного пилота. Изучение пошаговой инструкции поможет понять, каким образом управляется пассажирский лайнер.
Пошаговая инструкция будет интересна и тем людям, которые хотят узнать, как осуществляется пилотирование гражданского авиалайнера. Наибольшую сложность для пилотов представляет взлет и посадка. При непосредственном полете редко возникают внештатные ситуации и форс-мажорные обстоятельства.
Перед началом изучения инструкции о том, как управлять воздушным судном, требуется узнать об органах воздействия и понять принцип работы летательного аппарата. Системы управления современными самолетами требуют минимального вмешательство пилота.
Подготовка к взлету
Если человек оказался в качестве пилота в лайнере, то первое, что нужно сделать — подготовиться к взлету. Подготовка включает в себя осмотр судна, проверку штурвала и закрылок. Органы контроля самолетом должны двигаться беспрепятственно. Провести осмотр отдельных частей самолета сможет только опытный механик.
После проверки датчиков, органов контроля, работы отдельных механизмов переходят к началу полета, которое именуется взлет. Чтобы летательный аппарат успешно взлетел, необходимо выполнить ряд действий.
Взлет
Самолет взлетает со взлетно-посадочной полосы. В аэропорту контроль за взлетом и посадкой осуществляют диспетчеры. Переходить к взлету можно только после получения разрешения. Перед непосредственным взлетом пилот удостоверяется в том, что судно находится в подходящей взлетной конфигурации (закрылки впущены во взлетное положение). Процедура взлета включает в себя следующие этапы:
Схема процедуры взлета
Набор высоты может проходить в автоматическом режиме. Для успешного взлета авиалайнера в кабинете находится КВС и второй пилот. Управление пассажирскими летательными аппаратами в одиночку осуществлять крайне проблематично.
Полет
Во время полета нужно поддерживать заданные параметры. Применяется автопилот или ручное управление. Активные системы управления самолетов помогают придерживаться требуемых значений. Во время полета главная задача — поддерживать заданный курс, высоту и скорость. Для корректировки параметров полета изменяется тяга, крен или тангаж.
Посадка
Посадка по приборам осуществляется командиром и вторым пилотом. Управлять самолетом не так сложно, как его посадить. Для посадки выполняются следующие действия:
Посадка осуществляется силами командира воздушного судна. Второй пилот контролирует датчики и сообщает о срабатывании того или иного индикатора. У каждого члена экипажа своя задача при взлете и посадке. Посадка пассажирского авиалайнера проходит в штатном режиме при соблюдении всех норм.
Если процедура выполняется в неблагоприятных условиях, требуется следовать особым инструкциям. Если КВС при выполнении посадки видит, что не удается установить контакт с наземными ориентирами или не срабатывают нужные датчики, самолет уходит на второй круг.
Заслуженный летчик раскритиковал систему управления в самолётах Airbus
Новейшие достижения самолетостроения, которые нашли применение в конструкции системы управления лайнеров семейства Airbus, не всегда идут на пользу статистики по аварийности — в этом уверен заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов. По его словам, удобство обращения со штурвалом нового типа оставляет желать лучшего и даже опытный пилот, который сможет вдруг оказаться в кабине такого самолета, не застрахован от роковой ошибки.
— Штурвал управления на самолетах типа Airbus (или «джойстик», как его называют по аналогии с электронными гаджетами) находится слева от командира. Я, например, не левша, и не знаю, будет мне удобно или нет, — объясняет Попов. — Да и в целом это неправильно, потому что симметрия человеческого тела эргономически предусматривает установку этого джойстика по середине, потому что управлять им левой рукой не совсем привычно.
Кроме того, генерала смущает электродистанционная «начинка» лайнеров нового поколения. По его словам, Airbus может стать внезапно неуправляемым при малейшем сбое, поскольку сама ручка управления требует постоянной подачи тока.
— На этих самолетах электрическая система управления. Орган исполнения — аэродинамический, от него идут электрические провода через компьютерный блок и замыкаются на ручке управления, этом джойстике. Так вот представьте ситуацию, при которой все системы работают, а электричества нет, не бегут кулоны по проводам, — отмечает специалист. — Тогда что вы сделаете с этой электрической ручкой? Ничего.
При этом эксперт подчеркивает, что такое возможно только при крайне негативном стечении обстоятельств, хотя трагедию, которая произошла в Египте в субботу 31 октября, он и относит именно к таковым: по мнению Попова, в истории с Airbus A321 авиа сыграли свою роль и отказ генератора, и вероятная изношенность оборудования, и человеческий фактор.
Напомним, 31 октября с лайнером Airbus A321 авиа, совершавшим рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, была потеряна связь. Сообщалось, что самолёт резко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с экранов радаров. Позже стало известно точное место крушения лайнера. На борту А-321 находилось 224 человека — семеро членов экипажа и 217 пассажиров, из них 29 детей. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации.
Как стать пилотом?
Человек, который управляет самолетом, — профессия пилота или летчика. Чтобы стать пилотом гражданской авиации, потребуется пройти обучение в летном училище или частной школе. Проще всего получить свидетельство частного пилота. Военный летчик подготавливается ВКС России. Чтобы стать летчиком боевого самолета, потребуется вначале стать военнослужащим по контракту и пройти обучение в военном учебном заведении.
Пилот с частной лицензией может управлять только суднами, которые не заняты в коммерческой перевозке. Стоит отметить, что существуют разные типы лицензий. После получения частного свидетельства можно получить лицензию коммерческого пилота для того, чтобы пилотировать самолеты, занимающиеся авиаперевозками. Стать пилотом и управлять самолетом можно только после подтверждения квалификации. Коммерческий пилот и военный летчик — профессии, к которым выдвигается огромное количество требований.
Обучение пилотированию проходит либо в частной школе, либо в училище. Используют тренажер, изучается теория, система управления и т. д. Обучение в высшем летном училище занимает 5 лет. Получение самой простой лицензии требует 25 часов налета с инструктором, 20 часов собственного пилотирования, прохождение различных тестов и медкомиссии.
Ручка управления самолётом
Ручка управления самолётом (РУС) — элемент управления самолётом, позволяющий изменять крен и тангаж воздушного судна.
РУС относится к элементам ручного управления и обычно располагается между ног пилота.
Ручка, находящаяся сбоку, называется сайдстик (англ. Side-stick — боковая ручка).
Впервые РУС была встроена в воздушное судно венским авиатором-пионером Вильгельмом Крессом в 1900 году. Поскольку его полёт не увенчался успехом, изобретение было на время забыто. Французский лётчик Робер Эснал-Пелтерье зарегистрировал патент на ручку управления самолётом 22 января 1907 года в Париже.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ручка управления самолётом» в других словарях:
Ручка — В Викисловаре есть статья «ручка» Ручка: Ручка письменная принадлежность, с помощью которой можно оставить чернильный след на поверхности. Перьевая ручка письменная принадлежность для письма на бумаге жидкими чернилами. Шариковая ручка ручка,… … Википедия
Рычаги управления — командные рычаги, установленные в кабине экипажа летательного аппарата устройства, с помощью которых лётчик воздействует на органы управления. К Р. у. самолётом относятся ручка управления или колонка штурвальная (для продольного и поперечного… … Энциклопедия техники
рычаги управления — рычаги управления, командные рычаги, установленные в кабине экипажа летательного аппарата устройства, с помощью которых лётчик воздействует на органы управления. К Р. у. самолётом относятся ручка управления или колонка штурвальная (для… … Энциклопедия «Авиация»
рычаги управления — рычаги управления, командные рычаги, установленные в кабине экипажа летательного аппарата устройства, с помощью которых лётчик воздействует на органы управления. К Р. у. самолётом относятся ручка управления или колонка штурвальная (для… … Энциклопедия «Авиация»
Учебно-боевой самолёт — (УБС) летательный аппарат, предназначенный для обучения и тренировки военных лётного состава[1]. Самолёты этого назначения имеют подвески для тренировочного и боевого вооружения и могут применятся в боевых действиях. Содержание … Википедия
проводка управления — Рис. 1. Жёсткая проводка управления. проводка управления самолётом система механических элементов (труб, качалок и т. п.), передающих усилия и перемещения от рычагов управления к рулям управления. По виду возникающих в П. у. напряжений… … Энциклопедия «Авиация»
проводка управления — Рис. 1. Жёсткая проводка управления. проводка управления самолётом система механических элементов (труб, качалок и т. п.), передающих усилия и перемещения от рычагов управления к рулям управления. По виду возникающих в П. у. напряжений… … Энциклопедия «Авиация»
проводка управления — Рис. 1. Жёсткая проводка управления. проводка управления самолётом система механических элементов (труб, качалок и т. п.), передающих усилия и перемещения от рычагов управления к рулям управления. По виду возникающих в П. у. напряжений… … Энциклопедия «Авиация»
проводка управления — Рис. 1. Жёсткая проводка управления. проводка управления самолётом система механических элементов (труб, качалок и т. п.), передающих усилия и перемещения от рычагов управления к рулям управления. По виду возникающих в П. у. напряжений… … Энциклопедия «Авиация»
Штурвал — (нидерл. stuurwiel, от stuur руль и wiel колесо) устройство управления движением плавсредства или летательного аппарата по курсу. Содержание 1 Судовой штурвал … Википедия
Комплекты рукояток управления самолетом и двигателями КРУСиД и Кнопка
Комплекты рукояток «КРУСиД», «Кнопка» установлены на самолетах типа Су.
Рукоятки управления самолетом (РУС) и рукоятки управления двигателями (РУД) |
Блок сопряжения ООУ |
Комплект аппаратно-программных средств состоит из:
РУС и РУД обеспечивают:
Головка РУС имеет минимальные габариты, что практически исключает затенение оперативных зон обзора приборной доски.
Элементы коммутации могут быть выполнены в бесконтактном исполнении.
Блок сопряжения ООУ обеспечивает:
Электропитание блока осуществляется от сети постоянного тока номинальным напряжением 27 В в соответствии с ГОСТ 19705-89.
Принцип действия оперативных органов управления
Оперативные органы управления «Гашетка-М», «4П-С», «ПС3-М» и «КНМ» являются электромеханическими переключателями контактного типа и предназначены для выдачи разовых команд.
В основе кнюппеля «КУ-С» положен вихретоковый чувствительный элемент. Принцип основан на том, что если в магнитное поле, создаваемое катушками индуктивности, внести проводящее тело из неферромагнитного материала, оно создаст магнитный поток, направленный встречно магнитному потоку катушек, что приведет к изменению сопротивления катушек и величине протекающего в них тока. Данные изменения являются полезным сигналом и подвергаются дальнейшей аппаратно-программной обработке блоком сопряжения оперативных органов управления БС ООУ.
Орган управления с исполнительной головкой плавающего типа в виде «стадиона» (или другой формы по требованию заказчика), с одновременной выдачей двух аналоговых сигналов пропорциональных вертикальному и горизонтальному углу отклонения исполнительной головки относительно ее начального положения с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Четырехпозиционный переключатель «4П-С»
Переключатель электромеханический с тактильным эффектом, контактного типа, с исполнительной головкой в виде «осесимметричной ступенчатой усеченной пирамиды» (или другой формы по требованию заказчика), с выдачей по одной разовой команде в каждом из четырех крайних положений, а так же, с функцией выдачи разовой команды при нажатии на исполнительную головку с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Трехпозиционный переключатель контактного типа «ПС3-М»
Переключатель электромеханический с тактильным эффектом, контактного типа, с прямоугольной выгнутой исполнительной головкой (или другой формы по требованию заказчика) с коммутацией разовых команд в каждом крайнем положении с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Кнопка нажимная «КНМ»
Кнопка электромеханическая с тактильным эффектом, с автоматическим возвратом в исходное положение, с функцией выдачи разовых команд. Форма и цвет исполнительной головки могут быть заданы заказчиком.
- что делать если яичные белки не взбиваются
- что делать на встрече одноклассников