что такое рто на грузовике
Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах 12:29, 10 ноября 2021 Версия для печати
Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.
Какие бывают тахографы?
В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках. За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело. Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.
Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.
Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.
На какие машины устанавливаются тахографы?
Применительно к грузовикам — на все транспортные средства категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. То есть для лёгких коммерческих автомобилей (например, для «Газелей») устройство не обязательно. А вот на «Газон» или другой среднетоннажный грузовик тахограф устанавливать придётся.
Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.
Как работают тахографы?
Садясь за руль, водитель включает устройство и вставляет в него свою карту, а затем вводит пин-код. Прибор автоматически включает режим «Управление» когда машина едет или «Работа» — когда она стоит на месте. Режим «Отдых» водитель обычно включает вручную, хотя некоторые модели тахографов могут делать это автоматически – когда глушится двигатель автомобиля.
Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.
Где взять тахограф и как его обслуживать?
Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.
Техобслуживание тахографа называется «калибровкой», делать её нужно раз в три года. С таким же интервалом меняют блок СКЗИ. Никаких других манипуляций с исправно работающими устройствами проводить не нужно.
Где взять карту для тахографа?
Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.
Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).
Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!
Что делать, если тахограф сломался?
Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.
Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.
Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.
Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?
РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
Вот краткая выжимка из этих правил:
424-й Приказ Минтранса не лишён шероховатостей: некоторые его положения позволяют перевозчикам «легально злоупотреблять» — продлевать ежедневное рабочее время, оправдывая это причинами, которые практически невозможно проверить. Отличный обзор этого Приказа подготовил автор блога dalnoboi.pro.
Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?
За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.
ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.
Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.
Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?
Безусловно, тахографы выполняют свою функцию и отслеживают режим труда и отдыха. Но в России, как и во многих других странах мира, водители не всегда соблюдают этот режим. Нарушения носят массовый характер и встречаются как среди «частников» (предпринимателей, владеющих одним или несколькими грузовиками), так и в крупных транспортных компаниях.
Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.
Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.
Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?
Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.
— Штраф за тахограф 1500 рублей, а инспектору Ространснадзора водители дают 500, — рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — В крупных компаниях траты на штрафы заложены в тариф! Перевозчики говорят: если мы привезём груз с опозданием, штраф от заказчика будет гораздо выше.
РТО никто не соблюдает, потому что это невозможно. Если с завтрашнего дня взять и всех перевозчиков обязать соблюдать законы, послезавтра экономика встанет. С учетом количества времени, в течение которого водителю можно работать, в машины нужно сажать по несколько водителей. А у нас их и так не хватает.
Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.
Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?
По всей видимости, да.
В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.
В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.
Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.
Режим труда и отдыха по тахографу
Для шофёров, управляющих ТС на коммерческих рейсах, режим труда и отдыха по тахографу регламентируется достаточно строго. Это вызвано необходимостью борьбы с переработками, которые становятся причиной частых аварий из-за переутомления шофера.
Контролируют режим труда и отдыха водителя по тахографу представители уполномоченных органов. Если прибор зафиксирует превышение закреплённого нормативами интервала вождения, и это превышение будет существенным — штрафные санкции практически неизбежны.
Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы
Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.
Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.
Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?
Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.
Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:
Все изменения в режиме работы фиксируются тахографом в памяти и записываются на электронный чип. По требованию сотрудника ДПС ГИБДД или другой надзорной организации водитель должен предоставить распечатку данных — для этого в конструкции тахографов предусмотрен встроенный термопринтер.
Как составляется график?
Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:
Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.
При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.
Ограничения для ненормированного рабочего дня
Внедрение на предприятии ненормированного рабочего дня не означает, что водитель может превышать установленные законодательно промежутки времени для работы/отдыха. При ненормированном режиме работы:
Устанавливается такой рабочий день водителям легковых ТС (кроме служб такси), а также сотрудникам различных экспедиций.
Перерывы для отдыха или обеда питания
Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:
Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».
Если продолжительность рабочего дня превышает 7 или 8 часов, то водителю может предоставляться дополнительный перерыв на обед. Суммарная продолжительность перерывов не превышает 120 минут.
Обратите внимание! Время, отведенное на обед или отдых водитель должен использовать по прямому назначению, т.е. не выполнять в это время никаких работ. Надзорные органы проконтролировать соблюдение режима практически не в состоянии, но это та рекомендация, к которой стоит придерживаться для снижения утомляемости и уменьшения риска ДТП.
Перерывы между длительными сменами в режиме труда
Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.
При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.
Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:
В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.
Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.
Ответственность за неисполнение требований по режиму труда
Ответственность за несоблюдение указанных в статье норм регламентируется КоАП РФ (ст. 11.23). Пункт 3 этой статьи в качестве основного наказания за превышение времени управления автомобилем устанавливает штраф, максимальная сумма которого составляет:
При этом для юридических лиц ответственность наступает только в том случае, если получится доказать, что водитель превысил время управления ТС не самовольно, а в результате соблюдения официально установленного не предприятия режима работы.
Кроме того, административным штрафом наказывают за выпуск на линию ТС, не оборудованных тахографом или оснащенных прибором несоответствующего образца.
Требования по соблюдению водителями и предпринимателями режима работы/отдыха у контролируются все строже. Чтобы избежать штрафов, а также эффективно бороться с переутомлением, которое может быть весьма опасным, и самим сотрудникам, и должностным лицам нужно изучить нормативы и придерживаться их как можно точнее.
Режим труда и отдыха водителей по тахографу
Режим труда водителей по тахографу для работников, выполняющих грузовые и пассажирские перевозки по РФ и за рубеж, контролируется довольно строго. Бортовой самописец – эффективный инструмент борьбы с нарушением норм продолжительности рабочего времени, что нередко становится причиной ДТП из-за усталости водителя.
Проверки соблюдения режима отдыха водителя по тахографу проводят инспекторы ГИБДД, Ространснадзора и Трудовой инспекции. При выявлении нарушений РТО, зафиксированных контрольным прибором, на нарушителей (шофер, должностное лицо, юр. лицо) налагается штраф.
Что такое режим труда и отдыха водителей?
Это рабочий график, который ежемесячно (в некоторых компаниях предусмотрены свои сроки) составляется для сотрудников транспортных предприятий. Если работа многосменная, графики нужны для каждой смены. План обязательно должен содержать такие пункты:
Документальная регламентация РТО
Самым главным документом, определяющим продолжительность времени, которое сотрудник может проводить за рулем (а также выполнять сопутствующие работы типа погрузки и разгрузки, ремонта авто и т.д.) является приказ Минтранса России №15 от 20 августа 2004 года. Он содержит положения для успешной борьбы с нарушением РТО.
Кроме того, в правительственном постановлении №1733 от 20 декабря 2019 года содержится информация об изменениях в правилах дорожного движения, которые непосредственно касаются предельно допустимой длительности вождения. Изменения призваны подогнать действующие нормы под европейский стандарт ЕСТР. Но здесь важно понимать, что Постановление касается исключительно физ. лиц, которые управляют автотранспортом массой свыше 3.5 тонны, тогда как для коммерческих рейсов актуальными остаются нормативы приказа от 2004 г. №15.
Каким образом ведется учет рабочего времени тахографом?
Главным контролирующим устройством, выполняющим мониторинг и фиксацию данных об РТО является тахограф. Это цифровой прибор, подключаемый к электропитанию авто для автофиксации:
Для грузовых и пассажирских перевозок по территории России используются бортовые самописцы с СКЗИ (система криптографической защиты информации), а для коммерческих поездок за рубеж – оборудование, работающее в соответствии со стандартами европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Учет режима работы и труда по тахографу устройство выполняет в автоматическом режиме:
Любое изменение в режим труда по тахографу записывается в памяти прибора, а также на электронном чипе личной карты водителя. Данные за определенный отрезок времени можно распечатать (по настоянию инспектора ГИБДД или другого уполномоченного лица). Поэтому бортовые самописцы оснащаются интегрированным принтером.
Виды карт, используемых с тахографом
Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.
Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:
Правила составления графика режима труда и отдыха по тахографу
Составление графиков ведется по различным схемам с ориентацией на способ учёта рабочего времени (суммированный или ежедневный).
Ежедневный план выбирается тогда, когда график стандартный – за неделю водитель должен отработать 40 часов, утвержденные законодательством. Здесь при 5-дневном графике на рабочий день отводится 8 часов работы, а при 6-дневном – 7. При этом в рабочие часы входит все время, которое сотрудник был занят делами предприятия, а не только то, которое он провел за управлением транспортным средством.
С суммированной схемой дело обстоит немного сложнее – делать расчёт приходится не на день, а на месяц, а иногда и на полгода. Предельно допустимая длительность рабочего дня шофера в данном случае не должна превышать 9 часов (2 раза в неделю на 1 час больше). При дальних поездках и для водителей пассажирских автобусов (также для шоферов инкассаторского, медицинского и коммунального транспорта) максимальное количество рабочих часов в день увеличивается до 12.
В общей сложности водитель должен находиться за рулём максимум 56 часов в неделю и максимум 90 часов за 2 недели.
Ненормированный рабочий день
Если в транспортной компании принят ненормированный рабочий день, то это не значит, что его работники могут нарушать режим чередования работы и отдыха. В данном случае:
Допускается утверждение графика с ненормированным рабочим днём только для водителей легкового транспорта (кроме такси) и для экспедиционных сотрудников.
Перерывы на отдых и обед
Наряду с суммарной длительностью времени труда, фиксируемой тахографом, для всех шофёров полагаются перерывы продолжительностью минимум 15 минут:
Обратите внимание, обеденный перерыв – это отдельное время. Его продолжительность должна составлять минимум 30 минут и максимум 2 часа. Этот отрезок времени тоже должен быть зафиксирован бортовым самописцем – шофер активирует режим «Отдых».
При ненормированном рабочем дне (дольше 8 часов) работник вправе взять дополнительный обеденный перерыв. При этом суммарно оба перерыва на еду не должны превышать 2 часов.
Длительные смены и перерывы между ними
Чтобы водитель грузового или пассажирского автомобиля мог полностью восстановить силы после длительного вождения, важно соблюдать периодичность и длительность интервалов, предназначенных для отдыха.
При ежедневной схеме составления графика продолжительность интервала между управлением ТС должна составлять вдвое больше, чем длится сама смена (обеденные перерывы тоже сюда включаются). Если рабочий день стандартный, 8-часовой, это позволяет ежедневно начинать смену в соответствии с нормами трудового законодательства – в одно и то же время.
В случае с суммированной фиксацией применяются другие нормы:
На протяжении недели работнику обязательно полагается непрерывный отдых длительностью минимум 42 ч. + отдых между сменами.
Равно как и перерывы на рейсе, продолжительные интервалы обязательно должны фиксироваться бортовым самописцем.
Ответственность за нарушение режима труда и отдыха по тахографу
За несоблюдение РТО на водителя, а также на других личностей налагаются штрафы, суммы которых приведены в таблице:
Ответственное лицо | Сумма штрафа в руб. |
---|---|
Водитель | 1.500-2.000 |
Должностное лицо | 7.000-10.000 |
ИП | 15.000-25.000 |
Юр. лицо | 20.000-50.000 |
Нормативные акты и штрафные санкции за игнорирование требований по РТО
Регламентируется ответственность за нарушение норм РТО статьей 11.23 КоАП России. Согласно третьему пункту данной статьи за переработку нарушителям грозят штрафы:
Привлечение юридических лиц к ответственности при этом возможно только при доказательстве факта неправильно составленного рабочего графика руководителем (уполномоченным лицом) предприятия. Если водитель самовольно нарушил правила, санкции будут применяться непосредственно к нему.
Более того, наказание также предусмотрено и за выпуск на линию транспорта, на котором не установлен тахограф:
Ответственное лицо | Сумма штрафа в руб. |
---|---|
Водитель | 3.000-5.000 |
Должностное лицо | 7.000-10.000 |
ИП | 15.000-25.000 |
Юр. лицо | 20.000-50.000 |
Соблюдение режима труда водителей по тахографу проверяется с каждым годом все основательнее. Штрафы применяются внушительные, а, чтобы их избежать и способствовать снижению ДТП как в Санкт-Петербурге, так и во всем мире, нужно знать и придерживаться законодательных норм как самим водителям, так и предприятиям.